Опубликовано 01.11.2013

Что про обиду сказано в Библии? Бывает обида на Бога, но в этой статье мы поговорим об обиде на человека. Часто обиды становятся обычным явлением в жизни многих христиан. Нам очень важно осознать, какой огромный вред они наносят нашему духовному, психологическому и физическому здоровью. Научиться справляться с обидами и побеждать их.

По определению нового словаря русского языка, обида – это:

  • Несправедливо причиненное огорчение или оскорбление, то есть несправедливое действие.
  • Чувство, вызванное таким огорчением.

Таким образом, обида представляет собой две составляющие: реальность и имевшее место факт оскорбления человека, и реакция, чувство человека на оскорбление или огорчение. Часто бывает, что эти составляющие связаны между собой, а часто бывает, и нет. Бывает, люди очень сильно переживают обиды, а бывает, не обращают на них внимание. Также бывает, что человеку кажется, что его обидели или оскорбили, задели его чувства, хотя конкретных фактов не было, но человек просто интерпретирует по-своему какие-то определенные действия, и развивает в себе чувство обиды.

По определению Википедии, обида – это событие, которое оценивается как несправедливое и оскорбительное действие для ущерба, для чести, для статуса. То есть также происходит оценка, истолкование и интерпретация событий.

Мы видим, что решение и выбор остается за любым человеком: или обижаться или нет. Но когда человек обидится, всегда будут негативные последствия: негативные эмоции, вынашивание в себе разных планов мести и нарастающие негативные мысли: как он мог со мной так поступить, зачем он такое сделал? Интересно, что человеческий мозг работает как усилитель, и когда негативные мысли усиливаются, человек не может не есть, ни спать, не думать ни о чем другом, эти мысли человека контролируют и парализуют.

В Библии (Притчи 11:17) написано, что человек милосердный благотворит душе своей, то есть приносит себе благо, а жестокосердый разрушает свою плоть, то есть приносит вред всему своему здоровью. Оставаться милосердным или жестокосердым на действия другого человека – это мой выбор.

В Притчи 14:30 написано, что хорошее сердце – жизнь для тела, а плохие мысли- гниль для костей. То есть человеческие кости могут начать гнить.

В Притчи 15:30 говорится, что хорошие мысли лечат сердце, а добрые вести утучняют, то есть делают здоровыми кости человека.

В Притчи 17:22 написано, что веселое сердце лечит, а унылый дух сушит, то есть делает больными наши кости.

В этих всех отрывках в Библии мы видим насколько сильно наше эмоциональное состояние влияет на все составляющие нашего здоровья. В последнее время в современной медицине получила большое развитие и популярность, такое направление, как Психосоматика (психо – человеческая душа, чувства, эмоции, и сома – человеческое тело). Этот новый подход показывает тесную связь между психическим состоянием и многими физическими болезнями. Он объясняет, как многие болезни, такие, как гипертония, язва желудка, бронхиальная астма, сахарный диабет, артрит связаны с эмоциональным поведением человека, его характером и даже типом личности. Ученые обнаружили, что наблюдая за поведением человека, за чертами его характера, на эмоциональное состояние, на его реакции на разные ситуации в его жизни, можно определить на начальной стадии какие хронические болезни у него разовьются в будущем. То есть отрывки из Библии были экспериментальным и опытным путем подтверждены современной наукой.

Также в Библии мы видим неоднократное упоминание о здоровье костей: кости либо сушатся, либо тучнеют, либо гниют. Часто мы воспринимаем кости, которые служат только твердым креплением для нашего опорно-двигательного аппарата, и мы можем думать, что внутри них ничего нет, но на самом деле, ученые обнаружили, что в костях находится костный мозг. В медицинской энциклопедии написано, что костный мозг – это центральный орган кроветворения, орган по изготовлению крови, который расположен в губчатом веществе костей и костномозговых полостей. Выполняет функцию биологической защиты органов и костеобразования, чтобы был крепкий иммунитет. Чтобы организм мог защищаться от болезней, необходим здоровый костный мозг. Когда унылый дух сушит кости, человеческий организм становится более беззащитным.

Академик медицинских наук Смирнов в журнале «Наука и жизнь» пишет о костном мозге: В последнее время в медицине возникло новое направление для изучения стволовых и стромальных клеток, находящихся в костном мозге. Они обеспечивают восстановление поврежденных участков органов и тканей. Стромальные клетки, получив от центральной нервной системы сигнал о какой-либо неполадке, по кровяному руслу устремляются к пораженному органу, превращаясь на месте повреждения в необходимые организму человека клетки: костные, гладкомышечные, печеночные, сердечные или даже нервные. Эта мудрая система регенерации организма зависит от состояния костного мозга. То есть клетки костного мозга превращаются в необходимые организму клетки, и их состояние определяет здоровье всего человеческого организма. В медицине ученые доказали, что чувство угнетенности, подавленность, обиды, подозрительность, тревоги крайне угнетающе действуют на состояние костного мозга, и человек начинает больше болеть.

Как можно уберечься от унылого духа, который сушит кости? Можно прибегнуть к операциям по пересадке костного мозга или к другим дорогостоящим операциям, заплатив тысячи долларов, и еще не зная какой будет результат. Но можно обратиться к Библии, к Словам Бога, который нам даст простые рецепты, и как самый лучший в мире Целитель вылечит все наши раны. Бог хочет, чтобы мы изменили наш образ жизни и наше мышление. Нам нужно знание как выздороветь, но еще нам нужна воля и сильное желание. Бог дал нам Свой Закон, чтобы было хорошо нам и детям нашим (Второзаконие 4:40). В Библии даются простые повеления, которые помогут нам сделать наши кости тучными и здоровыми. Известный писатель Леонид Сухоруков написал: «не держи ни на кого зуб, не расшатывай своего здоровья». То есть когда мы на кого-то обижаемся, мы как будто расшатываем больной зуб. Мы можем всю жизнь его расшатывать, терпя невероятную боль, или вырвать этот ненужный зуб и почувствовать невероятное облегчение.

Обида на человека и помощь Библии

Сформируйте реальный взгляд на обиды, и никого не идеализируйте

Встречали ли вы в своей жизни людей, которые к вам приходили и с огромным удивлением рассказывали, что их обидели, как будто с ними произошло что-то из ряда вон выходящее, чего они себе и не могли представить. Такое впечатление, что произошла настоящая сенсация, что-то очень необычное и неестественное. В книге Екклесиаст 7:20 написано, что на земле нет даже праведных людей, которые бы делали добро и не грешили. Что мы тогда можем сказать об обычных людях. Нам нужно согласиться с реальностью, что грехи и обиды – это не сенсация, а обычное явление, которое будет продолжаться здесь на земле, до тех пор, пока мы не попадем на небеса. В Псалме 50:7 написано, что по наследству от Адама и Евы мы получили греховную природу, а в Послании Римлянам 3:10, что нет праведного ни одного. То есть настоящая сенсация не когда нас обидели, или против нас согрешили, а наоборот, когда нас окружают только хорошие люди, все «гладкие и пушистые».

Нам важно всегда помнить, что обиды – это обыденное и обычное явление и нам нечему удивляться. Когда человек будет это заранее знать, он будет психологически подготовлен к тому, что его могут подвести или против него могут согрешить. Известная народная поговорка гласит: «кого мир увидел, того и обидел». То есть это обыденное явление абсолютно для всех. Когда-то я прослушал 10-ти часовой семинар известных российских психологов Свияш по поводу человеческих идеализаций. Это серьезная проблема многих, которые идеализируют других людей, а потом плохо себя чувствуют, и приходит разочарование. Очень важно научиться принимать и безусловно любить других людей такими, какие они есть. Часто самые большие обиды приходят от самых близких людей, но и они лишь обычные грешники, которые нуждаются в прощении.

Библия говорит прощать обиды и не копить их

В Левит 19:17 написано, чтобы я не враждовал на брата в своем сердце, то есть не накапливал в своем сердце негативное отношение и обиды, и не хранил их месяцами, годами и десятилетиями. Библия призывает обличить (по греч. увещевать) ближнего и рассказать о своей обиде. Если я буду закрыт, то вся вина будет только на мне. В Евангелии от Луки 17:3 говорится, если против меня согрешили, я должен все выговорить и рассказать, раскрыть и поделиться своими чувствами. В 1Иоанна 1:5-7 написано, что если мы ходим во свете, как Бог во свете, то мы имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса Христа омывает нас и наши отношения. Иоанна 3:19-21 говорит нам, что свет пришел в мир, но люди больше возлюбили тьму, потому что их дела были злы. Делающие зло ненавидят свет и не идут к свету, а поступающие по правде идут к свету, чтобы все дела были явны. Когда мы чувствуем в сердце обиду, но не идем и не говорим с обидчиком, это подобно тому, когда мы грешим и не исповедуемся в своих грехах. И в том, и в другом случае я остаюсь жить во тьме.

Когда я поговорю с обидчиком, возможны несколько вариантов. Возможно, обидчик сразу покается и ваши отношения сразу восстановятся. Возможно, я увижу, что человек сделал это без злого умысла, и ничего против меня не имел. Часто люди говорят: «я и представить себе не мог, что ты так себя чувствовал», «я совсем не это имел в виду», «мне очень жалко, что это тебя обидело и огорчило, но я этого не хотел». Очень часто бывает, что проблема надуманна и преувеличена. Люди могут просто поговорить, все выяснить и иметь прежние близкие отношения.

Возможно, человек признает себя виноватым, но не захочет каяться. Тогда мне надо будет взять для разговора другого брата (Евангелие от Матфея 18:15-16), но в любом случае, когда я поговорю, мне станет легче и обида уйдет.

Молитва поможет прощать обиды на людей

В Евангелии от Луки 17:3 написано, что когда я поговорю, и брат покается, мне нужно сразу простить. Встречались ли вы с ситуацией, когда человек просит прощения, а другому тяжело сразу простить, и ему нужно еще время. На самом деле, если мы научимся смотреть на Бога, а не на себя, и поймем, что мы тоже не такие уж и праведные, и наши грехи в глазах Бога тоже не такие уж и маленькие, но Бог все равно нас всегда прощает, нам будет легче прощать наших обидчиков, потому что Бог нам простил гораздо больше (Евангелие от Матфея 18:21-35).

В Евангелии от Марка 11:25 написано, что когда мы стоим на молитве, уже прощать, чтобы и Бог смог простить наши грехи. Для прощения обидчиков, нам не нужно ждать пока мы встретимся, но Библия учит, что любая молитва- это время рассказать Богу о своей обиде, простить и получить освобождение от своей боли. Как когда мы исповедуемся в своих грехах, нужна конкретность, также, когда я молюсь за прощение других: мне нужно конкретно назвать имена своих обидчиков, что они против меня сделали, и исповедать Богу, что я их прощаю во имя Иисуса Христа. Любая молитва, когда я преклоняю колени перед Богом, это время простить любые обиды и получить исцеление. Может одной молитвы будет недостаточно, но мне все равно нужно продолжать все говорить Богу.

Если мы посмотрим на жизнь Давида, в молитвах он был очень эмоционален, и часто он даже кричал о своих чувствах, но потом он успокаивался и отдавал все в руки Бога. Саул несправедливо гнал Давида и хотел убить, но Давид, хоть и мог неоднократно отомстить, говорил: «как я могу поднять руку на помазанника Бога?» (Псалом 68; 1Царств 26:9-10). В еврейских писаниях Талмуде написано: «Кто прощает нанесенную обиду, тому прощаются все его грехи. Оскорбленные, но не оскорбляющие, слушающие поношение, но не отвечающие называются Боголюбцами и будут сиять в своей славе». О прощении много написано в Священном Писании, в словах Христа и в иудейской литературе.

В Ефесянам 4:32 написано, что мы должны прощать, как и Бог во Христе простил нас. Во 2-ом Послании Коринфянам 5:19 сказано, что Бог примирил с Собою весь мир, не вменяя людям их преступлений. Также и нам нужно научиться прощать, несмотря на поведение других, потому что от моего прощения будет зависеть не здоровье других, а мое физическое, психологическое и духовное здоровье. То есть в первую очередь это нужно лично для меня.

Прощать (греч. Афиоми) переводится, как отпускать, отсылать, отправлять, пускать, метать. То есть, если я ношу на плечах и в руках тяжелейший груз, который у меня накопился годами, мне нужно его отпустить, и мне станет легче. Также, слова пускать и метать используются в спортивных соревнованиях, и показывают, кто дальше кинул диск или копье. Нам, как христианам, нужно быть всегда первыми и метать наши обиды дальше всех.

  • «Не так виноват обидчик, как тот, кто обиду допустит» (Василий Македонянин).
  • «Обидеться на дурные слова, значит согласиться с ними» (Ориан Шульц).
  • «Обида всегда есть факт твоей, а не его биографии» (Авессалом Подводный).
  • «Если ты обижен. Противник добился успеха» (Константин Кушнер).
  • «Сладчайшая месть – это прощение» (Раби Израель из Ружена).

Многие великие люди понимали опасность и вред обид. Давайте мы, также отпустим все наши обиды и будем жить свободной и счастливой жизнью!

Алексей Смирнов

Другие темы
Проверь свои знания онлайн!

Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!

Пройти тест

Библейский курс для начинающих

Чему учит Новый Завет, кому он адресован и в чем заключается учение Иисуса Христа? За что умер Иисус на кресте и как это касается вас лично? Зачем нужна церковь? Что такое спасение и как его обрести? Все ли религии ведут к Богу и где найти истину? Напишите нам письмо, в котором укажите, что хотите пройти библейские курсы для начинающих.

Курсы для начинающих

Как простить тех, кто нас обманул, предал, причинил боль, принес нам горе? Мы задали этот вопрос французским психоаналитикам Габриэль Рубен (Gabrielle Rubin) и Николь Фабр (Nicole Fabre), каждая из которых недавно опубликовала книгу на эту тему*. Путеводитель в семи частях.

Нередко мы прощаем другим их слова или поступки, но есть случаи, когда нам очень трудно (почти невозможно) простить того, кто задел нас до самых глубин нашего существа. Жестокие родители, напавший на нас человек или водитель, сбивший кого-то из наших близких, — нужно проделать большую внутреннюю работу, чтобы простить их. Это долгий и нелегкий путь. Для одних он — мужественный поступок, для других — признание собственной слабости, поскольку они предпочли бы отомстить… В любом случае прощение по отношению к тем, кто принес страдание и горе, не бывает само собой разумеющимся… Однако все, кто смог простить своих обидчиков, говорят о том, что этот шаг принес им освобождение, более того, он наполнил их жизнь новой энергией.

Прощение действительно освобождает нас от страданий, боли, гнева, презрения, злобы. Независимо от того, просят ли у нас прощения или мы прощаем по собственной инициативе, это решение — всегда результат сложной внутренней работы над собой, причем исход этой работы никогда не известен заранее. Мы можем искренне желать простить другого, но не обязательно нам это удастся…

Этот процесс отчасти бессознательный, и его «успешность» зависит не от степени нанесенной обиды, а от силы наших переживаний. К примеру, у двух брошенных детей судьба будет разной. Возможно, один будет относиться к жизни как к борьбе, а другой станет воспринимать ее как заранее проигранное сражение. Зависит это и от того, сможет ли каждый из них простить своих родителей.

Основные идеи

  • Забыть — не выход. Если нам причинили боль, бесполезно делать вид, что ничего не произошло.
  • Прощение требует времени. Слишком поспешное прощение иллюзорно и может обернуться против нас.
  • Это внутренняя работа. Она нелегка, но в конечном итоге освобождает нас и дает силы жить дальше.

Истории прощения уникальны, и их так же много, как и тех, кому причинили боль. Несмотря на это, мы постарались вместе с психоаналитиками Николь Фабр и Габриэль Рубен определить основные этапы, которые мы проходим на пути к прощению.

1. Решиться перестать страдать

Пока обидчик мучает нас, невозможно вступить на путь прощения. Но как положить этому конец? Первым шагом может стать сознательное решение: прекратить страдать, перестать переживать боль, обиду, несправедливость. Иногда для этого приходится пойти на разрыв или отдалиться от того, кто причиняет нам боль. Ведь рядом с обидчиком (матерью, долгие годы игнорировавшей нас, начальником, нарушившим свое обещание…) мы чувствуем себя бессильными, страдание просто парализует нас. В особых случаях, когда в опасности наше физическое или психическое здоровье, единственным способом пройти этот первый этап и заставить виновного ответить за свой поступок может стать судебный иск. Прощение того, кто был жесток с нами, и обращение в суд, в милицию не противоречат друг другу. Ведь, как заметила французская писательница и философ Симона Вайль (Simone Weil), «простить можно только то, за что можно наказать». Суд, совершенный именем общества, возможно, определит вину и накажет обидчика. Но простить его может только пострадавший и только если сам этого захочет.

2. Признать, что с нами поступили плохо

Прошлое не исчезает. Бесполезно пытаться забыть обиду. Благодаря механизмам психологической защиты страдание, ненависть и горечь вытесняются в бессознательное, где продолжают действовать с еще большей разрушительной силой. Мы нуждаемся в том, чтобы признать вину человека, причинившего нам зло, это необходимо для того, чтобы жить дальше. Как объясняет Габриэль Рубен, это дает нам возможность «вернуть вину обидчику обратно и тем самым восстановить отношения с самим собой». К тому же это позволит избежать развития психосоматических заболеваний или моделей поведения, которые ведут к повторяющимся неудачам в работе и в отношениях.

Прощая, мы заботимся о своем здоровье

Прощение приносит облегчение нашей душе. Помимо этого, по мнению ученых, оно целительно и для нашего тела.

Прощая обидчика, мы получаем новые силы не только в душевном, но и в физическом смысле — это подтверждает исследование профессора психологии колледжа Хоуп (США) Шарлотты ван Ойен Уитвлит (Charlotte van Oyen Witvliet)*. Более 70 мужчин и женщин последовательно «погружали» в четыре состояния — активное переживание обиды, мысли о мести, сочувствие обидчику и прощение — и измеряли при этом частоту пульса, кровяное давление, потоотделение и мышечный тонус. Психологи обнаружили устойчивые физиологические различия между состояниями непрощения и прощения. При одном воспоминании об обидчике у всех испытуемых нарушалась деятельность сердечно-сосудистой системы. Эти изменения становились очень значительными, когда они

думали о мести. «Если вы готовы приложить усилия, необходимые для того, чтобы простить, вы обязательно ощутите, какую пользу прощение принесет и вашему психическому состоянию, и вашему физическому здоровью», — уверена Шарлотта ван Ойен Уитвлит.

3. Выразить свой гнев

Ощутите злость и даже ненависть по отношению к вашему «палачу» — иными словами, признайте и «выпустите наружу» свое страдание. Агрессивность поначалу даже полезна, она говорит о психическом здоровье, о том, что пострадавший не отрицает случившееся и не переносит на себя чужую вину. Как поясняет Габриэль Рубен, «ненависть — это очень мощное чувство, которое невозможно заставить исчезнуть. Если мы не направим ее на обидчика, то с неизбежностью обратим ее на самих себя, рискуя запустить процесс саморазрушения». Редко есть возможность напрямую выразить обидчику свой гнев, высказать упреки: он может не считать себя виновным или обладать настолько сильной властью над нами, что мы не посмеем ему противостоять. Однако мы можем сами проделать эту работу: запишите все, что вы испытываете, расскажите о своих переживаниях человеку, которому доверяете, а если ситуация очень болезненная, посоветуйтесь со специалистом.

4. Перестать чувствовать себя виноватым

Парадоксальным образом большинство пострадавших чувствуют себя виноватыми в том, что с ними произошло. Попытка выяснить, какая сторона нашего существа больше пострадала, поможет сделать чувство обиды и сопровождающее его страдание менее острыми, посмотреть на них со стороны. Что в нас было задето — гордость, репутация, честь, телесные границы? «Ответ на этот вопрос может помочь избавиться от чувства вины, то есть осознать, что мы не несем ответственности за то, что с нами случилось», — уточняет психоаналитик Николь Фабр. Речь идет о том, чтобы отказаться от своего идеального «Я», от этого фантастического представления о себе, и расстаться с навязчивыми причитаниями «Мне нет прощения за то, что я не поступил иначе». В некоторых действительно драматичных ситуациях, таких, как изнасилование или инцест, простить себя необходимо, чтобы жить дальше.

5. Понять того, кто нас ранил

Ненависть и злоба помогают пережить агрессию, но если испытывать их долго, это ведет к саморазрушению. Чтобы этого избежать, полезно «влезть в шкуру» обидчика. Понять его мотивы не означает пытаться простить, наша задача — увидеть его слабости, осмыслить поступок, причинивший нам боль, что (в некоторой мере) поможет принять его. Ведь человек не равен сумме его поступков, какими бы чудовищными они ни были.

6. Не спешить

Простить не значит забыть. Прощение, дарованное слишком быстро, никому не приносит облегчения. Не торопитесь, «дайте пройти времени, сохраняя при этом активное отношение к прощению», советует Николь Фабр. Прощение, полученное слишком быстро, может быть воспринято виноватым как отпущение грехов. Оно же станет ловушкой для пострадавшего, который по-прежнему чувствует горечь и озлобление (даже не осознавая этого), — ведь прошло слишком мало времени. Иллюзия прощения оборачивается против того, кто хочет простить.

7. Снова стать хозяином своей жизни

Как узнать, действительно ли мы простили? Если мы больше не испытываем ни гнева, ни злобы по отношению к тому, кто заставил нас страдать, и «если ощущение своей вины в том, что произошло, исчезло», добавляет Габриэль Рубен, то мы можем считать, что простили. Другой несомненный признак того, что прощение состоялось, — это, по словам Николь Фабр, «переход к действиям, возвращение нашего активного отношения к жизни». Прощение — это часто акт освобождения, в котором растворяется боль и который помогает пережившему ее стать хозяином своей жизни, перестать терпеть и страдать или даже стать сильнее. По словам Николь Фабр, «простить — значит стать взрослее, уделить в своей жизни место другому человеку, принять его. Настоящий путь освобождения — сделать шаг, позволяющий простить и идти дальше».

Эти строки я пишу, стоя на коленях.
Я прощения прошу, прости меня скорее.
Всё что было, то прошло,
И не повторится.
Не обижу,
Не предам,
Будешь мной гордится.

Вот и небо дождём затуманилось,
Как и взгляд опечаленный твой
Извини, ну, что-то разладилось
В голове неуёмной дурной.
Я прошу у тебя извинения,
Посмотри на меня, улыбнись
Я исправлюсь, и нет в том сомнения,
Только ты со мной помирись.

Извини, прости мою ошибку.
Явно что-то на меня нашло.
Больше не увижу я улыбку,
Не простишь меня ты ни за что.
Но ведь все мы можем ошибаться.
Постарайся ты понять меня.
Чтоб вину загладить постараться,
Всё, что хочешь, могу сделать я.

Несмотря на все печали,
Несмотря на наш раздор,
Я люблю тебя, и знаешь,
Мне с тобою хорошо!
И прошу прощенья слезно,
Меня ты, жизнь моя, прости.
Моя вина перед тобою,
В том, что без тебя не жизнь!

«Прости» сказать бывает сложно,
Но верю я, что ты простишь.
За все обиды извинишь,
Ведь это же вполне возможно.
Мое раскаянье прими,
Я больше делать так не буду,
Давай печали все забудем,
Прошу, меня ты извини!

Поругались, так бывает.
Я корю себя за это
В наших душах сейчас стужа
Я хочу чтоб было лето.
Ты прости, я извиняюсь
И вину я признаю
Никогда не повторится
Очень сильно я люблю.

Извини, мне не хотелось
Огорчить тебя в тот раз.
Очень жаль мне, вот в чем дело —
Позабудем все сейчас.
Все равно тебя люблю я,
Все равно хочу дружить,
Все равно без огорчений
Невозможно жизнь прожить.
Так давай с тобой не будем
Злиться из-за пустяков,
Все проблемы мы забудем
И друзья во век веков.

Иногда бывает трудно
За собой вину признать,
И слова «прости», я знаю,
Не легко всегда сказать!
Но прошу я извинений,
Ты прими их и прости,
Сожаления на сердце
У меня сейчас легли.
Ты меня прости сегодня,
Чтобы завтра и тебя
Смог простить другой же кто-то,
Сам Господь велел так нам!

От слов своих давно страдаю,
И, словно, лед на солнце таю.
Так одиноко без тебя,
Так выслушай, прошу тебя!
Все мы нуждаемся в прощении,
Никто из нас ведь не святой.
И выражаем сожаление,
Хоть тяжело нам и порой!
И как приятно, когда скажут:
«Та все нормально, все забудь.
Ну с кем такого не бывает!»
Потом простят и нас поймут!

Ключевой стих: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие». (Евр.12:15)

Когда человек духовно возрастает, то ему все легче и легче сопротивляться греху в своей жизни. Он быстро различает сорняки, которые дьявол пытается посеять в его жизни и искореняет их. Тогда дьявол применяет другую хитрость. Он старается, чтобы христианин обращал внимание только на видимые грехи, которые осуждаются Библией, но забывал о других твердынях, которые на первый взгляд не кажутся такими опасными. К ним можно отнести депрессию, страх, уныние, робость, обиду. Все это является горькими корнями греха. Их влияние становится заметным только со временем. Оставленные без внимания, они вскоре прорастают и разрушают служение верующего и даже тех, кто с ним общается.

Поговорим об одном из этих горьких корней – об обиде и о том, как освободиться от нее.

Обида – это чувство огорчения и раздражения, вызванное несправедливыми действиями других людей. У обид бывает много причин, но всегда один итог. Если с нами поступили несправедливо и мы обиделись, то тем самым утратили свободу в Иисусе. Человек с обидой в сердце теряет радость общения с Богом, он удручен и становится пленником своей обиды. Обиженный уже не может помочь кому-либо, так как целиком занят своими переживаниями.

Обиды можно избежать, если понять:

  1. что плохие поступки люди совершают не столько по своей вине, сколько под воздействием духов сатаны (бесов).
    Нам стоит не обижаться на них, а молиться и сочувствовать, желать, чтобы они познали Господа и изменились. (2Кор.10:4)
  2. что наша позиция в Боге не должна зависеть от обстоятельств.
    Мы служим Иисусу независимо ни от похвалы, ни от критики.
  3. увидеть, что в обиде есть доля эгоизма.

(Я такой хороший, а со мной так несправедливо поступили)
Единственный путь избавления от обиды – это прощение. Это не чувство, так чаще всего мы не «чувствуем, что должны простить. Прощение –это выбор. Нужно придти к Богу в молитве и сказать: «Господь, я принимаю решение простить ….». Обида – это цепь, связывающая обидчика и обиженного, и разрушить ее может только тот, кого обидели. Освобождение приходит через прощение. Самым лучшим мотивом для прощения является то, что Христос простил нас, хотя мы оскорбляли Его своими грехами.(Кол. 3,13)(Марк.11,25)

Прощение должно быть полным:
(Не говорите: я простил, но никогда не забуду.)
Вы можете проверить насколько полно ваше прощение. Если вы помните про обиду и периодически говорите о ней другим, если вы испытываете боль, вспоминая о плохом событии, если вам трудно общаться с бывшим обидчиком, значит вы не до конца простили его.

Прощение должно быть безусловным

— не зависит от того, извинились перед нами или нет
— не зависит от того сколько раз нас обидели.

(Вспомните Петра, который спросил, сколько раз прощать брату моему.)

Прощение должно охватывать все сферы жизни.

(Оскорбления, унижения, несправедливая оценка, насилие, обман, финансовые долги.) Долги тоже нуждаются в прощении.

Лук 6,34-35 «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.»

Избавьте свою жизнь от обид через прощение, чтобы быть эффективным для Бога. Духовная почва вашей жизни должна быть чиста от сорняков и от их горьких корней. Только тогда доброе зерно Слова Божия не только прорастет, но и даст плод в 30, 60 и 100 крат.

Вопросы:

  1. Считаете ли вы обиду грехом? Почему? Какое влияние она оказывает на нашу духовную жизнь.
  2. Обижались ли вы на кого-то. Какова была причина обид, и как вы освободились от обиды.
  3. Считаете ли вы, что есть поступки, которые нельзя простить. Объясните свою точку зрения.
  4. Есть ли в вашей жизни непрощение от которого стоит освободиться.
  5. Можно ли избежать обиды, когда с нами плохо поступают. Как?
  6. Почему Христос считал прощение таким необходимым. (Мрк.11,25)
  7. Что значит подставить правую щеку, когда бьют по левой.(Мтф. 5,39)
  8. Что значит «прощение». А вдруг нет желания прощать?

Простить своего врага – как такое возможно? Священник Константин Кобелев, настоятель храма Покрова Божией Матери в Бутырской тюрьме, считает, что к прощению врагов лучше подходить поэтапно.

Этап первый: не заведи себе врага

Самый правильный способ поведения с врагами – вовсе врагов не иметь. Иными словами, первая стадия достижения любви к обидчикам – избегать ситуации, когда люди становятся таковыми. Чаще всего вражду между людьми создает грех. Даже если подельники через грех совместно достигают обоюдновыгодных целей – рано или поздно они начнут враждовать.

Также следует помнить, что главное зло, делающее из людей врагов – это гордыня. Ведь при ссоре и обиде что в первую очередь в нас задевается, что ведет к озлоблению? Именно гордыня, мать всех пороков. Поэтому на первом этапе важнее всего – смиряться, воспитывать в себе терпение к людям, уклоняться от зла.

Этап второй: конфликт разгорелся

Но, допустим, не хватило сил удержаться на первой ступени, и конфликт все-таки произошел. Здесь надо отметить, что конфликты с людьми возникали даже у самого Господа Иисуса Христа. Порой без прямого конфликта невозможно прожить на земле, сохранив свои взгляды и убеждения, свою душу. Иногда действительно возникают ситуации, когда нужно открыто постоять за правду, не побоявшись противостоять злу.
Но при этом нужно бороться не с человеком, а с его грехом: не переходить на личности.

Этап третий: конфликт прошел, вражда осталась

Но вот ссора уже в прошлом, но в отношениях с человеком появился разлом – обида. В нас горит жажда мести – желание взять реванш, отыграться, наказать. На этой стадии правильнее всего не изыскивать подобные возможности, не ратовать «за справедливость» — а всецело предать своего обидчика в руки Божьи. Если он достоин наказания – пусть его накажет Бог.

Важно помнить: простить – не значит безвольно позволять человеку и дальше совершать неприглядные поступки. Прощение не имеет ничего общего с подобным попустительством. Более того, в случае, если человек упорствует в своем грехе, с ним следует разорвать общение.
От нас не требуется продолжать отношения с без конца обижающим нас человеком. Не надо держать внутри себя зла и обиды против него – да, но тянуть лямку дружбы или иных близких отношений необязательно и даже вредно.

Например, если муж без конца изменяет жене, то ей, внутренне простив изменника, позволяется оставить такого мужа, чтобы сохранить самое себя от разрушения. Нельзя попустительствовать греху еще и потому, что он все усугубляется и усугубляется, и привести это может к настоящей трагедии. Например, если жена без конца будет прощать мужу рукоприкладство и оставаться с ним, а он не станет менять свое поведение, то кончиться это может тем, что муж окажется в тюрьме, а жена – в могиле…

Поэтому нет необходимости натужно «дружить» с тем, кто нас без конца обижает. Прости – и отойди.

На приходе бывают ситуации, когда кто-то из прихожан не ладит друг с другом, хотя оба – замечательные люди, но вот есть какое-то недопонимание… Ну что поделать, не всегда получается во всеми быть в друзьях. Это было бы идеально, но люди не всегда дотягивают до идеала. Священники в таком случае советуют: не клеятся взаимоотношения – попросите друг у друга прощения ну и держитесь друг от друга подальше. И неважно, кто прав, кто виноват. Чем навязываться друг другу и искушаться – лучше заранее убежать от греха.

Но как ощутить это внутреннее прощение? Попробуйте мысленно предать обидчика в руки Божьи. Что такое наша обида, наша месть перед тем наказанием, которое может устроить Господь? Но речь ни в коем случае не идет о злорадном ожидании человеческих мук. Ни в коем случае. Даже чувствуя, как все внутри кипит и болит, даже будучи не в состоянии лично простить, мы должны просить обидчику Божьего прощения. Это самое лучшее, самое высшее на пути прощения – когда мы искренне хотим, чтобы Господь был милосерд к обидевшему нас.

Наказание Господне – это не столько кара за грех, сколько вразумление человека, недаром само слово «наказание» происходит от слова «наказ». Видя, что мы сами бессильны вразумить грешника, мы вполне можем просить Божьего вразумления для него (не боли и не муки просто в отместку!), а уж Господь управит Сам, как лучше, полезнее и доходчивее для человека.

Этап четвертый: время идет, ничего не меняется

Но время все идет и идет, а мы все никак не можем простить обидчика. Наша вражда перешла в хроническую стадию. На этом этапе правильнее всего постараться искренне забыть врага своего. Перестать о нем думать.

Представьте, что вы мчитесь в машине по прямой гладкой дороге. И вдруг решаете резко поехать назад. Если вы просто на полном ходу переключитесь на заднюю передачу – то не только не поедете назад, вы машину угробите. Сначала надо затормозить, остановиться, и только потом трогаться задним ходом в обратном направлении. Вот этот тормозной путь и остановка – и есть путь от гнева и ненависти к прощению и обретению любви. Нам обязательно нужно успокоиться и даже пройти некий этап равнодушия, спокойствия по отношению к обидчику.

Умение прощать не дается просто так – его следует в себе развивать. И не в последнюю очередь это умение взглянуть на человека шире, чем мы привыкли. Ведь когда мы причисляем кого-то к врагам, то мы видим в нем только одну какую-то грань, которая нас раздражает и обижает. Мы можем даже приравнять человека со всем его многообразием к какому-то одному его поступку. Но люди-то не одномерны, а многомерны!

Нужно понимать, что зло, сотворенное человеком, не отражает его сущность. И важнейшее из умений – навык видеть в каждом нечто доброе. Представьте, как прощает нас Бог, видя в нас за множеством грехов – доброе начало.

Этап пятый: Молитесь за врагов своих…

Следующая стадия избавления от греха вражды – это молитва. Безусловно, она должна присутствовать и на всех предыдущих этапах. И на первой стадии мы молимся Богу, прося уберечь нас от зла. И во время конфликта, как учат нас святые, следует не запальчиво отвечать собеседнику – но после хотя бы самой краткой молитвы. Не зря же говорят, что доброе слово – серебро, а молчание – золото. Если мы сможем хоть недолго промолчать, посвятив это время молитве, то конфликт имеет шанс угаснуть, не разгоревшись.

Тем не менее, на предыдущих стадиях молитва – это средство, на данном же этапе она становится целью. Именно молитва за человека – самое большое добро, самое главное проявление любви, которое мы можем сделать. Ведь на самом деле всерьез, искренне простить, дотянуться в этом смысле до идеала, не получается. Надо признать в себе это и перестать мучить и насиловать свою душу, требуя от нее непосильного. А молитва за человека, в которой мы хотя бы через собственное «не хочу и не могу» желаем ему мира, нам по плечу.

И не надо выискивать всюду своих старых недругов, чтобы «испытать» себя – мол, простил я или нет. Во-первых, это может воспламенить старую обиду. А во вторых, это может привести еще к худшему греху: к гордости. Мол, вот я такой хороший и замечательный, прощаю всех своих обидчиков. Чтобы уберечь нас от этого, Господь может и не дать нам этого сладкого чувства прощения. Но следует сделать тот максимум, на который мы способны: не желать зла, искренне пожелать нашему недругу Божьего прощения. Достаточно сказать – вслух или мысленно – «Бог простит».

Этап шестой: уклонись от зла, сотвори благо

Может быть, это прозвучит неожиданно, но враг в наших добрых делах нуждается даже больше, чем друг. Конечно, друзьям надо помогать, надо их поддерживать… но друзья и так нас любят. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? А делание добра врагу имеет огромный смысл как для нашей собственной души, так и для отношений с нашим обидчиком. Ведь такое наше поведение, возможно, послужит ему толчком для того, чтобы с нами помириться и нас просить. В конце концов, вражда – обоюдоострое оружие, и на другой ее стороне – такой же человек, такая же обида, которую так же надо исцелять.

Подготовил Степан АБРИКОСОВ

Милосердие.Ru

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *