В одиннадцатую неделю (воскресенье) по Пятидесятнице Святая Церковь предлагает нашему вниманию евангельское чтение о немилосердном заимодавце.

С проповедью в этот день к читателям «Вестей» обратился настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

Преображение Господне и Яблочный Спас 19 августа: что нельзя делать в этот день

Притча о немилосердном должнике

Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими.

Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов. А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить.

Тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу.

Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его, и долг простил ему.

Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее.

Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?

И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Мф. XVIII, 23-35

Успенский пост: что можно есть и когда

Проповедь к притче о немилосердном должнике

Притча о двух должниках заканчивается словами: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».

«На первый взгляд все просто – если ты прощаешь, прощают тебе. Но как же сложно порой переступить через собственную гордыню и простить брата своего. В таком случае напрасны молитвы и пост, если есть гнев в душе, который порождает еще множество грехов, и Господь, видя состояние вашей души – не принимает вас. И чем сильнее обида, тем больше мы должны стремиться к примирению, поскольку наша вина пред Господом в безмерных прегрешениях намного выше, но мы, по нашему покаянию, получаем от Всемилосердного Господа прощение», – отметил митрополит Павел.

Поэтому Господь желает, что мы были незлопамятными, кроткими и своим прощением ближнему, приобретали собственное прощение перед Господом, пояснил он.

Почему не исполняются наши желания, или Как творить Чудеса

«Не прощая ближнего, мы приносим вред, прежде всего, самим себе, навлекая на себя гнев Божий, и приготовляем себе невыносимые муки геенские в загробной жизни. Поэтому необходимо не только искренне примириться, а сделать все возможное для прекращения вражды – и тогда на нас переходят плоды добрых дел, и тем самым мы привлекаем на себя благоволение Господне, прощение грехов и великую награду в жизни вечной», – поведал Владыка Павел.

Господь, даже будучи распятым на Кресте, обращаясь к Отцу Небесному, произнес фразу по отношению к распявшим Его: «Господи! Прости им, ибо не ведают, что творят!»

«Мы должны помнить об этом великом милосердии Господнем к своим мучителям и прощать всем обидчикам нашим, всем, кто сделал что-либо худое или злое против нас. И чем быстрее мы простим обидчикам нашим, изгладим из памяти все оскорбительное и враждебное, тем быстрее мы получим от Бога прощение наших грехов и принесем пользу собственной душе. Прощая своему обидчику, мы имеем шанс сделать его лучше, задуматься о своем поступке, раскаяться. Необходимо помнить, что очень много зла порождает гнев и раздражение, и впоследствии мы уже не в силах противостоять всему греховному, что накапливается в нас. Нам самим тяжело находиться во вражде, потому как это чувство, заселяясь в наше сердце, вносит в наш ум размышления – укора, обвинения, оправдания себя в собственных глазах. Но очень тяжело сделать шаг к примирению первым, обуздав свои мысли неправедные и гордыню.

А ведь в споре двоих нет правых. Сам факт спора или вражды уже говорит о том, что виноваты две стороны.

Поэтому надо осознать и свою часть вины», – подчеркнул митрополит.

Он напомнил, что примиряясь, мы обуздываем гнев – милосердием и человеколюбием. «Но никто не хочет первым сделать этот шаг, ожидая подобного от своего соперника. Так может пройти много времени и сделать этот конфликт неразрешимым по его давности. Если ты послужил причиной вражды, приди как можно скорее и примирись. А если другой обидел, то… также начни примирение с себя, приди к нему первым! Ты не был причиною вражды – не будь и ее продолжением. Пусть твой приход послужит вразумлением для высокомерного соперника, который, страдая греховными болезнями – такими, как гнев и гордость – не видит света. Приди, останови его, угаси тот огонь в душе его с помощью Божией. А если человек, видя твои благие намерения, еще больше возгордится, то с этого момента он уже будет отвечать сам за себя перед Богом, а ваша совесть будет чиста, потому что вы сделали все от вас возможное для примирения», – отметил настоятель лавры.

Он напомнил один пример, когда один монах поссорился с другим и гневался на него. И однажды, сидя за рукоделием и раскаявшись, он думал, что ему делать, как поступить? И вдруг он видит вошедшего к нему без молитвы юношу, который, обращаясь к нему, говорит, что он видит его тревогу из-за своего прегрешения, но надо довериться ему и быть спокойным. Монах узнал в этом юноше демона и ответил, чтобы он уходил, поскольку он не от Бога. На что юноша сказал: «Ты мой, гнев держащих и помнящих зло Бог предал нам, ты же три недели гневаешься на брата, и тебя ждет геенский огонь». Инок тут же побежал к брату своему и примирился с ним. Придя обратно в свою келью, он увидел, как демон в злобе сжег его рукоделие и рогожу.

Митрополит Павел рассказал, как правильно благодарить Бога

«А ведь какая малость нужна – прости и прощен будешь, прояви милость и обретешь сам все сокровища милости. Обретаешь спасение души, рай и благоденствие. Как много мы приобретаем и как мало требуется от нас, но нет ничего тяжелее прощения. И даже если мы не отвечаем обидчику словесно, то в сердце нашем уже идет построение злых планов. И человек теряет разум в своих глупостях», – с прискорбием констатировал Владыка Павел.

Как говорит Феофан Затворник: «Вскипевшая самость делает человека словно помешанным и поддавшийся ей начинает городить глупости. Такому несчастью больше всего бывают подвержены люди не какие-нибудь, а чем кто цивилизованней, тем чувствительней к оскорблениям, тем меньше прощает. Снаружи отношения иногда все еще остаются гладкими, но внутри решительный разлад. А между тем, Господь требует, чтобы прощали от всего сердца».

«И если мы хотим, чтобы Господь относился к нам, как царь в этой притче к своему должнику, мы должны научиться вести себя подобным образом к людям, которых мы считаем своими должниками. И хочу обратить ваше внимание, что царь, перед которым у этого человека был большой долг – простил, но приятель, который задолжал этому человеку неизмеримо меньшую сумму, от него он требовал. Не напоминает ли это вам сегодняшнее время, когда мы просим у Бога и ожидаем прощения, милости, помощи, но сами проявляем немилосердие, нетерпение, строгость к тем окружающим, кто нуждается в нашей поддержке? Если мы не слышим ближнего своего, то как же Бог может услышать нас? Мы все друг перед другом виноваты, и наша вина и в слове, и в деле, и в помышлении. Но по отношению к Богу – это гораздо более тяжкий грех. И если с окружающими мы видимся, иногда дружим, то мимо Бога все время проходим стороной.

И когда мы говорим, что у нас нет времени, мы не знаем, как это сделать правильно, мы устаем… и причин можно перечислять очень много – это ваш вымысел и оправдание себя. А в итоге истинная причина одна – вы не любите Бога, и ваше сердце занято другим. Оно занято другими делами до тех пор, пока в семье, на работе, с друзьями все хорошо. Но когда нас посещают скорби, болезни, неприятности, и не только нас, а и наших близких, мы забываем обо всем и бежим к Богу, прося у него милости и помощи. А не получая просимое, начинаем упрекать Бога во всех своих несчастьях, считая именно Его ответственным за все свои неурядицы, и отходим от Него еще дальше в обиде.

И это самое страшное! Мы должны понимать, что мы все в неоплатном долгу перед Господом, мы его вечные должники за ту Великую Жертву, когда Он позволил распять Себя за грехи всего рода человеческого, чтобы мы с вами получили возможность обрести спасение. И примирившись с ближними, начните свое примирение с Богом, поразмыслив, в чем именно вы упрекаете Его? А если в вашей жизни случаются различные испытания, то не попущение ли это Божие за ваши грехи? А попущение Господь всегда дает для осознания своих грехов, покаяния и спасения души кающегося. Осознаем свое недостоинство перед Богом, попросим у Него прощение за наши мысли и дела, чтобы соединившись с Богом, мы могли познать путь, который ведет к примирению с ближним», – подчеркнул митрополит.

Почему надо ценить свои болезни и радоваться им

И как сказано у митрополита Антония Сурожского: «Да благословит нам Господь прийти в сознание, понять свое место, глубоко заглянуть в наше отношение к Богу, к себе, к ближнему, и создать это Царство, о котором говорит Господь: Царство, где каждый друг другу прощает, каждый отпускает другого на свободу, каждый дает другому все, что он может дать, и все, что Бог может дать другому через него».

Как простить обиду: молитва

Молитва от обиды

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Избавь меня от обиды на ближнего по велению Бога Всевышнего. Да будет так. Аминь.

Молитва от злости

Чудотворец Николай, уйми мою злость непомерную, очисти дорогу неверную. Да будет воля твоя. Аминь.

Молитва от гнева

Чудотворец Николай, усмири мой гнев и напасть, не дай мне греховно пропасть. Да будет воля твоя. Аминь.

Молитва от ненависти

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Прости мне ненависть разящую, очисти от гнева душу болящую. Спаси меня от адских оков. И ныне, и присно, и вовеки веков. Аминь.

Ведь Всевышний любит, когда мы каемся в своих прегрешениях, прося Его прощении, и Он прощает раскаявшихся.

…إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ التَّوَّابِينَ وَيُحِبُّ الْمُتَطَهِّرِينَ

«…Поистине, Аллах любит тех, которые обращаются к Нему с раскаянием, и любит тех, которые содержат себя в чистоте» (смысл 222 аята суры «аль-Бакара», тафсир «аль-Мунтахаб»).

При этом следует знать то, чтобы получить прощение грехов, совершённых по отношению к другим людям, необходимо получить прощение от самого пострадавшего. Если же грехи связаны с невыполнением обязательств, которые возложил Всевышний (намаз, пост, закят, хадж, кафарат и т. д.), то следует возместить то, что было пропущено.

Остальные грехи, когда человек преступает наказы Всевышнего и совершает запретные деяния (такие как недозволенный заработок, употребление запретного, зависть к кому-либо, самодовольство, горделивость, проявление недовольство предопределением Всевышнего, бесцельное трата времени и т.п.), прощаются искренним покаянием раба Божьего. Покаяние, совершенное искренне, с сожалением о содеянном, со стремлением к благому и отказом от запретного, несомненно, будет принято Аллахом.

Посланник Господа ﷺ научил нас многим видам богослужений, в том числе и покаянию. В хадисе, который приводится в сборнике имама аль-Бухари, сообщается, что Пророк ﷺ изрёк: «Главная мольба (дуа) о прощении – это, когда раб говорит:

«Аллаhумма анта рабби ля иляhа илля анта халяḱтани ва ана ‘абдука ва ана ‘аля ‘аhдика ва ва‘дика мастаҭа‘ту. А‘уҙу бика мин шарри ма ĉана‘ту, абуъу лякя бини‘матика ‘аляййя ва абуъу биҙанби фаґфир ли фаиннаhу ля яґфиру-ҙ-ҙунуба илля анта».

«О Аллах, Ты − Господь мой, и нет божества достойного поклонения, кроме Тебя. Ты создал меня, и я − Твой раб, и я придерживаюсь завета, данного Тебе по мере своих сил, и я верю в Твоё обещание. Я прибегаю к Твоей защите от зла того, что я сделал. Я признаю милость Твою, которой Ты меня наделил, и признаю грех свой, так прости же меня, ибо, поистине, никто не прощает грехов, кроме Тебя!».

Сказав же это, Пророк ﷺ добавил: «Тот, кто произнесёт эти слова днём, будучи убеждённым в них, и умрёт в тот же день до наступления вечера, окажется среди обитателей Рая, а тот, кто произнесёт их ночью, будучи убеждённым в том, что он говорит, и умрёт в ту же ночь до наступления утра, окажется из обитателей Рая».

Да примет Всевышний Господь все наши молитвы, одарит Своей милостью, очистив от грехов и введя в Рай! Амин.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Прощение – необходимая составляющая духовной жизни христианина. Мы уповаем на прощение Господом наших грехов, молим об этом; нам заповедано прощать обиды, нанесенные нам вольно или невольно, и самим просить прощения у тех, кого мы задели, против кого совершили нечто дурное или даже просто о ком-то плохо подумали, кого-то осудили. Но человек слаб, и прощать получается не всегда. Что уж говорить об испрашивании прощения! Как быть, если обида не забывается? И почему тебя мучит грех, за который ты попросил прощения и который исповедовал? Что делать, если кто-то пытается манипулировать твоим чувством вины? И всегда ли нужно искать прощения? Может быть, и непрощение тоже ко благу? Об этом мы и беседуем с протоиереем Валерианом Кречетовым.

– Отец Валериан, спасибо за возможность встретиться с вами, задать вопросы, поговорить о насущных проблемах, которые волнуют очень многих. Сегодня хотелось бы коснуться темы прощения обид. Ведь каждый из нас сталкивается с этим ежедневно. Так что такое прощение? Почему оно так важно для нас?

– Что такое прощение? Это когда человек раскаивается в том, о чем просит прощения, а тот, кто прощает, забывает об этом навсегда.

– И не напоминает больше?

– Навсегда – и всё. Поэтому, поскольку мы все невольно согрешаем в разной степени, Сам Господь дал нам пример молитвы, которая включила слова: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Собственно говоря, это и есть самое главное, что проповедует Евангелие. С чего начал свою проповедь Иоанн Предтеча? «Покайтесь!» С чего начал свою проповедь Сам Господь? «Покайтесь!» С каким напутствием Господь послал апостолов на проповедь? «Проповедуйте Евангелие покаяния и отпущения грехов во всех языцех». В Евангелии это прямо так и сказано: «Если отпустите каждый из вас ближнему своему согрешения его, Отец ваш Небесный отпустит вам согрешения ваши» – простит вам согрешения ваши.

– Батюшка, как может сказаться на жизни человека непрощение обид?

– Непрощение обид? Да, это есть. Все мы согрешаем – один Бог без греха. Если ты напоминаешь или помнишь грехи, то ты таким образом утоляешь воспоминание о своих грехах. Есть замечательные изречения древности об этом, потому что люди чувствуют это во все времена. Что посеешь, то и пожнешь. Закон духовный.

А еще сказано так: если ты сделал кому-то доброе дело, то забудь это, а тебе кто сделал доброе дело – запомни это. Можно было бы по этому образу еще так сказать: «Ты кого обидел – запомни это. Тебя кто обидел – забудь это».

– Это ключевая вещь. Но случается, что на фоне этого вырастает чувство вины, когда человек все никак не может забыть, что он кому-то изменил, кого-то предал или просто обидел. Исповедуется, причащается, но чувство вины не отпускает, и он все никак не может его в себе изжить. Как быть в этой ситуации?

– Молиться! Молиться! То, о чем вы сказали, мы каждый раз вспоминаем, читая Покаянный псалом: «Помилуй мя, Боже… Беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну» – то есть всегда. И когда это чувство у человека имеется в душе, значит, Господь для чего-то его оставляет. Или же еще нужно каяться. А сколько каяться… Есть такой пример: некто искренне каялся и умучился, и тогда святые отцы стали молиться: «Господи, он так кается, прости его, Господи». – «Я его давно простил, но это ему нужно, чтобы он не забывался».

Сейчас очень часто приходят в Церковь навороченные, прости, Господи. Человек, не успев даже еще встать на стезю правильной жизни, начинает других судить, обсуждать, раздражаться, от кого-то требовать, как раз забывая о своем состоянии, что мы грешные. Почему сейчас и распространено такое явление – печаль.

Я говорю: «Прощаю», а Господь говорит: «А Я не прощаю», – чтобы человек помнил о грехе и воздерживался от него

Приходят и считают, что исповедовались, назвали грехи – и всё прощено. Нет, еще нет. Тут вопрос особый. Вот на совете духовников епархии говорили об этом, и кто-то сказал очень хорошо: «Я говорю: «Прощаю”, а Господь говорит: «А Я не прощаю”, потому что Господь видит устремление сердца и видит будущее жизни человека. Если человек искренен – да, Господь прощает; но если Господь видит, что в дальнейшем этот человек забудет о том, что он сделал, и начнет опять грешить, то может и оставить пока ему, чтобы тот чувствовал себя грешным». Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил в свое время: «В одном не ошибешься: считай себя грешным». Это очень важно.

Отец Сергий Мечёв, священномученик, считал, что важнейшим в духовной жизни является именно стяжание постоянного покаянного чувства. Помните, как святой Сисой Великий ответил на смертном одре? Братия говорит: «Неужели ты боишься смерти?» А он: «Не знаю, положил ли я начало покаянию». Если великие святые так держались за это, то нам тем более это необходимо. Ведь вся беда в том, что у нас сейчас народ устремился в Церковь, в священство, но по канонам – еще отец Кирилл (Павлов) говорил об этом – многих нельзя допускать.

– До Причастия или до священства?

– И до того, и до другого. Но имея в виду милосердие Божие… Как сказал в свое время отец Тихон (Агриков): нет людей недостойных причащения, все достойны, потому что всё равно все недостойны. Но если бы люди, приходя в Церковь, помнили, что они грешные, и это чувство всё время имели в себе, тогда бы они ко многому иначе относились. Кстати, есть момент важный такой, о нем мне сказала одна наша прихожанка, Царство ей Небесное. Она 30 лет была парторгом, но в душе имела веру, а потом она ухаживала за отцом Тихоном Пелихом, который у нас похоронен. Она ему помогала. И вдруг она выдает (где уж она это читала!..), что Господь допускает священников грешных, хотя бы им не полагалось даже священство по их жизни, для того чтобы они были более милостивы к грешникам.

– Вы сказали о чувстве вины у обидевшего и о природе этого чувства. А как быть тому, кого обидели? Если кто-то поступил с ним отвратительным образом, совершил что-то такое… Может быть, обидел; может быть, это было воровство или предательство… Как простить этого человека в сердце? Тоже только молитвой?

Грех – это небытие. Если мы о своей обиде рассказываем кому-то, мы вновь ее воспроизводим

– Есть такое выражение: «Сердцу не прикажешь», «Сердце не заставишь». Прежде всего, молиться, но и стараться не думать об этом. Очень важно не думать о той обиде, которую тебе сделали. У святителя Димитрия Ростовского есть такое поучение. Приходит один человек к другому, услышав, что у него случилось несчастье. Тот говорит: «Я рад, что ты пришел». – «А что у тебя случилось?» – «Я рад, что ты пришел, но лучше я не буду тебе ничего рассказывать. Потому что, рассказывая, я буду всё заново переживать и кого-то осуждать. Лучше ты что-нибудь расскажи в утешение». Если мы о своей обиде часто рассказываем кому-то, делимся ею, мы опять бередим старую рану. То прошло – и всё. Грех – это небытие. Я уже прошел это, его уже нет. Есть такой пример у святых отцов: некто вышел из монастыря и впал в грех, потом вернулся, сказал, что ничего не было, и стал дальше трудиться, забыв об этом. И было открыто, что он впал в грех и победил его. Даже так. Когда Господь прощает грех, то изглаживается память его. И из памяти человека он изглаживается.

Протоиерей Валериан Кречетов. Фото: Православие.Ru

– Вы очень интересно рассказали про этот процесс. У вас огромный пастырский опыт. А бывало так, что человек, совершив серьезный проступок, об этом очень долго и глубоко думал, переживал, а в дальнейшей своей жизни смог преуспеть в чем-то, достичь каких-то изменений. Такие бывают перерождения? И как часто они встречаются?

– Некоторые отходят от пьянства, от наркомании, от греха блуда. А классический пример – преподобная Мария Египетская. Куда от него денешься! Так изменилась! Но когда некоторые ссылаются на этот пример, я говорю: «Конечно, если с полутора хлебами вы пойдете в пустыню, то, пожалуй, и вам возможно». А то теперь говорят: «Какая разница, в чем я хожу: в брюках или в чем?!» Если можешь, как Мария Египетская, ходить по пустыне или, как Василий Блаженный, по морозу, то тогда можно.

Внутреннее состояние знает один Бог. Но есть такие люди, которые оставляли свою жизнь грешную и начинали вести жизнь другую. Может, не в такой уж полноте, как Мария Египетская. Да и не в Марии Египетской дело. 48 лет была в пустыне. Срок довольно продолжительный.

– Один раз причастилась.

– Самое главное, что она причастилась в тот первый раз. Когда пошла в пустыню, она уже покаялась, и Господь дал ей через Причастие силы совершить подвиг свой. А дальше она уже сподобилась.

– Батюшка, а к каким серьезным физическим или духовным недугам может привести непрощение обиды?

– Непрощение обиды – это, прежде всего, призыв, привлечение на себя и за свои грехи соответствующего прещения. Я читал такой пример: когда в одном месте кладбище переносили, тела перезахоранивали, то одно тело оказалось неразложившимся. Что сделал этот человек?

– Маму обидел.

Непрощение родителей – это страшный грех, а у нас сейчас это легко

– Маму обидел. Это известный пример. Мама эта не могла умереть, пока не простила сына. Она простила, его тело тут же рассыпалось в прах. Непрощение родителей – это страшный грех; у нас сейчас это легко, а это тяжкий грех.

– Батюшка, бывает – и сколько тому примеров! – когда в юности люди относятся к своим родителям немножко легкомысленно, а когда родители достигают преклонного возраста, их отношение к ним начинает меняться.

– Конечно, возможно такое, а если невозможно, то для чего же тогда всё? Как раз и нужно исправлять это. И тем более что самые печальные последствия такого к родителям отношения начинают проявляться в детях. Такая неожиданная картина. Если они не покаются. Непочитание старших – это беда. А она воспитана, как это ни странно, той гипотезой, которую долгое время прививали в школах: что человек произошел от обезьяны. Согласно этой гипотезе, чем дальше вглубь, тем глупее, там вообще скотина.

– На подсознательном уровне это у школьников.

– Совершенно верно. Один человек привел ко мне своего друга, который хотел, чтобы я его дочь окрестил. Давно это было. Говорю: «А вы?» – «Я – материалист». Непонятно, почему тогда пришел. Спрашиваю его друга. Поясняет: «Он не может справиться с дочерью». Тут я все понял. По его философии, он недавно с дерева слез, чего дочь будет его слушаться? Он ведь еще недоразвитый. Всё с точностью до наоборот! Святитель Николай (Велимирович) говорил: «Первые люди не много знали, но всё понимали. Потом стали знать больше, но понимать меньше. В конце концов много знают, но ничего не понимают». Это, видимо, так и есть.

– Очень применимо к нашей жизни.

– Да.

– Батюшка, такой вопрос: как быть, если человек начинает использовать чувство вины в каких-то своих целях, пытается манипулировать им? Например, игнорировать другого. Если такое происходит на работе, то обиженный просто молчаливо отстраняется от своих коллег, если в семье, когда мама хочет проучить сына, то она его словно бы не замечает, или, наоборот, сын хочет проучить родителей и их игнорирует…

– Вот вы уже и дали ответ на ваш вопрос. Что человек делает? Как пишет святитель Николай (Велимирович) в своей замечательной книге: «Все действия свыше, по произволению». А с какой целью? Один духовный отец говорил своим чадам: «Когда нужно смириться, а когда – гордиться». Не потому, что гордиться хорошо, а это нужно в воспитательном смысле. В воспитательном смысле это нужно бывает. Внутренне одно отношение, а внешне-то может быть и другое.

А вообще это с детства всё закладывают. Недавно рассказала моя дочь, у нее девять человек детей, как вдруг ее младший сын, разгневавшись, говорит ей: «Я тебя не люблю, я не твой сын», а ему 3 года всего. Она: «Я тебя люблю, я твоя мама». Он ходил, ходил, потом ему стало стыдно, он попросил прощения. Любовью многое можно. Это как сказал мне отец Серафим, келейник митрополита Нестора: «Старайся, чтобы дети тебя любили, тогда всё можешь с ними делать». Эта любовь – то чувство, которое нам нужно очень. Если Господь его дает – хорошо, а если его нет в такой мере, то проси его, а когда дает, расти его. Один подвижник Афонский сказал: «Запомни, придут времена, только любовь спасет нас. Учись растить в себе любовь. Отсутствие любви хуже смерти… Мы пропадем без любви, пропадем».

– А когда человек в своих целях начинает манипулировать чувством вины другого, как быть?

Грех – скверна, и своя ли, чужая ли, ее не нужно в себе таскать. Не нужно!

– Нужно помнить, что есть чистота и есть, к несчастью, нечистота. Поэтому сказано: «Признак сердечной чистоты – это не видеть грехи других». Бог – чистейший Дух, поэтому сказано: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». Человек не может увидеть Бога и образ Божий в другом человеке, если будет иметь нечистое сердце. Потому и подвиг всех преподобных заключался в очищении сердца от страстей. Если око твое светло, то тело будет светло, если лукавое – всё тело темным будет. Поэтому вопрос чистоты очень насущный. Почему запрещено даже на исповеди подробно говорить о всякой нечистоте, особенно плотской? Потому что она пачкает душу. Даже когда рассказываешь своему духовнику, это не нужно. Ни в коем случае не нужно воображать то, о чем говорится. Это начинает входить в сознание, в чувства, человек пачкается. Грех как скверна, и своя ли, чужая ли, ее не нужно в себе таскать. Не нужно! Есть такое изречение: «Когда мы молимся о других, мы словно елей носим в своих руках». И хотя он вытекает, но руки все-таки в елее. Если мы носим грязь в своих руках, мы пачкаемся в ней. Хоть это и чужая грязь. Пимен Великий говорил: «Если видишь, как брат твой согрешает, не верь глазам своим». Смысл весь в том, что нечистое нужно отбрасывать. И тем более не вспоминать. Почему мы так называемую гласность, которая у нас теперь, не принимаем? Всё вытаскивается, и это считается познанием жизни. Никакое это не познание жизни, а как раз познание того, что не есть жизнь. В том-то и дело, что познание получается вот этого, а познания истины, чистоты почти нет. Михаил Юрьевич Лермонтов блестяще написал:

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно.
Меж тем под бременем познанья и сомненья
В бездействии состарится оно…

У нас всё познают: наркоту, курение, всякую дрянь, а сомневаются в истинах.

А действительность всегда современна.

К несчастью, сегодня смысл некоторых вещей утерян. Исаия Пророк сказал: «Горе, когда будут называть зло добром, а добро злом, тьму светом, а свет тьмой, горькое сладким, а сладкое горьким».

– Отец Валериан, благодарим вас от лица наших зрителей и читателей за эту беседу, за возможность задать вам вопросы, пообщаться, встретиться с вами. Надеемся, что эта встреча будет не последней.

Рубрика: Добродетели и грехи, Молитва

Что такое обида

Среди верующих часто говорят, что обида – это грех. И что обиды по заповеди Христа нужно как можно скорее прощать. Казалось бы, для христиан это очевидная вещь (Сир.28:2, Мф.5:44, Лк.6:28). Но так ли легко на практике избавиться от такого разрушительного чувства, как обида? Существует ли молитва от обиды?

В Православии обидой называется духовная слабость человека, который не может или не хочет простить ближнего за нанесенное зло. Обида является одним из главным признаков гордыни.

«Обиды и унижения, соединенные с обидами, происходят не от злобы обижающих, но от слабости обижаемых” (святитель Иоанн Златоуст).

Обида

Как избавиться от обиды

Чувство обиды обжигает душу изнутри и не оставляет человека в покое. И вместо борьбы со своими грехами, вместо радости полноценной жизни и счастья общения, человек концентрируется только на своей обиде. Бывают по-настоящему тяжелые жизненные испытания. Многие сталкиваются с предательством близких. Некоторым приходится на себе испытать, что такое клевета. Кто-то постоянно сталкивается с виновником гибели любимого человека.

В таких случаях простить обидчика сложно. И исцеление от раны, нанесенной обидой, может занимать много времени. Молитва от обиды не появится на «пустом месте». Святые Отцы советовали в такое непростое время вспоминать Спасителя. Его не просто оклеветали, но и предали на позорную, мучительную смерть на кресте. И вместо обид или обличений мучителей Иисус Христос просит Небесного Отца простить им их прегрешения.

«И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают” (Лк.23:33-34). «Как скоро обида разжигает твое сердце, вспомни о Христе и об Его язвах, рассуди, что претерпеваемое тобою весьма маловажно в сравнении со страданиями Владыки, и тогда, как водою, угасишь свою скорбь” (святитель Григорий Богослов).

Старец Емилиан:

«Молитва приносит радость, ибо это есть общение с Богом. Не будем копить в себе горечь обиды на ближнего, не станем вмешиваться в чужие дела. Ничто не должно нас отвлекать в нашей жизни. И не будем бояться. Не будем беспокоиться. Не будем страдать. Даже когда с вами поступают несправедливо, по страсти, не беспокойтесь, не хлопочите. Ваше счастье, удача не пропадает от этого, потому что мы ждём её не от людей, но от Бога”.

Афонский старец архимандрит Кирик:

«Надо молиться за наших обидчиков словами: «Господи, я виноват(а), если не в этом случае, то в другом, о котором никто не знает, только Ты; Господи Боже, прости и помилуй раба(у) твоего( твою) (имя) и его (её) святыми молитвами меня помилуй.» И так помолись несколько раз”.

Наиболее частые обиды

Главной составляющей прощения обидевших нас людей является искренность своих намерений. Ведь как часто бывает, что мы формально говорим «прощаю”, но внутри продолжает жить обида. Таким образом мы только усугубляем проблему. Поэтому не нужно копить обиды, а если есть возможность, то стоит поговорить о случившемся с обидчиком.

Например, в семье супруг постоянно укоряет жену, чем сильно ее задевает и обижает. Вторая половинка вместо того, чтобы поговорить с мужем, закрывается в себе и копит злость и обиду. Заканчивается всё неминуемым «ядерным взрывом» в виде крупной ссоры или даже разводом. Таких последствий можно было бы избежать просто проговорив обиду.

Еще один распространенный вид обид – это детские обиды на родителей. Ребенок таит обиду на маму, которая уделяла мало времени, часто кричала, не заслуженно критиковала. Или когда из семьи ушел отец и ребенок чувствует себя брошенным и никому не нужным. Такие детские травмы сопровождают человека на протяжении всей жизни. Если своевременно их не распознать, они могут негативно отразиться уже на детях обиженного человека.

Но какой бы тяжелой раной обида не являлась, нужно прилагать максимальные усилия для борьбы с нею. Молитва от обиды это только элемент процесса. В этом делании неизменными помощниками являются церковные Таинства: исповедь и причастие. Также можно попросить священника о беседе и, рассказав батюшке о терзающей обиде, попросить совета и молитвы.

Молитва от обиды — средство борьбы

Борьба с обидой это тяжелый душевный труд, который требует усердия, а главное — Божьей помощи. Поэтому необходимо обращаться к Богу с просьбой о помощи. На этой земле нет более могущественной силы, которая могла бы излечить душу, чем молитва к Богу. Обращаясь искренне ко Господу, признавая свои немощи, мы обязательно получим помощь и приобретем духовные силы для борьбы со страстями, в том числе и обидами.

Тяжелые испытания часто даются нам, для приобретения мудрости и житейского опыта. Поэтому следует со смирением принимать их.

«Всякая тяжкая для нас ситуация попущена нам Господом Богом. Она дается, чтобы мы извлекли урок. Многие уроки тяжело даются. Но нас по жизни ведет за руку Господь, Он находится рядом, и Он проводит через эти неприятные ситуации, спасая душу и очищая ее посредством скорбей” (иерей Валерий Духанин).

Как преодолеваются тяжелые обиды

Священник Валерий Духанин рассказывал о трагическом случае в его семье. Его маме пришлось пережить тяжелые испытания. В возрасте 1 года из-за халатности врача умерла его старшая сестра. Врач не обратила внимания на сильную аллергическую реакции на укол и сделала еще одну инъекцию девочке. Ребенок перестал дышать и умер. После случившегося врач уехала из их деревни, но на сердце матери остался тяжелый камень обиды. Спустя много лет женщина пришла к вере, начала посещать храм, исповедоваться и причащаться.

Отец Валерий рассказывал:

«И вот однажды мама специально собралась и поехала в храм. Зайдя под своды церкви, она встала перед иконами, как пред всевидящим взором Божиим, и тихо произнесла слова прощения той, которую долго не могла простить. От сердца что-то отлегло, и мама вышла из храма новым человеком”.

Так помогла молитва от обиды, обращенная к Богу. Женщина смогла простить врача, который допустил смерть ребенка.

Обиды в монастырях и в семьях

Старец Ефрем Катунакский рассказывал об одном случае, который надолго ему запомнился. В его монастыре существовала традиция: после литургии братия собиралась на дружеские собрания, где они беседовали и пили чай. Старец же хотел, чтобы после богослужения монахи соблюдали безмолвие, тем самым сохраняя благодать Святого Духа. Он запретил насельникам собираться на чаепития, но получил сопротивление со стороны монахов. Это очень сильно его обидело, старец несколько дней не мог найти душевный покой.

«Я разгорячился, два-три дня меня трясло от обиды. Наконец я с большим душевным порывом помолился: «Святой Василий, святой Феодор Студит, святая Ирина Хрисоваланди, я подвизаюсь, как вы учите, а в результате впадаю вот в такое состояние». Сразу же душа моя наполнилась миром ко всем отцам, и я почувствовал, что одержал великую победу”.

О важности преодоления обиды с помощью молитвы говорит в интервью порталу Православие.Ру Елена Демина, мать четверых детей:

«Каждой семье приходится претерпевать трудности. На протяжении жизни у нас были и разногласия, и ссоры, и моменты охлаждения… Я благодарна своему мужу, что мы с ним вместе. Даже в ссоре, даже в размолвке – мы понимаем, что мы вместе. Мы семья, единое целое. Обязательно должно быть единство взглядов у супругов.

Когда сваливается груз ответственности, какие-то скорби, бывает, что человек уходит в себя, отдаляется. Я в таких ситуациях молюсь – чувствую, что так не должно быть, и прошу Бога помочь. Кажется, это так просто, а на самом деле совсем не просто. В тяжелые моменты я и не понимала, и сердилась – но сходишь на исповедь, послушаешь батюшку и успокаиваешься”.

Молитва от обиды

Молитва при непрощении обид и памятовании злого

Спасителю мой, научи меня простить от всей души всех, кто чем-либо меня обидел. Я знаю, что не могу предстать пред Тобой с чувствами вражды, которые таятся в моей душе. Очерствело мое сердце! Нет во мне любви! Помоги мне, Господи! Молю Тебя, научи меня простить обидящих меня, как Сам Ты, Бог мой, на Кресте простил врагов Твоих!

Молитва при зависти к ближнему и сетовании о своих неудачах

О, Ты, преблаги́й, преще́дрый, Го́споди Иису́се Христе́! Вся́кое бла́го прихо́дит от Тебя́ и чрез Тебя́, из сокро́вища Твоего́ ве́чнаго непреходя́щаго бога́тства; Ты уделя́ешь ка́ждому свое́ по во́ле Твое́й. Не допусти́ мне чрез вредоно́сную за́висть сравня́ться с диа́волом. Изле́й в се́рдце мое́ Твою́ бла́гость, Твою́ любо́вь, Твою́ ве́рность, что́бы я серде́чно ра́довался дара́м Твои́м, кото́рые Ты из ще́дрой бла́гости разделя́ешь ме́жду на́ми, и Твоему́ милосе́рдию над на́ми; что́бы мы не отягоща́ли бы друг дру́га за́вистью, ло́жью, хуло́ю и клевето́ю, но что́бы мы все, Тобо́ю нам да́нное, употребля́ли к хвале́, че́сти и сла́ве Твое́й, познава́ли Тебя́ в Твои́х благодея́ниях и хвали́ли, чти́ли и прославля́ли во всю ве́чность.

Молитва о ненавидящих и обидящих нас

Тропарь, глас 4

О pаспе́нших Тя моли́выйся, любоду́шне Го́споди,/ и pабо́м Твои́м о вpазе́х моли́тися повеле́вый,/ ненави́дящих и оби́дящих нас пpости́,/ и от вся́каго зла и лука́вства к братолю́бному и добpоде́тельному наста́ви жи́тельству,/ смиpе́нно мольбу́ Тебе́ пpино́сим,/ да в согла́сном единомы́слии сла́вим Тя,// Еди́наго Человеколю́бца.

Кондак, глас 5

Я́коже первому́ченик Твой Стефа́н,/ о убива́ющих его́ моля́ше Тя, Го́споди,/ и мы припа́дающе мо́лим:/ ненави́дящих всех и оби́дящих нас прости́,/ во е́же ни еди́ному от них нас ра́ди поги́бнути,/ но все́м спасти́ся благода́тию Твое́ю,// Бо́же Всеще́дрый.

Молитва пред иконой Божией Матери «Умягчение злых сердец»

О, многострада́льная Ма́ти Бо́жия, Превы́сшая всех дще́рей земли́, по чистоте́ Свое́й и по мно́жеству страда́ний, Тобо́ю на земли́ перенесе́нных, приими́ многоболе́зненныя воздыха́ния на́ша и сохрани́ нас под кро́вом Твоея́ ми́лости. Ино́го бо прибе́жища и те́плаго предста́тельства ра́зве Тебе́ не ве́мы, но, я́ко дерзнове́ние иму́щая ко И́же из Тебе́ рожде́нному, помози́ и спаси́ ны моли́твами Свои́ми, да непреткнове́нно дости́гнем Ца́рствия Небе́снаго, иде́же со все́ми святы́ми бу́дем воспева́ть в Тро́ице Еди́ному Бо́гу ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

1. Молитва к Богу о прощении грехов

Предлагая тебе эту молитву, я предупреждаю – само по себе произнесение этих слов не принесёт тебе спасения. Спасает не молитва. Спасает Иисус Христос. Но молитва может быть средством приблизится к Господу. Если ты молишься этими словами с верой, Христос спасёт тебя.

Господи Иисусе, как долго я не впускал Тебя в свою жизнь. Я знаю, что я грешник, и не могу спасти себя сам. Я больше не буду закрывать свою дверь, когда Ты стоишь и стучишь (Откр 3: 20). С верой и благодарностью я принимаю Твой дар спасения. Я доверяю Тебе, о мой Господь и Спаситель. Спасибо, Господи Иисусе, что Ты пришёл на землю. Я верую, что Ты – Сын Божий, умерший на Кресте за мои грехи и в третий день воскресший. Благодарю, что Ты взял на Себя мои грехи и принёс мне дар вечной жизни. Я верую в истинность Твоего Слова. Войди в моё сердце, о Господь мой и Спаситель! Аминь.
Д-р Рэй Причард

2. Молитва о том, чтобы простить другого

Боже милосердный!
Благодарю Тебя за дар прощения. Твой Единородный Сын возлюбил меня настолько, что пришёл на землю и принял страшные муки только для того, чтобы я был прощён. Твоё милосердие потоком изливается на меня несмотря на мои грехи и ошибки. Твоё Слово призывает меня: «…облекитесь в милосердие и сострадание, в доброту, скромность, кротость, долготерпение, … А поверх этих одежд облекитесь в любовь, она всё связует и всё направляет к совершенству» (Кол 3:12, 14) . Помоги мне сегодня проявлять безусловную любовь даже к тем, кто причинил мне боль.
Я понимаю, что даже если я напуган, эмоции не должны управлять моими поступками. Отче, пусть сладчайшее Слово Твоё пропитает мой разум и всегда направляет мои мысли. Помоги мне отпустить обиду и боль, помоги мне начать любить так, как любит Иисус. Я хочу смотреть на своего обидчика глазами моего Спасителя. Если меня можно простить, значит можно простить и его. Я понимаю, что нет пределов Твоей любви. Мы все – Твои дети, и Ты желаешь, чтобы никто из нас не погиб.
Ты учишь нас: «Пусть мир Христов направляет сердца ваши» (Кол 3: 15). Когда я произношу слова прощения, позволь Святому Духу Твоему наполнить моё сердце миром. Я молю Тебя, пусть мир, который приходит только от Иисуса Христа, направляет моё сердце, удерживает меня от сомнений и вопросов. А превыше всего прошу: дай мне быть благодарным. Не только сегодня, не только на этой неделе, но всегда. Благодарю Тебя за это напоминание: «Будьте благодарны» (Кол 3: 15). Благодарность помогает мне приблизиться к Тебе и освободиться от непрощения. Благодарность помогает мне посмотреть на того, кто причинил мне боль, как на дитя Всевышнего, на Твоё дитя. Возлюбленное и принятое Тобой. Помоги мне обрести то сочувствие и сострадание, которые приходят только с подлинным прощением. И когда я снова увижу человека, который меня обидел, напомни мне об этой моей молитве, чтобы я мог укротить в себе любые неправедные мысли и покорить их Христу (2Кор 10:5). И пусть доверие Христу поселится в моём сердце и ведёт меня к свободе прощения. Прославляю Тебя, Боже, за то, что Ты совершаешь в моей жизни, наставляя меня, очищая и укрепляя мою веру. Через Христа, Господа нашего. Аминь.
Кристин Браун

3. Короткая молитва о том, чтобы простить другого

Господи Боже, благодарю Тебя за силу прощения и хочу простить всех, кто причинил мне боль. Помоги мне отпустить на свободу и вернуть Тебе __________ (имя или имена тех, кто меня обидел) (Рим 12: 19). Помоги мне благословить тех, кто меня обидел (Рим 12: 14). Помоги мне ходить в праведности, мире и радости, свидетельствуя о Твоей жизни здесь на земле. Я хочу быть доброй и милосердной, прощая других, как Ты простил меня (Еф 4: 32). Через Иисуса Христа, Господа нашего. Аминь. Дебби Пржибильска

4. Короткая молитва о том, чтобы простить самого себя

Отче, сегодня я прошу Тебя помочь мне простить себя за всё то обидное, неприятное и оскорбительное, что я говорил и думал сам о себе. Я больше не хочу так с собой обращаться. Преобрази мои мысли и помоги мне понять, как непостижимо и чудесно Ты сотворил меня (ср. Пс 139: 14). Измени мои привычки, чтобы мой язык говорил только о моём уповании на Тебя и Твоём благоволении ко мне. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

Сара Колеман

Все цитаты из Писания — по переводу РБО, 2011

Источник: http://рускатолик.рф

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *