Русская Православная Церковь в субботу перед днем памяти святого Димитрия Солунского вспоминает всех воинов, погибших за веру и отечество на поле брани, а также всех умерших скоропостижной смертью, которые не были напутствованы в жизнь вечную молитвами святой Церкви.

Димитриевская суббота, бывшая первоначально днем поминовения православных воинов, установлена великим князем Димитрием Иоанновичем Донским.

Оптина Пустынь

Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем, 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович, по возвращении с поля брани, посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на брань с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков — Александра Пересвета и Андрея Осляблю. Оба инока пали в битве и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре. Совершив в Троицкой обители поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября (память святого Димитрия Солунского) — день тезоименитства самого Димитрия Донского.

Велика была радость победы, но во многие тысячи православных семей пришла горечь утрат и этот родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

Впоследствии, православные христиане стали в этот день творить память не только православных воинов, за Веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но — вместе с ними — и всех, вообще, своих усопших.

В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам о всех тех, кто погиб, пострадал за Православие.

Проповедь священника Михаила Немнонова на Дмитриевскую родительскую субботу.

Каждый христианин при Крещении получает звание Христова воина. От того, как мы будем нести это звание, зависит все наше будущее.
   Этот день изначально был посвящен поминовению тех Христовых воинов, которые отдали жизнь за Христа и за други своя в Куликовской битве. Вместе с ними мы поминаем и всех прежде усопших православных христиан, и наших умерших родных и близких. Все храмы полны в этот день молящимися, и мы видим, что и вера жива, и жива любовь к ближнему.
   Но наши умершие близкие ждут от нас не только молитвы о них. Те из них, кто получили милость от Бога, ждут, чтобы и мы вошли в их радость. А те, кто лишился ее, знают, каково отвечать за свою жизнь перед Богом, и желают нам быть готовыми к этому.
   От нас, как и от них, это требует христианского подвига. Тем из нас простится, кто возлюбил много. Те воины, о которых мы молились сегодня, отдали самое дорогое, что у них было, за то, чтобы свет Христов продолжал светить в мире. И мы совершим им достойную память, когда будем молиться о них, идя вслед за Христом.

Аминь.

© Copyright 2004 Православие и Мир

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшний день, Димитриевскую родительскую субботу, многие из нас пришли в храм для того, чтобы помолиться об упокоении наших усопших сродников – тех, кто когда-то находился перед нашими глазами, кто имел общение с нами, кого мы любили, кто нас любил. Но они уже перешагнули порог Вечности: кто-то – несколько десятилетий, кто-то – несколько дней назад. Но сердце любящего человека может засвидетельствовать: неважно, как давно или недавно это было, потому что ушедшие живут в наших сердцах. И мы часто вспоминаем до мельчайших подробностей их жизни в общении с нами, те подробности, которые доставляли нам радость и счастье. Иными словами, как говорят в народе, все минется, а правда останется.

И вот что удивительно: часто человек не дает покоя, находится все время перед глазами, попросту мучает нас, и мы очень агрессивно и раздраженно на него реагируем. И нам кажется: не любим мы этого человека, он не нужен нам в жизни, пусть он исчезнет. Но как только умирает человек, тотчас приходит раскаяние в сердце, пелена спадает с глаз. И мы начинаем сами перед собой свидетельствовать, как же дорог был нам этот человек.

Мы спрашиваем себя: почему мы так поступали с ним в дни его земной жизни? Неужели нам было сложно сказать ему доброе слово?

Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова) в Димитриевскую родительскую субботу

Неужели, по крайней мере, было сложно не смотреть на него с осуждением или надмением? А еще бывает, что внезапно уходит человек, и тут нас осеняет, что каждый наш взгляд и каждое слово могут быть последними для этого человека в нашем с ним общении. И то, каким это будет слово, каким будет этот взгляд, определяет те отношения и чувства, с которыми человек уйдет в Вечность. А если это будет гнев? А если это будет зло? Что тогда?

Но милостью Божьей у нас есть храм, милостью Божьей у нас есть Господь, Который открывается в благодатных таинствах церковных и дает нам возможность через молитву, обращаясь к Нему, испрашивать прощения у этих людей. Более того, не только испрашивать прощения, но и возможность совершать, приносить за них бескровную жертву, приходя в храм, исповедуясь и причащаясь, творя дела милосердия как бы их руками. И Господь принимает наши молитвы и очищает грехи тех, кто порог Вечности уже переступил.

Конечно, нам неизвестна дальнейшая участь наших усопших: одно дело – суды человеческие, а другое дело – суды Божественные. Безусловно, нам хочется верить, что все те, кто находится в наших сердцах и за кого мы молимся, получают от Господа прощение и облегчение, в их душу входит Божественный свет, благодать, любовь. Но кто знает, может быть, это нам только кажется? А какие они, суды Божии? Каждый из нас ходит перед Богом, и кто что заработал у Него, знает только тот, кто работал Господу, и сам Господь.

И в сегодняшний день, молясь об упокоении наших усопших сродников, мы не можем не задуматься и о себе. Что и говорить: в родительские субботы в храмы приходят люди в определенном возрасте, которые прошли уже «точку невозврата». Ту точку, хронологическую координату, после которой человек в день раз-два, а то и больше задумается о своей смерти, вспомнит, что и ему умирать, и его уже не надо в этом убеждать – он знает, что это рано или поздно случится. Но то-то и оно, что только знает, – в этом часто заключается наша проблема. Потому что мало знать, нужно чувствовать. А как сделать так, чтобы восчувствовать своим сердцем, что смерть, может быть, не за горами, а за плечами?

Уже в древности великие подвижники благочестия, подвизающиеся в вертепах и в пустынях, оставили христианскому миру одну непреложную аксиому, которая должна быть нами принята на веру: сердце человеческое устроено таким образом, что оно располагается или к Небесному и Божественному, или к земному и суетному. Одновременно сердце расположиться и к Богу, и к земле не может. Можно чередовать эти устремления, как мы часто и делаем: то в жар, то в холод, но одновременно вместить в себя все не можем.

В чем же заключается наша беда? В том, что мы Богу работаем лишь изредка, а миру и суете – постоянно. И вот эта работа миру и суете изгоняет, вытравливает из наших душ и сердец чувство Божественного, веру в то, что своею душою можно полюбить Бога. Нам это представляется невозможным, но вместо того, чтобы признать это, многие просто говорят: Бога нет.

Что же нужно сделать человеку, чтобы почувствовать, что близ Господь, что Он тебя любит, и если ты Его полюбишь, то это будет так хорошо? Святая Церковь привлекает, призывает нас в святые храмы. Она приглашает нас не только молитвенно участвовать в богослужении. Святая Церковь преподает нам великие церковные таинства – это таинство исповеди, покаяния и таинство Причащения Святых Христовых Тайн. И для верующего человека нужно обязательно приступать к этим таинствам, чтобы сдвинуть этот мертвый, лежачий камень бесчувствия, под него вода благодати никогда не потечет.

И вот, когда это дело нами начинает совершаться, тогда и молитва начинает по-другому идти, появляются движения души и сердца, касающиеся не только нашей земной жизни, но и того, что с нами будет дальше, в Вечности. И мысли о том, где наши сродники, за которых мы пришли молиться, тоже начинают нас будоражить, потихоньку будить, а многих даже воодушевлять на более праведную, чистую жизнь.

Возможность молиться об упокоении наших усопших сродников в родительские субботы – это великая милость Божия, которая нужна, вероятно, даже и не столько им, сколько нам. Поэтому в сегодняшний день, дорогие братья и сестры, вознесем наши горячие сердечные молитвы, молитвы любви о тех, кого мы знали, а может быть, и не знали, но кто является нашими сродниками, чтобы Господь помиловал их и нас.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери<

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Димитриевскую родительскую субботу
<

Проповедь в Дмитриевскую родительскую субботу

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *