Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Поздравляю, дорогие братья и сестры, с воскресным днем! Сегодня мы с вами во время службы слышали Евангельское повествование Господа нашего Иисуса Христа о притче, как сеятель однажды вышел в поле сеять и иное семя упало при дороге, иное упало на камне, иное упало на землю добрую и принесло плод. И затем наедине со своими учениками Он открывает смысл и значение этой притчи, говоря, что под словом он подразумевал Слово Божие, которое сеется в сердцах человеческих. И семя, упавшее на дороге, склевано было птицами, т.

Проповеди. Притча о сеятеле

е. враг рода человеческого похищает также быстро, пока оно попадает на дорогу и не приносит никакого плода. Иное семя попадает на камни и поскольку не имеет под собой почвы, очень быстро восходит, но и засыхает. Иное попадает в терние и из-за суеты, многочисленности забот, страстей и привязанностей человеческих оно вскоре обуревается тернием и тоже лишается плода. Иное семя, попавшее на добрую землю, сердца человеческие, которые не только верят в Господа, но и доказывает свою веру на делах, оно приносит плод и в тридцать, и в шестьдесят, и в сто крат.

Господь обращает свое внимание на этом, для того, чтобы каждый из нас задумался. И я очень часто тоже спрашиваю себя, а кто я есть. Ради чего я живу здесь на земле? И порою в состоянии духовной немощи, когда человек поддается искушению, он не находит ответ, потому что в глазах пестрит красоты этого мира и прельщает наш разум и сердце, и уклоняет его от истинных ценностей, которые Господь пытается укоренить в наших сердцах. И эти ценности, они незримые, их нельзя взвесить, им нельзя дать цену сегодня в этой земной жизни, оно даже не пользуется уважением среди живущих подобных нам. Кто оценит любовь? Разве это не то состояние души, которое ведает только Господь? Мы можем взвесить свою любовь к Богу или ближнему? Ну так, приблизительно, оценку бы дали: люблю, но не всех, этот мне нравится, а этого бы лучше мои глаза не видели, этого я прощаю, но видеть не хочу. Вот приблизительно вес нашей любви.

А есть любовь в людях, которые не хвастаются ей. Это может быть старушка, сидящая сейчас в домике, и, не имея возможности прийти в храм, молится за весь мир. И так искренне, и так умилительно и горячим сердцем, что мы рядом с этой любовью и рядом не стояли. И все почему? Потому что мы ценности земной жизни ставим выше тех ценностей, которые Господь прививает в наши сердца. Он же насильно нас не заставит любить, и насильно не заставит нам милостыню давать, и добрые дела творить и  прощать обиды, никого не осуждать. Может, конечно, заставить человека, послать какую-нибудь скорбь, болезнь. Человек осуждает глазами всех подряд, взять отнять от него зрение. Больно, тяжкое испытание остаться незрячим, слепым. А с другой стороны посмотришь, он перестал осуждать. И другие болезни  и скорби посылает, чтобы человека остановить и это не наказание, это не проявление жесткости или там чрезмерной строгости к человеку. Это просто Господь попускает греху приобрести такую форму запущенности, которая лишает человека всего, и здоровья души и здоровья тела, и тогда человек начинает скорбеть. За что? А есть за что. Надо просто вовремя задуматься и увидеть это. Я много раз говорил и еще повторяю, что многие болезни нашей души легче предупредить, чем с ними бороться. И святые отцы учат нас для борьбы со своими недостатками, чтобы терние не обуревало нашей души, мы должны блюсти свой ум в чистоте. Это помогает человеку сохранить чистоту своей души. И если он сумеет не уклоняться направо и налево в своем уме, то не уклонится и в своих делах. И тогда дела будут соответствовать нашей вере, нашему призванию и тогда мы исполним заповедь Божию, и принесем много плодов и более того, что Господь не только благословение даст на вашу душу, но и все поколение ваше до седьмого поколения вперед.

Казалось бы, один человек проявил благочестие и семь поколений вперед Господь благословляет. Какие бы они там ни были, даже если они безбожники, Господь по праведности предков благословляет все потомство. Даже сейчас, мы порою замечаем, что вроде как и заслуг никаких нет у человека, смотришь человек меняется прямо на глазах. Почему? Потому что, кто-то там, на небе, праведной души человек молится за него и человек изменяет всю свою жизнь. Какое у нас наследие, какая у нас генетическая наследственность передалась оттуда из прошлого. Мы же ведь  не знаем с вами. Благословлял нас Господь или наоборот проклял нас и мы страдаем в этой жизни. Но эту генетическую испорченность мы можем выровнять и наладить, если человек начинает ходить в храм и вести добродетельную жизнь. Господь прощает и его и тех  потомков, предков, которые жили до него и тех, которые будут жить после него. Смотрите, какое милосердие Божие. Тут нет человеческой справедливости, тут нет никакой логики. И как так, ради одного человека все потомство благословляется. Святой Авраам был праведен, а Господь благословил все его потомство. И от его рода родился Спаситель нам и Пречистая Божия Матерь и святые апостолы.

Мы много можем плода принести, если постараемся вести добродетельный образ жизни. И еще раз повторюсь, что это начинается с наших умов, если мы будем стараться хранить свой ум в чистоте. Чтобы это было удобно и по милости Божией, по благодати, мы должны чаще призывать имя Божие и памятовать о Боге Вездесущем. И если мы будем в этом упражняться, Господь наградит нас богатыми Своими дарами и обретем, действительно, настоящее счастье на земле и никто не пожалеет о своей жизни. Аминь.

У вас нет прав на размещение комментария.

“Вышел сеятель сеять”

Проповедь пасторa Алексея Ледяевa (церковь "Новое Поколение")

13 февраля 2008 года, Рига, Латвия

  • “Все концы земли увидят спасение…”
  • Полезные советы благовестникам.

“Свят Господь Саваоф, и вся земля полна славы Господней!
Боже, дай нам способность смотреть на этот мир Твоими глазами. Дай нам слышать этот мир Твоими ушами. Возьми нас во Святилище Твое и дай нам слышать голос Твой, дай нам знать волю Твою. И сделай нас способными исполнить волю Твою.
Пусть Царствие Твое утвердится на этой земле. Пусть церкви размножаются, пусть наши здания переполняются счастливыми спасенными и искупленными людьми.
Мы провозглашаем: “Рост церкви во имя Иисуса Христа! Плодиться и размножаться во имя Иисуса! Церковь плодится, размножается и обладает этой землей!”
Всякое проклятие, которое удерживает рост церкви, я разрушаю во имя Иисуса Христа! Все твердыни в разуме, все твердыни в нашем опыте да будут уничтожены, да будут разрушены во имя Иисуса! Рост церкви!
Дух Святой, я прошу: на скрижалях наших сердец запиши, Господь, эти строки. Запиши законы Твои на скрижалях наших сердец: плодиться, размножаться, владычествовать и обладать этой землей.
• Наша цель, наша программа – плодиться, размножаться, владычествовать и обладать этой землей!
Дух Святой, положи это слово в наши сердца и сделай нас способными благовествовать слово Твое”.

Скажи вместе со мной: “Рост церкви! Я все сделаю, что в моих силах, чтобы моя церковь не убывала, чтобы моя церковь возрастала каждый день!”
Это так и будет! 500 новых членов – это реально.
В этом году мы приведем 500 человек в церковь, и они останутся и укоренятся! Во имя Иисуса Христа!

“Господь, Ты видишь наши поднятые руки. Мы как священники стоим в проломе за этих людей. И мы просим Тебя, Дух Святой: дай нам стратегию, дай правильное слово, дай любви и ревности для того, чтобы мы могли двигаться, чтобы мы в Царство Твое привели новых людей.
Я прошу Тебя, Дух Святой, прямо сейчас прикоснись к этим людям, затронь их сердца, их сознание. Пусть Дух Богоискания пропитает их сердца. Пусть никто не спрыгнет с крючка, пусть никто не уйдет, пусть дьявол никого из них не обманет.
Мы жаждем видеть славу Твою. Мы говорим: “Дай нам 500 человек, и мы приготовим их к служению Тебе!”
Мы благодарны Тебе за то, что в ближайшие месяцы произойдет это чудо, и эти люди будут стоять здесь, эти люди встретятся с Тобой, эти люди познают спасение Твое!”
Мы верим в Божью силу!
Церковь “Новое поколение” – это растущая церковь. Это быстро растущая церковь! Она скоро станет мегацерковью. Господь будет каждый день прилагать спасаемых к церкви, и в этой программе лично я буду принимать непосредственное участие. И ты лично будешь принимать непосредственное участие.
Господь, помоги каждому из нас исполнить свое предназначение.
Мы увидим прорыв, мы увидим этот стремительный рост!

“Все концы земли увидят спасение…”

Итак, друзья, наша церковь будет расти.
И я бы очень хотел, чтобы служения по средам помогли бы нам, во-первых, вдохновиться, во-вторых, раскрыли бы наш потенциал, в-третьих, исцелили бы нас от негативного опыта, который мы имели в благовествовании. И чтобы каждый человек в “Новом поколении” был мобилизован на дело благовествования, на дело свидетельства для того, чтобы мы в Царство Божье могли привести хотя бы по одному человеку. То есть захватили бы с собой еще кого-то.
Итак, церковь “Новое поколение” должна превратиться в благовествующую церковь.
Ис. 52:7
Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: “воцарился Бог твой!”
Какое оптимистическое место!
Господь восхищается теми людьми, которые благовествуют спасение, которые провозглашают Царство Божье, которые распространяют вокруг себя радость.
Он говорит: “Как прекрасны ноги благовестника, благовествующего мир…”
Эти ноги никогда не споткнутся. Дьявол никогда не сможет поставить подножку, потому что Бог всегда будет хранить благовестников.
Ис. 52:8
Голос сторожей твоих – они возвысили голос, и все вместе ликуют, ибо своими глазами видят, что Господь возвращается в Сион.
Когда церковь начнет благовествовать Царство Божье, будьте уверены, Господь возвратится в Латвию, Господь возвратится в наше правительство, Господь возвратится на наше телевидение, Господь возвратится на самые центровые позиции нашей жизни!
Мы глубоко верим в то, что ковчег Господа Бога уже на подступах, уже возвращается. И скиния Давида будет восстановлена!
Ис. 52:9-10
Торжествуйте, пойте вместе
, развалины Иерусалима, ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим. Обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все концы земли увидят спасение Бога нашего.
Все концы Земли увидят спасение Бога нашего!
Я буду благовествовать. Я не буду молчать, я буду об этом кричать. Я обязательно буду распространять слово Божье.
• Бог благословляет, Бог восхищается, Бог помазывает благовестников и благовествующую церковь.
Итак, у каждого из нас есть свой опыт благовествования.
И мы знаем, что свидетельство или благовествование – это сеяние слова.
Матф. 13:3
И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять…
Этот торжественный момент: вот вышел сеятель сеять!
Господь сегодня хочет снарядить сеятелей, снарядить благовестников.
“Вышел сеятель сеять…”
У сеятеля есть семя, есть зерно: есть слово, есть свидетельство.
Матф. 13:4-9
И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!
Итак, несколько уроков.
• Урок №1.
Когда мы выходим сеять или благовествовать, мы должны помнить, что люди разные и почва их сердец разная.
И даже если только один из четырех будет принимать твое свидетельство, продолжай сеять!
Жизнь как жизнь. И мы должны освободиться от иллюзий. Мы не супермены, и вокруг нас разные люди, разные почвы.
Вы понимаете, о чем речь идет?
Ты спросишь меня: “Алексей, почему одни принимают Евангелие, а другие не принимают?”
Ответ в Иоан. 3:19-21.
Когда мы будем благовествовать, кто-то будет принимать, а кто-то принимать не будет.
Кто-то окажется “каменистой почвой”, а кто-то будет доброй почвой для слова.
• Не надо питаться иллюзиями и не надо ожидать быстрого результата. Это долгосрочная программа. Люди разные, почвы их сердец разные.
Почему люди принимают или не принимают?
Иоан. 3:19-21
Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.
Итак, свет пришел. Но люди больше возлюбили тьму, нежели свет.
Почему?
Потому что дела их были злы.
Вы знаете, даже люди мира сего по натуре своей могут быть добрыми и могут быть злыми, порядочными или непорядочными.
Есть люди мира сего, которые творят зло, и есть те, которые творят добро.
И когда ты встречаешься с теми, кто творит добро, даже не зная Бога, добро тянется к добру. И ты видишь, что это человек из твоей команды, но только пока он этого не знает. Он просто еще не знает, где определиться. А ты чувствуешь: “Вот добрая почва…”
А есть люди, которые ненавидят свет. И если ты – свет мира, то они ненавидят тебя.
То есть мы реалисты. И мы должны понимать, что не все люди нас будут любить, целовать, обнимать, домой приглашать. Будут те, которые даже сплюнут и скажут: “Сектант! Пошел отсюда!”
Ненависть, потому что он делает зло.
А ты, как светлячок, твои просветленные наивные глаза, твоя легкая походка, твоя какая-то простота – все это бесит тех, кто делает зло и у кого руки по локоть в крови. Как, например, у тех, кто делает аборты, кто убивает нерожденных детей. Встречаясь с тобой, такой человек будет чувствовать угрызения совести, поэтому скажет: “Уйди!” Найдет кучу оправданий, чтобы опять уйти во тьму. Потому что зло – это тьма. И тьма тянется к тьме, а свет тянется к свету.
Поэтому мы должны учитывать, что почвы разные, люди разные, натуры разные. Есть люди по сути своей добрые и есть злые.
Если тебе повезло и ты встретил добрых людей, это классно. Эти люди открыты, они потянутся к свету, у тебя не будет никаких проблем. Они даже будут исподволь тебе симпатизировать.
Но есть люди, которые открыто будут тебя ненавидеть. И они будут злословить.
Но, друзья, мы должны понимать, что цель наша – сеять.
Я должен посеять слово в их жизнь. Даже если они злы, я посеял.
Добрый? – Тем более посеял.
А семя сразу не прорастает. Даже бамбуку, который быстро растет, чтобы прорости, тоже нужно много времени.
Итак, первый урок: как почвы разные, так и люди разные. Одни любят зло, а другие любят добро. Кто-то более одержим, кто-то менее. А кого-то бабушка уже промолила, и он вообще уже готовый. И ты просто снял пенки.
Ты возвратился и думаешь: “Такая легкая евангелизация была! Сказал, и он покаялся…” Может быть, ты был последний, кто ему говорил. А до этого, может быть, тысяча и одна ночь была у какого-то молитвенника и благовестника, который работал над ним.
• Урок №2.
Непредсказуемость.
Ты сразу не знаешь, кто перед тобой.
• Поэтому интуиция – это главный инструмент нашего свидетельства.
Здесь не должно быть шаблонов, штампов и стереотипов
.
Что такое интуиция?
Это составная нашего духа.
Совесть – это наше подсознание и интуиция. Интуиция относится к духовной составляющей нашего естества.
И что в данном случае Господь нам преподает?

Иоан. 15:26-27
Когда же придет Утешитель
, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.
Человек, который имеет развитую интуицию, – это духовный человек.
И обратите внимание, что Дух Святой, Дух Утешитель, Дух истины, “Он будет свидетельствовать обо Мне,а также и вы…”
Это не сольный концерт, это дуэт!
Когда я подхожу к незнакомому человеку, я не знаю, кто он, я не знаю, что у него внутри, что у него на уме.
Но есть Дух Святой, Который все знает. Он знает, что в человеке.
Поэтому если ты дружишь с Духом Святым, прежде чем идти куда-то, помолись: “Дух Святой, возьми общение под Свой контроль и подскажи…”
• Потому что свидетельство – это корпоративная работа Духа Святого и человека.
Дух Святой будет свидетельствовать об Иисусе Христе, а также и вы будете свидетельствовать о делах Божьих в своей жизни…
• Практически, успех нашего благовестия – это свидетельство двоих.
А свидетельство двоих истинно.
Поэтому интуиция на непредсказуемость.
Я не знаю человека, но я должен чувствовать, что я должен сейчас сказать.
Ты как бы выкидываешь антенну и ловишь информацию: “Что я должен сейчас сказать, о том или о другом? Это надо говорить или не надо говорить?”
• Мы должны быть очень внимательны к тому, что Дух Святой нам внутри говорит.
Как Иисус, Который сидел возле колодца, и пришла Самарянка. Он говорил ей очень конкретные вещи. Самарянка Его вела в одну тему: ведра, зачерпать… А Он сказал ей: “А ты мужа приведи…”
Вроде бы человек ведет разговор, но Дух Святой ведет свидетельство. И Дух Святой даст самую правильную стратегию.
Итак. Первое. Люди разные, почвы сердец разные, бэкграунд разный. Кто-то любит зло, кто-то добро.
И мы в своей жизни будем встречаться и с благодарными людьми, и с неблагодарными. С теми, кто нам спасибо за свидетельство скажет, и с теми, кто нас пошлет куда подальше.
Второе. Мы должны развивать интуицию и понимать, что успех нашего свидетельства зависит от степени нашего сотрудничества с Господом.

Полезные советы благовестникам

• Совет №1. Во время нашей работы с людьми мы должны построить наши отношения в четыре этапа:
• принятие,
• приспособление,
• противопоставление,
• служение
.
Если мы хотим приобрести человека, мы должны понимать, что есть этапы отношений.
• И первый этап – принятие.
Что это означает?
Принять – это согласиться на общение с этим человеком.
Он может быть мне несимпатичен, может быть, он не соответствует моим стандартам симпатичных людей.
Но что такое принятие?
• “Принять” – это согласиться впустить на территорию своего сердца данную личность.
И принять его надо таким, какой он есть.
Я согласен вместить его в свое сердце. Попытаться найти для него место на своей территории.
• Второй этап – приспособление.
Это попытка проникнуть на территорию интересов данного человека.
Ты уже дал этому человеку место в своем сердце, ты проявляешь к нему максимальный интерес.
И для того, чтобы контакт состоялся, ты должен получить от Господа или сообразить, найти способы проникнуть на территорию его интересов. Попытаться найти точки соприкосновения, каким-то образом прикоснуться к его сердцу. Другими словами, это “игра в поддавки”.
Хотите или не хотите, но если перед тобой окажется какой-то спортсмен, то, естественно, для него интересна тема спорта, даже если тебе она не интересна. Поэтому ты должен придти на его территорию и каким-то образом пересечься с его интересами.
Нельзя спорить сразу. Это игра “в поддавки”.
Причем, на этом этапе ты зарабатываешь самые главные бонусы.
Что на втором этапе следует знать?
Пять секретов.
1) Проявляйте искренний интерес к этим людям.

Люди в мире одиноки. И когда ты проявляешь к ним интерес, люди будут тебе очень благодарны.
2) Улыбайтесь, излучайте хорошее настроение.
Следите за своей мимикой. Мне это тоже часто советуют. Потому что я иногда думаю, что я просто сосредоточился, а людям кажется, что у меня дурное настроение.
Работайте над своей мимикой. Я вот работаю.
Согласитесь, приятно беседовать с человеком, у которого приветливое выражение лица.
Хотя когда я начинаю улыбаться, мне говорят: “Ехидная улыбка у тебя…” Но я думаю, что у нас у каждого есть какой-то свой джентльменский набор. Выбери не ехидную, а какую-то настоящую, нормальную, естественную, натуральную улыбку. Излучай добро.
3) Запоминайте имена.
У нас у многих склероз на имена. У меня так всегда дьявол крадет из памяти имена. Я всегда Байбу со Скайдритой перепутаю, Олега с каким-то Игорем.
Поэтому, друзья, когда знакомитесь, лучше переспросите три раза. Чтобы зафиксировать в памяти, переспроси: “А что означает это имя?” Или запиши, в конце концов. Татуировку не надо делать, а спросить и записать…
Знаете, зачем нужно знать имя?
Когда ты познакомился с человеком и четыре-пять раз сказал: “Послушайте, Игорь, мне кажется, что…” Когда человек слышит свое имя, – это срабатывает, как магия. Потому что самое приятное звучание – это когда говорят твое имя. Поэтому и твой клиент будет готов, когда ты раз 10 назовешь его имя.
4) Станьте хорошим слушателем и поощряйте других говорить о себе.
Хочешь приобрести человека на втором этапе, на приспособлении?
Стань слушателем и поощряй человека: “Расскажи о себе. Расскажи, как у тебя работа, как у тебя семья? Где родился? Где крестился?”
5) Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
6) Стройте достоинство человека.
Поступайте так, чтобы другой человек почувствовал себя значительным, и делайте это искренне. Стройте достоинство человека.
У каждого из нас есть какой-то особенный рецептор, который реагирует на похвалу. Найдите в рассказе этого человека что-то, что вызывает похвалу: “Да Вы что?! Да неужели?! Нет, ну Вы герой! Это на самом деле?! В первый раз таких…”
Главное – не перестараться. Здесь чувство меры – наш друг.
Каждый человек любит, когда его хвалят. Все любят.
Поэтому сделай приятное человеку: похвали его хоть за что-то.
• Совет№2. Избегайте споров.
Имейте в виду, что каждый человек имеет право на свою точку зрения.
И никогда не спорьте. Особенно с полуоборота. Это неправильно, некорректно и неэтично.
• Совет №3. Во время вашего свидетельства должны прозвучать две презентации.
Во-первых, презентация вашей веры, вашего Бога Иисуса Христа
и, во-вторых, презентация церкви “Новое поколение”.
Я понимаю, что у многих стратегия, что про церковь лучше не говорить.
Нет, лучше говорить про церковь. Потому что мы хотим, чтобы церковь выросла. Поэтому рано или поздно о церкви разговор зайдет.
Поэтому постарайтесь, чтобы в этой беседе или в этом свидетельстве были аргументированные позиции относительно Господа, относительно веры.

Притча о сеятеле — проповедь

И обязательно завести разговор о церкви “Новое поколение”.
И мы должны презентовать нашего Господа и нашу церковь с самых наилучших сторон.
На этом первая часть служения закончилась. Далее будет практическая часть.

Все проповеди

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы сегодня слышали в Евангелии притчу и можем себе поставить вопрос: что такое притча? Притча — не рассказ, не иллюстрация какой-нибудь мысли, это призыв и можно было бы даже сказать — это вызов нам задумываться над тем, что в ней сказано. Сегодняшняя притча в этом смысле очень ясна. Христос дает четыре образа, которые соответствуют состоянию человеческих душ. Мы слышим слово Божие, слышим его в Евангелии, слышим его в молитве, слышим его даже в своем сердце, когда наша душа, наш ум говорят нам Божию правду. Как мы на это будем реагировать?

Образы, которые дает Христос — да, это образы, но они идут гораздо дальше того, что в них сказано. Некоторые слова падают на дорогу. Порой мы слышим новое слово из Евангелия или просто от человека; и в тот момент нам оно кажется хорошим, интересным, но мы заняты другим. И пока мы откладываем время задуматься над ним, приходят другие мысли, которые отнимают от нас даже воспоминание о том, что было услышано.

Порой бывает, что слова евангельские или добрые человеческие слова падают в терние, то есть мы их слышим посреди забот, посреди волнений нашей жизни.

Притча о сеятеле

Мы заняты совсем другим, и как бы издали до нас доходят какие-то святые слова, но они заглушаются шумом этой жизни, и мы не успеваем остановиться на них.

Порой бывает, что эти слова падают на каменную почву. Это очень страшно; со мной это раз случилось так страшно, так жутко, что я этого забыть не могу. Я вышел читать Евангелие, то есть произносить перед вами, для себя и для вас слова Самого Христа; и ничего из сказанного Им до меня не дошло. Когда я вернулся в алтарь, я подумал: как могу я сказать проповедь на слова, которые до меня вовсе не дошли, на которые отозвался, как бы говоря Спасителю: «Ты напрасно говоришь. То, что Ты говоришь, меня не касается, мне не интересно!». Представляете себе этот ужас! И я вышел на проповедь и так и сказал. Я сказал честно, что Христос говорил со мной, и всё, что я мог Ему ответить, это: «То, что Ты говоришь мне, мне неинтересно, до души не доходит, даже ума не касается, это для меня просто пустой звук».

И мне стало страшно: как я перед Господом могу стоять в молитве церковной, руководить этой молитвой, когда эти слова, Христовыслова, обращенные ко мне лично, остались во мне как бы пустым звуком. И я обратился тогда к верующим (может быть, некоторые из вас это помнят, а может быть, эти мои слова тоже пали в терние и забыты) и сказал: «Подумайте: бывало ли с вами, что вы читали Евангелие, слышали добрые слова, не только в проповеди, но от родных, от друзей, и единственный отзвук, который у вас был, это: "Ох, отстань, мне сейчас не до этого! Я устал, у меня другие заботы, другие мысли, или просто я сейчас не в состоянии даже почувствовать то, что ты мне говоришь — отойди!"?» Случалось ли с кем-нибудь из вас такое страшное? А вместе с этим это то, что Христос описывает в этой притче. Как это страшно!

А иногда бывает, что слово падет на добрую почву, то есть коснется нас, ударит нас в самую сердцевину нашей души, и тогда всё изменяется. Так случилось с каждым из апостолов, с каждым из святых, с каждым из грешников, которые в свое время отошли от греха, стали новыми людьми.

Подумаем об этом: кто я сегодня? Каменистая почва, которая отбрасывает каждое услышанное слово? Дорога, по которой ходят, ходят, ходят? Или душа моя исполнилась такими заботами, такими тревогами, интересами, что слова Христовы представляют собой только малую долю того, что я слышу, и в сущности, в жизни есть столько более занимательного?.. Боже, какой это ужас!

Поэтому мне один священник раз сказал: «Читай Евангелие каждый день, потому что ты будешь меняться с каждым днем. Один раз ты будешь каменистой почвой; другой раз твоя душа будет как бы заполнена тернием, в другой раз придорожная пыль наслоится. А в какой-то день, неожиданно для тебя, эти слова тебя коснутся и окажутся новой жизнью».

Подумайте над этим, — об этом говорит притча, которую мы слышали сегодня. Аминь.

КНИГИ, ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ

Евангельская история в проповедях

Протоиерей Михаил Браверман

Вышел сеятель сеять

О семени – слове Божием и о почве – наших сердцах

В тот же день, выйдя из дома, сидел Иисус возле моря. И собралось к Нему множество народа, так что Ему пришлось сесть в лодку, между тем как весь народ стоял на берегу. И Он много говорил к ним притчами: «Вот, вышел сеятель сеять; и когда сеял он, часть семян упала возле дороги, и птицы, слетевшись, поклевали их; часть упала на камень, где мало было земли, и эти семена проросли быстро, ибо земля была неглубокая, но чуть взошло солнце, ростки были обожжены и, не укоренясь, засохли; часть упала среди терния, и терние, поднимаясь, заглушило их. Но часть семян упала на землю добрую, и приносили семена плод — какие стократный, какие шестидесятикратный, а какие тридцатикратный. Имеющий уши да слышит!»

И ученики, приблизясь, спросили Его: «Почему Ты говоришь для них притчами?» И Он сказал им в ответ: «Потому что вам дано познать тайны Царствия Небесного, а им не дано; ибо каждому, кто имеет, будет дано в преизбытке, но у каждого, кто не имеет, отнято будет и то, что у него есть. Я потому говорю им притчами, что они, видя, не видят, а слыша, не слышат и не разумеют, и исполняется на них пророчество Исаии, гласящее: «Слухом услышите и не уразумеете, очами поглядите, и не увидите; ибо отучнело сердце народа сего, и туги стали они на ухо, и прикрыли они глаза свои, чтобы глазами е увидеть, и ушами не услышать,и не уразуметь сердцем, и чтобы Я не исцелил их».

Но у вас блаженны очи, ибо видят, и уши, ибо слышат.

Притча о Сеятеле

Воистину говорю вам, что многие пророки и праведники вожделели видеть то, что видите вы, — и не увидели, и слышать то, что слышите вы, — но не услышали. Итак, послушайте вы, что значит притча о сеятеле. Ко всякому, кто слышит слово о Царствии, не разумея, приходит Лукавый и уносит то, что было посеяно у него в сердце; это значит сеять возле дороги. А сеять на камень — это как с тем, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его, но не дает ему укорениться в себе и непостоянен; а когда приходят утеснения и гонения за слово, тотчас впадает в соблазн. А сеять в тернии — это как с тем, кто слышит слово, однако заботы мира сего и обольщение богатства заглушают в нем слово, и оно делается бесплодно. А сеять в землю добрую — это как с тем, кто слышит слово и разумеет его: он и плод принесет, кто стократный, кто шестидесятикратный, кто тридцатикратный».

(Мат.13,1-23)
(Перевод Сергея Аверинцева)

После Воскресения и перед Вознесением Господь обещал своим ученикам, что Он не оставит их, что Он с нами «во все дни до скончания века». (в сноску: В этом месте редактор хотела меня поправить: либо «нас» с «нами», либо «их» с «ними». Но я объяснил, что все что касалось апостолов относится и к нам с вами. Редактор согласилась) Конечно, Господь не живет среди нас так, как Он обитал среди апостолов две тысячи лет назад. Но Господь пребывает с нами в Духе Святом, Который сходит на учеников в день Пятидесятницы; Господь пребывает с нами в Своей Церкви и Ее Таинствах, которые совершаются Духом Святым. И еще Господь пребывает с нами в Своем учении – в Своем Слове, Своем благовести, Своем Евангелии. Слово Христа Спасителя, которое когда-то было возвещено в Святой земле, доныне обращено к каждому человеку, и это слово может изменить всю нашу жизнь. Но почему же проповедь Христа Спасителя не обратила всех тех людей, которые тогда ее услышали? Почему апостол Христов Павел говорил что «Он стал все для всех, что бы спасти хотя бы некоторых», и почему сегодня Слово Христа, которое тщательно изучено и многократно прокомментировано, Слово, которое обратило к Богу миллионы людей, тем не менее остается бездейственным для очень и очень многих? На этот вопрос ответил Сам Господь, рассказав притчу о сеятеле.

Господь начал Свою проповедь о Царстве Божием в молитвенных домах – синагогах, а затем, когда слушателей стало столь много, что они уже не вмещались в домах, Господь учил их «взойдя на гору» или «сев на месте равне». А однажды, войдя в лодку, Он, по слову евангелиста Марка, «сидел на море» и, уча толпившийся на берегу народ, притчами рассказал о том, как мы слышим Его слово и том, какие это имеет последствия. Очень простой рассказ, где речь шла об очень знакомых для слушателей вещах, тем не менее даже для двенадцати ближайших учеников требовал разъяснения. «Объясни, – просили они Спасителя наедине, о чем эта притча». И Господь, прежде чем растолковать притчу о сеятеле, отвечал ученикам, что им дано знать тайны Царства Божьего, а прочим, внешним, все бывает в притчах – в образах, так что они видя – не видят и слыша – не разумеют, да не обратятся, да прощены будут их грехи. Но ведь мы знаем, что Бог «хочет, чтобы все спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2,4). Мы знаем, что и учение о Царстве Божьем Господь излагал не в абстрактных понятиях, но большой частью в притчах, в которых речь шла о повседневных и обыденных вещах и потому смысл их должен был легко восприниматься слушателями. Так почему же тогда Господь произносит столь странные слова?

Ответ можно найти еще в Ветхом Завете, на него и ссылается Господь: «Сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите и не уразумеете; и глазами смотреть будете и неувидите; Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мт. 13,14-15. Ис.6, 9-10). То есть это сами люди не хотят обратить свою жизнь к Богу, это сами люди не хотят слышать слово Божие, оно им не интересно, оно им не нужно. Это сами люди стали духовно слепыми и духовно глухими, они не могут увидеть действие Бога в мире и они не могут встретить Бога в Писании – услышать Его слово. И, конечно, ответ на вопрос, почему человек остается «внешним» по отношению к обращенному к нему слову Бога, содержится прежде всего в самой притче о сеятеле, где семя – это Божие слово, а почва, на которую падают семена – это наши сердца; и только от нас самих зависит, как мы это слово слушаем, как мы его воспринимаем и возделываем – над ним трудимся.

За две тысячи лет, прошедших с той поры, как Господь возвестил свое учение, мир кардинально изменился: были открыты все пять континентов, создавались и разрушались империи, писались конституции, проходили мировые войны, был изобретен порох, пароход, поезд, самолет, радио, телевидение, компьютер. Познание человека вышло за пределы видимого мира, но наше сердце (а сердце в Библейском языке – центр всей духовной, душевной и физической жизни человека) осталось таким же, как и в те времена, когда была рассказана притча о сеятеле. И причины, по которым семя слова Божьего в нас не прорастает, остались прежними: это отсутствие интереса и внимания к Евангелию, житейские заботы и отсутствие в нас глубины.

Господь так объяснял ученикам притчу: «Упавшее при пути, то, что было потоптано, – чем пренебрегли и то, что было поклевано птицами, – похищено, означает тех, которые слышат слово но к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись». Это люди, безразличны к Евангелию и учению Церкви, но в итоге оказывается, что они безразличны к своей жизни – своему спасению. Есть и такие, кто с радостью приемлет слово, но, увы, не имеет в себе глубины и потому Евангельскому семени негде пустить корень, эти люди временами веруют, а во время искушения скорби и гонения отпадают: их обозначает семя, упавшее на камень и засохшее, как не имеющее ни влаги ни корня. То же семя, что упало в терние – в сорняки, которые в итоге заглушили его – обозначает тех, кто не может принести плод из-за того, что подавлен заботами века сего, богатством и наслаждениями житейскими. И только упавшее на добрую почву принесло плод в свою меру: и в тридцать и в шестьдесят и во сто крат. Причем семя не само по себе приносит плод, но когда терпеливо его хранят в добром и чистом сердце. У Марка и Луки сразу же за притчей о сеятеле идут слова Господа, которые давно стали афоризмами: два из них следующие: «Для того ли приносится (в греческом тексте – «приходит»!) свеча, чтобы поставлять ее под сосуд или под кровать? Не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?» и: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным; и ничего не бывает потаенного; что не вышло бы наружу» (Мк.4,21.22) Конечно, эти слова получили самое широкое толкование, но из того контекста, в каком они стоят в Евангелии, мы понимаем, что это сказано Господом о Себе: Его Воплощение является Тайной Божьей. Эта Тайна сокрыта от внешних – недоступна неверующему сознанию. Но она становится явной для верующих и освящает их жизнь!

В связи с притчей о сеятеле мы можем понимать и третий афоризм – загадочные слова о том, что «Кто имеет тому дано будет; а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь» (Лук. 8,18). Казалось бы, должно быть совсем наоборот: нужно дать тому у кого нет! О чем тут речь? О том, что совершенно ошибочно полагать, что можно жить лишь для себя, не задумываясь ни о смерти, ни о Боге, ни о Его Вечном Царстве, и при этом думать, что затем когда-то, для человека наступит жизнь вечная – «жизнь после смерти». Конечно, нет! Жизнь вечная начинается для человека еще здесь, на земле, когда человек ищет Бога в своей жизни, встречает Бога в Евангелии, молитве, Церкви и Ее Таинствах, когда человек учится любить Бога и быть Ему верным! Когда человек читает слово Божие – слово Евангелия, как обращенное лично к нему. Когда человек воспринимает Евангелие, как слово своего спасения, слово, которое должно принести плод и об этом Господь говорит нам: «Замечайте, как вы слушаете».

Аминь.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *