Тезисы

  • Бессердечие проявляется даже по отношению к очень близким людям
  • Жажда наживы часто ведет к бессердечию и совершению бесчестных поступков
  • Душевная черствость человека усложняет его жизнь в обществе
  • Причины бессердечного отношения к окружающим кроются в воспитании
  • Проблема бессердечия, душевной черствости может быть свойственна не только отдельному человеку, но и обществу в целом
  • Тяжелые жизненные обстоятельства могут сделать человека бессердечным
  • Часто душевная черствость проявляется по отношению к нравственным, достойным людям
  • Человек признает, что он был бессердечным, когда уже нельзя ничего исправить
  • Душевная черствость не делает человека по-настоящему счастливым
  • Последствия бессердечного отношения к людям часто являются необратимыми

Аргументы

А.С. Пушкин “Дубровский”. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Петровича Троекурова закончился трагично из-за черствости и бессердечия со стороны последнего. Слова, сказанные Дубровским, хоть и были обидны для Троекурова, но точно не стоили ругани, нечестного суда и гибели героя. Кирилла Петрович не пожалел друга, хотя в прошлом их связывало много хорошего. Помещиком руководило бессердечие, желание отомстить, что и привело к смерти Андрея Гавриловича Дубровского. Последствия произошедшего были ужасны: сгорели чиновники, люди остались без своего настоящего барина, Владимир Дубровский стал разбойником. Проявление душевной черствости всего лишь одного человека сделало несчастными жизни многих людей.

А.С. Пушкин “Пиковая дама”. Действовать бессердечно Германна, главного героя произведения, заставляет желание обогатиться. Для осуществления своей цели он представляется поклонником Лизаветы, хотя на самом деле не испытывает к ней чувств. Он дает девушке ложные надежды.

Аргументы по направлению «Доброта и жестокость»

Проникая в дом графини при помощи Лизаветы, Германн просит старуху открыть ему тайну трех карт, а после ее отказа достает незаряженный пистолет. Графия, очень сильно испугавшись, умирает. Покойная старуха приходит к нему через несколько дней и открывает секрет при условии, что Германн не будет ставить более одной карты в сутки, в будущем не станет играть вовсе и женится на Лизавете. Но героя не ждет счастливое будущее: его бессердечные поступки служат поводом для возмездия. После двух выигрышей Германн проигрывает, из-за чего сходит с ума.

М. Горький “На дне”. Василиса Костылева не испытывает к мужу никаких чувств, кроме ненависти и полнейшего равнодушия. Желая получить в наследство хотя бы незначительное состояние, она очень легко решается подговорить вора Ваську Пепла убить мужа. Трудно представить, насколько бессердечным должен быть человек, чтобы выработать такой план. То, что Василиса выдана замуж не по любви, нисколько не оправдывает ее поступка. Человек должен оставаться человеком в любой ситуации.

И.А. Бунин “Господин из Сан-Франциско”. Тема гибели человеческой цивилизации является одной из основных в данном произведении. Проявление духовной деградации людей заключается в том числе и в их душевной черствости, бессердечности, безразличии по отношению друг к другу. Внезапная смерть Господина из Сан-Франциско вызывает не сострадание, а отвращение. При жизни его любят из-за денег, а после смерти бессердечно убирают в самый плохой номер, чтобы не испортить репутацию заведения. Человеку, умершему в чужой стране, не могут сделать даже нормальный гроб. Люди утратили истинные духовные ценности, заменой которым стала жажда материальной выгоды.

К.Г. Паустовский “Телеграмма”. Полная дел и событий жизнь увлекает Настю настолько, что она забывает о единственном по-настоящему близком для нее человеке – старой матери Катерине Петровне. Девушка, получая письма от нее, рада и тому, что мать жива, а о большем и не думает. Даже телеграмму от Тихона о плохом состоянии Катерины Петровны Настя читает и воспринимает не сразу: сначала она вовсе не понимает, о ком идет речь. Позже девушка осознает, насколько бессердечным было ее отношение к родному человеку. Настя едет к Катерине Петровне, но не застает ее в живых. Она чувствует себя виноватой перед матерью, так сильно ее любившей.

А.И. Солженицын “Матренин двор”. Матрена – человек, какого редко встретишь. Не думая о себе, она никогда не отказывала в помощи чужим людям, ко всем относилась с добротой и сочувствием. Люди не ответили ей тем же. После трагической гибели Матрены Фаддей думал только о том, как отвоевать часть избы. Почти все родственники приходили плакать над гробом женщины лишь для обязанности. Они не вспоминали о Матрене при жизни, но после ее смерти начали претендовать на наследство. Эта ситуация показывает, насколько черствыми и безразличными стали людские души.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. Бессердечие Родиона Раскольникова выразилось его желании проверить свою ужасную теорию. Убив старуху-процентщицу, он пытался узнать, к кому относится: к “тварям дрожащим” или “право имеющим”. Герою не удалось сохранить хладнокровие, принять содеянное как правильное, а значит, ему не свойственна абсолютная душевная черствости. Духовное воскрешение Родиона Раскольникова подтверждает то, что у человека есть шанс на исправление.

Ю. Яковлев “Он убил мою собаку”. Мальчик, проявив сострадание и милосердие, приводит к себе в квартиру бездомную собаку. Это не нравится его отцу: мужчина требует выгнать животное обратно на улицу. Герой не может это сделать, ведь “ее уже выгоняли”. Отец, действуя абсолютно равнодушно и безразлично, подзывает пса к себе и стреляет ему в ухо. Ребенок не может понять, за что было убито невинное животное. Вместе с собакой отец убивает веру ребенка в справедливость этого мира.

Н.А. Некрасов “Размышления у парадного подъезда”. В стихотворении изображена суровая реальность того времени. Противопоставляется жизнь обычных мужиков и чиновников, проводящих свою жизнь лишь в наслаждениях. Высокопоставленные люди бессердечны, потому что равнодушны к проблемам обычных людей. А для простого человека решение чиновником даже самого незначительного вопроса может быть спасением.

В. Железников “Чучело”. Лена Бессольцева добровольно взяла ответственность за очень нехороший поступок, к которому она не имела отношения. Из-за этого она была вынуждена терпеть унижения и издевательства со стороны одноклассников. Одним из самых тяжелых стало для девочки испытание одиночеством, ведь быть изгоем сложно в любом возрасте, а в детстве тем более. Мальчик, на самом деле совершивший этот поступок, не набрался мужества признаться. Двое одноклассников, узнавших правду, тоже решили не вмешиваться в ситуацию. Равнодушие и бессердечие окружающих заставило человека страдать.

Краткое содержание Пушкин Евгений Онегин кратчайшее

Род Евгения Онегина дворянский. Молодому человеку 24 года. В самом начале произведения он едет в деревню. Там лежит при смерти его богатый дядя.

Евгений получал образование на дому. Он разговаривал по-французски, знал латинский язык, умел танцевать. Евгений любит развлечения. По вечерам он гуляет, ест в ресторане, смотрит театральные представления, ходит на балы. Спать он ложится лишь под утро. Молодой человек не обременяет себя серьезными отношениями.

Он следит за последними веяньями моды, большое внимание уделяет своему внешнему виду.

Вдруг образ жизни героя ему наскучивает. Он начитает много читать, пытается писать.

Когда Евгений приезжает к дяде, оказывается, что родственник уже скончался. Дядя оставил все свое имущество в наследство молодому человеку. Тот решает остаться в деревне. Но здесь ему также становится скучно.

В деревню приезжает Владимир Ленский. Молодому человеку 18 лет. Он поэт. Владимир влюблен в Ольгу.

Евгений с Владимиром много общаются.

Ольга веселая, жизнерадостная. У неё есть сестра, которую зовут Татьяна. Она её абсолютная противоположность. Таня любит коротать время в одиночестве, читать романы.

Мать Оли с Таней выдали замуж без её согласия. Сначала девушка была расстроена, но со временем привыкла.

Как-то раз Евгений с Владимиром идут в гости к Ольге и Татьяне. Евгению Ольга не нравится. Татьяна влюбляется в Евгения, она пишет ему письмо о своих чувствах.

На следующий день молодые люди встречаются. Евгений говорит Татьяне, что нельзя быть такой откровенной с незнакомыми людьми.

Главный герой часто сидит дома за книгами, гуляет, наслаждаясь природой. Потом он едет с другом на именины Тани.

Во время святок Татьяне снится, что Евгений убивает Владимира.

На именах Евгений раздражен. Он хочет отомстить Владимиру, так как это он пригласил на праздник Евгения. Он часто танцует с Ольгой.

Ленский решает, что их спор разрешит дуэль. Евгений опаздывает, но приходит. Владимир умирает.

Ольга долго не горюет по возлюбленному. Она выходит замуж.

Татьяна часто ходит в опустевший дом Евгения, она читает его книги. Она начинает понимать его характер.

Татьяна с мамой уезжают в Москву. Там Таня знакомится и выходит замуж за генерала.

Евгений путешествует.

Через пару лет Евгений и Татьяна встречаются. Он признается ей в любви, Таня испытывает те же чувства, но не будет изменять мужу.

Книга учит тому, что нельзя принимать важные решения сгоряча.

Кратчайшее содержание

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Пушкин. Все произведения

Евгений Онегин. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Пелевин Священная книга оборотня

    В книге рассказывается о существовании лисы-оборотня, которая жила в начале 21 столетия в Москве. Лису звали А Хули. Ей недавно исполнилось 2000 лет. Она занималась самообразованием

  • Краткое содержание О. Генри Последний лист

    Две молодые художницы Сью и Джонси снимали одну студию на двоих. Осенью Джонси заболела пневмонией. Болела она тяжело и долго, и доктор в один из дней сообщил Сью

  • Краткое содержание Оруэлл Скотный двор по главам

    Владелец двора закрывает ночью курятник и удаляется в дом, готовится ко сну. Все животные собираются на рассказ хряка по имени Главарь. Он хочет поведать всем о своем сне.

    Аргументы на тему: Доброта и жестокость в романе «Преступление и наказание»

    Хряк утверждает, что они живут очень плохо и умирают ни за что

  • Краткое содержание Огнеопасный груз Кассиля

    Главный герой произведения — Афанасий Гурыч. В стране идет Великая Отечественная война, ему предстоит задание: вместе с Алексеем Клоковым нужно сопроводить ценный груз из Москвы, но никто не дает подробной информации о содержимом

  • Бальзак

    Французский писатель Оноре де Бальзак у многих поколений является любимым. В его талантливых: романах и рассказах чувствуется: любовь к жизни

Примеры безжалостности из литературы

Бакатуев Евгений Владимирович: другие произведения.

Можно ли выиграть в шашки против того, кто играет с тобою в Чапаева. Или о старых методах воспитания.

Журнал "Самиздат":

  Всё. Не во что больше верить.   Всё. Некому доверять.   Чем каждый третий жизнь свою будет мерить,   Если каждый второй готов убивать?   Если слезы весят меньше, чем платина?   Если кровь каждого кипит препаратами?   Если вместо бога — какая-то гадина,   А любовь к нему меряют только каратами?      Ты просишь его дать тебе силу   Ты говоришь: "Не ведал, что делал",   А сам его давно втоптал в глину,   А сам его давно уже предал.   Терновый венок не рвет тебе голову.   Руки твои гвоздями пробиты не будут.   И в рот тебе не льют раскаленное олово.   Когда ты сдохнешь, тебя все забудут.      Нет, ты не тот, кто его распял.   И даже не тот, кто держал его руки.   Ты — просто тот, кто ничего не сказал,   Когда он за тебя принимал эти муки.   Не будем спорить, кто праведен, а кто — грешен.   Никто не найдет себе спокойную старость.   Просто каждый поступок должен быть взвешен   Хотя бы чуть-чуть, хотя бы самую малость.      Что ты от него хочешь?   Он и так о тебе дохрена печется.   Если даже слюною весь крест намочишь,   Время твое назад не вернется.   Тебе надо не верить, а веровать,   Чтобы душа не металась плавником форели.   Никто не сможет ничего посоветовать,   Когда встанешь лицом к последней своей двери.      Дельфин      Сейчас вам будет рассказана одна история. Правда это или вымысел не знает никто. Может, было, может, не было.      Спальные районы Санкт-Петербурга. Север. Весна только-только коснулась природы своим дыханием. Ночи стали теплеть и от этого белый и пушистый зимний снежок превратился в противную хлипкую грязь под ногами. Такую же по расцветке как душа современного обывателя в будний день. Автомобили благополучно наполняли и без того неприятный, почти скрипящий на зубах воздух необыкновенно чудесным ароматом выхлопных газов. Сирены, лай собак и отдаленный грохот трамваев создавали прекрасный музыкальный фон в маленькой комнате обычного кораблевидного строения простого российского северо-западного гетто.   Ребенок был счастлив. Всю свою не очень продолжительную, пока, жизнь он был счастлив. Мама не ясно куда делась сразу же после родов. Может, умерла, может, просто сбежала с любовником в теплые края от мужа, на тот момент, как она ему твердила: "неудачника", не суть важно. В общем, паренек рос одни с папой, который с самого рождения решил подарить ребенку "розовые очки", отгородив его, как всякий нормальный родитель от всех оскалов жизни.   Отца можно было назвать образцовым. После исчезновения матери он создал в доме уют и покой. Он потакал любым капризам своего ненаглядного чада. Всячески им гордился, не приминая в нужный момент рассказывать об этом соседям и знакомым, как никак, кровиночка, так сказать единственная гордость и лучик света в мире, творение.   Мальчик был действительно солнцеподобен. Он прилежно, насколько вообще это было возможно в его, столь зеленом возрасте, убирал в комнате, почти выучил алфавит. Во дворе с другими мальчишками слыл неформальным лидером, но был справедлив и если зазнавался, то не слишком сильно. Защищал слабых, иногда девчонок, увидев как-то по телевизору пример, он даже попробовал перевести бабушку через дорогу, которая представляла собой дорожку на детской площадке. Но после того, как бабуля чуть не огрела героя авоськой понял, что ей нужно было идти в другую сторону и что-то не так с этим миром. Правда, потом быстро забыл.   В его комнате было все, о чем мечтали не только все его сверстники, но и вообще все мальчишки в таком возрасте. Игрушечных пистолетов и автоматов только хватило бы на игрушечную оборону Сталинграда в отдельно взятой песочнице. Мороженное в квартире потреблялось почти в промышленных масштабах. Папа обещал в скором времени купить и игрушечную машину, в которую можно было бы садиться и кататься самому. Представляете!   Повторюсь, что счастливый папаша очень любил хвастаться своим сынулей. И вот в начале весны состоялся какой-то очередной не для кого ни с чем не связанный праздник-народноегуляние-единение. И в квартиру для единения со своим давно не навещаемым "любимым" соседом зашел местный алкоголик-электрик Люцифер, его еще повелителем мух во дворе не ясно почему нарекли. Посидели, выпили, закусили, отметили, так сказать, единение, и отец начал рассказывать опять про то, какой у него сынок-то хороший, какой он прилежный, а особенно о том, как тот его, отца, любит и все такое в это роде. А у Люцифера сын был балбес, мало того, еще и далеко, обещал вернуться почему-то именно 666 числа. И никто кроме электрика не понимал смысла этого числа. И вот решил тогда Люцифер поспорить на ящик напитка с папашей на его сына. Эксперимент затеяли. Пока сын мирно посапывал в своей кроватке, отец отдал Люциферу ключи от комнаты и дал полную свободу, а сам отбыл в командировку, только не разрешил трогать самого сына. И вот по утру, сонное, ничего не понимающее маленькое создание проснулось посреди голой комнаты. Все игрушки были свалены и сожжены в углу, холодильник на кухне стоял на замке, а в коридоре лежали растерзанные тела его любимых маленьких пушистиков — хомячков, потомков тех, что остались от мамы, единственного, что от нее осталось. Он заплакал, даже не заплакал, а завыл, только тихо, сжавшись в углу в ванной комнате, на холодном кафельном полу. Выйдя из состояния аффекта, он подумал, что это сделал его папа, а папа всегда поступает правильно. Папа в это время, попивая чешское пиво, наблюдал за происходящим в реальном времени через веб-камеры, предусмотрительно установленные по всей квартире.   После нескольких голодных дней сын начал тощать, но отец иногда заказывал ему по телефону пиццу из близлежащей забегаловки. Теперь сын, маленький Иовик ненавидел пиццу, но продолжал любить своего отца.   "Он все делает правильно. Я знаю".   Видя, что спор будет вот-вот проигран, Люцифер связался с отцом и сказал, дескать: "а так не честно, и давай я еще его заражу болячками разными, несмертельными, и тогда он тебя разлюбит".   На что отец согласился. Это добавляло определенную перчинку и кураж в их спор. Отцу это нравилось. Да и любовь сына можно заодно испытать, ведь даже собака Павлова не была столь преданной, как бедный маленький ребенок.   И вот опять одним холодным утром мальчик проснулся с ужасной простудой, язвами по всему лицу и телу, и другими вредными для здоровья, очень болезненными, но не смертельными болячками. Все вокруг было посыпано и пропитано солью, что делало ощущения вдвойне неприятными. Люцифер уж постарался на славу.   Сын терпел и как в бреду продолжал твердить, что все это делает, наверно, его отец, и что так быть и должно, все правильно это урок и вообще полезно. Как закаливание. В общем спасибо горячо любимому папочке.   Ребята во дворе узнали о несчастье друга. Пришли подержать. Взяли с собой банку варенья. Сели в круге и стали вести "сельезные" разговоры. Говорили много и о разном. И вот речь зашла о той не здоровой ситуации, в которой оказался маленький Иов. Решили же друзья, что папа, наверное, просто наказывает непослушное дитя. Наверное, что-то такое он "натвоил", из-за чего папа его карает. Невдомек им было, что сын стал просто предметом спора двух взрослых людей. И вот Иов в слезах отрицает все их упреки и домыслы. Он говорит, что он не виновен, но, наверное, отец думает по-другому. Что папа его силен, "он всем покажет". "Он даже того пьяного дядьку так ударил!". И все в этом духе.   Но доводы детей, не оставляли сомнений в том что сына наказывают. Жестоко. И вот Иовик сказал, что вот если бы папа был здесь, он ему бы сказал "всё".   И тут папа вернулся из командировки. Весь разговор он слушал за дверью. И на словах бунта он появился. Одновременно в ванной прорвало трубу с горячей трубой, а на улице пошел град. Вышло очень эффектно. Отец вывел друзей за уши. А сыну сказал:   — Что ты имеешь сказать против меня? Я — твой отец. Я — хозяин этого дома. Ты клеил здесь обои, чтобы потом рисовать на них? Ты ли был до меня и получил эту квартиру, выиграв ее в лотерею на купленный на последние деньги билет? Ты мал, ты передо мной — тля. Мог бы ты поймать щуку тогда в деревне, когда ловил карасиков? Я смог, ты — никогда. Можешь ли ты держать на поводке нашего пит-буля? Да он тебя готов съесть. Ты — ничтожество. Я все, что есть вокруг. Я кидаю кости в твою конуру, и ты должен быть счастлив. Я включаю воду, когда ты хочешь пить и выключаю свет в твоей комнате, когда тебе пора спать. Я делаю все это для тебя, потому что ты — глуп. Я понятно выражаюсь? А теперь в угол!   — Понятно, папа.   Угол был сыр и полон тараканов. Они хрустели под ногами. Постояв 20 минут, Иов повернулся. Папа подозвал нерадивого сына. Сын попросил прощения. Отец дал ему леденец.   — Ну вот видишь все хорошо. И не пробуй понять, почему папа иногда делает разные вещи. Ты — глуп, запомни. И не лезь во взрослые дела. Это слишком серьезно для тебя. А теперь иди-ка в свою комнату. Там сюрприз.   А комнате были его друзья. Новая партия хомячков и опять много-много мороженого. В общем, все как он любил. И все стало еще лучше, чем прежде.      Я не знаю, как относиться к подобным методам воспитания, но большинство довольно. Я не знаю, существует ли кто-то там наверху, внизу или вокруг, но большинство не просто верит — оно уверенно. Я не знаю, хорошо ли быть с большинством. Но я уверен, что "в стадах нет ничего хорошего, даже если они следуют за тобой".   Я считаю, что нет судьбы. Я считаю, что мы хотим верить в кого-то, ведь это легче чем поверить в себя. Я считаю, что сказка помогает нам жить, а сказки никогда не писались для детей. Но нравиться ли вам такой отец как в рассказе сверху? Я не подвожу ни к чему. Я призываю смотреть на ситуацию с разных углов.   И я перед небом, такая же тля. Но небо отражается в моих глазах. И оно есть во мне. А есть ли что-то, кроме того, что внутри меня? Что первично курица или яйцо? Что первично мир или я? Мы придумали бога или бог придумал нас?   Я не знаю. Полотно мира "сплетено из разных цветных и нелепых моментов, его же мы видим только фрагменты. Большего нам не дано." Кем не дано? Одни вопросы. Без ответов. Экзистенциальный ужас. Посмотрим дружно в вечность из своего окна, окунувшись в бесконечность рождением.   Я тут недавно думал, а что же делать, если стану вдруг абсолютно всесильным? И понял — создать себе мирок. Кто играл на компьютере в Sims, тот меня поймет.

Аргументы по направлению «Доброта и жестокость» для итогового сочинения 2018-2019

  Кстати, вы видели, наверное, когда-нибудь в кино как герой фильма произносит что-то вроде: "Хорошо, что мы не в кино, и все делаем не по сценарию". Так я вам скажу: "Хорошо, что мы не в кино, и все делаем не по сце…

Связаться с программистом сайта.

Сайт — "Художники" .. || .. Доска об’явлений "Книги"

Суть и смысл комедии Недоросль Фонвизина сочинение

Комедия Д.И Фонвизина была написана в 1782 году и совершила настоящий переворот  в драматургии того времени. Впервые в русской литературе и на сцене были показаны такие важные и актуальные социальные проблемы, как крестьянский вопрос и произвол помещиков, который поддерживался властью на самом высоком уровне. Были обличены пороки дворянства, осмеяно невежество высшего сословия и их детей. Также, первый раз на русской сцене была правдиво отражена жизнь во всех ее деталях, благодаря чему расширились  рамки классицизма, начали вводится элементы реалистического изображения.

Раскрыть замысел произведения помогает его название. "Недорослями" в 18 веке называли детей дворян, которые еще не получили письменного  документа, удостоверяющего их выучку, т.е. получения образования. Без "венечных памятей", так назывался этот документ, они не могли поступать на государственную службу, а также вступать в брак.

У Фонвизина слово "Недоросль" приобретает ироничный, насмешливый характер. Так автор называет одного из действующих лиц пьесы — Митрофана. Юноше 16 лет, он, также как и его родители, не видит смысла в получении образования, уроки кажутся ему мукой. Митрофан не умеет ни читать не писать, хотя, по признанию учителя Цыфиркина, он занимается с мальчиком уже не первый год. Герой предпочитает слоняться по дому, есть или проводить все время на голубятне, т.к. понимает, что его родители — дворяне, помогут устроиться ему в жизни. Так и получается. Госпожа Простакова, узнав о том, что Софья стала обладательницей большого наследства, сразу же решает выдать ее замуж за своего сына.

Родители Митрофана, а так же его дядя — Тараса Скотинин, также невежественны, необразованны и глупы, как их чадо, поэтому "недорослями"  в некоторой степени можно назвать их всех.

Согласно традициям классицизма, герои комедии статичны, т.е. они наделены определенным набором качеств, характером, жизненными установками, которые не меняются в течение сюжета. Так, персонажи получаются "плоскими", что позволяет наилучшим образом отобразить некоторые черты.

Всех девствующих лиц можно разделить на три группы, в каждой из которых по три мужских и одному женскому персонажу: отрицательные (господин и госпожа Простаковы, Митрофан и Скотинин), положительные (Стародум, Правдин, Милон и Софья), учителя (Цыфиркин, Вральман, Кутейкин и Еремеевна).

Считается, что свое мировоззрение и взгляд на многие моральные и социальный вопросы, Фонвизин выражает через Стародума, именного его можно назвать центральным персонажем пьесы.

Важное значение имеет имя героя. Стародум — "думающий по-старому", т.е. его идеалы принадлежат предшествующей эпохе, времени правления Петра Первого.

Стародум критикует двор и правящего монарха (Екатерину Вторую), осуждает ее за многие политические и общественные решения. Так, например он говорит о том, что именно из-за ее политики люди стали обращать внимание на чин или положение человека в обществе, а не на его личностные качества. Он осуждает ее за то, что приблизила дворянское сословие к императорскому дому, стала позволять им слишком многое, и закрывать глаза на те зверства и бесчинства, которые начали твориться во многих поместьях.

Известно, что многие дворяне были грубы и жестоки со своими крепостными (это показано на примере госпожи Простаковой). Через Стародума, Фонвизин впервые в русской литературе поднимает тему отмены крепостного права, называя подобную систему рабством.

Недоросль Фонвизина. Суть и смысл

Свою комедию «Недоросль» писал Фонвизин в то время, когда образованию общества   уделялось больше внимания. Просвещение «шагало» в массы. Однако, большинство, не то что простого люда, но и дворян оставались безграмотными. Мало того, многие из них не видели и смысла в этом.

Яркими представителя таких людей и являлось семейство Простаковых. Они были безграмотными.

Комедия Фонвизина освещает не только проблемы образования, но и того, как воспитывались дворянские дети в общем. Это воспитание можно назвать «темным».

Название комедии выбрано им неспроста. Недорослями в то время назывались молодые дворяне, не получившие образования. По закону, установленным еще Петром, после окончания обучения, им должны были выдаваться письменные о том свидетельства, без коих они не имели права ни на вступление в брак, ни на службу в армии.

Таковым «недорослем» и является герой комедии Митрофанушка. Мать его засуетилась о его обучении лишь тогда, когда у нее возник план на выгодную женитьбу своего отпрыска. Но то, как проходит это обучение, вызывает только смех. Да и люди обучают его вовсе далекие от науки.

Говорящие в комедии и фамилии героев. А характеры их однозначно просты: госпожой Простаковой и ее братом движет лишь личная выгода, сыну ее и вовсе все равно, что делается. Они далеки и от самого просвещения, и от высоких моральных и нравственных идеалов.

Полной их противоположность являются в комедии Софья, ее дядюшка Стародум и возлюбленный Милон. Это люди, которым присущи высокие чувства, гуманность. В них нет того своенравия, и той глупости, которая присуща Простаковым.

В противопоставлении отрицательных героев положительным Фонвизин показал различия людей, живших по укоренившимся давно уже устоям и людей общества, идущего на смену им. Но, это только начиналось. Еще долго будет старое противостоять новому, благодаря своему упрямству, отрицанию пользы и нужды этих перемен.

Это и показал автор в своей комедии: необходимость перемен и, одновременно с этим, то, как они воспринимаются большей частью людей. В этом и смысл, и суть данного произведения.

Ключевой фразой всей комедии можно назвать слова Стародума о плодах злонравия. В них и выражена автором необходимость самих этих перемен и то, что отсутствие таковых ни к чему хорошему не приведет.

  • Семья Ростовых в романе Война и мир сочинение

    Есть произведения в отечественной литературе, которые образуют её золотой фонд. Прочитав их, можно судить о жизни русского народа в полной мере. По меткому выражению В.Г.Белинского

  • Герасим — главный герой рассказа муму сочинение 5 класс

    Благодаря произведениям классической литературы мы можем познакомиться с другой эпохой и совершенно отличными от нас людьми, жившими в той эпохе. Так произведение «Муму» знакомит нас со временем жестоким и не вполне справедливым.

  • Сочинение на тему Пальчики оближешь 4 класс русский язык

    Я очень люблю вкусно покушать. У нас в основном все кухонные дела на маме. Папа тоже готовит, но только на выходных. Его фирменное блюдо — плов. Мама тоже умеет готовить плов, но он на получается у нее таким вкусным.

  • Тема и суть романа Дубровский Пушкина 5, 6 класс Сочинение

    В романе «Дубровский» нашли свое отражение многие сферы человеческой жизни, которыми был заинтересован автор и современники его времени. Среди них можно выделить: безнаказанность помещиков, общественное положение крепостных, беспредел в царском суде

  • Сочинение по картине Тутунова Зима пришла. Детство 2 класс описание

    Эта картина завораживает сразу. Утро. У большого окна с неокрашенной рамой стоит мальчик. Сразу становится понятно, что он только проснулся, справа виден край постели, а густые волосы ребенка спутаны после сна на затылке

  • Мцыри – любимый идеал Лермонтова сочинение

    Тяжелая судьба свободолюбивого монаха была рассказана юным Лермонтовым в поэме «Исповедь», однако данное произведение по каким-то причинам не удовлетворяло самого поэта. Это была незамысловатая история о трагической любви юноши, поддавшегося искушению.

Статья. Д. С. Лихачев «Экология культуры

Я для вас постаралась, чтобы вам не искать.

Задание на 15 марта – прочитать весь материал в дневник отзывов выписать названия статей и книг. И ответить на вопросы:

1. Составить краткое сообщение о Д.С. Лихачеве.

2. Проблемы экологии культуры, поднятые академиком Лихачевым, очень важны, а что вы знаете о том, как на государственном уровне решаются вопросы сохранения культурных ценностей?

3. Как относиться к культурному наследию? (попробуйте ответить словами Д.С.Лихачева)

1. Книга «Письма о добром и прекрасном»

Автор: Лихачев Дмитрий Жанр: Публицистика

Статья. Д. С. Лихачев «Экология культуры

Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, моря, реки, леса, чтобы охранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелетных птиц, лежбища морских животных. Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также ту окружающую нас природу, которая дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила природы хорошо известна. Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией и как дисциплина начинает уже сейчас преподаваться в университетах.

Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности. А между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние воздействующей силы на человека всей культурной среды во всех ее взаимосвязях, хотя сам факт воспитательного воздействия на человека его окружения ни у кого не вызывает ни малейшего сомнения.

Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. История открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота. Улицы, площади, каналы, дома, парки — напоминают, напоминают, напоминают… Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого, в которые вложены талант и любовь поколений, входят в человека, становясь мерилом прекрасного. Он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. И тогда прошлое и будущее становятся неразрывными для него, ибо каждое поколение — это как бы связующее звено во времени. Любящий свою родину человек не может не испытывать нравственной ответственности перед людьми будущего, чьи духовные запросы будут все множиться и возрастать.

Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной.

Человек — существо нравственно оседлое, даже и тот, кто был кочевником, для него тоже существовала «оседлость» в просторах его привольных кочевий. Только безнравственный человек не обладает оседлостью и способен убивать оседлость в других.

Не все то, что воздвигается нынче в городах, есть новое по своему существу. Подлинно новая культурная ценность возникает в старой культурной среде. Новое ново только относительно старого, как ребенок по отношению к своим родителям. Нового самого по себе, как самодовлеющего явления, не существует. Так же точно следует сказать, что простое подражание старому не есть следование традиции. Творческое следование традиции предполагает поиск живого в старом, его продолжение, а не механическое подражание иногда отмершему. Культурную экологию не следует смешивать с наукой реставрации и сохранения отдельных памятников. Культурное прошлое нашей страны должно рассматриваться не по частям, как повелось, а в его целом. Речь должна идти и о том, чтобы сохранить самый характер местности, «ее лица необщее выражение», архитектурный и природный ландшафт. А это значит, что новое строительство должно возможно меньше противостоять старому, с ним гармонировать, сохранять бытовые навыки народа (это ведь тоже «культура») в своих лучших проявлениях.

Чувство плеча, чувство ансамбля и чувство эстетических идеалов народа — вот чем необходимо обладать и градостроителю и, в особенности, строителю сел.

Архитектура должна быть социальной. Культурная экология должна быть частью экологии социальной. Пока же в науке об экологии нет раздела о культурной среде, позволительно говорить о впечатлениях. Вот одно из них. В сентябре 1978 года я был на Бородинском поле вместе с замечательнейшим энтузиастом своего дела реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Обращал ли кто-нибудь внимание на то, какие преданные своему делу люди встречаются именно среди реставраторов и музейных работников? Они лелеют вещи, и вещи платят им за это любовью. Именно такой, внутренне богатый человек и был со мной на Бородинском поле — Николай Иванович. Пятнадцать лет он не уходит в отпуск: он не может без Бородинского поля. Он живет несколькими днями Бородинской битвы: шестым сентября (по старому стилю) и днями, которые предшествовали битве. Поле Бородина имеет колоссальное воспитательное значение.

Я ненавижу войну, я перенес ленинградскую блокаду, нацистские обстрелы мирных жителей из теплых укрытий в позициях на Дудергофских высотах, я был очевидцем героизма, с каким защищали советские люди свою Родину, с какой непостижимой стойкостью сопротивлялись врагу. Может быть, поэтому Бородинская битва, всегда поражавшая меня своей нравственной силой, обрела для меня новый смысл. Русские солдаты отбили на батарее Раевского восемь ожесточеннейших атак, следовавших одна за другой с неслыханным упорством. Под конец солдаты обеих армий сражались в полной тьме, на ощупь. Нравственная сила русских была удесятерена необходимостью защитить Москву. И мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками героям, воздвигнутыми на Бородинском поле благодарными потомками.

И здесь, на этой национальной святыне, политой кровью защитников Родины, в 1932 году был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Те, кто это сделал, совершили преступление против самого благородного из чувств — признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину, командовавшему с необыкновенным мужеством и искусством русскими войсками в самом опасном месте битвы. Как оценить преступление тех, кто в те же годы намалевал гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели Тучкова Четвертого его вдовой: «Довольно хранить остатки рабского прошлого!» Понадобилось вмешательство газеты «Правда» в 1938 году, чтобы надпись эта была уничтожена.

В юности я приехал впервые в Москву и нечаянно набрел на церковь Успения на Покровке 1696–1699 годов. Я ничего не знал о ней раньше. Встреча с ней меня ошеломила. Передо мной вздымалось застывшее облако бело-красных кружев. Не было «архитектурных масс». Ее легкость была такова, что вся она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чем-то неслыханно прекрасном. Ее нельзя себе представить по сохранившимся фотографиям и рисункам, ее надо было видеть в окружении низких обыденных зданий. Я жил под впечатлением этой встречи и позже стал заниматься древнерусской культурой именно под влиянием толчка, полученного мной тогда. Позже я узнал, что такие разные люди, как Наполеон и Достоевский, считали ее красивейшей церковью в Москве. Наполеон во время Великого пожара Москвы выставил у нее караул и тем спас от огня. По инициативе А. В. Луначарского соседний с ней переулок был назван по фамилии ее строителя — крепостного крестьянина — Потаповским. Но вот пришли люди и снесли церковь. Это было в начале 30-х годов. Теперь на этом месте пустырь с каким-то ларьком. Разве не убито в нас что-то? Разве нас не обворовали духовно?

До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязненные реки и моря, можно восстановить леса, поголовье животных, конечно, если не перейдена известная грань, если не уничтожена та или иная порода животных целиком, если не погиб тот или иной сорт растений. Удалось же восстановить зубров — и на Кавказе, и в Беловежской пуще, даже поселить в Бескидах, то есть там, где их раньше и не было. Природа при этом сама помогает человеку, ибо она «живая». Она обладает способностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного человеком равновесия.

Иначе обстоит дело с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно.

«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью. Техника, которая сама является продуктом культуры, служит иногда в большей мере умерщвлению культуры, чем продлению ее жизни.

Чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для «нравственной оседлости» людей, мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *