• Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Гибадуллин Н.В. 1, 2 1 ФГБОУ ВПО «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева» 2 Отдел по опеке попечительству и охране прав детства Департамента социального развития Тюменской области Замещающая семья как один из институтов направлена на социальную защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; создаёт условия для развития ребенка и получения им положительного опыта семейной жизни. Эффективность непрофессиональной и профессиональной организационных форм замещающей семьи зависит от вида мотивационного комплекса принятия детей-сирот в семьи. Гармоничный мотивационный комплекс проявляется в педагогически целесообразной заботе об охране физического и психического здоровья приемного ребенка. Альтруистический мотивационный комплекс выражается в педагогической несостоятельности родителей, что затрудняет процесс усвоения ребенком социальных норм и правил при адаптации в новых условиях жизнедеятельности. Акизитивный мотивационный комплекс противоречит интересам ребенка. Нормативный (социальный) мотивационный комплекс или повышенной моральной ответственности вынуждает приемных детей выполнять функцию чрезмерной нагрузки, не всегда благоприятствующей сохранению их психического и физического здоровья. Эгоцентричный (индивидуализированный) мотивационный комплекс основан на желании воздействовать на отношения с кем-либо из членов семьи и стремление исправить собственный неудачный родительский опыт. Мотивационные комплексы составляют основу принятия ребенка в замещающую семью. Гармоничный мотивационный комплекс самый благоприятный для ребенка-сироты, но присутствие других комплексов, менее благоприятных, требует развития соответствующего мотивационного комплекса у родителей или изменение его направления. 329 KB замещающая семья замещающая профессиональная и непрофессиональная семья дети-сироты мотивы мотивация мотивационный комплекс 1. Махнач А.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Использование полуструктурированного интервью при отборе замещающих родителей // Психологическая диагностика. – 2009. – № 4. – С. 95–115. 2. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. – М.: Генезис, 2006. – 368 с. 3. Основные понятия о замещающих семьях . – Режим доступа: http://cpmss.lysva.info/glossary. 4. Палиева Н.А., Савченко В.В., Соломатина Г.Н. Мотивация принятия приемного ребенка в замещающую семью // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). – 2011. – С. 132–137. 5. Усыновление в Тюменской области портал регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, Тюменской области . – Режим доступа: http://www.detkitmn.ru/node/29.

В современном обществе актуальными являются вопросы сиротства и социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Объединение усилий как в области различных наук, так и образовательных, социальных учреждений направлены на сокращение числа детей, оставшихся без попечения родителей, и улучшение ситуации в сфере обеспечения, соблюдения и защиты прав указанной категории детей. Однако статистика по Тюменской области показывает, что количество родителей, лишенных родительских прав в 2013 году, составило 98 человек в отношении 130 детей, вследствие чего они остались без попечения родителей и 10 родителей восстановились в родительских правах в отношении 15 детей, тогда как в 2012 году 100 родителей лишены родительских прав в отношении 132 детей, 22 родителя восстановились в родительских правах в отношении 31 ребенка .

В рамках нашего исследования рассматриваются приоритеты в области семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Семья создаёт условия, детерминирующие путь развития ребёнка, и даёт возможность получить ему положительный опыт семейной жизни, пройти внутрисемейный процесс социализации. Для детей-сирот таким институтом становится замещающая семья, которая закладывает основы нравственности, моральные качества, нормы поведения, помогает раскрыть индивидуальные особенности личности, показывает ценность семьи, способствует формированию взглядов на отцовство и материнство.

Замещающая семья, выступая одной из моделей решения проблемы сиротства в России, имеет две организационные формы: непрофессиональную и профессиональную (рисунок).

Организационные формы замещающей семьи

К замещающей непрофессиональной семье относятся:

  • семья-усыновитель, т.е. семья, принявшая на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, признавшая усыновление в судебном порядке, при этом ребенок и его потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, и наоборот приравниваются в личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению;
  • опекунская семья, то есть семья, принявшая ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, имеющая с ним кровнородственную связь.

К замещающей профессиональной семье относятся:

  • приёмная семья, созданная на основании договора о передаче ребенка на воспитание, в которой родители являются профессиональными работниками, получая за выполнение своих обязанностей заработную плату;
  • патронатная семья, принимающая ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, не имея с ним кровнородственных связей.
  • семейная воспитательная группа, позволяющая сохранить ребенка для семьи и семью для ребенка, родители которого еще находятся в процессе реабилитации и не лишены родительских прав .

Согласно функциональному подходу можно выделить доминирующие функции замещающей семьи – это:

  • воспитательная, направленная на формирование личности ребёнка-сироты в условиях атмосферы и микроклимата семьи, на развитие способностей и нравственных качеств, подготовку его к активной трудовой и общественной жизни, к сознательному выбору профессии;
  • рекреационная, основанная на создании комфортной и безопасной среды внутри семьи, направленная на эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время отмечается значительный рост граждан, желающих принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью. Однако согласно исследованиям А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых важным предиктором успешности/неуспешности создания замещающей семьи является особенность жизни кандидата в родительской семье и его воспитания родителями .

Анализ имеющегося опыта показывает, что эффективное функционирование замещающей семьи связано с мотивацией принятия в нее ребенка-сироты, так как именно мотивация оказывает определяющее влияние на благополучие данной семьи.

С.Ю. Головин определяет мотив как:

  • побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей субъекта;
  • совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность, то есть мотивацию. Различают мотивацию экстринсивную (внешнюю) и интринсивную (внутреннюю), положительную и отрицательную, устойчивую и неустойчивую и др. Вышеуказанные виды мотиваций направляют человека к совершению определенных действий и достижению намеченной цели.

В.Н. Ослон выделила целый комплекс мотивов принятия в семью детей-сирот, это: отсутствие детей; заполнение пустоты после потери собственного ребенка; желание помочь хотя бы одному ребенку; надежда на помощь в старости; решение материальных проблем за счет приемных детей; стремление исправить собственный неудачный родительский опыт и др. .

Исследователями Н.А. Палиевой, В.В. Савченко и Г.Н. Соломатиной разработан тест-опросник «Мотивация выбора приемного ребенка», в основе которого выделены следующие виды мотивационных комплексов: гармоничный; альтруистический; акизитивный; нормативный; эгоцентричный . Данный тест-опросник положен в основу нашего исследования, в котором приняли участие 97 кандидатов в замещающие родители, поставленных на учет в отделе по опеке, попечительству и охране прав детства города Тобольска в 2013 г., из которых 38 являются кандидатами в профессиональные замещающие родители и 59 – непрофессиональные, с целью выявления у них доминирующих и сопутствующих мотивов.

Анализ результатов показал, что для 60,4 % кандидатов в профессиональные замещающие родители и 45,9 % кандидатов в непрофессиональные замещающие родители характерен гармоничный мотивационный комплекс, проявляющийся в интересе к ребенку, заботе о его здоровье, предъявлении разумных требований, обеспечении достаточно гуманной и безопасной среды для его развития. Родители с данным мотивационным комплексом обладают высокой педагогической культурой, адекватно оценивают свои возможности, при возникновении трудностей, готовы к сотрудничеству со специалистами и педагогами, стремятся к постоянному самообразованию и обмену опытом.

У 15,8 % кандидатов в профессиональные замещающие родители и 8,5 % кандидатов в непрофессиональные замещающие родители выявлен альтруистический мотивационный комплекс, основывающийся на желании вырвать ребенка из государственной системы воспитания, стремлении помочь хотя бы одному ребенку. Однако следует отметить, что данная категория замещающих родителей на фоне положительного отношения к детям недостаточно осознает возможные социальные, психолого-педагогические и бытовые проблемы, связанные с принятием ребенка-сироты в семью. У замещающих родителей с таким видом мотивационного комплекса проявляется средний уровень педагогической культуры, поэтому необходимо говорить о комплексном взаимодействии специалистов (педагогов, психологов, социальных работников и др.) с замещающими родителями.

Для 15,8 % кандидатов в профессиональные замещающие родители и 17 % кандидатов в непрофессиональные замещающие родители характерен акизитивный мотивационный комплекс, противоречащий интересам ребенка и проявляющийся в решении за счет приемных детей своих материальных проблем. Такие родители обладают низким уровнем педагогической культуры, что проявляется в незнании психолого-педагогических, физиологических и возрастных особенностей развития детей, форм и методов воспитания категории детей-сирот и нежелании сотрудничать со специалистами.

7,9 % кандидатов в профессиональные и 10,2 % кандидатов в непрофессиональные замещающие родители показали нормативный (социальный) мотивационный комплекс, выражающийся в том, чтобы быть не хуже, чем другие, и иметь детей. Будущих родителей характеризуют социальные установки и нормы, принятые в обществе, поэтому дети выступают как элемент определенного социального статуса и престижа. С одной стороны, такие семьи занимают позицию повышенной моральной ответственности с предъявлением высоких требований к ребенку, с другой стороны, не всегда благоприятствуют сохранению их психического и физического здоровья. Внимание специалистов необходимо направить на улучшение детско-родительских отношений, на повышение уровня знаний в области возрастной психологии и педагогики.

У 20,4 % кандидатов в непрофессиональные замещающие родители выявлен эгоцентричный (индивидуализированный) мотивационный комплекс, проявляющийся в желании заполнить пустоту после того, как собственные дети выросли; воздействовать на отношения с кем-либо из членов семьи; стремлении исправить собственный неудачный родительский опыт. Для родителей характерен взгляд в прошлое, поэтому задача специалистов направлять их в процессе индивидуального сопровождения на осознание своих прошлых ошибок в семейном воспитании и нахождение новых эффективных методов воспитания.

По результатам исследования видно, что для большинства кандидатов в замещающие профессиональные семьи характерен гармоничный мотивационный комплекс, самый благоприятный для ребенка-сироты. Однако можно заметить, что присутствуют и другие мотивационные комплексы, менее благоприятные и неблагоприятные в отношении ребенка-сироты, что требует поиска путей решения.

Изучение мотивационного комплекса необходимо проводить на этапе отбора кандидатов в замещающие родители. Поэтому задача специалистов осуществлять не только сопровождение подготовки кандидатов в замещающие родители, но и продолжать системную работу уже с состоявшимися замещающими семьями.

В данном направлении имеется определенный опыт службы сопровождения замещающей семьи действующего в г. Тобольске, Тюменской области на базе АУ СОН ТО «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Тобольска». Социальными партнерами Центра являются отдел по опеке, попечительству и охране детства г. Тобольска Департамента социального развития Тюменской области, МАУ «Центр социального обслуживания населения» г. Тобольска, а также другие ведомства системы профилактики г. Тобольска. Особую роль в указанном направлении работы проявляет ФГБОУ ВПО «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И.Менделеева», оказывающее определенные виды помощи в процессе социально-психологической деятельности с замещающей семьей.

Сопровождение замещающей семьи осуществляется по трем направлениям: психологическому, педагогическому и правовому. В рамках «Школы замещающего родителя» осуществляется обучение и подготовка кандидатов в замещающие родители, желающих взять на воспитание детей-сирот. Все обозначенные направления деятельности службы тесно взаимосвязаны между собой. Целесообразно, чтобы работа по сопровождению ребенка и семьи после устройства осуществлялась той же службой, которая готовила ребенка к помещению в семью, занималась подготовкой кандидатов в родители и обследованием семьи. В этом случае сохраняется преемственность, существует созданный контакт и есть возможность разрешить кризисные ситуации и иные проблемы в кратчайший срок, не тратя время на сбор информации и установление нового контакта.

Таким образом, мотивационные комплексы играют ключевую роль в принятии ребенка в замещающую семью, так как именно вид мотивации оказывает побуждающее действие как у родителя к ребенку, так и у ребенка к вхождению в семью. Развитие соответствующего мотивационного комплекса у родителей или изменение его направления позволят выйти на уровень взаимодействия и субъект-субъектных отношений в системах «родитель – ребенок», «родитель – специалист», «специалист – специалист», «замещающая семья – центр» и т.д.

Рецензенты:

Белкин А.С., д.п.н., профессор, директор института фундаментального психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург;

Иванова О.А., д.п.н., профессор кафедры управления образовательными системами, ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования», г. Москва.

Работа поступила в редакцию 23.09.2014.

Библиографическая ссылка

Гибадуллин Н.В., Гибадуллин Н.В. МОТИВАЦИЯ ПРИНЯТИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ЗАМЕЩАЮЩУЮ СЕМЬЮ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-12. – С. 2756-2759;
URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35429 (дата обращения: 25.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Дарья Емельянова живет в Санкт-Петербурге, работает с детьми и точно знает: говорить о серьезном с малышами и подростками можно и нужно, а как и когда — подскажет любящее сердце. Дарья знает, что это важно, потому что ее саму удочерили в три месяца. Об этом она узнала только в 29 лет, и жизнь ее поменялась. Дарья рассказала об этом на своих страницах в социальных сетях, а также — фонду «Измени одну жизнь».

«Мне уже нужна была правда»

В детстве у меня не закрадывалось никаких сомнений в том, что я дочка моих мамы и папы. Никаких подозрений не было, хотя, когда мне было семь, в семью взяли еще девочку, мою старшую сестру. Она была уже взрослая, уже все понимала, от нее ничего не скрывали. Я ревновала к ней маму и папу.

Фото: из семейного архива Дарьи Емельяновой

Все началось, когда я пошла в музыкальную школу. О том, что я не «мамина и папина», мне начали говорить дети: «А это не твои родители». «Почему?» — спрашивала я. «Потому что тебя удочерили». «Это сестру удочерили! Чего вы меня путаете, чего вы ко мне лезете?» Такое повторилось раз, два.

Городок, где я выросла, маленький, все друг друга знают. Многие решили, что это их обязанность: разоблачать неправду. Однажды я лежала в больнице. Медсестра, взрослая женщина, между делом мне сказала: «Это вообще не твои родители, ты удочеренная». Мне было лет 12. Тогда я, конечно, задумалась. У мамы спросила. Она ответила: «Ну что ты глупости слушаешь?!» Я выкинула это из головы. Правда, с тех пор сомнения поселились в моем сердце.

Когда получила паспорт, увидела город рождения: Калинин (сейчас Тверь — прим. ред.). Удивилась: «А это где вообще? Как это так?» Еще вопросы появились. Но так получилось, что их я маме и папе не могла задать. У нас не сложилось теплых семейных отношений.

Про удочерение я узнала наверняка, когда мне было 25 лет. Мамы уже не стало. Папа то болел, то грустил. А рассказала мне крестная. Было застолье, и она рассказала мне с посылом «все, не могу больше молчать».

Я молча послушала, приехала домой, и у меня случилась сильная истерика. Одно дело, когда тебе просто кто-то что-то говорит. Это просто информация. Другое — когда тебе это сообщает человек, который семью твою знает всю жизнь. Происходит осознание.

Начала обзванивать всех маминых подруг, мне нужна была правда. Все молчали как партизаны, кроме одной. Приехала ко мне, сказала, что может подтвердить и рассказать все, что знает. Тогда меня волновало одно: меня что, какие-то алкоголики родили? Был страх. Мама работала в соцзащите, я слышала истории: «Вот, они пьют, сексом занимаются, потом дети рождаются». Хорошо помню повторяющуюся дома фразу: «Зачем нищету плодить?» Мама работала с такими семьями. Но ее подруга рассказала: девочка-студентка из хорошей семьи рано родила, чуть ли не в 16 лет, и родители велели ей оставить ребенка. То есть меня.

«Как поговорить с мамой? Я ее так боюсь»

С папой я тогда не осмелилась поговорить. Мне сейчас пишет много взрослых людей в подобной ситуации. Женщина под сорок у меня однажды спросила: «Как поговорить с мамой? Я ее так боюсь». Когда ты знаешь, остается последний шаг. Но как его сделать, ты не знаешь. Это большая боль. Я сама к этому шла четыре года.

Было время, когда я не думала об этом: была куча других задач, проблем, я «жила жизнь». Но периодически волнами накатывало. Перед 29-м днем рождения я почувствовала острую необходимость поговорить с папой: поняла, что, если не сделаю этого — умру.

Дарья Емельянова. Фото: из семейного архива

В тот момент я случайно (хотя я верю, что все случайности вовсе не случайны) познакомилась с одной девушкой, Ольгой. Я подписалась на нее в Instagram. Оказалось, она тоже узнала, что удочеренная, ищет родную мать. Я увидела у нее пост: «Если у вас такая же ситуация — пишите». Я написала, Оля прислала номер телефона и мы созвонились. Этот разговор стал толчком, «волшебным пенделем», который дал мне сил для разговора с папой.

Позвонила папе и сказала, что все давно знаю, мне тяжело, мне нужна правда. По телефону он не стал ничего мне рассказывать, сказал: «Приедешь, поговорим». Приехала в наш городок через какое-то время, когда смогла. Мы долго сидели и смотрели телевизор. Молча. В конце концов я сказала: «Папа, мы можем с тобой до утра так сидеть, но я приехала по делу».

Разговор был неинформативный совсем: папа очень сдержанный человек, весь в себе.

— Ну да, мы тебя взяли.

— А почему меня оставили?

— А почему они всех оставляют?

Ноль информации, в общем. Но важность разговора заключалась вот в чем: когда я услышала правду из папиных уст, ко мне пришло окончательное осознание.

Я, если честно, обалдела. Все-таки я до последнего надеялась, что он скажет: «Это все выдумки. Маленький город, сплетничают все». Потом, анализируя, я поняла, что, узнав правду, не могу жить как раньше. Это выход из зоны комфорта. Это новый уровень: нужно что-то делать, напрячь себя, решать новую задачу, которую не хотелось решать. Но сидеть сложа руки уже было нельзя после этого: Оля интересовалась, как и что. Я не могла ей сказать: «Ничего, сижу сложа руки».

Оля проконсультировала меня по поводу следующих шагов: как писать заявления, куда посылать, чтобы мне прислали повторное свидетельство об удочерении. Просила папу, он писал заявления. В свидетельстве было указано мое настоящее имя и мой настоящий день рождения. Когда я это увидела, была в шоке, конечно. Оказывается, меня назвали Верой. И родилась я 14 августа.

Предпринимаю шаги, чтобы найти биологических родителей, хочу хотя бы посмотреть, на кого я похожа. Это может показаться мелочью для кого-то, но для меня это невиданная роскошь: увидеть родственников по крови.

С папой у нас все нормально. Мне кажется, он боится, что я, не дай бог, его забуду. Но я не собираюсь делать этого. У меня нет претензий ни к кому: ни к людям, которые меня растили, ни к людям, которые меня оставили в роддоме.

«А чего ж раньше не сказали?»

Знание о том, что ты усыновлен, что твои родители — не твои родители, на самом деле рвет крышу. Но я еще могу себя сдержать. У меня есть потрясающая соратница в лице Оли: не устану про нее говорить. Мы с ней на одной волне, у обеих есть силы на это, энергия. Идем дальше, поддерживая друг друга.

Я написала свою историю в социальных сетях, и мне стали писать люди, которые не знают, как им жить с такой же информацией о себе. Многим не хватает просто доброго слова поддержки. Им нужно, чтобы кто-то сказал им: они не какие-то неправильные существа. У многих такие мысли. У меня самой такие мысли были.

Мне всегда казалось, что моя жизнь внутри семьи — какая-то не моя, чужая, что я не понимаю родителей. Устройство нашей семьи вызывало протест. Взрослые меня все время спрашивали: «Чего тебе не хватает-то?» Родителям было непросто со мной. Было чувство, что из одной среды меня взяли и поместили в другую. Потом поняла, что всякое же может быть. Одно дело — взять чужого ребенка, а ты попробуй полюби его. Сердцу же не прикажешь. Материнский инстинкт по отношению к нему может включиться, а может — и нет. Только сейчас понимаю, отчего во многих ситуациях я видела даже ненависть к себе, природы которой не понимала. Никогда не было ощущения, что родители — моя стена, люди, которые простят все.

Когда узнала правду, все разложилось по полкам. И одна только мысль: «А чего же раньше не сказали? Ведь все так просто». Но что-то мешало. Привычка молчать, не выносить сор из избы, не жаловаться. Важно говорить об этом, нужно, необходимо.

Часто мне пишут приемные мамы: вот мы усыновили ребенка, как вы думаете, когда и как рассказать ему? Я честно отвечаю, что не гуру. Сама понятия не имею, когда рассказывать. Но могу предположить, что подскажет любящее сердце. Любящее сердце — залог успеха в любой ситуации. Можно рассказать прямо сейчас: «Знаешь, ты у нас долгожданный, волшебный ребенок. Мы тебя ждали-ждали, и ты пришел из животика одной женщины. И пришел к нам. Представляешь, как необычно? Если захочешь узнать побольше, все тебе расскажем. А пока просто знай».

Я открыта для общения по теме усыновления. Назло всем табу буду продолжать об этом говорить. Для меня самой это терапия. Когда я увидела отклик, то поняла, насколько это важно. Если кому-то сложно, нужно с кем-то поговорить по этой теме, напишите мне. Хочу продолжать цепочку добра. Продолжать что-то хорошее.

Елена Мачинская, приемная мама, психолог фонда «Измени одну жизнь»:

Есть люди, которые, пройдя через тяжелые испытания в жизни, ломаются, озлобляются или стараются забыть, отречься от своего трудного опыта.

И лишь самые сильные находят возможность жить дальше, они помогают выбрать верную дорогу тем, кто находится только в начале пути. Не зря Фридрих Ницше сказал про таких людей: «Быть великим — значит давать направление».

Мне часто приходится говорить с замещающими семьями про тайну усыновления. Очень часто родители просто не знают, когда стоит сказать ребенку о том, что он приемный, поэтому они стараются годами оттягивать этот разговор. Пока однажды не понимают, что пауза затянулась, ребенок уже слишком взрослый, чтобы вот так вывалить на него информацию.

Требования, предъявляемые к опекунам (попечителям)

Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только:

совершеннолетие лица (достигшие 18-летнего возраста);

дееспособные лица (отсутствие вступивших в силу решений суда о признании гражданина недееспособным в порядке, установленном статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации или об ограничении дееспособности гражданина в порядке, установленном статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Не могут быть назначены опекунами (попечителями):

лица, лишенные (ограниченные) родительских прав (наличие в отношении кандидата вступившего в законную силу решения суда о лишении (ограничении) его родительских прав (независимо от времени его вынесения);

лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией,

лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей);

бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине;

лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

лица, не прошедшие подготовки приемных родителей (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящих в браке;

лиц, страдающие заболеваниями, при наличии которых лицо не может принять ребенка под опеку, попечительство, взять его в приемную или патронатную семью (медицинское освидетельствование лиц, желающих взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи). Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 117:

1. Туберкулез органов дыхания у лиц, относящихся к I и II группам диспансерного наблюдения.

2. Инфекционные заболевания до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией.

3. Злокачественные новообразования любой локализации III и IV стадий, а также злокачественные новообразования любой локализации I и II стадий до проведения радикального лечения.

4. Психические расстройства и расстройства поведения до прекращения диспансерного наблюдения.

5. Наркомания, токсикомания, алкоголизм.

6. Заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I группы.

При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются:

нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя) (если поведение лица, желающего стать опекуном (попечителем) ребенка нельзя назвать нравственным, то роль воспитателя подопечного ему доверить нельзя);

способность опекуна (попечителя) к выполнению своих обязанностей (под способностью к выполнению обязанностей опекуна (попечителя) следует понимать не педагогическую грамотность как таковую, а умение влиять положительным образом на развитие личности ребенка);

отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя) (непременным условием успешного семейного воспитания служат добрые, доверительные, свободные от вражды и неприязни отношения воспитателя и воспитанника, а также всей семьи, в которой проживает ребенок);

желание самого ребенка (в соответствии со статьей 57 Семейного кодекса Российской Федерации мнение ребенка, достигшего возраста десяти лет, по любому касающегося его вопросу должно быть обязательно учтено, в том числе оно должно быть учтено и органом опеки и попечительства).

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *