Протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ родился в 1937 году в семье репрессированного бухгалтера и впоследствии священника Михаила Кречетова. Окончил школу в 1959 году, и тогда же был зачислен в Московский лесотехнический институт, спустя три года после окончания которого, последовав примеру отца, поступил в московскую семинарию.
Рукоположен 12 января 1969-го, в 1973 году окончил Московскую Духовную академию. За долгие годы своего служения имел возможность общаться со многими выдающимися пастырями, в том числе с отцом Николаем Голубцовым, отцом Иоанном (Крестьянкиным), отцом Николем Гурьяновым. Сейчас о.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово.

Валериан — духовник  Московской епархии и настоятель Покровского храма села Акулово Одинцовского района.

ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕРИАН КРЕЧЕТОВ: ИСПОВЕДЬ – НЕ РОМАН, А БОРЬБА

Нескучный сад

22 сентября 2008 г.

Как рассказывать священнику про грехи? Необходимо ли чувство покаяния на исповеди? Стоит ли ждать после исповеди душевного облегчения? Эти неофитские вопросы часто остаются «больными» и для самых опытных прихожан. Многие из нас стесняются отвлекать священника по мелочам своими слишком «простыми вопросами». Чтобы восполнить этот пробел, «простые вопросы» об исповеди корреспондент «НС» Дмитрий РЕБРОВ задал старшему духовнику Московской епархии, настоятелю Покровского храма в подмосковном селе Акулово протоиерею Валериану КРЕЧЕТОВУ.

Возможно ли покаяние «без посредников»?

– Отец Валериан, как бы вы объяснили человеку малоцерковному, что такое исповедь и зачем она вообще нужна?

– Когда-то моему отцу, тоже священнику, на экзамене в духовной академии профессор задал вопрос: скажите, молодой батюшка (а батюшке было уже пятьдесят с лишним лет, он в 49 лет пошел в семинарию), что Господь делает, когда хочет человека призвать к Себе? Папа ему отвечал и так и эдак, старый профессор соглашался, поддакивал и под конец все-таки решил уточнить: ну а что главное? И сам отвечает: Он посылает человеку тугу душевую, скорбь, чтобы человек искал Бога, чтобы человек почувствовал, что не может средствами земными избавиться от этого состояния. И я думаю, это очень верный ответ! В своей жизни человек неизбежно сталкивается со следствиями греха. Есть такое изречение: живи днем так, чтобы ночью ты спал спокойно. Это изречение народной мудрости, ведь впечатления дня действительно беспокоят сон. Вроде все прошло, а все равно человек задумывается над тем или иным событием и слышит некий голос, который ему о чем-то говорит… Это голос совести. Иногда человек, видя безвозвратность сотворенного, делает страшные шаги: пытается избавиться от этой жизни, например, или начинает пить. Люди впадают в состояния еще более пагубные, чем те, от которых они убегают. Все это анестезия: человек не может вылечить болезнь, но убирает ее симптомы. Поиски выхода и являются основанием потребности покаяния, одной из основных причин, заставляющих человека идти в Церковь и на исповедь.

– Часто спрашивают: зачем человеку церковная исповедь, зачем ему идти в храм, неужели нельзя каяться самому, например, дома, без «посредников»?

– Если исповедь в храме по каким-то причинам невозможна, можно исповедоваться и так, «без посредников». Но сможет ли неофит услышать, когда Господь ответит: «Хорошо, Я тебя простил»? Святой Иоанн Кронштадтский, когда как-то согрешал, молился, пока не получал у Бога прощения. Но у неофита разве такая степень общения с Богом?

У человека есть естественная потребность в общении. Но и в общении с человеком, и в общении с Богом очень важно не просто быть понятым, но и иметь видимый знак того, что тебя кто-то понимает. Господь так установил, чтобы человек получал Его прощение через другого человека – священника: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 23).

– Когда человек приходит на исповедь, иногда возникает вопрос: а в чем конкретно исповедоваться? Совесть вроде бы «не болит», ни в чем не обличает, никого не убивал, не грабил.

– Да, совесть в первую очередь обличает человека в тяжелых грехах. Но если совесть ни о чем не говорит, то это часто значит лишь то, что совесть открывает рот, а ей этот рот затыкают. Святые отцы говорят: когда человек входит из света в темную комнату, то он сначала ничего не видит, потом, когда глаза его привыкают к темноте, он начинает видеть крупные объекты, потом мелкие, ну а если зажечь свет, то начинает видеть все. Также и человек, который начинает следить за своею внутренней жизнью, сначала видит только крупные грехи, потом помельче. А потом благодать даст ему свет для того, чтобы он мог «зрети своя прегрешения» – об этом мы просим Бога Великим постом в молитве святого Ефрема Сирина.

В каких грехах каяться – это вопрос времени. Вначале человек многого не понимает, не замечает, но в самом таинстве благодать, Дух Божий начинает человеку открывать видение его грехов. И человек, может быть, не осознавая даже, в чем именно он грешен, чувствует все равно свою греховность. Исповедование грехов – это осмысление, но есть еще и состояние чувств, человек сознает, что он грешен по сравнению со святостью – вот это и есть действие благодати.

Мой отец родился в 1900 году, то есть его молодость как раз пришлась на послереволюционные годы: все эти новые веяния, свобода… и он отдалился от Церкви. Его мама, моя бабушка, попросила его как-то пойти в церковь Великим постом и причаститься, сказала, мол, если сделаешь это, то я тебе в ноги поклонюсь. «Ну что ты, мама, я и так схожу», – ответил он и пошел на Арбат в храм к отцу Владимиру Воробьеву (деду нынешнего ректора ПСТГУ прот. Владимира Воробьева). Он пришел на исповедь, и у него не было никаких мыслей о покаянии: стоял, рассматривал молодых девушек в храме. Подошла его очередь, он стал на колени и на вопрос священника: «Ну что скажете, молодой человек?» – папа ответил: «Мне нечего сказать». – «А что же вы пришли?» – «Меня мама попросила». Тогда священник помолчал немного и ответил: «Это очень хорошо, что вы маму послушали», – накрыл отца епитрахилью и начал читать разрешительную молитву. «Что произошло со мною, я не понимаю до сих пор, – рассказывал потом мне отец. – Я зарыдал, как только из крана течь может вода, и когда шел обратно, то уже ни на кого не смотрел. Мир для меня стал совершенно иным». С этого времени отец стал ходить в Церковь, потом промыслом Божиим попал в тюрьму, сидел там в одних камерах с исповедниками и стал после тюрьмы священнослужителем.

Грехи, которые мы чаще замечаем в других, есть и в нас

– Но все-таки есть какие-то способы подготовиться к исповеди?

– Можно было бы посоветовать что-то почитать в этом направлении, есть хорошая книга отца Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди», еще что-то, но тут очень сложный момент: появилось много таких перечислений, в которых мы находим некое «смакование» грехов. И нужно быть очень осторожным с такими списками, потому что они иногда становятся своего рода учебниками, так как там есть такие грехи, о которых человек и не думал никогда. О плотских грехах вообще не нужно подробных описаний читать, потому что такие описания пачкают душу. А что же касается остального, то лучше просто прислушиваться к своему внутреннему состоянию. Когда мы видим в человеке недостаток, тот факт, что мы этот недостаток замечаем, значит, что этот грех есть и в нас. Вы помните про сучок в чужом глазу и бревно в своем? Что это такое, этот сучок? Сучок растет на бревне, а бревно – это страсть. Сучок – это грех, то есть конкретное проявление страсти. Но если вы не знаете, что это за дерево, что это за бревно, то вы никогда и не догадаетесь, что это именно за сучок! Как теперь принято говорить: каждый понимает в меру своей испорченности. Так вот мы именно тот грех замечаем в другом человеке, ту страсть понимаем, что есть и в нас самих.

– Некоторых людей смущает, что прощение, выходит, получить легко: пошел погрешил, потом покаялся, потом опять погрешил, опять покаялся – и можно снова? Никакого наказания?

– Это почему ж, это кто же вам такое сказал?! Грех прощен на исповеди, но что-то человек все равно терпит: классический пример – это благоразумный разбойник, который был распят рядом со Спасителем. Он покаялся, и Господь ему сказал: сегодня же со Мною будешь в раю. Ничего нечистого в рай не войдет, то есть Господь уже очистил его, простил ему грехи, но, несмотря на это, разбойник остался ведь висеть на кресте! И мало того, как гласит Евангелие, ему еще и перебили голени (Ин. 19, 32). Человек все равно что-то терпит, хотя и несоизмеримо с тем, что он должен бы понести за свои грехи.

– Многие христиане, хотя и исповедуются каждую неделю, все равно остаются грешниками, на вид ничем особенно не отличаясь ото всех прочих людей, да и каются часто в одних и тех же грехах, получается, исповедь им не помогает?

– Ничего подобного, кто постоянно над собою трудится, тот отличается. Что же касается одних и тех же грехов, то и апостолу Павлу было дано «жало в плоть», искушение, чтобы тот не превозносился. Как говорят: до последнего издыхания, даже до райских врат идет у человека борьба с грехом. Мария Египетская покаялась, но 17 лет еще после этого она боролась!

– Необходимо ли чувство покаяния на исповеди? Некоторые просто называют свои грехи без видимых чувств, это тоже нормально?

– Смысл борьбы со грехом не в том, чтобы человек его просто называл, а чтобы грех ему стал противен и мерзок! Когда мы были на Афоне, один батюшка спросил одного духовника: а почему, мол, бывает так, что мы причащаемся, каемся и опять те же грехи совершаем? И тот ответил: это просто боль сердечная не пересилила грех!

Если ты просто перечисляешь грехи, это значит, борьбы у тебя внутренней с грехом нет. Покаяние – это ведь и есть обретение в себе покаянного чувства. А чувство это от Бога – сердцу ведь не прикажешь. Но иногда и просто назвать свой грех на исповеди – это уже большой труд, усилие!

Исповедью покаяние только начинается, покаяние – это стержень всей духовной жизни. Молитва на исповеди, которую читает священник, – ее начало священник обычно читает всем сразу, а окончание уже каждому лично: «прощаю и разрешаю», – так вот начинается она в том числе и такими словами: «…подаждь ему (кающемуся, которому молитвой прощаются грехи) образ покаяния»! А что же было до этого, спросите вы? Он же уже вроде покаялся, а мы читаем вдруг: «…подаждь ему образ покаяния»! А это для того, чтобы показать, что исповедью просто начинается новая ступень покаяния.

Вы помните, как апостол Петр в Евангелии припал к ногам Спасителя и сказал: «Изыди от меня, яко аз грешен есмь»? Вот это и есть покаянное состояние, которое испытал и мой отец, когда почувствовал благодать Божию!

– Некоторые люди, придя в Церковь, после первой исповеди круто меняют свою жизнь, а некоторые, наоборот, почти не меняются, по-прежнему живут со своими грехами. От чего это зависит?

– От решимости. А для решимости нужно просить помощи Божией и еще терпения. Как-то лет сорок назад мы разговаривали с отцом Иоанном (Крестьянкиным), он еще молодой был, и он спросил, читал ли я у апостола Иакова такие слова: «Не хватает мудрости – проси мудрости». «Так вот, – спрашивает, – вы как думаете, что это за мудрость? Соломонова? Нет, это терпение!» Терпение – это искусство духовное. С помощью его и получается по-настоящему избавиться от греха.

– Иногда после исповеди наступает чувство душевного облегчения, а иногда нет. Что это значит, стоит ли ждать такого чувства от каждой исповеди?

– Если оно есть, то и слава Богу, но ждать его не нужно. Оно не обязательно должно появляться, и если оно не появляется, то это показывает, что нужно работать, что в борьбе с грехом расслабляться нельзя. И вообще духовных состояний не нужно ждать. Если они даются – хорошо, но ни ждать, ни гоняться за ними категорически не стоит. Если вы не чувствуете облегчения душевного после исповеди, то это не значит, что ваша исповедь не принята. Есть такая история у святых отцов: один человек все время каялся, каялся, а его все не покидало чувство тяжести, и отцы в обители стали за него молиться: Господи, он же так кается, почему Ты не простил ему до сих пор? И им был ответ: Я давно простил его, но страдание нужно ему для спасения.

– Насколько подробно положено описывать свои грехи на исповеди? Можно ограничиться названиями или обязательно посвящать священника в детали?

– К сожалению, если каждый будет описывать в подробностях, то это может затянуться до вечера. Плотские грехи вообще не стоит рассказывать в подробностях. К тому же когда рассказывают обстоятельства – по моему опыту, в этом часто есть элемент некоего оправдания самого себя. Иногда люди начинают пересказывать весь свой трудовой день: мне приносили порой целые тетради, потому что если начать описывать, что ты сделал за неделю или за месяц, то это сплошные романы начинаются!

Главное – это не подробности, а борьба: если назвал грех, то должен все-таки бороться с ним. Если нет настоящей борьбы с грехом, то никакие подробности тут не помогут.

 
 

Материал из Энциклопедия S.T.A.L.K.E.R.

Отец Валерьян — лидер Одиночек в S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо. Является основателем базы нейтралов на старой ферме.

«Ты пойми суть момента: у вольных сталкеров теперь своя база есть, да и Кордон наконец-то в надёжных руках! Заживём теперь!» — Отец Валерьян

Обладает незаурядными лидерскими качествами, харизмой и пользуется авторитетом у сталкеров.

Краткая биография

Отец Валерьян посещал зону отчуждения ещё в 2000-ом году. Тогда они с товарищами собирали металлолом для переплавки. После второго взрыва образовалась Зона. Сначала сталкеры не решались отправляться на аномальную территорию, но потом преодолели страх и вновь занялись сбором металлолома. Однажды они нашли свой первый артефакт — редчайшую в те времена вещь — и продали за огромные деньги.

Протоиерей Валериан Кречетов: «Две вещи просите: прощения грехов и благодати Божией»

В 2011-ом году Валерьян начинает объединять сталкеров, обосновавшись на старой ферме и организовав там укреплённую базу. По словам торговца Шилова, Отец разрешил каждому выбрать занятие по душе. Сам же Валерьян лестно отзывается о Шилове и механике Фургоне. Благодаря сплочённости и организованности нейтралам удаётся дать отпор военным и взять Кордон под свой контроль.

Отец Валерьян верит в светлое будущее одиночек. Он планирует завершить обустройство базы и начать призывать под свои знамёна всё новых сталкеров, а также нанести упреждающий удар по бандитам. В дальнейшем лидер одиночек собирается отправиться к центру Зоны, куда, по его словам, мечтает попасть каждый сталкер. По признанию самого Валерьяна, у него уже есть опыт руководства и он способен повести за собой людей.

Валерьян не задаётся загадками Зоны. Он, как и многие другие сталкеры, рассматривает её лишь как источник заработка.

Роль в сюжете S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо

Люди Валерьяна берут в плен командира блокпоста — майора Халецкого, когда тот нарушает договорённости со сталкерами и крадёт у них кейс с важным хабаром, предназначавшимся для Сидоровича. Сам Валерьян сожалеет о столь поспешных действиях, но отпустить заложника не может, так как это спровоцирует массированную атаку военных на базу нейтралов.

Халецкий не собирается раскрывать местоположение кейса, потому что надеется на помощь сослуживцев, расположившихся неподалёку. По просьбе Валерьяна наёмник Шрам при поддержке сталкеров уничтожает два отряда военных. После гибели соратников Халецкий вынужден рассказать про кейс.

Тайники

У Отца Валерьяна можно получить наводки на следующие тайники:

Название тайника Стоимость тайника Содержимое тайника
Ящик с оружием и патронами Даётся по сюжету бесплатно модифицированная Фора-12, 9х18 мм +P+
Рюкзачок на отшибе 600 RU Водка x2, антирад x3

Интересные факты

  • Прозвище персонажа вполне совпадает с его манерой разговора: в речи Отца часто можно услышать фразы на библейский манер и интонации проповедника.
  • Вероятно, имя было заимствовано у реального человека — игумена отца Валериана, участника страйбольных игр S.T.A.L.K.E.R, чья внешность была использована при создании Бороды.
  • В Рыжем лесу можно найти труп Отца Валерьяна недалеко от старого танка. Если вернуться на Кордон, то этого персонажа можно обнаружить на базе нейтралов: целым и невредимым. Нельзя однозначно сказать, что это: пасхальное яйцо или невнимательность разработчиков. Руслан Диденко в одном из интервью на вопрос о двойнике комментариев не дал.
  • При нападении на базу нейтралов Отец Валерьян исчезает до наступления затишья.

Примечания

  1. ↑Если пойти от базы нейтралов в разных направлениях, можно услышать, как Валерьян ведёт переговоры с другими одиночками: Гоблином, Косым, Пузом и Василием.

Труп Валерьяна в Рыжем лесу

КОММЕНТАРИИ262

Вход не с той стороны (СИ)
Александр Башибузук

Не осилил первую книгу…..гигабайты перечислений видов оружия и их характеристик, а в промежутке развивается нудный сценарий (если это можно так назвать)….не советую.

Юрий   17-09-2018 в 18:07   #261Живите вечно. Повести, рассказы, очерки, стихи писателей Кубани к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне
Александр Васильевич Стрыгин

Живущий ныне, помни о войне!
Пол-века назад, на стихи поэта-фронтовика, офицера Брестского гарнизона Михаила Ивановича Петрова "Раны сердца", была написана песня-баллада "ПОМНИ ВОЙНУ!" (Музыка Г. Шапошникова, слова М. Петрова), которая посвящалась героическим защитникам Бреста.
И пол-века назад, на стихи жены фронтового лётчика и матери военного лётчика, сочинской поэтессы Валентины Григорьевны Сааковой "Площадь памяти", была создана одноименная песня-баллада "ПЛОЩАДЬ ПАМЯТИ" (Музыка Г. Шапошникова, слова В. Сааковой), которая посвящалась светлой памяти павших на войне в боях за нашу советскую Родину в 1941-1945 г.г.
Пресс-служба "ИнтерПолисВести", крепость-герой Брест, города-герои Керчь и Ленинград, город воинской славы Кронштадт, город Сочи, Новая Ладога, г. п. Красная Горбатка и Лоев Гомельской области республики Беларусь, 17.09.2018 г.

ПЛОЩАДЬ ПАМЯТИ. ПОМНИ ВОЙНУ!   17-09-2018 в 12:42   #260Солнце больше солнца
Игорь Алексеевич Гергенрёдер

На мой роман "Солнце больше солнца" дал отзыв председатель Союза писателей России Николай Фёдорович Иванов:
«Роман Игоря Гергенрёдера "Солнце больше солнца" сложный. И по построению, и по восприятию. Противоречивый. При этом каждый найдет в нем что-то не только новое, но и важное для себя. Кто-то утвердится в своей правоте во взгляде на историю, кто-то отринет роман как предвзятый взгляд на события недавнего прошлого.
Но так, собственно, происходит всегда, когда исследуется, даже через художественные образы, история. Тем более история вчерашнего дня, которая еще имеет свой запах, свои звуки. Которая во многих из нас еще живет и о которой сложилось личное, а не книжное мнение.
При этом роман "Солнце больше солнца" имеет огромное преимущество перед чередой подобных исследований человеческих судеб: автор не переписывает историю, а пытается изучить, познать, представить ее с новой позиции, с учетом известных лично ему фактов. По всем законам романного жанра: герой входит в начало описываемых событий с одними убеждениями, на выходе мы видим практически другого человека, который сумел измениться благодаря своим внутренним качествам.
У романа, вне сомнения, будет свой читатель.

Протоиерей Валериан Кречетов о старце-протоиерее Николае Гурьянове

И уже он, а не автор, будет определять дальнейшую жизнь произведения…

Николай Иванов, писатель.»

Игорь Гергенрёдер   15-09-2018 в 20:22   #259Отбор под маской
Наталья Самсонова

Как можно было закончить так книгу ….? Хочу дальше очень интересно чем закончится ….такой интересный момент и конец очень жаль ….

Виктория   13-09-2018 в 20:57   #255Код завета. Библия: ошибки перевода
Оксана Гор

Гор Оксана, вижу, что в наше время каждая кухарка сдуру мнит себя писателем и выставляет себя на посмешище )).
А между тем, все умные девочки знают, что самое главное в жизни для любой телочки — не мычать лишнего :).
Басня. C`est La Vie — http://www.stihi.ru/2017/03/01/1117

Павел   12-09-2018 в 01:00   #254

ВСЕ КОММЕНТАРИИ

 

Кречетов Валерий — 1 книг

Роман по самой ожидаемой молодежной премьере осени — шокирующему и провокационному одноименному фильму актера и режиссера Игоря Шавлака.
Трое грабителей под предводительством бывшего морпеха Грома совершают налет на банк, имея идеальный… Полная аннотация

Комментировать   : 0: 0: 0: 0: 0: 0: 0  

О семье

Протоиерей Валериан Кречетов

     Однажды мне пришлось участвовать в беседе о преподобном Серафиме, и там мне подарили книгу "Русские обычаи", в которой я обнаружил некое чернокнижие в качестве фольклора. И начинается оно такими словами: "Выйду из дома не перекрестившись, не благословившись". Отсюда нужно делать четкий вывод: все, что делается по -христиански, должно быть "перекрестившись и благословившись". Это первый ответ на все вопросы, возникающие у нас, когда мы сталкиваемся с проблемами семьи, воспитания и всей нашей жизни. Все, что начинается "не перекрестившись не благословившись", соответственно, дает очень горькие плоды. Когда говорят о неурядицах в семейной жизни, о несоответствии характеров, спрашиваешь: "А вы венчались, благословившись начинали семейную жизнь?", — отвечают "нет". Но если вы молились, если получили благословение, тогда все идет по-другому, хотя, конечно, бывают и исключения. Враг старается опорочить всякое доброе начинание, и по немощи мы поддаемся и даже падаем, но это подчеркивает только то, что мы на правильном пути. Осмысление семейной жизни должно начинаться смолоду с подготовки себя к подвигу семейной жизни. Брак — это прежде всего союз христианских душ, единодушие мужа и жены — идеал христианской жизни. Господь перед своими страданиями говорил: "да будут сии едины, якоже и мы". И это единство должно быть в христианской семье прежде всего, дальше все идет своим чередом. У детей, рожденных в такой единодушной семье, уже от зачатия заложено душевное здоровье, и это вынуждена признавать даже светская наука. Несколько лет назад в "Известиях" была напечатана статья "Счастлив рожденный в любви", где говорилось, что если в семье любовь, согласие, мир, то даже при отягченной наследственности фактор риска для ребенка сильно снижается. И поэтому не может быть разномыслия, разногласия в том, что единение в семье должно быть только на христианской основе, и тогда супруги будут друг друга понимать, и даже разные характеры не помеха. "Друг друга тяготы носите", — по слову апостольскому. Любовь и снисхождение к немощам друг друга, как покрытие их любовью, — основа семейных отношений. И еще сказано: "Не муж распоряжается собой, но жена, не жена распоряжается собой, а муж, но да поживут по воле Твоей". И эти слова суть законы, которые передаются из поколения в поколение. И никаких вопросов не возникнет, когда все это будет лежать в основе семейной жизни.
     Поэтому христианский брак, конечно, предполагает прежде всего и дух христианский, чтобы муж и жена были христианами настоящими или, по крайней мере, старались ими быть. А бывает, что супруги верующие и ходят в храм, но нет внутреннего подвига, поэтому христианство поверхностное. Если люди венчаются, но не ведут христианскую жизнь по-настоящему, то и в такой семье бывает трудно. Нужно не просто венчаться, еще нужно вместе молиться, регулярно исповедоваться (желательно у одного духовника) и причащаться, и тогда будет легче разрешать многие семейные проблемы. Семейные отношения, в сущности, — это просто добрые христианские отношения между собой.
     О творениях святых отцов обычно говорят, что они написаны для монахов. Так вот, отцы-наставники близкого к нам времени указывали, что между монашествующими и семейными есть отличие только в обетах. Монашествующие дают обеты безбрачия и нестяжательности, все остальное в духовной жизни должно быть одинаково. То есть, когда вы читаете, что некий монах смирялся, слово "монах" можно поставить в скобки, потому что любой христианин должен смиряться. Когда говорят, что два монаха старались жить в мире друг с другом, можно представить себе, что это муж с женой. У одного монаха были сложные отношения с другим монахом, и он решил перейти в другой монастырь, а там уже с двумя монахами проблемы, он перешел в третий монастырь, там больше на него восстали, он перешел в четвертый, там все на него восстали. Куда же дальше идти? Тогда он написал у себя на поясе: "Терпи все ради Господа" и остался в этом монастыре. И когда ему бывало тяжко, он развернет пояс, почитает и ходит веселый. Монахи озлобились на него, считая его чародеем. Обратились к игумену. Игумен послал его на тяжелую работу, чтобы он утомился. Монах из послушания выполнил все. Потом, когда он заснул, игумен тихонечко развязал его пояс, прочитал написанное, понял все и говорит монахам: "Давайте его на суд, посмотрим, что он за чародей". И вот братия вывела его на суд, развернули пояс, прочитали, что там написано и посрамились, а он сбежал, кажется, уже от славы. Они стали почитать его как подвижника.
     Таков закон: если кто думает, что он убежит откуда-то, то да будет известно, что прибежит к большему еще. Симеону Столпнику было видение. Некто дал ему заступ и велел копать. Он копал, копал и сказал себе: "хватит". Только присел, голос говорит: "Копай глубже". Он опять копает, только захотел присесть, ему опять: "копай глубже". Он и решил, что будет копать хоть сквозь землю. И тогда голос говорит: "Хватит. Теперь полагай основание, а потом будешь строить". Этот монашеский пример относится и к семейной жизни. Каждый в своей семье должен копать глубже. Копать глубже трудно, но нужно копать и не ждать облегчения. Если будете ждать облегчения, то услышите "копай глубже", и придется копать до тех пор, пока Господь не облегчит. И этот принцип приложим ко всему, потому что мы постоянно забываем, что все управляется промыслом Божиим, и мы на земле выполняем некое назначение, данное нам в путях промысла. Кроме того, мы не знаем сами, что нам полезно, и где нам положены пределы, а Господь знает. "Что Бог ни делает, все к лучшему". На этом принципе создавалась и жила русская православная семья. Раньше невеста часто не делала своего собственного выбора, жениха ей выбирали родители, и при этом считалось, что такова воля Божия. Преданность воле Божией — это христианское отношение к семейной жизни. Оно всегда укрепляло, давало силы в терпении. Да, Господь часто исполняет наши прошения, хотя мы просим не того, что нам истинно нужно. Если усердно просим, с верою, Господь может послать, а потом мы сами убеждаемся, что этого и не нужно нам было.
     Семейную жизнь нужно начинать с молитвы о том, чтобы Господь указал того человека, который будет тебе и помощником и опорой. Так вот, молитва, конечно, должна предварять этот выбор, но если сердце выбрало раньше, надо просить, чтобы это было по воле Божией. Одна женщина рассказывала мне, что когда она была молодой девушкой, ей понравился один семинарист. И так он был ей по сердцу, что она молила о нем Господа. Стоит она в церкви, он стоит впереди, она видит его затылок, и так молится: "Господи, что бы ни было, только бы он был мой". Он обратил на нее внимание, они познакомились, стали встречаться, он сделал девушке предложение. Они поженились, потом он стал священником, прожили два или три года, двое детишек родилось, все идет хорошо. Вдруг какая-то авария с газом. Он говорит: "Сейчас я быстро разберусь и все сделаю". Надышался газом, отравился и умер. Она плакала: "Зачем же я так просила: что бы ни было, только бы он был мой!" Господь выполнил просьбу, и вот теперь она вдова. А через несколько лет и сама она скоропостижно скончалась, оставив двоих детей. Вот что иногда получается. Да, нужно молиться, но необходимо, как учат святые Отцы, оставлять хоть немножко для воли Божией. "Не моя воля, а Твоя да будет". Не "что бы ни было", а "Господи, ты лучше знаешь, я очень хочу, но ты лучше знаешь". Мой родной отец рассказывал такой случай: ему понравилась одна девушка, и он пришел к своему духовнику и говорит: "Нравится такая-то девушка, благословите". Священник сказал: "Не благословляю, выкинь ее из головы, она тебе не пара". — "Батюшка, почему? Она очень хорошая девушка". — "Она кристальной души человек. Но тебе она не пара", — сказал батюшка. И отец послушался своего духовника. А через два года она умерла. Вот что значит "благословившись". А благословение на брак с моей матушкой папа получил с того света. В 30 — 31 году он был в северных краях и переписывался с моей мамой. Его отец, мой дед, был на востоке, а мама умерла. И вот он думает: "Кто же меня благословит?" И вдруг во сне является ему его мама. Он говорит: "Мама, я собираюсь жениться, ты благословишь меня?" Мама перекрестила его и говорит: "Благословляю". Второй раз широким крестом благословила: "И на военную службу". В 41-м году он пошел на войну с благословением матери, полученным с того света за десять лет до этого. Вот что значит благословение родительское. А все, что делается не благословившись, не перекрестившись, все это с "того конца" в "том духе". Не удивительно, что теперь, когда у нас все делается не перекрестившись, не благословившись ни у родителей, ни у Церкви, получается все плохо. Это еще чудо, что нас молитвами наших усопших предков какие-то силы еще сохраняют. Я уже говорил: когда люди приходят жаловаться на нелады в семье, я спрашиваю: "Вы венчаны?" — "Нет". "А муж крещеный?" — "Не знаю". — "Да как же вы живете, что же ты ничего не знаешь?" Что же тут удивляться? Жена даже не знает, верующий у нее муж или нет. Вот где корни всех проблем, и что же тогда говорить о воспитании детей, если мы сами…
     Моя дочь учится на воспитательницу детского сада, и она как-то писала сочинение на тему "Почему ты стала воспитательницей?" Она вспомнила из Ушинского: "Как я счастлив, что я вырос в православной христианской семье, что я соприкасался с церковью, с нашим православным богослужением". И дочка моя тоже написала, что она счастлива, что родилась и выросла в православной семье и соприкасалась с христианским богослужением. Воспитание христианское обязательно должно быть церковным, связанным с богослужением, с постоянным посещением храма Божия, с еженедельным причащением детей. Несколько лет назад мне пришлось прочитать книгу под названием "Зажигайте сердца". Правда, огонь, которым предлагается зажигать сердца, мне напомнил геенский. Автор книги Николай Рерих. Я хочу привести несколько цитат. Это послание Махатмы нашему правительству: "Мы Вас приветствуем. Вы упразднили Церковь, рассадницу лжи и суеверия". Это клевета и богохульство. Церковь есть столп и утверждение истины. Далее: "Вы разрушили тюрьму воспитания. Вы разрушили семью лицемерия". Лицемерие в их представлении — это когда ты сердишься, но стараешься ласково и с добром отнестись к домочадцам. Оказывается, лицемерие — это тот внутренний подвиг, который человек совершает, борясь со своими страстями, с гневом, с раздражением. И далее: "Вы открыли детям всю мощь космоса". А что такое "мощь космоса"? Это то, что епископ Игнатий, ныне канонизированный, называет духами злобы поднебесной. Вся поднебесная наполнена духами злобы. И вот эта мощь сегодня обрушена на наших бедных детей. Однажды привели в наш храм одного мальчика, одержимого "мощью космоса". Он не мог стоять на месте. То схватится за свечку, то задует ее. Мальчику 8 лет, зрелище грустное, тяжелое. Потом он немножко утихомирился и подошел ко мне. Я начал его крестить его же ручкой и читал самые простые молитвы: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. Пресвятая Богородице, спаси нас. Ангел-хранитель, сохрани нас. Святый Алексие, человече Божий , моли Бога о нас (мальчика звали Алексей). Господи, помоги". Я накрыл его епитрахилью, и он стоял успокоенный, хотя до этого весь дергался. Потом он причастился. Вот явный пример действия этой "мощи космоса", которую открыли детям без крестов, которые не причащаются, не освящаются ничем. Что же тут удивляться?
     Я сам вырос по милости Божией: утром помолился, съел просфорочку, выпил святой водички. Это уж детки наши знают. Потом иногда закапризничают: "Не хочу, не буду", — не обращайте внимания. В чем неправильно поступают родители: они очень реагируют на детские капризы. Дети очень тонкие психологи, у них души чуткие, они моментально схватывают, что на что действует. Это настолько проверено уже, что с ними надо держать ухо востро. Блюдите, как опасно ходите с этим народом — они моментально вас поймают на чем-нибудь один раз, второй, и глядишь — вы уже попались.
     Дело все в том, что христианская основа семейной жизни, отношений с ближними, отношений с детьми заключается в том, что каждая душа по природе христианка. В глубине души все мы стремимся к добру. Другое дело, что мы по-своему его иногда понимаем. Мы не к тому стремимся. Считают, что в доме достаток, все обеспечены — вот это добро. Но нет, это не то добро, и вообще даже не добро. Это нужная в каких-то рамках вещь. Главное, истинное добро — это внутренняя сущность, это душа человеческая, ее ценность. И Господь говорит "…мир весь обрящешь, а душе своей повредишь, какая польза тебе"? Я часто говорю своим прихожанам: "Кто из вас хочет погибнуть? Никто. Значит, вы хотите быть хорошими. Почему мы оправдываемся? Потому что мы не хотим быть плохими. Мы лжем, потому что не хотим быть плохими. Не хотим, а делаем не так. Но тогда нужно покаяться, а не оправдываться. Но в глубине у каждого человека всегда есть стремление к добру, только в разной степени. Вот вы между собой ругаетесь. Зачем? Ведь вы не такие. Вы хотите быть хорошими, но не можете". Я как-то перед школьниками выступал, говорил именно об этом. И им стало понятно многое, когда я покаялся перед всеми. Я вспоминаю всегда один такой наглядный грех. У меня есть брат, он сейчас священник. Мы с ним учились в одном институте, он с отличием кончил, а я учился так себе. И вот однажды время уже к сессии подходит, а у меня хвосты. Я сижу дома, думаю начать заниматься. Вдруг, как назло, дверь открывается, входит брат. Ну надо же ему было придти в этот момент! "Валериан, ты собираешься заниматься?" — "Не знаю". А я ведь собирался! — "Ты же вылетишь". — "Ну и что?" А какое там "ну и что" — трясусь весь от страха, но начинаю пререкаться. "Зачем он лезет, я бы уже давно начал, а он мораль читает, что ему от меня нужно?" Нет, чтобы сказать: "Вот, хочу начать, помоги мне". Нет, не могу, гордыня непомерная. Мне рассказывали один интересный случай, как дети иногда себя ведут. Один покойный художник рассказывал про детей. Ребенок был в детском саду. (Тогда еще нельзя было в открытую помолиться.) Перед обедом нужно помолиться, он помолился и перекрестил все. У воспитателей переполох. Директор детского сада говорит, что нужно проводить работу. Провели работу, объясняли детям, что нет никакого Бога, это доказано. Дети собрались после этой проработки и говорят: "Да, правда, вроде не видно Богато здесь. Но ведь мы себя ведем очень плохо, и Он, наверное, далеко. Вот когда мы станем получше себя вести, вот тогда он к нам придет". Дети по-своему отреагировали.
     Мы говорили о том, как важно благословение. Но нужно помнить и том, как страшно слово, в сердцах сказанное. Поэтому в семейных отношениях, в том, что случается с детьми, часто виноваты необдуманные наши слова. Ведь к Богу обращалась и молилась о добре та девушка, которая сказала "что бы ни было". Зачем так говорить? Откуда ты знаешь, что может быть дальше? Слова — это очень серьезно, а мы часто таким вещам не придаем значения и потом за это расплачиваемся. В воспитании детей это особенно важно, а мать может необдуманно бросить своему сыну: "Да ну тебя, ты надоел". А после она начинает терзаться, переживать из-за своих слов. А бывают вообще страшные вещи — мне рассказали один случай. Сын приходит домой и просит мать погладить ему рубашку, он идет на выпускной вечер. А мать отвечает: "Да отстань ты, видала я тебя в гробу в этой рубашке". И своими делами занимается. Он побежал искупаться, а через некоторое время к ней пришли и сказали, что сын утонул. И она хоронила его в этой рубашке. Вот как страшно слово матери. Наши слова, которыми мы сыпем направо и налево, не задумываясь, очень важны.
     Что касается воспитания, я вам уже сказал, что воспитание должно быть прежде всего церковное: в богослужении, в таинствах, в молитве. Первое, что необходимо всегда — это вера. А чтобы укреплять в детях веру, нужна христианская жизнь родительская. Еще отец Иоанн Крон-штадский говорил, что когда ребенок видит мать молящуюся, отца молящегося, он начинает жить этим, тогда у него это закрепляется, входит в плоть и кровь. Это я по себе знаю, по своему детству. Еще лучше, когда ребенок еще не родился, когда мать в положении, ей нужно чаще причащаться, если есть возможность, собороваться и читать благочестивые книги. Потому что все откладывается у ребенка еще в утробе матери, уже там закладывается его будущий характер. Теперь уже хватились, стали говорить о том, что, оказывается, у младенца до трех лет усваивается половина жизненной информации. Все это часто упускается, вообще не думается об этом, а потом приходится многое исправлять. Я когда венчаю, говорю мужу и жене: "Ваши взаимные семейные отношения — уважение, любовь, ласка и тепло — это 90% воспитания детей. Остальное нужно лишь подчеркивать и даже много говорить не нужно".
     Я помню, когда меня пригласили венчать одну пару, со мной была моя старшая маленькая дочка. Пока я освободился, и мы пришли на свадьбу, многие были уже выпивши, в том числе женщины. К несчастью, когда женщина выпила, она производит еще худшее впечатление, чем пьяный мужчина. И вот идем мы домой, и мой ребенок говорит: "Пап, как хорошо мы живем, у нас ничего этого нет". А ей было 5 или 6 лет всего. Вот вам пример. У нас в семье сухой закон, и плохого в этом ничего нет. Только по особым случаям очень редко можно выпить, а в основном — чай, пироги. Ущерба никакого, по собственному опыту скажу. Однажды я объяснял в математической школе, что вера — это множитель, множимое, складываемое из чувства и доказательства. Если есть какое-то чувство, то доказательства, умноженные на чувства, дают и укрепляют веру. Если тут ноль, сколько не доказывай, хоть кол на голове теши, все бесполезно. А если чувство отрицательное, то это еще и озлобляет, отторгает от веры. Поэтому доказательства существенной роли никогда не играли. Доказано наукой и всем известно, что никотин яд, курение вредно. Однако полно курящих. Когда спрашиваешь у родителей: "Вы хотите, чтобы ваш ребенок курил?" — "Нет". "А как же вы будете ему запрещать, когда сами курите?" Как можно приучить ребенка ходить в храм, если ты сам туда не ходишь? Нужно начинать всегда с себя, нужно стараться вести православную жизнь и служить детям личным примером. И при всем при этом нужно еще день и ночь молиться за них, да еще проявлять терпение, снисхождение. Многие сами пришли к вере к 40-50 годам, а из других хотят сразу получить верующих. Хорошо, если бы наши дети были лучше нас. Но тут нужно быть осторожным, как бы не перегнуть палку. Я помню, как ко мне обратился сын: "Папа, я хочу слона". Я говорю сыну, что слон ведь много ест, его надо кормить. Ты для тренировки постарайся для всех накрывать на стол. Через два дня сын сказал: "Нет, пап, слона не нужно, он очень много ест". Он сам пришел к выводу, что слона хорошо бы иметь, но он очень много ест. Старайтесь не создавать особых конфликтов, чтобы не разрушить сердечных отношений с детьми. Когда мои дети были еще маленькие, мне один монах архимандрит сказал: "Старайся, чтобы дети тебя любили, тогда ты сможешь все с ними сделать". Как вы будете этого добиваться, это ваше дело. Больше того, это относится не только к детям. Вы сможете с любым человеком сделать что угодно (я имею в виду только хорошее, конечно), если между вами будет любовь. Всем известен пример нашего соотечественника Александра Васильевича Суворова. Его солдаты любили, и делали невозможное на поле боя. Если в основе семейных отношений лежит любовь, то все возможно, и это нужно помнить всегда. Что бы вы не делали в воспитании, старайтесь не потерять чувство любви. Был такой батюшка, к нему пришел один человек и говорит: "Батюшка, ну что делать, когда человек пристает к тебе?" Он говорит: "Не обращай внимания". "А он еще пристает и пристает". "Ну прости ему". "Но он еще пристает". "Ну тогда с большой любовью задай ему".
     Господь говорил: "Из-за умножения беззакония оскудеет любовь многих". Именно оскудение любви и происходит сейчас. Я говорю вам по своему опыту пастырскому — всех этих проблем (семейных ли, воспитания или вообще отношений наших) не было бы, если бы в нас была любовь. После венчания я всегда говорю: "Любите друг друга и этого достаточно, все остальное решается по согласию". Кстати, в том чернокнижии в противоположность сказано: "…чтобы одну думу не думали, чтобы одним чувством не жили". Апостолы Петр и Павел, Иоанн Богослов только одно твердили: "Дети, да любите друг друга". И больше ничего. Вот и все, что касается семейных отношений и воспитания.
     Я приведу еще один пример из великого святителя Московского Макария, который был один из первых кандидатов на пост Патриарха. В своей замечательной проповеди на Новый год он говорил, что все желают счастья друг другу, но мало кто задумывается над тем, в чем состоит ключ к этому счастью. Ключ к этому счастью заключается прежде всего в исполнении одной заповеди — чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет и долголетен будешь на земле. Когда-то во времена Иеремии пророка Господь сказал ему: "Позови сынов". Пророк пригласил их и налил им по чаше вина. Они сказали: "Мы не будем пить", хотя им говорил пророк. "Почему?", — спросил Иеремия. "Потому что завещано отцом нашим не пить ни вина, ни хмельного ни нам, ни детям нашим, ни внукам. И мы сохраняем эту заповедь". И тогда Господь сказал Иеремии пророку: "Скажите Израилю, пусть они поучатся у них.

Хранители веры. О жизни Церкви в советское время (Ольга Гусакова, 2014)

Я Господь Бог ваш, и вы так меня не слушаете, как они слушают заповедь отца своего. А им скажи: за то, что они так исполняют заповедь отца своего, то благословение Мое да будет на них во веки". И митрополит Макарий говорит, что ключ к благоденствию семей, к благоденствию народа — в исполнении заповеди о почитании родителей. Есть такая пословица: "Где начинают обычаи ломать, там добру не бывать". И поэтому нужно возрождать православные христианские обычаи, потому что за это будет благословение по слову Господню.
     Митрополит Макарий говорил это в начале нашего столетия. Он говорил, надеемся, что двадцатый век будет веком, когда люди одумаются. Но только к концу двадцатого века люди начинают одумываться. Видимо необходим был горький опыт, столетия, чтобы немножко придти в чувство. Митрополит Макарий говорит и постах. Это один из воспитательных моментов. Я сам знаю и по себе, и по своим детям. Пост. Начинаются капризы. Это не хочется и то не хочется. Это тоже относится к воспитательному моменту. Я воспользуюсь случаем, сейчас как раз пост идет. Говорят, что это было когда-то, что постились. Нет. Это как раз то, что нужно возрождать. Это то, что относится к моментам воспитательным, чуть ли не первостепенным. А почему? Я вам скажу. Потому что в церковь мы ходим — это хорошо, а едим то мы каждый день, да еще не раз. И вот когда происходит каждый раз вот это некое напоминание, оно очень полезно, для детей очень полезно. А потом когда праздник, за столом все это понимают. И кроме того, все-таки слова-то Господни остаются теми же: "…сей род ничем не изгоняется, только молитвой и постом".

Мы говорили о молитве, и уж о посте нельзя было упустить. Нам нужно задуматься над тем, что касается нашей православной веры. Недавно я перечитал проповеди владыки Макария и обратил внимание на то, как он болеет душой за то, что православная вера, уставы Церкви, устои Церкви семейные, богослужебные забываются, оставляются. Ну сколько тут в храме человек? Где же остальные? Веселятся? А молодежь-то как же? Поэтому сейчас это особенно важно, воскрешение этих традиций наших православных, христианских, семейных, а именно: посещение храма, молитвы домашние, пост, постная пища. Придерживайтесь, насколько есть силы. Этот воспитательный момент очень важен. Я вспоминаю одного из моих детишек. Ему дали конфетку, он развернул ее, а она шоколадная. Он пошел и спрашивает хозяйку. Сегодня какой день? — Среда. — Постный день? — Постный. Он пошел, завернул конфетку, положил. Да ведь это все равно, что амбразуру закрыл. Понимаете, это ведь такой подвиг для ребенка. Поэтому пост очень серьезный момент. Только не надо говорить детям "не смей, нельзя". Все делайте с любовью, скажите: "Ведь все-таки пост". Помоги Господи вам положить начало благое.

Одноименная статья книги:
Уроки воспитания. Подвиг семейного воспитания. М.: Храм Трех Святителей на Кулишках, 2000

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *