Библейская история: Притча о добром самарянине — Лк.10:30-36

Тема: СЛУЖЕНИЕ БЛИЖНЕМУ С ЛЮБОВЬЮ

Цель урока: Показать детям что, помогая ближнему, мы служим Богу. Добро нужно делать всем, даже врагам.

Золотой стих:«Любовью служите друг другу»Галат. 5:13

Схема к уроку:

1) Книга с иллюстрациями притчи о добром самарянине

2) Изображение косяка летящих гусей

3) Карта Палестины

Пение:«Любовь Христа верна и чиста»

(Покажите изображение косяка птиц). Гуси летят на юг красивым косяком. Обычно сильные птицы летят впереди, а слабые – сзади. Сильные гуси летят первыми, потому что они разбивают воздух и помогают слабым лететь за ними. Сильные птицы кричат, и их крик подбадривает остальных. Таким образом, птицы помогают друг другу. Если птицы помогают друг другу, тем более люди должны помогать своим ближним. Конечно, наши родные заботятся о нас, и мы помогаем своим братьям и сестрам. Однако время от времени мы нуждаемся в помощи посторонних людей. Приятно помогать тем, кто нам нравится. Но Бог, желает, чтобы мы оказывали помощь и тем, кто нам не очень нравится. Помогая своим врагам, мы показываем тем самым, что являемся Божьими детьми. Ведь Иисус Христос любит всех – и добрых, тех, кто плакал о нем; и злых, которые плевал Ему в лицо и распинали на кресте.

(Попросите ребят по очереди прочитать Ев. от Матфея 5 гл. 43-46 ст. Поразмышляйте с детьми, как мы должны относиться к тем, кто ненавидит нас?

Притча о милосердном самарянине

Почему?)

Иисус Христос показал, как мы должны помогать другим на примере путника, который шел из одного города в другой. В те времена не было ни машин, ни поездов, приходилось передвигаться пешком. Состоятельные люди ездили на ослах. Между городами были большие расстояния, и, чтобы попасть из одного города в другой, идти приходилось долго и часто ночью. Палестина – горная местность. Разбойники, укрывались в горах, вдоль дорог и грабили одиноких путников. В то время Палестина делилась на Иудею и Самарию. (Покажите на карте). Иудеи не общались с самарянами. Иудеи считали себя Божьим народом, и для них было осквернением, унижением разговаривать с самарянами, которые поклонялись идолам. Иудеи предпочитали обойти Самарию стороной, чтобы не оскверниться неправедностью самарян. Но Бог любит всех людей: и праведных и грешных; тех, кто поклоняется Ему и тех, кто не почитает Его. Он хочет, чтобы мы также относились к людям. Если ты обратился к Иисусу и стал Его дитём, ты можешь своей жизнью, своими поступками показать это.

Итак, притча говорит о том, что однажды одному иудею пришлось идти из Иерусалима в Иерихон через Самарию. (Покажите на карте). Когда он уже прошел половину пути к Иерихону, на него напали разбойники, они ограбили его, избили и полуживого оставили на дороге. Он не имел силы даже подняться и истекал кровью. И вдруг, какое счастье! На дороге показался священник. Наверное, увидев священника, раненый в душе обрадовался: теперь он спасен. Но священник пошел мимо и даже не остановился. Бедный человек остался умирать.

Спустя немного времени, по этой же дороге проходил левит – тоже служитель храма и тоже иудей. Он подошел к несчастному, остановился, посмотрел на него, и … пошёл дальше. Какие мысли могли появиться у несчастного умирающего? Священник и левит были верующими, уважаемыми людьми, они служили в храме. Наверное, этот несчастный, останься он в живых, не захотел бы пойти в храм, где они служили.

Так и мы показываем своими поступками — искренние мы верующие или только на словах. Захотят ли люди, с которыми мы встречаемся, стать такими как мы и пойти в нашу церковь? Всегда ли люди о нас так думают: да, этот парень (девочка) действительно верит в Бога. Давайте подумаем о своих поступках, – прославляют ли они Бога. Если ты будешь говорить, что верующий, а поступать не так, как хочет Бог, то своими недостойными поступками можешь отбить желание у людей прийти к Богу.

Мы не знаем, сколько времени пролежал несчастный на дороге, когда вдалеке показался еще один путник. Им оказался самарянин. Умирающий не надеялся на его помощь, ведь иудеи насмехались над самарянами, и теперь самарянин мог воспользоваться и отплатить тем же.

Самарянин приблизился к несчастному, спустился с осла и, к его великому изумлению, склонился над ним и принялся перевязывать раны. Этому человеку было жаль страдальца и он забыл о ненависти. Не думая о том, что на него тоже могут напасть разбойники, он перевязал пострадавшему раны, усадил его на осла и отвез в ближайшую гостиницу. Так как несчастному нечем было оплатить свое содержание, добрый самарянин сам заплатил хозяину гостиницы. К тому же, наверное, ему пришлось всю ночь ухаживать за больным. Прочитаем, что сделал милосердный самарянин на следующий день, прежде чем отправиться дальше, в Ев. от Луки 11 гл. 35 ст.

Какие чувства испытал добрый самарянин, когда увидел раненного? (Предложите кому-то из детей прочить 33-й ст.)

В послании к Галатам 5:13 написано:«Любовью служите друг другу». Мы должны оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. (Предложите ребятам прочитать 36 – 37 стихи). Эти слова Христа обращены к нам — иди и поступай так же, тогда ты будешь истинным учеником Иисуса Христа.

Добрый самаритянин (значение фразеологизма) — добрый, отзывчивый человек, готовый прийти на помощь попавшему в беду.

Выражение из Библии (Евангелии от Луки, глава 10), где описывается история, рассказанная Иисусом своим ученикам. В этой притче на помощь пришел тот, от кого человек меньше всего ожидал помощи. Самаритяне — небольшая этническая группа, проживавшая на территории Израиля.

Особый смысл этому выражению придает еще и то, что евреи были в состоянии войны с самаритянами. Таким образом, самаритянин в то время воспринимался как представитель стана врага, но именно этот человек пришел на помощь:

"Лк.10:25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Лк.10:26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
Лк.10:27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Лк.10:28 сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Лк.10:29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
Лк.10:30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
Лк.10:31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
Лк.10:32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
Лк.10:33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
Лк.10:34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
Лк.10:35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
Лк.10:36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Лк.10:37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же. "

Эта библейская притча стала предметом картин многих художников. Например, известны картина "Добрый самаритянин" художников Рембрант, БАССАНО (Bassano) (династия художников 16 — начала 17 вв. из семьи да Понте), Иоганн Карл (Loth, Johann Karl) (1632, Мюнхен — 1698, Венеция). 

Выражение добрый самаритянин применяется и в английском языке (good Samaritan), со значением сострадающий человек, который бескорыстно помогает другим (A compassionate person who unselfishly helps others) (указано в Американском словаре "American Heritage Dictionary of Idioms" Кристина Аммера (by Christine Ammer), 1992).

Урок литературы на тему "Притча о добром самарянине"

Указывается, что в английском языке выражение применяется с 17 века.

Примеры

Улицкая Людмила

"Даниэль Штайн, переводчик" (2006 г.): "Настоятельница с ещё одной сестрой вошли в церковь, когда там читали отрывок из Евангелия — о милосердном самаритянине. Может быть, вы не помните этого отрывка? Это притча, которую рассказал Иисус своим ученикам. Дело было так: один еврей шёл из Иерусалима в Иерихон, и на него напали разбойники. Ограбили, избили и оставили на дороге. Шедший мимо еврей-священник увидел его и прошёл мимо. Точно так же прошёл и другой еврей. И шёл мимо чужой человек, житель Самарии, и он сжалился, перевязал раны и отвёз несчастного в гостиницу. Там он оставил больного, заплатив хозяину денег на содержание и лечение. Дальше Иисус спрашивает: кто из этих троих был ближним попавшемуся разбойникам? Оказавший ему милость. Идите и поступайте так же…"

Дополнительно

Цитаты: Библия   |   Бог   |   Фразы с историей   |   Древние   |   Люди   |   Жизнь   |   Любовь   |   Знаменитые

Притча о добром самарянине

притча о добром самарянине
Притча о добром самаря́нине (Притча о добром самаритя́нине, Притча о милосердном самаря́нине) — одна из известных притч Иисуса Христа, упоминаемая в Евангелии от Луки. Она рассказывает о милосердии и бескорыстной помощи попавшему в беду человеку со стороны прохожего самарянина — представителя этнической группы, которую евреи не признают единоверцами. По мнению некоторых богословов, данная притча показывает, что «примеры человеческой доброты встречаются у всех народов и во всех верах, что Закон и заповеди Божии исполняют люди самых разных национальностей и разных вероисповеданий».

Название «Добрый Самарянин» («Добрый Самаритя́нин») часто использовалось и используется благотворительными организациями.

  • 1 Евангельский рассказ
  • 2 Богословское толкование
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

Евангельский рассказ

И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

— Лк. 10:25-37

Притча о добром самаря́нине — миниатюра из Россанского Евангелия

Богословское толкование

Одним из основных моментов данной притчи считается истолкование слова «ближний» для задающего вопрос книжника и Иисуса Христа. Книжник считает «ближним» того человека, кто находится с ним в родственных отношениях или принадлежит к общей этнической или религиозной группе. А ответные слова Иисуса Христа приводят его к пониманию, что ближний — это, на самом деле, «оказавший милость» (добро). По мнению многих исследователей, эти слова, в числе прочего, также выражают необходимость считать «ближним» и всякого человека, который попал в беду или нуждается в помощи. Архимандрит Иоанн Крестьянкин считает данную притчу «назиданием о милосердном самарянине, у которого закон любви был написан в сердце, для которого ближним оказался не ближний по духу, не ближний по крови, но тот, кто случайно встретился на его жизненном пути, кто именно в ту минуту нуждался в его помощи и любви…»

Масло, упоминаемое в Лк. 10:24, в греческом оригинале передано словом elaion (елей). Милость, которой законник охарактеризовал помощь пострадавшему, также передана схожим словом eleos.

Притча о добром самарянине

Возлияние елея и вина упоминается в контексте священных жертвоприношений Господу, например в принесении жертвы закалания (Числа 15:5). Таким образом, самарянин мог нести с собой елей и вино, предназначенные для ритуала, но пожертвовал их ради реального для него человека, нуждающегося в помощи. Этим примером Иисус отмечает, где на самом деле находится жертва, угодная Богу. Ос. 6:6 «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (также см. Прит. 21:3; Мф. 12:7; Мф. 5:7; Мф. 9:13).

Примечания

  1. Епископ Иларион (Алфеев) "Кто мой ближний?". О милосердном самарянине. Неделя 25-я по Пятидесятнице Праздники // Православие и мир, 25.11.2007
  2. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Слово на притчу о милосердном самарянине // «Православие и мир», 26.11.2005
  3. Библейский греческо-английский подстрочник Нового Завета, Лк. 10

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Притча о добром самарянине
  Притчи Иисуса Христа
Канонические
новозаветные
притчи
О Царствии Божием О сеятеле  • О плевелах  • О посеве и всходах  • О горничном зерне  • О закваске  • О сокровище  • О жемчужине  • О неводе
О закваске фарисейской,
страхе человеческом
и уповании на Бога
О безумном богаче  • О бодрствующих рабах и домоправителе  • О рабах верных и неверных воле господина
О покаянии О заблудившейся овце  • О потерянной драхме  • О блудном сыне
Обличительные притчи О двух сыновьях  • О злых виноградарях  • О брачном пире
Увещания
к бодрствованию
О верном и злом рабе  • О десяти девах  • О талантах (О десяти минах)  • О Страшном суде
Другие О человеке, просящем хлеба в полночь  • О немилосердном заимодавце  • О первых и последних местах  • О званных на вечерю  • О добром самарянине  • О Добром Пастыре  • О бесплодной смоковнице  • О строителе башни  • О царе, идущем на войну  • О неверном управителе  • О богаче и Лазаре  • О неправедном судье  • О мытаре и фарисее  • О работниках и винограднике  • Притча о неплодной смоковнице в винограднике  • Притча о распускающейся смоковнице  • Притча о верном слуге  • Притча о семени, возрастающем в земле неприметным образом  • Притча о свече под сосудом  • Притча о работнике пришедшем с поля  • Новое вино в ветхие мехи  • Притча о купце, ищущем хорошего жемчуга  • Притча о сильном человеке  • Притча о дереве и плодах его  • Притча о двух должниках  • Притча о немилосердном должнике  • Притча о мудром и глупом строителях
Апокрифические
притчи Евангелие от Фомы: Притча об убийце  • Притча о пустом кувшине (одиннадцать прочих притч имеют новозаветные параллели)

притча о добром самарянине

Притча о добром самарянине Информацию О


Притча о добром самарянине
Притча о добром самарянине
Притча о добром самарянине Вы просматриваете субъект
Притча о добром самарянине что, Притча о добром самарянине кто, Притча о добром самарянине описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

Дети, мы должны любить всех людей, даже тех, которые нам не нравятся; должны делать добро всем, даже тем, кто нас не любит и творит нам зло. Один иудейский законник, желая испытать Иисуса Христа, придраться к какому-нибудь Его слову, спросил у Него: «Учитель, что мне делать, чтобы получить царство небесное?»

Иисус Христос ответил ему: «А что написано в законе? Что ты там читаешь?»

Законник ответил: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем и всей душой, и всеми силами твоими, всеми мыслями, полюби ближнего твоего, как самого себя». Сильно, от всего сердца мы должны любить Бога, думать только о том, чтобы угодить Ему.

Иисус Христос сказал законнику: «Ты правду сказал. Вот так и поступай (то есть люби Бога и ближнего) и спасешься».

Законник опять спрашивает: «А кто мой ближний?» На это Иисус Христос рассказал вот какую историю. Один человек шел из Иерусалима в Иерихон (Иерихон – это город. Из Иерусалима в Иерихон идти нужно было через пустыню, в которой жили разбойники). И попался этот человек в руки разбойников, которые сняли с него одежду, избили его и ушли, оставив на дороге еле живого.

Добрый Самаритянин

По этой же дороге довелось идти священнику. Он, увидев ограбленного и избитого человека, прошел мимо. То же самое сделал и другой прохожий, левит (служитель храма). По этой же дороге ехал один самарянин (а вы помните, что евреи и самаряне терпеть друг друга не могли). Увидел он несчастного человека и сжалился над ним. Он подошел, перевязал ему раны, обтер его маслом и вином, потом посадил на своего осла, привез в гостиницу и стал ухаживать за ним. На другой день, уезжая, самарянин дал хозяину гостиницы два динария (две монеты) и попросил позаботиться о бедном человеке, а если хозяин истратит больше денег, то самарянин обещал вернуть долг на обратном пути.

«Как ты думаешь, – спросил Иисус Христос законника, – кто из этих троих попавшему в беду оказался близким человеком?»

«Тот, кто оказал ему помощь», – ответил законник.

«Иди и делай так же», – сказал Господь ему.

Кто вам, дети, больше нравится: этот добрый самарянин или тот злой человек, который схватил за горло своего товарища, душил его и посадил в тюрьму за то, что тому нечем было заплатить долг? Я думаю, вы полюбили этого доброго самарянина. Не делайте различия между людьми по тому, родной или чужой, друг вам или враг, русский или нерусский, – всякого человека считайте своим ближним, своим братом. Кого бы вы ни увидели в несчастье или беде, кто бы у вас ни попросил помощи, пусть этот человек даже ссорился с вами, обижал и даже бил вас, – помогайте ему, как родному брату.

Прослушать эту главу:

Поделитесь ссылкой:

«А кто мой ближний?» (Евангелие 25-е, притча о милосердном самарянине)

«При чтении Евангелия не ищи наслаждения, не ищи восторгов, не ищи блестящих мыслей: ищи увидеть непогрешительно святую Истину», — учит святитель Игнатий Брянчанинов. Ведь через познание Истины становится достоянием человека Сам Христос, сказавший: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14:6).

Но как важно увидеть Ее именно «непогрешительно»,  без искажений склонного к заблуждениям человеческого разума! Понимание Евангелия «погрешительное», то есть, искаженное, не связанное с церковным учением, может повредить человеку, увлечь от проложенного святыми угодниками Божиими узкого спасительного пути. Поэтому Церковь учить познавать Истину не в одиночку, а под руководством пастырей, через проповедь, через чтение свято-отеческой литературы.

Одно из воскресных евангельских чтений (в порядке годичного круга — 25-е) раскрывает важнейшую сторону христианского учения — воспитание милосердия. Оно носит название «Притча о милосердном самарянине» (Лк. 10:25-37).

Во время одной из проповедей Спасителя встал некто из законников (знатоков ветхозаветного закона) и спросил, испытывая Господа, пытаясь найти в Его учении нечто, противное иудейскому закону: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» В ответ Спаситель посоветовал обратиться к самому закону и сказал: «В законе что написано, как читаешь?» Смущенный законник высказал основную мысль ветхозаветного закона, которая явно свидетельствует о преемственности ветхого и нового — христианского — учения: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».

Ответ Спасителя вполне обезоружил его: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить». Но тот, желая оправдаться, возможно, по превозношению, или чувствуя стыд за лукавый вопрос, а может, используя возможность спросить о том, что его действительно волновало, спрашивает: «А кто мой ближний?»

Тогда Господь рассказывает притчу — историю, в которой  через наглядные образы и описания становится понятным  кто христианину ближний, о ком он обязан заботиться, всем сердцем, душой и крепостью выражая любовь, подобную той, что должна принадлежать одному  Творцу.

…Шел из Иерусалима в Иерихон однажды путник, но  вот, он попался в руки разбойников, которые отобрали у него одежду, изранили и ушли, оставив едва живым. Проходил тем путем священник, однако, не остановился, а прошел мимо.

Добрый самаритянин – это притча, которая имеет особое значение?

Левит же (представитель израильского народа, чье призвание — прислуживать в ветхозаветном храме), оказавшись на том месте, подошел, посмотрел, но тоже удалился. Наконец, некий самарянин (самаряне — народ, чья религия была смесью иудейской веры с язычеством), проезжая мимо верхом на осле, сжалился при виде окровавленного странника. Он подошел, перевязал раны, возливая масло и вино, затем посадил страдальца на своего осла и привез в гостиницу, где провел ночь у его постели, служа ему, как близкому человеку. Утром же, отправляясь в путь, он дал хозяину гостиницы два динария — плату за постой больного, пока тот не поправится (один динарий соответствовал плате наемного работника или солдата в день). Причем, не просто дал, а попросил заботиться о раненом, обещая возместить все затраты по своем возвращении…

И Господь спрашивает законника: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» Ответ был очевиден: «Оказавший ему милость». Иисус, напутствуя, говорит ему: «Иди, и ты поступай так же».

Раскрывая в притче о милосердном самарянине тайный смысл учения о спасении, блаженный Феофилакт Болгарский (XI в.), выражая учение святых отцов, видит в образе несчастного путника — человеческую природу, то есть, всех людей в совокупности. Из горнего Иерусалима — эдемского Рая — человек уходит в Иерихон, удушливый город в низине, — земную жизнь, полную страстей.  На пути человек испытывает нападение злых духов, которые доводят душу и тело до изнеможения, до полусмерти. (Фраза «оставив его едва живым» указывает на то, что душа в человеке по природе бессмертна.)

Священник и левит, прошедшие мимо, символизируют ветхозаветный закон и пророческое учение, которые, несмотря на всю святость их содержания, не могли спасти человеческую природу, но лишь подготавливали народ к принятию истинного Спасителя — Бога. Именно Он принимает ради нас природу человека, подвергая Себя язвам насмешек и поруганий, с каковыми иудеи, в частности, относились к самарянам — людям «нечистой» веры. (Однажды они так и сказали, пытаясь унизить Господа: «Не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе» (Ин.8:48)).

Так в образе самарянина Сам Господь проявляет к человеческому роду истинное участие. Он перевязывает раны путнику, останавливая действие греха, причиняющего человеку страдание, возливает масло и вино — спасительное слово Своего учения, иногда мягкое, как масло, иногда строгое, как терпкое вино. Поднятие лежащего в дорожной пыли раненого  на вьючного осла символизирует то, как Господь, подобно пастырю из притчи о заблудшей овце, поднимает на Себя немощь человеческого естества, делая нас Своими причастниками, образуя вместе с нами одно с Ним Тело!

Гостиница и ее хозяин символизируют Церковь Христову и ее священников, чья задача — заботиться о спасении больных, раненных грехом людях, требующих к себе участия. Два динария, данные на содержание больного, в свете притчи являются образами Ветхого и Нового Заветов. Причем, денежные знаки напоминают нам известную притчу о талантах, призывая каждого трудящегося в лоне Церкви приумножить вверенные ему дары путем деятельности, полной любви к Богу и ближнему.

Глубокое и внимательное исследование строк Священного Писания приводит к пониманию сказанного святителем Игнатием Брянчаниновым: «Кажется, достаточно прочитать одну главу Евангелия, чтобы познать говорящего в нем Бога». Для этого и служит Церковь — через Слово Божие и Таинства дарить человеку спасительные плоды Богообщения.

Преподаватель Минского духовного училища

Андрей Ахметшин

Опубликовано: "Воскресение", № 11, 2016.

Назад к списку

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *