«… в Москве началась великая стройка. Еще до приезда Софьи стали было русские мастера Кривцов и Мышкин строить каменный собор Успения, но не сумели, и здание рухнуло. Завалилось! Развалины собора быстро разбил машинами и убрал зодчий Родольфо дельи Альберти, родом из Болоньи, которого по настоянию Софьи вывез в Москву московский посол Семен Толбухин. <…>
Со своим сыном Андреем и учеником Пьетро двинулся туда шестидесятилетний Родольфо, и в бревенчатой палате он преклонил колено перед Софьей. Он был в черном узком платье, с золотой цепью на груди, в бархатном берете на седых длинных волосах. Родольфо показался Софье видением от ее молодости.
— Мессир Родольфо, — сказала Софья, — построй нам каменную церковь! Сделай так, чтобы Кремль был бы прекрасен, как Константинополь.
Сквозь слюдяное окно покоя великой княгини врывалось январское солнце, пятна лежали на красном ковре, застилавшем деревянный пол.

Успенский собор Московского Кремля

Итальянцы-мастера слушали и смотрели на великую княгиню почтительно, с оттенком сожаления: и как эта женщина добровольно поехала в страну, где такая грязь, снега, вьюги, черный Кремль! Ведь здесь положительно невозможно носить длинноносую бархатную обувь!
— Я зодчий, но я художник, василисса! — с поклоном отвечал седой Родольфо. — Позволь мне сперва посмотреть, какова эта страна, каковы здесь люди, как они сами строили здесь, о чем они мечтали, когда строили. И тогда я найду то, что им надо, и пленю их их же искусством. У них мы должны учиться, чтобы превзойти их же. И они помогут мне сделать, что надо.
По весне, когда пахли распускающиеся тополя и березки, по дорогам, где еще лежал, словно шкуры, синий сквозистый снег, мессир Родольфо съездил во Владимир, посмотрел там собор Успения, который заложил когда-то князь Андрей Боголюбский. Единым махом поднялось ввысь огромное белое строение, увенчанное пятью куполами, с широкими золочеными крестами. Сине-золотые, багряно-желтые стлались по стенам внутри его росписи, перламутрово-свежие, хотя уже около трех веков пронеслось в этих высоких сводах.
Огрузнув впечатлениями, Родольфо стал строить Успенский собор в Кремле. И как вдохновительна для его творчества оказалась эта бедная, свободная, открытая всему доброму, могучая земля! Легки были голубоватые дали, нежен зеленый пух лесов, серебром звенели жаворонки в синем небе, ничто не стесняло, не давило творчества художника… Рядом с художником не было другого, трудного человеческого дыхания, не с кем было состязаться, не с кем было спорить, и древние семена эллинской красоты взошли здесь невозбранно во всей их силе…

Архитектор сам показывал русским рабочим и мастерам, как месить глину, как ее обжигать, чтобы надежны, плотны и легки были кирпичи, выработал форму кирпича. Показывал, как надо растворять известь в твориле, чтобы кладка была так прочна, что сам кирпич скорей лопнет, не выдержав груза веков, но известковые швы останутся целы. И москвичи, с руками в мозолях от топоров, понимавшие тонко гармонию деревянных зданий, изумительно чувствовавшие, как сочетается стихия рубленого венца с вздымающимся над землей шатром, венчаемым резным князьком с конскими или медвежьими головами на воротах, с резными наличниками на окнах, с деревянными крыльцами, учились теперь искусству каменной архитектуры.
Окруженный толпой этих чутких дровяных зодчих, архитектор итальянец Родольфо выводил каменные своды, легкие и в то же время прочные, показывая им и совершенствуя их талантом то высокое искусство стройки, которое, зачавшись в солнечной Элладе, развилось в базиликах и храмах Италии и Рима.
От утра и до ночи бродил мессир Родольфо по лесам вокруг растущих стен Успенского собора, смотрел, как со всех сторон и за Москвой-рекой свободно синеют леса, расстилаются луга и поля, как всходят, клубятся и тают в светлом небе белые облака. Слушал бодрые крики, голоса работных людей, скрип воротов, поднимающих на стены кирпичи, известковый раствор. Рождалась новая, неведомая пока жизнь.
На стройку часто жаловал сам великий князь Иван Васильевич. Так за тысячу лет до этого царь Юстиниан посещал стройку великой Софии Константинопольской, как это описал подробно Павел Силенциарий. Иван Васильевич и Софья, как Юстиниан и Феодора, оба накидывали холщовые плащи, а Софья повязывала голову белым платком.
Стоя на лесах собора, наблюдая за спорой работой, Софья перебрасывалась с мужем лишь отрывистыми замечаниями. Она не говорила на людях, она внутренне ликовала. В далекой лесной земле понемногу, медленно, но прочно возрастало то, что она так любила.
Через четыре года работы Успенский собор стал наконец во всей своей красоте — прочно, опертый на четыре могучие колонны. Фрески застлали стены и колонны переливным ковром. Пятиярусный иконостас заблестел золотой резьбой. Окаменевшей своей музыкой Успенский собор запечатлел стройные души создавших его людей.
И москвичам по душе пришлось новое строительное искусство. Бородатые мужики, отдыхая на лесах, аж дивились огромности форм, которые сами же создавали, испытывали радостную гордость, понимая полет ввысь мощных столпов, сияние золотых куполов, сходящихся, истончающихся в крест, словно тающих в небе, в облаках, в звонах дорогих колоколов, прозревали свои новые возможности.
За собором Успенским встал Благовещенский, потом Архангельский… <…>
А при новых соборах стало невозможным убожество старых стен Кремля, покосившихся в своих пряслах, подпертых инде бревнами, прокопченных дымом печей и пожаров, да кое-где и просто готовых рухнуть: драгоценные камни требуют себе оправы, и соборы требовали красивых каменных стен.

Было уже кому строить их. Византийцы, итальянцы и немцы стаями, как птицы на весеннем перелете, летели в Москву, где их ждали широкие возможности в работе. Въехал на Москву престарелый Иоанн Палеолог Рало со всей семьей и его взрослые сыны с семьями же. Приехал константинопольский боярин Федор Ласкарис с сыном Димитрием. Приехал Петр Антоний, архитектор, с учеником Замантонием, приехал пушечный мастер Яков с женой, пушечник тоже Павел Дебосис, серебряник Христофор — грек — с двумя учениками, мастер Олберт из Любека, мастер Карл с учениками из Милана, мастер резных дел Райко — венецианец, грек Арганнагой, приехал каплан белых чернецов Августинского ордена Иван Спаситель, что потом сложил духовный сан и женился на москвичке, приехал стенных дел мастер грек Мануил Ангел. Да много еще приехало их — мастеров палатных, каменных, стенных дел…
Вставали по одной башни Кремля — не в один день Москва строилась!.. Встала башня Свибловская, с тайниками да с подземными ходами, что построил Антоний Фрязин; за этой — башня над Боровицкими воротами, потом башня над воротами Константино-Еленинская. Марко Итальянец построил башню Фроловскую. Встала башня Беклемышевская, потом башня над воротами над рекой Неглинной — Собакина. Башни стали соединяться стенами, а тогда увидели, что старые дворцы в Кремле рушили красоту общего вида.
Пошла затем и стройка каменных палат по образцу Константинополя и Рима. Выросла Грановитая палата, сводчатая, расписанная. И удивительным теперь стало казаться не то, что начинались стройки, а то, как быстро они заканчивались, и то, что дальше уже нельзя, невозможно было не строить.
Кремль на холме, на остроге между Москвой-рекой да Неглинной-рекой стал, как белокаменный, золотой да цветной остров среди моря деревянных изб Москвы, отделенный от них рекой Неглинной да канавой от Красной площади над Неглинной, над канавой стояли еще, стучали, шумели, работали день-деньской мельницы да торговали тысячи лавок и ларьков с разным товаром. И вышло от великого князя Ивана Васильевича Московского повеление:
— Снести напрочь вокруг Кремля все строения для того, чтобы не мешали бы они видеть его красоту, да еще, чтобы жестокие пожары московские не забрасывали туда своих головней и искр, убрать все лавки, дома, церкви, мельницы на 109 сажен вокруг новых стен Кремля».
// Иванов Вс.Н. Иван Третий: историческая повесть.

"Радонеж" № 19 2000 г.

"ГЛАВНЫЙ ХРАМ РОССИИ"…

Кто это, в золотом шлеме исполина, видный на всю Москву, отовсюду блистающий сияньем, за многие версты видный, со всех концов? Звон великого Храма чудный: много в нем серебра, и медь его по-особому певуча: глухая, мягкая, будто земля взывает. Из мягкого камня Храм, песчаный, светлый. Стены его — все наше: память о собиравшейся ратными силами России. Александр Невский, Дмитрий Донской, Владимир, Ольга. Какая даль! Высечено веками в камне" — так вспоминал И. С. Шмелев главный храм России в рассказе "Город-призрак". И заключил его пророчеством: "Нетленное взять нельзя. Держит Господь в Деснице времена и сроки, — и Ярое Око Его сожжет закрывшую Его тьму. Верю".

И вот Храм Христа Спасителя вновь встал над Москвой во всей красе. В первой декаде августа завершаются отделочные работы, а 13-го здесь откроется юбилейный Архиерейский собор Русской Православной Церкви.

Накануне этого знаменательного события наш корреспондент встретился с руководителем Координационной группы специалистов по художественной отделке комплекса Храма священником Леонидом Калининым и попросил его провести своеобразную заочную экскурсию по залу Соборов для читателей обозрения "Радонеж".

-В день Преображения Господня, — рассказал нам о. Леонид, — состоится Великое освящение Храма, и он вновь займет достойное место в ряду святынь русского Православия. Это событие поистине мирового значения, потому что великий праздник пришествия в мир Спасителя нигде не будет отмечаться столь торжественно, как у нас. Под стать торжеству и место. Как известно, новый Храм воссоздан с учетом развития новых технологий и материалов, а также в известной мере восстанавливает историческую справедливость. Так, прежний Храм стоял на земляном холме, на дубовых сваях. А до него на этом месте был Алексеевский монастырь, основанный святителем Алексием, митрополитом Московским в 1358 году. В 1839 году его разобрали и перенесли в Красное Село. Ходит легенда, будто игуменья монастыря сказала, что ничто не устоит на месте, где разбираются Божьи храмы. Ведь здесь были церкви Преображения Господня, Тихвинской иконы Божией Матери и Алексия человека Божия. Можно сказать, что на первом Храме это пророчество сбылось, век его оказался
недолгим — с 1839 г. он строился, в 1883 г. был освящен, а уже в 1927 г. начались работы по уничтожению. Советская власть не могла потерпеть в центре Москвы Храм — памятник патриотизму народа, утверждению мощи русской державы и Православия. По образному выражению И. Талькова, "золотые купола кому-то черный глаз слепили", это была всеобщая трагедия русского народа. Плиты с именами героев были положены в различных местах, вплоть до общественных туалетов, — вот кощунственное и дьявольское действо!

Храм оплакивали тысячи людей. 5 декабря 1931 года — черная дата нашей истории. Как известно, Лазарь Каганович, поворачивая ручку взрывателя, сказал: "Задерем подол матушке-России". Взрыв Храма был ее сознательным осквернением…

Эта предыстория утвердила в мысли, что от насыпного холма в его основании следует отказаться. Построили огромную "подставку" — стилобат площадью в 60 тысяч кв. м. В ней и разместился нижний храм с теми Престолами, которые некогда были в Алексеевском женском монастыре. Таким образом историческая справедливость была восстановлена.

Сегодня это самый большой храм нашей Церкви, наружная высота его 105 м, высота подкупольного пространства — 80 м, здесь поместилась бы колокольня Ивана Великого. Он вмещает до 15 тысяч человек. Всего здесь шесть престолов, в верхнем храме главный — в честь Рождества Христова, южный — Николая чудотворца и северный — святого благоверного князя Александра Невского. Храм воссоздан в точных размерах прототипа. Как вы знаете, лучшие художники России по конкурсу получили право его расписать, и результат можно увидеть: нигде в России нет такого красивого и грандиозного по размерам Храма. Воссозданы плиты с именами героев, имена их, положивших жизнь свою "за други своя" возвращены в память народа.

С воссозданием Храма Христа Спасителя и с его великим освящением начинается новая эпоха в жизни Русской Церкви.

А в стенах Зала Церковных Соборов будут приниматься важнейшие для Русской Православной Церкви решения, поэтому его художественному решению и убранству придавалось большое значение.

Иван III – архитектор русской державы

Зал находится справа от нижнего, Преображенского храма и вмещает около 1600 человек. Это уникальное архитектурное произведение создано по проекту архитекторов М. Посохина и Д. Солопова при постоянном участии Московской Патриархии и лично Его Святейшества. С первых дней стройка находится под особым патронажем мэра Москвы Ю. М. Лужкова.

Большую роль в становлении проекта Зала Соборов сыграл Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, первый Председатель Комиссии по художественному убранству Храма Христа Спасителя, которому пришлось решать самые трудные задачи формирования всего архитектурно-художественного решения комплекса Храма Христа Спасителя.

Уникальность Зала состоит в том, что, во-первых, такого специального зала для проведения соборов не имеет ни одна поместная Церковь. Последний Поместный собор РПЦ проходил в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры. Но Церковь наша по милости Божией и по молитвам всей нашей полноты возрастает, у нас уже около ста епархий. И, согласитесь, не к лицу нам арендовать для собора, к примеру, Кремлевский Дворец съездов, возведенный богоборческой властью на месте разрушенного храма Спаса на Бору — древнейшего каменного храма Москвы.

В Зале Соборов архитектурно нашла воплощение идея соборности нашей Церкви. Он уникален еще и тем, что его проект — новое слово в церковной архитектуре. Прежде всего это удивительные по красоте и оригинальности своды, выполненные как платы, как покровы. Это и световые зенитные окна, которые всегда освещают зал дневным светом.

В зале также расположены зимние сады, в которых произрастают живые растения из Святой Земли, с Афона и других святых мест, куда всегда стремится душа верующего. В оформлении зала применены и новые технологии, которых нет нигде в мире. Основную художественную идею зала можно сформулировать так: время меняется, формы тоже могут меняться, но все каноническое неизменно и незыблемо, как неизменно само Слово Божие и истина Православия.

Так, например, иконы в зале соборов, написанные в строгих традициях русских мастеров XVI века; четыре главных столпа, поддерживающих своды, украшены изображениями наших святителей, преподобных, праведников, великих государственных мужей — императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III. Здесь же изображения многих деятелей Церкви и Государства Российского, которые еще не прославлены в лике святых, но внесли весомый вклад в историю Отечества. В этом зале словно соединилась вся Россия, все эпохи. Еще одна выразительная деталь: на сводах зала, которые, как я говорил, словно Покров Божией Матери, простираются над входящими, находятся светильники, они мерцают в форме созвездий. Это карта звездного неба над Москвой в день Рождества Христова — престольного праздника храма. Это центральный плат. Справа — карта неба Украины, а слева — Белоруссии. Три единокровных, единоверных народа символически соединились и здесь. Надеюсь, и в жизни они соединятся. На колоннах — изображения Паисия Величковского, п
реподобных Оптинских старцев, преподобного Сергия игумена Радонежского, святителей Московских — словом, всех, кто внес вклад в созидание страны и Православной Церкви.

Зал соборов будет действовать постоянно. Помимо соборов и конференций здесь будут Рождественские елки, Пасхальные вечера, Церковные образовательные Чтения, а также концерты — духовной музыки и классической. Конечно, здесь никогда не будет совершаться того, что было бы оскорбительно для Церкви. Думаю, пребывание в таком зале приобщит к Церкви многих из тех, кто только ищет дорогу к Храму.

Ну а полностью убранство Зала Церковных Соборов будет завершено к Рождеству Христову. К нему мы устраним некоторые замечания, высказанные на заседании штаба строителей Ю. М. Лужковым — нашим главным строителем. К примеру, в композиции "Сошествие Святого Духа на апостолов" на стене за президиумом — лики апостолов выглядят слишком суровыми из-за неудачно подобранного камня. Над этим мы сейчас работаем. Нужно сказать, что трудятся все с полной отдачей сил, по 18 часов в сутки, понимая историческую важность предстоящего события — великого 2000-летнего Юбилея Христианства, во время празднования которого все главные мероприятия пройдут в нашем Зале.

Я верю в результат нашего труда: Зал будет самым красивейшим залом Москвы и России, торжественным Залом Соборов Русской Православной Церкви!

Московский Кремль является одной из самых узнаваемых достопримечательностей не только Москвы, а и всей России. Это древняя крепость в самом сердце Белокаменной, собственно говоря с которой и началась история важнейшего отечественного мегаполиса.

На протяжении всего своего существования Кремль играл немаловажную роль как в культурном, так и политическом аспектах. На данный момент это важнейший центр туризма, официальная резиденция российского Президента, исторический и культурный комплекс.

Как показывает официальная статистика, Кремль является самым посещаемым местом в России. Туристов особенно захватывает уникальная архитектура московской крепости. По сути, в состав комплекса входит немало построек и соборов. Вот на последних мы и с акцентируем свое внимание.

Успенский собор: самое старинное здание Москвы

В состав Московского Кремля входит немало построек, но наибольший интерес у туристов вызывает Успенский собор. Это частично действующий храм, в основном выполняющий роль музейного комплекса, в котором периодически проводят богослужения.

Собор был построен в 1475 году, и это делает его самой старинной постройкой в пределах столицы, которая сохранилась в первозданном виде.

Успенский собор (Москва)

Стоит отметить, что до 1917 года Успенский собор был ключевым кафедральным храмом Российской Православной Церкви.

Благовещенский собор: венец работы псковских мастеров

Данное религиозное сооружение за всю свою историю перенесло немало бед и потрясений. Несколько пожаров, разрушения в результате войн и набегов. Тем не менее, храм выстоял и продолжает радовать глаз москвичей и посетителей Белокаменной.

Благовещенский собор был построен в 1484 году псковскими архитекторами. Стоит отметить, что храм действует до сих, и в нем регулярно проводят богослужения. В непосредственной близости от него находятся ключевые достопримечательности Москвы, минигостиница, торговые объекты и памятки истории.

Архангельский Собор: один из красивейших храмов Москвы

Архангельский собор находится на Соборной площади и признается одним из наиболее интересных религиозных сооружений Москвы. Он был построен в 1505 году и практически сразу же стал центром православной веры древней России.

В настоящее время большую часть времени храм закрыт, или же представлен как музейная композиция. Тем не менее, в великие церковные праздники здесь проходят службы, посетить которые могут все желающие.

Колокольня Ивана Великого: кусочек итальянской культуры в сердце Москвы

Данное религиозное сооружения является одним из наиболее интересных в составе Московского Кремля. Дело в том, что при постройке колокольни в 1505 году за основу были приняты стиль и архитектура итальянских соборов.

Объект визуально состоит их двух ярусов. На нижнем расположена действующая церковь, в которой проводятся службы. А вот на верхнем уровне расположена колокольня, звон которой заставляет окружающих погрузится в атмосферу тишины и умиротворения.

Церковь Ризоположения: самый загадочный объект Кремля

Свое название данный объект получил от византийского праздника, когда туда привезли Ризу Богоматери. Построили храм в 1484 году, и с того момента церковь окружена массой слухов, легенд и домыслов.

За всю свою историю церковь не была разрушена, а проводимые здесь молитвенные обряды заставляли наступление на Москву остановится. По легенде, заслышав о богослужениях, которые тут проводятся, кочевники разворачивались и уходили.

Верхоспасский собор: домовая церковь русских царей

Верхоспасский собор по праву считается одним из ключевых объектов Кремля, который привлекает к себе внимание необычной планировкой и архитектурными ухищрениями. Собор имеет несколько небольших куполов, каждый из которых украшен позолоченными крестами.

На данный момент посетить данный объект может любой желающий, он открыт в качестве музейного комплекса. А вот богослужения тут не совершаются совсем. Собор по сути состоит из нескольких церквей, каждая из которых была построена представителями российской власти. Именно поэтому его и называют домовой церковью российской царской семьи.

Полу-люкс

Минимум — 2 часа
На час — 500 руб
Ночной тариф, с 21.00 по 9.00 — 2500 руб
На сутки — 3500 руб

Люкс

Минимум — 2 часа
На час — 750 руб
Ночной тариф, с 21.00 по 9.00- 3000 руб
На сутки — 4000 руб

Улучшенный люкс

Минимум — 3 часа
На час — 800 руб в час
Ночной тариф, с 21.00 по 9.00 — 2500 руб
На сутки — 4000 руб

Посмотреть все

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *