Протоиерей Александр Шаргунов. БГ в МДА

Преображение и Пасха

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Преображение Господне — это праздник освящения жизни. Без горы Фаворской невозможно понять христианства, всей новизны Евангелия, всей красоты, всей неувядающей юности его. Все заповеди, которые поистине таинственны, вся любовь — здесь. Тайна христианства в том, чтобы все приобретало измерение безконечности. И в крестной отдаче себя. Мы не можем никогда по-настоящему приблизиться к Богу, пока не увидим безконечность тьмы, отделяющую нас от Него. Какое чудо любви к человеку — в Сыне Человеческом, Который поистине есть Сын Божий, к какому общению любви и света призваны мы! Каждый из нас, став сыном человеческим во Христе, должен научиться так воспринимать всех людей и становиться подлинно сыном Божиим. Вот что дается нам Богом, вот что предлагает Он нам. И вот, что Он ждет от нас.

Христос совершает Свое служение в смирении и уничижении. И посреди этого мы видим откровение Его славы. Он избирает для Своего Преображения гору, уединенное место, научая нас, что уединение способствует нашему общению с Богом.

Кто стремится к небу, должен часто уединяться. И он не будет одинок, даже когда будет один, ибо Бог будет с ним. Те, кто ищут Бога, должны не только уединяться, но и восходить, — «горе иметь сердца и искать вышнего».

Господь берет с Собой Петра, Иакова и Иоанна — лучших Своих учеников. Они будут свидетелями страданий Его в Гефсимании, и Он уготовляет их к этому. Господь дает нам благодать в этом мире, чтобы подготовить нас к нашим страданиям с Ним.

А страданиями приготовить к пребыванию с Ним в вечной славе. Он преобразился пред ними. Состав Его тела остался таким же — Он не превратился в дух. Но Его тело, которое являлось в немощи и безчестии, теперь явилось в силе и славе. В Преображении Он открыл Своим ученикам отблеск Своей славы, от которой Его вид не мог не измениться. Его лицо просияло как солнце, когда оно является в силе полуденных лучей. И сияние его было особенно ярким, потому что оно просияло внезапно как солнце из-за темной тучи. Крест и нимб со словами «от начала Сущий» — то, что на наших иконах окружает Его лик. Его одежды были белы как свет. Сияние лица Моисея было столь слабым по сравнению с Христовым, что покрывало могло легко его сокрыть (Исх. 34, 29-35). Но слава тела Христова была такова, что одежды просветились ею. «Одеяйся светом яко ризою», — поет святая Церковь перед Его Крестом.

И явились Моисей и Илия, говоря с Ним об исходе Его. В них — закон и пророки, которые чтили Христа и свидетельствовали о Нем. Христос имеет общение со святыми праведниками. Ученики Христовы видели их и слышали их беседующими со Христом. И они узнали, что это Моисей и Илия. Прославленные святые узнают друг друга в небесах. Мы узнаем всех святых, всех людей, когда-либо живших в Господе, тех, кого никогда не знали и знать не могли, если сподобимся достигнуть славы Его. И мы видим, какая великая радость для учеников — видение Христовой славы. Петр, как обычно, говорит за всех: «Господи, хорошо нам здесь быть!» Он выражает чувства всех учеников. Он не говорит «хорошо мне», а «хорошо нам». Он говорит так со Христом. Душа, любящая Христа и любящая быть с Ним, идет ко Христу и говорит Ему так: «Господи, хорошо нам здесь быть!» Это путь всех святых. Хорошо быть там, где Христос. Хорошо быть в уединении со Христом. Хорошо быть в подлинном общении со всеми страждущими — там, где откроется на Страшном Суде слава Господня.

И он говорит: «Построим три кущи». Как во многих других случаях у него здесь больше ревности, чем рассудительности. У него была ревность всегда иметь общение с небом. И всякий, кто верою по дару Христа созерцает красоту Господню в Его доме, не может не желать быть во все дни своей жизни там. Хорошо, если во время Богослужений мы сознаем, что мы уже дома, а не то, что зашли на час в этот храм. И все же в своей ревности он обнаружил немощь и неразумие. Зачем Моисею и Илии земные кущи? Он не знает, что говорит от радости. Но самое главное — Христос говорил недавно с учениками о Своих страданиях. Петр не помнит об этом или снова хочет воспрепятствовать этому, желая построить кущи на горе славы, где нет страданий. Есть искушение достигнуть славы Божией без креста. Мы никогда так не заблуждаемся, как если ищем достигнуть неба здесь на земле. Оно дается нам, чтобы мы не задерживались здесь, а устремлялись к нему. Не для странников и пришельцев — строить зде пребывающий град. Впрочем, Петр, уже вразумленный недавним уроком Господа, говорит: «Если хочешь, устроим здесь три кущи».

Господь ничего не отвечает ему, но исчезновение славы небесной будет ему ответом.

Остановимся на великом свидетельстве, которое дает Бог Отец Господу Иисусу Христу. Облако в Ветхом Завете — видимый знак Божественного присутствия. В облаке — кивот Завета и храм. А где Христос в Своей славе, там — храм, и там — присутствие Божие. В этот час Фаворская гора соткана из света и любви Пресвятой Троицы. Не было ни грома, ни молний, как это было, когда был дан закон Моисею, но только Отчий глас из облака. Только голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Того послушайте». Тот же голос был при Крещении. Моисей и Илия были великие люди, но они были только слуги Божии, а Христос — Сын Божий, и в Нем — Божие благоволение. Повторение того же голоса после Крещения означает, что дело спасения надёжно. Когда Бог говорит однажды и дважды, не должно быть никаких сомнений, что дело устоит. Повторение того же голоса — потому что Христос входит в Свои страдания, и надо вооружить учеников против соблазна Креста. И когда страдания начинают возрастать, утешения даются обильнее. «Того послушайте», — говорит Бог Отец. Сын Человеческий — в сиянии славы, потому что Он был послушен до смерти на Кресте. Только тот, кто слушает Его и слушается Его, достигнет славы Божией. Ибо через Него Бог говорил нам в последние дни. Христос явился во славе. И чем больше мы желаем Христовой славы, тем больше должны мы слушать Христа.

Преображение — сияние любви. Любовь сильнее смерти. Христос вводит нас в сокровенную жизнь Отца и Сына и Святого Духа, в Свою вечную любовь. Вера — безконечность. До красоты Преображения. До отдачи Христом жизни за нас, до смерти крестной. Его Крест, Его страдания — ради того, чтобы человек вошел в Царство Небесное, где красота Преображения. Величие человека — в кресте, в страданиях, в смерти и в любви. В смерти, где он должен заново родиться. Если Бог будет увиден нами в свете и пережит в любви, мы не будем там, где мы сегодня. Речь идет о том, чтобы победить смерть. Как бы внешне ни была тускла и мрачна наша жизнь, она будет только переходом от тьмы к свету, Пасхою. Аминь.

Протоиерей Александр Шаргунов. Преображение Господне. Проповеди в храме. СТСЛ, 2004 г. Всенощное бдение 18 августа 2002 года.

Добавить в блог

версия для
печати

Александр Иванович Шаргунов (31 декабря 1940, посёлок Труд №4, Нагорский район, Кировская область) — священнослужитель Русской православной церкви, митрофорный протоиерей, настоятель московского Храма святителя Николая в Пыжах, глава Комитета «За нравственное возрождение Отечества». Отец писателя Сергея Шаргунова.

Биография

В 1961 году поступил в Московский государственный педагогический институт иностранных языков имени М. Тореза, который окончил в 1967 году (владеет свободно английским и французским языками). Занимался поэтическими переводами.

В 1965 году принял крещение.

С 1967 по 1968 год работал переводчиком в Госконцерте. С 1971 по 1975 год работал в Загранпатенте при комитете по изобретениям СССР.

С 1974 года по 1976 год прислуживал в московском храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Именно в период пономарства в этом храме, настоятелем которого был протоиерей Николай Ситников, Александр Шаргунов окончательно определил свой дальнейший путь.

В 1976 году, сдав экзамены за 1-й и 2-й классы, был принят в 3-й класс Московской духовной семинарии. По окончании 3-го класса сдал экзамены за 4-й класс и был принят на 1-й курс академии в 1977 году.

27 марта 1977 года был рукоположён в сан диакона, а 21 мая того же года и в сан священника.

В 1978 года под давлением жизненных обстоятельств, прежде всего пастырского служения, перевёлся на заочное обучение. Служил в храме во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» на Большой Ордынке.

В 1982 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему: «Догмат в христианской жизни».

В 1986 году был возведён в сан протоиерея.

С 1 сентября 1989 года — преподаватель Московской духовной академии и семинарии.

О свете Христовом. Протоиерей Александр Шаргунов

В эти годы он преподаёт Священное Писание и одновременно занимается активной общественной деятельностью.

Был сторонником канонизации Николая II и его семьи, критиковал «сергианство» и советскую власть.

В 1991 году назначен настоятелем старинного храма во имя святителя Николая Чудотворца в Пыжах.

1 февраля 1992 года уволен из МДАиС «в связи с пастырским служением». Однако после освобождения от должности ректора епископа Александра (Тимофеева) 1 сентября 1992 года восстановлен в должности преподавателя Священного Писания Нового Завета в Московской духовной академии и семинарии.

Резко обличал расстрел парламента в октябре 1993 года.

В апреле 1994 года создает Общественный комитет «За нравственное возрождение Отечества» и занимает в нём пост председателя (члены — писатели Валентин Распутин, Владимир Крупин, Василий Белов, певица Лиина Мкртчян и другие общественные деятели; заместитель председателя — священник РПЦЗ (позднее РПЦЗ(В)) Стефан Красовицкий).

Выступил против канонизации Иоанна Грозного и Григория Распутина. Сторонник канонизации Евгения Родионова.

Отец Александр регулярно выступал с проповедями на православном радио «Радонеж», в журнале «Русский Дом» отвечает на письма читателей, является составителем шести сборников «Чудеса Царственных Мучеников», автором многочисленных книг.

7 апреля 2012 года удостоен права ношения митры.

Награды

  • Орден преподобного Сергия Радонежского III степени (1987)
  • Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
  • Орден святителя Макария Московского III степени (2010)
Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *