безмерное богатство силы и славы его, которое… его делами означилося, при нас есть. Какову он Россию своею сделал, такова и будет».

19. Прочтите отрывок из мемуаров императора и укажите название представителей общественного движения, о которых в нем говорится.

«Единообразие допросов особенного ничего не представляло: те же признания, те же обстоятельства, более или менее полные. Но было несколько, весьма замечательных, о которых упомяну. Каховский говорил смело, резко, положительно и совершенно откровенно. Причину заговора, относя к нестерпимым будто притеснениям и неправосудию, старался причиной им представлять покойного императора. Никита Муравьев был образец закоснелого злодея. Одаренный необыкновенным умом, получивший отличное образование, но на заграничный лад, он был во своих мыслях дерзок и самонадеян до сумасшествия, но вместе скрытен и необыкновенно тверд. Тяжело раненный в голову, когда был взят с оружием в руках, его привезли закованного».

20. Прочтите отрывок из материалов международной конференции и укажите ее название.

«Мы, президент Соединенных Штатов, премьер-министр Великобритании и премьер Советского Союза, встречались… в столице нашего союзника… и сформулировали и подтвердили нашу общую политику… Мы согласовали наши планы уничтожении германских вооруженных сил. Мы пришли к полному соглашению относительно масштаба и сроков операций, которые будут предприняты с востока, запада, юга».

21. Прочтите отрывок из речи Николая II и напишите название государственного органа, к представителям которого он обращался.

«Всевышним Промыслом врученное Мне попечение о благе Отечества побудило Меня призвать к содействию в законодательной работе выборных от народа. С пламенной верой в светлое будущее России, Я приветствую в лице вашем тех лучших людей, которых Я повелел возлюбленным моим подданным выбрать от себя. Трудные и сложные работы предстоят вам. Верю, что любовь к Родине, горячее желание послужить ей воодушевят и сплотят вас».

22. Прочтите отрывок из воспоминаний философа Н.А. Бердяева и напишите образное название периода развития русской культуры, о котором идёт речь.

«Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени. Многое из творческого подъёма того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии… религиозного беспокойства и искания… Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни. Александр Блок и Анна Ахматова, Николай Гумилёв и Константин Бальмонт принадлежат этому времени».

23. Прочтите отрывок из доклада министра Николаю II и укажите фамилию автора этого доклада.

«При нашей бедности капиталов внутри страны, при необходимости значительную часть народных сбережений расходовать на государственные потребности, особенно на усиление боевой готовности и на развитие железных дорог, необходимый рост нашей … промышленности может совершиться не иначе, как при непосредственном содействии иностранных капиталов».

24. Из письма государственного деятеля начала XX в.

«Представлялось избрать один из двух путей: назначить энергичного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу, затем была бы передышка, и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силой; но это бы стоило потоков крови и, в конце концов, привело бы к теперешнему положению, т. е. авторитет власти был бы показан, но результат оставался бы тот же самый и реформы вперед не могли осуществляться бы. Другой путь – предоставление гражданских прав населению – свободы слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенности личности; кроме того, обязательство проводить всякий законопроект через Государственную думу – это, в сущности, и есть конституция… Немного нас было, которые боролись против неё. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло, всякий день от нас отворачивалось все большее количество людей, и, в конце концов, случилось неизбежное. Тем не менее, по совести я предпочитаю давать всё сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем будущем уступать по мелочам и всё-таки прийти к тому же».

Назовите автора письма и год, в котором ему пришлось делать изложенный в письме выбор.

25. Прочтите отрывок из воспоминаний публициста Ю.Ф. Самарина и укажите имя императора, о начале царствования которого идет речь.

«Прошлое царствование началось с того, что в один морозный день, на Дворцовой площади, облетел лучший цвет целого поколения. В развитии нашей общественности последовал насильственный перерыв».

26. Прочтите отрывки из трудов историков и назовите правительницу, к которой относятся эти характеристики.

Н.М. Карамзин: «Европа с удивлением читает ее переписку с философами, и не им, а ей удивляется. Какое богатство мыслей и знаний, какое проницание, какая тонкость разума, чувства и выражений».

П.А. Вяземский: «Европейская пресса была ее смиренной и покорной служанкой. Все выдающиеся политические и литературные деятели ее эпохи были ей преданы. Вольтер, Д-Аламбер и многие другие писали как бы под ее диктовку и были глашатаями ее политических воззрений, ее побед и ее завоеваний».

27. Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и напишите имя императора, о смерти которого рассказывается.

«Воскресенье, 1 марта 1881 года мой отец поехал, по своему обыкновению, на парад в половине второго. Мы же, мальчики, решили отправиться… кататься на коньках.

Ровно в три часа раздался звук сильнейшего взрыва.

– Это бомба! – сказал мой брат Георгий.

В тот же момент еще более сильный взрыв потряс стекла окон в нашей комнате… Через минуту в комнату вбежал запыхавшийся лакей.

– Государь убит! – крикнул он.

28. Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите, о каком церковном деятеле идет речь.

«Сей святой старец… предсказал Дмитрию кровопролитие ужасное, но победу… окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Ослябю…».

29. Прочтите отрывок из дневниковых записей очевидца событий и напишите название войны, о которой идет речь в приведенном документе.

«Доверие ко всем начальствующим лицам сильно подорвано. Однако Скобелева все единогласно восхваляют… Несомненно, что атака Плевны была ведена замечательно неискусно… Скобелев со своим маленьким отрядом действовал… отдельно и самостоятельно. Резервов не было. Тридцать шесть эскадронов кавалерии в бездействии стояла на флангах вместо того, чтобы захватить пути сообщения Плевны с Видином и Софиею».

30. Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М. Карамзина и укажите князя, о котором идет речь в приведенном отрывке.

«…Ибо никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как он, за его великодушие, любовь ко славе отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов… Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и новые времена была славнее победы над Мамаем, где каждый россиянин сражался за отечество и ближних?».

31. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, к кому относится эта характеристика.

При доброте и мягкости характера это уважение к человеческому достоинству в подданном производило обаятельное действие на своих и чужих и заслужило ему прозвище «тишайшего царя». Иностранцы не могли надивиться тому, что этот царь при беспредельной власти своей над народом, привыкшим к полному рабству, не посягнул ни на чье имущество, ни чью жизнь, ни на чью честь».

32. Почтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, кому была открыта дорога к престолу после описываемого заговора.

«Однако главная причина падения Лжедмитрия I была другая. На собрании заговорщиков накануне восстания бояре откровенно заявили, что признали Лжедмитрия только для того, чтобы избавиться от Годунова. Большим боярам нужно было создать самозванца, чтобы низложить Годунова, а потом низложить и самозванца, чтобы открыть дорогу к престолу одному из своей среды. Они так и сделали».

33. Прочтите отрывок из дневника современника и назовите императора, о правлении которого идет речь.

Урок 9 (7 класс)

Тема: Морфемный и словообразовательный разбор (§ 5)

Урок № 2

Ход у рока

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания

(§ 5, Упр. 26, тетради собрать на проверку).

Синтаксический разбор предложений.

Вспомните правописание корней -гор—гар-.

Солнце г..рячо. Он всегда г..рячо спорил.

Разберите по составу слово горячо в обоих предложениях.

 Чем отличаются разборы?

(В первом случае горячо — краткое прилагательное, -о—окончание;

во втором предложении горячо — наречие, -о—суффикс.)

— В чём отличие морфемного разбора от словообразовательного?

4. Закрепление.

Задание l.

Ha доске записаны слова. Прочитайте, выделите суффиксы.

Бетонщик, строитель, писатель, пищеварение, железнодорожник, гимнастика, оперировать, механизация, кривизна, просматривать,

девчушка, искристый.

Задание 2.

Выполните морфемный разбор слов.

Урок 9

(7 класс)

Задание 3.

Вспомните порядок словообразовательного разбора.

Выполните словообразовательный разбор следующих слов.

Секретный —

Парашютистка —

Учительница —

Стройность —

молчаливость —

объединит —

Задание 4.

Вспомните способы словообразования.

Составьте словообразовательную цепочку со следующими словами.

Свет, забота, талант, сад, лес.

Задание 5.

 Чем отличаются сложные слова от сложносокращённых?

Расскажите о соединительных гласных.

Буквенный диктант. (Укажите соединительную гласную о или е)

Я зачитываю слова, ребята проставляют в тетрадях только буквы: е или о.

Нефт..воз, лед..кол, болеутоляющий, путешествие, огнестрельный,

благословить, полководец, природоведение, водоснабжение, нов..сёл,

длинн..хвостый, мороз.. стойкий.

(Ответы: е, о, е, е, е, о, о, о, о, о, о, о.)

Урок 9

(7 класс)

Задание 6. Упр. 23.

Обозначьте части, из которых состоят слова (см. стр. 207 учебника).

Задание 7. Орфографическая диктовка.

Объясните все орфограммы, встречающиеся в тексте, выделенные слова

разберите по составу.

Золотая осень

Осенью в лиственных лесах начинается сезон добычи золота. Даже маленькие деревца имеют золотые монисты. Главная кузница по чеканке золотых монет — берёзовая роща. Рядом с каждой берёзой-наковалъней россыпи лесной дани. Ею лес расплачивается слетом за дождь и туманы, солнце и ветер.

(Ф. Нестеров.)

*3адание 8.

Склоняется ли существительное полдороги!

*3адание 9.

Замените русскими синонимами слова иноязычного происхождения:

апатия, альтруист, каллиграфия, пессимизм.

5. Выводы по уроку.

— Какие способы образования слов вам известны?

— Что называется словообразовательным разбором?

— С помощью чего образуются слова в русском языке?

— Какие трудности с разбором слов возникли у вас на сегодняшнем уроке?

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из записок иностранца.

__________, захватив в свои руки власть и расположив к себе простой народ , не довольствовался этим, ибо на его пути ещё стояли дети Романовы, или сыновья Никиты Романовича; Никита был брат первой царицы умершего тирана, и они были всех ближе к престолу, других наследников не было; сверх того это был самый старейший и могущественнейший род в Московии ; поэтому __________ стал искать случая устранить их, полагая, что тогда все будет по его желанию, но он не мог осуществить этого, ибо опасался придворных, дворянства и царя, любившего своих дядей Романовых , притом они не совершали ничего дурного, жили всегда очень скромно и были всеми любимы

Дожидаясь, когда придёт его время, __________ управлял по своему усмотрению, однако всегда старался оказывать добро простолюдину и так расположил к себе весь народ, что его любили больше всех. По смерти набожного царя и великого князя Федора Ивановича простой народ во множестве столпился около Кремля, шумел и вызывал царицу Александру, жену царя Федора, сестру __________, домогаясь её видеть и вручить ей управление государством

видя, что царица не соглашается, начали просить о брате её, __________, крича, что не знают другого, более достойного быть царем, что он правил при покойном Федоре и был любим народом, на что царица почти согласилась и предоставила решение на его волю, повелев сперва молиться богу, дабы он ниспослал свою милость при избрании царя».

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *