Снова (ст. 20) слушатели побуждаются (ср. 21 Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность,Притч. 3:21 , 2 так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению;Притч. 2:2 и др.) к особенно внимательному восприятию наставлений мудрости, которые для исполняющих их являются не только питающими и поддерживающими истинную жизнь духа, но также благотворными для самого тела (ст. 22: мысль подобная выраженной в словах Апостола, «благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей», (8 ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.1 Тим. 4:8). Но чтобы человек получил надлежащую устойчивость в добре и неодолимость со стороны приражений зла, всякому ревнителю мудрости – благочестия необходимо со всею тщательностью, более всяких других сокровищ, хранить свое сердце (евр. лев): «потому что из него источники жизни» (евр. тоцео хаим, LXX: ἕξοδοι ζωῆς). Сердце, по библейскому представлению служит центром, средоточием как физически органической природы человека (27 Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши во веки!Пс. 21:27, 5 сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой;Пс. 101:5; 5 Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло.Ис. 1:5; 18 Пути твои и деяния твои причинили тебе это; от твоего нечестия тебе так горько, что доходит до сердца твоего.Иер. 4:18), так и душевной и духовной жизни его (3 Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому.Пс. 83:3; 20 Но, Господи Саваоф, Судия праведный, испытующий сердца и утробы! дай увидеть мне мщение Твое над ними, ибо Тебе вверил я дело мое.Иер. 11:20, 10 Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его.Иер. 17:10), частнее – не только разного рода ощущений, чувств и эмоций (11 уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка;Притч. 31:11, 12 и скажешь: «зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением,Притч. 5:12, 12 Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание — древо жизни.Притч. 13:12; 15 И сказала ему : как же ты говоришь: «люблю тебя», а сердце твое не со мною? вот, ты трижды обманул меня, и не сказал мне, в чем великая сила твоя.Суд. 16:15), но и высших обнаружений духа, как то: решений воли (7 И отвечал оруженосец: делай все, что на сердце у тебя; иди, вот я с тобою, куда тебе угодно.1 Цар. 14:7; 17 У Давида, отца моего, было на сердце построить храм имени Господа Бога Израилева;3 Цар. 8:17 и др.), ведения и силы разумения (2 И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце.3 Цар. 10:2 17 И он открыл ей все сердце свое, и сказал ей: бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди.Суд. 16:17; 16 К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости нет разума.Притч. 17:16, 14 Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью.Притч. 15:14, 7 и увидел среди неопытных, заметил между молодыми людьми неразумного юношу,Притч. 7:7, 4 «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала:Притч. 9:4), наконец, как центр и носитель нравственной жизни (12 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.Пс. 50:12; 6 И сказал Соломон: Ты сделал рабу Твоему Давиду, отцу моему, великую милость; и за то, что он ходил пред Тобою в истине и правде и с искренним сердцем пред Тобою, Ты сохранил ему эту великую милость и даровал ему сына, который сидел бы на престоле его, как это и есть ныне;3 Цар. 3:6, 4 И если ты будешь ходить пред лицем Моим, как ходил отец твой Давид, в чистоте сердца и в правоте, исполняя все, что Я заповедал тебе, и если будешь хранить уставы Мои и законы Мои,3 Цар. 9:4; 10 И вот — навстречу к нему женщина, в наряде блудницы, с коварным сердцем,Притч. 7:10 и мн. др.). В этом последнем значении ветхозаветно-библейское «сердце» ближе всего подходит к христианскому понятию «совесть»; в этом смысле, в смысле чистого нравственного сознания (ср. новозаветное ἀγαθὴ συνείδησις 5 Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры,1 Тим. 1:5, 19; 16 Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.1 Пет. 3:16), сердце употреблено и здесь 23 Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.Притч. 4:23, (ср. 12 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.Пс. 50:12 ; 6 Крепко держал я правду мою и не опущу ее; не укорит меня сердце мое во все дни мои.Иов. 27:6; 31 то не будет это сердцу господина моего огорчением и беспокойством, что не пролил напрасно крови и сберег себя от мщения. И Господь облагодетельствует господина моего, и вспомнишь рабу твою .1 Цар. 25:31)…

Ж. Призыв «приобретать мудрость» и любить ее (4:1-27)

Прит. 4:1-5. Здесь первоначальное обращение Соломона адресовано не к сыну (как в первых трех главах), а к детям. Подразумевается, что то отцовское наставление (стих 4), которое они слышат теперь от него, они впоследствии передадут собственным детям.

Слову учение в стихе 2 соответствует еврейское тора, т. е. тут подразумевается наставление в Моисеевом законе, которое передается от отца к сыну, а от него — к его сыновьям; это наставление в трех поколениях служит своеобразной иллюстрацией к сказанному во Втор. 6:2. Внимать заповедям отца значит учиться разуму (стих 1) и приобретать мудрость (стих 5), которыми необходимо пользоваться в практической повседневности, ибо в них источник жизни (окончание стиха 4), защиты (стих 6) и чести (стихи 8-9).

В стихе 3 Соломон ссылается на своего отца, т. е. на царя Давида, и на свою мать — Вирсавию. Однако у Вирсавии было от Давида четыре сына, включая Соломона (1-Пар. 3:5). Это «несоответствие» во многих древнееврейских источниках устраняется изменением 2-ой фразы стиха 3, который звучит в том смысле, что Соломон был «единственным нежнолюбимым» у Вирсавии среди братьев своих.

Прит. 4:6-9. В этих стихах мудрость (хокма) снова выступает в облике женщины, скорее даже жены, которую следует любить и не оставлять (сравните с фразой в стихе 7: всем имением твоим (т. е. не жалея для этого ничего) приобретай разум). Как любящая жена, станет мудрость заботиться о том, кто дорожит ею (она будет охранять… оберегать тебя; она возвысит тебя и прославит… если ты прилепишься к ней; стихи 6,8). «Прославление мудростью» в стихе 9 есть образ всевозможных благих последствий ее.

Прит. 4:10-19. Последствия эти конкретизируются в стихах 10-12. Мудрость сулит долгую жизнь (стих 10) в согласии с законом (имеющий ее пойдет «стезями прямыми»; стих И) и потому свободную от тяжелых препятствий и переживаний (стих 12). В стихах 14-19 — предостережения от соблазна вступить на стезю нечестивых, ибо это «стезя» зла и нечистых страстей, сопряженная с постоянными опасностями и не сулящая душевного мира. В стихе 18 — образ неуклонного возрастания праведного в мудрости, ибо в мудрости и благочестии невозможно остановиться, «застыть», «не восходить (на протяжении жизни) выше и выше»; отсюда сравнение с солнцем, достигающим в движении своем зенита. В стихе 19 — противопоставление светозарной стези праведных пути беззаконных, который есть тьма и опасность.

Прит. 4:20-27. Вновь следует призыв (на этот раз к «сыну») внимать мудрым речам отца, потому что, в этом залог здоровой (как в физическом, так и в нравственном отношении) жизни (стих 20, 22). Первая фраза стиха 21 может быть понята как «имей (их) постоянно в виду». Храни речи отца внутри сердца, призывает Соломон в стихе 21 и продолжает в стихе 23: Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни. «Сердце» здесь понимается сугубо по-библейски, и в таком именно понимании «термин» этот часто употребляется на страницах Священного Писания. к примеру, Лук. 6:45. Речь идет о сердце, которое не только является необходимейшим органом человеческого тела (без которого тело не живет); оно и средоточие, источник эмоциональной, нравственной и духовной жизни. Оно «ответственно» за слова, сходящие с уст человека (стих 24), за то, видит ли он вещи в истинном, правдивом свете (стих 25), и за поведение его и поступки (символизируются понятиями «стези» и пути; стихи 26-27).

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *