Вопрос читателя:

У нас в храме можно подать записку «на проскомидию», а что это такое? Что значит «простая» и «заказная» проскомидия?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин:

Проскомидия – часть Божественной Литургии, которая ее предваряет. На проскомидии заготавливаются хлеб и вино для будущего Таинства Причащения – преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

На ней не только приготавливаются будущее Тело Христово (Агнец – большая просфора) и будущая Кровь Христова для Таинства (вино), но и читается молитва за христиан – живых или умерших. За Матерь Божию, святых и нас, простых верующих, вынимаются частички из просфорок. Обратите внимание, когда вам дают маленькую просфорку после Причастия – из нее как будто «кто-то выковырял кусочек». Это священник вынимает частицы из просфор за каждое имя, написанное в записке «на проскомидию».

Потом все вынутые частички собираются на дискосе (специальная тарель для Агнца) и во время Божественной Литургии пребывают вместе с Агнцом. В конце Литургии кусочки хлеба, символизирующие души живых или умерших христиан, погружаются в чашу с Кровью Христовой. Священник в эту минуту читает молитву «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих».

В древности первые христиане сами пекли такие хлеба – просфорки, приносили на проскомидию, а священник вынимал из них частичку и возвращал хлеб хозяину.

В записку «на проскомидию» можно вносить имена только крещеных православных людей (в отличие от молебна или панихиды – на них мы можем подавать записки с именами даже некрещеных и инославных).

О том, что такое «простая» и «заказная» записка на проскомидию, надо отдельно узнавать в каждом конкретном храме. Обычно «простая» записка – это та, по которой частичка за человека вынимается только на проскомидии, а «заказная» – когда имя человека звучит и на проскомидии, и на молебне.

Фото о. Игоря Фомина: www.foma.ru
На заставке фрагмент фото: spbpda/www.flickr.com

Мы рекомендуем этот материал для уроков ОПК. Вы можете скачать его в формате PDF

Просфорá — специальным образом испеченный хлеб, используемый для совершения таинства Евхаристии.

Просфора переводится с греческого как «приношение». В древней Церкви хлеб для совершения Литургии приносили как свой дар Богу те, кто приходил в храм в воскресный день для участия в Литургии, то есть все христиане общины.

Просфора изображает хлеб Тайной Вечери, который Христос разделил между своими учениками: И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание (Лк 22:19). Так было установлено таинство Евхаристии, где христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Спасителя и становятся едины с Ним. Участие в этом таинстве — необходимое условие пребывания в Церкви для каждого христианина.

Тайная Вечеря. Уголино ди Нерио (1325-1330). Метрополитен-музей (Нью-Йорк)


первая часть Литургии, во время которой из хлеба (в виде просфор) и вина приготовляется вещество для Евхаристии.

Для совершения литургии используется 5 больших просфор

Патриарх Никон ввел этот обычай в Русской Церкви в память о евангельском чуде умножения хлебов, когда пятью хлебами были насыщены пять тысяч человек (Мф 14:15–21).

Пять просфор для совершения Литургии:

Агничная просфора

Большая просфора с крестом и печатью IC XC NIKA. Из нее специальным ножом — копием — вырезается Агнец — хлеб кубической формы.

Во время совершения Литургии Агнец становится истинным Телом Христа.

Антидор

Неиспользованная часть агничной просфоры называется антидор. По обычаю его раздают верующим после окончания Литургии (вместе с запивкой).

Богородичная просфора

Большая просфора с печатью МАРИЯ или образом Богородицы. На проскомидии из ее верхней части вынимается частица треугольной формы и кладется на специальное блюдо — дискос — рядом с агнцем.

Девятичинная просфора

Посвящена святым. Из ее печати вынимается 9 частиц в память: Иоанна Крестителя; пророков; апостолов; святителей; архидиакона Стефана и мучеников; преподобных; бессребреников; Иоакима и Анны, Мефодия и Кирилла, князя Владимира и всех святых; а также святого автора литургии, которая будет служиться: Иоанна Златоустого или Василия Великого.

Заздравная просфора

предназначена для вынимания из ее печати двух частиц за всех, кто будет участвовать в Литургии, священнослужителей, совершающих Литургию, страну и народ.

Заупокойная просфора

Из ее верхней части берется одна частица за всех умерших православных христиан.

Частицы, вынутые (т. е. вырезанные) из просфор на проскомидии, изображают всю полноту Церкви. Священник кладет частицы на специальное блюдо — дискос. В центре располагается Агнец — Христос, справа и слева от него частицы Богородицы и всех святых, по краям — частицы, вынутые за всех живых и умерших православных.

Частицы из небольших просфор, тех, что после Литургии раздают верующим, священник также вынимает во время проскомидии. В это время он молится о здравии и упокоении тех людей, записки о которых были поданы до начала Литургии. Во время чтения имени из просфоры вынимается частица, символизирующая конкретного человека, и кладется на дискос. В конце Литургии священник со словами «омый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Твоею честною» ссыпает все эти частицы в Чашу с Кровью Христа.

Артос, буквально — «квасной хлеб». Именно так называется большая просфора, которую ставят перед алтарем на пасхальной Светлой седмице. Освящают артос на Пасху, а разделяют и раздают верующим в субботу Светлой седмицы. Артос хранят дома до следующей Пасхи и употребляют натощак во время болезни.

Объясните, пожалуйста, чем проскомидия отличается от обедни? Я молюсь за своих близких на литургии и на панихиде. Чем поминовение на проскомидии отличается от молитвы за близких на литургии, молебне или панихиде?

Проскомидия отличается от литургии (обедни) тем, что это подготовительная часть литургии, совершаемая в алтаре во время чтения богослужения часов. Но Вас, как я понимаю, интересует другое, чем отличается поминовение на проскомидии от поминовения на самой Божественной литургии.

Во время поминовения на проскомидии священник вынимает частицу из просфоры, поминая имена тех, о ком попросили помолиться. На самой же литургии священнослужители поминают по запискам на ектении (гласно, вслух, или же тайно, все зависит от традиции прихода и количества записок) и во время пения «Достойно есть». Я бы не стал выделять то или иное поминовение как «особо сильное», это из области предрассудков и магизма. Просто, в идеале, записки должны быть помянуты во всех моментах богослужения, когда это положено.

Если в Вашем храме после литургии совершается панихида, вполне логично подать заупокойную записку и на панихиду.

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать, написав по адресу: vopros@foma.ru

Как часто утром в храме можно наблюдать такую картину – чтец читает третий и шестой час, а прихожане ставят свечи, пишут записки, а порой даже разговаривают между собой. И не всегда помнят о том, что в это время в алтаре совершается первая часть Литургии – проскомидия.

Правила Церкви

Литургия – главное богослужение, во время которого совершается Таинство Причащения или Евхаристия. Она состоит из трех частей: проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных.

Проскомидия (от греч. приносить, принесение) первая часть Литургии, во время которой происходит приготовление хлеба и вина для совершения Таинства Евхаристии. Название первой части Литургии связано с обычаем древних христиан приносить хлеб, вино и все нужное для совершения Литургии. Таким образом они соблюдали данное еще в Ветхом Завете Божие повеление: «Никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками» (Втор. 16, 16). В наши дни хлеба и вина христиане не приносят. Вместо этого они жертвуют деньги за записки о здравии и упокоении своих близких. На эти деньги и приобретают все потребное для богослужения.

По церковным правилам, проскомидия должна совершаться в православном храме, освященном епископом или, по его благословению, священником. О запрещении совершать литургическое богослужение, к которому относится проскомидия, вне храма, кроме особых случаев, нам говорит 31-е правило VI-го Вселенского Собора.

Один и тот же священник не имеет право совершать в один день две Литургии или более. Соответственно, он не может совершать более одного раза и проскомидию. «Ибо Христос принес за нас Себя, как жертву, однажды, и умер на Кресте только раз», – объясняется это правило в «Новой скрижали».

Не может приступать ни к Литургии в целом, ни к проскомидии священнослужитель, находящийся под запрещением. Кроме того, категорически запрещено служить, имея не очищенный покаянием тяжкий грех.

Непосредственным местом в алтаре, на котором священник совершает проскомидию, является жертвенник. В древности жертвенник находился в отдельном помещении, куда обычно полагали хлеб и вино, приносимые верующими для совершения таинства. В настоящее время в подавляющем большинстве храмов жертвенник находится в северо-восточной части алтарной апсиды, то есть слева от престола. На жертвеннике обязательно должны находиться распятие и светильник (свеча или лампада).

Приношение Господу

Еще с Ветхого Завета известно правило – Господу необходимо приносить только лучшее. Поэтому хлеб, используемый для проскомидии, должен быть обязательно чистым, выпеченным из лучшей муки. Он также должен быть квасным (т.е. вскисшим), а не пресным, поскольку в Новом Завете употребляется слово «артос», когда речь идет о евхаристической трапезе (Мф. 26, 26, Мк. 14, 22, Лк. 22, 19, Деян. 2, 42, 1Кор. 16, 16). Артос же переводится именно как «поднявшийся», «вскисший». Пшеничным хлеб должен быть потому, что во дни жизни Иисуса Христа иудеи употребляли именно такой хлеб. И еще потому, что Христос сравнивал Себя с зерном пшеничным (Ср. Ин. 12, 24).

В настоящее время в Русской Церкви на проскомидии употребляются пять хлебов, именуемых просфорами (греч. «приношение»). По внешнему виду просфора должна быть круглой и двухсоставной, напоминая о двух естествах Господа Иисуса Христа – Божественном и человеческом.

Из каждой просфоры священник вынимает по частице и располагает их на дискосе в строгом порядке. Сначала в центре полагается кубическая часть просфоры. Она называется «Агнцем», в воспоминание смирения и кротости Христа, пострадавшего за всех нас. Частицу из второй просфоры, называемой «Богородичною» (в честь Божией Матери), священник полагает по правую сторону «Агнца».

Частицы из девятичинной просфоры (в честь всех святых) – по левую сторону «Агнца» (по три частицы в ряд): в честь Иоанна Предтечи, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны, святого храма и дня, равноапостольных, составителя Литургии – святителей Иоанна Златоуста или Василия Великого.

Частицы за живых полагаются ниже «Агнца», частицы за усопших – еще ниже. Для того, чтобы помянуть наших близких, мы подаем записки с их именами. На пожертвования, полученные за эти записки, приобретаются небольшие просфоры. Вынутые из этих просфор частицы полагаются вместе с частицами из четвертой и пятой просфор. Соединение на дискосе всех частиц в таком порядке означает всю Церковь Божию под началом Господа нашего Иисуса Христа.

Вино должно быть виноградным, красным. По примеру Самого Господа, употребившего па Тайной вечери вино с водой, на проскомидии вино также соединяется с водой. Это происходит также в воспоминание Крови и воды, истекших из прободенного ребра Спасителя во время Его страданий.

Символы проскомидии

Слова и действия проскомидии имеют двоякое значение: с одной стороны, изображают Рождество Христово, с другой – Страдания и Смерть Его. Поэтому над жертвенником помещают иконы: «Рождество Христово», «Снятие с Креста», «Моление о Чаше».

Приготовление Святого Хлеба и изъятие Агнца знаменуют Рождение Иисуса Христа. Жертвенник изображает вертеп, в котором Христос появился на свет. Дискос – ясли, в которых был положен Младенец Христос, звездица означает чудесную звезду, за которой волхвы шли в Вифлием на поклонение родившемуся Спасителю. Копие символизирует собою то копье, которым один из воинов пронзил грудь Спасителя, умершего на Кресте. Покровцы – пелены, которыми был повит Спаситель во Гробе

Молитвы и славословия, совершаемые священником и диаконом, изображают поклонение и славословие, которые воздали Спасителю вифлеемские пастыри и волхва.

Крестообразное разрезание Агнца и прободение Его означают Распятие Иисуса Христа и излияние Его Крови, в это время читаются слова пророка Исаии, пророчески указывавшие на страдания Спасителя: «Яко овча на заколение ведеся» (Ис. 53, 7). Как сказал протоиерей Валентин Свенцицкий: «В Божественной Евхаристии дана нам Голгофа в таинстве», – потому проскомидия есть постоянное пребывание при распятии Христа-Спасителя.

Последование

Приготовление к Божественной Литургии и, соответственно, к проскомидии, как первой ее части, включает три этапа: входные молитвы, облачение священнослужителей и умовение рук.

Естественно для любого христианина, а тем более священнослужителя, начинать дело с молитвы. И прежде чем приступить к непосредственному совершению таинства священнослужители совершают молитвы, называемые входными, то есть молитвы, творимые сразу же по приходе в храм и перед службой.

Облачение происходит в ризнице (в древней Церкви она называлась сосудохранительницей) если таковая существует. Если ризницы нет, то священнослужители производят облачение прямо в алтаре, стараясь не мешать друг другу.

По облачении диакон и священник поочередно умывают руки, творя одну и ту же молитву: «Умыю в неповинных руце мои…». Эта молитва является стихами из 25-го псалма. Умывание рук священнослужителей восходит к Ветхому Завету: в скинии по повелению Божиему была поставлена умывальница, в которой приходящие служить умывали не только руки, но и ноги. Как писал святитель Кирилл Иерусалимский: «Следуя сему, священнослужители Нового Завета умывают руки, для показания чистоты своих душ и совести, с которою приступают они к Священнодействию». Причем обычай этот в древности распространялся и на мирян, для которых перед входом в церковь располагалась наполненная водой умывальница. Об этом свидетельствует святитель Иоанн Златоуст: «Две суть купели (умывальницы) пред дверьми церковными: одна с водою, в которой умываеши руки; другая же – руки нищих, в которых очищаеши твою душу»

После умовения рук диакону полагается идти для приготовления жертвенника и утвари для совершения проскомидии. Он снимает покрывало на жертвеннике, зажигает лампаду или свечу, без которого совершать проскомидию не полагается. В ризнице он берет святые сосуды и располагает их на жертвеннике.

Затем совершается непосредственно проскомидия – вынимаются частицы из просфор, как было описано выше. По окончании изъятия частиц из просфор священник с помощью губки собирает с краев дискоса все частицы Святого Хлеба, чтобы ни одна из них не выпала с дискоса. Заключительным этапом проскомидии является каждение.

Проскомидия является отправной точкой для Евхаристии, приготовлением к ней. Можно сказать, что проскомидию мы видим уже на самой Тайной вечере: ведь кто-то принес необходимые вещества для Божественной трапезы и кто-то приготовил, в смысле – намеренно отобрал именно эти вещества и именно такого состава. Можно даже усмотреть повеление Господне на проскомидию, когда «послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху» (Лк. 22, 8).

Во время совершения проскомидии необходимо сохранять тишину и благоговение, внимательно слушать, что читает чтец. А если вы пришли в храм до начала часов, нужно помолиться о своих живых и усопших сродников.

Марина Шмелева

  • Проскомидия, ее чинопоследование и идейное содержание свящ. Д. Кулигин
  • Проскомидия епископ Александр (Милеант)
  • Проскомидия Детям о Литургии
  • Проскомидия схиархимандрит Иоанн (Маслов)
  • Проскомидия митрополит Иларион (Алфеев)
  • Проскомидия протоиерей Алексий Уминский
  • Проскомидия митрополит Вениамин (Федченков)
  • Проскомидия Настольная книга священнослужителя
  • Фоторассказ «Проскомидия» свящ. К. Пархоменко
  • Объяснение Литургии. Проскомидия иг. Иоасаф (Полуянов)

***

Проскоми́дия (от греч. προσκομιδή (проскомиди) — принесение; προσκομίζω (проскомизо) — приносить) — первая часть литургии, на которой совершается приготовление вещества (хлеба и вина) для таинства Евхаристии. Проскомидия совершается священником на жертвеннике, при закрытом алтаре, вполголоса.

***

Что такое записка «на проскомидию»?

Это самое важное поминовение о живых и усопших. На главном церковном богослужении — Литургии, на её 1-й части — проскомидии, священник вынимает из просфор частицы о здравии и упокоении христиан, за которых подавались записки. В конце Литургии эти частицы погружаются в Святую Чашу, при этом священник произносит слова: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

В древности первые христиане сами пекли просфоры, приносили на проскомидию, а священник вынимал из них частицы и возвращал хлеб хозяину.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *