ПРИЗВАНИЕ МАТФЕЯ

НА АПОСТОЛЬСКОЕ СЛУЖЕНИЕ

(Матфей, 9:9; Марк, 2:14; Лука, 5:27-28)

(9) Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.

(Мф. 9:9)

По традиции считается, что Апостол Матфей является автором первого Евангелия. Это подтверждают многие раннехристианские авторы (среди них и Отцы Церкви) — Псевдо-Варнава, Климент Римский, Поликарп, Иустин Мученик, Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген. Матфей не был особо выдающимся Апостолом, и скорее, казалось бы, первое Евангелие должно было быть написано Петром, Иаковом или Иоанном. Тем не менее предание не оставляет сомнений, что именно Матфей — автор его. Это, так сказать, «доказательства извне». Но имеются также «внутренние доказатель­ства» — упоминания (более частые, чем в других Евангелиях) о деньгах. Кроме того, в силу своей профессии — Матфей был сборщиком податей (мытарем) — он должен был быть грамотным человеком и уметь вести точные записи. Он постоянно называет себя сборщиком пошлин, то есть не скрывает, что занимался малопочетным в глазах современников делом. И это свидетельствует о присущем ему христианском смирении.

В искусстве Матфей изображается сидящим за столом, на котором рассыпаны деньги (монеты). Его могут окружать плательщики, принесшие ему свою мзду (Караваджо).

Караваджо. Призвание Матфея (1597—1599).

Рим. Капелла Контарелли в Сан Луиджи деи Франчези.

Приблизившийся к мытарю Христос обращается к нему со слова­ми: «Следуй за Мною». Он жестом призывает Матфея идти (особенно вырази­тельно этот жест передает Караваджо). Вместе с Христом могут быть один (Апостол Андрей) или несколько учеников. Матфей всем своим обликом выражает изумление и готовность следовать за Иисусом. Иногда он изображается поднимающимся со своего места, готовый идти за Ним.

Последовав за Христом, призванный Им мытарь устроил для своих друзей обед, о чем Евангелие от Матфея, то есть от самого устроителя пира, упоминает кратко. Лука же описывает его подробнее: «И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ним» (Лк. 5:29).

Лука и Марк называют мытаря не Матфеем, как первый евангелист, а Левием; Марк даже уточняет, что это был Левий Алфеев, то есть сын Алфея. Но в этом нет никакого противоречия. Все три евангелиста говорят об одном и том же лице. Различие в его именах объясняется тем, что у евреев был обычай иметь несколько имен: Марк и Лука называют призванного мытаря Левием, вероятно, потому, что так называли его все имевшие с ним дело как с мытарем.

Евангелист же Матфей называет его, то есть самого себя, Матфеем, тем именем, которым, вероятно, называли его не как мытаря, а как человека, личность, близкие родные. Тем же именем — Матфей — называют его евангелисты Марк и Лука, когда перечисляют позже двенадцать избранных Апостолов.

Поскольку в основу картин, изображающих Христа на пиру в доме мытаря, положен рассказ Луки, то сам сюжет называется Пир в доме Левия (а не Матфея). Роскошный пир с множеством народа изобразил на картине Паоло Веронезе.

Паоло Веронезе. Пир в доме Левия (1573). Венеция. Галерея Академии.

Художник никоим образом не придерживается исторической досто­верности в изображении персонажей и обстановки (в частности, пирующие не возлежат, как описывает трапезу Лука, а сидят за огромным столом, занима­ющим всю ширину пространства), а живописует пиршество в стиле венециан­ских торжеств XVI века.

ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Караваджо. Призвание Матфея (1597—1599). Рим. Капелла Контарелли в Сан Луиджи деи Франчези.

Паоло Веронезе. Пир в доме Левия (1573). Венеция. Галерея Академии.

Призвание святого Матфея

Итальянский: Vocazione di San Matteo

Художник

Караваджо

Год

1599–1600

средний

Масло на холсте

Размеры

322 см × 340 см (127 дюймов × 130 дюймов)

Расположение

Сан-Луиджи-деи-Франчези , Рим

Призвание святого Матфея является шедевром от Микеланджело Меризи да Караваджо , изображающий момент , в котором Иисус Христос воодушевляет Матфей следовать за ним . Он был построен в 1599–1600 годах для капеллы Контарелли в церкви французского прихода Сан-Луиджи-деи-Франсези в Риме , где она и остается. Он висит рядом с двумя другими картинами с изображением Матфея Караваджо: «Мученичество святого Матфея» (написано примерно в то же время, что и » Зов» ) и «Вдохновение святого Матфея» (1602 г.).

Комиссия

За десять лет до этого кардинал Матье Куантрель (по-итальянски Маттео Контарелли) оставил в своем завещании средства и конкретные инструкции для украшения часовни на темы, связанные с его тезкой, святым Матфеем. Купол часовни был украшен фресками покойного художника- маньериста Джузеппе Чезари , бывшего работодателя Караваджо и одного из самых популярных художников Рима того времени. Но когда Чезари занялся королевским и папским покровительством, кардинал Франческо дель Монте , покровитель Караваджо, а также префект Фабрики Святого Петра (Ватиканский офис церковной собственности), вмешался, чтобы получить для Караваджо его первую крупную церковную комиссию и его первую живопись с более чем горсткой фигур.

» Призвание» висит напротив «Мученичества святого Матфея» . В то время как Мученичество, вероятно, было первым, что началось, Зов , судя по отчетам, был первым завершенным. Заказ на эти две боковые картины — » Призвание» и » Мученичество» — датирован июлем 1599 года, а окончательный платеж был произведен в июле 1600 года. Между ними у алтаря находится «Вдохновение святого Матфея» (1602).

Тема сообщения

На картине изображена история из Евангелия от Матфея (Матфея 9: 9): «Иисус увидел человека по имени Матфей на своем месте в таможне и сказал ему:» Следуй за мной «, и Матфей встал и последовал за Ним». Караваджо изображает сборщика налогов Мэтью сидящим за столом с четырьмя другими мужчинами. Иисус Христос и Святой Петр вошли в комнату, и Иисус показывает на Матфея. Луч света освещает лица мужчин за столом, смотрящих на Иисуса Христа.

Личность Матфея

Есть некоторые споры по поводу того, какой человек на картинке — Святой Матфей, ​​поскольку удивленный жест бородатого мужчины за столом можно интерпретировать двояко.

Большинство авторов » Призвания» полагают, что святой Матфей — бородатый мужчина, и видят, что он указывает на себя, как будто спрашивая «Меня?» в ответ на призыв Христа. Эта теория усиливается, если принять во внимание две другие работы из этой серии, «Вдохновение святого Матфея» и «Мученичество святого Матфея» . Бородатый мужчина, изображающий святого Матфея, появляется во всех трех произведениях, причем он однозначно играет роль святого Матфея как в «Вдохновении», так и в «Мученичестве».

Более поздняя интерпретация предполагает, что бородатый мужчина на самом деле указывает на молодого человека в конце стола, чья голова опущена. В этом чтении бородатый мужчина спрашивает «Его?» в ответ на призыв Христа, и картина изображает момент непосредственно перед тем, как молодой Матфей поднимает голову, чтобы увидеть Христа. Другие писатели описывают картину как заведомо двусмысленную.

Личность Христа

Некоторые ученые предполагают, что Иисус изображается как Последний Адам или Второй Адам, как указано в Новом Завете. Это видно в руке Христа, когда она тянется к Матфею. Это почти зеркальное отражение руки Адама из «Сотворения Адама» Микеланджело, тезки Караваджо. Дважды в Новом Завете проводится четкое сравнение между Иисусом и Адамом. В Послании к Римлянам 5: 12–21 Павел утверждает, что «как непослушанием одного человека сделались многие грешниками, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Римлянам 5:19, NIV. ). В 1 Коринфянам 15:22 Павел утверждает, что «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут», а в стихе 45 он называет Иисуса «последним / окончательным / последним Адамом».

Стиль

Три смежных полотна Караваджо в капелле Контарелли представляют собой решительный переход от идеализирующего маньеризма, последним крупным практиком которого был Чезари, к более новому, более натуралистическому и предметно-ориентированному искусству, представленному Караваджо и Аннибале Карраччи : они оказали большое влияние в своем творчестве. день.

В некотором смысле, большинство плебейских обитателей денежного стола Леви , почти в натуральную величину, эквивалентны, если не моделированы этими людьми, на других картинах Караваджо, включая знаменитую светскую жанровую картину Караваджо » Кардошарпы» (1595).

На этой картине мрак и заброшенное окно помещают стол в помещении. Христос приносит истинный свет в темное пространство сидящих сборщиков налогов. На этой картине изображено столкновение двух миров — неотвратимой силы бессмертной веры и приземленного , пижонского мира Леви. Иисус пронзает его лучом света, очевидным легким жестом руки он проявляет неизбывную возвышенную гравитацию без необходимости ломать мирские мускулы. Босые ноги Иисуса — это классическая простота в отличие от изящных бухгалтеров; Босиком тоже может символизировать святость, как будто человек находится на святой земле. Подобно своему обращению с Павлом в книге » Обращение по дороге в Дамаск» , Караваджо ведет хронику того момента, когда распорядок дня прерывается чудесами. Вокруг человека, который станет Мэтью, находятся либо невнимательные, либо невозмутимые прохожие.

Зрители Караваджо увидели бы сходство между жестом Иисуса , как он указует на Матфей, и жест Бога , как он будит Адам Микеланджело «s Сикстинской капеллы . Судя по линии левой руки Христа, Матфея приглашают последовать за ним в мир в целом. «Эта четкая разборчивость, столь отличная от многих маньеристских картин, … объясняла огромную популярность работы». Однако положение руки Христа отражает положение руки Адама в Сикстинской капелле; Церковь считала Христа вторым Адамом.

Ответы

Папа Франциск сказал, что в молодости часто ездил в Сан-Луиджи, чтобы полюбоваться картиной. Ссылаясь на протянутую руку Христа и ответ Матфея, Франциск сказал: «Это я, грешник, на которого Господь обратил взор».

Другие картины на ту же тему

Есть много других ранних современных представлений о призвании Матфея. Две из них были написаны раньше Караваджо, но маловероятно, что Караваджо встречался с ними.

  • Версия Карпаччо в Академии в Венеции
  • Версия Маринуса ван Реймерсвале (1536 г.)
  • Производная версия Джованни Ланфранко (1626–28)
  • Версия испанского художника Хуана де Пареха (1661 г.), найденная в музее Прадо в Мадриде.
  • Хендрик тер Бругген
  • Версия Бернардо Строцци (1620 г.) в Художественном музее в Вустере , Массачусетс
  • Другие связанные картины кардных шарфов включают изображение Караваджисти Валентина де Булонь в Национальной галерее искусств.

Ссылки

  • Джон Гэш,Караваджо, 2003 ISBN 1-904449-22-0
  • Хелен Лэнгдон, Караваджо: Жизнь , 1998 ISBN 0-374-11894-9

внешние ссылки

СМИ, связанные с призванием святого Матфея Караваджо на Викискладе?

  • Призвание святого Матфея Анализ и критический прием
  • ibiblio.org
  • «Увидеть старый шедевр новыми глазами» (Елизавета Лев в «Зените»)
  • умная история: призвание святого Матфея Караваджо

«Призвание апостола Матфея» (итал. Vocazione di san Matteo) — картина Караваджо, выполненная им для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези в 1599 году.
По завещанию богатого строительного подрядчика Матьё Контреля (Маттео Кантарелли) капелла в честь евангелиста Матфея в церкви французской общины Сан-Луиджи-деи-Франчези должна была быть оформлена фресковыми росписями. Тематика росписей и их количество были строго оговорены завещателем. В 1593 году контракт на эти работы был подписан с известным римским художником Чезари д’Арпино (Cavalier d’Arpino), бывшим хозяином Караваджо и его соперником. Однако весьма популярный д’Арпино, заваленный заказами, к 1599 году выполнил лишь роспись свода капеллы. Из-за опасений, что к юбилейному году церковь так и не будет оформлена, и, учитывая недовольство французского посла Филиппа де Бетюна, распорядитель фонда Контарелли Вирджилио Крешенци разорвал договорённость с д’Арпино и обратился к Караваджо. Это была первая работа художника, предназначенная не для частных заказчиков, а для широкой публики. Караваджо отказался от фресковой живописи и выполнил заказ на больших холстах. Первая картина «Призвание апостола Матфея» накануне рождества была доставлена в церковь из дворца Навичелла, где располагалась тогда мастерская художника. Произведение Караваджо считается одной из самых значительных картин на редко встречающийся в изобразительном искусстве евангельский сюжет о призвании Матфея.
Согласно Евангелию, Иисус увидел мытаря Левия (Матфея) у ворот Капернаума и призвал его на апостольское служение — Мф. 9:9:
Караваджо трактовал сюжет как сцену из современной жизни. В тени за столом идёт подсчёт дневной выручки мытаря Левия, в чем ему помогает старик в очках. Охранники, вооружённые молодые люди, одетые по последней моде повернули головы в сторону вновь прибывших. Одежда мытаря свидетельствует о его состоянии. Из всех присутствующих лишь Левий понял, кто стоит перед ним. В изумлении, он вопросительно указывает на себя, ожидая подтверждения.
Поток света, падающий с той стороны, где стоят Иисус и апостол Пётр, прорывает мрак. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. Его направление также организует взгляд зрителя, заставляя его читать сцену слева направо. Фигуру Иисуса почти полностью закрывает Пётр — лишь голова и рука ярко выделены на тёмном фоне. Иисус появился лишь на мгновение — его босые ноги повёрнуты к выходу. Караваджо трижды повторяет жест вытянутой руки, исследователи видят в нём сходство с мотивом из «Сотворения Адама» Микеланджело в Сикстинской капелле.
В отличие от произведений маньеристов, изобразительный язык Караваджо был ясен и неподготовленному зрителю и именно это создало огромную популярность его картинам.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

ещё …[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *