Примеры употребления слова протоиерей в литературе.

Протоиерей Змиежалов, дьячок Вонмигласов, акцизник Почечуев, корреспондент Оптимахов — все это для людей нашего поколения уже портреты.

Кроме того, он выдал Сергею двадцать рублей и просил отдать эти деньги галичскому протоиерею, чтобы тот записал на поминовение усопших рабов божьих Димитрия и Ольгу.

На панихиде за воинов, на брани убиенных, подняли с городничихой столь непристойный хохот, что отец протоиерей послал причетника попросить их о спокойном стоянии или о выходе, после чего они, улыбаясь, из храма вышли.

В понедельник утром влахернский протоиерей Евмений явился в эргастерий Андрокла.

Среди них протоиереи Петр Скипетров, Иосиф Смирнов, Павел Дернов, игумен Гервасий, иеромонах Герасим, священники Михаил Чафранов, Павел Кушников, Петр Покрывало, диакон Иоанн Касторский и многие другие.

Итак, вы, будучи православным митрофорным протоиереем, настоятелем этого храма.

Курс патрологии в Институте вел выдающийся русский мыслитель и богослов протоиерей Г.

Он — сибиряк, сын протоиерея, юрист, военный, эмигрант, фабричный рабочий и наконец, православный священник на юге Франции, подвижнически путешествующий и в зной, и в дождь, и в невылазную грязь по русским фермам Жиронды и Гаскони, везде служа, крестя детей, венчая молодых, исповедуя старых, соборуя больных, отпевая умерших.

Поздоровавшись с нами, Николя вновь надевает шляпу — серенький пуховой цилиндр — и тихо отходит, очень миленький в своем домашне-сшитом сюртучке и нанковых брючках, — между тем как его отец, добрейший протоиерей, нечуждый садовничеству, занимает нас обсуждением саратовских вишень, слив, глив.

В семье Сытина, как ни у кого в Гнездникове, такие были стряпания и разносолы, что сам протоиерей — школьный наблюдатель, когда приезжал из Солигалича, то обязательно гостил у писаря.

НИКОЛАЙ АФАНАСЬЕВИЧ УМНЕЕ И МАРЬЯ АФАНАСЬЕВНА С ПРИДУРЬЮ У старогородского городничего Порохонцева был именинный пирог, и по этому случаю были гости: два купца из богатых, чиновники и из духовенства: среброкудрый протоиерей Савелий Туберозов, маленький, кроткий, паче всех человек, отец Бенефисов и непомерный дьякон Ахилла.

Протоиерей энского собора благодарит причт за бравое и хватское исполнение обязанностей.

Собралась вся русская колония, но вместо молебна она услышала чуть ли не отпевание: вышедший на амвон настоятель протоиерей Смирнов оказался до того расстроенным, что при первых же словах проповеди расплакался и далее продолжать не мог.

А знала она отнюдь не мало, супруга придворного протоиерея и первая вестовщица во всем Владимире.

Воцарилось гробовое молчание, но сидевший против Куропаткина протоиерей Голубев не выдержал и подобострастно заметил: — Ваше высокопревосходительство, ошибался немецкий профессор!

Источник: библиотека Максима Мошкова

Протоиере́й (от греч. πρώτος (протос) — первый, и ίερεύς (иеревс) — священник — первосвященник) – 1) правительственная степень, даруемая пресвитеру (священнику, иерею) белого духовенства в качестве награды за особые заслуги; 2) лицо, обладающее этой степенью.

Посвящение в протоиерея производится через хиротесию. Как правило, протоиерей является настоятелем храма (старшим священником).

В России и некоторых других поместных церквях выделяли особую правительственную степень протопресвитера, превосходящую степень протоиерея. Сейчас их принято объединять.

«Высшим духовным отличием пресвитеров было возведение в сан «протоиерея» («протопресвитера»)…

Чин возведения в протопресвитера, или протоиерея, во всех своих подробностях совпадает с аналогичным чином, изложенным в литургических памятниках Византийской Церкви.

***

Схема хиротесий в чин протоиерея

  • Архиерейское благословение
  • Возложение руки архиерея на главу посвящаемого
  • Молитва
  • Архиерейское благословение
  • Молитва посвящения
  • Возглашение: «Аксиос».

Идейный смысл священнодействий чинов возведения в протодиакона, протоиерея, игумена и архимандрита

Возведение в чины «протопресвитеров, архидиаконов, настоятелей и прочих, находящихся на различных служениях», по объяснению святого Симеона Солунского, совершается не «просто и как случилось», но получая благодать Духа, дабы чрез благодать иметь и благословение иераршее, и освящение, и дарование, и силу для действования, потому что и это – от апостолов, как написано о Варнаве и Павле, что «апостолы, помолившись, возложили на них руки и послали на дело» (Деян. 13:3) Обряд возведения в эти церковные чины совершается вне алтаря, так как это «суть рукоположения в различные внешние служения» (Симеон Солунский), во время малого входа с Евангелием на Литургии».

протоиерей Геннадий Нефедов
Таинства и обряды Православной Церкви

В словаре Ожегова

В словаре Ефремовой

Ударение: свяще́нник м.

  1. Служитель культа православной церкви, по сану средний между дьяконом и епископом; иерей.
  2. Любой служитель культа.

В словаре Д.Н. Ушакова

СВЯЩЕ́ННИК, священника, ·муж. (церк.). У православных христиан — служитель религиозного культа, имеющий ·т.н. вторую степень священства, между дьяконом и епископом, то же, что иерей» title=’что такое иерей, значение слова иерей в словаре Ушакова’>иерей. «Священники с хоругвями обходили свои приходы.» Герцен.

В словаре Синонимов

В словаре Энциклопедии

(иерей , поп), православный священнослужитель, допущенный к самостоятельному ведению богослужения; официальное обращение — «Ваше преподобие», бытовое (разговорное) — «отец», «батюшка». Торжественное название — пресвитер. Старший священник называется протоиереем.

В словаре Синонимов 2

сущпоп, батюшка, иерей, пресвитер

В словаре Синонимов 3

В словаре Синонимы 4

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

свяще́нник,
свяще́нники,
свяще́нника,
свяще́нников,
свяще́ннику,
свяще́нникам,
свяще́нника,
свяще́нников,
свяще́нником,
свяще́нниками,
свяще́ннике,
свяще́нниках

Кафедральный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы
160017, г. Вологда, Говоровский проезд, д. 2
(8172) 71-84-32 — казначей
(8172) 71-24-02 — иконная лавка
История храма начинается с основания кладбища. В 1760—1770 годы полоса эпидемий долгое время опустошала Россию. Одной из причин непрекращающегося мора посчитали кладбища внутри городов, и в 1772 году указом Екатерины Великой было предписано учредить новые кладбища в удобных местах за городом.
В 1782 году землемер Неелов так охарактеризовал Богородицкое кладбище: «Находится… по течению реки Вологды, вверх по левой стороне, против старого кладбища церкви Николая Чудотворца, что на Глинках, от последней черты вала, в трехстах саженях».
Первоначально отпевания проводились в Глинковской церкви, поэтому и кладбище называли Заглинковским Николаевским. Захоронения на нем велись с 1781 года.
Первая церковь, каменная, была построена не поздее 1790 года и получила название Рождества Пресвятой Богородицы, что на Глинковском кладбище. Позднее кладбище становится главным в городе. Но храм уже не удовлетворял вологжан из-за малых размеров. Строительство нового храма, здание которого стоит и поныне, началось в 1832 году, его возглавил церковный староста, мещанин Александр Иванович Попов-Тестов. Церковь была построена и освящена в 1836 году. «Зданием каменная, с таковою же колокольнею, устроенной в куполе над холодной церковью — двухэтажная, крепкая…»
В начале XX века по инициативе старосты церкви Николая Кубрякова удлинили трапезную часть храма и переделали вход на второй этаж. С этого времени церковь получила современные очертания.
После революции начинается государственная борьба с религией, которая шла по двум направлениям: разобщить верующих и закрыть храмы. Политика «разделяй и властвуй» была в полной мере использована большевиками: появилось несколько обновленческих течений, которые пытались приспособить православие к марксизму.
В 1927 году при Богородицкой кладбищенской церкви была открыта обновленческая община. Здание храма поделили: вверху — «обновленцы», внизу — «староцерковники». Власти искусно натравливали верующих друг на друга. Раздельной описи ценностей составлено не было, и поэтому постоянно провоцировались имущественные споры. Местная газета того времени констатировала: «общины… предъявляют одна другой требования убираться из здания…»
Постоянное закрытие храмов в городе привело к тому, что в Богородицком нижнем храме объединились прихожане двух десятков церквей города. Здесь служили семь священников, среди них: настоятель о. Константин Богословский из Благовещенского храма, о. Николай Замараев из церкви Андрея Первозванного, о. Михаил Подъяков из церкви Иоанна Предтечи, о. Александр Садоков из Покрово-Казанской (на Торгу). Вологжане особенно любили служение протодиакона Михаила Попова.
Во второй половине 1930-х годов власти сделали все возможное, чтобы закрыть храм; в 1937 году было закрыто для захоронений кладбище; в 1938 году закрылся верхний «обновленческий» храм, т. к. не стало прихожан – люди за обновленцами не пошли. Был открыт архив НКВД. В 1937 году в одну ночь НКВД арестовал всех вологодских священников. Избежали этой участи лишь о. Александр Беляев (его не было в ту ночь в городе) и о. Николай Добряков, который страдал тромбофлебитом ног. Почти целый год, превозмогая боль, он один продолжал служить в храме. Это было настоящим подвигом! В 1939 году во время службы с ним случился приступ. Прямо из храма о. Николая увезли в больницу, где он и скончался.
В XXI веке священники, отдавшие свои жизни за исповедание веры Христовой, – протоиереи Константин Богословский и Николай Замараев – были причислены к лику новомучеников и исповедников Российских.
Власти вновь поставили вопрос о закрытии нижнего храма, но православная община выстояла. Через три месяца найден новый священник — о. Анатолий Городецкий.
В годы войны и первые годы после нее многие вернулись к Церкви. Власти вынуждены были вновь открыть ряд храмов. Был поставлен вопрос об открытии Воскресенского кафедрального собора. Особенно остро он ставился в 1947 году, накануне 800-летия города. В эти годы лихорадочно подыскивался «хозяин» собору: вначале областной музей, затем клуб, и, наконец, – картинная галерея. И все-таки чиновники были вынуждены пойти на компромисс: вместо Воскресенского собора они возвратили верующим верхний храм Богородицкой церкви, который и стал кафедральным собором.
Больше полувека отдал кафедральному собору протоиерей Константин Васильев, с 1969 года до своей кончины в 2009 году он был его настоятелем. Отец Констатин сумел в тяжелые годы гонений отстоять собор, который власти хотели закрыть. «Кафедральный собор под духовным попечением своего настоятеля, – писал в «Журнале Московской Патриархии» протоиерей Евгений Палюлин, – сумел не просто выстоять, но и явить для всей епархии пример твердости веры и православных традиций.Несмотря на нажим властей, в соборе совершали уставные богослужения». А когда гнёт на Церковь стал ослабевать, отец Константин сумел, как пишет прот. Евгений Палюлин, «в полной мере использовать новые условия, чтобы расширить деятельность Церкви на пользу дела Божия и на благо общества. Вблизи собора его заботами был построен большой церковно-административный комплекс с просторным актовым залом и жилыми помещениями. При соборе действует одна из самых крупных в епархии детских воскресных школ, в которой занимаются более 150-ти детей».
Общественная активность настоятеля главного храма епархии, казалось, не знала пределов. Организация летних православных лагерей для детей и подростков, паломничества к святыням православной России, помощь детским домам и домам-интернатам для престарелых и инвалидов – всё это и многое другое впервые осуществлялось в кафедральном соборе под руководством настоятеля.
На протяжении многих лет протоиерей Константин Васильев был членом епархиального совета и благочинным храмов города Вологды. Протоиерей Константин Васильев был одним из самых уважаемых священников и с 2003 года по благословению архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана нес послушание духовника епархии.
18 августа 1992 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную Литургию в Рождество-Богородицком кафедральном соборе. Святейший Патриарх побывал тогда и в воскресной школе, которая ему очень понравилась.
Внимание детям отец Константин оказывал постоянно. Именно по его инициативе была организована детская православная экспедиция в Воздвиженье (Вологодский район) . Именно отец Константин взялся за востановление Крестовоздвиженского храма в этом селе, именно его усилиями на разрушавшемся, обезображенном храме появились купола и кресты, поднялась колокольня. Освящение храма в Воздвиженье в конце июля 2011 года стало молитвенной памятью по отцу Константину.
5 июля 2010 года на 82 -м году жизни после тяжелой и продолжительной болезни митрофорный протоиерей Константин Иванович Васильев почил о Господе. Похоронен батюшка рядом с кафедральным собором, которому он отдал так много духовных и физических сил.
Сейчас настоятель кафедрального Рождество-Богородицкого кафедрального собора – протоиерей Николай Васильев.
Святыни
Мощи прп. Иосафа Спасокубенского
Мощи святого праведного Николая Вологодского (Рынина), почивают под спудом в часовне рядом с собором
Список иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Список иконы Спасителя «Обыденная» из Спасо-Всеградского собора
Икона святой благоверной княгини Анны Кашинской с частицей мощей
Особо чтимые праздники
21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы. В этот день после Литургии совершается праздничный молебен и Крестный ход вокруг храма.
31 октября — Всемилостивого Спаса. Этот праздник установлен в память об избавлении Вологды от моровой язвы в 1652 году. Накануне совершается Всенощное бдение с акафистом Спасителю. После Литургии совершается молебен особым чином (в конце молебна поминаются почившие во время эпидемии).
27 мая — празднование в честь иконы Божией матери «Скоропослушница» — в память о принесении этого особо чтимого образа в Вологду. Накануне совершается Всенощное бдение с акафистом Богоматери. После Литургии совершается праздничный молебен и Крестный ход вокруг храма с праздничной иконой.
Богослужения совершаются ежедневно.
Вечернее Богослужение с 17:00
Божественная Литургия с 8:00
Еженедельно читаются акафисты:
в воскресенье вечером акафист Спасителю,
во вторник вечером акафист перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша»,
в среду вечером поочередно: Святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, преп. Иосафу Спасокубенскому, святому праведному Николаю Вологодскому (Рынину),
в четверг после Литургии акафист перед иконой Божией Матери «Скоропослушница».

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *