Семья

По словам Чаплина, он вырос "в безрелигиозной семье" и к вере пришел сам, когда ему было тринадцать лет. Не женат, детей нет.

Биография

В 1985 году Чаплин поступил на работу в Издательский отдел Московского патриархата. По его рассказам, уже в то время он выступал за то, чтобы "Церковь давала право на жизнь самым разным формам проповеди и общения".

Так, в 1989 году он стал одним из организаторов первой выставки авангардной живописи на религиозные темы, а в начале 1990-х годов — автором предисловия к первой пластинке христианского рока.

В 1990 году Чаплин окончил Московскую духовную семинарию. В том же году он перешел на работу в Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП), который с конца 1989 года возглавлял архиепископ Смоленский и Калининградский Кирилл.

В 1991 году Чаплина рукоположили в диакона, а еще через год он стал священником, причем хиротония (таинство рукоположения) в обоих случаях была совершена Кириллом, к тому времени уже ставшим митрополитом.

В 1991 году Чаплин был назначен руководителем сектора общественных связей ОВЦС МП. Занимая этот пост, он в 1994 году окончил Московскую духовную академию и получил степень кандидата богословских наук.

В 1996-1997 годах Чаплин являлся членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России Борисе Ельцине.

В 1997 года священник возглавил секретариат ОВЦС МП по взаимоотношениям церкви и общества (должность занимал до 2001 года).

В 1999 году Чаплин был возведен в сан протоиерея.

В 2001 году Чаплин стал заместителем председателя Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, и оставался им до 2009 года. На этом посту он курировал секретариат по взаимоотношениям церкви и общества, секретариат по межхристианским связям, службу коммуникации и сектор публикаций.

В 2004 году, с момента создания экспертного совета Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, Чаплин вошел в его в состав.

Кроме того, в 2000-x годах он стал одним из членов Центрального комитета Всемирного совета церквей (ВСЦ) и Консультативного совета ОБСЕ по вопросам свободы религии и убеждений.

Чаплин последовательно защищал необходимость введения в школах предмета под названием "Основы православной культуры", который вызывал у многих опасения в связи угрозой клерикализации общества.

Предмет стал одним из вариантов курса "Основы религиозных культур и светской этики", который был введен экспериментально в 19 регионах страны в 2010 году.

В декабре 2008 года, после смерти патриарха Алексия II, митрополит Кирилл был избран местоблюстителем патриаршего престола, а 27 января 2009 года на Поместном соборе Кирилл был избран Патриархом Московским и всея Руси. Вскоре изменилось и положение Чаплина, который до 2009 года, оставаясь заместителем председателя ОВЦС, служил в храме Живоначальной Троицы в Хорошеве в Москве.

Диакон Андрей Кураев о том, что стоит за отставкой спикера РПЦ Всеволода Чаплина

В феврале 2009 года на Всемирном русском народном соборе он был избран одним из двух заместителей главы этого форума — патриарха.

31 марта 2009 года по решению Священного Синода РПЦ Чаплин стал председателем Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества, образованного на том же заседании с целью осуществления связей с органами законодательной власти, политическим партиями и "иными институтами гражданского общества".

В СМИ писали, что произошедшие на том заседании Священного Синода изменения были связаны с желанием новоизбранного патриарха Кирилла поставить на ключевые посты людей, которых он давно знает, "кирилловцев".

После того, как РПЦ и партия "Единая Россия" в 2009 году договорились о сотрудничестве, Чаплину и возглавляемой им структуре было поручено отслеживать законопроекты, обсуждаемые в Государственной Думе, вносить свои предложения и проводить консультации.

В мае 2009 года указом президента Дмитрия Медведева Чаплин вновь был введен в состав Совета по взаимодействию религиозными объединениями.

Осенью 2009 году Чаплин по указу президента Медведева "Об утверждении членов Общественной палаты" стал ее членом. В Общественной палате он вошел в состав двух комиссий — по межнациональным отношениям и свободе совести, и по региональному развитию и местному самоуправлению.

В декабря 2009 года Чаплин стал настоятелем храма святителя Николая на Трех Горах в Пресненском районе Москвы.

В январе 2012 года в СМИ широко обсуждалось предложение Чаплина о создании в стране "православной" или просто "христианской" политической партии, либо соответствующих групп в уже существующих крупных партиях. При этом протоиерей подчеркивал, что РПЦ не может давать благословения или оказывать "эксклюзивную" поддержку такого рода партии.

Весной 2012 года Чаплин принял активное участие в обсуждении скандальной акции феминистской панк-группы PussyRiot в Храме Христа Спасителя в Москве. Пять девушек из этого объединения перед алтарем храма "исполнили" песню "Богородица, Дево, Путина прогони", через некоторое время против них было возбуждено уголовное дело, и несколько участниц движения были арестованы.

Чаплин назвал выступление PussyRiot "хамским вызовом" православным христианам, и заявил, что "кощунственное действие должно получить должную правовую оценку".

В марте 2012 года Чаплин привлек внимание прессы предложением проверить на экстремизм "работы Ленина, Троцкого и других лидеров большевиков".

В апреле 2012 года, комментируя скандальное заявление адвоката Дагира Хасавова, пригрозившего "залить страну кровью", если мусульманам помешают вводить в России суды шариата, Чаплин заявил, что следует позволить исламской общине "жить по своим правилам" и назвал такой путь "актуальным в будущем и для России, и для Западной Европы".

В декабре 2014 года высказал мнение, что доминирование США в мире подходит к концу и Россия призвана свести его на нет:

"Не случайно мы часто ценой собственной жизни, ценой очень серьезного физического ослабления государства останавливали все глобальные проекты, которые не были согласны с нашей совестью, с нашим видением истории и, я бы сказал, с Божией правдой. Это наполеоновский проект, это гитлеровский проект. Остановим и американский проект!".

20 декабря 2014 года в интервью Казанской газете "БИЗНЕС Online" Чаплин сделал несколько неоднозначных заявлений:

"Я постоянно говорю моим друзьям-либералам, с которыми общаюсь больше 30 лет: вы зря считаете, что вы выиграете от "оранжевой революции" в России. В этой революции, если она, не дай Бог, состоится, будете участвовать не вы, а с одной стороны — псевдорусские нацисты, с другой — псевдомусульманские боевики".

В мае 2015 года Чаплин прокомментировал "Русской службе новостей" логотип, придуманный екатеринбургским дизайнером Анатолием Патрушевым для РПЦ. Знак представляет собой комбинацию утвержденного не так давно символа рубля с очертаниями православного креста.

"Я рекомендовал бы этому господину сделать изображение своего лица в соединении с ценником. Все. Абсолютно все по этому поводу, и ни слова больше", — заявил Чаплин, назвавший "этим господином" дизайнера-провокатора.

Анатолий Патрушев представил "логотип РПЦ" на фестивале невоплощенных рекламных концепций Fakestival. Своей концепции он дал подробное объяснение и даже название — "Церковь, понятная для людей".

В мае 2015 года Чаплин усмотрел за дискуссией по поводу резонансной свадьбы 17-летней девушки и 57-летнего начальника местного РОВД в Чечне информационную атаку противников традиционной семьи.

"Любопытно, что те круги, которые сейчас критикуют фактически существующую на Северном Кавказе полигинию, то есть многоженство, нередко выступают за однополые браки", — заявил Чаплин "Интерфаксу".

По его словам, на международных мероприятиях ему приходилось слушать выступления сторонников любых так называемых новых форм семьи, "вплоть до педофильской или включающей в себя пять-шесть человек разного пола или одного пола, а вот исламское многоженство отрицалось".

Чаплин известен своими консервативными взглядами. По сведениям СМИ, он считает теорию Дарвина "гипотезой" и протестует против того, чтобы она преподавалась как "не подлежащая оспариванию научная истина".

Сообщалось также, что Чаплин выступал противником эвтаназии и абортов, называя их неприемлемыми методами. Отрицает Чаплин и гомосексуальные браки.

У Чаплина много наград. Уже в 1996 году он получил орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени, в 2005 — орден святителя Иннокентия, митрополита Московского, в 2010 году — орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени — "в связи с 25-летием служения в Синодальных структурах Русской Православной Церкви".

В 2009 году он получил орден Дружбы — "за большой вклад в развитие духовной культуры и укрепление дружбы между народами". Также известно, что в 2003 году Чаплин был награжден Императорским Орденом Святой Анны II степени (династической наградой дома Романовых в эмиграции).

Слухи, скандалы

В 2003 году он выступал в защиту верующих, разгромивших выставку "Осторожно, религия" в музее им. Сахарова (их оскорбили изображение Христа на фоне рекламы кока-колы со словами "Это кровь моя", дорожный знак в виде иконы, означающий "прочие опасности" и другие элементы экспозиции). Комментируя произошедшее, Чаплин заявил, что "наша правовая система должна… уважать этот взгляд".

В 2006 году Чаплин от лица РПЦ настоятельно рекомендовал православным не ходить на концерт американской певицы Мадонны, чьи выступления и ранее вызывали гневную реакцию представителей разных конфессий, поскольку та в ходе своего шоу "для иллюстрации собственных страстей эксплуатирует распятие, статуи Божьей Матери и другую религиозную символику".

В 2008 году Чаплин выступал с предложением создавать православные народные дружины, которые смогут "навести порядок в своем месте проживания". В том же году в прессе появились сообщения, что они уже создаются, однако публиковались и сведения, что слухи о создании подобных дружин были сильно преувеличены.

В конце 2010 года Чаплин высказал мнение, что русские женщины своим вызывающим видом и манерами провоцируют мужчин на изнасилование, а затем предложил придумать "общероссийский дресс-код". Это заявление вызвало бурю критики в СМИ, его даже назвали "эпатажным" и нарушающим Конституцию.

В Интернете начали собирать подписи под петицией патриарху Кириллу, авторы которой настаивали на том, что внешний вид человека – его частное дело. В то же время глава Чеченской республики Рамзан Кадыров поддержал идею Чаплина, заявив, что "у русского народа всегда почитались и благопристойность, и скромность женская". Понравилось предложение протоирея и Всероссийскому муфтияту.

Широкий резонанс в прессе вызвало и другое заявление Чаплина по поводу внешнего вида. В 2011 году протоиерей высказал мнение, что священнослужителям необходимо иметь дорогое облачение, чтобы поднять престиж церкви и на равных говорить с "сильными мира сего, которые меряют отношение к человеку деньгами".

По этой же причине, по его словам, им необходимо также ездить на хороших машинах. Его заявление вновь стало поводом для критических замечаний в прессе, которая, комментируя выступление Чаплина, вспомнила о часах патриарха Кирилла марки Breguet стоимостью около тридцати тысяч евро, замеченных на руке главы РПЦ во время его визита на Украину в 2009 году.

В декабре 2015 года стало известно, что члена Общественной палаты Всеволода Чаплина отстраняют от деятельности Русской Православной Церкви. По слухам, Чаплин решил создать собственное СМИ.

Однако в СМИ продолжают обсуждать скандальный перекус Чаплина в "Макдональдсе".

Родился 31 марта 1968 г. в Москве.

В 1990 г. окончил Московскую духовную семинарию, в 1994 г. — Московскую духовную академию. Защитил кандидатскую диссертацию «Проблема соотношения естественной и богооткровенной новозаветной этики в современной зарубежной инославной и нехристианской мысли».

21 апреля 1991 г. рукоположен в сан диакона, 7 января 1992 г. — в сан пресвитера.

С 1985 г. — сотрудник Издательского отдела, с 1990 г. — Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

Возглавлял cекретариат ОВЦС МП по взаимоотношениям Церкви и общества. В 2001-2009 гг. — заместитель председателя Отдела внешних церковных связей.

В 1990-2000 гг. состоял членом Центральных комитетов Всемирного совета церквей (ВСЦ) и Конференции европейских церквей (КЕЦ), был сомодератором комиссии «Церковь и общество» КЕЦ, членом комиссии Церквей по международным делам ВСЦ.

В 1999 г. возведен в сан протоиерея.

С 31 марта 2009 г. по 24 декабря 2015 г. — председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества (см.

Протоиерей Всеволод Чаплин: патриарх долго не продержится

журнал № 18 за 2009 г. и журнал № 98 за 2015 г.). До декабря 2015 г. — заместитель главы Всемирного русского народного собора.

С 22 марта 2011 г. по 24 декабря 2015 г. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви (по должности).

В 2009-2016 гг. — настоятель храма святителя Николая Чудотворца на Трех Горах г. Москвы.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 11 февраля 2016 г. назначен настоятелем храма прп. Феодора Студита (Смоленской иконы Божией Матери) у Никитских ворот г. Москвы.

Занимал должность председателя Экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси, входил в состав Синодальной библейско-богословской комиссии.

Был автором и ведущим программ «Комментарий недели» (ТВ «Союз»), «Время доверия» (Радио «Комсомольская правда»), «Вечность и время» (ТВ «Спас»).

Входил в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России (до января 2016 г.).

Член Союза писателей России. Действительный член Академии российской словесности.

Всеволод Чаплин: православная политика

Протоиерей Всеволод Чаплин, как представитель церковной оппозиции

Сначала насладимся величием открывшейся панорамы. Патриарх Кирилл (Гундяев) и Синод РПЦ МП отправляют в отставку многолетнего (и единственного за всю историю) руководителя Отдела по взаимодействию Церкви и общества. Отдела, созданного в 2009 году, при начале нынешнего патриаршества, в качестве ключевого звена «нового позиционирования» РПЦ МП для реализации «императивов Патриарха». Императивы состояли, главным образом, в доведении «до совершенства» идеи симфонического двоевластия, то есть провозглашения Патриарха соправителем Путина.
Никакой благодарности «за многолетние труды» (а ведь до ОВЦО Чаплин еще 19 лет проработал с Кириллом в ОВЦС) при этом не выражается, а сам ОВЦО распускается. Таким образом, признается полный крах «нового позиционирования», которым о.

Протоиерей Чаплин готовит «черную революцию»

Чаплин занимался почти 7 лет. Весьма деликатные функции взаимодействия с миром большой политики передаются от яркого и скандального Чаплина невыразительному и гламурному Легойде.
И – в довершение картины – о. Всеволод моментально выступает с обличениями Патриарха, вообще всей сервильной системы Московской патриархии, говорит о ее позорном сращивании с коррумпированным чиновничеством и об отсутствии в РПЦ МП какой-либо коллегиальности (или, на церковном сленге, соборности). Еще полшага – и он скажет, что РПЦ МП вообще не Церковь…
Понятна некоторая растерянность масс-медиа. Если между Патриархом и его ключевым спикером действительно существовали глубокие идейные противоречия, то отставка должна была произойти гораздо раньше. Ведь степень скандальности и провокационности высказываний о. Всеволода не сильно возрастала в течение последних лет.
Он оставался верен тональности, взятой им еще в 2009 году, лишь слегка адаптируя текст к текущей политической ситуации. И всегда казалось, что Патриарху это нравится, что устами Чаплина он озвучивает то, о чем самому сказать неудобно или неприлично. Это, если угодно, роль королевского шута, весьма востребованная любой авторитарной системой.
Такую роль при Путине, например, успешно исполняет Владимир Жириновский. Ведь если Чаплин и перегибал палку, то всегда лишь «в интересах Родины», против всяческого либерализма, пацифизма, гуманизма и прочих западных ценностей. Иногда апробированное Чаплиным вскоре высказывал и Патриарх, что укрепляло ощущение незыблемой прочности их союза.
Принять реальность глубоких идейных разногласий Кирилла и Чаплина сразу невозможно, поэтому большинство СМИ ухватилось за «спасительную версию» о «МакДональдсе». Дескать, Чаплин вынудил себя уволить за то, что в разгар новой холодной войны позволил себе отужинать в американском ресторане, где был застигнут врасплох блогерами.
Ведь если отбросить эту версию, то придется признать одно из двух: либо Патриарх осуждает ультрапатриотическую ксенофобскую риторику Чаплина и переходит на рельсы "просвещенного патриотизма" a la Медведев, либо Чаплин сознательно провоцировал все это время Патриарха, втайне лелея горделивую мечту возглавить церковную оппозицию. А место лидера церковной оппозиции дорогого стоит, если признавать неизбежность распада нынешней политической системы РФ и связанного с ним распада Московской патриархии на «осколки».
Кто-то предположит: Чаплин не думает «так далеко», не мыслит стратегически, а действует под влиянием типично российского мотива «Я устал, я ухожу…». Зная характер и пристрастия о. Всеволода, в общем-то, можно найти почву для подобных предположений. Но они совершенно не подкрепляются воинственной риторикой, звучащей в его первых комментариях на свою отставку.
Вслушаемся в эту риторику еще раз: «Тональность в отношениях с государством, которую все больше принимает Церковь, неправильна, нам нужно больше выступать критически по отношению к безнравственным и несправедливым действиям власти, нам нужно более прямо говорить с обществом…
Нам вообще нужно говорить пророчески, а не оглядываться каждый раз на то, кто что подумает и скажет, и не бояться поссориться с сильными мира сего… Надо прежде всего обратить внимание на огромное количество безгласной челяди, которая окружает Его святейшество…
Никто не отнимет у меня моей позиции, моего голоса, моего права спорить с кем угодно, будь то патриарх, высокие государственные чины или общественно-медийные авторитеты. Буду теперь это делать в полный голос… В этой ситуации лучше сказать правду, чем бесконечно ждать каких-то благ".
Дух Савонаролы целиком овладел Чаплиным, когда он давал интервью оппозиционному телеканалу “Дождь”, где, вероятно, он теперь станет частым и желанным гостем: “Его святейшество думает, что в Церкви должен звучать только его голос. Но это больше никогда не будет так…
Сейчас проводится попытка исключить в Церкви любые независимые голоса, любых людей, которые могут громко и самостоятельно высказываться. Но никто не отнимет у меня мой голос и мою позицию… Церковь не должна улыбаться и обниматься с людьми, которые хорошо известны как коррупционеры… Сегодня власть не у того, кто может кого-то назначить или уволить, а у того, кто влияет на общество прямым способом».
Это прямой вызов Патриарху (да и, в некоторой мере, Путину). Более жесткий и решительный, чем интеллигентные рассуждения бывшего редактора “Журнала Московской патриархии” Сергея Чапнина, уволенного неделей ранее. Хотя, конечно, и менее тонкий вызов.
Но тысячи обиженных священников, задушенных поборами патриархии и самодурством местных епископов, безгласные миряне, которые должны лишь без конца «жертвовать на церковь» и не смеют противостоять беззакониям иерархии, да и вообще весь российский народ, генетически склонный к радикализму, ждут именно жесткого и решительного лидера. Брутального как Чаплин.
Даже Кураеву с его «голубым лобби» не хватает напора. Если Чапнин лишь намекает, что “после Нового года” предпримет какие-то “новые проекты”, а Кураев устало постит в Фейсбуке однотипные рассказы про «голубизну», то Чаплин формулирует свою предвыборную программу.
Почему предвыборную? Потому что — напомним — именно здесь и сейчас начинается борьба за пост лидера церковной оппозиции, ключевого для той эпохи распада авторитаризма, на пороге которой стоит Россия.
Программа Чаплина состоит пока из двух пунктов, к которым можно свести приведенные выше цитаты.
Первое. Борьба с коррумпированной властью: Церковь должна не поддерживать ее и улыбаться, позируя под ручку с жуликами и ворами, а пророчески обличать их (поднимая, стало быть, народ на борьбу). (Оговорка насчет Украины в интервью о. Всеволода «Интерфаксу» погоды не делает — теперь понятно, что и там власть удерживают коррупционеры, и Третий Майдан в обозримой перспективе вполне вероятен.)
Второе. Борьба с узурпацией власти в Церкви Кириллом: восставшему духовенству и мирянам больше не нужны подачки с патриаршего стола, а патриаршей «безгласной челяди» больше никто не верит. «Сегодня власть не у того, кто может кого-то назначить или уволить, а у того, кто влияет на общество прямым способом».
Ведь это Чаплин прямо говорит о том, что Кирилл больше «не при делах» и его увольнения ничего не значат, а власть переходит к лидеру восставших — к «тому, кто влияет на общество прямым способом». По сути, программа Чаплина — это призыв к революции в государстве и в РПЦ МП, сопровождаемый утверждением, что она, революция, уже началась.
Звучит захватывающе, но не блефует ли он? Действительно ли есть у Чаплина возможность «влиять на общество прямым способом»? Каковы инструменты этого влияния? Не вскружили ли ему голову слишком частое хождение в кремлевские кабинеты и на парламентские трибуны, слишком заискивающие взгляды «системных» политиков?…
Проблема состоит в том, что при огромном протестном потенциале в современной России весьма затруднена организация, институциализация протестного движения. Как в светском обществе, так и в РПЦ МП.
Публичное пространство очень жестко контролируется репрессивной (именуется также правоохранительной) системой, и любые попытки «что-то организовать» так же жестко пресекаются. Конечно, в Церкви их пресекать труднее, чем в государстве, — здесь все держится на тесной спайке с Кремлем и на экономическом всевластии епископата.
Правда, существует немало симптомов того, что эта спайка ослабевает, и Кремль начинает подозревать, что нынешний Патриарх доставляет ему больше проблем, чем пользы. Епископат тоже не столь монолитен, как кажется.
Если Чаплин знает об этом немного больше, чем мы с вами, то его расчет может оказаться вполне точным. Либо он идет на некоторый риск, ожидая в ближайшее время значительного ускорения социально-политических процессов на фоне ужесточения экономического кризиса в РФ. А ведь действительно, нет особых причин ожидать, что этот кризис «рассосется» чудесным образом.
Вторая большая проблема: возможна ли в современной РФ и, в том числе, в РПЦ МП серьезная оппозиция справа? С одной стороны, официальная пропаганда, в том числе церковная, полностью приватизировала ультраправую риторику и разве что совсем уж маргинальные ее формы преследуются как экстремизм.
Частью этой официальной пропаганды, причем довольно радикальной, был и сам протоиерей Чаплин, провозглашавший «священные войны» и благословлявший использование ядерного оружия.
Российской оппозиции затруднительно выступать против власти под националистическими, ксенофобскими и изоляционистскими лозунгами. Вместе с тем, преступления режима направлены против очевидных гражданских и экономических свобод, что вольно или невольно вынуждает борцов с этим режимом выступать с позиций защиты таких свобод — то есть с позиций, именуемых пропагандой режима «либеральными».
Вспомним два пункта программы Чаплина: обличение коррумпированной власти и возрождение соборности (читай: демократии) в Церкви. Чем не «либеральная» программа? Но условным церковным «либералам» трудно принять Чаплина после всей его погромной риторики, которой он шокировал публику многие годы, а условным церковным «консерваторам» не менее трудно принять новые «либеральные» лозунги Чаплина.
Вокруг него может объединиться не столько идейно зашоренная, сколько прагматическая церковная оппозиция — то есть часть епископата и масса духовенства, недовольные поборами и причудами Патриарха и мечтающие о демонтаже Московской патриархии как сверхцентрализованной авторитарной структуры.
Как бы то ни было, увольнение Чаплина возвращает в нашу жизнь Большую церковную политику, какой не было уже с начала 2000-х гг. А в нынешних условиях Большая церковная политика — это способ встрепенуться, стряхнуть с себя кадильную пыль и подумать, в чем состоит миссия христиан в мире и как надо искать Истинную Церковь среди всех этих «духовных скреп» и «свечных заводиков».
Это и есть то, что Чаплин называет «пророческим служением». И уже за это надо выразить Высоким Противоборствующим Сторонам свою христианскую благодарность.

Опубликовано: 25 Декабря, 2015  10:46 ⁄ Просмотров: 2128 ⁄Печать

Поделитесь этой статьёй с друзьями в социальных сетях

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *