» Назад

ВОСПИТАТЬ 21.02.2017 20:15

ВОСПИТАТЬ – приставочный корень вос- происходит от двух древних корней*ud- «вверх» и *uz- «за». Сочетание этих корней порождает образное представление «движение снизу вверх в пространстве и из прошлого в настоящее во времени». Древний корень *-pi(tъ) первоначально означает «насыщение», «изобилие». Питать – буквально значит «насыщать», «утолять жажду и голод». Слова пища, пить, пир, происходящие от этого корня, в устойчивых сочетаниях означают не только утоление физической жажды путем кормления вещественными блюдами, но и утоление духовной жажды путем духовного окормления. Сочетание представлений о вертикальном росте (воз-/вос-) и кормлении для утоления жажды (-питать) порождает единый образ воспитания: «утоляющее голод и жажду насыщение и духовное окормление, направленное на возрастание воспитуемого над собой». Воспитывать драгоценной пищей пресыщенного и перекормленного – значит зря расходовать драгоценное. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (От Матфея, 7:6). Возрастанию воспитуемого над собой способствует только та пища для тела, души и ума, которой он жаждет, и о которой он просит. «Проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?» (там же, От Матфея, 7: 7-10). Первый признак успешного воспитания – это умиротворение и душевный покой утолившего жажду воспитанника. «Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя» (Пс. 22; 1-3). «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4); Воспитатель, согласно Евангельским образцам, призван благовествовать лишенным благ, исцелять сокрушенных, освобождать мысль прельщенных, открывать глаза духовно слепым, разрешать воспитанников от уз лжи и заблуждений: «И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 4; 16-19).

См. кормить, питать, .

Русский

В Викиданных есть лексема возникновение (L97103).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. возникнове́ние возникнове́ния
Р. возникнове́ния возникнове́ний
Д. возникнове́нию возникнове́ниям
В. возникнове́ние возникнове́ния
Тв. возникнове́нием возникнове́ниями
Пр. возникнове́нии возникнове́ниях

воз-ник-но-ве́-ни·е

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -возник-; суффикс: -н; интерфикс: -ове-; суффикс: -ниj; окончание: -е .

Произношение

  • МФА: (файл)

Семантические свойства

Значение

  1. действие по значению гл. возникать; начало существования или появление в поле восприятия наблюдателя ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

  1. появление, частичн.: образование

Антонимы

  1. исчезновение

Гиперонимы

Гипонимы

  1. рождение, создание, формирование, материализация

Родственные слова

Ближайшее родство

  • глаголы: возникать, возникнуть

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

начало существования

  • Английскийen: origin, origination, initiation, beginnings
  • Испанскийes: nacimiento; origen; surgimiento; principio
  • Итальянскийit: origine, inizio, nascita; genesi
  • Финскийfi: synty, alku

появление в поле зрения

  • Английскийen: appearance
  • Итальянскийit: apparizione, insorgenza

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»
См. также воспитанье.
В Википедии есть страница «воспитание».
В Викиданных есть лексема воспитание (L97530).
падеж ед. ч. мн. ч.
Им. воспита́ние воспита́ния
Р. воспита́ния воспита́ний
Д. воспита́нию воспита́ниям
В. воспита́ние воспита́ния
Тв. воспита́нием воспита́ниями
Пр. воспита́нии воспита́ниях

вос-пи-та́-ни·е (дореформ. возпитаніе)

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Встречается также устаревший вариант написания: воспитанье.

Корень: -воспит-; суффиксы: -а-ниj; окончание: -е .

  • МФА: ед. ч. (файл)

    мн. ч.

  1. действие по значению гл. воспитывать; целенаправленное воздействие на развитие чего-либо или кого-либо ◆ Одной из самых главных задач современного образования, по мнению министра, является духовно-нравственное воспитание самих учителей. XII Международные Рождественские образовательные чтения // «Журнал Московской патриархии», 2004 г.
  2. совокупность навыков, привычек и манер, созданная в результате такого действия ◆ Хорошее воспитание не в том, что ты не прольёшь соуса на скатерть, а в том, что не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой. Г. И. Горин, «Хорошее воспитание», 1974–1984 г г.
  1. частичн.: обучение, тренировка, образование, дрессировка
  2. частичн.: воспитанность
  1. воздействие, подготовка
  2. качество

Ближайшее родство

  • существительные: самовоспитание
  • глаголы: воспитать

Список всех слов с корнем «-воспит-»
  • существительные: воспитание (воспитанье; перевоспитание; самовоспитание); воспитанник (воспитанница; совоспитанник, совоспитанница); воспитатель (воспитательница); воспитательство; воспитанность (невоспитанность; благовоспитанность; неблаговоспитанность); перевоспитывание; трудновоспитуемость
  • прилагательные: воспитанный (невоспитанный; благовоспитанный, неблаговоспитанный,); воспитательный (культурно-воспитательный; познавательно-воспитательный; политико-воспитательный; самовоспитательный; учебно-воспитательный, эстетически-воспитательный); воспитательский; трудновоспитуемый
  • глаголы: воспитать (воспитаться; перевоспитать, перевоспитаться); воспитывать (воспитываться; перевоспитывать, перевоспитываться)
  • наречия: воспитанно (невоспитанно; благовоспитанно, неблаговоспитанно)

действие

  • Английскийen: upbringing; (образование) education; (подготовка) training
  • Казахскийkk: тәрбиелеу
  • Корейскийko: 교육
  • Немецкийde: Erziehung ж.

воспитанность

  • Английскийen: breeding, (хорошее) good breeding; manners
  • Казахскийkk: тәрбие
  • Немецкийde: Erziehung ж.

Библиография

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)

    ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

    МЕСТО СЛОВА В ВОСПИТАНИИ МОЛОДЁЖИ Собиров А.Ш.

    Собиров Абдулхай Шукурович — доктор филологических наук, доцент, кафедра узбекского языкознания, Ташкентский государственный университет узбекского языка и литературы им. Алишера Навои, г. Ташкент, Республика Узбекистан

    Аннотация: в статье идёт речь об условии для развития молодого поколения и месте слов в сфере воспитательной работы с молодёжью. Даны объяснения словам «терроризм» и «экстремизм». Приведены примеры из произведений предков. Ключевые слова: молодёжь, образование, воспитание, лексема, словарь, значение, содержание, источник, синоним, слово, язык, языкознание, история языка, историко-этимологическая особенность, эгоизм.

    Всем известно то, что в сегодняшнем быстро и интенсивно развивающемся информационном обществе более возвышается место и цена слова. Под маской понятий как: интернет, «желтая пресса», «массовая культура», которые стараются проникнуть в нашу жизнь, тоже таится острый язык — влияние сильного слова. В связи с этим, в процессе обучения и воспитания молодежи как высоко духовного и физически сильного, вполне зрелого и всесторонне развитого поколения, наряду с другими средствами ничто не может заменить место родного языка, который является началом национальных ценностей и лексических единиц, которые устойчиво используются в нем. Независимо от религии, нации, расы перед всеми народами стоит единая, общая проблема — достойное образование и воспитание молодежи. Самое сильное оружие в этом процессе — слово.

    Обращая внимание на жизнь прогрессивных народов можно увидеть и радоваться тем что, активная, стремящаяся, талантливая молодежь уместно используют многие тысяче слов как демократия (демократия), маънавият (духовность), маърифат (просвещение), миллий гоя (национальная идея), миллий мафкура (национальная идеология), суверинитет (суверенитет), диний багрикенглик (религиозное милосердие), бунёдкор гоялар (созидательные идеи), либерализм (либерализм), истицлол (независимость), концепция (концепция), мафкура (идеология), модернизация (модернизация), диверсификация (диверсификация), электрон уукумат (электронное правительство), тадбиркор (предприниматель), ишбилармон (предприниматель), информацион жамият (информационное общество), глабаллашув (глобализация), маънавий таудид (духовное угроза) и достигает совершенства как достойные кадры общества. Это означает что, мы достигаем благим целям. Но с другой стороны невозможно закрыть глаза на то, что во многих случаях молодежь очень легко смотрит и относится к жизни. Такие отрицательные положения можно увидеть на примере молодежи всех наций: узбеки, русские, украинцы, белорусы, татары и пр. В частности в их общении, соотношении, и устной речи явно выражается одичалое поведение. Использование со стороны некоторой молодежи слова как «ништяк», «папаша», «братан», «братишка», «мамаша», «бобой», «о кей «, «айва «, «хелло » не понимая их смысл слепо подражая другим чтобы показать, что не отстаёт от современности, не является признаком культурности, а наоборот считается неприемлемостью, непочтительностью и неуважением к родному языку. Поэтому объяснение молодежи смысловой изящности каждого слова, которое употребляется в родном языке, является долгом и обязанностью не только преподавания родного языка, но и гражданской обязанностью перед своей Родиной и страной каждой интеллигентной личности. Особенно, ознакомление молодежи с

    коренными значениями слов, которые часто используются в их речи как жиуод, камикадзе, худкушлик, диний ацидапарастлик, халцаро терроризм, наркомания, шовунизм, наркотрафик, гиёувандлик, селфи, селфизм, селфомания, исломофобия равно с предотвращением отрицательных событий, которые они могут встретить и сбить их с пути, равно со спасанием их от неизбежной гибели.

    Например, догматизм — старание слепо применять правила и порядки, которые сформированы в определенной ситуации на основе твердых убеждений и совершенствовании кокой либо идеи или принципа, не учитывая другую ситуацию, положение и состояние . Значит, религиозный догматизм означает стремление совершенно нам чуждых религиозных секций, которые претендуют на халифат препенить в сегодняшнее наше время идеи и принципы раннего периода ислама. Применение их в обстоятельство стран СНГ, которые стремительно идут по пути построения свободной и благоустроенной Родины, вольной и зажиточной жизни не что чем иллюзии.

    Как пишет проф. Р. Жураев: «ЧеловекXXI века (то есть наши земляки) — должны быть постоянно читающими и мыслящими умными людьми — homo sapiens и это должно превратиться в жизненную норму» .

    Наша молодежь должна знать и взвешивать в своём разуме виды «массовой культуры» как: зуравонлик, ахлоций бузуцлик, индивидуализм, ишёцмаслик, миллатчилик, цурслик, цуполлик, шовунизм, жоуиллик, нодонлик, шахсиятпарастлик, которые входят в нашу жизнь за счет глобализации, в частности стремятся отравить сознание молодежи, и злые смыслы скрытые под этими словами, должны осознать, то что сопротивление им может служить их будущей спокойной жизни. Наша молодёжь должна понимать, что в смысле слов, связанных с разрушительными идеями, лежит зло, подлость, невежество. Для этого необходимо постоянно организовать глубокие пояснительные работы по смыслу и значению данных лексических единиц с молодежью. Эффективно использование в этой связи новых информационных и педагогических технологий — требование времени. Целесообразно отдельно остановится над словами «экстремизм и терроризм», которые провоцируют нашу молодёжь. Эти слова создают одно смысловое поле со словами как гиёувандлик, наркомания, одам савдоси, жангарилик, худкушлик, биродаркуштлик и является созвучными словами с ними. В значении этих слов скрыты семы, смысловые частицы, которые связаны с духовными угрозами, злонамеренными целями, корыстными намериниями злых сил. Первый Президент Республики Узбекистан Ислам Абдуганиевич Каримов говорит так: «Под духовной угрозой нужно понимать, в первую очередь, идеологические, информационные выступления, направленные против свободной жизни любого человека, в независимости от его языка, религии, веры, и имеющие в веду цель разрушить именно его духовный мир . Эти мнения должны для нас служить как наставление в работах по совершенствованию государственной политики о молодежи.

    Вернемся к слову экстремизм. В толковом словаре оно описывается так:

    ЭКСТРЕМИЗМ Сиёсатда ва мафкурада ашаддий, фавцулодда усуллар билан йул тутишга, кескин чоралар куришга тарафдорлик. Экстремист, экстремистик сузларининг мохияти юкоридаги маъно билан боглик холда ойдинлашади ва ашаддий, утакетган мутаассиб, узининг гаразли максадлари йулида хеч нарсадан тоймайдиган шахслар ва уларга хос булган иллатлар улар оркали тушунилади (приверженность предпринимать резкие меры, поступать чрезвычайными, крайними способами в политике и идеологии. Суть слов экстремист и экстремистка проясняется в связи с вышеуказанным значением, и понимаются как чрезмерный консерватор, лицо которые не чем не устоит на пути своих корыстных целей, и конечно язвы свойственные им) .

    Также дано толкование слову терроризм.

    ТЕРРОРИЗМ террор билан амалга ошириладиган сиёсат ва тактика; сиёсий ракибларни, мухолифларни йук килиш ёки куркитиш, адоли уртасида вадима ва тартибсизликлар келтириб чикариш максадида зуровонлик даракатлари (таъциб цилиш, бузиш, гаровга олиш, цотиллик, портлатиш ва б.); террорчилик (политика и тактика реализующееся террором; насильственные действия (преследование, разрушение, брать в заложники, убийство, взрывание) с целью уничтожить или напугать политических конкурентов, противников, создания паники и беспорядка среди населения) .

    Соединяя слова религиозный и международный к вышеуказанным словам перед глазами предстаёт более ужасающая, широкомасштабная угроза в форме религиозного экстремизма и международного терроризма. Ужасные слова как зуравонлик (насилие), ахлоций бузуцлик (безнравственность), ОИТС (СПИД), эгоцентризм, индивидуализм, ваушийлик (жестокость), цонхурлик (кровожадность), цотиллик (убийство), будто спутники кружащиеся вокруг слов религиозный экстремизм и международный терроризм. Ознакомить молодежь с угрозой, которую они могут принести, направить их на правильный путь является одной из важных проблем сегодняшнего дня. Для этого в первую очередь необходимо пропитать в сознание молодежи значения, отражающееся в вышеуказанных словах. Остановимся на некоторых из них.

    ЭГОЦЕНТРИЗМ Манманлик ва худбинлик (эгоизм) нинг учига чиццан шакли, кишиларнинг фацат уз цизициш доирасидагина богланиб цолиниши, бошцаларнинг фикри билан уисоблашмаслик, фацат уз фикрлари ва шахсиятини юцори цуйишдан иборат хислати (высшая форма высокомерия, эгоизма, ограниченность человека только в кругу своих интересов, высоко ставить только свои мнения и личность) .

    Как говорит М. Куронов: «Эгоцентризм является одним видом эгоизма, и означает «жить, думая только о себе, о собственном благе». С точки зрения нанесения вреда человечеству этот недостаток не отстаёт от невежества и догматизма» .

    Значит, под лексемой эгоцентризм лежат семы эгоизм, индивидуализм, злобность, горделивость, высокомерие, невежество. Такие недостатки появились не сегодня. И в истории нашего языка можно встретить слова, совпадающие по значению с такими понятиями и словами. Понятия как манманлик (высокомерие), узига бино цуйиш (высокое мнение о себе), бошцаларнинг фикри билан чицишмаслик (не учитывать мнения других) в нашем языке, в речи наших преедких существовали издавна. Например, слово худбин, которое часто употреблялось в произведениях Алишера Навои, совпадает с лексемой эгоцентризм. Поэт в одной из газелей пишет так: «Гайрдин кунглумни соф эттим юзунг акси учун, Гарчи худбинсен, сенга булмас бу кузгу сори майл. Здесь слово худбин использовано в значении «Видящяя только себя, не признающая других кроме себя, горделивость». Идея, данная в строках «Курма арода узунгни мискинлик аро, Ким булди киши уалоки худбинлик аро » даже сегодня не потеряло свое значение. Наоборот, в сегодняшнем быстро меняющемся, бурном времени, когда разная опасность как «массовая культура» старается вникнуть в жизнь молодежи и намечает сбить их с правильного пути слова Навои слышатся как предупреждение сказанное с далекого прошлого сегодняшней молодежи, они похожи на призыв к бдительности. «Худбинлик» в интерпретации Алишера Навои один вид духовной угрозы, сам эгоцентризм. В значениях нижеуказанных слов, которые можно встретить в произведения Алишера Навои, тоже существуют подобные семы. Например: худком//худкома (предусматривающий только своё благо), худкомлиг (предусматривание только своё благо), худнамо//худнамой (тщеславный, старающейся показать себя), худнамолик//худнамолиг (1. худбинлик, шщратпарастлик (эгоизм, тщеславие); 2. Риёкорлик (лицемерие)), худоройлиц//худоройлиг (ухаживать за собой), худпараст (тщеславный, эгоист),

    худпарастлиг (считать себя выше всех, не признавать других), худписанд (думающий только свое благо, эгоист), худписандлиц (самоволие, отсебятина), худрой (самовольный, упрямый,), худройлиг (упрямство, строптивость), худситонлиг (хвалить себя), худфуруш (возвышающий свою цену) и тд. В слове такаббур, которое является синонимом слова худбин (эгоист) тоже существует положение, служащее назиданием молодежи. Такаббурлик — считается высокомерием, тщеславностью. Как пишет Алишер Навои: «Такаббур шайтон иши ва бийиклик нодон иши (тщеславность дело сатаны, высокомерие дело глупого) » . Этим великий поэт призывает человека не быть тщеславным, так как объясняет что тщеславность дело сатаны, высокомерие ведет к глупости. Творчество Навои и представителей классической литературы и смысл, который таится в словах, употребленных ими нескончаемый клад, очаг образования и воспитания. Глубокое изучение такой литературы, чувствовать душой смысл и суть творчества великих деятелей, осознание смыслов скрытых в строках, исходя из них делать правильные выводы может спасти нашу молодежь от разрушительных идей, от эгоизма, направить их на правильный путь.

    «Одной из проблем, стоящих перед преподаванием и воспитанием, является изменить отношение учеников к учению, чтению, повысить их интересы и стремления к знаниям, процесс преподавания и воспитания вести, связывая с жизнью, самое главное — повысить их деятельность и способности самостоятельного мышления» .

    Список литературы

    1. Словарь терминов по национальной независимости. Ташкент: Изд-во Академия, 2007.

    2. Жураев Р.Х. Ведущие тенденции образования в XXI веке // Журнал «Непрерывное образование», 2008. № 6.

    3. Каримов Ислом. Высокая духовность — непобедимая сила. Ташкент: Изд-во Маънавият, 2008.

    4. Толковый словарь узбекского языка. Т. 5. Ташкент: Государственное научное издательство УзМЭ, 2008.

    5. Толковый словарь узбекского языка. Т. 4. Ташкент: Государственное научное издательство УзМЭ, 2008.

    6. Толковый словарь узбекского языка. Т. 3. Ташкент: Государственное научное издательство УзМЭ, 2008.

    7. Куронов М. Если хотите своего ребенка быть счастливым…. Ташкент: Маънавият, 2013.

    8. Толковый словарь произведений Алишера Навои. Т. 3. Ташкент: Изд-во Фан, 1984.

    9. Метод усовершенствованного обучения. Тошкент: Изд-во Зангиата, 1993.

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    Гимаевой Гульнары Рифовны . Учителя биологии МОБУ СОШ № 15 г. Нефтекамска РБ по теме «Экологическое воспитание обучающихся в условиях организации внеурочной деятельности» эл.адрес gulnaragimaeva@yandex.ru Проводила исследование по проблеме экологического воспитания во внеурочной деятельности. К работе прилагается разработанные мною программы: элективного курса и кружка. Изучив литературу и анализируя большую методическую работу пришла к следующим выводам: 1. Я убедилась в необходимости формирования и развития экологических знаний как дополнение к предмету биология и духовно-нравственного воспитания. 2. Формированию и развитию экологических знаний способствует внеурочная деятельность на кружках, факультативах, элективных курсах, дополнительных занятиях, экскурсиях, профильных лагерях… 3. Экологическое воспитание можно осуществлять на разных ступенях обучения. 4. Программа внеурочных занятий предполагает постепенное целенаправленное формирование экологической грамотности одного из спектров нравственного воспитания во внеурочной деятельности в 1-11классах. Выстроенное таким образом, экологическое образование приобретает возможность комплексной реализации всех программ воспитания, предусмотренных экологическим воспитанием. Закладываются основы экологической культуры современной молодежи и личности в целом.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *