ПРОТЕСТАНТИЗМ (от лат. protestans, род. п. protestantis — публично доказывающий), одно из основных направлений в христианстве. Откололся от католицизма в ходе Реформации 16 в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.)

В обществе существует такое явление, как протестантские церкви, или как их часто называют у нас — «секты». Некоторые люди относятся к этому нормально, другие отзываются о них очень негативно. Часто можно услышать, что баптисты, которые относятся к протестантам, приносят в жертву младенцев, а пятидесятники на собраниях выключают свет.

Мы хотим в этой статье предоставить вам информацию о протестантстве: раскрыть историю возникновения протестантского движения, основные доктринальные принципы протестантства, коснуться причин негативного отношения к нему в обществе.

Большой Энциклопедический Словарь открывает значение слов «Секта», «Сектантство», «Протестантизм»:

СЕКТА (от лат. secta — учение, направление, школа) – религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви. В переносном смысле — группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах.

СЕКТАНТСТВО — религиозное, обозначение религиозных объединений, оппозиционных по отношению к тем или иным доминирующим религиозным направлениям. В истории форму сектантства нередко имели социальные, национально-освободительные движения. Некоторые секты приобрели черты фанатизма и экстремизма. Ряд сект прекращает существование, некоторые превращаются в церкви. Известны: адвентисты, баптисты, духоборы, молокане, пятидесятники, хлысты и др.

ПРОТЕСТАНТИЗМ (от лат. protestans, род. п. protestantis — публично доказывающий), одно из основных направлений в христианстве. Откололся от католицизма в ходе Реформации 16 в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.). Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причащению).

Основной источник вероучения — Священное писание. Протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании, Германии, Скандинавских странах и Финляндии, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, Латвии, Эстонии. Таким образом, протестанты — это христиане, которые принадлежат к одной из нескольких независимых христианских церквей.

Они являются христианами, и вместе с католиками и православными разделяют основополагающие принципы христианства. Например, все они принимают Никейский символ веры, принятый первым Собором Церкви в 325 году, а также НикеоЦареградский символ веры, принятый Халкидонским собором в 451 году (Смотри вставку). Все они верят в смерть, погребение и воскресение Иисуса Христа, в Его божественную сущность и грядущее пришествие. Все три течения принимают Библию как Слово Божье и соглашаются, что покаяние и вера необходимы, чтобы иметь вечную жизнь.

Однако взгляды католиков, православных и протестантов на некоторые вопросы отличаются. Протестанты превыше всего ценят авторитет Библии. Православные же и католики ценят свои традиции более высоко и верят, что только руководители этих Церквей могут толковать Библию верно. Несмотря на свои отличия, все христиане соглашаются с молитвой Христа, записанной в Евангелии от Иоанна (17:20-21): «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино…».

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОТЕСТАНТСТВА Одним из первых протестантских реформаторов был священник, профессор богословия Ян Гус, славянин, живший на территории современной Чехии и ставший мучеником за веру в 1415 году. Ян Гус учил, что Писание важнее традиций. Протестантская Реформация распространилась в 1517 году по всей Европе, когда другой католический священник и профессор богословия по имени Мартин Лютер призвал католическую Церковь к обновлению. Он говорил, что когда Библия вступает в конфликт с церковными традициями, нужно подчиняться Библии. Лютер заявил, что Церковь поступает неправильно, продавая возможность попасть в рай за деньги. Он также считал, что спасение приходит через веру во Христа, а не через попытку «заработать» вечную жизнь добрыми делами.

Протестантская Реформация распространена сейчас по всему миру. В результате сформировались такие Церкви, как лютеранская, англиканская, голландская реформаторская, а позже — баптистская, пятидесятническая и другие, в том числе харизматическая. По сведениям агентства «Операция мир», по всему миру насчитывается около 600 миллионов протестантов, 900 миллионов католиков и 250 миллионов православных.

На первый взгляд может показаться, что протестанты появились на территории СНГ только с распадом СССР и пришли с Америки. На самом деле, впервые протестанты пришли в Россию еще во времена Ивана Грозного и к 1590 году были уже даже в Сибири. За девятилетний период (с 1992 по 2000 год) на территории Украины были зарегистрированы 11192 христианские общины, из которых 5772 (51,6%) — православного и 3755 (33,5%) протестантского направления (По данным Государственного Комитета Украины по делам религии).

Таким образом, протестантство в Украине давно вышло за пределы «группы лиц, замкнувшихся в своих узких интересах», так как более трети всех церквей в стране нельзя назвать «сектой». Протестантские церкви официально зарегистрированы государством, они открыты для всех и не скрывают свою деятельность. Основной их целью остается донести людям Евангелие о Спасителе.

ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ

ЦЕРКОВНЫЕ ТРАДИЦИИ Протестанты не имеют ничего против церковных традиций, кроме тех случаев, когда эти традиции противоречат Писанию. Они обосновывают это в первую очередь замечанием Иисуса в Евангелии от Матфея (15:3, 6): «…Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?… Таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим».

КРЕЩЕНИЕ Протестанты верят в утверждение Библии, что крещение должно следовать только за покаянием (Деян.2:3) и считают, что крещение без покаяния бессмысленно. Протестанты не поддерживают крещение младенцев, так как младенец не может покаяться из-за своего незнания добра и зла. Иисус сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Матф. 19:14). Протестанты основываются на том, что в Библии не описывается ни одного случая крещения младенцев, тем более, что даже Иисус ждал своего крещения до 30 лет.

ИКОНЫ Протестанты считают, что десять заповедей (Исх. 20:4) запрещают использование образов для поклонения: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли». В Книге Левит (26:1) записано: «Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите на земле вашей, чтобы кланяться перед ними; ибо Я Господь Бог ваш». Поэтому протестанты не используют образов для поклонения из опасения, что некоторые люди могут поклоняться этим образам вместо Бога.

МОЛИТВЫ СВЯТЫМ Протестанты предпочитают следовать наставлениям Иисуса, где Он учил нас молиться говоря: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах!» (Матф. 6:9). К тому же в Писании нет примеров, где кто-либо молился бы Марии или святым. Они считают, что Библия запрещает обращать молитвы к людям, которые умерли, даже к христианам, находящимся в раю, основывая это на Второзаконии (18:10-12), где говорится: «Не должен находиться у тебя … вопрошающий мертвых». Бог осудил Саула за то, что тот вошел в контакт со святым Самуилом после его смерти (1-я Пар. 10:13-14).

ДЕВА МАРИЯ Протестанты считают, что Мария была прекрасным примером христианского послушания Богу и что она оставалась девой до того, как родился Иисус. Основанием для этого являются Евангелие от Матфея (1:25), где говорится, что Иосиф, ее муж, «не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца», и другие отрывки из Библии, где говорится о братьях и сестрах Иисуса (Матф. 12:46, 13:55-56, Марк. 3:31, Иоан. 2:12, 7:3). Но они не верят, что Мария была безгрешна, потому что в Евангелии от Луки (1:47) она назвала Бога своим Спасителем; если бы Мария была без греха, ей не нужен был бы Спаситель.

ЦЕРКОВЬ Протестанты верят, что есть только одна истинная Церковь, но не считают, что она является частью какой-либо организации, созданной человеком. Эта истинная Церковь состоит из всех людей, которые любят Бога и служат Ему через покаяние и веру в Иисуса Христа, независимо от того, к какой конфесии они относятся.

ОТЦЫ ЦЕРКВИ Протестанты уважают и ценят учения отцов Церкви (церковных руководителей, живших после апостолов), когда эти учения находятся в согласии с Писанием. Это основано на том факте, что часто отцы Церкви не согласны друг с другом.

МОЩИ СВЯТЫХ Протестанты не верят, что в мощах святых заключена какая-либо особенная сила, потому что Библия не учит этому. Протестанты считают, что в Библии нет указаний на то, что христиане должны почитать тела умерших.

СУТАНЫ И ТИТУЛ «ОТЕЦ» Протестантские служители не носят сутан потому, что ни Иисус, ни апостолы не носили какой-то специальной одежды. В Новом Завете на этот счет также нет никаких указаний. Обычно их не называют «отец» потому, что Иисус сказал в Евангелии от Матфея (23:9): «И отцом себе не называйте никого на земле…», что, по их мнению, означает, что мы не должны объявлять кого-либо своим духовным повелителем.

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ И КРЕСТ Протестанты не возражают против крестного знамения, но так как Писание этому не учит, то они также не учат этому. Протестантская и католическая Церкви, в отличие от православной, предпочитают использовать простой крест.

ИКОНОСТАСЫ Протестанты и католики верят, что иконостас символизирует завесу, отделяющую людей от Святое Святых в Иерусалимском храме. Они считают, что когда Бог разорвал ее надвое в момент смерти Иисуса (Матф.27:51), то тем самым Он сказал, что мы больше не отделены от Него благодаря крови, которую Он пролил для того, чтобы мы были прощены.

ПРИЧИНЫ НЕГАТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОТЕСТАНТАМ Официально православие пришло на территорию нынешней Украины в 988 году, тогда правители Руси ввели православное христианство как государственную религию. Намного раньше ученики Христа приходили на землю скифов с целью донести Благую весть о Спасителе для варварских народов. Самым известным является приход в Киев ученика Иисуса — Андрея, которого в народе назвали «Первозванный». В то время не существовало разделения христианства на Римское и Византийское, то есть на католическое и православное, и Андрей представлял вполне протестантские взгляды — проповедовал, основываясь только на слове Божьем; проводил собрание везде, где была возможность, (церквей еще не было); крестил только взрослых.

С укреплением позиций православной церкви на Руси, а затем и в царской России, все неправославное перешло в ранг противогосударственного. Сначала это было связано с войнами, в которых католики воевали против православных, а затем — с укреплением власти государя, так как управлять одним вероисповеданием намного проще, чем несколькими. Протестантов или «иноверов» высылали в отдаленные регионы, а все, кто оставался, скрывались от гонений. Власть и руководство православной церкви всячески поощряло унижение прав других вероисповеданий.

После 1917 года новая власть попыталась полностью избавиться от «опиума для народа» путем разрушения церквей и физического уничтожения верующих. Но после определенных трудностей и недовольства населения, власть советов оставила для существования только одну церковь — православную. И протестанты, вместе с католиками, греко-католиками, представителями других деноминаций или отбывают срок в лагерях, или прячутся от власти. В таких условиях единственным способом для проведения собраний протестантов стали дома и подвалы, а для защиты от глаз «доброжелателей» выключали свет. В это же время, для дискриминации антигосударственных вероисповеданий в прессе и среди народа распространяются истории о жертвоприношениях баптистов, низком культурном и образовательном уровне пятидесятников, колдовстве харизматов и другое. Тем самым, в обществе десятилетиями подсознательно воспитывалось негативное отношение ко всему неправославному. И теперь людям очень трудно преодолеть эти негативные стереотипы и принять протестантов как христиан.

Теперь, когда Вы знаете историю протестантского движения, его основные доктринальные принципы, понимаете причины негативного отношения к протестантству в обществе, Вы можете сами решить принимать или нет протестантов как христиан. Но сегодняшний день говорит следующее: протестанты — это 3755 церквей на Украине за 9 лет!

Да, они имеют отличия от привычной православной церкви в некоторых вопросах, но цель и у православных, и у католиков, и у протестантов одна — проповедовать Евангелие и приводить людей к Спасению. И протестанты справляются с ней в последнее время все лучше. Именно протестанты проводят массовые евангелизации и собрания, на которых все больше и больше людей приходит к Иисусу Христу. Именно протестанты через все виды средств массовой информации говорят людям о Спасителе.

Основывая свое служение непосредственно на Библии, протестанты предоставляют людям еще один путь ко Христу, путь к спасению. Исполняя поручение Иисуса Христа, протестанты приближают Его Спасение!

Московская церковь христиан — адвентистов седьмого дня и Церковь евангельских христиан-баптистов поссорились. Дело в том, что им приходится сожительствовать в историческом центре Москвы в здании по адресу Малый Трехсвятительский переулок, 3 — каждое из этих двух направлений протестантизма добивается в столичном арбитраже выселения соседей из молельного дома.

Как пояснил «Известиям» пастор баптистской церкви Сергей Золотаревский, конфликт уходит корнями еще в советские времена. С 1917 года в молельном доме в Китай-городе ютилось сразу несколько деноминаций протестантов, включая менонитов, пятидесятников, единственников и представителей других конфессий. В 1993 году правительство Москвы издало постановление, по которому здание постройки XVIII века площадью более 1,8 тыс. кв. м было передано в безвозмездное пользование лишь одного из направлений — Церкви евангельских христиан-баптистов. Остальные, пользуясь открывшимися с началом перестройки свободами, начали на деньги прихожан активно покупать собственные помещения и земельные участки, строить на них молельные дома и переезжать.

В итоге в доме осталось только двое квартирантов: баптисты и адвентисты — последним разрешили пожить на праве совместного пользования еще какое-то время, но только с тем, чтобы потом адвентисты переехали в собственное помещение, говорит Сергей Золотаревский. В департаменте городского имущества Москвы (выступает соответчиком в арбитражном деле) подтвердили, что пользование адвентистами, по условиям подписанного в 1993 году постановления, должно было продолжаться до приобретения собственных помещений.

— Со стороны департамента городского имущества Москвы неоднократно поступали предложения в адрес церкви адвентистов. Однако в настоящее время помещения ею не приобретены, все предложенные объекты отклонены, — добавили в департаменте.

Прошло более 10 лет, но все осталось на своих местах — адвентисты не пожелали переезжать из уютного здания церкви. Сначала, в 2008 году, адвентисты судились с баптистами, требуя «не чинить препятствий в пользовании помещениями». Суд признал требования правомерными.

В конце 2011 года конфликт дошел до точки кипения. Новый судебный процесс опять начали адвентисты: они решили в суде добиваться принятия самых кардинальных мер к соседям — расторжения договора баптистов с московскими властями и перезаключения его на адвентистов. Ответная тяжба не заставила долго ждать: в апреле 2012-го Церковь евангельских христиан-баптистов тоже пошла в арбитраж, задавшись целью отселить соседей. Слушание дела многократно откладывалось, в последний раз — потому что адвентисты направили письмо мэру Москвы Сергею Собянину. Ответственное решение судья Николай Мысак не принял.

Адвентисты известны тем, что буквально чтят все 10 заповедей, отрицают бессмертие души и существование ада, признают вероучения Елены Уайт и верят во второе пришествие Христа. Евангельские баптисты тоже появились в XIX веке, к ключевым особенностям учения относят непоколебимую веру в Священное Писание как основу в делах веры и практической жизни, независимость религиозных общин друг от друга, крещение только взрослых людей.

— Наш молельный дом рассчитан на 800 сидячих мест, а всего у нас порядка 2 тыс. членов. Плюс у нас еще проводятся социальные, детские службы, бракосочетания, праздники и концерты органной музыки. У адвентистов — еще порядка 700 членов. Так что мы не помещаемся, несмотря на то что службы у нас проходят в разные дни, — говорит пресвитер Сергей Золотаревский.

У баптистов сейчас в Москве около 30 церквей, сами уходить с Трехсвятительского они не хотят.

— Мы три года назад закончили капитальный ремонт своими силами, наши соседи нам не помогали. Столько было вложено труда, что хотя мы и не сторонники межконфессионального конфликта, но просто смысла уходить нет, — добавляет Золотаревский.

Доцент Центра сравнительного изучения религии РГГУ Борис Фаликов отмечает, что «в соответствии с христианскими ценностями кто-то из них должен, конечно, уступить, проявить терпимость».

— Но если Русская православная церковь как самая влиятельная конфессия в стране никогда добровольно не отказывается от своего имущества, то что же говорить о других, менее крупных образованиях? — отметил Фаликов.

Связаться с представителями Церкви христиан — адвентистов седьмого дня в четверг не удалось.

Что Вы представляете, услышав слово «секта»?

У кого-то возникнет образ оккультных ритуалов в круге из свечей. Другой назовёт сектой любую религию, где нет Иисуса Христа.

Вот и протестантизм вызывает немало споров и вопросов среди верующих. Часто говорят, что есть протестантские секты. А в целом протестанты — это сектанты или нет?

Изложим православную точку зрения. Учитывайте, что у других направлений христианства может быть свой взгляд.

31 октября 1517 Мартин Лютер обнародовал 95 тезисов, чем дал начало протестантству, он противопоставлял новое течение сектам

Секта — не признанное на государственном уровне общество людей, чьи общие религиозные взгляды противоречат господствующей религии

Слово «секта» нужно рассматривать в соответствии с его истинным значением.

В обиходе этот термин употребляют где ни попадя. И зря. Из-за такой небрежности многие люди, не ориентирующиеся в богословии, называют сектой всё, что не православно.

Католические церкви у них — секта, протестантизм — тем более, индуизм — и подавно. А это не правильно.

Обратимся к мнению специалистов. Александр Буганов в «Справочнике по ересям, сектам и расколам пишет»:

«Разграничение терминов «секта», «ересь», «вероисповедание» довольно условно, установилось оно в новое время (после Реформации)».

«Не существует резкой границы и между понятиями «секта» и «вероисповедание».

История борьбы различных религиозных движений знает немало примеров, когда секты добивались признания за ними права называться Церквами, или вероисповеданиями.

Даже в официальных документах, принадлежащих одной исторической эпохе, одна и та же община могла именоваться и сектой, и Церковью, в зависимости от отношения к ней правительства».

С. В. Булгаков книга

Однако размытость границ понятий не так серьёзна. Вывести хотя бы условные определения возможно:

«Сектой принято считать организованное общество людей, взгляды которых согласуются между собой и противостоят господствующей Церкви. Данное слово обычно употребляют по отношению к совокупности лиц, следующих определенному учению».

И важно различать понятия «секта» и «ересь». Первое — это организация, второе — учение:

«В слове «ересь» обозначено, скорее, содержание самого учения. В ереси первых веков христианства начинались не с отрицания церковного учения как такового, но с попыток поставить под сомнение какой-либо пункт учения».

При этом ересь — это не сектантское учение, а направление мысли внутри религиозного течения:

«Инициаторы и последователи ересей не осознавали себя в оппозиции к Церкви, ее авторитету, а, наоборот, являлись, по их собственному мнению, истинными выразителями и продолжателями христианства».

При этом неправильно путать ересь с мнением. Согласно «Догматическому богословию» протоирея Олега Давыденкова, в любом религиозном течении могут быть:

  • догматы — вероучительные истины, принятые на Вселенских соборах;

  • вероучительные истины — догматические определения, принятые Церковью как истинные, но не закрепленные определениями Вселенских Соборов;

  • богословские мнения — суждения по вероучительным вопросам, не получившие общецеркоовного признания.

Олег Давыденков Российский богослов

Существуют ложные богословские мнения даже среди святых отцов. От ошибки никто не застрахован. Но это ещё не ересь.

Любая еретическая идея, если не умирает, формирует круг её приверженцев — секту.

Ересь подрывает фундаментальные основы религиозной традиции.

То есть дистанцируется от церкви. Снова процитируем «Справочник по ересям, сектам и расколам»:

«В случае разрыва с Церковью, в процессе дальнейшего обособления противостояние приобретало характер несогласия не в каком-либо частном пункте, но уже касалось учения в целом.

Выделившись из Церкви, ереси, как правило, дробились на отдельные толки с более замкнутой организацией.

Поэтому употребление термина «секта» по отношению к ересям допустимо, вероятно, лишь к этой второй стадии их развития».

Мартин Лютер богослов

А вот какие признаки христианских сект привёл сам основатель протестантизма Мартин Лютер:

  • секты — не прямые преемники апостольского учения;
  • секты действуют там, где Евангельское учение уже посеяно;
  • секты проповедуют по собственной инициативе, без позволения религиозной традиции.

Поэтому секта — это религиозная группа, паразитирующая на основном учении. Её отвергает традиция. Но любая секта потенциально может стать вероисповеданием — если её признают на уровне государства.

Из-за этого в разных странах список сект отличается. Секты бывают и мусульманскими, и христианскими, и любыми другими.

Протестантизм — не секта, а направление христианства

Протестантизм не отвечает признакам секты. Это ветвь христианства и самостоятельная религиозная традиция. Если секта образуется под воздействием еретических идей, то протестантские церкви — это результат церковного раскола.

Раскол вовсе не зависит от богословских разногласий, хотя и не исключает их. Его вызывает множество причин, их совокупность, в том числе — административные, политические, национальные и т.д.

Богослужение в Евангельской церкви — одной из множеств направлений протестантизма

Нет ничего удивительного в том, что под влиянием времени, культурной среды, церковных деятелей, у каждой церковной ветви проявляются свои черты.

Но это не отменяет главного: отколовшаяся, в нашем случае — протестантская церковь — это не секты. Причин это утверждать достаточно:

  1. Протестантизм имеет цепочку преемственности от апостолов. Традиция рукоположения священников сохранилась в ряде деноминаций. Например, англиканстве и старокатоличестве. Хотя многие направления протестанитизма на первый план ставят соответствие церковному Священному Писанию, а преемственность через рукоположение игнорируют. Верность служения библейским принципам для протестантов — главный признак преемственности учения апостолов.
  2. Остальные конфессии воспринимают протестантизм, как самостоятельное направление христианства.
  3. Государства всего мира признают протестантизм не сектой, а полноценным вероисповеданием.

Протестантизм — это примерно 2000 направлений христианства без монашества, почитания икон, безбрачия и противопоставления мирян с духовенством

Протестантизм — это не единое религиозное направление.

Он раздроблен на 2000 течений: лютеране, кальвинисты, реформаты, англикане и т.д. Из-за этого довольно сложно говорить о протестантской церкви в общем и не противоречить входящим в неё традициям. Однако можно выделить общие признаки протестантизма:

  • миряне и духовенство не противопоставляются;
  • нет института монашества;
  • не требуется безбрачие служителей;
  • не почитаются святые;
  • не молятся на иконы;
  • простая церковная иерархия.

Обрядовую часть протестанты воспринимают как символическую. Например, у них нет идеи причащения телом Христа. У них причастие — это напоминание о Спасителе. Аналогично и с крещением — оно несёт символический характер.

В частности, баптисты и меннониты и другие говорят, что крещение — это только внешнее. А спасение же происходит по вере в Христа — и больше не почему

Реформаты, пресвитериане, лютеране, англикане и другие считают, что крещение — знак завета с Богом. Но сам по себе этот ритуал не даёт ни защиты, ни благословения. Это только вхождение в Завет. Надо остальным нужно ещё работать.

Упор сделан на рационализацию религии. Например, многие протестантские направления отвергают возможность крещения младенцев. Смысл в том, чтобы позволить человеку принять веру в сознательном возрасте. Также часто отсутствует идея священности самого таинства.

Для протестантов авторитетны только первые четыре Вселенских Собора.

Представители всех протестантских направлений с большим усердием изучают Священное Писание и выпускают много литературы с толкованиями.

В протестантизме есть секты, как и в любой религии

Как и в других религиозных традициях, в протестантизме есть секты. Но это не черта протестантизма, а беда всех конфессий. В православии тоже есть: хлысты, младостарцы, самокрещенцы и т.д.

В отношении того, принадлежат ли те или иные протестантские общины к сектам или вообще к протестантизму, ведутся дискуссии.

Например, «Общество Сторожевой Башни» имеет общие с протестантами признаки. Но поставить знак равенства нельзя.

Во-первых, этого не хотят сами свидетели Иеговы.

Во-вторых, у этой организации имеются черты, не характерные для протестантизма.

Есть и другие спорные направления: Движение харизматиков, Движение веры, Пятидесятники и т.д.

Каждое из этих течений заслуживает отдельной аналитики. Несправедливо было бы рассматривать их в совокупности и выдавать общую характеристику.

У протестантов упрощённая богослужебная практика

Протестанты стараются во всём следовать простоте и практичности. Свечи при богослужениях используются очень редко. Например, они есть у лютеран и англиканей. У этих же направлений встречаются кресты.

Обстановку выдерживают строго: никаких цветов, позолоты, икон и т.д. За редкими исключениями. Всё это считают ненужными атрибутами.

Служители обычно предпочитают обычную одежду делового стиля: галстук, рубашка, пиджак и т.д. В этом свой смысл: Иисус Христос не носил никаких пышных церковных одеяний, апостолы тоже. Значит, не нужны они и священнослужителю.

В залах для служений есть скамьи, возможно, подиум для выступающего, микрофон. Это протестанты считают достаточным, ведь вера не в стенах.

Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла — здание лютеранской церкви

Поскольку протестантская церковь неприхотлива в выборе помещений, зачастую они просто арендуют какие-нибудь здания или залы.

Но это всё не обязательные условия и бывает иначе.

Скажем, кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла выглядит роскошным зданием в традициях храмовой архитектуры.

Он основан в 1905 году лютеранской церковью. Архитектор В. А. Коссов.

1905 в этом году основан Лютеранский собор святых апостолов Петра и Павла

Этот протестантский собор имеет при себе комплекс зданий и орган. Однако внутри — традиционная для протестантизма белизна стен и скамейки.

Чтобы стать протестантом, нужно изучить эту традицию и креститься

Как становятся протестантами? Это сознательный выбор человека.

Ядро протестантизма — идея о сознательном принятии религии.

Поэтому очень мало направлений этой традиции, в которых человека крестят с рождения. Хотя есть и такие.

Нужно пройти долгий путь и хорошо изучить идеи протестантской церкви. Важно, чтобы человек действительно понял, каково мировоззрение христианина и чем, собственно, эта церковь отличается от остальных. Иногда нужно сдавать экзамен, например, ответить на вопросы катахезиса.

Когда решение осознанно принято, человека крестят.

Чаще всего у протестантов обряд несёт символический характер, хотя многое зависит от конкретной традиции. После этого человек может считать себя протестантом и продолжать жить по вере. Рекомендуется тщательно изучать Библию.

Обрядовая сторона не столь важна для протестантизма. В нём нет идеи посещения храма и молитвы на иконы. Домашняя молитва — более распространённая практика.

Если протестантом желает стать православный, то встаёт вопрос о перекрещивании. Его решают по-разному. Если православный крещён в несознательном возрасте, то чаще всего ему рекомендуют креститься в протестантизм.

Протестантское крещение. Баптизм

Но это трактуется не как перекрещивание, а как первое осознанное крещение. То, что произошло в детстве, не считается правильно совершённым таинством.

Если же православный верующий крещён в сознательном возрасте, то его могут не перекрещивать. Среди протестантов популярна идея, что крещение в православии или католицизме тождественно любому другому.

Человек уже вступил в Церковь Христа, а выбор традиции этот факт никак не меняет.

Червяной кусок тотема — это уникальный портальный камень, необходимый для активации портала к первому боссу игры — Древнему червю. Чтобы получить его, необходимо выполнить цепочку квестов в локации Визжащие пески.

Описание Править

Внешне червяной кусок тотема выглядит как большая зелёная сфера. Так как этот предмет является портальным камнем, то его также можно размещать только в гнездо портала. При размещении на обычной поверхности он отскочит от неё.

Для открытия портала необходимо на локации найти статую в виде гиганской головы гусеницы с больших количеством зелёных глаз. Одним из этих глаз и будет являтся наш артефакт. Находим ячейку под недостающий глаз и размещаем в него червяной кусок тотема. Портал открывается и теперь игрок может войти к на арену к боссу.

Активировать портал нужно всего один раз. А дальше игрок спокойно сможет перемещаться на арену босса с помощью карты.

Выполнение квеста Править

Для того чтобы получить артефакт, игроку предстоит выполнить квест, который состояит из нескольких этапов:

  1. Найти в недрах храма реликвию — Маску Ктириса.
  2. Обменять маску на артефакт.

Для первого этапа ищем у посадочной платформы НИПа — служительницу Марию. Во время диалога она расскажет о сектантах Ктириса, которые овладели могущественным опасным артефактом, который может пробудить Великозверя. Также она упомянет, что культисты ведут недалеко раскопки и ищут редкости связанные с Ктирисом. Служительница попросит найти редкость, посетив раскопки. Вход находится прямо у неё за спиной.

Спустившись вниз, игроку предстоит пробежать небольшое подземелье с монстрами и найти в одной из комнат пьедестал, на котором будет находится золотая маска Ктириса. Берём маску и возвращаемся к Марии. Первый этап завершён.

Далее снова общаемся с Марией и она предлагает план, как отобрать артефакт у сектантов. Она вернёт вам маску и отправит в храм найти человека по имени Зибо, но предупредит, что для того чтобы спокойно пройти к нему, персонажу нужно надеть эту маску иначе другие культисты вас атакуют. И тут есть один важный ньанс. Маску необходимо надевать в слот брони и активировать оражение шлема, потому что иначе скрипт не сработает и при входе в храм младшие культисты все равно атакуют персонажа.

Когда вы в маске войдёте в храм, все сектанты начнут вам кланиться, так как сочтут вас посланником Ктириса. Однако верховный сектант вас раскусит, но атаковать не станет и предложет обсудить всё цивилизованно. При разговоре она скажет, что маска очень важна, и предложит обмен: маску на артефакт. Если согласитесь он наденет маску и отдаст вам реликвию. Теперь вы можете вновь возвращаться к Марии, она вручит вам награду — питомца и кусок червяного тотема.

После выполнения квеста с верховным сектантом Зибо возможна торговля, где вы сможете купить костюмы Культа, некоторые блоки и кое-что ещё.

Интересные факты Править

  • Служительница Мария в русском переводе называет себя в мужском роде.
  • У Зибо, после выполнения квеста можно купить копию червяного куска тотема.
  • Существует баг, что Мария и данж могут не сгенерироваться, и квест не сможет быть выполнен.
  • Копию артефакта можно повесить на стену.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *