См. раздел СВЯТЫЕ И СВЯТОСТЬ

Канониза́ция (греч. «узаконивать», «брать за правило») – признание Церковью какого-либо своего члена святым с соответствующим его почитанием. Из сказанного не следует, что только те, кто канонизирован, стяжали святость, т.к. существует большое количество святых, почивших в безвестности.
В широком смысле канонизацию можно понимать как прославление свидетельства реальности Боговоплощения и обожения человека.

Канонизация – это закрепление актом высшей церковной власти реального опыта молитвенной связи между членами Церкви (и не только ныне живущими) и подвижником благочестия, – опыта услышанных молитв, конкретной помощи и духовной связи, которую сотни, а иной раз сотни тысяч людей ощущают между собой и угодником Божиим. Когда для Церкви эта связь становится несомненной, тогда и происходит канонизация новоявленного святого – подлинного раба Божия и нашего помощника, о чем многие уже знают по собственной жизни.

В Православной Церкви причисление к лику святых отмечается торжественной службой в честь новопрославленного святого. Процедура канонизации была разработана и строго регламентирована относительно недавно.

В I–IV вв. почитание святых определялось общиной и узаконивалось епископом. Позднее почитание святых и общецерковное распространение такого почитания определялось внесением имени усопшего члена общины в список мучеников (мартиролог). Когда почитание принимало повсеместный, т.е. общецерковный характер, оно подтверждалось главой Поместной Церкви.

В Русской Православной Церкви причисление к лику святых совершали на местах епархиальные архиереи. Первый пример соборного решения о канонизации – постановления церковных соборов 1547 и 1549 гг.

В наше время на местное почитание подвижника святым требуется разрешение патриарха, для общецерковного признания святого – решение Архиерейского собора.

Как причисляют к святым в православии и католицизме

Если святой канонизирован в одной из Поместных Православных Церквей, его имя сообщают главам всех остальных. В этих Церквях может быть принято решение о включении новопрославленного святого в церковный календарь. Так, в Русской Православной Церкви почитают святого Иоанна Русского Исповедника, преподобных Германа Аляскинского и Силуана Афонского, хотя Иоанна Русского и Силуана Афонского канонизировала Константинопольская Православная Церковь, а Германа Аляскинского прославила Американская Православная Церковь.

Православный христианин причисляется Церковью к лику святых после смерти. Наиболее распространены следующие условия канонизации: святость жизни, страдание за православную веру, дар творить чудеса при жизни и/или после смерти как свидетельство того, что через подвижника действует Божественная Благодать, точное соответствие веры подвижника православному вероучению, нетленность мощей. Народное почитание служит поводом для рассмотрения вопроса о канонизации церковными властями.

В настоящее время материалы для канонизации в Русской Православной Церкви собирает Синодальная комиссия по канонизации святых.

***

Преподобный Афанасий Паросскийв письме к своему ученику: «Ты написал мне, что недавно, в день памяти св. Иоанна Богослова, у тебя с друзьями возник разговор о новомучениках, и что некоторые из них, не только малознающие, но и ученые, утверждали, что святых мучеников нельзя почитать без разрешения Великой Церкви, а ты вроде бы и хотел возразить, но засмущался, боясь, как бы их слова не оказались справедливыми. Ты пишешь, что написал мне сие, дабы я посмеялся, но я не посмеялся над этим потому, что хотя и достойны смеха те, кто высказывают подобные суждения, сама тема – не смешная, но благопристойная и святая. Поэтому я больше огорчился; особенно же меня огорчило то, что образованные люди говорят как неученые и малограмотные. Где прочитали о сем эти «ученые», да и где это слыхано в Церкви Божией, чтобы святые мученики ожидали земного суждения об их мученичестве, чтобы этот земной суд свидетельствовал о тех, кто запечатлел свой конец исповеданием святой веры и кого подвигоположник Христос сразу и немедленно сподобил небесного венца?»

Что такое канонизация?

Канонизация (от греч. κανονιζω — регулировать, определять, узаконивать) — в ряде исторических церквей (православной и церковной): чин прославления подвижника в лике святых, процесс причисления кого-то к лику святых. Через причисление к лику святых церковь свидетельствует о близости этих людей к Богу и молится им, как своим покровителям.

В православии

В практике православных церквей органом, полномочным прославлять то либо другое лицо в лике святых, является обычно высший законодательный орган данной поместной Церкви, другими словами Поместный собор либо Синод.

Общие правила, которыми с самого начала управлялась Российская правоверная церковь при канонизации собственных святых, были последующие. Основным основанием, по которому начиналось дело опричислении того либо другого подвижника к лику святых, служил дар чудотворений, проявленный при жизни либо погибели, также (не всегда) — нетление телесных останков.

Сама канонизация имела три вида. Подвижники благочестия признавались святыми:

  • местными в узеньком смысле слова, в монастырях либо время от времени в приходских церквах, где находились их останки;
  • местными в широком смысле слова, т.е. чтимыми в целой епархии либо, по последней мере, в епархиальном городе;
  • общецерковными.
  • Право канонизации местночтимых святых принадлежало епархиальному епископу, со времени ведения чина митрополита (позднее — патриарха) всея Руси право признания общецерковными святыми — самим митрополитам либо патриархам, при участии собора российских иерархов. Местная епархиальная власть, получив сведения о чудесах при гробе почившего подвижника и о начавшемся молитвенном чествовании его местным либо пришлым популяцией и лично либо через доверенных удостоверившись в реальности чудес (а нередко — и в нетлении мощей), назначала праздничное богослужение в храме, в каком либо близ которого находились телесные останки почившего; потом устанавливалось ежегодное праздничное церковное празднование его памяти в день его кончины либо открытия мощей, составлялась особенная служба (большей частью — с каноном и акафистом) в честь святого, также его житие с изображением его чудес, удостоверенных формальным дознанием церковных властей. Вместе с этим износились из могилы его телесные останки и полагались в храме в особенном увенчанном гробе — рак , открытыми либо закрытыми, время от времени под спудом, т.е. под полом храма.

    С начала существования Российской церкви выделяют немного периодов в истории канонизации:

  • до 1547 г.;
  • соборы 1547 и 1549 гг.;
  • с 1549 г. до учреждения Синода;
  • от учреждения Синода до восстановление патриаршества;
  • современный период.
  • До 1547 г. было канонизировано в различное время всего 68 святых, из их поначалу только семь в качестве святых всей Российской церкви (св. Борис и Глеб, Феодосий Печерский, митроп. Петр и Алексий, Сергий Радонежский и Кирилл Белозерский). Пред самым собором 1547 г. было причислено к лику святых всей церкви еще 15 святых. Другие 46 святых до 1547 г.оставались местночтимыми. О первой российской канонизации (Бориса и Глеба) говорят еще Иаков-мних и Нестор. Княгиня Ольга, хотя мощи её из могилы перенесены в церковь ещё при Владимире святом, и сам Владимир, хотя оба назывались ещё в древности равноапостольными, были канонизированы позже: Ольга — в период еще домонгольский, Владимир — не ранее 1240 г., когда ему было воздано чествование в Новгороде.

    На столичных соборах 1547 и 1549 гг. по инициативе Иоанна IV и митрополита Макария было вместе с этим канонизовано 39 святых: из прежних местночтимых святых причислено к лику святых всей церкви — 23, местночтимыми признано 8, в первый раз признаны святыми всей церкви 7 и местночтимым — 1. Обоими соборами канонизация выполнялась «со всяким тщанием и испытанием о чудесах», совершённых канонизуемыми. С 1549 г. до учреждения Синода в таком же порядке было канонизировано 132 святых, скончавшихся, большей частью, за длительное время до канонизации — в XV, XIV, XIII и даже XII в.

    Не считая причисления к лику святых, местночтимых либо общецерковных, на Руси имело место молитвенное почитание усопших подвижников благочестия вне канонизации. Над могилами подобных чтимых народом подвижников воздвигались часовни, а в том случае они погребены были в самой церкви, то над местом погребения — особенный катафалк.

    Со времени учреждения Синода для общецерковного чествования были канонизированы святыми: Феодосий Тотемский; Димитрий, митрополит ростовский; Митрофан, епископ воронежский; Иннокентий, епископ Иркутский, и Тихон, епископ Воронежский. Любая из этих канонизаций совершена на основании исследования о чудесах этих святых, произведенного на месте не местным епископом, однако особенным комитетом из лиц, избранных св. Синодом.

    Современный период начался канонизацией 2-ух подвижников на Поместном соборе 1917-1918 годов: священномученика Иосифа Астраханского и святителя Софрония Иркутского. Тот же собор возобновил празднование дня Всех святых, в Земле Русской просиявших.

    Как стать святым?

    Уже во время заседаний собора Российская Правоверная Церковь вступила в новый период — десятый век собственного исторического бытия она ознаменовала подвигом страдальцев и исповедников, число которых затмило количеством 1-ые три века бытия Вселенской Церкви.

    Невзирая на томные условия жесткого контроля за всеми сторонами деятельности Церкви в эру гонения, она и в это время выполнила ряд канонизаций. По прошению Японской Православной миссии в 1970 г. был прославлен равноапостольный Николай, святитель Японский, а по прошению Американской Православной церкви в 1977 г. был прославлен равноапостольный Иннокентий, митрополит Столичный. Ряд российских святых был прославлен другими поместными церквами, и имена этих подвижников были внесены в Месяцеслов Российской Православной церкви: в 1962 г. — праведный Иоанн Российский, в 1970 г. — преподобный Герман Аляскинский.

    В мае 1981 г. начала деятельность Историко-каноническая группа в рамках Юбилейной Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси. Трудами этой группы была подготовлена канонизация 9 подвижников Российской Православной церкви, которые олицетворяют собой главные типы святости, имеющиеся в Православной церкви: благоверного величавого князя Димитрия Донского (1340-1389), преподобного Андрея Рублева (1360 — 1-ая пол. XV в.), преподобного Максима Грека (1470-1563), святителя Макария Столичного (1482-1563), преподобного Паисия Величковского (1722-1794), блаженной Ксюши Петербургской (XVIII — нач. XIX в.), святителя Игнатия Брянчанинова (1807-1867), святителя Феофана Затворника (1815-1894), преподобного Амвросия Оптинского (1812-1891). Праздничная канонизация этих подвижников благочестия, осуществлённая Поместным собором в июне 1988 года, начала новейшую страничку в истории канонизации святых Российской Православной церкви нового времени.

    На Поместном соборе 1988 г. было также определено: «Считать нужным в послесоборный период продолжить работу по исследованию последующих канонизаций для прославления других почитающихся в народе подвижников веры и благочестия, попечение о чем иметь Священному Синоду».

    Исполняя это определение, Священный Синод на заседании 11 апреля 1989 года образовал синодальную Комиссию по канонизации святых и отдал председателю Комиссии полномочие «привлекать к сотрудничеству в деле исследования вопросов канонизации Преосвященных архипастырей, богословов духовных школ, пастырей и мирян Российской Православной Церкви». Комиссия, сотрудничая с епископатом, клиром и мирянами, производит собственного рода координирующую роль в процессе исследования и подготовки прославления подвижников веры. Свои заключения Комиссия представляет или Патриарху Столичному, или Патриарху и Священному Синоду, Архиерейскому либо Поместному собору — Согласно Уставу Российской Православной церкви прославление подвижника к почитанию как местночтимого святого осуществляется с благословения Святейшего Патриарха, к почитанию как общецерковного святого — Архиерейского либо Поместного собора.

    Согласно Определению Священного Синода от 7 июля 1989 года: «… инициатива о возбуждении вопросов о канонизации должна исходить от Священного Синода либо от правящих Преосвященных архиереев». Миряне, почитающие подвижника благочестия, по всем вопросам его прославления обращаются к правящему преосвященному. Архиерей на месте собирает нужный исторический материал и свидетельства о святости подвижника, проводит исследование вопроса и свои выводы, результаты работы представляет или Патриарху, или прямо в Комиссию. Сама синодальная Комиссия по канонизации святых с инициативой прославления того либо другого подвижника не выступает.

    Определением Архиерейского собора 1992 года предписывалось: «Образовать во всех епархиях Российской Православной Церкви комиссии однако канонизации святых для сбора и исследования материалов к канонизации подвижников веры и благочестия, отдельно страдальцев и исповедников XX столетия, в границах каждой епархии».

    Канонизация новомучеников и исповедников Русских XX века была осуществлена Архиерейским юбилейным собором в августе 2000 года. К лику общецерковных святых причислены страдальцы и духовники, чьи имена и подвиг тогда времени был исследован (таких оказалось 1097 человек). Процесс этот длится и до нынешнего дня.

    В католичестве

    По правилам церковной церкви процесс причисления к лику святых обычно начинается не ранее, чем через 5 лет после погибели человека.

    Вместе с канонизацией различают также беатификацию — причисление к лику блаженных. Со времени папы Александра III (1181 г.) канонизация всех святых в церковной церкви стала исключительной прерогативой папской власти. Папа Иннокентий III в 1215 г. узаконил, как нужное условие канонизации, удостоверение через назначенных отцом лиц в нетлении тела предназначенного к канонизации лица. Разграничение меж беатификацией и канонизацией было введено в 1642 году отцом римским Урбаном VIII.

    В Армянской церкви

    В Армянской апостольской церкви святые признавались святыми по факту и исторической памяти о их духовном подвиге. Особый чин канонизации отсутствовал. В том случае в церкви по отношению к некоему человеку было устойчивое мировоззрение, что он святой, он почитался как святой. К числу общих с другими историческими церквами святых в Армянской церкви относится весь сонм угодников Божиих, прославленных до Халкидонского собора 451 г. Одним из святых, более почитаемых в Армении и включенных в святцы Российской православной церкви, является Григорий Просветитель. Список официально признаных святых Армянской церкви, чьи имена перечислены в календаре и поминаются на богослужениях, закрыт еще в XIV веке. Последним был прославлен Григор Татеваци.

    В протестантизмеотсутствует чин канонизации. В литургических церквах (англиканстве и лютеранстве) остались следы культа святых: так, в англиканском церковном календаре отмечается память неких общехристианских подвижников, почитаемых святыми в православии и католицизме, и отдельных деятелей периода Реформации и следующего времени — Мартина Лютера, Карла I Стюарта и др. Церкви именуются (посвящаются) именами святых, однако призывание их в молитвах отвергается как «римское учение». Существует лютеранский перечень святых — список христианских богословов, которые жили до Реформации, но являлись авторитетами для составителей догматической Книжки Согласия. Им не поклоняются, но на их труды ссылаются для толкования спорных и черных мест христианского учения. В церквах-наследницах конструктивной Реформации святыми числятся все члены поместных общин, «омытых кровью Христа и освященных в Нём», а память об апостолах, просветителях, наставниках и страдальцах за веру сохраняют в церковном учении и литературе. Как говорят российские баптисты, «мы … с почтением относимся ко всем христианам, явившим в собственной жизни пример служения Христу, в какое бы время они ни жили и к какой бы церкви ни принадлежали. Это относится и к тем благочестивым христианам, которые причислены православной церковью к "лику святых"» .

    Источники и Полезные ссылки:

  • diclib.com — материал из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона;
  • mospat.ru — канонизация святых в Российской православной церкви (на веб-сайте Столичной Патриархии);
  • portal-slovo.ru — богословский диалог меж Православной Церковью и англиканским исповеданием и его трудности;
  • zavet.ru — интервью Патриарха Столичного и всея Руси Алексия II газете «Коммерсантъ»;
  • agapedialog.com — христианское наследство Кавказской Алвании;
  • ru.wikipedia.org — святые Армянской апостольской церкви;
  • ru.wikipedia.org — англиканские святые в Википедии;
  • ru.wikipedia.org — перечень лютеранских святых.
  • Дополнительно на New-Best.com о Библии и христианстве:

  • Кто таковой Адам?
  • Кто такая Ева?
  • Кто таковой Моисей?
  • Что такое христианство?
  • Что такое православие?
  • Что такое исихазм?
  • Что такое старчество (в православии)?
  • Что такое авраамитические религии?
  • Какие есть сборники христианских ресурсов в Интернете?
  • Какой официальный веб-сайт Российской Православной церкви (РПЦ)?
  • Какова биография Патриарха Столичного Алексия II (Ридигера)?
  • Какова биография Патриарха Столичного Кирилла (Гундяева)?
  • Случаен ли порядок имен: Вера, Надежда, Любовь?
  • Что такое София в философии и религии?
  • Как вычислить сроки Пасхи?
  • Значение и происхождение слова «Аминь».
  • Источник материала Интернет-сайт www.genon.ru

    Местночтимые святые

    местночтимые святые отцы, местночтимые святые из
    Местночти́мые святы́е — в исторических церквях святые, канонизированные в рамках отдельной епархии, но не имеющие общецерковного почитания.

    • 1 Понятие
    • 2 История
    • 3 Процедура канонизации
    • 4 Наиболее известные местночтимые святые
    • 5 См. также
    • 6 Примечания

    Понятие

    В Христианской Церкви исторически различались святые не только по ликам церковного служения (мученики, святители и т. д.), но и по распространённости их почитания — «местноепархиальные» и «общецерковные». По мнению академика Е. Е. Голубинского, местночтимые святые разделяются на чтимых в пределах целой епархии, и на почитаемых только в одном монастыре или приходе.

    Характер почитания местночтимых и общецерковных святых одинаков. Помощи святых просят в общественных церковных и частных молитвах, в их честь составляют молебны, во имя их освящают престолы и храмы, устраивают ежегодные празднества (память), почитаются их мощи и иконы.

    Возникновение категории местночтимых святых исследователи связывают со следующим:

    В области культа святых можно различить два фактора, находящихся в постоянном взаимодействии: с одной стороны — народ с неудержимым стремлением воздавать религиозное почитание лицам, отличавшимся по его, народному убеждению, святой жизнью, с другой — церковную власть, ставившую границы этому народному стремлению по тем или иным соображениям. …чаще бывало, что превозмогала церковная власть и ей удавалось устранить уже начавшийся культ умершего, которого народ почитал за святого; наконец, в иных случаях устанавливались, так сказать, компромиссы между двумя сторонами, результат таких ком­промиссов можно видеть в культе почитаемых усопших, а отчасти и в канонизациях к местному празднованию.

    История

    В Синодальный период с 1721 до 1894 года канонизации местночтимых святых совсем прекратились.

    РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

    Для наиболее почитаемых из них установилось общецерковное почитание (киево-печерские святые и ряд других местночтимых святых).

    Массовое закрытие малых монастырей и пустыней постепенно приводило к забвению местных празднований их основателей. В указанный период были установлены празднования трёх местных «Соборов» (Собор Волынских святых, Собор Новгородских святых, Собор Вологодских святых), которые также были призваны возродить местные почитания святых.

    В XVIII веке произошла «деканонизация» ряда местночтимых святых, однако в XIX веке почитание многих местночтимых святых было восстановлено.

    По распоряжению Синода и епархиальных архиереев прекращено празднование некоторым местночтимым святым:

    • ок. 1721-1723 года — преподобный Корнилий Переяславский;
    • 1722 год — блаженный Симон Юрьевецкий, чудотворец, Христа ради юродивый;
    • 1745 год— благоверные князь Владимир и княгиня Агриппина Ржевские;
    • 20 ноября 1746 года — благоверный князь мученик Феодор Стародубский, чудотворец;
    • 1746 год — мученик Василий Мангазейский, сибирский первомученик;
    • 1778 и 1849 годах — преподобный Савватий Тверской;
    • 1801 год — праведный Прокопий Устьянский, чудотворец.

    В ряде случаев (Владимир и Агриппина Ржевские, Феодор Стародубский) гробницы святых были разрушены после деканонизации.

    Почитание деканонизированных синодальной Церковью святых сохранялось в полной мере у старообрядцев.

    Процедура канонизации

    Александр Шморель, немецкий герой Сопротивления. Прославлен РПЦЗ как месточтимый святой в 2007 году.

    Для причисления к лику местночтимых святых в Русской Православной Церкви необходимо:

    • соборное решения правящего архиерея, клира и мирян епархии;
    • положительное решение материалов, представленных епархией комиссией Священного Синода по канонизации святых;
    • при положительном решении комиссии — утверждение Патриархом.

    При этом критерии канонизации (безукоризненная вера, христианские добродетели, явленные Богом через человека чудеса) для местночтимых святых аналогичны общецерковным святым.

    Почитание мощей, составление молитв, написание икон местночтимых святых возможно только после их канонизации (это правило относится и к общецерковным святым). В отношении литургического аспекта почитания в 1993 году Священный Синод РПЦ вынес следующее определение:

    В том случае, если имеются тропарь и кондак местночтимому святому, а службы не имеется, то совершать службы этому святому можно по Общей Минее. В том случае, если нет местночтимому святому тропаря и кондака, то общими тропарями, кондаками и службами пользоваться можно по роду его подвижничества. Что же касается составления новых тропарей, кондаков и служб данному подвижнику, то эта инициатива может исходить от правящего архиерея, который должен обратиться к Святейшему Патриарху с проектом соответствующих служб или с просьбой о составлении таковых в Богослужебную Комиссию.

    В ряде случаев после местного прославления святых канонизируют и для общецерковного почитания и направляют имена новопрославленных святых предстоятелям других поместных Православных церквей для включения их в святцы.

    Наиболее известные местночтимые святые

    • Король Англии Эдуард Исповедник (местночтимый святой Сурожской епархии)
    • Даниил Ачинский
    • Патриарх Никон

    Местночтимые святые, ставшие общецерковными

    • Лука (Войно-Ясенецкий)
    • Филарет (Амфитеатров)
    • Мария Дивеевская
    • София Суздальская (вел. кн. Соломония Сабурова)
    • Трифон Вятский
    • Дмитрий Донской
    • Петр Могила
    • Далмат Исетский

    См. также

    Примечания

    1. 12 Архим. Георгий (Тертышников). Критерии канонизации местночтимых святых в Русской Православной церкви
    2. Голубинский Ε. Ε, История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2-е. М., 1903. С. 13.
    3. Цыпин В. (протоиерей). Церковное право
    4. Темниковский Е. К вопросу о канонизации святых. Ярославль, 1903. С. 68.
    5. игумен Андроник Трубачев 4. Канонизация святых в 1721—1894 гг.
    6. «Запрещенные святые»
    7. «Святые земли Ковровской»
    8. Шморель Александр (рус.). РЕЛИГИОЗНЫЕ ДЕЯТЕЛИ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ. zarubezhje.narod.ru. Проверено 8 июля 2009.Архивировано из первоисточника 19 марта 2012.
    9. Осипов А. И. О канонизации последнего русского царя
    10. Темниковский Е. К вопросу о канонизации святых. Ярославль, 1903. С. 28-29
    11. См. например «Деяние о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века»
    12. 8 сентября — память блаженной Марии Дивеевской, Нижегородская епархия, 8 сентября 2009 года

    местночтимые святые из, местночтимые святые отцы, местночтимые святые петр, местночтимые святые старцы

    Местночтимые святые Информацию О


    Местночтимые святые
    Местночтимые святые
    Местночтимые святые Вы просматриваете субъект
    Местночтимые святые что, Местночтимые святые кто, Местночтимые святые описание

    There are excerpts from wikipedia on this article and video

    КРИТЕРИИ СВЯТОСТИ В ХРИСТИАНСТВЕ

    Слово «святой» употребляется как в Ветхом, так и в Новом Завете, но в разных контекстах и в разных значениях. В Ветхом Завете оно используется скорее в виде исключения — для обозначения неких беспорочных избран­ников, а в Новом Завете оно обозначает всех христиан. Церковь есть обще­ство святых, но никто из верующих автоматически не становится святым по факту своей принадлежности к Церкви. Для этого надо пройти два важных этапа: 1) креститься, т.е. принять таинство Крещения, получить право от­правлять общее богослужение, участвовать в церковной жизни; 2) вести праведную жизнь, бороться со своими пороками и грехами, неустанно тру­диться на духовном поприще, т.е. стать способным к принятию особого ос­вящения Духом Святым. Первая ступень — начало пути, многие на ней ос­танавливаются, вторая — завершающая часть длинного пути (стяжание Духа Святого), в конце которого христианин только и может считаться святым. Многие не выдерживают пройти путь до самого конца, сворачивают с него, либо бесконечно блуждают.

    Таким образом, в трактовке святости между религией Ветхого и Нового Завета существует принципиальная разница. Религия Ветхого Завета гово­рила о том, что свят только Бог; библейские святые — особенно пророки — были его провозвестниками, но они не обладали собственной святостью (святость не была их личным достижением). Христианство, т.е. религия Нового Завета, утверждает, что Господь воспринял человеческую природу — не абстрактную небесную, сверхъестественную, адоступную людям. Богстал человеком для того, чтобы человек мог стать богом. Христианская свя­тость — т.е. «жизнь во Христе» и участие в его божественности — обуслов­ливалась личными достижениями.

    Слово «святой» часто употребляется в Новом Завете. Например, в своем втором послании апостол Петр так говорит о христианах: «вы — род избран­ный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Пет. 2:9). Уже здесь проясняются основные критерии: а) святые — это не большин­ство, а меньшинство народа; б) они являются избранными, но не светски­ми властями, а Богом; в) относятся к особой категории избранников — цар­ственному священству; г) они взяты в «удел». Это слово можно трактовать по-разному, в том числе как находиться при особом деле, выполнять осо­бое задание, быть перенесенным в особое место. Все трактовки годятся для понимания участи святых — ратников Божьего дела. Однако дела эти — особого рода. Они связаны с подвигами, совершением чудес и мученической смертью во имя Божье. Мученическая смерть за преданность христианским идеалам и ценностям рассматривается как истинное выражение христиан­ской святости. Мученики почитаются в Церкви по самому факту перенесе­ния ими различныхлишений, страданий, мук и пролития ими крови за Хри­ста. «Никто излюдей не возлюбил Бога так, как мученики, — свидетельству-

    ет святитель Иоанн Златоуст, и в другом месте он же говорит, — нет ничего светлее души, которая удостоилась потерпеть за Христа что-либо кажущее­ся для нас страшным и невыносимым».

    Для христианства святость — это прежде всего связь с божественным, запредельным, высшим миром, для социолога — особая модель поведения, которая может быть признана эталонной, героической, мученической. По определению А.И. Осипова, «канонизация есть ни что иное, как свидетель­ство Церкви, что человек-христианин на том земном поприще, на которое он был поставлен Богом, показал ту норму христианской жизни, которая

    может быть названа Церковью в каче­стве примера для всех других. Напри­мер…

    Стать святым: как сегодня канонизируют праведников, кто принимает решение

    царь, который действительно показал, как он душу свою полагает за народ свой в управлении государством, какие христианские принципы руко­водили им в проведении государствен­ной политики»10.

    Золото, очищенное в печи, — так называли праведников. Праведник — «земной ангел и небесный человек», разделяющий с людьми все тяготы земного, бренного существования, — становился реальным, телесным носителем качеств, присущих иному миру. Момент смерти праведника неизбежно воспринимался как час горького расставания, когда мир взывал к нему не уходить до конца, оставить некие памятные знаки своего пребывания на земле, которые продолжали бы сви­детельствовать о вечном и незримом. Такой «материей святости» станови­лись реликвии — прежде всего прославленные, чудотворящие останки по­движника, а кроме того — любая «материя», как бы впитавшая в себя каче­ство святости: моленый образ из кельи монаха, посох святителя, сорочка убитого на поле брани воина.

    В специальном докладе митрополита Крутицкого и Коломенского Юве-налия говорится, что «святыми Церковь называет тех людей, которые, очи­стившись от греха, стяжали Духа Святого, явили Его силу в нашем мире. В качестве святых почитаются те, чье угождение Богу было явлено Церкви как достоверный факт, спасение которых (т.е. вхождение в Царство Небес­ное) обнаружилось еще теперь, до Страшного Суда. К таким лицам перво­начально относились апостолы, об избрании которых для вечной жизни сказал Сам Христос (Ин. 17. 21—24). К ним причислялись также ветхозавет­ные пророки и патриархи. Таковыми были и мученики, подвиг которых открывал перед ними Царствие Небесное. Святые — это наглядное обнару­жение Промысла Божия о человеке. Разнообразие же подвигов, приводящих к святости, свидетельствует о многообразии Промысла, которым управля­ются люди к жизни вечной и спасению. По учению Церкви, угодники Бо­жий, составляя лик святых, молятся перед Богом о живых собратьях по вере, которым последние воздают молитвенное чествование»".

    Святые — 1) особенно чтимые церковью лица за их праведную жизнь, благочестие, стойкое исповедание веры и обладающие даром чудотворства;

    Осипов А.И. Он так и не защитил своего народа… // Встреча. 1997. № 1(4). С. 6. Канонизация святых в Русской Православной Церкви (www.mospat.ru).

    посредники между Богом и людьми; благочестивые христиане, угодившие Богу своей земной жизнью и причисленные Церковью к лику святых; 2) пер­сонажи христианской литературы и культа, усвоенные устной народной традицией.

    Таким образом, подавляющая часть христиан остаются формально свя­тыми (по принадлежности к святой Церкви), но лишь немногие становятся святыми по содержанию (выполнив все указания и заветы святой Церкви). Именно эта часть христиан канонизируется и получает официальный ста­тус святого. Святой, праведник — это земной ангел и небесный человек. Он соединяет церковь земную и Церковь Небесную. Вступая после смерти в Небесную Церковь, он становится молитвенником и покровителем хрис­тиан, прибегающих к его помощи. У многих слово «святой» ассоциирует­ся только с человеком, который достиг какой-то особой степени святости, т.е. с наиболее преданным последователем Христа. Но Библия утверждает, что все истинные христиане являются святыми, даже те, которым не доста­ет духовной зрелости или знаний.

    Несмотря на такую расширительную трактовку понятия святых, канони­ческими святыми, т.е. прошедшими специальную процедуру подтверждения своей святости, канонизацию, считаются в христианстве лишь небольшая часть верующих, имеющих особые заслуги перед Церковью. Григорий Нис­ский именовал святых гражданами небесными, которые служат Богу среди земнородных. В неутомимой борьбе они преодолевают плотские похоти, и свое тело, по воле Господа, делают сосудом святыни. У святых не только слова, но даже лица исполнены духовной благодати. Если они сделают что-нибудь плохое, то торжественно это показывают, каждый день стенают и делают открытым для всех свой проступок. Святые свободны от тщеславия. Души святых исполнены кротости и человеколюбия ко всем людям.

    Верх святости и совершенство состоят не в совершении чудес, но в чис­тоте любви. Два непременных атрибута святых — это их небесное заступни­чество за нас и наше земное поклонение им. Согласно формулировке Трент-ского Собора: «Святые, которые царствуют вместе со Христом, молятся Богу за людей. Очень хорошо и полезно молебно призывать их и искать в их мо­литвах прибежища, помощи и поддержки для обретения благ от Бога».

    В раннем христианстве основной список почитаемых святых состоял из имен апостолов и мучеников. Первое упоминание о почитании святого, как о деле принятом, относится уже к первой четверти II в. Существует мнение, что почитание мучеников началось в середине I в.12 В церковных источни­ках второго века уже встречаются свидетельства о празднованиях наряду с днями воспоминаний евангельских событий и дней памяти мучеников.

    Описывая первые века христианства, приходится говорить больше о не­кой социальной практике почитания святых, нежели об институте, так как в это время чествование святых только начинается и вводится в Церкви как благочестивый обычай. В каждой общине-церкви (она могла насчитывать всего несколько человек; например, в Антиохии в III в. существовала един­ственная христианская община числом в 17 человек13) почитались свои «мест­ные» святые, чаще всего мученики, не было никаких общих для всех церк-

    12Голубинский Е. Е. История канонизации святых Русской церкви, М., 1998 (репринт 1903). С. 13-14.

    13 Basile de Cesaree. Traite du Saint-Esprit. 29/ Ed. B. Pruche (SC, 17). Paris, 1947. P. 251.

    вей святых, отсутствовали письменные источники (жития святых), почита­ние основывалось исключительно на основе устных рассказов. Кроме того, не существовало канонического обоснования почитания святых (иными сло­вами, не было никаких обязательных для всех общин инструкций, которые бы регламентировали почитание святых).

    К V в. практика почитания святых разворачивается, превращаясь в част­ный социальный институт. Уже вполне сформировываются его структурные элементы (табл. 12)14:

    Таблица 12 Структурные элементы института чествования святых

    Структурные элементы Институт чествования святых
    Провозглашаемые цели и задачи Увековечивание памяти подвижников, своей жизнью угодивших Богу. Создание группы людей, которые могли бы служить образцом поведе­ния для христиан. Нравственное воспитание верующих
    Образцы поведения Утверждение почитания святых (канонизация), почитание их останков (мощей)
    Символические черты Иконы, фрески и статуи святых, мощи (или частицы мощей)
    Утилитарные черты Храмы и часовни в честь святых, гробницы
    Устная и письменная традиция Жития святых, сказания о чудесах, службы святым, молебны, тропари, кондаки и величания святым (особые песнопения, посвященные святым и их подвигам)

    Отдельными практиками становятся: канонизация, различные формы почитания, составление житий, тропарей, написание икон и т.д. В таком виде на Востоке институт чествования святых сохранился до наших дней (в Западной Церкви — Римской — со временем немного изменилась про­цедура канонизации).

    Если в раннем христианстве каждый христианин назывался святым, то уже к V в. начинает выделяться особая категория христиан, чья память чти­лась особым образом; с того времени святыми называют уже не всех хри­стиан, а лишь тех, кто своими подвигами и заслугами перед Церковью снискал всеобщее почитание. Если до IV в. христиане представляли собой более или менее однородную группу (в том смысле, что почти каждый из них был готов страдать за свою веру), то с прекращением гонений и пре­вращением христианства в официальную религию Рима, Церковь стала пополняться почти всеми подряд гражданами империи. Если до IV в. стать христианином — означало занять определенную позицию в обществе и быть готовым к преследованиям, то уже в V в. христианами становились все граждане просто по факту рождения в Римской империи. Церковь чув­ствовала эту перемену (неслучайно возникновение монашества — уход от мира — относится к IV в.), а потому и возник институт святых — как сво­еобразная реакция на социальные перемены в жизни Церкви. Иными сло­вами, то, что еще вчера было повседневностью, сегодня стало почти недо­сягаемым идеалом.

    I4 D

    и представленной таблице набор структурных элементов взят из: Chapin F.S. Contemporary American institutions. N.Y., 1935. P. 28.

    В современном русском языке святым называется человек, который при жизни проявил себя как подвижник благочестия, как молитвенник или как мученик за Христа и за веру, и который канонизирован Церковью, т.е. при­знан святым. Сам акт канонизации (причисление к лику святых) происхо­дит всегда после смерти человека. Основаниями для канонизации являют­ся: почитание святого в народе, особые заслуги перед Церковью и/или об­ществом, мученическая кончина за веру во Христа, чудеса, совершаемые при жизни святого и после его кончины (на могиле). Причиной канонизации могут служить богословские труды святого, оказавшие влияние на Церковь. Для того чтобы человек был канонизирован, собираются необходимые све­дения о его жизни. Все собранные материалы рассматриваются на архиерей­ском или поместном Соборе и выносится решение о канонизации.

    Рубрики: Разное

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *