Считается, что Мухаммад (570 – 632 гг.) почувствовал приближение своей кончины заранее: 10/25 января пророк совершил так называемый «последний хаджж», паломничество к святыням ислама. В завершение хаджжа Мухаммад забил 36 жертвенных верблюдов в Мина, обрился наголо и обратился к своим последователям с речью, которая начиналась словами: «Люди! Слушайте мою речь. Я ведь не знаю, может быть, я не встречу вас никогда больше на этом месте после этого года». Далее он напомнил верующим об основах ислама, о поддержании братского духа внутри мусульманского сообщества и подчеркнул, что после его смерти никто не должен отходить от истинной веры.

Будучи абсолютно здоровым физически Мухаммад был надломлен морально, так как в начале июля после болезни умер любимый и единственный сын пророка, на которого он возлагал все свои надежды. Мухаммад тяжело переживал эту утрату, и когда сподвижники, утешая его, сказали, что уж он-то лучше других знает истину, что все возвратятся к Аллаху, то Мухаммад ответил: «Глаза плачут, и сердце тоскует». Возможно, утрата сына навела Мухаммада на мысли о своей собственной смерти, что и нашло свое отражение в проповеди.

Здоровье Мухаммада начало ухудшаться через два дня после того, как он приказал своим войскам выступить против Муты, города, где был убит один из его ближайших сподвижников по имени Зайд. Однако пророк не принимал лекарств и стойко переносил страдания, веря, что через них он войдет в вечную жизнь без грехов. Приблизительно за неделю до смерти Мухаммад был уже не в состоянии руководить молитвой и передал эту почетную обязанность Абу Бакру. Последние же дни своей жизни он провел у своей любимой жены Аиши, на руках которой скончался.

Относительно даты смерти пророка у историков ислама нет единого мнения. Одни называют понедельник 1 или 2 раби, другие – 12 раби, т.е. 8 июня 632 г., отмечая как особый знак святости то, что пророк умер в день своего рождения. Видимо, более достоверна вторая дата, в которой совпадают число и день недели. При этом все сторонники разных дат сходятся во мнении, что эта дата достоверна.

Мухаммад умер в возрасте 63 лет. После его смерти остались девять вдов и пять дочерей, из которых наибольшую роль в истории ислама сыграли три: Фатима, Зайнаб и Рукайя. На счету Мухаммада было девятнадцать военных походов. Из личного оружия, ставшего после его кончины реликвиями, у него было восемь мечей, наиболее известный из которых, Зульфикар, стал одним из символов ислама, несколько именных копий, кольчуга, в которой, по преданию, Дауд вышел на бой с Джалутом-Голиафом, лук ал-Катум и колчан ал-Кафур. Говорят, что на смертном одре на пальце пророка был железный перстень с надписью «Мухаммад – посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует». Но главное наследие заключалось в другом: в основах веры, Коране и сплоченной общине. Смерть пророка стала не точкой, а запятой в истории ислама. В самом Коране по этому поводу говорится следующее: «И Мухаммад – только посланник, до которого были посланники. Разве ж, если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обращается вспять, тот ни в чем не повредит Аллаху, но Аллах воздаст благодарным» (Коран 3: 138).

Первым халифом (полное название титула звучит как халифату расули-л-Лах, что в переводе с арабского значит «заместитель посланника Аллаха») стал Абу Бакр, спутник Мухаммада в переселении мусульман из Мекки в Медину и отец Аиши.

Мухаммад ибн Исхак ибн Ясар, Абу Бакр аль-Кураши аль-Мутталиби (по имени бывших господ) — известный табий, знаток хадисов и биограф Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Его дед попал в плен во время сражения при Айн-эль-Тамре, в котором сасанидское войско потерпело поражение от мусульман под командованием Халида ибн аль-Валида. Родился в Медине в 80 г. х. и видел Анаса ибн Малика.

Рассказывал хадисы со слов своего отца, своего дяди Мусы ибн Ясара и более сотни других передатчиков. С его слов хадисы рассказывали Джарир ибн ‘Абд-аль-Хамид, Ахмад ибн Халид аль-Вахби, Суфьян ас-Саури, Шу‘ба ибн аль-Хаджжадж, Абу ‘Авана, ‘Абдаллах ибн ‘Аун, Суфьян ибн ‘Уяйна и другие имамы. Но среди улемов Медины на него ссылался только Ибрахим ибн Са‘д ибн Ибрахим аз-Зухри, и он переехал в Египет, а потом в Эль-Джазиру.

Своё сочинение «Магази» о жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, он посвятил халифу Абу Джа‘фару аль-Мансуру, и по этой причине у него обучались жители Куфы и Рея. Знатоки хадисов разошлись во мнениях относительно его надёжности; некоторые обвиняли его в подтасовке иснадов и еретических взглядах в вопросах имамата и предопределения. С похвалой о нём отзывались Ибн Шихаб аз-Зухри, Суфьян ибн ‘Уяйна, Шу‘ба ибн аль-Хаджжадж, Ахмад ибн Ханбаль и Яхья ибн Ма‘ин.

В конце жизни поселился в Багдаде и умер там в 151 г. х.

Мухаммед (Мухаммад) (570—632), религиозный проповедник и политический деятель, основатель ислама.

Сын Абдаллаха из рода хашим племени курайитов, имевшего своей столицей Мекку — важнейший торговый и религиозный центр Аравийского полуострова.

Оставшись сиротой, Мухаммед довольно долго бедствовал, был пастухом и караванщиком. Женитьба на вдовой купчихе Хадидже вернула его в среду мекканской знати.

В 10-х гг. VII в. Мухаммед выступил с проповедью единобожия. Согласно мусульманскому преданию и утверждениям самого Мухаммеда, явившийся ему ангел Джебраил (архангел Гавриил в христианском Новом Завете) велел ему пророчествовать именем Единого Бога (Аллаха).

Мухаммед осуждал многобожие соплеменников, почитавших Аллаха лишь как верховное божество, призывал разрушить идолов. За свои идеи он подвергся преследованиям и в 622 г. выехал из Мекки в близлежащую Медину. Это переселение (хиджра) служит точкой отсчёта мусульманского летосчисления. Осуждая язычество, Мухаммед отвергал иудаизм (иудеи не признавали пророков со времён Ветхого Завета) и христианство (христиане, с его точки зрения, уклоняются в многобожие, поскольку обожествляют Христа).

Он стал основателем новой религии — ислама. Утвердив её в Медине и став главой союза мединских племён, Мухаммед начал священную войну (газават, джихад) за возвращение в Мекку и утверждение там веры.

В 628 г. он нанёс мекканскому войску сокрушительное поражение, а в 630 г. торжественно вступил в Мекку. Главный мекканский храм — Кааба («чёрный камень», в знак величия Аллаха посланный Им с небес на землю) — был очищен от идолов и стал основной святыней ислама. К Мухаммеду в Мекку явились посланцы многих арабских племён, изъявивших желание признать ислам и власть пророка.

После смерти Мухаммеда 8 июня 632 г. власть главы общины унаследовал его ближайший соратник Абу Бекр, ставший первым халифом («преемником» пророка), главой складывающегося арабского мусульманского государства.

Согласно мусульманскому календарю, 12 числа третьего месяца Раби аль-Авваль миллионы правоверных отмечают праздник рождения пророка Мухаммеда — «маулид ан-наби». Впрочем, точная дата и даже точный год рождения Мухаммеда неизвестны. Поэтому мусульманская традиция приурочивает «Маулид ан-наби» ко дню смерти Пророка, подчёркивая тем самым необычность его личности, которая заключалась, в частности, и в том, что он родился и умер в один день.

Принято считать, что Мухаммед родился в Мекке в 570 году. Мекка в то время была процветавшим торговым и религиозным центром, в котором пересекались основные караванные пути из Китая, Индии и Йемена в Византию и Европу. Возглавлял этот город-государство совет из 10 правителей, что соответствовало числу 10 основных родов племени курайшитов. Как и другие племена Аравийского полуострова, курайшиты были многобожниками. В Мекке же находилась и Кааба — одно из главных святилищ Аравии, куда стекалось множество паломников. Кааба, которая, согласно легенде, была построена Адамом и восстановлена Ибрахимом (Авраамом), представляла собой сооружение кубической формы. Внутри помещалось изображение местного божества Хубаля, а с внешней стороны его украшали 360 идолов всех других божеств, почитавшихся аравийскими язычниками в разных местах полуострова. В восточный угол здания был вмурован «чёрный камень» — оплавленный метеорит, считавшийся магическим посланием с небес людям и служивший предметом особого почитания. Именно от него начинались ритуальные процессии, и на нём паломники клялись в верности Всевышнему. Кроме язычников, в Мекке жили иудеи и христиане, а также ханифы — праведники, отвергавшие многобожие, но не причислявшие себя ни к одной из существовавших тогда религий.

Мухаммед родился в обедневшей, хотя и знатной семье. Отец его — Абдаллах — умер за два месяца до рождения сына. Когда Мухаммеду было 6 лет, умерла его мать Амина. Сначала ребёнка воспитывал дед Абдель-Мутталиб, а затем дядя Абу-Талиб, которого он нередко сопровождал в торговых поездках. Согласно преданию, во время одной из таких поездок в Сирию некий несторианский монах предсказал Мухаммеду великую судьбу.

Уже в молодые годы Мухаммед обладал качествами, выделявшими его среди сверстников. Из-за своей абсолютной честности он получил прозвание «аль-амин», то есть «заслуживающий доверия». Рассказывают, что однажды Мухаммед купил раба по имени Заид Ибн Харис. Через несколько лет отец Заида, вождь большого племени, разыскал сына и предложил Мухаммаду выкуп. Будущий Пророк ответил, что он вернёт раба без всякого выкупа, если юноша сам захочет уйти со своим отцом. Заид без колебаний сказал, что хотел бы остаться с Мухаммедом. Тронутый таким решением, Мухаммед немедленно освободил юношу и объявил о своём решении усыновить его.

В 25 лет Мухаммад нанялся вести торговые дела богатой мекканской вдовы Хадиджи, на которой он вскоре женился, несмотря на 15-летнюю разницу в возрасте. Мухаммед очень любил и глубоко уважал свою супругу и, пока та была жива, не брал себе других жён.

Дальние поездки позволили Мухаммеду открыть для себя окружающий мир, познакомиться с традициями христианства и иудаизма, подготовить себя к приятию идеи единобожия. В обычаи религиозного быта мекканцев входили уединённые размышления, пост, забота о бедных. Мухаммеду, который постепенно начинал испытывать неудовлетворённость окружавшей его суетностью, нравилась эта сторона жизни сородичей. Он всё чаще удалялся в пустыню. Любимым местом уединения для него стала пещера Хира на горе Ноор, где он в течение 5 лет проводил месяц рамадан.

В 610 году, на сороковом году жизни, в месяц рамадан, ставший с тех пор для правоверных месяцем священного поста, Мухаммеду было первое видение ангела Джибрила (Гавриила). Утомлённый долгими и бесплодными размышлениями в пещере, Мухаммед заснул. И вдруг он услышал голос: «Я, Джибрил, ангел, ниспосланный Всевышним поведать тебе, что Он избрал тебя, чтобы ты сообщил людям его волю». Потом было ещё несколько видений. Мухаммед радовался и боялся: радовался тому, что с ним говорит Бог, и боялся, что это — просто одержимость, а не настоящее откровение. Его жена Хадиджа убедила его, что с ним происходит то же самое, что некогда происходило с Моисеем — с ним говорит Бог.

Уверенность росла, и Мухаммед решился на то, чего требовал от него Аллах. Он вышел к людям и стал провозглашать перед ними Коран — слово Божье. Проповедь истинной религии приняла форму простой передачи слов божества. Коран — не рассказ об Аллахе и людях, живших некогда в прошлом, а прямая речь Аллаха. Иногда она обращена к Мухаммеду, иногда прямо к людям, иногда Аллах сам говорит о себе в третьем лице. Однако всё это — священные слова, идущие прямо от божества, избравшего для общения с людьми арабский язык. Коран был проповедью и частью диалога. Он и поучал людей, и отвечал на их вопросы, возражения, действия, разъяснял то, что давно знали, но неверно понимали. Многое в текстах Корана было непонятно уже внукам и правнукам современников Мухаммеда. Коран невозможно читать с листа. Его нужно изучить, понять, а затем перечитывать или слушать снова и снова. Тогда постепенно и постоянно открываются в нём новый смысл, новые красоты стиля и чувства.

Итак, Мухаммед стал призывать мекканцев отказаться от язычества и поклоняться одному-единственному богу — Аллаху. Именно Аллах сотворил мир. Он облагодетельствовал людей, дав им пропитание. «Он — первый и последний, явный и тайный, и Он о всякой вещи знающ». Люди же возгордились, считая, что они сами творцы всех благ. Но в мире всё совершается по воле Аллаха: он даёт людям, он же и берёт. Он наказывает за гордыню и вознаграждает за смирение и веру. Жизнь человечества не бесконечна. Миру придёт конец. И вот тогда всё будет перевёрнуто и уничтожено. Все мёртвые воскреснут и будут приведены к Аллаху на суд. С каждого будет спрошено по его делам и каждому будет по ним воздано.

Важно отметить, что, в отличие от христианской идеи богочеловечия Христа, Мухаммед является только человеком, Пророком Аллаха. «Всего лишь человек я, вам подобный. Пришло мне Откровение, что бог ваш — Бог Единый». Человек не может быть Богом — ни при каких условиях. Отношения между богом и людьми построены таким образом, что человеческий порядок полностью зависит от божественного, а божественный порядок нисколько не зависит от человеческого.

В течение 10 лет Мухаммед проповедовал свои идеи — без особого успеха. Мекканцы не приняли учения Мухаммеда. Тем не менее, вокруг него образовалась группа людей, внимательно слушавших его откровения. Так возникло ядро будущей мусульманской общины. После того, как конфликт с правящей верхушкой Мекки обострился, Мухаммад вынужден был покинуть город. В 622 году он переселился в Медину. Хиджра (бегство, переселение) Пророка — одно из главных событий в истории ислама. От первого дня этого года по лунному календарю ведётся мусульманское летоисчисление. С этого времени начинается триумфальное шествие ислама.

Следует подчеркнуть, что успех миссии Мухаммеда не случаен. Аравия уже созрела для принятия единобожия: извне на неё влияли христианство и иудаизм, а изнутри привычные представления расшатали монотеисты-ханифы. Многочисленные арабские племена, неистово истреблявшие друг друга, подсознательно ждали реформатора, способного объединить и примирить их. Такой объединяющей идеей и стал ислам.

Мухаммад стал для своих соотечественников правителем нового типа: полнота его власти была обусловлена верой в его непосредственное общение с Богом; его распоряжения считались волеизъявлением Всевышнего. Политический успех Мухаммеда объясняется ещё и тем, что, став главой государства и одновременно духовным руководителем, он сосредоточил в своих руках функции, прежде распределявшиеся среди многих людей. В одно и то же время он был и племенным вождём, и полководцем, и третейским судьёй.

Мухаммед умер в возрасте 63 лет в Медине в 632 году. Смерть его была естественной, хотя его здоровье было подорвано: за несколько лет до этого одна женщина пыталась его отравить. Мухаммед предчувствовал свою смерть. Об этом свидетельствует и то, что он придал прощальный характер своему последнему посещению Мекки, и то, что он отпустил на волю своих рабов. Он умер в зените славы, с сознанием выполненного долга. Похоронен он в Медине, а его могила является второй после Каабы святыней мусульман.

Первые упоминания о празднике «Маулид ан-наби» относятся к 12 веку, к периоду правления династии Фатимидов в Египте. Фатимиды были шиитами, а потому, наряду с днём рождения Мухаммеда, отмечались также дни рождения Али, зятя Пророка, и Фатимы, дочери Пророка и супруги Али, равно как и дни рождения правящих халифов. Впрочем, праздники эти были, главным образом, официальными, и особой популярностью в народе не пользовались. Согласно суннитским источникам, первое празднование «Маулид ан-наби» было организовано в 1207 в небольшом городе Ирбиле в Верхней Месопотамии.

Торжества несут на себе несомненный отпечаток влияния христианства и суфизма. Так, едва ли не центральной частью празднований, кроме привычных богослужений и проповедей в мечетях, являются торжественные процессии, участники которых несут зажжённые фонари и изображения матери Мухаммеда Амины, что вызывает ассоциации с рождественскими праздниками в Европе. Непременным атрибутом «Маулид ан-наби» является также чтение вслух славословий Мухаммеду — так называемых мавалидов. Весьма распространены также и мистические суфийские обряды — такие, как «сама», то есть распевание мистических стихов, и зикр — прославление имени бога. Собственно говоря, именно распространение суфизма в мусульманском мире и способствовало быстрому росту популярности праздника «Маулид ан-наби». Под влиянием суфийских шейхов на рубеже 16-17 веков «Маулид ан-наби» был объявлен официальным праздником Османской империи.

В 13-м же и 14-м веках мусульманские богословы, радетели чистоты ислама, резко выступали против «Маулид ан-наби», утверждая, что сущность праздника противоречит букве и духу ислама. Они указывали, что торжественное поклонение человеку, даже если он — Пророк и посланник Аллаха, есть измена единобожию. Неприятие вызывало и сходство с христианской традицией. В результате, праздник получил ярлык «бида», то есть нововведение. А нововведения в мусульманской традиции — вещь крайне нежелательная и порицаемая. Даже спустя столетия, когда «Маулид ан-наби» получил право на существование, а ярлык «бида» (нововведение) поменяли на «бида хасана», то есть одобряемое нововведение, даже тогда оставались — да и по сей день остаются — суровые критики этого праздника, а точнее некоторых его ритуалов, имеющих суфийское и христианское происхождение.

Сегодня «Маулид ан-наби» — это сугубо народный праздник, не имеющий — за редким исключением — официального статуса. Конечно же, такие торжества, как Курбан-байрам или Ураза-байрам, и более известные, и более массовые… Однако задумаемся, где были бы сейчас все остальные мусульманские праздники, если бы 12-го числа месяца Раби аль-авваль 570 года в городе Мекке не родился мальчик по имени Мухаммед.

Пророк Мухаммед — один из самых выдающихся деятелей в истории. С его подачи миллионы людей уже тринадцать веков принимают ислам. А вот христиане даже не задаются вопросом о том, правда ли Мухаммед имел право сообщать миру то, что якобы говорит Господь.

Правомерны ли такие сомнения? Увидим. Обойдёмся без межрелигиозной полемики, а просто расскажем, почему христиане не признают Мухаммеда пророком Божьим, и кем, если кратко, был этот без сомнения великий человек.

Реконструкция облика Мухаммеда

Пророк Мухаммед родился в Мекке, его род восходит к Адаму

Мухаммед родился в 570 году в Мекке, это город в Саудовской Аравии. Ныне это главный религиозный центр мусульман. Ещё один — в Израиле, где расположена мечеть Купол Скалы.

Вариантов написания и произношения имени Мухаммеда достаточно:

  • Магоме́т;
  • Магоме́д;
  • Моха́ммед;
  • Муха́ммад.

А полное имя пророка звучит так: Абуль-Касим Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абд аль-Мутталиб (Шейба) ибн Хашим (Амр) ибн Абд Манаф (аль-Мугира) ибн Кусай ибн Килаб ибн Мурра ибн Кааб ибн Луай ибн Галиб ибн Фихр ибн Малик ибн ан-Надр ибн Кинана ибн Хузайма ибн Мудрик (Амир) ибн Ильяс ибн Мудар ибн Низар ибн Мад ибн Аднан ибн Адад ибн Мукаввим ибн Нахур ибн Тайрах ибн Иаруб ибн Яшджуб ибн Набит ибн Исмаил ибн Ибрахим ибн Азар (Тарих) ибн Нахур ибн Саруг ибн Шалих ибн Ирфхашад ибн Сам ибн Нух ибн Ламк ибн Матту Шалах ибн Ахнух (Идрис) ибн Иард ибн Махлил ибн Кайнан ибн Ианиш ибн Шис ибн Адам.

570 год рождения Мухаммеда

Это цепочка предков пророка Мухаммеда, которая восходит к самому Адаму. И это не удивительно, ведь истории Священного Писания не менее значимы в исламе, чем в христианстве.

Разумеется, если посчитать количество предков, станет ясна условность такой родословной. Слишком она коротка по сравнению с возрастом человечества. Но подобные замечания можно с тем же успехом адресовать и авторам Евангелия, где есть родословная Христа. Она тоже восходит к Адаму не слишком длинным списком.

Мы можем сослаться на обобщения, упрощения или вовсе рассудить, что Адам мог и не быть первым и единственным из людей, а просто важной исторической фигурой, — это уже вопрос полемический.

До того, как стал пророком, Мухаммед потерял обоих родителей, а его воспитал клан курайшитов

Отец Мухаммеда скончался ещё до рождения будущего пророка, а мать умерла от болезни, когда ребёнку было около семи.

В промежутке между этими трагическими событиями мальчика воспитывали в клане Бану Хашим племён курайшитов, как того требовала традиция.

Курайшиты — это очень влиятельное племя (клан), имевшее власть в Мекке. Оно восходит к началу III века.

Бану Хашим — это подклан, основанный прадедом Мухаммеда, Хашимом ибн Абд Манафмо.

Реконструкция облика Мухаммеда в книге В. Мьюра «Жизнь Мухаммеда», XIX век

Ясно, что в клане Мухаммед не только не был чужим, но ещё и пользовался влиятельным положением.

Кормилицей будущего пророка стала женщина по имени Халима бинт Абу Зуайб.

О жизни пророка известно мало, и то — из поздних источников

О жизни пророка Мухаммеда, увы, известно не так уж и много. Он жил в местах, где ещё не было устоявшейся письменной культуры, и вряд ли первое время привлекал внимание масс. Даже об облике доисламской Аравии сегодня есть только крупицы информации. Чего уж говорить о юности Мухаммеда.

Скудные источники сообщают, что они с дядей, Абу Талибом занимались торговлей. Есть миф о встрече Мухаммеда в этот период с христианским монахом Бахиром, женитьбе не сорокалетней вдове Хадиджи, но все эти сведения в основном относятся к более поздним векам.

А вот от современников Мухаммеда нам мало что осталось.

О пророке Мухаммеде почти ничего не известно из-за отсутствия источников.

Даже Коран, который приписывают перу пророка, всего пять раз упоминает его имя в подобных отрывках:

«Мухаммад является всего лишь Посланником. До него тоже были посланники. Неужели, если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обратится вспять, тот ничуть не навредит Аллаху. Аллах же вознаградит благодарных»

«Мухаммад — не отец кого-либо из ваших мужей, а Посланник Аллаха и печать пророков (или последний из пророков). Аллах знает о всякой вещи»

«Мухаммад — Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. Так они представлены в Таурате (Торе). В Инджиле (Евангелии) же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду».

Всё это делает расследование историчности Мухаммеда не менее сложным, чем историчности Христа. Кто-то уверен, что пророк не существовал вовсе, другие, что существовал, но не был столь влиятельным, а кто-то верит в каждое слово религии и подобные рассуждения счёл бы оскорбительными.

Несколько фактов о пророке довольно интересны, хоть и не имеют прямого отношения к религии:

  • Возможно, у него была очень молодая жена. Аиша бинт Абу Бакр вышла за Мухаммеда в шесть лет, а брачную жизнь начала с девяти, согласно большинству источников. В этом ничего страшного нет, ибо культура тех лет сильно отличалась от сегодняшней. Не было место инфантильности. Дети с раннего возраста были готовы к роли супругов, ибо это считалось нормой и не было как снег на голову;

Впрочем, есть мнения, что девочка была старше. Некоторые указывают возраст в пятнадцать или семнадцать лет.

  • Мухаммед любил кошек. Домашняя кошка Муизза даже лежала у пророка на коленях во время проповедей. А однажды на его одежде уснул котёнок. Чтобы не потревожить его сон, пророк отрезал часть одежды и ушёл. И поныне мусульмане сохранили тёплое отношение к животным, а кошкам даже разрешён вход в мечеть;
  • Потомки Мухаммеда живут до сих пор. Считается, что Абдалла II ибн Хусейн, король Иордании — прямой потомок пророка.

Король Иордании, Абдалла II ибн Хусейн, прямой потомок пророка Мухаммеда

Мухаммед стал пророком после встречи с архангелом, начал проповедь в Мекке и военной силой обратил её в единобожие

Как стал пророком этот человек? По исламскому преданию, в 610 году н. э, когда Мухаммеду было около сорока лет, ему явился архангел Джибриль (Гавриил) и продиктовал начало Корана. Это было первое откровение. С этого момента Мухаммед начал пророческую миссию.

В Мекке, где начал проповедовать Мухаммед, поклонялись многим богам, но влиятельное положение пророка позволило ему продолжительное время оставаться в безопасности.

Он не изобретал новую религию, а считал себя продолжателем монотеистической традиции, положенной Авраамом. Появились преданные приверженцы.

Наконец, ситуация достигла кульминации, на пророка начались гонения. Однако и в новых местах Мухаммед находил себе прибежища и сторонников.

Ради главной цели, обратить Мекку в монотеизм, он устроил охоту на торговые караваны, вступал в вооружённые столкновения с соплеменниками и в конце концов родной город подвергся исламизации в 631 году, а в 632 Мухаммед скончался. Последняя его проповедь посвящена доброму отношению к рабам, женщинам, людям другой расы и т.д. Вот фрагмент из неё:

«Бойтесь Аллаха в отношениях с женщинами. Воистину, вы берёте их под покровительство Аллаха, и они законны для вас, согласно слову Аллаха! Истинно говорю вам — у вас есть права по отношению к вашим женщинам, и ваши женщины имеют права по отношению к вам. И есть у них право не совершать дурного, а если станут они поступать так, — есть у вас власть наказать их, но не слишком сурово. Если жёны ваши избегают дурного и преданы вам — одевайте и кормите их по возможности».

После смерти Мухаммеда ислам продолжил шествие по миру и довольно быстро добился влияния во многих странах.

Сегодня ислам значительно отличается от иудаизма и христианства, хотя база у этих религий единая и общие духовные принципы совпадают. Для описания различий понадобится отдельная статья. Здесь же уделим вниманию роли Мухаммеда в писаниях христианства.

В Коране Иисус говорит пророчества о Мухаммеде

Нам, как христианам, наиболее интересно, имеет ли отношение посланник Аллаха к нашей традиции. Скажем, говорил ли Иисус о Мухаммеде?

Тут всё зависит от того, на какой источник мы опираемся. Если это Библия, то нет. А вот в Коране Иисус о Мухаммеде говорит следующее:

(Сура.61.6)

«Сыны Исраила! Я к вам посланник от Аллаха, Чтоб истину Закона (Тора) утвердить, Ниспосланного вам до моего прихода, И сообщить вам благостную весть, Что вслед за мной придет посланник Бога, Имя которому Ахмад».

С XIV века Мухаммеда стали изображать с закрытым лицом. На этой иллюстрации он сидит возле исламской святыни Каабы — постройки кубической формы

Некоторые мусульманские толкователи отождествляют эту фразу со следующим высказыванием Христа:

(Ин. 14:15–18)

«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам»

Иногда даже находят корни древнегреческого языка, которые позволяют преобразовать слово «утешитель» в «Мухаммед».

Но в другом месте Нового Завета поясняется, что утешитель — это Святой Дух:

(Ин. 14:26)

«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» .

В Библии якобы предсказана пророческая миссия Мухаммеда, но в христианстве этот отрывок так не трактуют

Во Второзаконии Бог обещает Моисею:

(Втор. 18:15)

«Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему»

Вокруг этого пророчества богословы сломали много копий. Мусульмане говорят, что речь о Мухаммеде, христиане — что о Христе, евреи — что о ещё не пришедшем Мессии. Библия одна — трактовок много.

Мусульмане обращают внимание, что посланник Аллаха больше, чем Иисус подходит под определение «такой же, как ты». Моисей и Мухаммед обладали властью, умерли своей смертью, вели войны, не воскресали и т.д.

Христиане возражают, что посланник Аллаха Мухаммед не был «из среды братьев», то есть евреем.

Мусульмане уверены, что Моисей записал пророчество о Мухаммеде

Эти споры давно превратились в классику, хотя за столько веков с момента рождения Мухаммеда верующим пора бы забыть о межрелигиозных распрях. Каждый останется при своём. И никому не на пользу переспорить другого. Пусть одни считают, что ими руководит Всевышний Аллах, другие почитают Господа Бога, третьи верят, что всё это один Бог. Главное — это духовный путь человека и то созидательное, что он несёт миру.

3 причины, почему христиане не признают Мухаммеда пророком Божьим: противоречия, учение, избыточность

Разногласий немало, но вот основные причины, почему христиане не признают Мухаммеда:

  1. Противоречия. В Коране, например, есть запрет за возобновление отношений разведённых супругов, пока жена не побывает ещё чьей-либо женой.
  2. Учение. Учения Библии и Корана похожи, но в некоторых пунктах они расходятся. Например, Мухаммед не признавал спасения через Христа.
  3. Избыточность. Пророк Мухаммед никак не вписывается в христианскую картину мира. Его роль, с точки зрения нашего богословия, лишена смысла.

И всё же это не мешает диалогу между двумя традициями. Главное — не переходить границы и не устраивать, чья религия правильнее. У нас всех общие цели.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *