Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Приидите, вернии люди, прославим Всемилостивую Заступницу рода христианского, Преблагословенную Чистую Деву Марию.

Дорогие братия и сестры, сегодня мы с вами снова вспоминаем неизреченные милости Царицы Небесной, явленные Ею нашему Отечеству в прошлом, и, вспоминая их, мы духовно торжествуем и утешаемся и умиляемся своими сердцами, и успокаиваем свои сердца при мысли, что христиане в лице Богоматери имеют для себя верную и неусыпную Заступницу, Которая всегда зрит наши нужды и потребности. Непрестанное попечение Царицы Небесной о человеческом роде, многообразно открывающееся нам, научает нас живому и крепкому упованию на Промысл Божий и всемощное предстательство Ее о нас. Оно наглядно удостоверяет нас в том, что под благотворными и спасительными для нас воздействиями и влияниями небесного Промышления проходит вся наша жизнь, что Пречистая Владычица Богородица, равно как и все святые, принимает самое живое участие в нашей судьбе, избавляя нас от великих бед и зол и ниспосылая нам свыше Свое благословение и помощь.

Такое покровительство Богоматери и святых является нам различно. Оно является в даровании нам разных земных благ, в сохранении жизни нашей и в бесчисленных благодеяниях, которые непрестанно изливаются на нас от Бога и располагают нас любить, благодарить и прославлять Его от всего сердца нашего и от всей души. Оно является в самых скорбях и бедствиях наших, которые научают нас терпению, упованию на Бога и преданности Его всесвятой воле. Оно является, наконец, и в чудесной сверхъестественной помощи, один из случаев которой – в городе Казани – мы сегодня и вспоминаем. Поэтому настоящий праздник есть торжество, веселие и восторг нашего сердца. Святая Церковь, установив его и собрав нас сюда, имеет целью доставить нам радость, ликование по поводу того, что несет и содержит он в себе.

Так нынешний праздник напоминает нам о том, что Богородица есть Заступница наша, что Она за всех молится и творит спасение всем, прибегающим под державный Ее покров. Поэтому как же нам не прославлять Ее за этот покров, за эту постоянную и усердную помощь нам, многогрешным, как не радоваться этому заступлению перед Сыном Ее и Отцом Небесным! Матерь Божия всегда около нас, Она не столько пребывает на небе, сколько на земле.

Проповедь прот. Георгия Климова в праздник Казанской иконы Божией Матери. 21.07.2015

Насколько нежная материнская любовь всегда своим теплом согревает сердца детей, настолько же, и еще в большей степени, любовь Матери Божией простирается на род христианский, готовая всегда утешить, помочь и спасти от всякого зла и лютого обстояния. В мире много скорбей, и кто же от них нас избавит, как не Преблагословенная Царица Небесная?! Она и избавляет нас невидимо, а иногда видимо, о чем свидетельствуют многие примеры в истории христианской Церкви. Но чтобы действительно всегда быть достойными небесного покровительства и помощи Владычицы нашей, нам необходимо стараться сохранять в своем сердце любовь к Ней и подражать Ее чистому, богобоязненному житию.

Из истории сегодняшнего праздника особенно достойно внимания, дорогие братия и сестры, то обстоятельство, что не кто иной, а только невинная отроковица сподобилась видения и именно ей дано было повеление обрести Казанскую икону Божией Матери, и никто другой, а только она сподобилась собственноручно откопать в земле на указанном в видении месте явленный по воле Богоматери образ. Это свидетельствует нам о том, что только чистые душой близки к Божественной святыне и именно к ним особенно благоволит Матерь Божия. Ибо и Господь в святом Евангелии говорит: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8). Чистота сердечная есть то нетленное украшение человека, которым он уподобляется Богу; она заимствует свою силу от любви к Богу и к ближним.
Господь повелевает нам очистить сокровенность своей души от всякой скверны греховной, потому что она делает наше сердце нечистым. Всякий грех получает свое начало в нашей душе и всякое беззаконие исходит из нашего сердца. Измыйтеся, и чисти будите, отымите лукавства от душ ваших (Ис. 1, 16),– говорит Господь чрез пророка Исаию. Но что это – нечистота души нашей? Худые, суетные, скверные помыслы, греховные движения души – гордость, тщеславие, ненависть, злоба, гнев, ярость, корыстолюбивые желания и грехолюбивые непримечаемые мысли и похотения, все это – суть нечистота души и скверна нашего сердца. При таковой нечистоте души человек пребывает грешником, хотя бы он и не совершал явных преступлений и грехов, хотя бы внешняя жизнь его была непорочна. Поэтому должно всемерно сохранять чистоту своей души, необходимо всемерно избегать всех соблазнов и обольщений, от которых в душе порождаются скверные мысли и возбуждаются страсти. Если мы будем таким образом сохранять непорочность своей души, то и внешнее наше житие будет добро и чисто, потому что от худых мыслей и дел, от нечистых похотений являются и студные дела. Будем же всячески блюсти в чистоте души свои, и благоволение Божией Матери всегда пребудет с нами, и Сама Владычица наша станет к нам еще ближе. Аминь.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

8(21).07.1961

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. С праздником!

Рады поздравить всех с нашим общим праздником, которым красуется наша Русская Православная Церковь. Сегодня сугубый праздник, который почитается как один из самых известных, препрославленных, святых и чудотворных образов. Для нас с вами, чад казанской земли, этот образ является сугубо родным. Казанская икона Божией Матери прославилась на нашей земле, и мы ныне предстоим, осеняемые Её благодатным покровом. Наипаче всем радостным в сегодняшним году переживать память чудотворной иконы Богоматери, и сегодняшний день передаёт чтимым списком, который находится в Казани, где совершается богослужение, церковные молитвы, возглавляемые Патриархом нашей церкви и другими архиереями.

Многие из верных сегодня присутствуют там, превозносят славное имя тому образу, чей мы чествуем. Данный образ явился судьбоносно в 16-м веке, когда Казань только лишь была произведена под православном Подмосковье. В это время совершилось явление нерукотворного образа. Мы с вами, если чуть-чуть вернёмся школу и чуть-чуть напряжёмся мыслями, то вспомним, какой была Казань для православной Руси – местом крови, слёз, страданий. Казанское ханство, просуществовавшее совсем недолго, в течении около 100 лет только приобретало средства, богатело за счёт грабежа православной, русской земли, наипаче за счёт торговли пленными рабами из России и иных сопредельных областей. Если вспомним историю, то увидим, что только после взятия Казани, Иван IV вывел из Казанского ханства более 100 тысяч, находящихся здесь в рабстве. Это те, кто здесь были, основную массу которых гнали на юг через Крымское ханство — в Крым. Там продавали на галеры туркам, в гаремы по всему Востоку, уродовали наших предков. Один из торговцев того времени был еврей, живший в Крыму, оставил нам записки, где написано «неужели ещё там, то есть в России, остались люди, которые толпами гнали наших предков в рабство погибели, в первую очередь, за Казань». Иван IV положил конец этому насилию. Казань была взята и присоединена к Московскому царству.

Мы с вами помним сказку о том, что есть крещёные татары в нашем крае, которых насильно как будто крестил Иван Грозный. Эта сказка имеет под собой небольшое историческое действительное оправдание. После многократных мятежей в Казани Иван Грозный тех, кого мы сейчас называем экстремистами, террористами, всех заставил крестить. Их «намакали» в Казанке, надели на шеи кресты, и когда войска отошли, эти новокрещённые побросали кресты и толпами ушли в Башкирию, поэтому это сказка, что крещёные татары – это крещённые Иваном Грозным. Насколько были крещены формально, настолько же искренне отпали от Православия. Но православные среди татар есть, которые были и при Иване Грозном и до него, начиная с 4-го века на средней Волге. Это было меньшинство. Да, были православные переселенцы в 16-м веке из глубин России, но их также было немного, а вот от местного селения, которое очень старалось, например, Святитель Гурий, результат был, но не такой большой. Именно тогда совершается чудо, которое перечёркивает все человеческие усилия, и совершается то, что умом представить себе и прогнозировать было невозможно.

В Казане у вдовы была маленькая девочка, некая Матрона. Ей во сне является Богоматерь, которая заставляет взять Её икону из земли, указывая место. Ребёнок говорит об этом матери, та в недоумении. И так первый раз, второй, третий. На третий раз Богоматерь во сне сказала девочке: «Накажу, если не выполните!» Её мать пошла к епископу, к воеводе, но её со смехом выпинули. Эта женщина взялась за ступ и стала капать в указанном девочкой месте. Каково же было их потрясение, когда они наткнулись: в земле, в каком-то засыпанном землёй горелом доме был образ Богоматери, сияющий красотой. Мы сказали, что он неруктворенный по обретению, потому что взят из земли, но, может быть, был когда-то написан. Хранился кем-то из христиан тайно в эпицентре ненависти к христианству – в Казани. Какой-то пожар, может, хозяин погиб, а икона в земле осталась. Но чудо в том, что Матерь Божия через сон указала на этот образ. И когда этот образ был взят из земли, слух пошёл мгновенно. Священник ближайшей церкви, в которую икону принесли, в будущем Патриарх Гермоген, составил описание явления иконы и первых произошедших перед этой иконой исцелений и чудес. Поразительно то, что чудеса были разные, но в особенности люди с больными глазами. Почему? Станет понятно, если сказать, что люди жили не как сейчас – электричества не было в 16-м веке, топили избу по-чёрному, поэтому дым и гарь всегда была в глазах и летом, и зимой, от чего часто болели глаза. Это было особенно ярко среди населения национальных окраин (мордва, удмурцы, марийцы), уровень жизни которых был ниже, чем у казанцев. Узнав о происходящих исцелений, эти инородцы массами стали обращаться к чудотворной иконе и получали исцеления. Как следствие ради явного заступничества Богоматери эти исцеления заставляли инородцев обращаться ко Христу.

Проповедь в день празднования Казанской иконы Божией Матери

Началось то, чего так давно ждали и не могли сделать – массовое крещение язычников и мусульман. Поэтому начало оправославливания нашего края положила сама Божия Матерь чудотворной Казанской иконой.

Мы с вами знаем историю, как вскоре после того, как началось смутное время на Руси между царствами, а священник, первый взявший образ из рук матери и девочки, который только что достали из земли, Патриарх Гермоген, в период жестокой смуты призвал православных встать на защиту Родины и веры, вместо воеводы и живого знамени взять этот чудотворный образ Казанской. Мы с вами знаем, как под водительством взбранной Воеводы победительной Матери Божией, как щитом, ограждённые этим чудотворным образом, наши предки выстояли испытания, отстояли Родину, веру и наш сегодняшний день! Это было настолько сильно, что полу безбожный, полу лютеранный Пётр I, когда потерпел ряд поражений в северной войне со шведами, в критический момент полтавской битвы приказал принести к полкам образ Богоматери Казанской, и сам (редкий случай из его жизни) искренне молился пред данным образом. После этого написал воззвания к войскам, непохожий на предыдущий, где звучали слова: «Не подумайте, что за Петра или за царство его вы идёте на смерть», — обращался он к своим братьям во Христе. Но писал вот как: «Но ради России Петру Богом вручённый», и поручал Богоматери свою армию. Мы помним великую победу под Платовой, можем говорить дальше и многие потрясающие факты именовать. Так, например, когда Александр I после отступления российских войск перед Наполеоном предложил великому ученику Суворова Кутузову возглавить войска. Этот престарелый уже, больной человек согласился только при одном единственном условии: «Если Казанскую чудотворную отдадите в полки». Он сам молился перед нею, и мы знаем, что эта чудотворная икона вместе с Тихвинской и Смоленской стояла на редутах во время Бородинского сражения, которое великой славой покрыло нашу Родину, наше войско и нашу веру.

Через данный образ за молитвы Пресвятой Богородицы милостивый Господь многократно спасал не только отдельных людей, что очень важно, но и Родину нашу – целый народ. То, что мы сейчас есть и то, что мы существуем, и то, что у нас есть радость переживать духовные радости – это есть милость Пресвятой Богородицы, а памятники Её – это милость Её чудотворной иконы. Самый известный памятник на Руси – это чудотворная икона Казанской Богоматери. Матерь Божия являет милость над целым народом, церковью и страной. Но отталкивает ли она и бывает ли глуха, когда к Ней обращается кто-то один с очень личной и своей просьбой или, скажем, два-три человека? Она, которая спасает страну, есть ли Ей дело до одного в его невеликих проблемах, которые не сравнятся с проблемами целой страны?

Я бы хотел позволить себе привезти пример, который совершается сегодня. Вы все знаете меня и мою порочную жизнь, знаете, что на мне уже негде ставить клейма – в грехах прожёг всю свою жизнь. Но милостью всевышний Господь дал видеть своих взрослых детей. Совсем недавно младшая доченька на последних днях беременности готовиться к деторождению. Вдруг узнаем, с кем договорились, кого просили, в какой клинике её положат, что всё закрывают, от стафилококков моют, данные врачи роды принять не могут. Обращались к другим, а те говорят, что очень сложно – только кесарево. Что делает моя дочь и её мама у себя дома? Они начинают молиться Божией Матери. Ей рожать в указанный срок – на Казанскую. Почему? Божия Матери потому что! Потому что сложно защитить и сохранить, и так спокойнее. На Руси есть поговорка: «Родить — некого водить», а они просят. Две ходят по дому, кто вслух про себя, кто шепчет: «Непроходимые врата тайно запечатанные» — молитву Божией Матери. Запечатает Господь и не даст родить, когда говорили врачи. Матерь Божия явила свою силу, и её повезли в больницу, когда её открыли, вышли врачи. Звонит нам и говорит: «Домолились, будем рожать естественным путём». Сейчас шли в церковь. Перед церковью дочка рано утром звонит маме и говорит: «Теперь молимся «милосердие двери отверзи нам» — пора дверям открыться, и начали так молиться. Сейчас во время богослужения она рождает девочку.

Мои дорогие, это, казалось бы, не проблема. Какая разница в какой день и в какой больнице родиться, ведь Матери Божией должно быть виднее, она могла бы сказать молча, сильнее слов, откинуть эту просьбу, ведь мелочь, но и на это преклоняет свою милость и являет исполнение просимого. Теперь для нашей семьи, например, этот день, 21 июля, память Казанской иконы Божией Матери тоже будет днём памятником заступничества Богоматери. Сейчас с хора говорят – родила!!!

От всей души искренне переживаем этот день, как день личного и общего праздника. Дай, Бог, чтобы молитва Пресвятой Богородицы над нами была всегда. Они всегда над нами, лишь бы нам милосердия двери открыть. С праздником всех!

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *