В Евангелии мы видим большое количество притч — кратких историй, смысл которых аллегорический, скрытый, непрямой. Через притчи Господь разговаривает с народом, потому что на простых житейских примерах проще донести сложный и глубокий смысл Божьих проповедей. Сегодня поговорим об известном тексте Евангелия — притче о блудном сыне.

Наиболее полно текст притчи мы видим в Евангелии от Луки, в 15 главе. Библия повествует нам об отце, у которого было двое взрослых сыновей. И вот младший из них однажды попросил у отца причитающуюся ему по закону долю из семейного наследия. Отец удовлетворил просьбу сына и передал ему во владение все, что причиталось.

Притча о блудном сыне приведена в 15 главе Евангелия от Луки

Младший сын уехал в «страну далече», где все свое наследство спустил на непотребства. Никакого дела он не организовал, никакого опыта не приобрел. Только прокутил, прогулял и растратил все отцовские деньги. Закончилось все тем, что юноша вкрай обеднел и был вынужден пасти чужих свиней — этим занимались только вконец опустившиеся люди в те времена.

Но нужда все только росла, юноша начал страдать от голода. Он был бы рад есть еду, которой кормили свиней, но даже этого не имел. И тогда он вспомнил о своем отце и подумал, что даже последние рабы в подчинении его отца живут сытнее и лучше, чем он.

Тогда он решил вымолить прощение у своего отца и попроситься к нему назад хотя бы для выполнения самых тяжелых работ. Отец издали увидел приближение своего младшего сына. Бросив все, он побежал к нему навстречу, обнял и поцеловал его.

Важно! Сын начал просить прощение у отца, говоря о том, что более не достоин нарекаться его сыном и просит взять его хотя бы за раба. Но отец приказал слугам одеть сына в лучшие одежды, заколоть откормленного теленка и устроить пир.

Старший же сын в это время находился на работе на поле, и подходя к дому, услышал звуки праздника. И спросил он у слуг, что происходит в его доме. Слуги же рассказали о возвращении его родного брата.

И тогда старший брат начал сердится и обижаться на отца, который никогда не устраивал для него подобных гуляний, хотя старший сын всегда был с ним, помогал, не предавал, не расточал богатство. И ответил ему отец, что надо радоваться тому, что младший его брат был мертв, а ныне ожил.

В чем смысл

Притча о блудном сыне — очень многогранная часть Евангелия, имеющая множество смыслов и значений. Основное, о чем она нам говорит — это такие основные понятия всей христианской веры как покаяние и прощение.

По обыкновенной житейской справедливости отец мог и на порог не пустить своего блудного сына. Мало того, что тот пропадал долгое время неизвестно где, так он еще и полностью растранжирил все состояние, доставшееся ему. Вероятно, этот человек был сломлен, ни на что не способен, лишился всякого достоинства и только и мог, что пасть к отцовским ногам с мольбами избавить его от голодной смерти.

В притче о блудном сыне Иисус иносказательно показывает отношение Бога к людям

Имел ли право отец прогнать его от себя, как предателя? Да, формально он мог так поступить. Но что его заставило не только принять сына назад, но и восстановить во всех прежних правах и статусе? Ответ тому — любовь. Отец настолько был рад, что его любимый сын вернулся, «пропадал и нашелся», что в ту же минуту ему все простил.

А что ключевое нам показывает сама фигура блудного сына? Конечно, это образ покаявшегося грешника. Поживя беззаботно, утонув в бездне греха он понял, что еще немного, и он погибнет. И юноша принимает единственно верное решение — вернуться в лоно родного дома, к своему отцу.

И именно там находит свое спасение. Но это спасение было бы невозможно, если бы юноша не осознал всю низость своего падения, весь ужас отречения и ухода от отца. Именно глубокое искреннее покаяние, почитание себя недостойным высокого звания сына и сделало возможным спасение.

Икона «Возвращение к отцу»

Есть еще третья фигура в притче, старшего сына. Это самый неоднозначный образ, который в притче так и остался незавершенным. Реакция брата, как раз, вполне по-житейски предсказуема — он возмущается, что отец так легко просил провинившегося брата.

А еще старший сын ревнует и завидует, ведь для него отец никогда не устраивал таких пышных приемов. Но мудрый отец поясняет, что старший сын и так при нем, «и все мое, то твое». Он призывает радоваться тому, что младший «был мертв и ожил», т.е. был потерян для спасения, а теперь уже нет.

На этом притча заканчивается, оставляя нас в неведении относительно дальнейшей судьбы старшего брата. Мы не знаем, переубедили ли его слова отца, принял ли он младшего брата, или же так и остался дальше жить со злобой на него и ненавистью. Такая недосказанность — поле для наших размышлений о жизни, ведь мы тоже можем оказаться на месте обоих из братьев.

Символизм и толкование

Что именно этой притчей хотел сказать Христос своим ученикам? Отец братьев ассоциируется с Отцом нашим Небесным. И как младший сын отрекся от своего отца и выбрал путь греха, так же ежедневно и мы грешим, отворачиваясь от Господа.

Но Божья милость и любовь к нам безграничны, и Небесный Отец всегда примет назад в свои объятья самого последнего грешника, если тот раскается.

Притча о блудном сыне говорит о беззаветной любви родителей к детям и всепрощении

Самый неоднозначный образ старшего сына показывает нам все коварство показного благочестия. С виду этот сын был более чем праведен — всегда и во всем помогал отцу, не тратил лишнего, никуда не уходил, бросая семью и хозяйство. Наверняка он чувствовал свое значительное нравственное превосходство над младшим блудным братом.

Но куда подевалось все благочестие, когда старший сын лицом к лицу встретился с искушением завистью и обидой? Он тут же потерял весь свой благовидный облик, был готов отречься от брата, не хотел даже заходить в дом на праздник. Почему так произошло? Потому что, несмотря на все его благодеяния, старший сын не имел самого главного — любви.

Важно! Тут сами собой вспоминаются слова апостола Павла из Первого послания к Коринфянам: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.»

Любовь — это основополагающее качество всего христианства. Без нее не имеют смысла никакие другие благодеяния и подвиги, ибо они будут вести не к спасению, а к погибели души через непомерную гордость.

В своем стремлении к Богу каждый из нас может уподобиться двум состояниям, по аналогии с двумя братьями: мы можем искренне раскаяться, прося прощения у Господа за все наши прегрешения, а можем стать настоящими фарисеями.

Фарисеи существовали во все века, есть они и сейчас. Только сегодня это не сторонники определенного учения в иудаизме, а внешние праведники. И нет в Евангелии грешников, более обличаемых Христом, нежели книжники и фарисеи. Именно как фарисей ведет себя старший брат притче. Также часто ведем себя и мы, когда печемся о внешнем благочестии, не имея ничего духовного внутри.

Притча в богослужебном круге

В богослужебном круге притчу о блудном сыне воспоминают на второй подготовительной неделе перед началом Великого поста. Слова притчи звучат на Литургиях в каждом православном храме в воскресный день.

Притча о блудном сыне учит христианской любви и прощению

Подготовка к Великому посту знаменует собой время, когда пора задуматься о наполнении собственной жизни. Именно поэтому самое время вспомнить о покаянии, прощении и любви — трех основных ценностях, освещенных в притче.

Образ блудного сына собирательный, он символизирует все падшее человечество. Вместе с тем, Церковь призывает на каждом богослужении к покаянию, которое сделает возможным возвращение к Отцу Небесному. Притча учит нас признавать свою вину, приносить ее Богу со смирением и трепетом.

Интересно! Для этого в Церкви у нас есть Таинство Исповеди. Как блудный сын покаялся перед своим отцом и признал себя недостойным, так и мы можем, придя в храм, покаяться в Таинстве Исповеди перед Самим Господом и получить прощение.

Как и множество других Евангельских текстов, притча о блудном сыне может раскрывать множество смыслов. Ежедневно читая Евангелие, мы настраиваем свой ум на духовный лад.

Протоиерей Андрей Ткачев: Притча о блудном сыне

Притча рассказывает о сыне, который забрал у отца свою долю наследства и ушел из дома, тратя полученное на распутства. Через некоторое время «когда он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться» (Лк., 79 зач., XV, 11-32.). Сын был в таком бедственном состоянии, что готов был есть пищу, которой кормили свиней. Тогда он вспомнил об отце и полный раскаяния, вернулся к нему.Он не считал себя достойным прощения и хотел проситься в наемные работники: «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк., 79 зач., XV, 11-32.). Но любящий отец принял его с распростертыми объятиями и не только простил его, но велел принести ему лучшие одежды и заколоть для него самого лучшего тельца. Старший сын, который все это время оставался при отце, был недоволен таким решением, но отец сумел убедить его простить брата: «Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк., 79 зач., XV, 11-32.).

Современное толкование притчи о блудном сыне старик обнимает сына СОДЕРЖАНИЕ 1. Краткое содержание 2. О чем говорит притча 3. Что сделал младший из детей 4. Как отнесся старший к покаянию брата 5. В чем смысл этой истории Краткое содержание Содержание притчи, рассказанной Иисусом Христом, о блудном сыне: У отца было два сына. Младший захотел взять свою долю родительского имущества, не дожидаясь наследства. Отец удовлетворил его желание, отдав сразу все имущество, которое младший сын получил бы позднее. Уехав в чужие края, юноша растратил свою долю на пустые забавы. В стране начался голод, молодой человек остался без крыши над головой, без куска хлеба, без денег. От безысходности он нанялся пасти свиней – занятие, считавшееся в те годы достойное вконец, опустившихся людей. Пастуху платили так мало, что он просто умирал от голода, согласен был есть даже вместе со свиньями их еду. Но это ему было недоступно. Тогда младший сын вспомнил об отце, как сытно там живут даже последние рабы. Он решил попросить у родителя прощения за свое поведение, просить, чтобы принял его простым рабочим, чтоб не дал умереть с голода. Решившись, молодой человек отправился в путь. Отец издали заметил приближавшегося сына и побежал ему навстречу. Он обнял и поцеловал грязного, босого, исхудавшего путника и признал его своим ребенком. Молодой человек попросил простить его за прошлые дела, поселить вместе с рабами, так как он потерял право называться сыном, растратил причитавшуюся ему долю наследства. Отец сказал, что рад возвращению сына, которого считали мертвым и пропавшим. Он приказал нарядить его в лучшую обувь, одежду, одел на палец кольцо с печатью, приказал забить жирного теленка, всем пировать и веселиться, радуясь возвращению блудного сына. Старший же наследник в это время работал в поле, а когда увидел, с каким почетом принимает отец его младшего брата, в сердце его зажглась обида и зависть. Он стал упрекать отца, что тот никогда не относился к нему с такой любовью и щедростью, хоть он работал и всегда слушался и подчинялся воле родителя. Он не смог искренне порадоваться возвращению брата, более того, он не признает брата равным себе, считая, что младший заслужил своим поведением такую участь. Старший сын не смог понять слов отца, что надо радоваться и любить человека, который опомнился, признал свою неправоту, покаялся, значит должен быть прощен. О чем говорит притча Притча о блудном сыне – рассказ о грехе и покаянии. Толкование истории каждый делает на свой лад, но все согласны, что отец сыновей – это всемогущий Бог, который любит своих детей всегда. Какие бы грехи не делали люди, Бог всегда принимает их раскаяние, всегда прощает грешников, любит их, как родители любят своих детей. грех и покаяние перед Богом Что сделал младший из детей Из притчи следует, что младший сын представляет молодость, лишенную знаний. Молодым хочется получить все и сразу, хочется свободы от обязанностей. Они не слушают, что говорят им старшие, умудренные опытом люди. Молодежь считает, что им все по плечу, что смогут своим талантом пробиться в люди. Они смотрят свысока на стариков, считая их отжившими свое. Недаром гордыня, гордость считаются грехом, который разрушает жизнь человека, особенно в молодости. Отдаляясь от Бога Отца, люди отдают себя в руки дьявола. Не понимая, что лучше находиться под защитой, покровительством Бога, люди отдаляются от Него «в чужие края», где предаются греховному времяпровождению, растрачивая свои таланты и силы попусту. Человек считает дар Божий своей личной собственностью, хочет распоряжаться им по своему усмотрению. Но когда люди, забывая о Всевышнем, предаются только праздным делам, они губят свою душу, лишая ее чистоты и духовной пищи. Пресытившись, они ощущают духовный голод, не зная, чем еще себя занять. Как отнесся старший к покаянию брата Толкование роли старшего сына. Послушный молодой человек всегда выполняет волю отца, живет строго по законам, считает себя праведником. Но у него мертва душа – он разучился сострадать окружающим, ставя свои «заслуги» в служении Богу, выше остальных. Тот же грех гордости, гордыни. Вдобавок – зависть. На зов отца порадоваться вместе с остальными тому, что вернулся раскаивающийся грешник младший брат, старший высказывает родителю свои обиды и претензии. Указывая, что сын отца ему больше не брат, который сам виноват в своей участи. Он не понимает, почему родитель с такой радостью принимает возвращение раскаивающегося грешника. Считая себя праведником, он не видит своих недостатков, своего греха. Как книжники и фарисеи, которые твердят о своем служении Богу, на самом деле не любят окружающих «как самого себя», нарушая главную Божью заповедь. раскаяние, покаяние перед отцом В чем смысл этой истории Юноша, пройдя через страдания и лишения, понимает свои ошибки, смиряет гордость, сначала нанимаясь на самую черную, позорную работу, позже приходит к покаянию. Притча о блудном сыне учит, что покаяние приходит через материальные лишения, духовные страдания. Можно несколько раз читать притчу, открывая для себя новое толкование ее смысла. Младший сын, находясь вдали от Бога, был безумным. А когда пришел в себя, оценил свое сегодняшнее состояние, понял, как низко он пал. Когда он был рядом с Отцом своим, он был сыт, одет, обут. Однако не замечал этих Божьих благ, сочтя, что получит гораздо больше в чужой стороне. Там не будет нравоучений, он своим умом сможет добиться успеха, богатства. Чужая сторона ассоциируется с отдалением от Бога. Без веры человек умирает, теряет душу. Был мертвым и вернулся живым – радуется отец раскаянию младшего ребенка. Теперь есть надежда, что сын понял, прочувствовал, как он был неправ, когда отрекался от Бога. Толкование притчи о добрых намерениях, которые только тогда приносят пользу, когда выполняются. Юноша решил, что пойдет просить прощение у своего родителя, не медля, исполнил свое намерение. Можно сотни раз мысленно представлять, как будут сделаны хорошие дела, но не делать их, оставаясь пустым фантазером. Бог Отец видит людей стремящихся к Нему и всегда первым показывает Свое прощение. Как в притче: чистую сыновью одежду, удобную обувь, чтобы идти жизненной дорогой спасения души, Свою любовь Отца. Откормленный телец, которого режут к празднику возвращения сына, символизирует жертву Иисуса Христа, который сам по воле Отца небесного отдал себя палачам, чтобы искупить грехи всего человечества. Каждый из живущих людей был на пути младшего сына из Христовой притчи. Следует знать, что этот путь ведет к гибели души. Но Милосердный Отец Наш всегда примет искреннее раскаяние Своих заблудших детей. Понравилось? Расскажи друзьям

В невидимой клетке

В невидимой клетке

& Было время, когда человек был не великаном, а карликом, не хозяином природы, а ее послушным рабом. У него было так же мало власти над природой, так же мало свободы, как у любого зверя в лесу, у любой птицы в воздухе.

Есть такое выражение: волен, как птица.

Высоко в ясном небе качается живым чертежом журавлиная стая. А люди стоят внизу, закинув голову, и думают: «Вот птицы летят, куда им хочется!»

Птице так легко перелететь с места на место, что, казалось бы, каждый из птичьих видов должен был давно расселиться по всей земле. Этого быть не может, потому что птицы совсем не так вольны, как кажется. У каждой птицы свое место в мире. Одна живет в тайге, другая в степи, третья – на берегу моря.

Люди нередко меняются квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на этаж. А вот в лесу жильцу одного этажа трудновато поменяться квартирой с жильцом другого этажа.

Вальдшнеп не променяет своего помещения на сухой и солнечный чердак. А обитатель чердака – ястреб – не строит своего гнезда на земле, у подножия деревьев.

Представим себе, что белка захотела бы поменяться квартирой с тушканчиком. Квартира белки помещается высоко на дереве, в дупле или среди сучьев. А тушканчик живет в подвальном помещении, в норе.

Чтобы перебраться на новую квартиру, тушканчику пришлось бы влезть на дерево. А этого он не мог бы сделать, потому что лапы у него совсем непригодны для лазанья по деревьям.

А белка не смогла бы жить под землей. Достаточно взглянуть на ее хвост и лапы, чтобы сказать, где она живет. У белки такие лапы, которыми удобно хвататься за сучья, срывать орехи и шишки. А хвост у нее – настоящий парашют. Он поддерживает ее в воздухе, когда она переносится с ветки на ветку.

Совсем другие хвост и лапы у жителя степей – тушканчика. Чтобы спастись от врага в открытой степи, надо убежать, исчезнуть, провалиться сквозь землю. Так и поступает тушканчик. Оттого и лапы у него такие. Длинными задними лапами он отталкивается от земли, когда прыгает, а коротенькими передними роет землю.

Ну, а хвост? Хвост у тушканчика – верный помощник лапам. Когда тушканчик, сидя на задних лапах, озирается по сторонам, хвост служит ему подпоркой, вроде третьей ноги. А когда он прыгает, хвост направляет прыжок, как руль.

Чтобы поменяться домами, променять лес на степь и дупло на нору, тушканчик и белка должны были заодно поменяться хвостами и лапами.

Если бы мы свели знакомство также и с другими жителями лесов и степей, мы увидели бы, что каждый из них привязан к своему месту в мире невидимой цепью, которую не так-то легко разорвать.

Длинный клюв вальдшнепа приспособлен к добыванию из-под земли дождевых червей. На дереве вальдшнепу делать нечего.

А вот большого пестрого дятла редко увидишь на земле. Целые дни вертится дятел вокруг ствола какой-нибудь елки или березы.

На дереве дятел находит себе еду: короедов, других насекомых и их личинок. Его упругий хвост и когтистые цепкие пальцы приспособлены к лазанью по стволу.

Каждое живое существо приспособлено к своему месту в мире. Но все на свете меняется: жаркий климат становится холодным, горы возникают там, де были равнины, моря уступают место суше, хвойные леса сменяются лиственными.

Когда все вокруг меняется, живые существа становятся другими.

Но в какую сторону измениться, это не в их власти. Слон не может отказаться от растительной пищи и перейти на мясную. Медведь не может сказать: «Мне жарко» – и снять с себя шубу.

Живые существа меняются не по своей воле. Перемены, которые с ними происходят, не всегда для них полезны и выгодны. Они голодают и мерзнут или, наоборот, страдают от жары или засухи. И дело кончается тем, что они погибают, не выдержав перемен.

Но в истории Земли можно найти много примеров тому, как перемена условий жизни изменяла и природу живых существ.

Поучительна история лошади.

Сейчас и поверить трудно, что лошадь произошла от маленького зверька, который пробирался когда-то по лесной чаще, ловко перелезая через упавшие стволы. У зверька были не копыта, как у лошади, а когти на пятипалых лапах.

Но леса редели, уступая место степям. На открытых полянах негде было спрятаться. Там приходилось спасаться бегством. Игру в прятки заменяла на открытом пространстве игра в пятнашки. Эта игра плохо кончалась для многих из лесных зверьков.

При этой проверке, которой жизнь подвергла предков лошади, оказалось, что для быстрого бега им не нужно иметь много пальцев на ноге.

И вот появляются сначала трехпалые, а потом однопалые лошади. У нашей теперешней лошади всего лишь один палец на ноге, с твердым копытом.

А зубы? Они тоже менялись. В степи лошадям пришлось переходить на грубый, жесткий корм, который надо было перетирать зубами. У теперешних лошадей зубы – жернова, зубы – терки, которые хорошо перетирают не только жесткую траву, но и солому.

И, даже порвав цепи, которым животное было связано с окружавшей его природой, оно не делается свободным.

Из одной невидимой клетки оно попадает в другую. Выйдя из леса в степь, лошадь перестала быть лесным жителем, но зато стала степным. Выбравшись на сушу, рыбы отрезали себе обратный путь в море. Чтобы вернуться в море, им нужно было снова измениться. У них ноги превратились в ласты, в плавники, и на рыбу они похожи только по внешности и по образу жизни.

Попробуйте белого медведя переселить в тропический лес. Он задохнется там, как в бане: ведь у него такая шуба, которую невозможно снять. А обитатель тропиков – слон – замерзнет в снегах Арктики: он ведь, как и полагается в бане, ходит голый.

Есть только одно место на земле, где белый медведь встречается со слоном, где в двух шагах от лесных зверей живут степные, а рядом со степными – обитатели гор. Для этого человек окружает их особенной, искусственной природой, чтобы они не погибли.

Ну, а какое животное сам человек: степное, лесное, горное?

Чтобы переселиться из степи в лес или из леса в степь, человеку не нужно переделывать свои ноги, руки, зубы. Попав с юга на север, он не погибает оттого, что его тело не покрыто шерстью.

Человек научился мчаться по земле быстрее, чем лошадь. Но для этого ему не пришлось пожертвовать ни единым пальцем.

Человек научился плавать под водой быстрей, чем рыба. Но для этого ему не пришлось променять свои руки и ноги на плавники.

Ящерам понадобилось много миллионов лет, чтобы стать птицами. Но они остались без передних лап, которые превратились в крылья. А человек завоевал воздух в несколько столетий, и для этого ему не пришлось стать безруким.

Человек нашел способ, оставаясь самим собой, разрывать невидимые цепи, которые держат в плену животных.

Животное зависит от условий своего существования.

А человек сам для себя создает эти условия.

(М. Ильин, Е. Сегал. «Как человек стал великаном»)

Что понимается в этом тексте под «невидимой клеткой»? Какое животное суши вернулось в море? Откуда могли появиться «трехпалые, а потом и однопалые лошади»? В мире природы для одних животных написано «Вход воспрещен», для других – надпись «Добро пожаловать!» Как вы это понимаете? Где собираются вместе и окружаются искусственной природой степные, лесные, горные, равнинные и всякие прочие животные? Когда белка живет в клетке, там сооружают колесо, качели… Зачем они нужны? Какой «цепью» дятел «прикован» к дереву? Для каких «работ» пригодны лапы у тушканчика? «Чтобы переселиться из степи в лес или из леса в степь, человеку не нужно переделывать свои ноги, руки, зубы». А что же ему нужно делать? Какие условия для своего существования создает сам человек? Есть ли такие случаи в мире животных?

Размышление о блудном сыне и его брате

Возвращение сына, промотавшего наследство отца в кружении жизни, одна из самых главных и трогательных притч христианства. Некоторые утверждают, что православие вообще начинается с понимания притчи о блудном сыне, являясь своего рода лакмусовой бумажкой.
Притча рассказывает о том, как жили в одной далекой стране два брата. Однажды младший брат, возжелавший свободы и самостоятельности, попросил у Отца свою часть имущества, которая ему была положена после смерти Родителя.
Отец мог ему ничего не давать, потому что еще был жив, а делить имущество еще при своей жизни означало согласиться, что Он уже мертв. Но Отец не удерживает сына, дает ему наследство и сын уходит из родительского дома.
Молодость, желание счастья, буйство крови быстро сделали свое дело – он промотал все свое наследство, оставшись в чужой стране один, без куска хлеба и крова над головой. К тому же в той далекой стороне начался голод. Чтобы как-то протянуть и не умереть с голоду, он устраивается свинопасом. Более позорного дела для иудея трудно придумать.
Наемного работника кормили плохо, и он стал от нужды питаться вместе со свиньями остававшимися после их трапезы рожками. Пожив так, натерпевшись от хозяина и жизни, он вспомнил свой дом, Отца, у которого даже наемники не жили так, как он сейчас. И решил возвратиться в свой дом.
Решение о возвращении было мучительным, он ничего не хотел, только чтобы Отец помиловал, простил и принял его хотя бы в качестве простого работника. Грязного, оборванного, нищего и голодного его встречает на пороге родного дома Отец, радуясь возвращению своего блудного сына.
Отец не упрекает и даже слышать не хочет о том, чтобы сделать сына наемником. Он радуется, что после стольких лет сын, которого уже считал умершим, вернулся, оказался живым.
Лучшие одежды, лучшая обувь, лучшая трапеза из откормленного теленка и прощение! Музыка, радость, отцовская любовь, родные стены вновь окружают сына. Он прощен и принят Отцом в милости и любви.
Но все ли так обрадовались возвращению блудника? Старший сын и брат блудного сына, услышав новость о возвращении, в честь чего устроен такой пир и веселье, очень разгневался, разгневался до такой степени, что даже отказывался входить в дом.
Его логика была совсем другой, чем отцовская. И здесь — момент истины. Вот где развилка — в отношении к возвращению блудника и великого грешника. Каждый может спросить, а как бы он повел себя в этой ситуации? Не на словах, а на самом деле.
На словах, зная «правильный» ответ в Евангелии, как в учебнике, каждый теоретически ответит, с кем он. Но вот случись на деле отнестись милостиво к грешнику и куда деваются благодушие и любовь.
У моей давней знакомой до сих пор притча не укладывается в голове. И сегодня мы вновь с ней начали обсуждать ее, и она вновь не понимает и говорит, что наше время — совсем другое и она на стороне старшего брата-труженика.
Впрочем, два года назад в церковной жизни случилось то, что разделило православных на ягнят и козлищ. Кто был на какой стороне, тот и сейчас на той же: кто с грешниками, а кто с праведниками. И та моя знакомая, воцерковленная и верная прихожанка, тоже была отнюдь не на стороне блудника.
В фарисейской логике грешник не может быть прощен, никогда в его голове не укладывается, что тот, кто все отцовское наследство, которого он не зарабатывал, а просто им воспользовался, оставил в пивных, проиграл в карты, пропил с сомнительными друзьями и прокутил с девицами легкого поведения, вдруг принимается Отцом так щедро, можно сказать по-царски.
И встречает вместо осуждения – прощение, вместо наказания – любовь, вместо злорадства («Ага, вернулся, нагулялся!») — радость. Как же так? В то время как он в поте лица «служил» у Отца, исполняя все его приказания (тут следует список заслуг), этот проматывал отцовское богатство.
Обида, гордыня, злоба переполняют его: ведь для него Отец ни разу не устраивал пир, никогда не приглашал его друзей, никогда не заколол, не то что откормленного тельца, даже козленка! А здесь – на тебе! И пир, и лучшая одежда, и друзья, и пение, и музыка, и радость.
И в честь кого!? В честь того, кого он давно перестал считать своим братом, того, кто захотел жить своим умом, ушел из дома и все промотал?!
В связи с этим мне приходит на ум история с Шарлем Бодлером, который получив большое отцовское наследство, как блудный сын стал тратить его на модную и богатую одежду, дорогие сигары, рестораны, наркотики, женщин.
И чем дело кончилось? Его родная мать обратилась в суд, чтобы над Бодлером было установлено опекунство во избежание растраты наследства. Суд был на ее стороне. Бодлер всю жизнь потом нищенствовал, но мать так и не вернула ему право распоряжаться собственным наследством. Так на деле поступают «праведники» и защитники закона.
Не нам себя оценивать, какие мы — хорошие или плохие, ибо, как сказано в Библии, высокое у людей, мерзость перед Богом. Но через все Евангелие проходит мысль о противопоставлении «праведников» и грешников, блудников и фарисеев, исполняющих все положенное, только одного не умеющих – любить.
Авторский блог

Альманах педагога

Урок литературы в 8 классе.

«Притча о блудном сыне» — заповедь к умению прощать.

Тип урока: интегрированный (межпредметные связи с ИЗО, музыкой, историей,

МХК с элементами театрализации)

Цели урока: развить интерес к Библии как к источнику мудрости и образцу

нравственного поведения, обсудить способность прощать как проявление настоящей

любви, показать воплощение христианского сюжета в живописи.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать сюжетное своеобразие притчи как жанра древнерусской

литературы; уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: обучающийся участвует в творческом, созидательном процессе, осознаёт

себя как индивидуальность и одновременно как член группы.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (в сотрудничестве с

учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Познавательные: осознаёт познавательную задачу, анализирует, слушает, извлекает

нужную информацию.

Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную

деятельность в парах с учетом конкретных учебно – познавательных задач, моделирует

ситуацию в соответствии с этими задачами и своим жизненным опытом.

Оборудование: Библия. Новый Завет, рабочая страничка, картина Рембрандта

«Возвращение блудного сына», прелюдия и фуга ля минор И.С.Баха, слайды с полотнами

живописцев Хемессена, Босха, Пюви де Шаванна, Батони, Мурильо, Доре, Спада,

Рембрандта.

Эпиграф: «Умение прощать спасает нас от гнева, ненависти и пустой растраты душевных

сил». Ханна Мор.

Ход урока.

Вступительное слово.

Учитель: На доске – эпиграф к нашему уроку. Как связан он с содержанием «Притчи о

блудном сыне», которую вы готовили к сегодняшнему уроку? Вспомнив о десяти

заповедях, о которых мы вели с вами разговор на прошлом уроке, подумайте и скажите, о

чём, по-вашему, мы будем говорить сегодня?

Учащиеся: О прощении.

Учитель: Верно. Как выдумаете, ЧТО на уроке мы должны сделать, чтобы ответить на

вопрос: ПОЧЕМУ необходимо прощать?

Учащиеся:

Изучить факты;

Обратиться к анализу текста;

Проанализировать поступки главных героев притчи;

Повторить сведения по теории литературы;

Сравнивать, обобщать.

Учитель: это и есть задачи нашего урока, решая которые, мы и достигнем цели, ответим

на главный вопрос.

Беседа.

Учитель: Вспомните эпизод из вашей жизни, когда друг или кто-то из родных простил вам

обиду. Какое чувство вы тогда испытали? Какова была ваша реакция?

(заслушиваются ответы)

Сегодня мы познакомимся с ещё одной притчей. Она называется «Притча о блудном

сыне». Каковы ключевые слова в названии притчи?

Учащиеся: СЫН..БЛУДНЫЙ..

Учитель: Притча – лаконичный и ёмкий жанр, в нем нет ни одного случайного слова. ЧТО

подсказывает вам слово «СЫН»?

Учащиеся: Действие, которое разворачивается в притче, коснётся не только сына, но и

отца, семьи.

Учитель: А как вы понимаете слово «блудный»?

Учащиеся: Блуждающий. Тот, кто где-то ходит без цели. Он не знает, зачем и куда идёт.

Учитель: Итак, раз в названии звучит слово «СЫН», то в притче важна идея родства,

которой связан каждый человек на земле: ведь все мы чьи –то дети.. Задумаемся, КАКУЮ

роль в нашей жизни играют родители. Чему они стремятся научить детей? ПОЧЕМУ

отношения детей и родителей часто складываются непросто?

Учащиеся: родители дают детям жизнь, воспитывают их, стараются научить добру, любви,

честности, хотят, чтобы они стали настоящими людьми, получили образование. Но иногда

эти отношения складываются непросто из-за разных взглядов на жизнь, несходства

мнений, вкусов, из-за того, что дети стремятся поскорее стать самостоятельными и не

слушают совета родителей, хотят делать всё по-своему, отсюда нередки споры и даже

ссоры. Но в конечном итоге чаще всего правы оказываются всё же родители. Только чтобы

это понять, дети должны пройти нелёгким путём ошибок.

Учитель: Напомните мне, что говорится в заповеди о родителях?

Учащиеся: Почитай отца и мать и будешь долголетен.

Учитель: И что сделал сын? —

Учащиеся: Нарушил эту заповедь.

Историческая справка. (читает подготовленный ученик)

— Вот некоторые сведения о семейном укладе израильтян. В еврейской семье всегда

почитались родители, поэтому дети имели право жить так, как им хотелось, только в том

случае, когда они уходили из своей семьи, женившись, или когда умирали родители. Уйти

из дома без ведома родителей считалось великим проклятием непослушания, и такой

человек считался умершим для своей семьи. А требовать или брать свою долю наследства

являлось смертельной обидой.

Учитель: Давайте прочитаем притчу.

Чтение притчи.

Учитель: Как вы думаете, почему отец не удерживает сына?

Учащиеся: Отец понимает, что запрет может привести к тому, что сын возненавидит отца и

всё равно сделает по- своему. Он не настаивает своей воле, не хочет любви и почитания из

–под палки. В этом проявляется и его мудрость, и его любовь. Но сын ещё не в состоянии

понять этого.

Учитель: В притче сказано: «Младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю дорогу и там

расточил имение своё, живя распутно». Попробуем заглянуть за эти строки притчи и

увидеть, КАК жил этот молодой человек. Помогут нам в этом картины знаменитых

живописцев.

Звучит прелюдия и фуга ля минор И.С. Баха. Демонстрация слайдов. Ученики

анализируют картины живописцев, написанные по сюжету притчи. Это полотна

Хемессена, Босха, Пюви де Шаванна, на которых художники разных эпох отразили

неправедный образ жизни «блудного сына».

Учитель: Вернёмся к тексту притчи. Почему блудный сын решил вернуться к отцу? Только

ли голод стал причиной возвращения?

Учащиеся: Он осознал свой грех, раскаялся в нём, понял, что «недостоин называться

сыном» своего отца, и решил вернуться, чтобы быть хотя бы его наёмником в числе

других, не требуя больше ни любви, ни благ. Не голод, а СТЫД и ЧУВСТВО ВИНЫ перед

родными ведут его домой.

Учитель: КАК встретил его отец?

Учащиеся: С радостью принял его в свои объятия. И даже устроил пир в честь его

возвращения. В этом проявляется мудрость отца: он понимает, что сыну и без того стыдно

и тяжко, что урок, данный ему жизнью, не прошёл даром.

Учитель: КАК вы понимаете слова отца: «Этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и

нашёлся»?

Учащиеся: Сын был мёртв, потому что забыл заповеди Господа и вёл распутную жизнь,-

теперь он осознал свой грех и покаялся – и ожил, к нему вернулась душа.

Учитель: Сцена возвращения блудного сына домой всегда привлекала живописцев.

Многие из них писали её. Как вы думаете, ПОЧЕМУ она привлекала художников?

Учащиеся: это кульминационная сцена притчи, так как именно в ней выражена главная её

идея- идея покаяния и прощения.

Вновь звучит музыка Баха. На слайдах – картины живописцев Батони, Мурильо, Доре,

Спада, Рембрандта.

Учитель: Какая из картин производит на вас наиболее сильное впечатление и почему? В

какой из них выразительнее всего передан драматизм происходящего? Какова в этом роль

композиции картины, её колорит?

Учитель: Для обсуждения поделимся на группы. (Обучающиеся делятся на 3 группы).

Ещё раз прочтите внимательно притчу и перечислите действия отца, в которых

выразилось его прощение сыну. Запишите ответ в тетради, обменяйтесь мнениями в

группе и будьте готовы сообщить их всему классу. На подготовку 2 минуты.

(заслушиваются ответы).

Учитель: А сейчас посмотрим на картину Рембрандта «Возвращение блудного сына». Как

художник изобразил этот момент?

(Учащиеся описывают момент, изображённый на полотне, краски, колорит, общее

настроение, передающее торжественность происходящего)

Учитель: Но в притче есть ещё один герой – старший брат, образ которого

вырисовывается только в конце её. Пока младший «расточал имение своё», ведя

беспутную жизнь где-то далеко, он прилежно трудился на полях отца..КАК отреагирует на

возвращение брата? ПОЧЕМУ?

Учащиеся: Он не радуется возвращению брата, осуждает отца, потому что тот, как ему

кажется, незаслуженно приветствует грешника и устраивает пир в его честь. Он даже не

хочет входить в дом. А когда отец зовёт его, говорит: «Я столько лет..» ЕМУ ОБИДНО, что

чествуют не его(праведника), а грешника.

Учитель: А он действительно праведник?..или грешник?

Учащиеся: Скорее, он – грешник: он позавидовал, осудил покаяние брата…А может быть,

он из корысти, из желания похвалы работал на отца..

Учитель: Да, скорее всего. А сейчас мы оживим некоторые эпизоды притчи. Это поможет

нам глубже понять её смысл и саму идею прощения. Положите перед собой рабочую

страничку. Выберите один из трёх предложенных сценариев и подготовьте всей группой

короткую сценку, разыграв её по ролям. На подготовку 5-7 минут.

(Разыгрываются сценки).

Сценка 1.

Работа в парах: На пир в честь возвращения блудного сына приходит сосед отца и

беседует с одним из персонажей притчи.

Какие события послужили поводом к пиршеству?

Почему отец так «необычно» реагировал на возвращение сына?

Что сделал сын, чтобы получить прощение отца принять сына обратно в семью?

Сценка 2.

Работа в парах: отец и сын сидят за праздничным столом и обсуждают следующие

вопросы:

Что пережил отец, когда младший сын ушёл со своей частью наследства?

О чём думал сын «придя в себя»?

Что почувствовал сын, увидев, что отец выбегает к нему навстречу?

Что почувствовал отец, когда увидел возвращающегося сына?

Что побудило отца принять сына с почестями после того, как тот опозорил его?

Сценка 3.

Работа по трое: Вы – близкие друзья семьи. Вы явились свидетелем отцовского

великодушия, но хорошо помните, как страдал отец из-за сына. Поздно вечером,

вернувшись с пира, который в честь сына устроил отец, вы обсуждаете события последних

месяцев. Разговор может касаться следующих вопросов:

Как вёл себя младший сын и что заслужил за своё поведение?

Как реагировал отец на возвращение сына и почему?

В чём конкретно выразилось решение отца простить непокорного сына?

Как должны измениться образ жизни и поведение сына после того, как отец

простил его?

Итоги урока.

Учитель: Ребята, вы заметили, что любовь неразрывно связана с прощением? Простить

человека – перестать винить его и гневаться на него. Когда мы прощаем других, наше

счастье умножается, наши отношения с людьми обретают гармонию. Давайте-ка вернёмся

к эпиграфу. Нужно ли прощать?

Учащиеся: Да.

Учитель: Сколько раз?

Учащиеся: Всегда.

Учитель: Что приносит прощение?

Учащиеся: Радость, свободу в общении.

Учитель: Есть ли обиды, за которые можно не простить человека?

Учащиеся: Нет… В притче сын нанёс отцу смертельную обиду, но старик простил своего

непутёвого сына, и эта отеческая мудрость звучит как настоящая заповедь нам, живущим

уже в 21 веке.

Домашнее задание на выбор:

25.02.2019 2054 просмотра Найдено в Интернетах

священник Илья Письменюк

Неделя 2-я подготовительная к Великому посту посвящается известной притче о блудном сыне. В культурном и литературном наследии человечества евангельскому образу притчи о блудном сыне посвящается много внимания. Основная тема притчи – принятие отцом вернувшегося из «страны далече» младшего сына. Но порой за вроде бы главной идеей той или иной истории Священного Писания скрывается более сложный и не менее поучительный смысл.

Здесь хотелось бы поразмышлять о том, кто в притче Христовой является действительно блудным сыном и является ли эта притча настолько оптимистичной, как иногда хочется ее воспринимать в разрезе покаяния и возвращения домой младшего брата.
Итак, главный нарратив – возвращение и покаяние ушедшего из дома отпрыска, который, истратив все достояние, сумел переступить через свою гордость и вернуться к отцу. Не менее важным является образ отца, который каждый день ждал своего сына и принимает его в дом не рабом и не слугой, а действительно сыном, прощая и не вспоминая прошлого. Этот образ толкуется достаточно просто: отец – Бог, сын – покаявшийся человек. Бог ждет каждого человека и в Своей справедливости и благости намного превосходит наше человеческое понимание: Он ждет до последнего каждого человека вне зависимости от степени падения и не разделяет пришедших по времени обращения. Блудный сын истратил, промотал дар Божий, но сумел преодолеть свою гордость; был готов принять участь приниженную (слуга/раб), но благостью Отца восстанавливается, подчеркиваю, в прежнем достоинстве (та же одежда, тот же перстень) с тем, чтобы начать все с начала.
Но есть в этой притче не менее и даже более важный смысл, который расширяет ее покаянный характер и говорит об отношениях между человеком и Богом, построенных на неправильном основании, – восприятие старшим сыном возвращения домой своего брата. Вместо радости старший сын «осердился» и высказывает отцу свои претензии: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими» (Лк. 15, 29).
Если падение младшего, блудного сына нам понятно, то состояние падения его брата воспринимается не сразу. Да, младший сын – действительно образ грешника, обратившегося к покаянию. Но образ старшего сына – образ человека, по-настоящему еще не принявшего Бога. Младший через свое падение учится смирению, принятию той участи, которую уготовил отец, причем принятию из осознания благости отца и необходимости пребывать с ним. Старший же не любит ни своего отца, ни брата (людей). Он служит отцу только из потребительских отношений: я – тебе, ты – мне. И для него действительно становится кризисом ситуация, в которой отец отдает себя, делится своей радостью просто так, из искренности и благости. Он не понимает, что все, что принадлежит отцу, – равным образом принадлежит и ему. Он не имеет к отцу никаких чувств, кроме обязанности исполнять свой долг с тем, чтобы в будущем наследовать имение.
Попробуем перенести этот образ на отношения человека и Бога. Есть грешные люди, которые в определенный момент обращаются к Богу, осознают свои ошибки, готовы с терпением пронести через жизнь последствия этих ошибок и надеются только на прощение. Они любят Бога, потому что принимают Его в жизнь действительно как Отца, как Родителя, Который из любви хочет и может простить. Они считают себя недостойными спасения, но имеют надежду, уповают на любовь Божию.
Есть же те, кто, может, и не падал так глубоко, как первые, но пытаются построить свои отношения с Богом как в сделке, когда стороны имеют взаимные права и обязанности. Они поклоняются Богу только из страха. Они исполняют заповеди только потому, что хотят получить взамен Царство Небесное. Они считают это Царство обязанностью Бога за их внешнюю верность. И им очень жалко этого Царства для тех, кто, в их восприятии, не так потрудился, не похож на них, кто, возможно, падал в своей жизни. Такие люди не могу радоваться тому, что поднимаются грешники, что находят Бога неверующие и язычники.
Самое страшное, что старший брат – образ многих людей, которые находятся рядом с Богом и являются частью Церкви. Они – верные. Но верность их исключительно потребительская. Выход за рамки, что в одну сторону – молчание Бога на их просьбы, что в другую – благость и всепрощение для тех, «кто хуже», является для этих людей порой неразрешимым кризисом. Старший сын из притчи не любил своего брата, ему было все равно, что с ним происходит. Так же и сегодня: многим верующим в Отца людям в целом все равно, что происходит с теми, кто к их Отцу пока не пришел. Сегодня можно не раз услышать от людей, как им тяжело находиться в обществе «неправославных», «недуховных», «неверующих»… Реакция же на тех, кто только пришел, кто, может, не так выглядит или не так поступает, примерно такая же, как и у старшего сына. Они, как и он, не пойдут за своими братьями в чужую страну греха и по-настоящему не сильно-то и ждут возвращения домой… Как видим, можно формально быть рядом с Отцом, не уходить в «страну далече», но внутренне быть так же далеко.
У притчи о блудном сыне нет окончания. Слова отца о необходимости радоваться тому, что младший брат «был мертв и ожил, пропадал и нашелся», остались без ответа. И мы можем задать вопрос: кто же из братьев собственно блудный сын? 

Во второе воскресенье перед Великим постом Святая Церковь в очередной раз подготавливает христиан к подвигу христианского поста. В евангельском чтении мы слышим притчу о блудном сыне, текст которой в очередной раз напоминает нам о покаянии, о возвращении и обращении к Богу.

В 2017 г. неделя о блудном сыне приходится на 12 февраля, ровно за две недели до Святой Четыредесятницы. В этот день также совершается память трех великих святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго.


Возвращение блудного сына. Греция, Афон. Монастырь Хиландар. XVI в.

Краткое содержание библейской притчи, сказанной Господом нашим Исусом Христом, чему она учит, а также небольшое толкование ее смысла и сути прозвучали в воскресной проповеди протоиерея Николы в Покровском храме г. Барнаула.

Сегодня мы слышали евангельскую притчу о блудном сыне. Наверное, необходимо чуть уточнить или обратить на нее внимание.

Младший сын — это грешники. Так вот, к этому роду грешников относится большинство людей. Ну и мы, наверное, сами себя относим к этому классу грешников.

И вот, этот младший сын приступил к Отцу, и требовал от него дать ему его часть имения. Уже это одно является настолько и циничным, и вероломным. Ибо по законам тех древних лет вступали в наследство после того как умирал, или отец, как в данном случае, или тот человек, который оставлял завещание, как правило, своим детям, сыновьям. Но этот младший сын, не дожидаясь кончины, как бы говорит: «Мне некогда ждать, я полон жизненных сил, у меня много планов, много желаний… Дай мне мою часть», — как бы требуя у Отца: «Дай мне!» (Лк.15:12).

А что оставалось отцу? Отказать ему? А отец как будто молча говорит ему: «Я еще жив, еще я не умер, подожди, когда я покину этот бренный мир, тогда вступишь в наследство, вместе со своим братом, моим старшим сыном». — Но нет! Некогда ждать младшему сыну, он требует. И, получив требуемое, удалился в страну далече. Удалился туда, где прожил, прожег свою жизнь. В страстях, в грехе, в блуде и прочих развлечениях. Он прожег все имение, то самое, что досталось ему от Отца. И тогда что ему оставалось делать, куда податься?

Но его посетила мысль возвратиться в отчий дом, возвратиться к Отцу. И он возвращается к Отцу. Конечно же, он чувствует вину, что поступил так некрасиво, вероломно, не правильно ни по человеческим законам, ни по Божеским. Но что ему, куда? Все, он погибает от голода, от лишений!

И о, чудо! Его встречает любящий Отец. Еще издалека увидя его, в лохмотьях, нищего, Он бежит к нему навстречу. И, мало того что встречает его с ласкою, он сразу же повелевает, чтобы сделали пир, закололи «тельца упитеннаго» (Лк. 15:23), то есть теленка, который был откормлен для особых праздничных мероприятий; пригласили людей… А старший сын, видя это, оскорбился. Ибо он думал, что как же можно вести себя с этим его братом, так поступившим, в отличие от него, который честно трудился, помогая отцу и зарабатывая еще большие для него прибытки!

И здесь мы опять же наблюдаем, что старший сын — это праведники. Оказывается, и среди мнимых «праведников» бывает такое чувство зависти. Поскольку Отец в притче — это Бог, то как Бог может миловать грешников? А ведь мы и грешники, и «праведники» вместе с тем. Все в нас вмещается: и состояние грешников, когда мы грешим постоянно, и, когда мы каемся, молимся — мы себя мним «праведниками». И уже, смотрите, в нас борются два этих чувства: покаянное чувство великого грешника и зависть мнимого «праведника».

Господь милостив, и Он устами Отца в притче сказал, что «сей сын мой был мертв и ожил» (Лк. 15:24). И оттого радость, что он совсем был мертвым, — всё, казалось, ему нет места в этом обществе среди живых, — и вдруг ожил, пришел в разум истинный, разве не радоваться этому? Конечно же, надо радоваться.

И нам Господь дает такой духовный посыл: хотя и грешим, много грешим, но чтобы мы каялись! Избави нас Бог от вот этой мнимой «праведности», которая могла бы смутить нас и увести с праведного пути. Да поможет нам Бог в наших трудах покаянных.

Поделиться: Подписывайтесь на канал «Алтайский старообрядец» в Яндекс.Дзен.[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *