Епископ Александр (Милеант)

Совесть — голос Божий в человеке

Природа совести

Одна женщина по бедности что-то взяла в магазине и тайком унесла. Никто ее не видел. Но с этого момента какое-то неприятное чувство не давало ей покоя. Пришлось ей вернуться в магазин и положить на место взятую вещь. После этого она пришла домой с чувством облегчения. Подобных примеров, когда люди вынуждены бывают поступать вопреки своей выгоде или удовольствию, — не перечислишь.

Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает и как бы гнетет, то поощряет и радует. Это тонкое врожденное нравственное чувство называют совестью. Совесть — это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее различает добро от зла, нежели ум. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках.

В Священном Писании совесть еще называется сердцем. В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос совесть уподобил “оку” (глазу), посредством которого человек видит свое нравственное состояние (Мф. 6, 22). Господь еще совесть уподобил “сопернику”, с которым человеку необходимо примириться до того, как он предстанет пред Судьей (Мф. 5, 25). Это последнее наименование указывает на отличительное свойство совести: противиться нашим плохим поступкам и намерениям.

Наш личный опыт убеждает нас также в том, что этот внутренний голос, называемый совестью, находится вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания. Подобно тому, как мы не можем себя убедить, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы — отдохнувшие, когда мы усталые, так мы не можем себя убедить в том, что мы поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо.

Некоторые видят в словах Христовых о “черве неумирающем”, который в той жизни будет мучить грешников, указание на угрызения совести (Мк. 9, 40).

Подобные мучения совести образно описал А. С. Пушкин в драматическом произведении “Скупой рыцарь”:

“Совесть —
Когтистый зверь, скребущий сердце; совесть —
Незваный гость, докучный собеседник,
Заимодавец грубый; это — ведьма,
От коей меркнут месяц и могилы”.

И дальше с ужасом вспоминает старый рыцарь мольбы и слезы всех тех, кого он безжалостно обобрал. Подобные мучения совести изобразил А. С. Пушкин в драме “Борис Годунов”, вкладывая в уста несчастного царя следующие слова: “…Да, жалок тот, в ком совесть нечиста!”

Совесть — всеобщий  нравственный закон

Наличие совести свидетельствует о том, что действительно, как повествует Библия, Бог уже при самом создании человека начертал в глубине его души Свой образ и подобие (Быт. 1, 26). Поэтому принято совесть называть голосом Божиим в человеке. Будучи нравственным законом, написанным прямо на сердце человека, она действует во всех людях, независимо от их возраста, расы, воспитания и уровня развития.

Ученые (антропологи), изучающие нравы и обычаи отсталых племен и народов, свидетельствуют, что до сих пор не было найдено ни одного даже самого дикого племени, которое было бы чуждо тех или других понятий о нравственно-добром и злом. Кроме того, многие племена не только высоко ценят добро и гнушаются зла, но большей частью сходятся в своих взглядах на сущность того и другого. Многие, даже дикие племена, стоят столь же высоко по своим понятиям о добре и зле, как и наиболее развитые и культурные народы. Даже у тех племен, у которых возводятся в степень добродетели дела, неодобрительные с господствующей точки зрения, замечается в остальном, касающемся нравственных понятий, полное согласие с воззрениями всех людей.

О действиях внутреннего нравственного закона в людях обстоятельно пишет св. апостол Павел в первых главах своего послания к Римлянам. Апостол укоряет евреев в том, что они, зная писанный Божественный закон, часто нарушают его, в то время, как язычники “не имущие (писанного) закона, по природе законное делают… Они показывают (этим), что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствуют их совесть и мысли, которые то обвиняют, то оправдывают одна другую” (Рим. 2, 15). Тут же ап. Павел объясняет, как этот закон совести то награждает, то наказывает человека. Так, каждый человек, кто бы он ни был, иудей или язычник, чувствует мир, радость и удовлетворение, когда делает добро, и, напротив, чувствует беспокойство, скорбь и тесноту, когда делает зло. Причем, даже язычники, когда делают зло или предаются разврату, знают по внутреннему чувству, что за эти поступки последует Божье наказание (Рим. 1, 32). На предстоящем страшном суде Бог будет судить людей не только по их вере, но и по свидетельству их совести.

Совесть обладает большой чувствительностью к добру и злу. Если бы человек не был поврежден грехом, ему не нужен был бы и письменный закон. Совесть могла бы верно руководить всеми его поступками. Необходимость в писанном законе возникла после грехопадения, когда человек, омраченный страстями, перестал отчетливо слышать голос своей совести. Но по существу, как письменный закон, так и внутренний закон совести говорят об одном: “как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними” (Мф. 7, 12).

В ежедневных отношениях с людьми мы подсознательно больше доверяем совести человека, чем писанным законам и правилам. Ведь за всяким преступлением не уследишь, да и закон иногда у неправедных судей — “что дышло: куда повернул, туда и вышло”. Совесть же содержит в себе вечный и неизменный Божий закон. Поэтому нормальные взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили в себе совесть.

Примеры действия совести, описанные в Библии

Ни одна светская книга не выявляет так точно все многообразие проявления совести в человеке, как Библия. Мы приведем здесь некоторые самые яркие примеры проявления совести.

Обратив наше внимание на негативные примеры, мы видим, как недобрые поступки вызывают в человеке стыд, страх, скорбь, чувство вины и даже отчаяние. Так, например, Адам и Ева, вкусив от запретного плода, почувствовали стыд и спрятались, с намерением скрыться от Бога (Быт. 3, 7-10). Каин, убив из зависти своего младшего брата Авеля, стал бояться, чтобы и его не убил любой прохожий (Быт. 4, 14). Царь Саул, преследовавший невинного Давида, заплакал от стыда, когда узнал, что Давид, вместо того, как бы ему отомстить за зло, пощадил его жизнь (1 Цар. 26 гл. ). Гордые книжники и фарисеи, приведшие к Христу женщину-прелюбодейку, со стыдом стали уходить, когда увидели свои собственные грехи, написанные Христом на земле (Иоанн 8 гл.). Торговцы и меняльщики денег без протестов удалились из храма, когда Христос их гнал, сознавая, что нельзя храм обращать в базар (Иоанн 2 гл.).

Иногда укоры совести делаются настолько нестерпимыми, что человек предпочитает прекратить свою жизнь. Самый яркий пример столь сильных угрызений совести мы видим в Иуде-предателе, который повесился после того, как предал Христа иудейским первосвященникам (Мф. 27, 5). Вообще, грешники, как верующие, так и неверующие, подсознательно чувствуют ответственность за свои поступки. Так, по пророческим словам Христа, грешники перед концом мира, видя приближение праведного суда Божия, будут просить землю поглотить их, и горы — покрыть их (Лк. 23, 30, Откр. 6, 16).

Случается иногда, что человек в круговороте тревог, при наплыве сильных чувств или в состоянии страха как бы не слышит голоса своей совести. Но потом, придя в себя, чувствует ее укоры с двойной силой. Так, братья Иосифа, попав в беду, вспомнили свой грех о продаже в рабство своего младшего брата и поняли, что они справедливо за этот грех наказываются (Быт. 42, 21). Царь Давид, увлеченный красотой Вирсавии, осознал свой грех прелюбодеяния только после того, как его обличил пророк Нафан (2 Цар. 12, 13). Импульсивный апостол Петр, под давлением страха, отрекся от Христа, но, услышав пение петуха, вспомнил предсказание Христово и горько заплакал (Мф. 26, 75). Благоразумный разбойник, висевший на кресте рядом со Христом, только перед смертью понял, что страдания посланы ему и его товарищу за их прежние преступления (Лк. 23, 40-41). Закхей-мытарь, тронутый любовью Христа, вспомнил обиды, которые он причинил людям своей алчностью и решил возместить убытки всем, им обиженным (Лк. 19, 8).

С другой стороны, когда человек сознает свою невинность, он в чистом свидетельстве своей совести находит непоколебимую опору для надежды на Бога. Так, например, праведный Иов, тяжко страдая, сознавал, что причина страданий находится не в нем, но в высших планах Божиих, и надеялся на Божию милость (Иов 27, 6). Подобным образом, праведный царь Езекия, умирая от неизлечимой болезни, стал просить Бога исцелить его ради тех добрых дел, которые он раньше совершал, и встал здоровым (4 Цар. 20, 3). Апостол Павел, жизнь которого была посвящена Богу и спасению людей, не только не боялся смерти, но, напротив, желал разрешиться от бренного тела, чтобы быть с Христом (Фил. 1, 2 ).

Нет для грешника большего облегчения и счастья, как получить прощение грехов и успокоить совесть. Евангелие изобилует подобными примерами. Так, женщина-грешница, в доме Матфея, с благодарностью омывала своими слезами ноги Христа и отирала их волосами своими (Лк. 7, 38).

С другой стороны, пренебрежение голосом совести и повторные падения омрачают душу до такой степени, что человек может потерпеть, как предостерегает апостол Павел, “кораблекрушение в вере”, т.е. может безвозвратно погрязнуть во зле (1 Тим. 1, 19).

Психологическая сторона совести

Изучением свойств совести и ее взаимоотношения с другими душевными способностями человека занимается психология. Психология старается установить два момента:

а) Является ли совесть природным свойством человека, с которым он рождается, или она есть плод воспитания и обусловлена теми жизненными условиями, в которых формируется человек? и

б) Является ли совесть проявлением ума, чувств или воли человека или она является самостоятельной силой?

Внимательное наблюдение над наличием совести в человеке убеждает нас в том, что совесть не есть плод воспитания или физических инстинктов человека, но имеет высшее, необъяснимое происхождение.

Например, дети обнаруживают совесть до всякого воспитания со стороны взрослых. Если бы физические инстинкты диктовали совести, то совесть побуждала бы людей делать то, что им выгодно и приятно. Однако, совесть очень часто понуждает человека делать как раз то, что ему невыгодно и неприятно. Как бы безнаказанно ни наслаждались нечестивцы и как бы ни страдали добрые, заслуживающие похвалы люди в этой временной жизни, совесть всем говорит, что существует высшая справедливость. Рано или поздно каждый получит воздаяние по своим поступкам. Вот почему для многих людей самым убедительным аргументом в пользу бытия Божия и бессмертия души служит наличие в человеке голоса совести.

Что касается взаимоотношения совести с другими силами человека, с его умом, чувством и волей, мы видим, что совесть не только говорит человеку о том, что само по себе хорошо или дурно в нравственном отношении, но и обязывает его непременно делать хорошее и избегать делать дурное, сопровождая добрые действия чувством радости и удовлетворения, а действия порочные — чувством стыда, страха, душевной муки. В этих проявлениях совести обнаруживаются познавательная, чувственная и волевая стороны.

Конечно, один лишь разум не может рассматривать некоторые действия, как нравственно-добрые, а другие, как нравственно-дурные. Ему свойственно находить те или другие из наших и чужих действий или умными или глупыми, целесообразными или нецелесообразными, выгодными или невыгодными, и только. Между тем, что-то побуждает разум противопоставлять самые, подчас выгодные возможности действиям добрым, осуждать первые и одобрять последние. Он усматривает в некоторых человеческих поступках не только выгоду или просчет, подобно математическим вычислениям, но дает нравственную оценку поступкам. Не следует ли из этого, что совесть воздействует на разум с помощью моральных доводов, действуя, в сущности, независимо от него?

Обращаясь к волевой стороне проявлений совести, мы наблюдаем, что сама по себе воля есть способность человека желать чего-либо, но эта способность не повелевает человеку, что ему делать. Воля человеческая, сколько мы ее знаем в себе и в других людях, весьма часто борется с требованиями нравственного закона и силится вырваться из стесняющих ее оков. Если бы волевое проявление совести было бы лишь осуществлением человеческой воли, то в этом случае не существовало бы такой борьбы. Между тем, требование нравственности безусловно контролируют нашу волю. Она может не исполнять эти требования, будучи свободна, но не может и отрешиться от них. Впрочем, и самое неисполнение волею требований совести не проходит для нее безнаказанно.

Наконец, и чувственная сторона совести не может рассматриваться как только чувственная способность человеческого сердца. Сердце жаждет приятных ощущений и избегает неприятных. Между тем, с нарушением требований нравственности нередко бывают связаны сильные душевные муки, которые раздирают человеческое сердце, от которых мы никак не можем избавиться, как бы ни желали и ни старались. Несомненно, что и чувственная способность совести не может рассматриваться как проявление обычной чувствительности.

Итак, не следует ли признать, что совесть является какой-то обособленной от нас силой, стоящей выше человека и господствующей над его разумом, волею и сердцем, хотя и заключенной или живущей в нем?

О хранении чистоты совести

“Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни” (Притчи 4, 23). Этими словами Священное Писание призывает человека беречь свою нравственную чистоту.

Но как быть грешному человеку, запятнавшему свою совесть; является ли он навеки обреченным? К счастью, нет! Огромное преимущество христианства перед другими религиями заключается в том, что оно открывает путь и дает средства к полному очищению совести. Этот путь состоит в том, чтобы покаянно повергнуть свои грехи перед милосердием Божиим с искренним намерением изменить к лучшему свою жизнь. Бог прощает нас ради Своего Единородного Сына, Который на кресте принес очистительную жертву за наши грехи. В таинстве крещения, а потом — в таинствах исповеди и причастия Бог совершенно очищает совесть человека “от мертвых дел” (Ев. 9:14). Вот почему Церковь такое большое значение придает этим таинствам.

Кроме того, Церковь Христова обладает той благодатной силой, которая дает возможность совести совершенствоваться в чуткости и ясности проявлений.

“Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят”.

ИЗЛ (Каждый человек знаком со своим внутренним

Через чистую совесть начинает действовать Божий свет, который руководит мыслями, словами и поступками человека. В этом благодатном озарении человек делается орудием промысла Божия. Он не только сам спасается и совершенствуется духовно, но содействует спасению людей, которые с ним общаются (вспомним святых Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, старца Амвросия Оптинского и других праведников).

Наконец, чистая совесть есть источник внутренней радости. Люди с чистым сердцем спокойны, приветливы и доброжелательны. Люди с чистым сердцем уже в этой жизни предвкушают блаженство Царства Небесного!

“Не величие власти”, — рассуждает св. Иоанн Златоуст, — “не множество денег, не обширность могущества, не крепость телесная, не роскошный стол, не пышные одежды, не прочие человеческие преимущества доставляют благодушие и радость; но бывает это плодом только духовного благоустройства и доброй совести”.

Народные пословицы, относящиеся к совести

Свобода выбора:

Жизнь дана на добрые дела.
Вольному воля, спасенному рай.
Как ни живи, только Бога не гневи.
Ангел помогает, а бес подстрекает.
По течению только дохлая рыба плывет.
Кто огня не бережется, тот скоро обожжется.
Худые дела не доведут до добра. Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.
Совесть не повесть — в архив не сдашь.
Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.

Угрызения совести:

У каждого плода свои семена.
Каков строитель, такова и обитель.
Без причины нет кручины.
Верно-то верно, а все-таки скверно.
Погодка прекрасная, да думка ненастная.
Злая совесть стоит палача.
Кривой зеркала не любит.
Правда, как оса, лезет в глаза.
Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет.

О покаянии:

Есть слезы — есть и совесть.
Упавшего не считай за пропавшего.
Лучше горькая правда, чем красивая ложь.
И конь спотыкается, да поправляется.
Признание — половина исправления.
Кайся, да опять за то не принимайся.
Тому тяжело, кто помнит зло.
Умел грешить — умей каяться.
Сумел завязать, сумей и развязать.
Ошибся, что ушибся, вперед наука.
Простота, чистота, правота — наилучшая лепота.
В простых сердцах Бог почивает.

О лицемерах:

Что лживо, то и гнило.
На глазах преподобен, да за глазами от греха несвободен.
Глаза лучистые, да мысли нечистые.
Речами тих, да сердцем лих.
Кто Бога не боится, тот и людей не стыдится.

Последний Суд:

Не хвали сам себя, есть много лучше тебя.
Грех не смех, когда придет смерть.
Жил грешно и умер смешно.
После смерти поздно каяться.
Шила в мешке не утаишь.
Грехи любезны доводят до бездны.
Не грешна, так и смерть не страшна.
Добрый конец — всему делу венец.

Совесть

Сколь неизбежна власть твоя,
Гроза преступников, невинных утешитель.
О, совесть! Наших дел закон и обвинитель,
Свидетель и судья!
В. Жуковский

Миссионерский листок номер 9

Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы

Copyright © 1996 and Published by
Holy Protection Russian Orthodox Church
2049 Argyle Ave. Los Angeles, CA 90068, USA

Редактор: епископ Александр Милеант

Изл (Каждый Человек Знаком Со Своим Внутренним Голосом) в mp3

Информационное пространство чувств. Совесть

Николай Кривенко

                                   Чувство совести

                                  Глава двенадцатая

Мы часто слышим о том, что кто-то «потерял совесть», но никогда не слышим, чтобы кто-то её нашёл. Потерять совесть невозможно, потому, как она не относится к материальному началу. Иногда можно слышать, когда о ком-либо говорят, что он бессовестный человек, это нонсенс. Человек, в полном смысле этого слова, в принципе не может быть без со-вести, потому, что чувство совести это неотъемлемая составляющая образа Человека.
 
Это все животные лишены совести.

Никто не обращает внимание на тот факт, что Человек потерявший совесть, перестаёт быть Человеком, он становится просто одной из форм живого существа, которых, среди нас людей, на планете Земля великое множество.

В поведении некоторых домашних животных проявляются в незначи-тельной мере элементы, которые люди связывают с совестью. Провинившись, они прячутся, избегая хозяина. Вероятно это связано с осознанием и предостережение от будущей реакции хозяина. Если наказания, даже в виде словесного осуждения, не последовало, через некоторое время их поведение становится обычным.
 
Совесть — это основной параметр, представляющий образ Человека, как личность. Понятие «совесть» — это внутреннее информационное чувство людей, закладывается в утробе матеры при развитии плода, как состав-ляющую основу разума. Все дети рождаются с чистой совестью, как принято говорить, которую потом разрушает сознание. Чтобы осознать это утверждение, необходимо наличие разума, а не только логического мышления. В операционных память «умных» компьютерных системах заложены элементы математической логики, но не разума.
 
Логическое мышление – это средство работы сознания, позволяющее достижению поставленной цели. Любой логический процесс имеет конечную цель. Чтобы логический процесс протекал в пределах разумных решений, для этого существует корректирующий элемент, который называют совесть. Чувство совести, является, условно говоря, фильтром для процесса логического мышления.

А что об этом понятии говорит научная мысль, выраженная в многочис-ленных словарях и энциклопедиях? Автор не будет приводить цитаты из этих архивов знаний, поскольку они отображают содержание, заклю-ченное в соответствующие понятия, основанные на выводах сознания предыдущих поколений, как функциональные свойства понятий. О поня-тии «совесть» безусловно знали далёкие наши предки и имели своё понимание, которое дошло до наших дней. Без этого знания социум развивался бы в другом направлении. Совесть спасает мир от уничтожения.
 
Только один пример, значение слова «Совесть» по Ефремовой:
«Совесть — Чувство моральной ответственности за свое поведение и свои поступки перед самим собою, окружающими людьми и обществом».

А известный автор Толкового словаря, Дали относит понятие «совесть» к «нравственному чутью или чувству в человеке, внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка».
 
Совесть — это не понятие «морального сознания» (есть и такое научное выражение), а чувство, контролирующее сознание. Сознание должно быть моральным по своей природе, поскольку это функция разума.
 
Если совесть контролирует деятельность сознания, то почему в социаль-ной среде практически всё происходит вопреки этой самой «совести»?
В социальной среде или обществе, надежды на совесть отсутствуют, поэтому в обществах и государствах принимают различные правила, кодексы и законны, которые должны предупреждать сознание людей о противоправных действиях, которые не согласуются с совестью, как эталоном нравственного поведения.

Однако, даже эти законы, создаваемые людьми, нарушаются сознанием людей, что проявляется в их поведении. Так о какой совести можно говорить?

Ещё во времена написания Библии совесть называли естественным чувством убеждённости, разделив деятельность сознания людей между добром и злом. «Совесть человека, первоначально совершенная, изменилась к худшему; теперь с совестью соревнуется движущая сила греха» (Римлянам 7:18-20).

Люди не желают признавать свою вину, вину своего сознания, а всё перекладывают на совесть, как первопричину греха. И тому множество примеров, в повседневной жизни людей, отражаемых в произведениях различных видов искусств. Идёт неосознанное разрушение психики людей, затушёвывается чувство совести.

Каждый из нас считает, что он живёт по совести, только у каждой своей совести, свой потенциал сопротивления злому умыслу, это означает то, что каждый по-своему оценивает своё поведение по отношению к окружающим. Если ваш сосед, любитель определённого стиля музыки, любит слушать громкую мелодию, создавая проблему для соседей, согласитесь, что у него проблема не с совестью, а с интеллектом, который не способен воспринимать чувство совести, а осознанно её игнорирует.

Когда о чём-то много говорят, это означает одно, что с этим — дела обстоят плохо или не всё в порядке (о порядке было сказано в предыдущей главе).

О хорошем много не говорят, им только восхищаться (восхищение — это проявление одного из информационных чувств) потому, что хорошее или добро есть необходимое состояние процесса развития жизни.

Информационный параметр (алгоритм) составляющий понятие «совесть» является единственным и главным элементом в развитии социальной среды в достижении Человеческих качеств, потому, что Человек – это и есть совесть.

Сейчас нигде не услышишь призывов жить по – совести. Сейчас в оби-ходе много говорят о человеческом факторе в отрицательном значении. Случилась авария при не выясненных причинах ссылаются на человеческий фактор. И никто, абсолютно, никто из не сможет описать суть Человека. Сознание людей не способно к такому полному анализу.
 
Даже те характеристики, которые сознание относит к качествам Человека, они носят субъективный параметр. Ошибки совершаемые людьми или их сознанием, прежде всего связаны с активностью чувства совести в того или иного лица. Чувство совести всегда присутствует в процессе логического мышления, но присутствие не означает активного или про-сто участия в логическом процессе. Тому пример, понятие «Совесть».

Логический процесс сознания можно представить на примере любого собрания общественности. В решении поставленного вопроса всегда активно участвуют те, кто желает получит результат. Но присутствуют люди, которые сомневаются в результате или не согласны с решением, но не могут переубедить большинство. В итоге принимается решение, которое в последствии оказывается неверным.

Можно слышать о полном отсутствии совести и до полной свободы её, то есть до беспредельности. Но беспредел существует только в хаосе. Чувство совести само является пределом, ограничивающим процесс развития людей как вида от возможного хаоса, способного привести к исчезновению или катастрофы людей как вида, в результате непродуманных решений.

Что значит свобода совести? Если под этим понятием понимают свободу вероисповедания это означает свободный выбор религии. Чувство совести (совесть) как раз и гарантирует свободу вероисповедания. Свобода выбора во всём – это есть основополагающий принцип чувства совести.

Вопрос лишь в том, что выбирает сознание. Его выбор зависит от степе-ни влияния чувства совести на принятие решения. Зависимость сознания от чувства совести напоминает аналог зависимости ребёнка от матери. Ребёнок не всегда согласовывает свои действия с требованиями матери. Ни одна мать не позволяет своему ребёнку сделать что-либо неприличное, но не всегда это ей подвластно. Так и чувство совести не всегда имеет влияние на принимаемые решения сознанием.

Чувству совести, к сожалению, общество мало уделяет внимания, или вообще не уделяет внимания. О его существовании вспоминают тогда, когда что – то произошло с конкретным лицом, а когда что – то происходит с обществом, о совести не говорят, потому, что она парализована.

О значимости чувства совести люди знали с момента их появления, при этом не всегда понимали это чувство, но стремились его поддерживать. Иначе оно (это чувство) не передалось бы нам. И десять заповедей из Библии, дошедших до нас, основаны на требованиях (ограничения) чувства совести.

Обратите внимание на то, что совести нигде, ни в одном государстве не учат, потому, что она заложена в алгоритме понятия «разум».

Для восприятия роли чувства совести, сознание далёких предков ввело два понятия «хорошо» и «плохо». Все действия, которые согласуются с чувством совести, относят к понятию «хорошо», в таких случаях говорят, что сделано по совести».
Все действия, что не соответствует параметрам чувства совести относят к понятию «плохо» и выну за содеянное, относят на отсутствие совести. Сознание само с себя снимает ответственность.

На чувстве совести вступают в противоречие сознание индивидуума и общества. Общественное сознание для руководства чувством совести создает различные законы, кодексы правила поведения отдельных индивидуумов этого общества (государства). Каждая прослойка общества (общественная формация) отображает свой уровень чувства совести, который характеризуют как уровень сознания.

Существуют писанные и не писанные законы социума.  С писанными всё понятно, а не писанные удерживаются на уровне сознания. У каждой социальной общности свой уровень воплощения информационного чув-ства совести в не писанные законы. Не писанные законы это законы так называемой улицы. В каждой семье свои не писанные законы, опреде-ляющие интеллектуальный уровень относительно чувства совести.
Однозначно можно сказать, что людская толпа возникает в результате отсутствия чувства совести, поддаваясь эмоциональному порыву.
 
Притупление чувства совести происходит в результате потери связи с прошлым. В этом случае бытие определяет сознание (такова жизнь говорят). В этом и заключается медленность процесса роста сознательности или совершенствования сознания. Достичь райской жизни, о которой мечтали далёкие предки ещё до создании Библии и к которой постоянно стремится общественное сознание, возможно только тогда, когда информация, заложенная в чувство совести, будет основополагающим элементом логического мышления сознания.

В современной социальной среде понятие «совесть» уходит на второй план в принимаемых решениях. В подмену совести сознанием придуманы различные виды «целесообразности».

Чувство совести самое дорогое из всех чувств составляющих духовную жизнь людей. Люди ценят не совесть, а её отсутствие. Некоторые люди, заблокированную сознанием совесть, пытаются в судебном порядке до-казать её наличии и получить вознаграждение от тех, кто публично ука-зал на её отсутствие. Судебные иски о попранной чести и совести, могут возникать, только в той социальной среде, где эти два чувства отсутствуют. Когда они присутствуют, они не нуждаются в защите.
Чувство чести – это производная или функция информации от аргумента «совесть». Совесть активна — честь высокая. Чувство совести и чувство чести взаимосвязаны. Честь — это продукт совести, отображаемый сознание окружающей социальной среды.  Чувства чести и совести – являются моральными критериями Человека, к образу которого стремится Цивилизация.

Можно ли представить социальную среду в которой полностью отсут-ствует чувство совести? Вероятно многие поклонники понятия «свободы», не задумываются над тем, что свобода ограничена не только чувством совести.
 
Даже в хаосе не может быть полной свободы из — за наличия различных структур.
Понятие «принцип демократии», основанный на обеспечении равноправного участия всех членов сообщества может быть реализованным в социальной среде только под контролем чувства совести. Иначе — это есть псевдодемократия.

© Copyright: Николай Кривенко, 2016
Свидетельство о публикации №216052300548

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Николай Кривенко

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Николай Кривенко

Подготовка к ОГЭ (ГИА)

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *