Труд – основа основ, начало начал, сила из сил. Трудиться хлопотно, тяжело, но всё в жизни даётся трудом. О труде можно хитрое словесное кружево плести, можно и сказку рассказать.

«Как труд человека меняет»
Автор сказки: Ирис Ревю

Совсем разленился Митрофан. А соседям жалуется:
— Приболел, всякие хвори начали цепляться.

Народ уж поля пшеницей засевать начал, а Митрофан всё охает.

И вот однажды постучался к Митрофану главный работник по имени Труд Иванович, и строго спрашивает:

— Отвечай, Митрофан, по добру по здорову, почему не начинаешь сев?

— Приболел немного.

— А знаешь ли ты, Митрофан, что от лени человек болеет, а от труда здоровеет? – спросил его Труд Иванович.

Поднялся Митрофан, подпоясался, да и пошёл в поле. А там все трудятся. И Труд Иванович здесь же. Кому подмигнёт, кого пожурит, но всем помогает.

И Митрофану помог, когда тот работать начал. Обрадовался Труд Иванович, что Митрофан лениться перестал. Правильно, не век же парню на печи сидеть.

А Митрофан, поработав, совсем другим стал: щеки порозовели, глаза горят. Куда только хвори подевались? Убежали, наверно, в царство Лени-матушки.

Да, не зря молвится пословица: «От лени человек болеет, а от труда здоровеет».

Вопросы к сказке «Как труд человека меняет»

Почему Митрофан не приступал к севу?

Кто отправил Митрофана в поле?

Изменил ли труд Митрофана?

Кто помог Митрофану в работе?

Должны ли люди помогать друг другу в работе?

Почему человек от лени болеет, а от труда здоровеет?

Какие ещё пословицы о труде ты знаешь?

Заявка на конкурс «Придумай сказку!»

Данные для диплома

Номинация и название конкурсной работы

E-mail, с которого отправляется письмо

Размер оплаченного оргвзноса, т. е. 240руб. или 390руб. и адрес *

Если оплачен сборник, то написать сумму оплаты и адрес.

Ф.И.О (полностью)

Сокращенное название организации

Бербега Наталья Иосифовна

учитель начальных классов первой квалификационной категории

Крым Воинская ОШ 1-3 ступеней

Сказка «Счастье труда»

390 руб.

96033 Крым, Красноперекопс-кий район с.Воинка ул. Ленина 40а, Воинская СОШ 1-3 ступеней (для Бербега Натальи Иосифовны)

Нет

Сказка «Счастье труда»

Было это так давно,
Где-то очень далеко,

За морями и лесами,
За высокими горами,
В той неведомой стране

Жил старик в здравом уме.

У него было три сына:

Три надежных верных тыла,
Три высоких молодца,

Три красивых удальца.
Жили в радости, в печали,

Шли года- не замечали.

Стал отец уж очень стар

Сыновей к себе позвал:
— Вы, сынки, мои родные,

Стали вы совсем большие,

И чтоб в мире этом жить,
Нужно правдой дорожить.

Заниматься любым делом,

Жертвовать душой и телом.

А чтоб делу обучиться

Нужно просто не лениться.

Вы пойдите, мои дети,

Походите вы на свете

Обучитесь – ремеслу,

Научитесь – мастерству,

Чтобы труд вас прокормил –

Чтоб народ благодарил…

Разбрелись они по свету,

Долго ждал отец ответа,

Но, не слышно, ни привета

От сыночков, ни ответа.

Загрустил отец в печали,

А тем, временем издали

Старший сын вот возвратился,

Только слез с коня, умылся,

Стал отец чадо пытать:

— Что на свете смог узнать?

Старший молвил без отказу,

-Поведал,- сказал он сразу,

Очень многое, отец,

Да, узнал я, наконец,

Языков, нездешних, много,

Не суди, отец, ты строго,

Ведь смогу теперь понять,

Где, да что нам лучше брать,

В речь вступлю я с иноземцем

Я пойму визит туземцев.

— Говорит отец в ответ,

Видел много, спору нет.

Да язык – благое дело,

Говоришь, ты так умело

Только ждать будешь купцов,

Тех заморских молодцов,

А себя нужно кормить,

Правильно и честно жить…

Вот прошло ни день, ни два

Средний слез с коня едва:

Он усталым возвратился

Видно славно он трудился.

Радостно отец встречает

Грусть, в глазах, он замечает.

Стал он спрашивать сынка

Что да как, зачем, куда?

Молвит средний сын в ответ

Я объездил белый свет:

Я царю был рад служить

На придворье царском жить.

Там хозяйство вел, старался

Делом тихо занимался.

Царь доволен мною был-

Но, уменье, не добыл.

Слушав сказ второго сына,

Старичок сказал уныло:

— Ведь в прислуге жить,

Так всю жизнь тужить.

Не умеешь ты трудиться,

А умеешь ты пожиться.

Ты играешься с судьбой,

Недоволен я тобой.

А третий брат не возвратился.

Отец вначале возмутился.

Быть может сталася беда?

Ведь нет ни слуха, ни следа.

Горевал старик уж долго,

Пошел искать (о если мог бы) ,

Да сын однажды возвратился,

Он к дому отчему явился,

В лохмотьях, грязный и усталый

Неразговорчив, очень вялый.

Вот стал расспрашивать отец:

— Ну расскажи же, наконец,

Чему, родной мой, научился?

Чего же в жизни ты добился?

— О, путь отец не легок был,

Учился мастерству и бедно жил.

Зато теперь, отец, могу трудиться,

Я людям добрым мог бы пригодиться.

У кузница я знанье получил

Своим приемам мудрым он меня учил.

Могу я плуг сковать, могу подкову,

Могу железо превратить я, к слову,

В хорошее орудие труда,

Теперь без хлеба я не буду никогда.

— Я горд тобою, сын ты мой,

Не нахвалюся я тобой.

Ты знание добыл – а это клад,

И в жизни будет только лад.

Тебе уменье пригодится,

Ведь смог ты делу обучиться.

Прошли года. Был молодцом,

А стал он знатным кузнецом.

И сказка учит нас трудиться,

Искать, работать – не лениться.

Ведь счастье кроется в труде,

А лень не ценится нигде!

Анастасия Фролова
Сказки по трудовому воспитанию

Копилка сказок , воспитывающее у детей трудолюбие

«Морозко» — где падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела — еще до свету.

«Маша и медведь» — где Маша пекла пирожки.

«Колобок» — где бабка взяла крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.

«Двенадцать месяцев» (народная сказка , а не её обработка Маршаком) – где падчерице с утра до ночи и присесть некогда было : то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.

«Мужик и медведь» (другое название — «Вершки и корешки» ) – где мужик сеет сначала репу, а на следующий год — рожь.

«Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» — где Марья-царевна села ткать. Всю ночь ткала и выткала ковер, какого в целом свете не видывали : на нем все царство расписано, с городами и деревнями, с лесами и нивами, и птицы в небе, и звери в горах, и рыбы в морях; кругом луна и солнце ходят.

«Репка» — где дед посадил репку».

«Зайкина избушка» — когда решили заяц и лиса избушки на зиму построить. Лисичка построила себе избушку из сыпучего снежка, а зайчик — из сыпучего песка».

«Дочь и падчерица» — где красная девица затопила печь, заварила кашу; откуда ни возьмись, мышка.

«Кривая уточка» — где уточка обернулась девушкой, избу вымыла, воды наносила и пирогов испекла.

«Лиса и журавль» — где лиса наварила манной каши и размазала по тарелке… На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком.

«Волшебная дудочка» — где с петухами сирота вставала, слезами умывалась, до полуночи по хозяйству управлялась. И пряла, и ткала, и по воду ходила, и дрова носила, и коров доила.

В некоторых сказках главные персонажи сами не трудятся (сказалась , видимо, мечта многих жить хорошо и при этом ничего не делать): работу за них выполняют другие, например :

«По щучьему веленью» — «Щука ему говорит :

— Запомни мои слова : когда что тебе захочется — скажи только : «По щучьему веленью, по моему хотенью»».

«Царевна-лягушка» — «Уложила царевича спать да сбросила с себя лягушечью кожу — и обернулась душой-девицей, Василисой Премудрою; вышла на красное крыльцо и закричала громким голосом : «Мамки-няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь, приготовьте мягкий белый хлеб, каков ела я, кушала у родного моего батюшки». То же самое с ковром — сама палец о палец не ударила.

«Сказка о Василисе Прекрасной» («Василиса Прекрасная» ) — «Василисе помогала её куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работою!. .Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет за Василису, та только отдыхает в холодочке да рвет цветочки, а у нее уж и гряды выполоты, и капуста полита, и вода наношена, и печь вытоплена. Куколка еще укажет Василисе и травку от загару.»

В волшебной сказке перед слушателем возникает иной, чем в сказках о животных, особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь.

«Это мир, где Иван-царевич мчится по темному лесу на сером волке, где страдает обманутая Аленушка, где Василиса Прекрасная приносит от Бабы Яги палящий огонь, где отважный герой находит смерть Кащея Бессмертного»..1

Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича. На это обратил в свое время внимание А.М. Горький:

«Герой фольклора – «дурак», презираемый даже отцом и братьями, всегда оказывается умнее их, всегда победитель всех житейских невзгод».2

Положительному герою всегда помогают другие сказочные персонажи. Так, в сказке «Три царства» герой выбирается на белый свет с помощью чудесной птицы. В других сказках героям помогают и Сивка-Бурка, и Серый волк, и Елена Прекрасная. Даже такие персонажи, как Морозко и Баба Яга, помогают героям за их трудолюбие, воспитанность. Во всем этом выражены народные представления о человеческой морали и нравственности.

Рядом с основными героями в волшебной сказке всегда чудесные помощники: Серый волк, Сивка-Бурка, Объедало, Опивало, Дубыня и Усыня и др. Они владеют чудесными средствами: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Образы положительных героев в волшебных сказках, помощники и чудесные предметы выражают народные мечты.

Образы женщин-героинь волшебных сказок в народном представлении необыкновенно красивы. О них говорят: «Ни в сказке сказать, ни пером описать». Они мудры, владеют колдовской силой, обладают недюжинным умом и находчивостью (Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна).

Противники положительных героев – темные силы, страшные чудовища (Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей Горыныч). Они жестоки, коварны и алчны. Так выражается представление народа о насилии и зле. Их облик оттеняет образ положительного героя, его подвиг. Сказочники не жалели красок, чтобы подчеркнуть борьбу между светлым и темным началами. По своему содержанию и по своей форме волшебная сказка несет элементы чудесного, необычного. Композиция волшебных сказок отлична от композиции сказок о животных. Некоторые волшебные сказки начинаются с присказки – шутливой прибаутки, не связанной с сюжетом. Цель присказки – привлечь внимание слушателей. За ней следует зачин, начинающий повествование. Он переносит слушателей в сказочный мир, обозначает время и место действия, обстановку, действующих лиц. Завершается сказка концовкой. Повествование развивается последовательно, действие дается в динамике. В структуре сказки воспроизводятся драматически напряженные ситуации.

В волшебных сказках троекратно повторяются эпизоды (с тремя змеями бьется на Калиновом мосту Иван-царевич, трех прекрасных царевен спасает Иван в подземном царстве). В них используются традиционные художественные средства выразительности: эпитеты (конь добрый, молодецкий, луг зеленый, травы шелковые, цветы лазоревые, море синее, леса дремучие), сравнения, метафоры, слова с уменьшительными суффиксами. Эти особенности волшебных сказок перекликаются с былинами, подчеркивают яркость повествования.

Примером такой сказки является сказка «Два Ивана – солдатских сына».

Зачин сказки изобилует бытовыми картинами и мало чем напоминает о волшебных обстоятельствах. В нем сообщаются обычные бытовые сведения: жил мужик, пришло время – он пошел в солдаты, в его отсутствие родились близнецы-мальчики, которых назвали Иванами – «солдатскими сыновьями». Таким образом, в этой сказке сразу два главных героя. Ничего чудесного, волшебного пока еще в ней не происходит. Рассказывается о том, как дети учатся, как постигают грамоту, «барских и купеческих детей за пояс заткнули». В развитии действия намечается завязка, когда молодцы отправляются в город за покупкою коней. Эта сцена наполняется элементами волшебной сказки: братья укрощают жеребцов, как сказочные герои обладают богатырской силой. «Молодецким посвистом» и громким голосом возвращают убежавших в поле жеребцов. Кони подчиняются им: «Жеребцы прибежали и встали на место, словно вкопанные». Главные персонажи сказки окружены особыми предметами, которые подчеркивают их богатырство (богатырскими конями, саблями по триста пудов). Чудесным является и то, что эти предметы они получили от седого старичка, который вывел им коней, отворив чугунную дверь в большой горе. Он же вынес им две богатырские сабли. Так крестьянские дети превращаются в богатырей. Сели добрые молодцы на коней и поехали.

В сказку введены образы распутья дорог, столбы с надписями, определяющие выбор пути и судьбу братьев. Чудесными оказываются сопутствующие братьям предметы, например символизирующие смерть платочки, которыми они обменялись. Повествование обрамляется устойчивыми сказочными формулами. Один брат добрался до славного царства, женился на Настасье Прекрасной и стал царевичем. «Живет Иван-царевич в радость, своей женой любуется, царству порядок дает да звериной охотой тешится».3

А другой брат «день и ночь скачет без устали, и месяц, и другой, и третий». Затем Иван неожиданно попадает в незнакомое государство.

В городе он видит печаль великую. «Дома черным сукном покрыты, люди словно сонные шатаются»4. Двенадцатиглавый змей, который выходит из синего моря, из-за серого камня, поедает по человеку за единый раз. Даже царскую дочь везут змею на съеденье. Змей олицетворяет темные силы мира, с которыми борется герой. Иван бросается на помощь. Он смел, не знает страха и всегда побеждает в бою. Иван рубит все головы змею. Волшебно-сказовый элемент усиливается описанием природы, на фоне которой появляется змей: «Вдруг туча надвинулась, ветер зашумел, море всколыхнулось – из синя моря змей выходит, в гору вверх подымается…»5. Поединок Ивана со змеем описан лаконично.

Стремительность действию придают повторяющиеся глаголы: «Иван обнажил свою острую саблю, размахнулся, ударил и срубил у змея все двенадцать голов; поднял серый камень, головы положил под камень, туловище в море бросил, а сам воротился домой, лег спать и проспал трое суток».6

Казалось бы, на этом сказка должна закончится, сюжет исчерпан, но внезапно в него вплетаются новые обстоятельства с введением персонажа из царского окружения – водовоза, помыслы которого подлы и низменны.

Ситуация обостряется. Наступает кульминационный момент7. Водовоз выступает как «спаситель» царевны, под страхом смерти заставивший ее признать в нем спасителя. Эпизод повторяется еще два раза с двумя другими дочерьми царя. Царь пожаловал водовоза в полковники, затем в генералы, и, наконец, женил на своей младшей дочери.

А Иван три раза сражается с чудовищем, три раза грозит водовоз убить царских дочерей. Однако история заканчивается победой героя, зло наказывается, водовоз повешен, правда торжествует, младшая дочь выдана замуж за Ивана. Этот эпизод сказки заканчивается известной присказкой: «Стали молодые жить-поживать, да добра наживать».

Повествование в сказке вновь возвращается к другому брату – Ивану-царевичу. Рассказывается, как он заблудился на охоте и встретился с безобразным чудовищем – красной девицей, сестрой двенадцатиглавого змея, превратившейся в страшную львицу. Она разевает пасть и проглатывает царевича целиком. В сказке проявляется элемент перевоплощения. На помощь герою приходит чудесный предмет – платок брата, оповещающий о случившемся. Начинается поиск брата. В сказке повторяются описание охоты и действия героя. Иван – крестьянский сын попадает в ту же самую обстановку, что и Иван-царевич, но остается жив благодаря чудесному помощнику – волшебному коню. Красная девица надулась страшной львицею и хотела проглотить доброго молодца, но прибежал волшебный конь, «облапил ее богатырскими ногами», а Иван заставил львицу выкинуть из себя Ивана-царевича, пригрозив, что изрубит ее на куски.

Необыкновенное чудо в сказке и живая вода, спасающая, оживляющая Ивана-царевича. Завершается сказка концовкой: Иван-царевич остался в своем государстве, а Иван – солдатский сын поехал к своей супруге и стал с нею поживать в любви и согласии.

Сказка «Два Ивана – солдатских сына» сочетает все элементы волшебной сказки: композицию, трехкратное повторение эпизодов и действий героев, развитие сюжета, положительных героев и противопоставление им отрицательных чудовищ, чудесные превращения и предметы, использование изобразительно-выразительных средств (постоянных эпитетов, устойчивых фольклорных формул). В сказке утверждается добро и развенчивается зло.

Интересно отметить, что текст сказки имеет продолжение (Русские народные сказки А.Н. Афанасьева, № 155). Приводим текст:

«В некоторое время вышел Иван – солдатский сын в чистое поле прогуляться; попадается ему навстречу малый ребенок и просит милостыньку. Жалко стало доброму молодцу, вынул из карамана золотой и дает мальчику; мальчик принимает милостыню, а сам дуется – оборотился львом и разорвал богатыря на мелкие части. Через несколько дней то же самое приключилось и с Иваном-царевичем: вышел он в сад прогуляться, а навстречу ему старичок, низко кланяется и просит милостыньку; царевич подает ему золотой. Старик принимает милостыньку, а сам дуется. – Обернулся львом, схватил Ивана-царевича и разорвал на кусочки. Так и сгинули сильномогучие богатыри, извела их сестра змеиная».8

Добрые чувства Ивана – крестьянского сына, который пожалел змеиную сестру красавицу-девицу и отпустил ее, были наказаны смертью братьев. Хотя подобный трагический финал в целом не характерен для волшебных сказок.

Те, кто раньше трудиться не любили, вдруг осознали, что труд — это необходимость, что это важно, интересно. Бывает ли такое? Бывает, и не только в сказке.

Сказка «Как Бабочки труд полюбили»
Ирис Ревю

Жил-был Муравей Муравеич. Трудяга, каких свет не видывал. Трудился он с утра и до вечера. Чем же занимался Муравей? Строительством. А что строил Муравеич? Дома. Свой-то дом у него уже давно ладный стоял. Теперь он помогал строить дома своим многочисленным братьям.

По соседству с Муравьем жила Бабочка Пестрянка со своей сестрой. Целый день они наряжались в пёстрые наряды, летали, болтали.

— И не надоело вам, милые соседки, всё время бездельничать, попусту тратить дорогое время? – спрашивал их Муравей Муравеич.

— Нет, — отвечали они, — нам красоваться никогда не надоедает. – Как это чудесно ничего не делать.

Сказать-то они сказали, но обе в душе чувствовали, что и вправду пустое времяпровождение стало надоедать им. Но признаваться в этом соседу не хотелось.

— Чем же мы сможем заняться? – спрашивали бабочки друг друга.

Думали-думали сестрички, но так ничего и не придумали. Вечером, увидев Муравья, они спросили его, не нужны ли ему помощницы.

— Ещё как нужны! — обрадовался Муравей. – Мы с братьями дома строим, а вы в них будете наводить красоту. Вы ведь большие мастерицы по красоте!

И работа закипела. Если вы думаете, что у Бабочек ничего не получалось, то это не так. Есть такая пословица «Аппетит приходит во время еды». И работы это тоже касается. Вкус к работе появляется во время её выполнения.

Вот и наши Пестрянки увлеклись работой. И стало им интересно.

С тех пор они так с соседом, Муравьем Муравеичем, и работают.

Полюбили Пестрянки труд!

Вопросы и задания к сказке

Каким был Муравей Муравеич?

Чем занималась Бабочка Пестрянка и её сестра?

Почему Пестрянкам надоело пустое времяпровождение?

Чем Муравей Муравеич предложил заняться Бабочкам?

Какие пословицы подходят к сказке?

Трудовая правда крепко стоит.
Труд всему основа.
Труд дарит радость.

Главный смысл сказки заключается в том, что пустое времяпровождение не приводит ни к какому развитию, ни к радости, ни к позитиву. Трудом мир держится. Счастлив тот, кто трудится.

Притчи о работе:

  • Неусидчивый юноша
  • Пауки в пещере
  • Султан, фокусник и талант
  • Заработанное своим трудом
  • Плотник и дом
  • Торопись медленно
  • Иероглиф «Кризис»
  • Три лягушки на бревне
  • Собеседование
  • Ходжа Насреддин и кровожадные бедуины
  • Три феи, принц и ведьма
  • Притча: Статуя Давида (Микеланджело)
  • Так будет не всегда
  • Жгучее желание
  • Удовольствие от торговли
  • Сокровище и упорство
  • Путь торговли
  • Ученик и грязная работа
  • Крестьянин и поломанный трактор
  • Падающее в руки яблоко
  • Математик Джордж Данциг
  • Благоприятный день
  • Военачальник и валун
  • Чайный мастер и самурай
  • Выбор пути
  • Две лягушки в кувшине
  • Осел и колодец
  • Менеджер и ошибка

В этой рубрике собраны притчи о работе. Благодаря притчам о работе Вы узнаете почему свое мастерство и работу нужно стараться оттачивать до совершенства, а не спешить переходить от дела, к делу. Почему не стоит слепо следовать традиционным подходам к своей работе, если время изменяет ее. Талантливость и гениальность достигается старательной работой, а не даруется при рождении. Ценить деньги и правильно ими распоряжаться вы сможете только тогда, когда они вам достанутся после тяжкого труда. Почему работу всегда стоит выполнять так, будто результат Вашей работы будет принадлежать Вам. Почему сложности в работе нужно воспринимать как шанс к лучшим изменениям. Почему не стоит путать намерения с выполненными действиями и работой. Почему не всегда хорошо быть талантливым во всем, что бы ни делал.

Притчи про работу помогут уловить суть успеха и эффективности, воспитать любовь к трудолюбию, научат ценить ответственность и уважать обязанности.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *