Фотографии Владимира Монастырева

Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим(Мф. 6, 12) — обращаемся мы к Господу. Но выполняем ли это обещание? Оставляем ли с легкостью сердца обиды, нанесенные нам? Подчас и просто обидное слово не можем выкинуть из головы, что уж говорить о в самом деле серьезных обидах и оскорблениях… а ведь без прощения нет спасения. Как научиться прощать и всегда ли нужно промолчать в ответ на грубость — и врагам, и ближним? Об этом мы беседуем с настоятелем храма Софии Премудрости Божией на Софийской набережной протоиереем Владимиром Волгиным.

Отец Владимир, что такое прощение?

Прощать — это значит не помнить обид, это значит покрыть своей любовью другого человека. А любовь долготерпит, милосердствует, не ищет своего, не сорадуется неправде, а сорадуется истине и все переносит, все терпит (ср. 1 Кор. 13, 4–7). Прощение — это умаление себя перед другим человеком. Прощение — это понимание того, что человек немощен. Прощение — это изглаживание того пятна, которое может остаться в душе человека, которого обидели. Если хотите, прощение — это косметическая операция на душе человека для того, чтобы не осталось и рубца от обиды. Господь Иисус Христос говорит: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44). Мы знаем, что многие мученики перед смертной казнью молились за мучителей своих. А Господь молился за распинающих Его так: Отче, прости им, ибо не ведают, что творят (Лк. 23, 24). Так и все мы должны молиться за тех, кто обижает нас. Вместе с этим по отношению к другому человеку нужно быть очень внимательным, очень предупредительным. Меня поразили слова апостола Павла в одном из посланий, где он говорит: Относитесь друг к другу с нежностью (см. Рим. 12, 10). А что же значит «с нежностью»? Я знаю такой случай, когда один священник заключил в объятия другого и сломал ему ребро. Это проявление любви, но грубой. А нежность — это когда ты считаешься с человеком, хочешь сделать ему приятное. Апостол Павел говорит: Исправляйте людей духом кротости и любви (см. Гал. 6, 1). Нежность — это то, что минует какие-то острые углы, это то, что считается с болезнями и ранами души и тела человека.

В первую очередь, конечно же, мы должны быть требовательны к себе. Я вспоминаю слова старца Иоанна (Крестьянкина), когда я спрашивал у него напутствия на свое пастырское служение: «Прежде всего относитесь строго к себе и великодушно к людям». Эти слова я запомнил на всю жизнь.

Прощать мы можем тогда, когда относимся строго к себе. А что значит «строго»? Это значит, что мы должны непрестанно наблюдать за своими поступками. И если чаще обращать внимание на свою душу, то окажется, что там такое засилие страстей, так много змеиного яда, что, по сравнению с этим, причиненная нам обида от другого человека — ничто.

Прощение — это противоположность обиде. Чем страшна и опасна обида?

Любая праведность — это не заслуга человека, это не то, что мы сами приобрели, а то, что нам дал Господь по милости Своей, помиловал или уберег нас от чего-либо. Обида — это нехорошее чувство, связанное с самолюбием и нелюбовью к людям. А нелюбовь или ненависть, как известно, начинаются с равнодушия. Также и с обидой. Что это такое? Это же не просто «я ушел обиженный». Это значит, что внутренне я ропщу, негодую на несправедливое отношение того человека, который так ко мне отнесся. Обида может привести человека к унынию, к отчаянию, к мысли о мести, а это есть грех. Обида связана с эгоизмом.

Удивительно, что мы не уделяем должного внимания заповедям блаженств, ведь в них об этом все сказано. Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное (Мф. 5, 3).

Как научиться прощать?

Что такое духовная нищета? Это понимание того, что я не могу спастись без помощи Божией, что все, что я совершаю доброго — только с помощью Божией. Без Меня, — говорит Господь Иисус Христос в Евангелии от Иоанна, — не можете совершить ничего (Ин. 15, 5). Кому же возможно спастись? — Человекам это невозможно, но все возможно Богу (Мф. 19, 26), — отвечает Спаситель. Мы немощны, поэтому должны умалиться и понять, что от нас зависит только наше намерение ко спасению! Но, ни в коем случае, не само спасение. И тогда, когда мы понимаем это, в нас рождается сочувствие к другому человеку, ведь он также слаб, как и мы, а может быть, мы гораздо слабее его. И вот когда мы осознаем это, обидеться уже не так просто.

Как научиться «любить грешника, но ненавидеть грех»?

Каждая душа создана по образу и по подобию Божиему. Это надо понимать. Образ Божий — это образ владычества. По толкованию святителя Иоанна Златоуста, Господь владычествует над всем миром, а нам Он передал владычество над земным миром, которое умаляется по мере нашей греховности. Подобие Божие — это свойства, которые даны нам от Бога, и главное из них — любовь. Мы должны понимать, что изначально любая душа прекрасна, в ней есть много святого. А грех пачкает полотно души. Приведу такой пример: стол покрыли белоснежной скатертью, и начали за этим столом пир. К концу этого пира скатерть превратилась в грязную тряпку, залитую яствами и вином. Но ведь мы же не выбросим эту скатерть, а постираем, высушим и выгладим. Мы же не говорим, что скатерть плохая, мы говорим, что на этой скатерти есть грязь, которую нужно отмыть. Также и душа человека — белоснежная — намного более прекрасная, чем та скатерть, просто запачкана грехом. И для того чтобы увидеть ее истинный облик, нужно «отмыть» душу, преобразить ее. Мы должны найти те «средства», т. е. слова, которые бы помогли этой душе очиститься от греха. Но сделать это мы можем только любя душу человека, исполнившись бережности к ней. Мы должны стать реставраторами человеческой души. Сначала нужно снять один слой, скрывающий ее красоту, затем другой, и делать это нужно так, чтобы не повредить первообраз, а если какие-то краски стерты, нужно аккуратно реконструировать их, и вот тогда мы увидим в душе человека образ великого Мастера, Которым является Сам Господь, сотворивший нашу душу.

Батюшка, бывает так, что ты просишь у человека прощения, а он не прощает. Надо ли «добиваться» прощения?

Нет, я думаю, главное — иметь раскаяние перед другим человеком. А тот человек может и не простить. Но главное — свое отношение, свое чувство. Понимаете, можно просить прощения с лестью, не осознавая, что ты виноват, можно просить прощения теплохладно, лишь для перемирия — лучше худой мир, чем добрая война. Можно просить прощения из-за лицеприятия, когда нам хочется, чтобы высокое лицо относилось к нам по-доброму. Но все эти виды прощения — фальшь. Мы должны просить прощения от всей глубины сердца!

В своем руководстве духовными детьми, в особенности, близкими (близкие это не те, которых я больше люблю, а те, которые более сотрудничают со мной в духовной жизни, нуждаются в моей помощи), когда вижу, что кто-то из них просит прощения неискренне, стараюсь добиваться этой самой искренности. Потому что без нее прощение — это ложь. А отец лжи — диавол. И приходится разными способами и ухищрениями добиваться того, чтобы человек из самой глубины своего сердца попросил прощения. Я так добивался прощения у своего дитя, когда она была маленькой, и у многих других людей. Только такое прощение и просьба о нем приносит умиротворение и душе, просящей прощения, и душе, у которой его просят.

Как вести себя с обидчивым человеком? Нужно ли постоянно осторожничать, угождать ему или прямо высказывать свое мнение?

Опять возвращаемся к словам апостола Павла: Обращайтесь друг к другу с нежностью. Во-первых, нельзя допускать по отношению к человеку того, чего не хотел бы по отношению к себе. Например, грубости, презрения, холодного отношения. Нужно стараться быть светом для мира и солью для земли, чтобы люди, видя наши добрые дела, прославили бы Отца Небесного. Нужно быть добрыми и теплыми по отношению к окружающим. Ведь все мы хрупкие, кто-то — более, кто-то — менее. Никто же не будет кидать хрустальную вазу на бетонный пол, с ней все обращаются бережно, чтобы она не разбилась. А к человеческой душе, как к сосуду Божией благодати, мы должны относиться еще более бережно, внимательно и аккуратно. По отношению к себе мы не хотим ни обличения, ни грубого слова, ни критики, ни непонимания. А почему же мы по отношению к другому человеку так не поступаем? Да, он обидчивый, но считайся с этим! Не говори ему того, что может его огорчить и сразу же настроить против. Обидчивый человек, если хотите, это больной человек, душевные раны которого нужно постоянно перевязывать, смазывать елеем и вином, нужно бережно исцелять его раны, а не грубо отрывать засохшие бинты с тела или души человеческой. И когда хрупкая душа будет чувствовать эту любовь, поверьте мне, она будет постепенно выравниваться и исправляться. Только на любовь человек реагирует положительно, только благодаря любви человек может совершенствоваться.

Батюшка, а как надо относиться к грубости от посторонних — например, в магазине, общественном транспорте?

Кто ударит тебя в левую щеку, подставь правую — это идеальные отношения. Но, конечно, очень трудно переносить хамское поведение по отношению к себе, и, если вы им огорчились, то не нужно отвечать злом на зло, а мысленно нужно помолиться об этом человеке.

Вспоминаю такой случай из своей жизни: я подъехал к своему дому, вышел из машины и направился к подъезду, у которого сидела небольшая компания молодых людей, распивавших пиво. И они очень дерзко и по-хамски обратились ко мне: «Ты что, служитель культа?» Мне пришлось себя внутренне преодолеть, и можно было пройти мимо, но я почувствовал неприятный осадок от этих слов, в которых были недоброжелательность и издевка. Через какое-то мгновение я ответил им по-доброму, нефальшиво. В своей внутренней борьбе я почувствовал, как несчастны эти люди, они не ведают Бога. Тогда я понял, что к ним нужно идти навстречу с проповедью любви. Я искренне доброжелательно ответил им: «Да, я священник». «Ну, а в Лавре-то ты был когда-нибудь?» — спрашивают они меня. Я говорю: «Да, был, и не один раз. Лавра — это центр православного мира». И вдруг моя доброта так подействовала на них, что, когда я уже поравнялся с ними, эти молодые люди встали и попросили у меня прощения. Это меня поразило! Вот как действует любовь на сердца, даже далекие от Бога. По отношению к этим, по истине несчастным людям, нужно быть снисходительными. Надо стараться не отвечать злом на зло, нужно дарить любовь, нужно добром отвечать на зло. Я глубоко убежден, что каждый христианин должен стремиться к этому!

А как себя вести, если при нас оскорбляют наших родителей или детей? Должны ли мы терпеть и прощать это?

Нужно постараться, как мне думается, с кротостью остановить беззаконие. Можно сказать обидчикам: «Зачем вы оскорбляете людей, которые старше вас? Почему вы так обращаетесь с теми, кого не знаете?» Но, если эти люди попытаются чинить насилие, то нужно вспомнить слова Христа: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя (Ин. 15, 13). И, конечно, надо встать на защиту, не задумываясь о том, чем закончится эта брань. Может быть, мученичеством. Мы, в принципе, должны быть к этому готовы. Я говорю об идеале.

Батюшка, а о прощении в более глобальном масштабе — как относиться к тем, кто заведомо сознательно возводит хулу на нашу веру, Православную Церковь, на русский народ и его вековые традиции?

Святитель Иоанн Златоуст для своего времени говорил так: «Если кто-то в твоем присутствии хулит имя Господа, подойди и ударь хулителя по щеке» (см. «Беседы о статуях, говоренные к Антиохийскому народу. Беседа 1, ч. 12). Но сейчас другое время. Сейчас нужно подойти и, если это ваш знакомый, то нужно попросить его хотя бы ради вас не хулить Бога и Церковь Его. Если незнакомый человек говорит гадости, то нужно сказать ему, что он многого не знает, и попросить его воздержаться от резких выражений. Если ничто на него не подействует, то нужно помолиться за хулителя также, как за врагов своих: «Прости ему, Господи, ибо не ведает, что творит». И, конечно же, с хулителями не общаться, если они сознательно и убежденно поносят Бога и Церковь.

Значит, молчать нельзя?

Думаю, что нельзя. Другое дело, что не все мы мученики, не многие из нас способны к мученическому подвигу. Господь говорит: Если тебя гонят в одном городе, иди в другой. Если ты видишь, что ни словом, ни делом не можешь помешать хулению, отойди от этого человека, не общайся с ним, помолись за него.

Беседовала Елена Волкова

очень сложная тема… Иисус простил тех кто ненавидел Его, гнал и оболгал, распял. святой первомученник Стефан так же.

тема прощения в св. Писании тесно связано с темой любви, любви к ближнему в Ветхом Завете, любви к дальнему в Новом Завете. Без темы любви, уверен, тема прощения не будет понята! Иисус требует быть совершенными как Отец, и видеть в каждом образ Творца.

"Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз." (Матф.18:21-22)

однако, Заповеди не могут противоречить друг другу… 1)прощение не может нарушать святости веры в св. Троицу, т.к. святотатство не может быть сопряжено с любовью.

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь;вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (Матф.22:37-40)

и надо помнить!!! -Феодал приводит очень четкое выражение про святыню.

2) прощение не может противоречить собственному достоинству. Иисус говорит: "возлюби ближнего, как самого себя". себя нужно любить и уважать, чтоб любить и уважать ближнего. и в себе тоже нужно видеть Образ Божий. прощение требует от нас смирения и усмирения своей гордыни!!!, но никак не унижения собственного достоинства.

3)прощение не должно быть связано с ущемлением заповеди уважения и попечения о родителях "Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе." (Исх.20:12) я трактую эту заповедь немного расширительно, понимая под отцом и матерью, отцов и матерей, наследие наших предков.

4) прощение не может нарушать святости брака, семья: супруг(а) и дети — есть результат Божьего попечения и благословения. Пренебрежение даром Бога, есть пренебрежение Богом (можно я без цитат), итог см. пункт "1"

5) прощение не может быть во вред прощаемому.

Христианское прощение, какое оно?

потому как мы нарушаем заповедь любви к нему. а ведь чтоб простить нужно любить…

и все же как итог приведу слова Господа и Спасителя нашего:

"А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный." (Матф.5:44-48)

Стрекалов. С.А,  беседы на семинаре.

В православии, христианстве придается большое значение прощению. Прощение – это оборотная сторона любого чувства. Прощение означает принятие чувств. Переживать чувство , значит  быть в энергии, связанной с чувством. Прощение – освобождение от энергии этого чувства.

Вся личная история, вся карма человека – цепь непрощений, связанных с сильным чувством, с которым не хочется расставаться. Человек не может простить себя за то, что когда-то его обидели, унизили или он испугался. Он не может простить себя и не может простить тех, кто обидел, унизил, испугал его. Непрощение людей и событий прошлого – это страх вновь испытать те чувства, которые были в тот момент. В результате непрощения растет связь между человеком и теми чувствами. В тот момент было не так, как должно было бы быть по тем правилам и законам, по которым он живет.

Чего не требует прощение

Если бы все было правильно, он бы испытывал удовольствие, радость, счастье. Но поскольку те, кто был тогда рядом, все сделали неправильно, он в тот момент испытал разочарование, страх, стыд, злость. Он не может простить их за то, что они заставили его испытать такие чувства, и, что особенно  важно, он не может простить себя за то, что в тот момент эти чувства испытывал. Очень часто непрощение себя приводит к тому, что человек себя наказывает. Он не любит себя, он считает себя недостойным любви, денег, хорошей внешности, счастья, удовольствия, жизни – у каждого свое.

За время жизни у человека накапливаются привычки, последовательности разных движений, поступков, стратегий определенным образом реагировать на события. Бесконечное повторение одного и того же приводит к тому, что он связан по рукам и ногам. Связан со своей личной историей и с теми чувствами, которые находятся в тени и им не осознаются. С каждым годом связь становится все сильнее. Он придает значимость прошлому событию, постоянно о нем помнит, а значит, имеет намерение его реконструировать, воссоздать в настоящем такое же событие с тем же чувством, с теми же людьми, скопировать его из прошлого в будущее.

Смысл перепросмотра и стирания личной истории в том и состоит, чтобы убрать из своей жизни значимые события, связанные с отрицательными чувствами, с разрушающими желаниями. Чтобы успокоиться, перестать воевать, простить себя за то, что в жизни были такие события. Простить себя и простить людей, бывших участниками этих событий.

Нужно нарабатывать в жизни разные стратегии. Очень важная стратегия – иметь чувства и находиться в чувствах, потому что только таким образом можно научиться изменять восприятие энергии чувств и просто переводить эту энергию в силу, в желания, в поступки. Невероятно сильный ход – научиться изменять, трансформировать свои чувства. Для этого важно знать свои чувства и иметь богатую палитру чувств, но еще нужно учиться прощать себя за то, что когда-то были эти чувства, когда-то сделал такой поступок. Сейчас уже не имеет никакого значения то, что было раньше.

Прощение всегда основывается на внутренней правде. Если нет желания выяснить относительно себя внутреннюю правду, тогда вообще бесполезно изменять свои чувства, прощать, потому что всегда будет компромисс с собой. Возникает болезнь, которую я назвал пофигизмом, когда человеку все безразлично, когда происходящее не затрагивает его чувств. Вроде человек говорит про чувства, а на самом деле он только говорит про них, но их не переживает. Вроде много делает, но по большому счету ему на все наплевать.

Часто если один человек говорит другому, что простил его, это совсем не означает, что он действительно простили его и себя за то, что в тот момент у него было какое-то неприятное чувство. Это чувство из него никуда не ушло, оно осталось. Это всего лишь компромисс с собой, по сути дела ничего не изменилось. Важен формат: «Я прощаю себя за обиду, которую  испытал». При таком формате человек не уходит от чувств, он открыт этим чувствам.

Еще важно то, что прощение увеличивает сердечность. «Я прощаю себя за это» — у человека возникает желание сказать это вслух, желание сделать поступок относительно этого чувства с точки зрения прощения. Это как раз та ситуация, когда чувства и желания, соединяясь вместе, порождают открытость сердца. Сердце никогда не будет открыто, если есть только чувство или только желание. Совмещение того и другого открывает сердце.

Если мысленно говорить: «Я себя прощаю за чувство зависти к такому-то человеку», то это исключительно прощение себя на ментальном уровне. Это хорошо, но для прощения, этого явно недостаточно. Когда же человек говорит это вслух, когда у него слезы на глазах — это знак того, что увеличилась его сердечность, душевность, сочувствие, сопереживание себе. Нужно учиться сопереживать себе и другим, обучаясь этому искусству у себя самого. Если сопереживать другому человеку, то невозможно на него обидеться, потому что, то, что он сейчас испытывает, является для него очень важным. И сопереживая его чувствам, можно смотреть на мир его глазами, объединяться с ним. Благодаря этому происходит расширение личной территории.

Самое лучшее — подходить к тому человеку, который обидел или на которого обиделся, и говорить ему: «Я прощаю тебя за то, что ты меня обидел. Я прощаю себя за то, что испытывал в тот момент обиду или злость». В этом случае энергия начинает протекать между людьми. Тогда эпизод завершен. Сердце открыто, чувство совместилось с желанием, душа освободилась и начинает петь, тело чувствует легкость. Легкость – это свет. Чем больше непрощения, тем больше черноты в жизни, в ауре, тем больше риск заболеть. Непрощение – это желание, чтобы другой человек испытал те же чувства, желание наказать этого человека. Непрощение всегда ведет к мести.

Всегда в основе непрощения и мести лежат отношения с родителями. Всегда все неприятности с родными, близкими, мужчинами, женщинами, мужьями, женами, детьми – это только отголоски детских драм. Причем, обиженный человек ведет беспроигрышную игру. Если родители не любят, у него обида — почему не любят. Если любят, у него тоже есть обида — что же они любят так сильно, так же жить невозможно, задыхаешься от этой любви. Обида на родителей есть всегда. И обязательно есть люди, которые напоминают родителей, холодных или жарких. Очень часто люди мстят потому, что им не дали любви в детстве. Они не прощают папу или маму, а мстят всем подряд. Часто они привыкают, что родители их очень строго судят, говорят, что они все делают не так, неправильно. С годами эти люди начинают себя винить в том, что они делают все неправильно, что они неудачники, и вообще они себя ненавидят за то, что так много было ошибок, так много было плохого в жизни.

Ошибки – это то, что необходимо каждому человеку. Невозможно учиться без ошибок. Ошибки учат и только благодаря им можно двигаться вперед. Ошибки обязательно происходят, когда человек подходит к границам своей территории. У людей должны быть ошибки, и они должны себя прощать за эти ошибки, потому что они их учат. Не нужно бояться их делать. Слава Богу, что они есть, что можно все совершать не так, как правильно, как написано, как положено. Все люди, у каждого есть своя личная история, и, осознавая, что они делают ошибки, они двигаются вперед, в сторону исправления ошибок, в сторону безупречности. Пока человек не достигнет идеала, он будет делать ошибки, должен делать.

При работе с прощением важно, чтобы было расслаблено тело. Только при расслабленном лице, расслабленном животе можно найти ощущения от слов “я себя прощаю”. В груди накапливается тепло, которое можно использовать для выполнения разных задач или просто для расслабления тела, для того, чтобы тело запомнило тепло, расслабление, избыток сил.

Энергия прощения очень близка к глубокой духовности, к душе человека, к абсолютному принятию того, что существует, к любви, к Богу. Прощение себя подразумевает принятие себя таким, какой я есть. Принять значит полюбить себя таким, какой я есть — все свои качества и черты характера. Прощение себя – это обращение внутрь себя, а не наружу. Это отсутствие поступка, отсутствие действия. Происходит чередование женской и мужской энергии, потому что,  сказав вслух: «Я прощаю себя», то есть совершив мужской поступок, человек обращается к женскому содержанию и через это обретает целостность.

Религия дает отличное средство, как успокоить душу, как добиться прощения – покаяться, отдать все Богу. Этот отработанный тысячелетиями способ очень эффективен. Им пользовались миллионы людей до нас, и он действительно работает.

Путь прощения себя и других – чисто христианский путь, путь страданий. Страдание никогда не длится без конца, оно заканчивается и превращается в удовольствие, в наслаждение. Например, голодаешь – страдаешь, закончил голодовку – удовольствие. Зубная боль – страдание, за то, сколько радости, когда боль отступает. Страдание – это неотъемлемая часть жизни, счастье не может быть постоянным. Если постоянно счастье, обязательно где-то рядом копится страдание. Человек постоянно входит то в одну, то в другую полярность. Он может осознанно проходить через страдания в виде прощения своих чувств, в виде контакта со своими чувствами, желаниями, в виде разных неделаний, после которых он чувствует удовольствие.

Прощения можно достичь, идя двумя разными путями, которые можно совмещать. Один путь – количественный. Он лучше подходит для тех, кому сложно иметь контакт с ощущениями, с животом, с солнечным сплетением. Можно постоянно про себя говорить: «Я себя прощаю. Я себя прощаю. Я себя прощаю». Это то же самое, что в христианстве, в церкви: «Господи помилуй. Господи помилуй. Господи помилуй». Количественный путь хорош, если нет возможности концентрироваться на горле и на солнечном сплетении. Второй путь – качественный. Можно один раз сказать, но так, чтобы сформировать два разных потока — в горле и в солнечном сплетении. Они встречаются вместе, и как дуновение ветра — нет больше обиды, посетило прощение.

Прощение — единственная освобождающая сила во Вселенной. Прощение истинной причины освобождает человека от болезней, жизненных трудностей и прочего плохого.

Как прощать? Это труднее, чем Вы предполагали? Ничего, научимся!

2. Если я сам сделал кому-либо плохо, то прошу у него прощения за то, что я сделал, и прощаю себя за то, что я это сделал.

Власть прощать

Поскольку я причинил своему телу страдания, делая плохо другому, либо позволяя делать плохо по отношению к себе, то в любом случае я всегда прошу прощения у своего тела за то, что тем самым причинил ему вред.

Все это можно приговаривать либо произносить мысленно. Главное, чтобы шло от души. Таково самое простое прощение.

Такое прощение люди обычно понимают без труда, хотя испрашивать прощение у себя для некоторых является непреодолимой проблемой. Я принадлежу себе равно в такой же степени, как принадлежу Божественному Всеединству. Как и любой другой. Тем самым мое тело является одновременно и мною, и им. Я не имею права его разрушить. Хотя мое тело — мое, но я не его собственник.

Постарайтесь освободить свой дух от материалистического мышления. Для этого попросите прощения у своего мышления за то, что оно коллекционирует догмы. Иной раз бывает очень трудно простить другому, порой даже невозможно, поскольку тот причинил много боли.

Хотя учение Христа о спасении и не ново, но зато ново его глубинное осмысление и потому требует дополнительного прояснения.

Принципы прощения

• Все, что делает мне плохо, связано со мной при помощи невидимой энергетической связи. Если я хочу освободиться от плохого, то я сам должен освободить оба конца связи. Это делается прощением.• Человек притягивает к себе то, что в нем уже есть.• Если есть хорошее, должен явиться некто, чтобы делать хорошее. Если есть плохое, должен явиться некто делать плохое.• Тот, кто явится, преподнесет мне жизненный урок. Он словно исполнитель работы по заказу. Я хочу, и он придет. Вся негативность, которая есть в человеке и которую он сумел освободить по-умному — с помощью прощения, является неусвоенным жизненным уроком. Следовательно, его придется усвоить через страдания. Для этого должен явиться некто и причинить страдания.• Прощению сопутствует осознание. Осознание есть мудрость.

• Человек остается глупым до тех пор, пока видит причину плохого в другом человеке.

1. Я прощаю плохой мысли за то, что она в меня вошла.2. Я прошу прощения у плохой мысли за то, что я не понял, что она пришла научить меня уму, и за то, что я не сообразил ее освободить. Я заключил ее в себе в плен и взращивал.

3. Я прошу прощения у своего тела за то, что взращивая плохую мысль, причинил ему плохое.

Источник

Священник Константин Кобелев: Шесть советов, как простить своего врага

Раздел: О главном

Простить своего врага – как такое возможно?

Простить себя – значит, покаяться?

Священник Константин Кобелев, настоятель храма Покрова Божией Матери в Бутырской тюрьме, считает, что к прощению врагов лучше подходить поэтапно.

Этап первый: не заведи себе врага

Самый правильный способ поведения с врагами – вовсе врагов не иметь. Иными словами, первая стадия достижения любви к  обидчикам – избегать ситуации, когда люди становятся таковыми. Чаще всего вражду между людьми создает грех. Даже если подельники через грех совместно достигают обоюдновыгодных целей – рано или поздно они начнут враждовать.

Также следует помнить, что главное зло, делающее из людей врагов – это гордыня. Ведь при ссоре и обиде что в первую очередь в нас задевается, что ведет к озлоблению? Именно гордыня, мать всех пороков. Поэтому на первом этапе важнее всего – смиряться, воспитывать в себе терпение к людям, уклоняться от зла.

Этап второй: конфликт разгорелся

Но, допустим, не хватило сил удержаться на первой ступени, и конфликт все-таки произошел. Здесь надо отметить, что конфликты с людьми возникали даже у самого Господа Иисуса Христа. Порой без прямого конфликта невозможно прожить на земле, сохранив свои взгляды и убеждения, свою душу. Иногда действительно возникают ситуации, когда нужно открыто постоять за правду, не побоявшись противостоять злу.

Но при этом нужно бороться не с человеком, а с его грехом: не переходить на личности.

Этап третий: конфликт прошел, вражда осталась

Но вот ссора уже в прошлом, но в отношениях с человеком появился разлом – обида. В нас горит жажда мести – желание взять реванш, отыграться, наказать. На этой стадии правильнее всего не изыскивать подобные возможности, не ратовать «за справедливость» — а всецело предать своего обидчика в руки Божьи.

Важно помнить: простить – не значит безвольно позволять человеку и дальше совершать неприглядные поступки. Прощение не имеет ничего общего с подобным попустительством. Более того, в случае, если человек упорствует в своем грехе, с ним следует разорвать общение.

От нас не требуется продолжать отношения с без конца обижающим нас человеком. Не надо держать внутри себя зла и обиды против него – да, но тянуть лямку дружбы или иных близких отношений необязательно и даже вредно…

Нельзя попустительствовать греху еще и потому, что он все усугубляется и усугубляется, и привести это может к настоящей трагедии. Например, если жена без конца будет прощать мужу рукоприкладство и оставаться с ним, а он не станет менять свое поведение, то кончиться это может тем, что муж окажется в тюрьме, а жена – в могиле…

Поэтому нет необходимости натужно «дружить» с тем, кто нас без конца обижает. Прости – и отойди.

На приходе бывают ситуации, когда кто-то из прихожан не ладит друг с другом, хотя оба – замечательные люди, но вот есть какое-то недопонимание… Ну что поделать, не всегда получается во всеми быть в друзьях. Это было бы идеально, но люди не всегда дотягивают до идеала. Священники в таком случае советуют: не клеятся взаимоотношения – попросите друг у друга прощения ну и держитесь друг от друга подальше. И неважно, кто прав, кто виноват… Лучше заранее убежать от греха.

Но как ощутить это внутреннее прощение? Попробуйте мысленно предать обидчика в руки Божьи. Что такое наша обида, наша месть перед тем наказанием, которое может устроить Господь? Но речь ни в коем случае не идет о злорадном ожидании человеческих мук. …. Даже чувствуя, как все внутри кипит и болит, даже будучи не в состоянии лично простить, мы должны просить обидчику Божьего прощения. Это самое лучшее, самое высшее на пути прощения – когда мы искренне хотим, чтобы Господь был милосерд к обидевшему нас.

Наказание Господне – это не столько кара за грех, сколько вразумление человека… Видя, что мы сами бессильны вразумить грешника, мы вполне можем просить Божьего вразумления для него (не боли и не муки просто в отместку!), а уж Господь управит Сам, как лучше, полезнее и доходчивее для человека.

Этап четвертый: время идет, ничего не меняется

Но время все идет и идет, а мы все никак не можем простить обидчика. Наша вражда перешла в хроническую стадию. На этом этапе правильнее всего постараться искренне забыть врага своего. Перестать о нем думать.

Представьте, что вы мчитесь в машине по прямой гладкой дороге. И вдруг решаете резко поехать назад. Если вы просто на полном ходу переключитесь на заднюю передачу – то не только не поедете назад, вы машину угробите. Сначала надо затормозить, остановиться, и только потом трогаться задним ходом в обратном направлении. Вот этот тормозной путь и остановка – и есть путь от гнева и ненависти к прощению и обретению любви. Нам обязательно нужно успокоиться и даже пройти некий этап равнодушия, спокойствия по отношению к обидчику.

Умение прощать не дается просто так – его следует в себе развивать. И не в последнюю очередь это умение взглянуть на человека шире, чем мы привыкли. Ведь когда мы причисляем кого-то к врагам, то мы видим в нем только одну какую-то грань, которая нас раздражает и обижает. Мы можем даже приравнять человека со всем его многообразием к какому-то одному его поступку. Но люди-то не одномерны, а многомерны!

Нужно понимать, что зло, сотворенное человеком, не отражает его сущность. И важнейшее из умений – навык видеть в каждом нечто доброе. Представьте, как прощает нас Бог, видя в нас за множеством грехов – доброе начало.

Этап пятый: Молитесь за врагов своих…

Следующая стадия избавления от греха вражды – это молитва. Безусловно, она должна присутствовать и на всех предыдущих этапах. И на первой стадии мы молимся Богу, прося уберечь нас от зла. И во время конфликта, как учат нас святые, следует не запальчиво отвечать собеседнику – но после хотя бы самой краткой молитвы. Не зря же говорят, что доброе слово – серебро, а молчание – золото. Если мы сможем хоть недолго промолчать, посвятив это время молитве, то конфликт имеет шанс угаснуть, не разгоревшись.

Тем не менее, на предыдущих стадиях молитва – это средство, на данном же этапе она становится целью. Именно молитва за человека – самое большое добро, самое главное проявление любви, которое мы можем сделать. Ведь на самом деле всерьез, искренне простить, дотянуться в этом смысле до идеала, не получается. Надо признать в себе это и перестать мучить и насиловать свою душу, требуя от нее непосильного. А молитва за человека, в которой мы хотя бы через собственное «не хочу и не могу» желаем ему мира, нам по плечу.

И не надо выискивать всюду своих старых недругов, чтобы «испытать» себя – мол, простил я или нет. Во-первых, это может воспламенить старую обиду. А во вторых, это может привести еще к худшему греху: к гордости. Мол, вот я такой хороший и замечательный, прощаю всех своих обидчиков. Чтобы уберечь нас от этого, Господь может и не дать нам этого сладкого чувства прощения. Но следует сделать тот максимум, на который мы способны: не желать зла, искренне пожелать нашему недругу Божьего прощения. Достаточно сказать – вслух или мысленно – «Бог простит».

Этап шестой: уклонись от зла, сотвори благо

Может быть, это прозвучит неожиданно, но враг в наших добрых делах нуждается даже больше, чем друг. Конечно, друзьям надо помогать, надо их поддерживать… но друзья и так нас любят. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? А делание добра врагу имеет огромный смысл как для нашей собственной души, так и для отношений с нашим обидчиком. Ведь такое наше поведение, возможно, послужит ему толчком для того, чтобы с нами помириться и нас просить. В конце концов, вражда – обоюдоострое оружие, и на другой ее стороне – такой же человек, такая же обида, которую так же надо исцелять.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *