19 июня 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы расскажем о литературном приеме, который называется АНАФОРА (для правильного произношения ударение надо ставить на вторую букву «А»).

Термин этот, как и многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции. А само слово «αναφορα» переводится как «повторение, возвращение, восхождение, единоначатие».

Определение — что это такое

Анафора – это стилистический прием, который заключается в повторении некоторых звуков, слов или словосочетаний (что это?). Используется поэтами и писателями для усиления эмоциональной части произведения, создания возвышенного тона или смыслового выделения наиболее важных, по мнению автора, кусков текста.

В отличие от других литературных приемов, анафора чаще всего располагается в начале предложений, то есть они начинаются с одних и тех же строк.

Приведем несколько примеров из жизни. Вспомните строчки известной песни Юрия Антонова:

МОИ года – МОЁ богатство

Здесь анафорой является притяжательное местоимение «мой». Таким образом, автор делает акцент, во-первых, что речь идет именно о нем, а во-вторых, прямо дает понять, что гордится своим возрастом.

А вот футбольные болельщики наверняка помнят скандальную фразу Андрея Аршавина после провального для сборной России Чемпионата Европы 2012 года. На упреки болельщиков в слабой игре, он ответил:

ВАШИ ожидания – это ВАШИ проблемы

Анафора в этом случае получилась очень недвусмысленной и эмоциональной. Вот только сам Аршавин, наверное, сто раз уже пожалел о том, что сказал.

Примеры анафор в поэзии

Чаще всего анафоры можно встретить именно в поэзии. Этот прием придает стихотворениям большую выразительность и яркость. И его можно расценивать как некий «голос поэта», он позволяет передать душевное состояние автора и те эмоции, которые он испытывал во время написания.

Наиболее яркий пример можно найти у Александра Сергеевича Пушкина – в его поэме «Медный всадник»:

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид …

Глагол «люблю» очень эмоционально передает отношение автора к Петербургу. Ведь Пушкин действительно обожал город на Неве, и в этих строчках это особенно чувствуется.

А ведь дальше есть и продолжение:

Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз …
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей …
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром …

И как противоположность – известные стихи Владимира Высоцкого «Я не люблю»:

Я не люблю себя, когда я трушу,
И не люблю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.
Я не люблю манежи и арены,
На них мильон меняют по рублю, —
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю.

А еще вспомните, насколько эмоционально пел Высоцкий. И в совокупности с анафорой это вообще выглядело как крик души.

А еще в качестве анафоры может использоваться не целое слово, а лишь приставка к нему. Например, отрицание «НЕ» в известном стихотворении Сергея Есенина:

НЕ жалею, НЕ зову, НЕ плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Анафора в прозаической литературе

В прозе анафоры встречаются гораздо реже, потому что использовать этот прием сложнее. При неправильном подходе, он будет похож на тавтологию, что всегда идет только во вред. Но если сделать все правильно, создается очень сильный и эмоциональный текст. Хорошие примеры можно найти даже в Библии:

Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное.

К анафоре редко, но любили прибегать и классики русской литературы:

Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и света (Толстой)
Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно, и ненавидя. (Достоевский)
Есть книги, которые читаются; есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми; есть книги, что хранятся в сердце нации. (Леонов)

Разновидности анафоры (примеры)

Все анафоры условно делят на несколько видов:

  1. Звуковая. Это когда в начале предложений стоят разные слова, но звучащие весьма похоже.

    Грозой снесенные мосты,
    Гроба с размытого кладбища. (Пушкин)

  2. Морфемная анафора. Используются слова, имеющие схожие слоги.

    ЧЕРНОглазую девицу,
    ЧЕРНОгривого коня. (Лермонтов)

  3. Лексическая. Самый распространенный вид, о котором мы и рассказывали до этого, — когда полностью повторяются слова или словосочетания.

    Край ты мой заброшенный,
    Край ты мой, пустырь. (Есенин)

  4. Синтаксическая. Имеет место повторение целых конструкций.

    Быть может, вся Природа – мозаика цветов?
    Быть может, вся Природа – различность голосов? (Бальмонт)

  5. Строфическая анафора. Тут повторяются не только отдельные слова, но и достаточно сложная конструкция всего произведения.

    З е м л я!..
    От влаги снеговой

    Она ещё свежа.
    Она бродит сама собой
    И дышит, как дежа.

    З е м л я!..
    Всё краше и видней

    Она вокруг лежит.
    И лучше счастья нет, — на ней
    До самой смерти жить. (Твардовский)

Анафора в повседневной жизни

Стилистические повторения, которые призваны усилить речь, нередко используют в рекламных целях:

Твой день – твоя вода (Архыз)
Новые компьютеры – новые доходы (Intel)

Конструкции с использованием повторов можно часто услышать на заседаниях суда или на любых многочисленных собраниях. Их используют, например, в качестве приветствий:

Многоуважаемый судья, многоуважаемые присяжные, многоуважаемые присутствующие…

И наконец, анафоры любят использовать политтехнологи, когда пишут речи для своих «хозяев». Один из ярких примеров – выступление Уинстона Черчилля перед вступлением Великобритании во Вторую мировую войну.

В ней он в каждом предложении использовал местоимение «МЫ», чтобы воодушевить всех сограждан:

«Мы пойдем до конца. Мы будем сражаться во Франции, мы будем сражаться на морях и океанах, мы будем сражаться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе, мы будем охранять наш остров, чего бы это нам ни стоило, мы будем сражаться на пляжах, мы будем сражаться на месте высадки, мы будем сражаться в полях и на улицах, мы будем сражаться на холмах. Мы никогда не сдадимся».

Вместо заключения

Есть в русском языке прием, который очень напоминает анафору. Он называется ЭПИФОРА, и в нем также используются повторения различных слов или словосочетаний. Но разница в том, что анафора ставится в начале текста, в эпифора – в конце.

Но об этом подробнее расскажем в следующий раз. До новых встреч на страницах нашего блога.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

К оглавлению раздела «Католическая энциклопедия»

Евхаристическая молитва

Евхаристическая молитва (лат. prex eucharistica) — главная часть Божественной литургии; прежде также называлась каноном освящения (canon consecrationis), для отличия от причастного канона (canon communionis).

История. В ранней Церкви Е.м., называвшаяся также анафорой, не имела четко определенной формы; со временем для Е.м. стали использовать тексты, авторами которых были апостолы и Отцы Церкви. Наиболее древняя из известных Е.м. восходит к нач. III в. и содержится в Апостольском предании Ипполита Римского. Осн. типы Е.м. сформировались во 2-й пол. IV в.; тогда же в Зап. Церкви была введена единственная и постоянная Е.м., впоследствии названная Римским каноном; ее форма окончательно определилась в кон. VI в.

В XX в. в Римский канон были внесены некоторые изменения, и в 1968 он получил название I Е.м.; тогда же были введены 3 новые Е.м. (II, III, IV), по форме подобные древним. Так, II Е.м. во многом воспроизводит Е.м. из Апостольского предания Ипполита Римского, хотя и содержит возглашение Sanctus, которого не было в древнем тексте. III Е.м. по форме близка к традициям галльской и исп. Церквей и анафорам Вост. Церкви. IV Е.м. напоминает вост. анафоры (особенно анафору св. Василия Великого) и восходит к антиох. традиции. В 1970-е появились также 3 Е.м. мессы с участием детей, 2 Е.м. о примирении, а также было разрешено вводить новые Е.м. для местных Церквей.

Чтобы к.-л. Церковь могла пользоваться собственной Е.м., конференция епископов этой страны должна обратиться к Апост. Престолу с просьбой утвердить Е.м., при этом сама конференция епископов имеет право изменять префации и вводить дополнительные тексты молитв в уже использующиеся ею Е.м. В нач. 1970-х были утверждены новые Е.м. для Католической Церкви в Австралии, Нидерландах, Бразилии. В 1991 была введена V Е.м. (полное название: Е.м., которая может использоваться в мессах о различных нуждах).

До литург. реформы Е.м. читалась священником вполголоса; согласно новому чину мессы, священник, совершающий литургию, должен читать Е.м. громко, чтобы верующие слышали и понимали слова молитвы. С целью более активного и сознательного участия верующих в мессе Св. Престол инициировал осуществление перевода всех Е.м. на нац. языки.

Структура. Е.м. начинается с префации, за которой следует возглашение Sanctus и эпиклесис (призывание Св. Духа на дары), во время которого происходит пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа; далее следует анамнесис; потом священник просит Бога Отца принять жертву Церкви и нисполсать Св. Духа, соединяющего в любви с Богом и друг с другом тех, кто примет евахрист. Хлеб. Завершается Е.м. доксологией Per ipsum (Через Христа…), сопровождающейся вторым возношением Св. Даров.

В структуре Е.м. выделяются отд. смысловые части. Так, в начале I Е.м. следует молитва Te igitur (Тебя, всемилостивый Отче…), в которйо священник просит Бога стать главным совершителем таинства Евхаристии. В молитве Memento, Domine (Помяни, Господи…) священник ходатайствует о народе Божием. В молитве Communicantes (В единстве …) прославляеются святые, прежде всего Пресв. Дева Мария. В молитве Hancigitur (Просим Тебя, Господи ) священник просит Господа о блаженной участи для всех верных. Наконец, в молитве Quam oblationem ( приношение наше…) вспоминается главное событие Тайной вечери — установление таинства Евхаристии. Далее следует пресуществление, после которого читается молитва Unde et memores (Вспоминая…) — в воспоминание воскресения и вознесения Иисуса Христа. В последующих молитвах священник вспоминает Богородицу и святых, молится о всей Церкви, о Папе Римском, о епископах, духовенстве, а также о живых и умерших членах Церкви. В молитве Memento etiam (Помяни также…) священник молится за усопших.

II Е.м имеет собственную префацию, которая может заменяться другой, и рекомендуется также для служб по будним дням. Эпиклесис II Е.м. может предваряться молитвой, связанной с отмечаемым торжеством или праздником. Также возможно добавление некоторых молитв после анамнесиса (при совершении крещения, венчания и т.д.); в др. случаях непосредственно за кратким анамнесисом следует доксология Per ipsum.

III Е.м. носит ярко выраженный тринитарный характер, т.к. в молитве перед эпиклесисом упоминаются все ипостаси Пресвятой Троицы и их роль в деле спасения.

IV Е.м. посвящена истории спасения, от сотворения мира до Второго пришествия Христа; префация начинает размышления о спасении, продолжающиеся в последующих молитвах.

Е.м. мессы с участием детей, краткие и написанные простым образным языком, рассчитанным на детское восприятие, содержат более активный диалог священника с верующими, а также благодаря соответственно подобранным молитвам отражают различные периоды литург. года.

Главная тема Е.м. о примирении — единение человека с Богом и покаяние.

V Е.м. существует в четырех различных вариантах (А, Б, В и Г), различающихся префациями и молитвенными просьбами. Так, главное содержание варианта А — это особая молитва о единстве Церкви; гл. мысль варианта Б — Бог, Который ведет Свою Церковь путями спасения; вариант В. говорит об Иисусе как Пути к Богу Отцу; вариант Г показывает Иисуса Христа как образ любви.

И. Лупандин, Т. Шишова

Источник: КЭ. Т 1. М.: Изд-во Францисканцев, 2002. — С. 1771-73.

  • К оглавлению раздела «Католическая энциклопедия»
  • Для использования в других целях, см Анафора .

    В лингвистике , анафора ( / ə п æ е ər ə / ) является использование выражения, интерпретация которого зависит от другого выражения в контексте (его антецеденте или postcedent). В более узком смысле, анафора — это использование выражения, которое зависит конкретно от предшествующего выражения и, таким образом, противопоставляется катафоре , то есть использованию выражения, которое зависит от последующего выражения. Анафорический (ссылающийся) термин называется анафорой . Например, в предложении Салли прибыла, но ее никто не видел , местоимение ее — анафора, отсылающая к предшествующей Салли . В предложении До ее приезда никто не видел Салли , местоимение она относится вперед к postcedent Салли , так что она теперь cataphor (и анафоры в более широком, но не более узкий, смысл). Обычно анафорическое выражение — это проформа или какой-либо другой вид дейктического (контекстно-зависимого) выражения. И анафора, и катафора являются разновидностями эндофора , имея в виду что-то, упомянутое в другом месте в диалоге или тексте.

    Анафора является важным понятием по разным причинам и на разных уровнях: во-первых, анафора показывает, как создается и поддерживается дискурс ; во-вторых, анафора связывает различные синтаксические элементы вместе на уровне предложения; в-третьих, анафора представляет собой проблему для обработки естественного языка в компьютерной лингвистике , поскольку идентификация ссылки может быть трудной; и в-четвертых, анафора частично показывает, как язык понимается и обрабатывается, что имеет отношение к областям лингвистики, интересующимся когнитивной психологией .

    Анафора — это сти­ли­сти­че­ская фигу­ра речи, обо­рот поэ­ти­че­ской речи, состо­я­щий в повто­ре­нии началь­ных созву­чий, частей слов, сло­во­со­че­та­ний и син­так­си­че­ских кон­струк­ций.

    Узнаем. что такое ана­фо­ра в лите­ра­ту­ре. Приведем при­ме­ры ана­фо­ры в поэ­ти­че­ской и про­за­и­че­ской речи.

    В худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре одним из средств созда­ния образ­ной и выра­зи­тель­ной речи явля­ет­ся ана­фо­ра. В пере­во­де с гре­че­ско­го этот линг­ви­сти­че­ский тер­мин бук­валь­но зна­чит «выне­се­ние, отне­се­ние».

    Что такое анафора

    АНАФОРА (греч. αναφορα — воз­вра­ще­ние, еди­но­на­ча­лие) — повто­ре­ние каких-либо сход­ных зву­ко­вых эле­мен­тов в нача­ле смеж­ных рит­ми­че­ских рядов (полу­сти­ший, строк, строф): «Наше ору­жие — наши пес­ни, Наше золо­то — зве­ня­щие голо­са».

    Анафора — одна из фигур худо­же­ствен­ной речи. В про­из­ве­де­нии этот сти­ли­сти­че­ский при­ем исполь­зу­ет­ся худож­ни­ка­ми сло­ва с целью уси­ле­ния эмоционально-торжественного, воз­вы­шен­но­го тона, смыс­ло­во­го и логи­че­ско­го выде­ле­ния наи­бо­лее важ­ных мыс­лей, объ­еди­не­ния в одно целое раз­лич­ных по стро­е­нию и син­так­си­че­ско­му уров­ню кон­струк­ций.

    Анафора пред­став­ля­ет собой обо­рот поэ­ти­че­ской речи, состо­я­щий в повто­ре­нии оди­на­ко­вых слов, выра­же­ний, зву­ко­вых соче­та­ний, син­так­си­че­ских постро­е­ний в нача­ле сти­хо­твор­ных строф, частей слож­но­го пред­ло­же­ния, фраз, пери­о­дов, абза­цев в про­за­и­че­ском худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии.

    Примеры анафоры в литературе

    Наиболее широ­ко ана­фо­ра рас­про­стра­не­на в поэ­ти­че­ских текстах:

    Блажен, кто смо­ло­ду был молод,
    Блажен, кто вовре­мя созрел…

    (А. Пушкин)

    Люблю лебе­дей,
    Холодных и чистых, как Ладога.
    Люблю лебе­дей,
    Светящихся белы­ми лам­па­ми.
    Люблю лебе­дей
    За лёг­кость летя­щую линий.
    Люблю лебе­дей —
    Они вырас­та­ют из лилий.

    (Г. Серебряков)

    Анафора может быть зву­ко­вой, когда в нача­ле строк повто­ря­ют­ся толь­ко оди­на­ко­вые зву­ки или зву­ко­вые соче­та­ния. Приведем клас­си­че­ский при­мер зву­ко­вой ана­фо­ры:

    Грозой сне­сен­ные мосты,
    Гроба с раз­мы­то­го клад­би­ща.

    (А.С. Пушкин)

    Морфемная ана­фо­ра пред­по­ла­га­ет повто­ре­ние частей слов или одних и тех же мор­фем, как в сти­хо­тво­ре­нии «Узник» М.Ю.Лермонтова:

    Черногла­зую деви­цу,
    Черногри­во­го коня!..

    В поэ­ти­че­ской и про­за­и­че­ской речи часто упо­треб­ля­ет­ся лек­си­че­ская ана­фо­ра, кото­рая состо­ит в повто­ре­нии оди­на­ко­вых слов в нача­ле стро­ки, стро­фы или каж­дой части пред­ло­же­ния в про­зе. Она при­да­ет остро­ту и выра­зи­тель­ность, под­чер­ки­вая извест­ные момен­ты, как лейт­мо­тив в музы­каль­ном про­из­ве­де­нии, напри­мер в этой стро­фе С. Есенина:

    Край ты мой забро­шен­ный,
    Край ты мой, пустырь,
    Сенокос неко­ше­ный,
    Лес да мона­стырь.

    Всё раз­но­об­ра­зие, вся пре­лесть, вся кра­со­та сла­га­ет­ся из тени и све­та. (Л.Толстой)

    Влюбиться не зна­чит любить. Влюбиться мож­но и нена­ви­дя. (Ф.Достоевский)

    Будешь счаст­лив, Калистратушка!
    Будешь жить ты при­пе­ва­ю­чи!

    (Н.А. Некрасов. Калистрат)

    Синтаксическая ана­фо­ра состо­ит в повто­ре­нии оди­на­ко­вых или одно­тип­ных син­так­си­че­ских кон­струк­ций, что созда­ет осо­бый эффект выра­зи­тель­но­сти худо­же­ствен­ной речи.

    Есть кни­ги, кото­рые чита­ют­ся; есть кни­ги, кото­рые изу­ча­ют­ся тер­пе­ли­вы­ми людь­ми; есть кни­ги, что хра­нят­ся в серд­це нации. (Л.Леонов)

    Быть может, вся Природа — моза­и­ка цве­тов?
    Быть может, вся Природа — раз­лич­ность голо­сов?
    Быть может, вся Природа — лишь чис­ла и чер­ты?
    Быть может, вся Природа — жела­нье кра­со­ты?

    (К. Бальмонт)

    Как мы шли в ноч­ную сырость,
    Как бежа­ли мы сквозь тьму —
    Мы не ска­жем коман­ди­ру,
    Не рас­ска­жем нико­му.

    (М.А. Светлов. В раз­вед­ке)

    Ко мне при­плы­ва­ла зеле­ная рыба,
    Ко мне при­ле­та­ла белая чай­ка,
    А я была дерз­кой, злой и весё­лой
    И вовсе не зна­ла, что это — сча­стье.

    (А.Ахматова. У само­го моря)

    Приведем при­мер стро­фи­че­ской ана­фо­ры:

    Мама,
    У тебя такие ста­рые воло­сы…
    Мама,
    У тебя совсем моло­дые гла­за.
    А в комо­де лежит отре­зан­ная моло­дость —
    Длинная и чер­ная коса.

    (Майя Румянцева. Баллада об отре­зан­ной косе)

    Дополнительные мате­ри­а­лы по теме: «Что такое ана­фо­ра» и «Примеры ана­фо­ры в худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре».[ad01]

    Рубрики: Разное

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *