Пророк Илия в Ветхом Завете — молитва

Пророк Илия считается одним из самых почитаемых святых в православной и католической вере. Может показаться странным, но на сегодняшний день ничего не известно о происхождении этого человека и его родословной. Прорицатель является значимой фигурой в истории.

Кто он пророк Илия?

Библейский пророк, который проживал в Израиле в IX веке до н. э. – пророк Илья.

Кто такой пророк Илия и за что его почитают православные христиане?

Чтят святого во всех монотеистических религиях. Его считают покровителем ВДВ и ВВС. Пророк Илия в христианстве почитается 20 июля. В славянской народной традиции его считали повелителем грома, дождя и небесного огня. Люди верили, что Илья передвигается по небу на колеснице и поражает молниями плохих людей.

Пророк Илия — житие

С иврита имя святого переводится, как «Мой Бог». Родился Илия за 900 лет до Рождества Христова. Предание гласит, что отцу пророка перед рождением сына было видение, что младенца приветствовали благообразные мужи и пеленали его огнем. С раннего детства пророк Илия посвятил свою жизнь Господу. Он жил в пустыне, постоянно постился и молился. В те времена правителем был царь Ахава, который был язычником и он поклонялся богу Ваалу.

Сначала, чтобы вразумить царя пророк своей молитвой наслал на землю засуху, но через какое-то время он послал дождь. Пророк Илия убил жрецов Ваала, чтобы доказать всем силу Господа. За свою жизнь святой совершил огромное количество чудес, например, он спас одну вдову от голода, а еще воскресил ее умершего сына. Упоминается пророк Илия и Ветхом Завете, где он вместе с Моисеем прибыл на гору Фавор. Господь взял святого на небо живым.

Пророк Илия – чудеса

В истории известно много фактов, касающихся чудесных проявлений молитвы святого. Важно заметить, что это не Илья творил чудеса, а Господь действует его руками.

  1. Низводил огонь на землю для наказания грешников и для знамения Истинности Богопочитания.
  2. Ударив одеждой по реке Иордан, библейский пророк Илия смог разделить ее, как Моисей.
  3. Удалось ему при жизни поговорить лицом к лицу с Господом, но только свое ему пришлось закрыть рукой.
  4. Святой пророк Илья за свою праведную жизнь был вознесен живым на Небо. Есть версии, что он попал не на небеса, а в другое место, где он будет ожидать второго пришествия Христа.
  5. Своими молитвами он управлял погодой, так он мог останавливать и посылать дождь на землю.
  6. При помощи пророчеств он открывал людям волю Господа.
  7. Пророк Илия воскресил мальчика и помог огромному количеству людей избавиться от болезней и даже смертельных.

В чем помогает Илия пророк?

Существует несколько молитвенных текстов, которые обращены к пророку.

  1. Поскольку Илья управлял силами природы, к нему обращались люди, чтобы попросить благословения на полевые работы и на получение хорошего урожая.
  2. Пророк Божий Илия помогает привлечь удачу, улучшить финансовое положение и успешно разрешить любое дело.
  3. Искренние молитвы помогают исцелиться от любого недуга.
  4. Одинокие девушки обращаются к святому, чтобы улучшить личную жизнь, так одинокие просят о достойном спутнике жизни, а люди в паре о счастливой жизни.
  5. Защищает пророк Илия от страстей, злости и разного негатива. Если регулярно ему молиться, то в доме будет мир и взаимопонимание.

Святой пророк Илия – молитва

Обращаться к святому, чтобы тот оказал помощь можно когда угодно и место не имеет значения. Важно имеет искренность в сердце и непоколебимую веру, что сказанные слова будут услышаны. Лучше всего, если молитва святому пророку Илии будет прочтена перед образом, который есть в храме или же его можно купить в церковной лавке. Перед иконой нужно зажечь свечу, перекреститься и прочитать молитву.

Пророк Илия в Ветхом Завете — молитва

МОИСЕЙ И ИЛИЯ

В свое время, очень давно, в зимних полях под Новосибирском наш дивизион стрелял из гаубиц. Помню, было холодно — и очень не хотелось на морозе вымыть с мылом достаточно потемневшее от грязи лицо — какое в итоге так и осталось не мытым, отмывшись лишь по возвращении в полк, в казарме. Речь, впрочем, не о сибирских морозах, не обо мне, "грязнулькине" — как позже наречет меня славная подруга Янка из 1997 года: на одной из вечерних поверок, когда ввиду зимнего времени года в это время суток уже темно, дивизион стоял задрав головы, потому что над нами достаточно низко, на высоте, сопоставимой с высотой ГЗ МГУ, медленно пролетало (и лучше сказать "проплывало") что-то изрядно похожее на медузу, эдакая летающая тарелка, ее расхожий образ, какими подобного рода летательные аппараты принято изображать на картинках. Когда же этот — не то светящийся, не то полупрозрачный, обрисованный матовым контуром и впитавший в себя цвет ночного неба — объект скрылся за кромками леса, комдив, прервав молчание, подытожил виденное: . Что это было — никто, конечно, не понял (да и мало ли, какие летательные аппараты над военным полигоном испытывает Министерство обороны), однако ныне сам всё увереннее склоняюсь к мысли, что дивизион видел самую что ни наесть настоящую летающую тарелку.

О том, что древние цивилизации постоянно испытывали на себе влияние более высокоразвитых существ, в последние времена я регулярно воспринимаю от Николая, знакомого из МГУ математика, — и подкрепляя свою точку зрения, последний ссылается и на астрономические знания наших предков, получить какие без специальных телескопов, изготовленных лишь в двадцатом веке, было попросту невозможно, и на "воспоминания" древних о богах как о существах, "спустившихся с неба", — и хотя говорить за существование инопланетян в общем случае ненаучно, американские военные (серьезные, между прочим, люди) еще с середины прошлого века изучают, могут ли UFO (unidentified flying objects) представлять угрозу их национальной безопасности. И пусть большинство НЛО в итоге оказывается объектами опознанными, 5 — 10% свидетельств, как указывает Википедия, так и остаются загадкой. И вот что по данному вопросу в настоящее время думаю сам. Речь — отнюдь не об инопланетных пришельцах: всего лишь о наших потомках, человечестве, живущем, ну, скажем, двумя тремя, десятью столетиями позже, кто научился преодолевать временные барьеры и изучающем свою историю. Думать так позволяют выдержки одного из постов AdMe.ru, воспринятые со страниц Facebook`а где-то с полгода назад:

ЭНДРЮ КАРЛСИН

В 2003 году ФБР арестовало человека по обвинению в мошенничестве на бирже. Владея всего $ 800, он смог за 2 недели заработать $ 350 млн, заключив при этом всего 126 весьма рискованных сделок.

После ареста, когда у него потребовали выдать сообщников, он признался, что информацию получил из будущего. По его словам, он прибыл на машине времени из 2256 года, однако ее местонахождение указать не пожелал. Спустя какое-то время некто внес за него залог в $ 1 млн, и Э. Карлсин исчез.

https://www.adme.ru/svoboda-kultura/12-fenomenov-na-zemle-kotorym-ne-nashlos-nauchnogo-obyasneniya-1583015/ © AdMe.ru

ФОТОГРАФИЯ ИЗ МУЗЕЯ В БРАЛОРНЕ

Эту фотографию нашли пользователи в виртуальном музее Bralorne Pioneer Museum, и она мгновенно стала сенсацией. На ней изображено открытие Золотого моста в Канаде в 1941 году, однако среди толпы присутствует человек, который одет совершенно не по моде 40-х годов. Если присмотреться, то можно увидеть свитер на молнии, футболку с логотипом в стиле XXI века и портативную камеру в руках.

Общественность уверена, что на фотографии запечатлен не кто иной, как путешественник во времени.

https://www.adme.ru/svoboda-kultura/12-fenomenov-na-zemle-kotorym-ne-nashlos-nauchnogo-obyasneniya-1583015/ © AdMe.ru

Разумеется, все подобные сообщения можно было бы счесть досужим бредом, очередыми мистификациями, какие любители посмеяться над доверчивым человечеством могли бы выбрасывать в Сеть, когда бы не приводимая ниже выдержка из Анатолия Мартынова :

Кpоме известных опытов H. Кyлагиной, Э. Шевчyк и Б. Epмолаева в Евpопе известны люди, способные изгибать металлические пpедметы в любyю конфигypацию. Самые необычные ПK-эффекты — из тех, о котоpых сообщают в настоящее вpемя yченые, — связаны с именем Уpи (Юpия) Геллеpа (Изpаиль). Доктоp Андpий Пyхаpич — вpач, известный своими теоpетичскими pазpаботками в области физики и физиологии психических феноменов, а также изyчением целительства биополем, впеpвые столкнyлся с У. Геллеpом с авгyсте 1971 года в Изpаилe и тyт же yсловился пpовести с ним сеpию экспеpиментов. В конце концов он пpивез его в Соединенные Штаты и подключил к исследованию ПК-эффектов в Стенфоpдском исследовательском инститyте в Менло-Паpке, штат Калифоpния. Экспеpименты с У. Геллеpом впеpвые были обнаpодованы на симпозиyме в Беpкли, оpганизованном Калифоpнийским yнивеpситетом. Hа этом симпозиyме А. Пyхаpич подpобно описал yсловия экспеpиментов, в котоpых У. Геллеp гнyл и ломал металлические пpедметы, стиpал магнитозаписи, заставлял пpедметы исчезать и появляться вновь и т. д.

Экспеpимент, пpоведенный одним из исследователей — Полем Сиpаком, — состоял в том, что он в пpисyтствии 18 yченых неожиданно вpyчил У. Геллеpy пpоpосший боб золотистой фасоли, попpосив, чтобы тот "пyстил вpемя вспять". Он зажал в кyлаке фасоль, а когда, пpиблизительно чеpез 30 секyнд, pаскpыл pyкy — на ней лежал целый боб, без каких-либо следов пpоpастания. Это явление неоднокpатно воспpоизводилось в дальнейшем, и оно свидетельствyет о том, что ПК-воздействие pаспpостpаняется и на вpемя.

За пpеделами США У. Геллеp был даже еще более pезyльтативен. Физики Джон Хэлстед и Дэвид Бом из Бикбенского колледжа в Англии наблюдали, как он в yсловиях стpогого экспеpимента был способен изменять скоpость pаспада pадиоактивных изотопов.

Еще более замечательным было то, что тысячи людей Англии, Геpмания, Фpанции, Швейцаpии, Hоpвегии, Дании, Голландии и Японии оказались способными пpименять ПК-эффект для гнyтья ложек и вилок, едва yвидев по телевизоpy, как это делает У. Геллеp. Особенно yспешными были попытки y детей.

Собственно, это самое "пустить время вспять" сам и считаю предметом одного из чудес Христа, воскресавшего умерших, в частности, Лазаря, — и здесь же добавлю, что "Моисей и Илия", описанные у трех евангелистов, возможно, и были "обитателями" летающей тарелки, пожелавшими встретиться с человеком, столь сильно изменившему ход истории (причем, вероятнее всего, зафиксированная евангелистами встреча не была единственной, и вероятнее всего, сии "пророки" и сообщили Иисусу, что для того, чтобы его вера прочно утвердилась в человечестве, он должен неминуемо погибнуть).

И дальше я лишь задаюсь вопросом: хорошо, пусть бы и так, — но, быть может, люди из будущего уже среди нас, в той "причастной тайнам" когорте человечества — и, будучи на высоких властных позициях, уже давно координируют ход истории? Потому что — нет, ну а как вы их отличите? — причем, судя по приведнной выдержке об Эндрю Карлсине, они могут вообще не испытывать недостатка в средствах. Нет, я понимаю — бред, — но если время возможно "пустить вспять", всё это не так уж и сильно выглядит непроходимым бредом.

2018, май

Литература

  1. Мартынов А.В. Исповедимый путь. М., 1989

P.S. Об Ури Геллере можно дополнить следующее. Очень много скепсиса — дескать, никакой не экстрасенс — фокусник; однако что понял сам, прочтя статью в Википедии: до 35 лет был экстрасенсом — а после, сделав параномальный дар "рабочей специальностью" (ну, жить-то на что-то надо) и начав выступать как иллюзионист, разумеется, его порастерял. Всё абсолютно закономерно: мотивация — когда купидарный режим психики (см. текст "Четыре масти") перекрывает доступ к паранормальным способностям.

10 фактов о пророке Илии

Икона происходит из церкви Ильи пророка («Илья Сухой») Ильинского женского монастыря в Пскове и относится к периоду расцвета псковской школы иконописи, котораяхарактеризуется эмоциональной напряженностью, динамизмом и экспрессией образов.
Вознесение пророка Илии на небеса в огненной колеснице – излюбленный и широко распространенный сюжет в иконописи с конца XV века, прежде всего в Новгороде, Пскове и на Русском Севере. На Руси этот сюжет традиционно называется «Огненное восхождение пророка Илии».

Иконографический сюжет «Вознесения пророка Ильи» основывается на библейском тексте IV Книги Царств (4 Цар. 2: 1–11), в котором повествуется о последней беседе пророка Илии с его учеником Елисеем, его вознесении живым (во плоти) на небо в огненной колеснице и передаче Елисею милоти (мантия, плащ) как символа пророческого дара. «…ВДРУГ ЯВИЛАСЬ КОЛЕСНИЦА ОГНЕННАЯ И КОНИ ОГНЕННЫЕ, И РАЗЛУЧИЛИ ИХ ОБОИХ, И ПОНЕССЯ ИЛИЯ В ВИХРЕ НА НЕБО» (4Цар. 2:11).
Согласно же толкованию святителя Иоанна Златоуста, принятие Елисеем чудодейственного плаща, является прообразом Евхаристии, важнейшей части христианского богослужения – литургии, котораязавершается таинством причащения.
Композиция «Огненного восхождения» складывается в раннехристианский период. В древнерусских памятниках движение огненного вихря стало композиционной осью и породило множество вариантов художественного решения.

Пророк Илия: три тысячи лет спустя

Уникальная особенность данной иконы – огненный столп, охвативший фигуру пророка Илии, подчеркивающий момент дарования благодати человеческому роду.
В иконе «Огненное восхождение пророка Илии» присутствуют все признаки псковской школы: эмоциональная страстность и напряженность образов. Характерное динамическое построение композиции, строгость, колористическая монохромность, торжественный блеск золота и сияние открытой киновари подчеркивают атмосферу священно действия.
Первые упоминания об Ильинском женском монастыре относятся к 1585–1587 годам. После упразднения монастыря и церкви Илии пророка в 1787 году образ был перенесен в собор расположенного поблизости Иоанно-Предтеченского женского монастыря – места погребения псковских княгинь, где стоял «на гробнице княгини Наталии», жены легендарного псковского князя Довмонта, и сына Довмонта – Тимофея.

Сегодня мы говорим о том, кто такой пророк Илия в Библии. 

Илия (значение имени: «Мой Бог – Яхве») – один из пророков Ветхого завета.

Илия (пророк)

Жил во времена царствования Ахава (871-852 до Р.Х.) и обличал его за то, что вслед за своей женой Иезавелью царь стал поклоняться языческому богу Ваалу и сделал ему капище в городе Самарии.

История Илии рассказана в Третьей Книге Царств, также он упоминается и в других книгах Ветхого завета и в Новом завете.

Начало служения Илии – предсказание засухи в наказание за приказ Ахава разрушить в Израиле жертвенники Богу и убить его пророков (3 Цар 19:10).

Скрываясь от преследований Ахава, пророк бежит в пустыню (пищу ему приносят вороны, а воду он берет из потока Хорафа, пока он не пересох), а затем по велению Бога идет в Сарепту Сидонскую (на побережье Средиземного моря между Сидоном и Тиром), где живет у приютившей его вдовы. Чудом ее скудные припасы (мука и масло) не заканчиваются до самого конца засухи. Впоследствии, когда сын вдовы умер, пророк Илия воскресил его.

На третий год засухи Илия возвращается Израиль и требует от царя собрать всех пророков Ваала и пророков дубравных (по всей видимости, связанных с богиней Ашерой, которой также поклонялись в Израиле) и воздвигнуть два жертвенника – Ваалу и Богу. Пророки Ваала взывали к своему божеству и не получили ответа.

Илия сделал жертвенник из двенадцати (по числу колен израилевых) камней (потому что Бог обладает всем народом Израилевым!), приказал облить водой дрова и предназначенного к сожжению тельца, а также наполнить водой ров вокруг жертвенника. В ответ на молитву Илии на жертвенник ниспал настолько сильный огонь, что поглотил и жертву, и жертвенник, и воду. Илия заколол пророков Ваала (по древнему праву, тех, кто почитал не Яхве, ожидала смерть, Исх 22:19; Втор 13:6-15) и испросил у Бога дождя. После многолетней засухи начался ливень.

Жена Ахава Иезавель продолжила угрожать пророку, и он ушел в пустыню, где его кормил Ангел.

Илия пророк с житием и деисусом. Икона из церкви Ильи Пророка в погосте Выбуты, близ Пскова.Источник фотоwikipedia.org

На горе Хорив после сильного ветра, землетрясения и огня Господь явился Илии в веянии тихого ветра и открыл, что Илия не один и еще 7000 израильтян не поклонились Ваалу.

По слову Господа Илия призвал на пророческое служение Елисея, который стал ему помощником, а затем преемником. Во время последнего путешествия, когда Илия подошел к Иордану, его воды расступились.

С Илией шел и Елисей. Он попросил его, чтобы Святой Дух, который был на Илии, почил на нем вдвойне. Потом огненная колесница унесла Илию на небо.

Согласно книге пророка Малахии, Илия явится перед пришествием Мессии: «Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал 4: 5-6). Об этом же сказано в Евангелии от Луки (1:17). По словам Самого Христа, это пророчество исполнилось в Иоанне Крестителе, который пришел «в духе и силе Илии» (Мф 11:14, Мк 9:13).

Пророк Илия – один из свидетелей преображения Господня (Мф 17:3), который говорил с Ним о Его исходе. В Послании апостола Иакова он приведен как пример человека, по искренней молитве которого пошел дождь ( Ива 5:17), то есть как пример веры в Бога.

Поговорка «Петр Павел час убавил, Илия пророк два уволок» не имеет никакой связи со Священным Писанием и не говорит об особенных отношениях апостолов или пророка со временем, а просто констатирует факт, что после праздника апостолов (12 июля) темнеть начинает на час раньше, а после праздника пророка Илии пророка (2 августа) — на два часа раньше.

 

фома.ру

На огненной колеснице, могучий, седой старец, с грозными очами, разъезжает из конца в конец по беспредельным небесным полям, и карающая рука его сыплет с надзвездной высоты огненные каменные стрелы, поражая испуганные сонмы бесов и преступивших закон Божий сынов человеческих.

Куда ни появится этот грозный старик, он всюду несет с собою огонь, ужас, смерть и разрушение. Его непреклонное сердце не смягчат ни вопли, ни стоны пораженных, и взор его грозных очей не остановится на зрелищах земных несчастий. Совершив правосудие неба, он, как бурный вихрь, мчится на своей сверкающей колеснице все дальше и дальше, и по могучим плечам его только рассыпаются седые кудри да ио ветру развевается белая, серебристая борода.

   Таков, по воззрениям народа, Илья-пророк, олицетворяющий собой праведный гнев Божий. Повсюду на Руси он именуется "грозным", и повсюду день, посвященный его памяти (20 июля) считается одним из самых опасных. Во многих местах, крестьяне даже постятся всю ильинскую неделю, чтобы предотвратить гнев пророка и спасти от его стрел свои поля, свои села и скотину. Самый же день 20-го июля крестьяне называют "сердитым" и проводят его в полнейшей праздности, так как даже пустая работа считается великим грехом и может навлечь гнев Ильи.

Если в этот день на небе появятся тучки, народ с боязнью следит за ними глазами; если дело доходит до грозы, то боязнь эта переходит в панический страх: все население забивается в дома, затворяет наглухо двери, занавешивает окна и, зажигая перед образом четверговые свечи, молит пророка сложить гнев на милость.

   В некоторых местах, предупредительные меры принимаются даже накануне Ильина дня. Так, в Никольске (Вологодск.

10 фактов о пророке Илие

г.) крестьяне еще с вечера окуривают свой дом ладаном, а все светлые предметы, вроде самовара, зеркальца и тому подобных — или закрывают полотном, или же вовсе выносят из избы, на том основании, что будто бы пророк Илья считает такие предметы предосудительной роскошью, неприличной в крестьянском быту. В Вятской г. пророка Илию умилостивляют дарами: крестьяне в этот день приносят в церковь "под свято" ногу барана, пчелиного меду, пиво, колосьев свежей ржи и зеленого гороха. Но по вопросу о том, что из этих предметов всего более угодно Илье, происходит разногласие. Одни стоят за пчелиный мед, другие доказывают преимущество баранины.

На этот счет в Орловском у., Вятской г. народная фантазия создала даже целую легенду. Двое соседей заспорили между собой, что следует приносить в жертву Илье пророку, чтобы во время были дожди. Один из них, занимавшийся овцеводством доказывал, что в жертву — или, как говорят в деревнях, "под свято" — следует приносить овец, а другой, водивший пчел, спорил, что дары следует приносить от пчел. Долго спорили соседи и, наконец, подрались. А подравшись, пошли к бурмистру судиться и рассказали ему о предмете спора. Бурмистр вызывал их на суд по нескольку раз, и каждый раз спорящие, желая привлечь его на свою сторону, приносили ему — один баранов, другой меду. Наконец, бурмистр собрал народ, начал судить и сказал: "вот, миряне, собрал я вас на совет: эти два человека спорили о том, что следует приносить Илье пророку под свято: один говорит, от овцы свято, а другой говорит от пчелы свято, а так как у меня с обоих взято, то пусть и будет от овцы свято, и от пчелы свято".

   Кроме четверговой соли и умилостивительных даров, самым надежным средством для предотвращения гнева Ильи служат общественные молебствия, совершаемые в поле. Во многих деревнях такие молебствия совершаются ежегодно, в силу общественного приговора, причем в основании приговоров, в большинстве случаев, лежит какое-нибудь несчастье, случившееся 20-го июля: то молния зажжет деревню, то "громом убьет" человека или скотину, то градом выбьет хлеб. Такие же общественные приговоры составляются крестьянами с целью воспретить производство работ в Ильин день: предполагается, что в деревне всегда найдется один-другой безбожник, который, по легкомыслию, или по отсутствию страха Божия, не побоится работать в "грозный" Ильин день, а так как отвечать за этот грех придется всем (потому что Илья может сжечь всю деревню), то общество и считает себя в праве налагать на таких нарушителей закона штрафы. В Калужской г. и уезде были случаи, когда на крестьянина, выехавшего в Ильин день за снопами, набрасывалась целая толпа однодеревенцев и снимала с его лошади хомут, который немедленно же относился в кабак и пропивался всем обществом.

   Приписывая пророку Илье власть производить гром и молнию и направлять тучи по своему усмотрению, т. е. отдавая в его руки самые страшные и вместе самые благодетельные силы природы, наш народ твердо верит, что плодородие земли есть дело пророка, и что без его воли не может быть урожая. Поэтому, народ представляет себе Илью не только как вестника небесного гнева, но и как благодетеля человеческого рода, дарующего земле изобилие плодов и прогоняющего нечистую силу, эту виновницу человеческих несчастий и болезней. По народному поверью, для нечистой силы страшен не только сам Илья, но даже дождь, который проливается в его день. имеет великую силу: ильинским дождем умываются от вражьих наветов, от напусков и чар. Сам же Илья наводит на бесов панический, беспредельный ужас: как только на небе раздастся грохот его колесницы, черти толпами бегут на межи, прячутся за спины людей, или укрываются под шляпки ядовитых грибов, известных в народе под именем "яруйки". Даже сам сатана трепещет перед грозным Ильей и, застигнутый пророком в облаках, пускается на хитрости, чтобы избежать могучих ударов. "Я в христианский дом влечу и сожгу его" — грозится сатана. А Илья гремит ему в ответ: — "Я не пощажу дома, поражу тебя". И ударяет в ту пору своим жезлом с такою силой, что трещат небесные своды и огненным дождем рассыпаются каменные стрелы. — "Я в скотину влечу, а в человека войду и погублю их, я в церковь Божию влечу и сожгу ее" — снова грозится сатана. Но Илья неумолим: — "Я и церкви святой не пощажу, но сокрушу тебя" — гремит он опять, и все небо опоясывает огненной лентой, убивая скотину, людей, разбивая в щепки столетние деревья и сжигая избы и св. храмы.

   При таком воззрении православного народа на Илью, немудрено, что о пророке этом сложилось великое множество легенд и преданий. Почти в каждой деревне можно выслушать рассказ о каком-нибудь исключительном проявлении гнева, или милости пророка, о каком-нибудь чуде или небесном знамении: почти в каждой волости, в каждом уезде и губернии, можно встретить новые варианты старых преданий, или натолкнуться на совершенно оригинальную легенду местного происхождения. Вот, например, что рассказывают о земной жизни пророка Илии крестьяне Орловского уезда и губернии: "до 33-х лет пророк Илья сидел сиднем и не мог ходить. Родители его были люди бедные и корчевали пни, прикармливая этой работой калеку-сына. Однажды шел по земле Господь с Николаем Угодником и, увидев Илью, сказал: "Поди, подай нам напиться". — "Я бы рад подать, да не могу идти" — отвечал Илья. Господь взял его за руку, и он приподнялся с земли сам. Тогда Господь почерпнул в колодце полное ведро воды и велел выпить Илье, потом почерпнул еще одно и половину третьего и спросил у него: — "Ну, как ты теперь?" — "Я могу поворотить весь свет по иному, — отвечал Илья, — если бы был столб средь неба и земли, то разрушил бы я всю землю". Услышав эти слова, Бог испугался и поспешил сбавить Илье силы на половину и, сверх того, велел ему посидеть под землею 6 недель. Но, затем, когда Илья, просидевши под землею, снова вышел на свет (вместе с пророком Онуфрием), то первое, что он увидел, была гробница. Илья вошел в эту гробницу, и тотчас же с неба спустилась огненная колесница с ангелами, которые и умчали Илью на небо, представив его пред лице Господа. — "Ты, Илья, сказал Господь, владей этой колесницей, пока я не приду на землю, и пусть в твоих руках отныне будет гром и молния". По народному поверью, на этой колеснице Илья, перед кончиной мира, спустится на землю и три раза объедет из одного конца земли в другой, предупреждая всех о страшном суде. Это орловское предание, в некоторых местах, уже варьируется, и крестьяне передают, что Господь возложил на голову Ильи камень в 40 десятин, чтобы убавить ему силы. Камень этот и сейчас цел и стоит на небе, перед престолом Божиим.

   Мы нарочно привели эту, сравнительно пространную, легенду, чтобы показать, каким путем слагаются в народном воображении суеверные предания: сказание былины об Илье Муромце здесь перепутываются с библейским рассказом об Илье пророке и осложняется фантастическими арабесками собственного творчества. А все, взятое вместе, создает неясный, туманный образ полу-богатыря, полу-святого.

   Такая же путаница и разноголосица наблюдается во всех рассказах крестьян, когда они начинают объяснять, отчего бывает дождь. Один мужик Смоленской губернии так объяснял причины дождя нашему корреспонденту: "Илья развозит по небу воду для всех святых и, если расплескает малость, так на земле дождь идет". Когда же этого мужика спросили, отчего не бывает грозы с дождями зимой, он не задумываясь ответил: "а зимою святые без воды сидят". Во Владимирской губ. (Меленковского уезда) вопрос — почему на земле бывает дождь — облекся даже в форму легенды. Рассказывают, что один Владимирский мужик до такой степени заинтересовался этим вопросом, что, в конце концов, решил лично пойти на небо и на месте осмотреть, как это все там делается. На небе любознательный мужичок увидел батюшку-Илью, который разъезжал взад-вперед на своей колеснице, от которой происходил сильный гром, а из под копыт крылатых коней вылетала молния. "Подъехал, это, Илья-пророк к большому чану с водой, — передавал мужичок, — стал черпать из чана воду ковшом и ну поливать ею небо. От этого самого и полился на землю дождь. Потом батюшка-Илья подъехал ко мне и баит: "ну, что, мужичок, насмотрелся, отчего происходит гром и дождь? Теперь пойди, найди на небе дыру, в кою закатывается месяц, спустись на землю и расскажи всем людям, отчего бывает гром, молния и дождь".

   Считая Илью Пророка властителем ветров и дождевых туч, крестьяне связывают с днем этого святого множество календарных примет. "До Ильи, говорят они, облака ходят по ветру, а с Ильи начинают ходить против ветра". "До Ильи поп дождя не умолит, — после Ильи баба фартуком нагонит". "После Ильина дня, говорят вологжане, в поле сива коня не увидишь вот до чего темны ночи". "С Ильина дня ночь длинна: коцап (работник) просыпается, а кони наедаются". "С Ильина дня вода стынет". Тоже наблюдение сделано и в Пошехонском уезде, Ярославской губ., где так объясняют причину охлаждения речных вод: "Илья пророк ездит на конях по небу и, от быстрого бега, одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду и вода сразу холодеет".

   Земледельческие приметы также связываются с днем Ильи: "если в этот день с утра облачно, то сев должен быть ранний и можно ожидать обильного урожая; если облачно в полдень — средний сев, а если вечером — сев поздний и урожай плохой".

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *