Профориентация учащихся на современном этапе.

На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями , развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов.

Можно выделить ряд направлений , способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся : система профориентации , вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий , умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности , диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии; банк профессиокарт; общественно-значимые мотивы выбора профессии;особенности профориентации студентов в условиях высшей школы; формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии.

Однако, несмотря на некоторые положительные результаты ,профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику .Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило , рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный , дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности , в том числе и в избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях в кадрах ; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов — профориентаторов.

Возникают противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы ; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест ; склонностью и представлениям о престиже профессии ; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья , характера, привычек требованиям ,предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно отнести к группе внутренних , личностно-психологических.

Противоречия социально – экономические : между возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами и методами профессиональными планами молодежи с высоким уровнем образования и экономической необходимостью заполнить вакантные рабочие места с тяжелым физическим трудом; потребностью общеобразовательной школы и других социальных институтов в специалистах – профориентаторах и отсутствием стабильной комплексной подготовки их в вузах страны .

Определение профориентации : это многоаспектная , целостная система научно – практической деятельности общественных институтов , ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально – экономических , психолого – педагогических и медико – физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения , соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.

Профориентация , являясь целостной системой , состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей , задач и единством функций. Организационно – функциональная подсистема — деятельность различных социальных институтов , ответственных за подготовку школьников к сознательному выбору профессии.

Логико-содержательная подсистема – профессиональное просвещение учащихся, развитие их интересов и склонностей, максимально приближенных к профессиональным ; профессиональная консультация , профессиональный подбор , социально – профессиональная адаптация.

Личностная подсистема – личность школьника рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческой деятельности , самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности ; направленностью , т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов , убеждений , интересов , отношением к усваиваемым знаниям и умениям , социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и эстетической культуры ; развитием самосознания ; представлением о себе , своих способностях , особенностях характера.

Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации о процессах, явлениях или состоянии системы профориентации , выработку программы действий , регулирование процесса реализации и разработку рекомендаций по её совершенствованию.

Система профориентации выполняет диагностическую , обучающую , формирующую и развивающую функции.

Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах.

Выбор профессии.

Ведущей целью в деятельности учителя является подготовка школьников к сознательному выбору профессии.

Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию , чтобы требования , которые она предъявляет к работающему , совпадали с его личностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь человеку ответить на важнейшие вопросы : кто я ? чего я хочу ? что я могу ?, окажет психодиагностика – одно из самых молодых направлений в психологии.

Вот главные принципы этой области знаний.

  1. Всеобщая талантливость. Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом.
  2. Взаимное превосходство. Если у вас что-то получается хуже , чем у других ,- значит, что-то должно получиться лучше. Ищите.
  3. Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Хотя бы потому , что если сегодня у вас есть возможность узнать что-то новое , то завтра вы уже будете чуточку другим.

Методы психодиагностики позволяют делать выводы с помощью тестов.

В прошлом веке английский учёный Ф.Гальтон впервые использовал тесты для измерения умственных способностей человека. С тех пор было создано около 10 тысяч тестов , с помощью которых их авторы надеялись выяснить все что угодно – от профессиональной пригодности работника до степени его искренности.

Мотивационно-ценностное отношение в профессиональном становлении студентов.

Согласно, И. Кону, профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанные с ним поведения. И заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.

Период ранней юности и зрелости — возраст, когда завершается созревание личности, складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки. Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления. И наряду с таким сложным личностным развитием, большое место занимает именно профессиональное становление студентов, которое осуществляется в рамках учебной деятельности.

В исследовании В.А. Якунина, Н.И. Мишкова, «оказалось, что «сильные» и «слабые» студенты отличаются друг от друга не по уровню интеллекта, а по мотивации учебной деятельности». Путем экспериментального исследования было получено так же, что максимальная удовлетворенность избранной профессией наблюдается у студентов I курса. В дальнейшем этот показатель неуклонно снижался, вплоть до 5 курса (А. Реан, 1988). Однако, несмотря на то, что незадолго до окончания ВУЗа удовлетворенность профессией оказывается наименьшей, само отношение к профессии становится положительным. Существует так же экспериментальное положение (Н.И. Крылов) о том, что у большинства учащихся интерес к содержательной стороне профессии как ведущий мотив выбора представлен в значительно меньшем числе случаев, нежели побочные основания поскорее стать материально состоятельным, за компанию с друзьями и т.д. .

Основной причиной обращений первокурсников за помощью являются смысложизненные связи «Правильно ли я поступил?», «Ту ли профессию я выбрал?». Как видно из вышеизложенного, у студентов первых курсов наблюдается неустойчивость мотивации и преобладание мотивации боязни неудачи.

Эта динамика при переходе от младших курсов к старшим стабильно снижается доля студентов, руководствующихся мотивом познания, одновременно возрастает доля тех, кто намерен строить свои отношения на основе престижности будущей профессии. Юпитова А.В. и Зотова А.А. указывают так же на то, что с I по V курс растет неудовлетворенность тем, что дал им университет в профессиональном плане. .

Профессиональное самоопределение и самосознание.

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности

Для обоснованности профессионального выбора необходимо, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование и т.д.

Профессиональное самоопределение и профконсультация.

В современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной психологической помощи людям в их профессиональном самоопределении. Задача психолога в этой ситуации состоит в том, чтобы дать человеку психологические средства разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным самоопределением. Психологи могут на основе диагностики этих психологических проблем помочь человеку в совершении профессионального выбора, или обеспечить предпосылки к совершению этого выбора в будущем.

Для решения психологических проблем в профессиональном самоопределении личности недостаточно дать рекомендации о том, какая профессия подходит, а какая не подходит индивиду. Психолог-консультант должен обеспечить условия, стимулирующие рост человека, в результате чего консультируемый сам мог бы взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор. Важнейшим моментом профессионального консультирования является поиск индивидуального воздействия, адекватного конкретной психологической проблеме каждого человека. Прежде всего необходимо определить, насколько запрос консультируемого (т.е. то, и чем он видит свою проблему) соответствует реальной проблеме профессионального самоопределения человека, а затем подвести его к этой реальности. Для диагностики психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением, иногда бывает достаточно беседы психолога с консультируемым, но в большинстве случаев требуется проведение комплексного диагностического обследования с помощью психологических методик, позволяющих определить:

  • ценностные ориентации и установки;
  • ближайшие и перспективные жизненные планы и профессиональные намерения;
  • уровень сформированности представлений о профессии;
  • уровень развития самооценки;
  • способности, склонности и интересы;
  • уровень развития профессиональной мотивации;
  • личностные особенности;
  • реальные жизненные условия (семейные отношения, здоровье, материальное обеспечение и пр.).

Информации, полученной в результате такого комплексного обследования, как правило, бывает достаточно, чтобы определить специфику психологических проблем данного индивида. Иногда предварительная беседа с консультируемым позволяет ограничить круг необходимых диагностических методик для выявления предполагаемой психологической проблемы. Здесь важным является наблюдение за поведением консультируемого во время общения и обследования (что ему интересно, что неинтересно, что трудно, что непонятно, в чем проявляется его познавательная активность, эмоциональное отношение, отказы и т.д.).

Можно выделить ряд типичных психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением личности. К ним прежде всего относятся:

  1. Рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии.
  2. Представления о своих личных ценностных ориентациях не соответствуют своим представлениям о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности в новых экономических и социальных структурах.
  3. Рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального выбора
  4. Неадекватная самооценка.

Решение любых психологических проблем связано прежде всего с осознанием и принятием этих проблем, с развитием самосознания человека. Люди, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к самопознанию. Для них характерны: стремление разобраться в себе, оценка своих возможностей в современном мире, в том числе и в профессиональном, стремление оценить, какие условия могут способствовать, а какие мешать вхождению в мир профессии. Наибольшей сензитивностью в развитии профессионального самосознания обладают люди старшего школьного и юношеского возраста, для которых проблема профессионального и личностного самоопределения является насущной и актуальной.

В условиях профессионального консультирования, наряду с использованием классических методик, направленных на изучение личностных особенностей, интересов, склонностей и способностей, особое внимание следует уделить методикам, исследующим самосознание и самооценку человека.

Коррекция идеального образа профессии и идеального образа «Я» связана с осознанием профессиональных ценностей и образованием новых ценностных ориентации. Коррекция реального «Я» связана с осознанием своих возможностей, с опытом новых переживаний и новых отношений человека с окружающим миром и с собой.

Методы диагностики профессионального самосознания и ценностных ориентаций

Использование в профессиональном консультировании методик, направленных на выявление самосознания и самооценки человека, дает не только диагностический, но и, в некоторой степени, психокоррекционный эффект.

1). В практике профессионального консультирования применяется, например, методика И. Кона описания себя: «Кто я есть» и «Я через 5 лет». (Инструкция: «Напишите сочинение на тему «Кто я есть» и на тему «Я через 5 лет»). Эта методика позволяет прежде всего выявить содержательные компоненты самосознания, наиболее актуальные его параметры. Самоописание позволяет определить:

1)социально-ролевую самоидентичность (к какой общности человек себя относит в настоящий момент, к какой он хотел бы себя отнести, с кем он себя идентифицирует),

2)ориентацию человека на свои специфические признаки и качества, которые отличают его от других и по которым он сравнивает себя с другими,

3)способность делать прогнозы в отношении себя, место профессии в общем жизненном контексте человека.

У молодых людей, обеспокоенных своим профессиональным будущим, стремящихся учиться в профессиональном учебном заведении или получить профессию в процессе работы, наблюдается опережающее развитие в оценке своих личностных качеств по сравнению с оценкой своих профессиональных качеств. Учащиеся лучше представляют себя как личность вообще, то есть в совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих интересов и склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своем профессиональном «Я».

Имеющиеся различия в самооценке прежде всего касаются ее содержательных компонентов. Одни знают о себе больше, другие меньше; определенные качества личности, способности, значимые на данный момент, подвергаются анализу и оценке, другие, в силу их неактуальности, человеком не оцениваются (хотя и могут быть оценены по ряду параметров).

2) Для выявления не только содержательных, но и оценочных параметров самосознания можно использовать различные модификации методики Дембо-Рубинштейн для самооценки с помощью размещения себя на шкале. Шкалы самооценки должны включать как профессионально значимые, так и общеличностные качества, что позволяет определить место и значение в структуре самооценки профессионально значимых качеств. Могут быть предложены, например, такие шкалы для оценивания: ум, сила, доброта, способности, воля, ответственность, активность, общительность, успешность, справедливость, смелость, уступчивость, вспыльчивость, упрямство, осторожность, решительность, самостоятельность, трудолюбие, целеустремленность, здоровье, счастье. Каждая шкала — отрезок длиной 10 см. Результат выражается в баллах, равных числу сантиметров от начала шкалы до отметки испытуемого на шкале.

Инструкция: допустим на этом отрезке расположены все люди:

1-10 воля

Результаты самооценки служат основанием для беседы и дальнейшего обследования. Необходимо особенно выделить те параметры самооценки которые вызывают затруднения при их оценивании.

Успех в решении психологических проблем всегда связан с выбором. Выбор происходит на основании того, что человек считает наиболее важным и правильным на основании ценностей, сформированных в его прошлом опыте. Поэтому диагностика ценностных ориентаций человека дает возможность получить представление о его проблемах, сопоставляя ценности между собой и с реальными условиями, в которых эти ценности могут находить, или не находить свое утверждение. Такое сопоставление возможно с помощью методик, позволяющих ранжировать ценности или сравнивать представление о своих ценностях с реальным поведением. Для ранжирования ценностей может быть представлен либо список ценностей (таких, например, как работа, образование, семья, материальное благополучие, здоровье, дружба, хобби, слава, богатство, власть и пр.), либо список высказываний типа: «Я бы хотел, чтобы моя работа …»

  • была по заслугам оценена другими;
  • была для меня интересной;
  • приносила большие доходы;
  • была полезной и нужной людям;
  • доставляла мне радость и удовольствие и т.д.

Ранжирование ценностей позволяет определить, в чем совпадают личные ценности с общественными, с профессиональными и групповыми ценностями. Анализ конкретных ситуаций, связанных с выбором того или иного решения, позволяет сравнить реальные ценности с идеальными представлениями о своих ценностях. Выявление ценностных ориентации позволяет определить взаимоисключающие ценности, что именно человек игнорирует в ситуации выбора альтернативных ценностей, уточнить свои позиции в связи с возникающими проблемами, переоценить свои ценности. Выявление ценностей позволяет определить сферу, в которой человек готов нести полную ответственность за себя и за свои действия в решении своих проблем. В первую очередь необходимо определить, какие ценности человек считает самыми важными. Это проясняет направление развития целей его деятельности. Затем необходимо проанализировать и рассмотреть возможные варианты последствий и сделать выбор, принять определенное решение.

Очень важным методом для диагностики профессиональных ориентаций оптанта является беседа. Представление человека о себе необходимо увязать с представлениями о выбираемой профессии, поэтому вся беседа строится на выявлении этих представлений и их сопоставлении. Можно попросить консультируемого описать какие, по его мнению, виды работ приходится выполнять в данной профессии и какие для этого необходимы знания, умения и навыки. Что больше всего ценится в данной профессии, какими качествами обладает человек, добившийся успеха в данной профессии? В беседе необходимо определить, по каким причинам консультируемый выбирает ту или иную профессию, кто одобряет и кто осуждает его выбор, почему, и какие доводы при этом кажутся ему убедительными. Хорошо использовать конкретные примеры. Например, обсудить, кто из близких или знакомых имеет такую профессию, ради чего он ее выбрал и ради чего выбирает ее консультируемый, какое будущее у этого человека, и как консультируемый видит свое будущее и т.п.

Дальнейшие шаги в диагностике психологических проблем профессионального самоопределения личности связаны с умением консультанта выделить те вопросы для обсуждения, которые помогут человеку лучше уяснить себе, что от него требуется, чтобы адаптироваться в современном профессиональном мире.

Работа по повышению уровня самосознания и самооценки позволяет учащимся выйти на осознание уровня мотивации профессионального выбора реально действующих и желаемых мотивов труда, обострить психологические противоречия, которые могут заставить учащихся решать проблему профессиональных поисков или профессионального выбора, а не ждать готовых предложений и указаний.

В некоторых случаях человеку бывает недостаточно профессиональной консультации для решения его проблемы и требуется специальная психокоррекционная работа. Особенно эффективными, как показывает опыт, методами психокоррекционной работы со старшеклассниками, имеющими трудности в профессиональном самоопределении, являются групповые методы активного обучения и, в частности, социально-психологические тренинги.

Рабы — не мы?

Большую часть своего бодрствования люди проводят на работе. Ведь мы отдаем работе (включая дорогу) 10 — 12 часов своего времени каждый день. Поэтому так хочется, чтобы люди могли говорить о себе словами Б. Окуджавы: «Я занимаюсь любимым делом, и за это мне еще платят деньги…».
К сожалению, для большинства это не так. Среди россиян лишь 14 % опрошенных ответили, что они «вполне удовлетворены» или «удовлетворены» своей работой. Впрочем, «быть удовлетворенным работой» не совсем то же самое, что «заниматься любимым делом». А это значит, что порядка 86% наших сограждан оказываются в положении… раба, добровольно или по принуждению обстоятельств.
Но ведь не такого будущего мы хотим для наших детей! Полагаю, большинство родителей хотят, чтобы жизнь их ребенка была наполнена радостью, смыслом и созиданием, а не превратилась в каторгу.

Что нам нужно для счастья?

Разумеется, многого хотим от нашей работы, но есть два основных фактора , от которых зависит удовлетворенность работой.
Деньги. Все-таки, как ни крути, даже на любимой работе без них не обойтись. Уровень зарплаты в нашей стране стоит на 50 – 60 местах в мире. А вот по стоимости жизни Санкт-Петербург, например, входит в двадцатку самых дорогих городов мира.
Тем не менее, удовлетворенность работой зависит не только от количества денег.
Собственно работа. Деньги лишь необходимый фактор, но для удовлетворения работой вовсе не достаточный. Для того, чтобы работа приносила радость она должна давать человеку многое – это и интерес к содержанию работы, и круг общения, и чувство уважения и самоуважения, ощущение смысла и значимости своей деятельности.

А ведь для того, чтобы люди получали все перечисленные радости от работы, им требуются совершенно разные условия. Люди-то разные. Разные интересы. Разный темперамент. Разные способности.

Для того, чтобы сделать правильный выбор, ваш ребенок должен глубоко знать себя и иметь хорошее представление о специфике выбираемой специальности.
Вот только к тому моменту, когда остро встает проблема выбора, т.е. в 15 – 17 лет, молодые люди имеют очень смутные представления о себе, они еще мало в чем успели себя попробовать.

Так же мало, как о себе, подростки знают и о различных специальностях, чаще всего их представления очень поверхностны. И не удивительно, ведь в этом возрасте бурлящих гормонов их больше занимают вопросы взаимоотношений со сверстниками, а не будущая работа, которая кажется пока мифически далекой.

Таким образом, получается, что один из самых важных выборов в своей жизни молодые люди делают руководствуясь случайными обстоятельствами, иногда важными, но не имеющими ни какого отношения к грамотному выбору профессии.

Вот чем руководствовались опрошенные абитуриенты:

  • 40% назвали решающим фактором близость ВУЗа к дому
  • 9% изучали литературу по будущей специальности
  • 5% получили профессиональную помощь в профориентации.

Остальные ответы примерно поровну распределились между советами друзей и родителей, рекламой и т.п.

Неудивительно, что потом так много людей вынуждены заниматься нелюбимым делом.

Что делать?

Нередко родители пытаются решить вопрос выбора профессии, отдав ребенка в школу с углубленным изучением какого-либо предмета, который, по их мнению, мог бы пригодиться ему в дальнейшем.

Однако часто дети попадают в эти специализированные школы вовсе не потому, что имеют явный талант к математике, языкам или еще чему-то. Нередко это просто попытка родителей обеспечить приемлемый уровень окружения и образования.

А иногда и проявление амбиций. Ведь некоторые родители стыдятся, если их чадо учится в «обычной» школе.

К сожалению, для многих детей это становится тяжелым и часто бессмысленным испытанием, подрывающим их здоровье и веру в себя. Им очень трудно «тянуть» действительно более сложную программу, рассчитанную на детей со способностями значительно выше средних.

В то же время, велика вероятность, что окончив специализированную школу, человек выберет себе и соответствующую специальность, даже если она ему не очень подходит. Срабатывает так называемая «ловушка вклада» – «Пришлось преодолеть столько трудностей, чтобы окончить эту школу, неужели все зря?»

Разумеется, полученные знания могут пригодиться и в другой специальности. Тем не менее, это не ответ на наш вопрос: «какая работа будет нужна этому человеку, чтобы он был в ней успешен и счастлив?»

Вспоминая древних греков

Недаром один из афоризмов Козьмы Пруткова гласит «Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння».

Упомянутые древние греки считали, что человек должен быть гармоничен. И если ребенок демонстрировал хорошие интеллектуальные способности — учителя уделяли больше внимания физической культуре. Если ребенок был хорош в изящных искусствах – больше времени отдавали изучению философии и математики. Ведь то, что дано от природы будет при нем, а вот развить недостающее – это и была их задача.

Но слишком велик соблазн идти по пути наименьшего сопротивления, заниматься преимущественно тем, что хорошо получается. В результате может получиться так, что имея отличные успехи в математике, ребенок может оказаться слаб физически или совершенно несведущ в литературе. Еще хуже, если он окажется неприспособлен к социальным контактам со сверстниками – все их общение будет сведено к даванию (или недаванию) списать контрольную работу.
Кроме того, не надо забывать, что узкая специализация в большей степени выгодна социальной системе, а не самому человеку, которому предлагается занять свое место винтика в огромном и малопонятном механизме.
Поэтому здорово, если ребенок во многом себя пробует – и спорт, и музыка, и живопись. Ходит в туристический походы и в литературный или биологический кружок. И не стоит огорчаться, если ребенок начинает чем-то заниматься, а через год бросает и переключается на другое. Ведь в этом поиске он многое узнает о себе и о мире профессий.

Спасение утопающих

Существуют прекрасные методики, делающие главный акцент на самопознание, знакомство с профессиями и планирование карьеры. И во многих странах такие курсы профориентации включены в школьную программу и составляют порядка учебных300 часов.

Однако в России сколько-то системной профориентации нет.
Ну что ж, рассчитывать снова придется, как обычно, на самих себя. Но что мы можем сделать конкретно?
Прежде всего, нужно понять основной принцип профориентации, который базируется на триаде «хочу – могу – целесообразно».
И родители могут помочь ребенку, побуждая его думать и анализировать свои склонности, желания и умения, свои сильные и слабые стороны.
Обсуждая с ребенком его будущую карьеру, имеет смысл следовать нескольким правилам.

Правило первое.

Говорите с ребенком о том, что ему (ей) нравится, интересно, чем хотелось бы заниматься в будущем. Чем это привлекает? Это модно? А может быть, ребенок считает, что у него есть к этой профессии особые способности? Или может быть, недавно он посмотрел фильм, где главным героем был врач или следователь? Основная задача здесь – побудить ребенка к самонаблюдению и самоанализу.

Правило второе.

Не критикуйте выбор ребенка. Лучше расспросите, что его привлекает в этой профессии. Ведь на критику очень часто может последовать обратная реакция – ребенок станет доказывать вам (а заодно, и себе!), что его выбор самый лучший и правильный. И лишь укрепится в своем мнении.
Может быть наоборот, оставив разговор на какое-то время, потом, как бы невзначай, «обнаружить», например, в рейтинге профессий, что его выбранная им специальность стоит в самом низу по оплате.

Правило третье.

Понимать, что ваш ребенок может, и чего не может. Есть ли у него ограничения. Медицинская статистика не радует, утверждая, что большинство детей в возрасте 16-17 лет имеют заболевания, которые ограничивают их в выборе некоторых профессий. И это вовсе не обязательно профессии, предъявляющие повышенные требования к здоровью, такие как летчик или военный. Например, если у ребенка плоскостопие (всего лишь, как подумают многие) ему не рекомендованы профессии связанные с долгим стоянием на ногах, а таких профессий очень много – и вовсе не обязательно у станка, преподаватель тоже очень много времени проводит стоя. И это один лишь пример. А аллергии? Или неврологические проблемы, которыми страдают очень многие? Например, быстрая утомляемость и сниженное нимание?

А сколько ограничений могут добавить психологические проблемы! Получится ли хороший менеджер из неуверенного человека, боящегося принять решение, избегающего ответственности? Сможет ли вести переговоры человек, который боится или не умеет внятно изложить свою точку зрения? И если он плохо понимает собственные мотивы и мотивы другого человека, вряд ли его ждет успех в работе с людьми.

К счастью, многие психологические проблемы исправляются проще, чем медицинские.

Но «может» — это не только об ограничениях, связанных со здоровьем. Ведь некоторые дети имеют, наоборот, выдающиеся способности в чем-то. И надо подумать, где эти способности могут быть наиболее успешно применены.
Пока мы говорили о «хочу» и «могу». И то и другое относится к внутренним факторам, т.е. к самому ребенку.

А теперь поговорим о третьей области – «целесообразно», зависящей так же и от внешних факторов. Где способности вашего ребенка могут быть востребованы?
Предположим, ваш сын мечтает о профессии юриста. Смотрит фильмы об адвокатах, на уроках выступает, изучает книги по логике и риторике. При этом понимает, что сразу после университета его вряд ли ждет адвокатура. Придется поработать лет 5 следователем или рядовым юристом. Т.е. вполне адекватно оценивает свою карьеру, по крайней мере, на несколько лет вперед. И при этом вы где-то прочитали, что как раз лет через 7 (2 года его школы и 5 лет университета) в стране ожидается некоторое «перепроизводство» юристов. Понятно, что им будет труднее найти работу, может упасть уровень их зарплат. Тем не менее, юристы все равно будут нужны, а ваш ребенок, с его заинтересованностью и целеустремленностью, похоже, имеет все основания преуспеть в этом деле. Так пусть дерзает!
Или напротив, вы видите, что увлечение дочери, скажем, дизайном одежды достаточно случайное, она не очень-то представляет всех сложностей этой профессии, и не хочет о них задумываться. Не понимает, что после окончания ВУЗа, вероятно, придется поработать на производстве, а отнюдь не в модной дизайн — студии. Да и характер у нее не тот, чтобы пробиваться в этих весьма специфических и непростых джунглях под названием «мир моды». В этом случае имеет смысл мягко подбрасывать развенчивающую миф информацию.

Что могут предложить специалисты

Помощь психологов, специалистов по профориентации может заметно облегчить трудоемкий процесс выбора профессии. А главное, сделать его гораздо более точным. Вот основные методы, которые мы применяем:

1. Специальные тренинги

В ходе тренинга мы наблюдаем за поведением ребенка в различных играх и упражнениях.

Именно через игру ребенок познает себя и мир. Для нашей цели игры должны быть смоделированы так, чтобы ребенок мог проявить и развить определенные способности и навыки.

Дети пробуют себя в разных ролях и в разных видах деятельности. Иногда им приходится брать на себя функцию лидера, иногда командного игрока. Участвовать в переговорах и разрешать конфликтные ситуации. Создавать план и претворять его в жизнь. Проявлять разные аспекты своего творчества.

И в результате мы можем увидеть:

  • Склонен ли он брать на себя ответственность?
  • Насколько развита его способность к самоорганизации и самодисциплине?
  • Может ли он организовать деятельность других людей?
  • Каковы скорость переключения и объем внимания, и прочие когнитивные функции?
  • Какова его работоспособность в различных условиях?

и многое другое
Исследование в процессе тренинга полезно тем, что позволяет не только увидеть умения и особенности ребенка, но и помогают ему улучшить свои навыки, понять свои ошибки и исправить их.
Очень важна здесь помощь квалифицированного психолога, который после окончания игры помогает детям осознать, что они чувствовали, как вели себя в тех или иных игровых ситуациях, что нужно изменить в своем поведении, чтобы быть более успешными. Под руководством психолога дети делятся впечатлениями и размышлениями друг с другом. Огромная польза такого обмена мнениями между детьми в том, что друг от друга они готовы воспринять зачастую больше, чем от назидательных взрослых.
В результате обучения в тренинге дети расширяют и накапливают знания о себе и о разных видах деятельности. О том, что у них получается лучше, что им интереснее, какие качества им целесообразно в себе развивать.

Тестирование

Профориентационное тестирование, направленное на выявление мотивации ребенка, его системы ценностей и личностных особенностей. С помощью тестов также определяются способности, интересы и склонности ребенка. Тесты проводятся многократно, и это позволяет увидеть тенденции развития, скорректировать план обучающих мероприятий.

3. Обратная связь психолога с родителями.

Это возможность получить консультацию специалиста, которая помогает родителям лучше увидеть возможности ребенка и его дальнейшие шаги в выборе профессии, обсудить возникающие вопросы и вместе разработать дальнейший план.

Сегодня, когда окружающий нас мир как никогда изменчив и динамичен, мир профессий отражает все его экономические, социальные и даже политические изменения, а диктуемые им требования к личности постоянно изменяются, естественно, что ещё более остро встают проблемы профориентации школьников. В идеальной ситуации подросток должен быть активным, деятельным, уметь быстро подстроиться под ситуацию на рынке труда, успешно ориентироваться в многообразии профессий и примерно определять, насколько его личностные качества подходят под выбранную специальность. По факту же старшеклассники могут полагаться только на самого себя и непрофессиональную помощь родителей и друзей. По результатам многочисленны опросов и исследований до 70% выпускников из 9-11 классов практически не обладают знаниями о реальных потребностях и имеющимся на рынке труда спросе, а значит, за этим последует случайный выбор профессии, который повлечёт за собой растрачивание сил впустую с непонятным результатом, что в дальнейшем может привести к ненужным потерям времени и ухудшением самооценки школьника.

Проблемы профориентации школьников

Долгое время проблемы профориентации исследовались и воплощались исключительно с точки зрения имеющейся профессиональной среды, оставляя в стороне такие важные стороны, как личность школьника, имеющийся социальный заказ от государства или общества на рынке труда. Печальным следствием стали абстрактные подходы, без учёта желаний и способностей человека, тогда как текущие проблемы профориентации школьников включают в себя:

  • Нестабильные всплески интереса к профессиям и труду.
  • Отсутствие навыков определения, своих личных предрасположенностей и способностей применительно к выбираемым профессиям.
  • Затруднённые определение и оценка своих перспектив развития в различных профессиях.
  • Гнетущая необходимость сделать выбор профессии самостоятельно и нести за него ответственность.
  • Увеличившиеся требования к выпускникам школ и их недостаточный уровень подготовленности к профессиональному определению.
  • Отсутствующая или неквалифицированная помощь в выборе профессии для школьника.
  • Отсутствие постоянно действующей, широко распространённой программы для знакомства с разнообразными специальностями, рынком труда, его требованиями и потребностями.

Конечно же, здесь перечислены далеко не все имеющиеся проблемы профессиональной ориентации школьников и старшеклассников, но оценить по ним масштаб ситуации и необходимость действовать труда не составит.

По мнению доктора психологических наук, профессора кафедры психологии МГУ Пряжникова Н.С., всё более заметным становится стремление учитывать индивидуальные способности ребёнка при профориентации, а личностное самоопределение начинает приобретать формы профессиональной ориентации. Которая представляет собой внутреннюю готовность личности к самостоятельному и, что является одним из самых важных моментов, осознанному выбору одного из многих вариантов развития, как жизненного, так и профессионального. Выпускники начинают проявлять пусть небольшую, но всё же готовность рассматривать себя не только в настоящем времени, но и учитывая планы развития. Самостоятельно выявляя значимые именно для них смыслы определённой профессиональной деятельности.

Противоречия профориентации школьников

  1. Имеющиеся потребности общества часто идут вразрез с личными планами и желаниями школьников. Даже зная о перенасыщении рынка труда представителями «модных» и «престижных» специальностей, выпускники школ осознанно затрудняют себе дальнейшее трудоустройство, выбирая их в качестве желаемой профессии.
  2. Выбранная профессия не всегда соответствует возможностям старшеклассника. Получив соответствующее образование и приступив к работе человек понимает, что выбор был ошибочным и для успешной реализации себя на данном поприще у него нет требуемых качеств личности. Смена профессии или переквалификация приводят к большим потерям времени и сил.
  3. Сочетание острой нехватки ведущейся профориентационной работы и необходимости обязательного выбора. К последнему классу школьники обычно осознают, что сложный выбор карьерного пути по душе приведёт к длительным последствиям.
  4. Отсутствие у школьников навыков планирования, прогнозирования вкупе с необходимостью выстраивать долговременные планы своей будущей жизни и карьеры одновременно. В такой ситуации выпускник школы более-менее может представлять желаемые жизненные пути и предполагаемые профессии, но способы достижения данных целей будут ускользать от него без посторонней помощи.
  5. Требование обязательного выбора набора сдаваемых государственных экзаменов для последующего поступления в учебные заведения и профессии накладывается на отсутствующее или недостаточное представление учащихся о многообразии имеющихся в мире профессий, что приводит к череде ошибок, таких как выбор будущей карьеры по степени её «престижности», за компанию с друзьями или просто по советам родителей. Большая часть подобных ошибок и методы их решения подробно разобраны в нашей статье «Типичные ошибки выбора профессии».
  6. Потребность школьников в профессиональном обучении и отсутствие или недостаточная квалификации школьных психологов и профконсультантов, способных вести длительную профориентационную деятельность начиная с начальных классов и сопровождая ребёнка до самого выпуска.
  7. Желая попробовать себя в той или иной профессии, школьник понимает, что такой возможности в школе или ближайшем окружении просто не существует. Профориентационные уроки в игровой форме не проводятся, экскурсии на предприятия не осуществляются и т.д.

Рекомендуемые профориентационные мероприятия

Для постепенного исправления общей ситуации с имеющимися проблемами профориентации школьников можно выделить следующие мероприятия, которые должны использоваться комплексно и на протяжении длительного времени без перерыва:

  1. Профессиональное просвещение школьников с целью расширения общего кругозора.
  2. Профессиография, т.е. изучение требований, предъявляемых различными специальностями к личным качествам работника. При передаче накопленных знаний школьникам, у тех появляются знания и навыки определения необходимости и востребованности специальности, перспективы карьерного роста, личностного развития, предполагаемой заработной платы, должностных обязанностях.
  3. Воспитание желания трудиться и выбирать наиболее необходимые обществу профессии с учётом индивидуальных характеристик путём профессиональной пропаганды.
  4. Развитие и улучшения индивидуальных качеств школьника (желание трудится, ответственность, чувство гордости за выбранную профессию, чувство долга перед окружающими и т.д.).
  5. Определение профпригодности для возможного прогнозирования овладевания старшеклассником различных профессий.
  6. Профессиональная диагностика для изучения личностных характеристик значимых для профессиональной деятельности качеств выпускника и мониторинга профилизации.

Результатом введения и поддержания подобных комплексных мер можно с большой долей уверенности предположить значительное увеличение количества однозначно определившихся с желаемым направлением профессиональной деятельности детей, а, следовательно, помочь им избежать множества ошибок и решить проблемы профессиональной ориентации школьников.

Выводы

В качестве заключения и обобщения всего вышесказанное можно с уверенностью предположить высокую эффективность повышения информированности школьников на соответствующих уроках, мероприятиях и индивидуальных консультациях с квалифицированными специалистами.

Несомненно, что огромное значение должно придаваться изучению психологии самоопределения. Только с помощью неё возможно комплексное решение остро стоящих проблем профориентации школьников. Эффективность профориентации выпускников школ может быть повышена путём актуализации субъективных желаний и позиции подростков, активным их включением в важную для развития личности деятельность и стимулировании личного выбора интересующих профессий. Большим подспорьем самоопределению подростка будет составление им предполагаемого карьерного пути, который приведёт к осознанному выбору профессии и осознанию факта, что он сам принял решение и готов нести за него ответственность, одновременно гордясь этим. Иначе, если такой выбор будет навязан сверху или сделан под влиянием сиюминутных обстоятельств, то не будет и успешного самоопределения наряду с решением проблемы профориентации. Профессиональное самоопределение это далеко не только факт выбора специальности, но и, в том числе, длительный динамический процесс формирования профессионала на протяжении всей жизни.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Екимова, Татьяна Игнатьевна, 2000 год

1. Аверичев Ю. П. Школа и современное производство // Советская педагогика, — 1986. -№ 6. — С. 3-9.

2. Адиганов Ю. С. Совершенствование профессиональной ориентации учащихся сельской средней школы в связи с потребностями сельского хозяйства в кадрах: Дисс. канд. пед. наук. М., 1982. -182 с.

3. Ананьев Б. Г. Избранные педагогические труды: В 2 т. М. — 232 с.

4. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М. — 288 с.

6. Антагулов У. Ш. Педагогические условия использования идей и опыта народной педагогики в трудовом воспитании школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Уфа, 1993. — 21 с.

7. Арефьев И. П. Занимательная профориентация // Школа и производство. -1997.-№ 3. С. 89-94.

9. Атутов П. Р. Теоретические основы соединения обучения с производительным трудом // Педагогические основы соединения обучения с производительным трудом в средней школе. Томск, 1984. — С. 3 — 6.

11. Ахияров К. Ш. Трудовое воспитание в сельской образовательной школе на современном этапе: Дис. докт. пед. наук. М., 1974. — 407 с.

13. Ахияров К. Ш. и др. Духовный мир школьника и труд. Уфа, 1994,- 23 с.

14. Ахияров К. Ш., Амиров А. Ф. Школа, труд, рынок. УФА, 1994. — 144 с.

16. Бабанский Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 1986. -560 с.

19. Батышев С. Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1981. — 192 с.

20. Берне Р. Развитие Я -концепции и воспитание: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.-420 с.

21. Благинина М. Г. Профориентационная работа с учащимися старших классов сельской средней школы, Киев, 1981. — 186 с.

22. Блонский П. П. Основы педагогики // Избранные педагогические произведения: В 2 т. М.: Изд — во АПН РСФСР, 1961. — т. 1. -694 с.

23. Блонский П. П. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. М.: АПН РСФСР, 1986.

24. Ботоканов А. К. Формирование у школьников готовности к труду в сфере материального производства в условиях детского трудового и учебнопрофориентационного центров: Автореф. дис. канд. пед. наук. Бишкек, 1993. -21 с.

27. Буянова Т. А. и др. Основы политехнических знаний о социалистическом производстве: Методические рекомендации в помощь учителям общеобразовательных школ по изучению курса «Основы производства. Выбор профессии». Белгород, 1987. -85 с.

28. Витинып В. Ф. Реформа школы и профессиональная ориентация школьников. -М.: Педагогика, 1988. 121 с,

29. Вершинин С. И. Способности и выбор профессии//ШиП.-1996. №4. — С. 92.

30. Вершинин С. И. Сравнение профессиональных интересов учащихся с требованиями профессий // ШиП. 1996. — №3. — С. 90.

31. Витязев В. П. Пути совершенствования подготовки будущих учителей трудового обучения к работе по ориентации школьников на сельскохозяйственные профессии: Дисс. канд. пед. наук. Иркутск, 1987. -216 с.

32. Власов В. А. Об экспериментальной проверке курса «Человек труд-профессия»// ШиП. -1995, — №1. — С. 3.

33. Водзинская В. В. Выбор профессии как социальная проблема: Социологическое исследование, Л., 1968. -180 с.

36. Гасанова Г. А. Влияние работы внешкольных учреждений на формирование профессиональных интересов учащихся средних общеобразовательных школ: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Баку, 1992. — 25 с.

37. Гаязов А. С. Формирование гражданских качеств старшеклассников в совместном труде с представителями производственных коллективов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1986. — 18с.

38. Гейжан Н. Ф. Организация и оформление кабинетов профессиональной ориентации. Ташкент, 1981. — 57 с.

39. Гласс Д. Стэнли. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. — 499 с.

40. Голомшток А. Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1979. -160 с.

41. Голубчиков А. Я. Самоопределение индивида (социально философский анализ): Дисс. докт. пед. наук. — Екатеринбург, 1993. — 328с.

42. Голунов Е. М. Профессиональная ориентация на сельскохозяйственное производство в процессе производительного труда учащихся. Дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1976. -182 с.

45. Гриншпун С. С. Оценка и развитие коммуникативных умений школьников// ШиП. 1995. — №5. — С. 92-93.

46. Гриншпун С. С. Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии// ШиП. 1995. — № 2. — С. 17.

47. Гриншпун С. С. Самооценка и выбор профессии // ШиП. 1995. — № 1.

48. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. — 84 с.

50. Дмитриев М. А. Становление и развитие политехнического образования и трудового воспитания в общеобразовательной школе республики Беларусь в 1919-1991 гг.: Автореф. дис. док-т. пед. наук. Минск, 1992. — 42 с.

51. Дуранов М. Е., Жернов В. И. Педагогические проблемы воспитания гражданственности. Магнитогорск: МГПИ, 1994.

53. Занимательная профориентация// ШиП. -1996. №1. — С. 94.

54. Затолока С. Н. Воспитательная роль социальной микросреды и проблемы ее активизации: Дисс. канд. фил. наук. М., 1988. -182с.

55. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1988. -270 с.

56. Захаров Н. Н., Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1989. -192 с.

57. Иванова С. В. Деятельность мастера производственного обучения по ориентации учащихся ПТУ на инженерно-педагогические профессии: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1992. -1бс.

58. Иовайша JI. А. Основы подготовки учащихся к выбору профессии: Дисс. докт. пед. наук. Вильнюс, 1970. -432 с.

59. Йовайша JI. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников: Пер. с лит. М: Педагогика, 1982. -128 с.

60. Калашников А. Г. Индивидуально-трудовая школа: 3-е изд. М., 1924. -120 с.

61. Карпенко JI. Я. Психология: Словарь. М., 1990. — С. 66-67.

62. Керестень И. Система профориентационной работы в общеобразовательной школе ВНР. Ужгород, 1987. -190 с.

63. Кирин М. В. Инновации в обучении. Метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. — 224 с.

64. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1988. -112с.

65. Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание, 1993. -96 с.

66. Климов Ё.А. Психология профессионального самоопределения, Ростов на Дону: Изд. «Феникс», 1995. — 512с.

67. Кодыров К.С. Педагогические основы формирования у старшеклассников неполной средней школы профессиональных первоначальных знаний и умений: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Душанбе, 1991. — 24 с.

68. Конаржевский Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса управления школой. М., 1986. — 156 с.

69. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. -117 с.

70. Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения. М.: Педагогика, 1982. — 190 с.

71. Коротун О. А. Формирование личных жизненных планов фактор активного профессионального самоопределения учащихся общеобразовательной школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М. 1992. — 16 с.

72. Крупская Н. К. Педагогические сочинения. М.: Изд-во АПН РСФСР. -1959. — 365 с.

73. Крупская Н. К. О политехническом образовании, трудовом воспитании и обучении. М.: Просвещение, 1981. — 271 с.

74. Кыверялг А. А. Исследование проблемы политехнической и профессиональной ориентации молодежи. Таллин, 1975. -75 с.

76. Левин Ю. К., Годник С. И. Деловое содружество школы и университета// ШиП. 1995. — №. — С. 20.

77. Левитов Н. Д. Профессиональная ориентация и школа. М., 1925. -36 с.

78. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. -304 с.

79. Лейтес Н. С. Умственные способности. М.: Педагогика, 1971. -99с.

80. Лихачев Б. Т. Педагогика. М.: Прометей, 1996. -463 с.

81. Лотман Ю. М. и тартуско московская семиотическая школа. — М.: Гно-зис, 1994. — 560 с.

82. Луначарский А. В. О воспитании и образовании / Под ред. А. М. Ар-сеньева. М.: Педагогика, 1976. — 640 с.

84. Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. СП б.: Питер Ком, 1998,- 688 с.

85. Макаренко А. С. Сочинения в 7-и томах. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1964. -т. 4.

86. Макаренко А. С. Выбор профессии // Собр. соч.: В 7 т. М., 1958. -Т. 5. -С. 392-450.

87. Макаренко А. С. Методы воспитания //Собр. соч. в 7 т. М., 1958. — Т. 5. -С. 116-391.

88. Маранцман В. Г., Чирковская Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М.: Просвещение, 1977. — 206 с.

89. Матушкин С. Е., Терехин М. Н. Связь теории с практикой в процессе обучения, Челябинск, 1973. — 104 с.

92. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 193 с.

94. Морозов В. П., Соловьев А. С. Художественный тип человека. М.: МГТС, 1994. — 229 с.

95. Мусабаев Т. Г. Пути повышения эффективности ориентации школьников на массовые рабочие профессии в условиях районов с избытком трудовых ресурсов: На материалах УзССР: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1991. -18 с.

96. Назимов И. Н. Экономические и педагогические проблемы профориентации. Киев, 1976. -76 с.

97. Назимов И. Н. Профессиональная ориентация между прошлым и будущим// ШиП. -1997. № 1. с. 89-96.

98. Народная педагогика основа воспитания подрастающего поколения: Методич. рекомендации. — Уфа, 1992. — 47 с.

99. Найн А. Я. Инновации в образовании, Челябинск: ГУПТО адм. Че-ляб. области, Челяб. фил. ИПОМО РФ, 1995. — 288 с.

100. Найн А. Я. Педагогические основы управления отраслевой системой профессионального обучения рабочей молодежи: Учебное пособие к спецкурсу. Челябинск: ЧГПИ, 1985. — 96 с.

101. Общая концепция системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ: Программа для уч-ся 8-9 классов «Твоя профессиональная карьера». М.: Просвещение. — 1994. — С. 3.

102. Озерова Т. В. Изучение художественных памятников родного края как средство совершенствования профессионально-эстетической подготовки учителя начальных классов. М., 1989. -155 с.

103. Оссовский В. Л. Формирование трудовых ориентаций молодежи. -Киев, 1985. -56 с.

104. Павлютенков Е. М. Кем быть? Киев, 1989. -79 с.

105. Платонов К. К. Психология труда. М.: Профиздат, 1979. — 216 с.

106. Плотникова Т. А. Педагогические условия преемственности работы по профориентации детей в детском саду и начальной школе: Автореф. дисс. канд. пед. наук М., 1992. — 18 с.

107. Подготовка школьников к труду в условиях рыночной экономики: Методические рекомендации. Уфа, 1992. -23 с.

108. Поляков В. А. Школа и выбор профессии. М.: Педагогика, 1987. -176 с.

109. Политехническое образование и всестороннее развитие/Под ред. П. Р. Атутова. М.: Педагогика, 1984. — 128 с.

110. Поташник М. М. Эксперимент в школе: организация и управление. -М., 1992. 126 с.

111. Пряжников Н. С. Профориентационные игровые упражнения//ШиП. 1996.-№2.-С. 92.

112. Пряжников Н. С. Оценка эффективности профессионального самоопределения // ШиП. 1997. — N2. — С. 92-96.

113. Пряжников Н. С. Помощь учащимся в выборе профиля обучения в УПК//ШИП. 1995. — №3. — С. 84.

117. Савиных В. JI. Совместная деятельность РАПО и органов народного образования по ориентации школьников на профессии агропрома: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Челябинск, 1982. -19 с.

118. Сазонов А. Д. Профессиональная ориентация учащихся в советской школе. Челябинск: ЧГПИ, 1974. -334 с.

119. Сазонов А. Д., Симоненко В. Д., Аванесов В. С. и др. Профессиональная ориентация учащихся. М.: Просвещение, 1988. -223 с.

120. Сазонов А. Д., Калугин Н. И., Менщиков А. П. и др. Профессиональная ориентация молодежи. М.: Высшая школа, 1989. -272 с.

121. Сазонов А. Д. и др. Профессиональная ориентация: Научно-методическое пособие. Курган: КГУ, 1999. — 32 с.

122. Сахаров В. Ф., Сазонов А. Д. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.

126. Симоненко В.Д. Основы профессиональной культуры. Брянск ГПУ, 1997.-304 с

128. Суханов И.В. Обычаи, традиции, преемственность поколений. М.: Педагогика, 1976,- 175 с.

129. Сухомлинский В. А. Трудовое воспитание // Пед. соч. в 3-х т. М., 1980. -Т. 2.-С. 292-327, 344-351.

131. Тайчинов М. Г. Педагогические основы формирования нравственного сознания и активного поведения учащихся в процессе общественно-полезной деятельности: Автореф. дисс. докт. пед. наук. Тбилиси, 1985.-51 с.

132. ТитмаМ. X. Социально-профессиональная ориентация учащейся молодежи. Тарту, 1974. — 68с.

133. Толстов Н. С. Педагогические основы управления экономическим воспитанием школьников в процессе трудовой подготовки. М., 1992. -20с.

134. Томин Н. А. Педагогические основы производительного труда школьников. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во. 1976. -219 с.

135. Трудовое начало школы: Концепция трудового воспитания. -М.: ВНИК «Школа», 1990. 44 с.

136. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся школ Крайнего Севера: Учебное пособие / Ответственный редактор Н. В. Промо-торова. Новосибирск: Изд. НГПИ, 1988. — 152 с.

137. Тураев С. В., Тимофеев J1. И., Вишневский К. Д. и др. Литература: Справочные материалы. -М.: Просвещение, 1988. 335 с.

138. Федоришин Б. А. Профконсультационная работа со старшеклассниками. -Киев, 1980. 101 с.

141. Чебышева В.В. Психология трудового обучения. М.: Высшая школа, 1983.-239 с.

143. Чистяков Н. Н., Буянова Т. А., Касаткина Н. Э. Учителю труда о профессиональной ориентации учащихся. -М.: Просвещение, 1982. -175 с.

144. Чистякова С. Н. Профессиональная ориентация школьников: Из опыта работы школ Латвийской ССР. М.: Педагогика, 1983. -96с.

146. Чистякова С. Н. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб. Кемерово: Кемеровский областной институт усовершенствования учителей, 1995. -143 с.

147. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., 1981. -9бс.

148. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1965. -328с.

150. Шубкин В. Н. Социологические опыты. М.: Мысль, 1970. -288с.

151. Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979. — 84 с.

152. Ядов В. А. Активность личности в социалистическом обществе. Москва-Варшава, 1974. -185с.

153. Янко М. Д. Литературное Зауралье: Курган, 1960. — 184с.1. АНКЕТАготовности к профессиональному самоопределению

154. Выберите профессию наиболее для Вас значимую.

155. Какими общечеловеческими качествами должен обладать представитель данной профессии?

156. Какие профессиональные умения отличают представителя этой профессии?

157. В чем заключается актуальность и содержание этой профессию?

158. Готовите ли Вы себя к избранной профессии?

159. Пробовали ли работать по данной профессии?

160. Оцените свою пригодность к данной профессии по пятибалльной шкале.

161. Назовите представителей данной профессии, известных Вам.

162. Откуда Вам стало известно о данной профессии?1. АНКЕТАна выявление нравственной позиции старшеклассников

163. Цель и смысл Вашей жизни? Чем Вы дорожите?

165. Модель «Я и мир» Те, кто положительно влияет на меня (родители, спорт, друзья, книги)

166. Те, кто влияет на меня отрицательно1.I I IЯ1.I I I

167. На кого я сам положительно влияю (на друзей, родителей, родственников)

168. На кого я сам отрицательно влияю

169. Модель «Я концепция» относительно Литературные герои, с которых я хотел бы брать примерлитературных героев

170. Те, с которых я уже беру пример

171. Кто из литературных героев Вам особеннонеприятен?

Особенности профориентационной работы с подростками

Подростковый возраст — это период первичной, амбивалентной оптации. Отрочество — один из самых ответственных периодов становления личности. В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям.

Подражание внешним формам поведения взрослых приводит к тому, что мальчики-подростки ориентируются на романтические профессии «настоящих мужчин», обладающих сильной волей, выдержкой, смелостью, мужеством (летчик-испытатель, космонавт, автогонщик и др.). Девочки начинают ориентироваться на профессии «настоящих женщин», обаятельных, привлекательных, популярных (топ-модель, эстрадная певица, телеведущая и др.). Ориентация на романтические профессии складывается под влиянием средств массовой информации, тиражирующих образцы «настоящих взрослых», формированию такой романтической профессиональной ориентации способствует также стремление подростков к самовыражению и самоутверждению.

Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты. Эти ориентации способствуют появлению новых профессионально ориентированных мотивов учения, инициируют саморазвитие качеств, способностей, присущих представителям желаемых профессий.

Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения .

Профориентация в последнее время претерпели существенные изменения. Причин этому несколько.

Первая причина — модернизация всей системы образования, при которой профориентация и профориентация стала естественным продолжением всей психолого-педагогической работы с учащимися, повышая мотивацию к самой учебной деятельности и расширяя представления о будущих социальных перспективах.

Вторая причина заключается в том, что мир профессии стал более дифференцированным, количество профилей подготовки специалистов и направлений работы увеличилось в разы.

Третья причина — повышение доверия со стороны населения к профориентационным и психологическим услугам, понимание необходимости их прохождения в молодом и взрослом возрасте, осознание важности этого этапа профессионального самоопределения.

Современный подход к профориентации подразумевает согласованную работу многих социальных институтов: школа, различные психологические центры (медико-социально-психологические, центры занятости, центры профориентации молодежи и др.), клубы и дома технического творчества, профессиональные учебные заведения, общественные организации, правоохранительные органы (работающие с молодежью), средства массовой информации и т.п. Учитывая большую включенность различных организаций, необходима грамотная координация этой работы. В настоящее время в качестве такого координатора чаще всего выступает школа, а в ней — психологи и социальные педагоги, в редких случаях открываются специализированные профориентационные центры городского или окружного подчинения .

В любом случае, работа профориентологов имеет четыре основных блока.

Информационный блок. Он включает обеспечение оптанта разнообразной достоверной информацией о современных профессиях, учебных заведениях и организациях, предоставляющих рабочие места, о рынке труда и о том, как планировать свою карьеру.

С учетом комплексного подхода информирование о профессиях должно начинаться с дошкольного возраста. Сначала оно проходит в виде игры, затем (младший и средний школьный возраст) в виде тренингов, и в старшем подростковом возрасте это могут быть образовательные выставки, дни открытых дверей, ярмарки вакансий, встречи со специалистами, представителями различных вузов и организаций, презентации, семинары, посвященные профориентационной тематике.

Большое значение для информирования оптантов имеют специальные справочники, статьи в СМИ, видеоматериалы, сайты, содержащие информацию об учебных заведениях, описания профессий, полезные статьи, рейтинги вузов и специальностей, обзоры рынка труда, интернет-форумы.

Развивающий блок. Он включает формирование различных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной профессией и дальнейшего успешного трудоустройства.

На начальных этапах профориентационной работы акцент делается на развитие общих способностей знаний, умений и навыков. А в дальнейшем, в подростковом возрасте, работа ведется в виде тренингов и мастер-классов, развивающих отдельные компетенции, необходимые для успешного освоения профессии или для оптимизации обучения; тренингов личностного роста, повышения учебной и трудовой мотивации; деловых оргдеятельностных игр, позволяющих примерить на себя различные профессиональные роли и воспроизвести ситуацию трудовых отношений и решения специфических задач в группе; коучинговых технологий; психотехнических упражнений, развивающих навыки саморегуляции; компьютерных программ, например («Интеллект-тренажер»); обучающих консультаций, формирующих навыки эффективного поиска работы, составления резюме, самопрезентации и адаптивного поведения на современном рынке труда.

Активизирующий блок. Здесь проводится работа по формированию внутренней готовности к самостоятельному и осознанному построению своего профессионального и жизненного пути.

Особенности этой работы заключаются в том, чтобы путем использования элементов игры, нестандартных вопросов и провокаций вызвать у подростка интерес к проблематике профессионального самоопределения, по-новому взглянуть на привычные явления, заставить задуматься о себе, о явных и скрытых особенностях профессий, о жизненных ценностях и их связи с предполагаемым путем профессионального развития.

В этой работе используются активизирующие опросники, настольные и интерактивные игры, различные практики и стажировки непосредственно на рабочих местах.

Диагностико-консультационный блок. Профориентационная работа в этом направлении ведется с подросткового возраста, так как только с 14 — 15 лет подросток воспринимает себя человеком мира и может осознанно сделать профессиональный выбор. Целью этой работы является установление соответствия оптанта тому или иному виду деятельности путем сопоставления личностных особенностей с требованиями к профессии.

Здесь широко применяются интервью-собеседование и анкетирование, профориентационное и психологическое консультирование, профориентационные тесты и комплексы тестирования, оценивающие потенциал обследуемых и их профессионально важные качества (компетенции).

Основным результатом профориентационной работы является не только подбор конкретной профессии, подходящей оптанту, но и развитие его профессионально важных качеств. В связи с этим в рамках комплексного подхода необходимо развивать две основные группы качеств.

Качества, гарантирующие профессиональную направленность личности. Система эмоциональных ценностных отношений человека, которая определяет соответствующую иерархическую структуру мотивов, побуждающих человека к самоутверждению в профессиональной деятельности. Профессиональная направленность характеризуется как идеи, убеждения, принципы, взгляды, отношения.

Качества, определяющие профессиональную компетентность личности. Существуют два вида профессиональной компетентности: предметно-профессиональная компетентность и социально-профессиональная компетентность. Также учитываются особенности психофизиологии: когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы, темперамента и характера .

Таким образом, современная профориентационная и профконсультационная работа должна вестись по нескольким направлениям (информационное, развивающее, активизирующее) и быть направлена на развитие профессионально важных качеств подростка.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *