«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собой масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.» Матф. 25:1-4.

Все десять шли навстречу жениху. Они попрощались с миром для того, чтобы искать горнего, где сидит Иисус. (Кол. 3:1-2) Все они взяли с собой свои светильники. Однако, мудрые девы взяли с собой масло в своих сосудах, в то время как неразумные девы не додумались до этого.

«Прикажи сынам Израилевым, чтобы они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник.» Левит 24:2.

Светильники являются исповеданием нашей веры. (Матф. 10:27; Матф. 5:15) Для того, чтобы они могли светить, им необходимо масло. Для того, чтобы получить масло, надо сокрушить что-то. Нам очень не хватает светильников, которые могли бы светить – жизни и учения. Если я говорю, что хочу идти стопами Иисуса, Который «будучи злословим, не злословил взаимно» (1 Петра 2:21-23), тогда моя лампа перестаёт светить, если я начинаю отвечать кому-то злословием на злословие. Чтобы не злословить во мне должно что-то сокрушиться. Моё своеволие, моя честь. Тогда лампа будет светить.

В светильниках неразумных дев тоже было немного масла, потому что они говорят: «Лампы наши гаснут!» То есть мы видим, что в них тоже было сокрушено что-то.

Дела плоти.

Все вышеописанные дела и им подобные являются явными делами. И все знают, что это грех. Если мы так поступаем, тогда будет нелегко поверить нашему христианству. Все десять дев были девами и все десять сокрушали в себе оливы, чтобы у них было масло. Однако пять мудрых дев позаботились не только о том, чтобы их светильники горели там и тогда, но и о масле, которое взяли с собой.

Эти «дела плоти» будут проявляться в повседневной жизни, в различных испытаниях, когда мы находимся среди людей. Именно тогда наши светильники должны светить. Пять неразумных дев тоже отвергают себя в обстоятельствах жизни, довольствуясь тем, что их светильники светят и люди не могут осудить их. Однако, они вовсе не задумываются над тем, что то скудное количество масла, которое они добывают быстро сгорит. Мудрые девы собирают масло в свои сосуды. Когда испытания приходят к концу они испытывают самих себя. В тишине перед лицом Божьим, они видят себя, свою человеческую природу, которую они сокрушают. Сейчас они не излучают свет для кого-то, но собирают масло в сосуды. Это скрытая жизнь со Христом в Боге.

Неразумные девы довольны тем, что люди не могут осудить их, так как они делают столько доброго во внешнем. Они не знают ни минуты покоя. Мир и покой пред лицом Божьим? Нет. На это нет времени. В этом они подобны Марфе. Она несмотря на своё усердие в служении Иисусу, оставалась обращенной к земле. Она не понимала Марию, которая сидела у ног Иисуса и собирала елей в свой сосуд.

Собирать масло в сосуды.

Ты собираешь масло в свой сосуд, когда откладываешь грех, отягощающий твою совесть. Желание искать чести, суета ума, желание показать себя в красноречии, добиться признания людей, жадность – все эти дела, которые явны должны быть сокрушены и отложены, для того, чтобы лампа могла светить. И тогда пять неразумных дев будут довольны. Тот, кто доволен своим духовным состоянием, в котором он или она находится, подобен этим неразумным девам, несмотря на каком бы уровне ты ни находился. Однако Дух проникает ещё глубже. Если ты хочешь собрать масла в свои сосуды, тогда ты должен прийти к внутренней тишине, для того, чтобы услышать голос Духа. Он укажет тебе на твою склонность к тому, чтобы искать чести, признания у людей и т.д. в более глубокой степени, чем ты представлял себе это сам. Тогда ты должен ходить по Духу (Гал. 5:25) признавать то, что видишь в себе и сокрушать. Пяти мудрым девам нравится эта жизнь, они наполняют маслом свои лампы и сосуды.

Люди видят только светильники, сосуды скрыты для них. Поэтому они не видят различия между девами, несмотря на то, что иногда и замечают, что у некоторых не хватает елея в светильнике и он не в состоянии издавать ясный свет.

Победа над грехами, на которые Дух направляет Свой свет в скрытой жизни, означает, что ты совершаешь свои дела не для того, чтобы тебя заметили и увидели другие, а потому что ты любишь Иисуса, и всё что ты делаешь, ты делаешь ради Него. Тогда ты действительно мудр. Тогда ты будешь в числе тех, кого заберёт с собой Иисус, когда Он придёт, как тать ночью, чтобы забрать с собой тех, кто готов. Ты облечёшься в белые одежды и будешь ходить с Иисусом, и Он исповедает имя твоё перед Своим Отцом и Его ангелами.

Крик посреди ночи.

«И как жених замедлил, то задремали все и уснули.» Матф. 25:5. В этом между ними не было различий. И их не упрекают за то, что они уснули. Поэтому этот сон не означает, что они охладели или отпали, но возможно, наступило время, когда они не могли работать. (Иоанна 9:4) Они находились в покое.

«Но в полночь раздался крик: вот, жених идёт, выходите навстречу Ему!» Матф. 25:6. Тогда проснулись все девы. Теперь им понадобились лампы. Этот крик прозвучал для дев, находящихся во тьме. У каждой из них были уши, которые слышали, прозвучавший крик. Теперь им предстояло возвещать об этом на крышах. Они приготовили свои светильники. Но для того, чтобы они могли светить ночью, одного масла, которое было в светильниках, было слишком мало. Неразумные девы в ужасе наблюдают за тем, как угасают их светильники. Они поняли, в чём была их ошибка и спешат к мудрым девам, чтобы купить у них масла. Однако у мудрых дев запасено масла только для них самих, у них нет лишнего, чтобы отдать неразумным. И им пришлось отправиться за маслом к торговцам – жить этой жизнью, чтобы сокрушать оливы, взбив масло, наполнить им свои сосуды.

Жизнь является светом для людей. Поэтому никто не может одолжить свет у других. И сегодня мы видим тех, кто живёт во грехе, пытаясь скрыться среди христиан. Они пользуются доверием у людей, потому что ходят на собрания, и выглядят хорошими людьми. Однако настанет время, когда всё откроется.

Когда прозвучал зов, было поздно покупать масло. Жених пришёл, и девы, которые были готовы к встрече с Ним вошли вместе с ним в праздничный зал. «После приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! Отвори нам! Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.» Матф. 25:11-12. Они ходили перед лицом людей, не задумываясь о свидетельстве Жениха. Он не смог обратиться к ним так, как Он обращался к Марии. Он не знал их.

Пусть каждый из нас проснётся и уразумеет, как важно собирать масло в свои сосуды. Тогда мы сможем избежать того, что грядет, и устоим перед Сыном Человеческим! (Луки 21:36)

Притчу от десяти девах ты можешь прочитать в Матф. 25:1-13.

Ст. 1-13 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий

Чтобы как можно тверже запечатлеть в сердцах учеников те великие истины, о которых Господь беседовал с ними, Он рассказал им еще две поучительные притчи: о десяти девах и о талантах. «Эти притчи сходны с прежней притчей о рабах верном и неверном, расточавшем имение своего господина. Все эти притчи, хотя и различным образом, направлены к одной цели: чтобы мы старались подавать милостыню и помогать ближнему во всем, в чем только можем, так как иначе нельзя спастись. Но в тех притчах говорится вообще о всяком благодеянии, которое мы должны оказывать ближнему. А в притче о девах говорится, в частности, о денежном подаянии. В той притче осуждается на мучение раб, который бьет товарищей своих, пьет с пьяницами, расточает и губит имение господина своего; а в этой и тот, кто не старается о пользе ближнего и не делает щедрого подаяния бедным от имущества своего» (свт. Иоанн Златоуст). Тогда , в великий судный день, когда Господь внезапно явится обличителем лицемеров и неверующих, тогда Он и самих верующих в Него подвергнет последнему испытанию и, смотря по тому, выдержат ли они это испытание, или нет, Он их примет или отвергнет – уже навсегда. Тогда подобно будет Царство Небесное, Церковь Христова, сущая на земле, десяти девам (в то решительное время с членами Церкви Христовой произойдет то же, что случилось с десятью девами, приглашенными на брачный пир), которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху, т.е. приготовились встречать жениха, который должен был ночью прийти в дом тестя за своей невестой.

Из них пять было мудрых, предусмотрительных, благоразумных, и пять неразумных, непредусмотрительных, безрассудных, незаботливых. Неразумные девы, взяв светильники свои, свои лампады, не взяли с собою масла в запас, чтобы в случае замедления жениха не погасли их лампады; Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то сначала задремали все, а потом и крепко уснули. Они были спокойны, полагая, что у них все готово, чтобы в любую минуту встретить жениха. Но можно себе представить тревогу неразумных дев и их крайнюю безпомощность в ту минуту, когда в полночь раздался с улицы крик сопровождавших жениха гостей и толпы народа, громко приветствовавших жениха: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои , которые от нагара уже издавали слабый свет. Благоразумные девы при этом подлили и масло в свои лампады, а у неразумных масла не было в запасе. В крайности своей неразумные девы обращаются к подругам: неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. Но время было слишком кратко, мудрые спешили оправить свои лампады; бедным подругам они дают единственный возможный при подобных обстоятельствах совет: А мудрые отвечали: мы охотно поделились бы с вами, но это невозможно, чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Неразумным девам ничего более не оставалось делать; без светильников нельзя было выйти навстречу жениху, и они пошли покупать масло. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые девы, у которых оправленные лампады горели в руках, вошли с ним на брачный пир , брачный пир начался, и двери затворились. Между тем, неразумные девы, напрасно поискав елея, ибо в полночь никто не торгует, возвратились к дверям брачного чертога с мольбой – простить им недостаток елея: после приходят и прочие девы, и говорят , взывая сквозь закрытые двери: Господи! Господи! отвори нам. Они услышали изнутри брачного чертога только приговор о своем отвержении: Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас, не признаю вас своими; так как вас не было в числе подруг моей невесты. Итак, бодрствуйте, – заключил Господь эту притчу, – бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

Всегда будьте готовы встретить Его, ибо Он придет внезапно – для тех, кто доживет до Его пришествия – со всей славой Страшного Суда Своего, а для тех, кто не доживет в теле до сего дня судного, Он придет внезапно в час смертный, вслед за которым наступит и суд для души… Эта притча, как и все другие, взята Спасителем нашим прямо из жизни и потому должна была произвести особенно сильное впечатление на апостолов. По обычаю восточному жених, после сговора, одетый по праздничному, в сопровождении друзей, отправлялся в дом невесты, которая, также в лучших нарядах, окруженная своими подругами, ожидала его прибытия. Обычно торжество происходило ночью, и потому жениха встречали со светильниками. Затем жених и невеста, со всеми участниками торжества, при шумных ликованиях, с пением и музыкой, шли в дом жениха, где пир обыкновенно продолжался до семи дней. Обычаи на Востоке сохраняются неизменно в продолжение тысячелетий; путешественники рассказывают, что и теперь там совершаются браки с теми же обрядами, как и во времена Христа Спасителя. «При одном браке индусском, где и я был, – говорит один миссионер, – жених посещал свою невесту. В полночь, после того, как его прибытия ожидали часа два или три, возвестили о его приближении словами почти евангельскими: «вот, жених идет, выходите навстречу ему!» Каждый спешил зажечь свой светильник, который держал в руках, и занять свое место в процессии. Многие растеряли свои светильники и некогда было искать их, потому что шествие приближалось к дому невесты. Все общество взошло на крыльцо, убранное и великолепно освещенное, где ожидали их другие родственники и друзья в праздничных одеждах. Жених, несомый своими спутниками, помещен был на великолепном седалище посреди собрания. Через некоторое время все вошли в дом, двери которого были тотчас затворены и их охраняли стражи. Я и другие со мной тщетно просили этих стражей – пустить нас туда. Никогда величественная притча Спасителя не поражала меня более, как в ту минуту, когда затворились двери». Еще ветхозаветные пророки неоднократно пользовались образом брака для выражения тесного единения Бога с народом Израильским. В Новом Завете нередко употребляли тот же образ и Предтеча Христов, и Сам Господь, и святые апостолы. Поэтому в притче под образом брака – Его соединение с верующими в блаженной вечности. «Но почему Господь в этой притче представляет не просто какое-либо лицо, а именно дев? – вопрошает святитель Златоуст и отвечает: – Он превознес девство, когда сказал: «есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19:12).

Девство, по природе своей, – великое дело; это видно из того, что как в Ветхом Завете оно не было хранимо даже святыми и великими мужами, так и в Новом не поставлено в необходимый закон. Христос не дал о нем заповеди, а предоставил его произволению слушающих. Поэтому и Павел говорит: «Относительно девства я не имею повеления Господня» (1 Кор. 7:25). Я хвалю того, кто хранит девство, но не принуждаю того, кто не хочет быть девственником, и совет не делаю законом. Итак, поскольку девство есть дело великое, и многие имеют о нем высокое понятие, то чтобы кто, храня его, не предался безпечности, так, как бы уже все исполнил, и чтобы не стал нерадеть о прочем, Иисус Христос приводит эту притчу, которая может убедить в том, что имеющие девство и все другие добродетели, но чуждые дел милосердия, осуждаются вместе с людьми прелюбодейными, и весьма справедливо: одними обладает плотская страсть, другими сребролюбие. Но плотская страсть и сребролюбие не равны между собой в силе; первая сильнее и мучительнее. Поэтому, чем слабее противник, тем непростительнее побежденные им девы. За это-то Иисус Христос и называет их юродивыми; они, совершив большой подвиг, за несовершение меньшего лишились всего». Впрочем, девство в этой притче Христовой означает не одну только чистоту телесную или целомудрие; в смысле духовном под именем девства должно разуметь исповедание чистой веры христианской, как наоборот, – ересь и богоотступничество можно уподобить нарушению девства. В этом смысле девы в притче означают всех, православно верующих во грядущего судить живых и мертвых Господа нашего Иисуса Христа, всех, ожидающих Его пришествия и надеющихся получить жизнь вечную. Но не все православно верующие живут согласно с той верой, какую исповедуют устами: одни живут по заповедям Божиим и являют веру свою в делах добрых: это девы мудрые; другие остаются христианами больше по имени, чем по душе, живут безпечно, если и делают какое добро, то делают его без участия сердца; это девы юродивые, безрассудные. О, как много среди нас таких полухристиан!.. В том-то и опасность для них, что они думают о себе: «Мы не то, что язычники, в Бога неверующие, мы и веруем по-православному, и делаем кое-что доброе: неужели Господь нас отвергнет? Есть много людей похуже нас»… И в своей безпечности они предаются духовной дремоте, забывая, что у неимущего отнимется и то, что он думает иметь, отнимется и та малая частица благодатных даров Божиих, которая, по милосердию Божию, еще не утрачена ими… Их храмина строится на песке; семя слова благодатного падает у них на каменистую почву, и они кончают жизнь в этом духовном нечувствии…

Что же означают светильники и елей в сосудах? Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Светильниками называет Он здесь самый дар девства, чистоту святости, а елеем – человеколюбие, милосердие и помощь бедным». Пока мы живы, пока смерть не похитила нас, возьмем светильники благих дел в свои руки, да исполнится на нас слово Христово: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Если мы, согласно с апостолом Иаковом, назовем веру телом, а дела душой, то в этой притче вера есть светильник, а добрые дела – елей в сосудах. А если, согласно с апостолом Павлом, будем думать, что добрые дела только тогда Богу приятны, когда они одушевлены верой и любовью, тогда дела – светильник, а любовь и вера – елей, питающий его. Блаженный Августин говорит: «У мудрых дев елей истинный – смиренная любовь к Богу; у глупых – неистинный – это людская похвала, которая прекращается с концом жизни человеческой». Жених умедлил: этим Господь прикровенно показывает, что нельзя ожидать Его Второго пришествия в скором времени. Что же означает: «….задремали все и уснули!» «Это не значит, по слову епископа Михаила, что при Втором пришествии Христовом все христиане уснут, т.е. окажутся небодрствующими, безпечными, холодными к вере, а указывает лишь на постоянную обязанность христиан бодрствовать, быть готовыми к сретению Господа, или же сон означает здесь смерть». «Но в полночь раздался крик» . Это вопль, о котором говорит апостол Павел: «при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией» (1 Фес. 4:16), Господь «сойдет с неба», сойдет в сопровождении Ангелов, друзей Небесного Жениха, ведя с Собой невесту – торжествующую Церковь святых Божиих, и ожидая приветствия со стороны Церкви, еще воинствующей на земле. Крик раздался в полночь: Иудеи верили, что Мессия придет внезапно, в полночь, подобно тому, как их предки вышли из Египта в полночный час. Через эту полночь весьма живо изображается внезапность дня Господня, который придет как «тать ночью» . Если изменяют нам собственные наши дела, то ничто не может помочь нам, даже хотя бы и изъявляли на то свое желание. Так и девы ссылаются на невозможность… Это объяснил блаженный Авраам, когда сказал: «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут..» (Лк. 16:26). «Пойдите лучше к продающим и купите себе». Кто эти продающие? Бедные. Где они? Они здесь, и только теперь можно находить их, а не после. Поэтому не трать напрасно своего имущества на роскошь и для пустой славы, потому что там много для тебя нужно будет елея.

Кто зажигает свечу для другого, тот не истощает света своей свечи; но ничто не может передать другому того, что составляет неотъемлемое достояние его души, не может передать доброты своего сердца, чистоты совести, святости… Мудрые девы не воображают, что у них есть какой-либо избыток, который, как не нужный им самим, они могли бы отдать другим; счастливы они, если их собственные светильники горят так светло, что они могут войти в радость брачного чертога. «Слова: «чтобы не случилось недостатка и у вас и у нас» показывают, что здешние труды наши весьма малы в сравнении с тамошним воздаянием» (преп. Ефрем Сирин). Поэтому ложно учение католиков о каких-то сверхдолжных заслугах святых Божиих. На суде Божием «и… праведник едва спасается» (1 Пет. 4:18). «Юродивые девы пошли купить елея, но не получили никакой пользы: этим Иисус Христос показывает, что хотя бы мы сделались человеколюбивейшими по смерти, это не избавит нас от мучения. Для них безполезно было и самое усердие, потому что они не здесь, но там уже искали продающих. Так и богачу не принесло пользы, когда он сделался так человеколюбив, что стал пещись о сродниках своих. Тот, который проходил мимо лежащего при вратах его, спешит исхитить от геенны тех, которых уже не видит. Но все уже безполезно» (слова свт. Златоуста)… «И двери затворились»… Какие двери? Это – двери, отверстые для приходящих от востока и запада, чтобы возлечь с Авраамом, Исааком и Иаковом, в Царствии Небесном; это та Дверь, которая гласит: «грядущего ко Мне не изжену вон». Теперь она отворена, а тогда будет заперта навсегда. Убийцы приходят, и их допускают, мытари и блудницы приходят, и приняты, и дверь для них не закрывается, ибо Христос прощает всех кающихся. Но что говорит Он затем? «И двери затворились»… Ничье раскаяние, ничья молитва, ничьи вздохи не будут услышаны. Заперта дверь, принявшая Давида после прелюбодеяния и человекоубийства, не только не отвергнувшая Петра после его троекратного отречения, но и даровавшая ему ключи Царствия… Дверь затворена и слышится грозное: «не знаю вас». Я отвергаю вас, ибо вы не хотели знать Меня, Я не приемлю такой любви, которая не соединяется с милосердием к Моим возлюбленным: «отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:23)… Участь безрассудных дев решена навсегда и двери для них не будут открыты никогда. «Царство Небесное, по выражению блаженного Августина, есть место, куда враг не входит, и откуда друг не исходит». «После многих усилий, – говорит святитель Златоуст, – после великих трудов, после жестокой брани и побед над сильными влечениями природы, девы, со стыдом потупив взоры, отошли с угасшими светильниками… Ничто так не омрачает девства, как недостаток милосердия».

Предостерегая нас от такой участи, Господь говорит: «….бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа». «Видишь, – говорит святитель Златоуст, – как часто Иисус Христос повторяет эти слова, показывая, что неведение смертного часа полезно для нас. Где же теперь те, которые ведут жизнь безпечную и грозят: «Мы при кончине все оставим бедным». Пусть услышат они эти слова и исправятся. Многие, быв похищены внезапной смертью, не успели даже объяснить свою волю родственникам». Безвестен день смерти для каждого, ибо «Тот, Кто обещает кающимся прощение, не обещал согрешающему завтрашнего дня». А потому будем чаще повторять в своем сердце умилительную песнь церковную: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа: блюди убо, душе моя, да не сном отяготишися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят, еси, Боже, Богородицею помилуй нас!» (Тропарь Великого Понедельника).

Троицкие листки. №801-1050.

«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Mатф.25:13) В этой серии статей мы исследуем евангельские притчи в их истинном историко-культурном контексте — в контексте иудаизма I в. до н. э.-I в. н. э. В этот период времени в Израиле существовала уникальная система образования:

раввин непосредственно обучал своих учеников лицом к лицу, что подтверждают раввинистические документы. В них часто встречается выражение «Он сел перед раввином таким-то», что означало, что этот человек стал учеником какого-то раввина. Подобным образом поступал и рабби Иисус, обучая учеников в Своей школе «Царство Небесное» и преподавая им вечные истины.

Притча о десяти девах

В этой статье мы рассмотрим притчу, которая касается Второго пришествия Иисуса, а также назначения даты этого события. В последнее время все чаще слышны заявления об установлении даты Второго пришествия. Библия однозначно говорит: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Mр.13:32), однако притча о десяти девах поможет нам взглянуть на этот вопрос в ином ракурсе.

В 25-й главе Евангелия от Матфея содержится ряд притч, которые говорят о Втором пришествии и пересекаются с понятием «Царство Небесное». В предыдущих статьях мы исследовали 13-ю главу Евангелия от Матфея, где притчи рассказывают о Царстве Небесном, а Иисус объясняет это понятие.

Обратимся к притче о девах: «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Матф.25:1-13).

Трудности истолкования. Символ елея

Следует отметить, что эта притча является одной из самых сложных для понимания прежде всего из-за того, что в Библии нет подробного описания традиционного процесса бракосочетания. Вот почему у читателей возникает искушение, найдя то или иное слово из притчи в другом библейском отрывке, автоматически использовать его при истолковании исследуемого текста. Однако, несмотря на то, что Библия действительно объясняет саму себя, и непонятные слова и выражения из одного текста могут быть объяснены в другом отрывке, этот принцип следует применять разумно. В частности, при истолковании евангельских притч без учёта контекста самой притчи такая автоматическая постановка может привести к неверному результату.

Проиллюстрируем проблему на примере использования слова «масло», которого, как повествует исследуемая притча, не хватило неразумным девам. И они, пойдя его искать на рынке посреди ночи, не попали на брачный пир. Об оливковом масле (в Русской Синодальной Библии часто используется архаичное слово «елей») пишется в книге пророка Захарии, который видел ряд видений относительно первосвященника Иегошуа. В Синодальном переводе его имя звучит как «Иисус», однако речь идет не об Иисусе Христе, а о первосвященнике Иегошуа, который служил в Иерусалимском Храме после Вавилонского пленения в 515 г. до н. э.

В это время пророк Захария наставлял и вдохновлял Иегошуа пророческими откровениями от Бога. В частности, в 4-й главе говорится: «И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его. И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его» (Зах.4:1,2).

Менора — семисвечник, один из элементов Святилища, возведенного в пустыне, а после — в построенном царем Соломоном Храме. Она была выкована цельной из золота и состояла из центрального ствола с основанием и шести отходящих от ствола ветвей (по три справа и слева). В Скинии она находилась в первом отделении, в Святом. Первосвященник зажигал менору в сумерки и очищал ее чашечки утром, она горела всю ночь.

Далее пророк пишет: «И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой? И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой. Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах.4:4-6). Согласно книге Исход семисвечник должен был гореть постоянно, что символизировало постоянное присутствие в Храме Святого Духа.

Елей — оливковое масло, которое в Древнем Израиле применялось при помазании первосвященников и царей.

То, что оливковое масло (елей) может символизировать Святого Духа, видно и в ряде библейских текстов. Например, в Псалме 44 записано: «Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс.44:7,8). А в параллельном тексте из книги пророка Исаии говорится: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы» (Ис.61:1). Таким образом, мы видим, что пророк однозначно говорит о Святом Духе.

Именно поэтому в Послании к евреям апостол цитирует Псалом 44, чтобы подтвердить, что Иешуа (Иисус) является Машиахом (Мессией), то есть помазанником, фактичекски помазанным Богом, а не просто ангелом. Таким образом, символы помазания и елея как Святого Духа напрямую связаны с Иисусом и Его миссией в этом мире.

Мессия — от древнееврейского «машиах», буквально «помазанник». Это слово первоначально было прилагательным, означавшим «помазанный «. Титул «помазанный» применялся в Библии по отношению к царям и первосвященникам. Акт помазания символизировал избрание человека для совершения важных общественных функций.

Однако что получится, если мы применим этот символизм к притче о девах, ожидающих жениха? Если мы подставим значение слова «масло» из книги пророка Захарии 4:1-2 в Евангелие от Матфея 25:3, получится, что у неразумных дев не было Святого Духа. И если бы в светильниках этих дев вообще не было масла, то можно было бы заключить, что в сердцах у разумных дев был Святой Дух, а у неразумных — нет.

Однако ситуация здесь оказывается сложнее. В 8-м и 9-м текстах сказано: «Неразумные сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». Выходит, что у неразумных дев какое-то количество масла в светильниках все-таки было, иначе они бы не горели вообще. А разумные девы не поделились с неразумными, чтобы не возникло недостатка. Как может возникнуть недостаток Святого Духа? Можно ли Святым Духом делиться, переливая Его из одного сосуда в другой?

Писание однозначно свидетельствует о том, что Святой Дух — это Бог (Деян.5:3-4; 1Кор.3:16-17). И если масло символизирует именно Его, то у читателя возникает теологическая проблема: Бога, Духа Святого, невозможно измерить, подобно маслу. Поэтому при истолковании этой притчи никоим образом нельзя переходить к аллегориям, иначе возникнет опасность превратить Святого Духа в нечто, измеряемое в единицах объема.

Вот почему для правильного понимания любой притчи, а тем более этой, важно правильно определить её тип. И в данном случае это легко, так как притча начинается словами «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам…». Мы узнали в предыдущих статьях, что наличие слова «подобно» однозначно указывает на то, что притча о девах относится к типу притч-иллюстраций. А потому в притчах такого типа нет символики. Для того чтобы понять эту притчу, необходимо разобраться в том, что и как она иллюстрирует.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *