Одной из отличительных особенностей людей, по сравнению с другими биологическими видами, является вера в приметы. Психологи объясняют это тем, что любые необъяснимые взаимосвязи человеческий мозг предпочитает списывать на влияние потустороннего мира и сверхъестественных сил. Однако в 2010 году группа немецких специалистов доказала, что талисманы и суеверия действительно могут помочь в исключительных ситуациях.

Портал ЮГА.ру публикует специальный топ-13 самых распространенных примет и суеверий.
13. Новичкам везет
Фраза «новичкам везет» — это обычное ворчание опытного мастера, только что проигравшего новичку. Идея суеверия заключается в том, что люди обладают необычайно высоким шансом на победу, когда в первый раз в жизни пробуют себя в каком-либо виде спорта или азартной игре.
Специалисты полагают, что данная закономерность (если она существует) может объясняться тем, что начинающие обычно менее обеспокоены возможной победой или поражением. Чрезмерное волнение, как правило, только мешает добиться необходимого результата.
Кроме того, везение новичков может быть просто статистической уловкой, особенно в азартных играх, в которых все определяет случайность.
12. Не просыпайте соль
Соль является одним из самых древних продуктов питания, связанных с суевериями. Поваренная соль — это единственный продукт, который не портится со временем. На Руси соль считалась символом вечности и долгое время была довольно дорогой. В связи с этим, традиции многих народов предписывали встречать гостей хлебом и солью, а просыпанная соль автоматически считалась поводом для ссоры.
Это привело к возникновению еще одной приметы: считалось, что если уж неаккуратный человек просыпал соль, он должен немедленно бросить три щепотки через левое плечо и рассмеяться. Этот поступок решал сразу две проблемы: позволял нейтрализовать нечистую силу, спрятавшуюся за левым плечом, и продемонстрировать гостям, что соли для них никто жалеть не будет. Кроме того, смех сам по себе улучшал настроение и снижал вероятность возможной ссоры.
11. Не ходите под лестницей!
Одно из самых практичных суеверий предписывает никогда не проходить под прислоненной к стене лестницей. В основе данной приметы лежат несколько возможных объяснений.
Первая теория, христианская, происходит от веры в Святую Троицу. Лестница, прислоненная к стене, образует треугольник и «нарушение» такого треугольника считалось кощунственным.
Вторая теория берет начало еще в Средневековье. Переносные лестницы наводили людей на мысль о виселице, и считалось, что проходя под лестницей, человек тем самым приближает собственную смерть.
Кроме того, существует и крайне логичное бытовое объяснение суеверия. Что может быть разумнее, чем нежелание получить производственную травму от работающего на лестнице человека?
10. Остерегайтесь черных кошек
Кошки использовались в качестве домашних животных на протяжении нескольких тысяч лет, а Древнем Египте считались священными символами богини Баст.
Суеверия, связанные с этими животными, носят различный характер в разных странах. Так, в Великобритании черная кошка является символом удачи, а белая, напротив, источником неприятностей.
Славянская традиция связывает черных кошек с нечистой силой, ведьмами и колдунами. Соответственно, считается, что животное, перебежавшее дорогу, приносит несчастье и болезни. Даже сон о черной кошке, согласно славянским мифам, может означать приближение скорой беды.
Для того, чтобы избежать проблем, рекомендуется повернуться вокруг своей оси, сломав на две части ветку дерева и бросив их в разные стороны. Считается, что таким образом человек «размыкает» круг, созданный вокруг него кошкой.
9. Удача на кроличьих лапках
История счастливой кроличьей лапки уходит своими корнями в тотемизм.
Древние кельты полагали, что кролики роют норы для того, чтобы общаться под землей с божественным миром. Кроме того, зайчата — это единственные животные, которые рождаются с открытыми глазами, что также вызывало у язычников почтение и изумление. Считалось, что благодаря этому звери еще до рождения обладали тайными знаниями и мудростью.
Согласно еще одному суеверию, кроличья лапка или ушко могли приносить в дом здоровье и плодовитость. Кельты надеялись, что благодаря этому талисману, домашний скот и их собственные жены будут рожать быстро, легко, а главное, часто.
8. Беда не приходит одна
Число три давно наделялось магическими свойствами. Как правило, плевать через плечо, стучать по дереву, креститься и повторять другие ритуальные действия полагается трижды.
Помимо этого, суеверные люди склонны считать, что неприятности, как и радости, склонны случаться тройками. В основе этого суеверия лежит психологическая склонность человека выделять из массы событий только те, которые соответствуют его ожиданиям. При этом вера в примету может заставить проигнорировать множество мелких неприятностей или, напротив, надумать проблему на ровном месте.
7. Разбитые зеркала
Согласно древней легенде, разбить зеркало — верный способ обречь себя на семь лет неудач. Суеверие это возникло из убеждения, что зеркала не просто отражают предметы, а содержат в себе часть человеческой души. Это же суеверие привело к появлению ритуала занавешивания зеркал в доме после смерти родственников.
Как и число три, семерка часто ассоциируется с удачей или неудачей. Для того, чтобы избежать семилетнего невезения, рекомендуется принять меры предосторожности: отнести один из фрагментов зеркала на кладбище или стереть все осколки в порошок.
6. 66
Три шестерки подряд вызывают у многих людей ужас, подогреваемый многочисленными мистическими хоррорами. Это суеверие тесно связана с христианством и Библией. В книге Откровения, число 666 упоминается как число «зверя» и часто интерпретируется как нумерологическое воплощение Сатаны и символ конца времен. Наряду с перевернутым крестом и пентаграммой, число является популярным символом сатанистов.
В азиатских странах, в отличие от европейских, шестерка считается счастливым числом. Согласно подсчетам, 6 июня 2006 года в Китае было заключено в три раза больше браков, чем обычно.
Одним из возможных объяснений ажиотажа вокруг числа 666 могут быть его необычные арифметические свойства. Так, 666 представляет собой палиндром и является суммой квадратов первых семи простых чисел (2, 3, 5, 7, 11, 13, 17), а также суммой своих цифр и кубов своих цифр. Кроме того, куб 666 является суммой кубов трех предыдущих аналогичных чисел: 333, 444 и 555.
Помимо этого, 666 представляет собой сумму всех чисел на колесе рулетки.
5. Постучать по дереву
Эта фраза является практически словесным талисманом, предназначенным для того, чтобы предотвратить любое невезение. Какие бы запреты ни нарушал человек, мало кто устоит после этого от искушения постучать по первому попавшемуся деревянному предмету.
Подобная примета может проистекать из старых мифов о добрых духах, обитающих в деревьях, или из ассоциации с христианским крестом.
4. Беременным женщинам нельзя шить
Примета основана на следующей метафоре: беременным женщинам не стоит шить, потому что тогда ребенку будет «зашит» путь в этот мир.
По этой же причине распространено убеждение в том, что будущей матери не следует вязать, вышивать или заниматься любым другим рукоделием.
Данная примета также имеет под собой практическое обоснование. Современные врачи рекомендуют обратить внимание на то, что длительная статическая нагрузка и пребывание в одной позе действительно могут нанести вред ребенку. Поэтому беременным барышням рекомендуется не увлекаться вышивкой, а время от времени выходить на прогулку или просто отдыхать в постели.
3. Скрестить пальцы на удачу
Эта традиция также уходит корнями в христианство. Согласно сложившемуся убеждению, все христианские символы, в особенности, крест могут принести человеку счастье. Ранее считалось, что для привлечения удачи близкие друзья или родственники должны были сложить пальцы крестом друг для друга. Постепенно традиция видоизменилась, и теперь суеверному человеку достаточно просто сказать, что он скрещивает пальцы.
2. Нельзя открывать зонтики в помещениях
Считается, что зонт, раскрытый в помещении, приносит несчастье. Существует множество легенд, связанных с этим предметом. Одна из них рассказывает о древней римлянке, дом которой рухнул, после того, как она случайно открыла зонт в комнате. Другая гласит, что некий британский принц принял в дар зонт от восточного царя и умер спустя два месяца.
Ученые утверждают, что причиной возникновения этого суеверия, как и приметы о стоящей лестнице, стало естественное желание людей держаться подальше от потенциально опасных предметов. Кроме того, зонтом, раскрытым в помещении, можно легко поранить окружающих.
1. Пятница, 13
Страх перед пятницей, 13 носит название параскаведекатриафобии (от греческого слова «параскеви», означающего пятницу, и «декатрейс» — тринадцать). Кроме того, используется и другое название: фриггатрискаидекафобия — от имени верховной богини Фригг в германо-скандинавской мифологии.
Во многих культурах число 13 давно считается несчастливым. Пятница также ассоциируется с бедой, т.к. согласно христианской традиции, Иисус умер именно в этот день.
Существует множество других версий происхождения данного суеверия. Так, в последнее время появилось предположение, что страх перед пятницей 13 связан с неожиданным арестом большого числа рыцарей ордена Тамплиеров в 1307 году. Кроме того, число 13 считалось опасным у Гомера и Цицерона, а в древнееврейской Каббале было 13 духов зла.
Кроме того, согласно расчетам ученых, выраженных в модели «Теории Судного дня», человеческая популяция достигнет бесконечности или математической сингулярности именно в пятницу, 13 ноября 2026 года.

§ 12. Приметы, суеверия, предрассудки

«Привычку не переделаешь»

Народная мудрость

Для европейца знание этого предмета, может быть, и не имеет особой практической ценности, но в России позволит вам легче «войти» в русскую жизнь и не задавать лишних, а иногда и бестактных вопросов.

Надо признать, что русские очень суеверны, и эта черта их характера, вероятно, унаследована еще от языческих предков. Привычки и ментальность язычников были настолько сильны, что не стерлись даже под напором тысячелетней истории христианства. По мысли Н. Бердяева, «в России духи природы еще не окончательно скованы человеческой цивилизацией… В русской природе, домах и людях часто чувствуется таинственность, чего нет в Западной Европе, где природные духи скованы и прикрыты цивилизацией…».

Почему так случилось? Откуда исходит эта странная особенность коллективного сознания целого народа, не зависящая от уровня образованности человека. Вспомним особенности природы, сурового климата, историю страны, византийскую склонность русских к мистике. Очень многое идет от веры людей в темные силы, в чертовщину, которая может нарушить их планы, вмешаться в нормальный ход жизни.

Приметам можно верить или не верить, но и по сей день они много значат, придавая российской жизни особый колорит.

Например, вы пришли в гости, хозяева открывают дверь. Вы протягиваете руку для приветствия, а они с улыбкой говорят: «нет, нет, через порог нельзя», вводят вас в квартиру и только потом здороваются. Если для французов самый тяжелый день — это пятница 13 числа, то для русских — понедельник, тем более 13 числа. Этому есть физиологическое объяснение: после отдыха и расслабления в выходные дни организм с трудом перестраивается на рабочий ритм.

Но знаете ли вы о том, что в понедельник россияне стараются не начинать серьезные и важные дела? В этот день они долго «раскачиваются»: врачи стараются не назначать сложные операции, капитан постарается не выводить корабль в море, бизнесмены попытаются перенести подписание договора на вторник. В этот день стараются не давать деньги в долг, не начинают нового предприятия.

До сих пор многие русские боятся дурного глаза (отсюда «сглазить») и для защиты от него носят крест на теле или булавки в швах одежды (особенно женщины).

Часто русские боятся испугать и прогневить судьбу, боятся чужой зависти и т. д. Если вдруг русский человек рассказывает о замечательных планах на будущее или о своей неожиданной удаче, или о том, что «у него нет проблем», то он скорее всего из страха сглазить свое благополучие постучит по дереву или три раза плюнет через левое плечо. Три раза он плюнет и в том случае, если нечаянно просыпал соль — это знак будущей ссоры, и постарается исправить свою ошибку.

А если вы забыли дома что-то, не побоитесь ли вернуться назад домой за этой вещью? Русский постарается этого не делать, иначе «пути не будет», а если все-таки придется вернуться, то, войдя в дом, он обязательно посмотрит на себя в зеркало и постучит по деревяшке. Посмеиваясь сам над собой, он все-таки подумает: «А нем черт не шутит…» Этот же подсознательный страх заставит обойти стороной черную кошку, а если это невозможно, то лучше плюнуть три раза через левое плечо. Говорят, что такая мера тоже «помогает». Вообще, этот обычай плюнуть три раза, чтобы плохого не случилось, чтобы не сглазить кого-нибудь, вы будете наблюдать довольно часто.

Многие приметы связаны с правой или левой стороной. Левая сторона считается у русских счастливой, а правая — несчастливой. Помните, чтобы снять сглаз, нужно плюнуть через левое плечо. Зачесался левый глаз — к радости, зачесался правый — к слезам. Чешется левая рука — получать деньги, а вот если правая — значит, придется их отдавать. Споткнулся на левую ногу — к будущей удаче, на правую — к неудаче.

Много предрассудков связано с цифрами. Число 13 («чертова дюжина») в России, как и во многих других странах, считается несчастливым. В парижском метро пронумерованные автоматы обычно не содержат цифры 13: она затерта или пропущена. А в России магия этой цифры чуть-чуть слабее: вы встретите и дома под этим номером, квартиры, номера машин, рейсы самолетов и т. д. Цифра /считалась особенной, и в древнерусском языке слово «седъмица» обозначало неделю. Есть пословицы с этой цифрой: говорят, «Семеро одного не ждут», если один гость запаздывает, то все садятся за стол без него. Если вы хотите сказать, что не стоит спешить, а все надо сделать обдуманно и обстоятельно, то на этот счет есть пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Особенная цифра — 3. Объяснение этому ищут в объективной тройственности явлений — длина, ширина, высота; прошлое, настоящее, будущее; в христианской религии — триединое божество. Многие русские поговорки упоминают эту цифру: «Заблудился в трех соснах» можно сказать о человеке, который запутался в самых простых вопросах. «Гнать в три шеи» — увольнять с работы или со скандалом прогонять человека из своего дома.

Вообще, магия цифр — вещь для русских особая. Не удивляйтесь, если увидите человека в транспорте, который купил талончик на проезд и внимательно всматривается в него, что-то пересчитывая про себя. Откроем по секрету, что ему нужна сегодня удача, шанс, счастливое стечение обстоятельств. А помогает, по мнению знатоков, магия цифр: первые три цифры должны совпасть по сумме со вторыми тремя. Чем не «арифметическая гимнастика»? Жаль только, что «счастливый билетик» нужно обязательно съесть, чтобы гарантировать удачу, а это, понятно, может повлечь за собой последствия и для желудка, и для кошелька, если контролер захочет проверить наличие этого билета.

Забавно, что даже образованные люди, если и не верят всем этим «бабушкиным сказкам», тем не менее хорошо их знают. Смеются над собой или над другими людьми, но на всякий случай плюют три раза через левое плечо или стучат по деревяшке, считают цифры на билете.

Удача ждет того человека, который за столом или в какой-то другой ситуации оказался между двумя людьми с одним и тем же именем. А если во время встречи или телефонного разговора вы не узнали кого-то по голосу, то можете сказать в шутку: «О-о! Богатым (богатой) скоро будете!» «Скоро разбогатеете!» Все понимают, что это шутка, но приятная.

Как бы вы ни были музыкальны, постарайтесь не свистеть в доме (даже у себя), в бюро или в машине, особенно если при этом присутствует русский: он уверен, что вас ждет финансовая катастрофа, потому что ваш свист означает: «у вас денег не будет». Отсюда глагол «просвистеть», т. е. напрасно истратить деньги, потерять богатство, дойти до бедности. Отсюда презрительная характеристика легкомысленной женщины — «свистушка»: она так легкомысленна, что неминуемо потеряет в конце концов все, ей нет доверия.

А почему русские, иногда выпив водки, бросали рюмку через плечо на пол? Этот «гусарский» (а на трезвую голову — варварский) обычай даже пародируется, когда хотят пошутить над русскими. Знайте, что это идет вовсе не от того, что в России перепроизводство стекла, а потому, что русские верят в примету: когда бьется посуда, то чем мельче осколки, тем больше счастья будет. Вот почему бьют посуду на свадьбе или на именинах — «на счастье». А вот хранить треснувшую посуду — это к несчастью, к беде.

Ну, а если вы пролили рюмку на празднике, не расстраивайтесь из-за испорченной скатерти. На самом деле это знак того, что вас скоро опять пригласят на пирушку.

Предположим, что у вас на коленях малыш, и с ним неожиданно случилась «детская неприятность» — тоже не расстраивайтесь: это значит, что вы будете жить очень долго, поскольку согласно этой примете должны повеселиться у него на свадьбе.

В последнее время россияне стали увлекаться восточными календарями. Даже вполне благоразумные люди (независимо от своей конфессии) перед встречей каждого Нового года взволнованно обсуждают тему: каким будет следующий год по китайскому календарю: Петуха, Крысы, Обезьяны или Лошади? От этого зависит цвет одежды для встречи Нового года и многие другие важные мелочи, которые (кто знает — каким образом?!) смогут оказать влияние на его личную жизнь в следующем году.

Желание здоровья и везения настолько сильно, что не поддается никакой логике и убеждениям.

Суеверия, предрассудки, вера в приметы и прочую чертовщину — это часть национальной психологии, тесно связанная с фольклором, историей народа и его культурой, а потому достойна интереса и внимания.

Итак, мы коснулись некоторых особенностей образа жизни и стереотипов поведения россиян в быту и повседневной жизни. Все сказанное убеждает в том, что многие стороны материальной и социальной жизни в России очень своеобразны, возникли чуть ли не в доисторические времена и почти не изменились до сих пор. На поверхностный взгляд эти особенности могут показаться весьма странными и непонятными для европейцев, что и породило отчасти мифы о загадочной славянской душе.

Но, оказывается, многое из перечисленного на самом деле ло-«гично и объясняется историческими, климатическими или иными причинами, имеет под собой основание и даже может вызывать уважение. Оказывается, этнические и культурные особенности людей, живущих в не сходных условиях, неправомерно оценивать по одной привычной шкале: это — «цивилизованно» (поскольку понятно), а вот это — не вполне. На многие частности русской жизни мы можем не обращать внимания, а можем и перенимать все эти «манеры», чтобы приспособиться или развлечься. Действиям совсем нетрудно подражать. А вот имитировать мысли и способ реагирования на один и то же факт — это уже совсем другое дело. Этого нельзя увидеть, невозможно услышать, постороннему человеку их приоткрывают с явной неохотой или с притворной искренностью. Иногда нужны долгие годы общения, наблюдений и исправления собственных ошибок, чтобы проникнуть в тайны чужой ментальности.

Проблемы в межкультурных контактах возникают совсем не потому, что вы не можете, например, так же лихо пить водку, как это делают русские, легко переносить «русскую баню», использовать «русские» жесты, ходить с приятелем «под ручку», троекратно целоваться или рассказывать «русские» анекдоты и проч. Все это внешние, поверхностные признаки русскости, и вовсе не они облегчают взаимопонимание с русскими людьми.

Проблемы в межкультурных контактах возникают оттого, что вы с молоком матери приучены опираться на определенные понятия и ценности. Вам трудно оторваться от них, увидеть мир «другими глазами» и понять логику того, что творится в русских головах, их отношение к действительности и неожиданные реакции на нее. Вот об этом и будет идти речь дальше.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь…
Б. Пастернак

12 ноября 2015 года гениальному русскому химику и композитору А.П. Бородину исполнится 182 года со дня рождения. МУК «Камешковский районный историко-краеведческий музей» начинает серию публикаций об этом выдающемся человеке, неразрывно связанном с Камешковским районом. Его единственный в мире музей находится в с. Давыдово и принимает посетителей со всего мира уже более 35 лет.

Близкие друзья и соратники по искусству называли его алхимиком. «Алхимик еще не уехал…» — это о нем пишет В. Стасов А.Н. Римскому-Корсакову летом 1882 года. Есть оттенок шутливости, улыбки в этом дружеском прозвище. Но время высветило в нем и другой, совсем не шуточный смысл. Бородин обладал редким человеческим даром: обращать чуть ли не любую материю, к которой он прикасался…уж конечно не в золото, — но в нечто еще более весомое, драгоценное. Ореол тепла, чистоты, благородства возникал неизменно там, где он являлся. Да и сама переплавка неподатливого материала жизни в музыку, сияющую небывалым светом нежности, упоения, дышащую весельем, силой и страстью, — дело не одних только знаний, и не одного только таланта; в подоплеке его нельзя не подозревать волшебство (вспомним, что и Пушкин даль своего великого замысла различал, по его, пушкинскому, слову, «сквозь магический кристалл»). (Роальд Добровенский)

Перед нами необыкновенный человек, живший в необыкновенное время, которое академик Б. Асафьев назвал «великим русским Возрождением».

В жизни Александра Порфирьевича Бородина было много необычного, даже его рождение. «По привычкам тогдашнего времени, — пишет В. Стасов, — незаконнорожденного Сашу записали законнорожденным сыном Порфирия и Татьяны Бородиных – крепостных князя Гедианова».

Здесь уместно будет вспомнить, что и отец Мусоргского был незаконнорожденным отпрыском торопецкого помещика Алексея Мусоргского и его крепостной Ирины Ивановой, и целая вереница российских бастардов, среди которых Жуковский, Герцен, Ап. Григорьев, Фет и др. Закон возводил глухую стену между сословиями, но природа не желала знать этой стены и вплоть до падения крепостного права волну не признаваемых «незаконных» союзов нельзя было остановить.
Происхождение тогда много значило. И родители А.П. Бородина сделали все, что могли в тех условиях, чтобы скрыть правду и изменить жизнь ребенка к лучшему. Поэтому Бородин в разное время своей жизни официально «принадлежал» едва ли не ко всем сословиям тогдашней России. По рождению он крепостной, «дворовый человек князя Гедианова», как сказано в бумагах, и внебрачный сын этого князя, т.е., при ином повороте событий (вспомним Пьера Безухова), он мог бы принадлежать к верхушке общества, к аристократии.
Авдотья Константиновна (его мать) – была солдатская дочь, а впоследствии, став владелицей большого доходного дома (подарок князя Гедианова), относилась к «настоящим городским обывателям».

А.П. Бородин с двоюродной сестрой

Марией Готовцевой. 1856 год

А. Бородин поступил в Медико-Хирургическую Академия в 1850 г. как купец 3-й гильдии. Чтобы стать студентом этой Академии, нужно было принадлежать к свободному сословию. Авдотья Константиновна с присущей ей энергией взялась за дело. Было пущено в ход обычное по тем временам средство, за определенную мзду вольноотпущенный князя Гедианова дворовый человек Саратовской губернии Балашовского уезда сельца Новоселок А.П. Бородин был записан Тверской казенной палатой в Новоторжское 3-й гильдии купечество.

Наконец, довольно высокое в служебной иерархии положение, которое давала профессорская должность в Медико-Хирургической Академии, было связано для Бородина с титулом «его превосходительство» и правом потомственного дворянства.
Все, знавшие А.П. Бородина в жизни, отмечают, что он был совершено безразличен и к «сиятельности» своего отца, а позднее и к своему генеральскому званию. Никогда не был робок и принижен, не заискивал и не льстил, а в зрелые годы не напускал на себя важность и не подчеркивал свое превосходство. С молодости обладая чувством собственного достоинства, дослужившись до чина действительного статского советника, сохранил естественный демократизм. Он вел себя так, как будто сословных различий не существовало. Такое давалось немногим. Кастовые перегородки сложились и окостенели не только снаружи, но и внутри, в самих людях, преодолеть их было одинаково трудно и «снизу», и «сверху».
При всем том достоинстве, которое отличало Бородина, оставалась всегда в его жизни недоговоренность и двусмысленность. Он носил фамилию чужих людей и, по сути, оказался человеком как бы вообще без родителей, «без роду и племени».
Солдатская дочь Авдотья Антонова, поздняя любовь отставного поручика князя Луки Степановича Гедианова, сделала все, чтобы «вырастить человеком» своего Сашу, чтобы ему было дано в жизни больше, чем ей и таким же, как она. Всегда она была для него «тетушкой» и он никогда не называл ее мамой, хотя с детства догадывался об этом. «Тетушка и племянник», то, что было сделано «для отвода глаз», стало на всю жизнь. В начале августа 1873 года Мусоргский, увы, не без ехидства и желчи писал Стасову: «Brigadier на днях похоронил свою дряхлую старушку мать, которую, по присущей дураковатости, называл при нас тетушкой — хе-хе!…» Это о Бородине. Немецкое Brigadier означает генеральское звание, упраздненное к тому времени в русской армии; чин статского советника, в котором пребывал Бородин, соответствует званию генерала. Мусоргский был достаточно близким Бородину человеком, то, как он воспринимал ситуацию, говорит само за себя.

С.Б. Кудряшова

Перевод осуществлен проектом Newочём.

Введение: Мифы о Средних веках

О Средневековье существует множество исторических мифов. Причина этого кроется отчасти в развитии гуманизма в самом начале Нового времени, а также становлении Возрождения в искусстве и архитектуре. Развивался интерес к миру классической античности, а последовавшая за ним эпоха считалась варварской и упаднической. Поэтому средневековая готическая архитектура, которая сегодня признана необычайно красивой и технически революционной, была недооценена и оставлена в стороне ради стилей, которые копировали греческую и римскую архитектуру. Сам термин «готический» изначально применялся к готике в уничижительном свете, служив отсылкой к племенам готов, разграбившим Рим; значение слова — «варварский, примитивный».

Еще одной причиной многих мифов, связанных со Средневековьем, является его связь с Католической церковью (далее — «Церковь» — прим. Newoчём). В англоязычном мире эти мифы берут свое начало в спорах католиков и протестантов. В других европейских культурах, например, в Германии и Франции, подобные мифы формировались в рамках антиклерикальной позиции влиятельных мыслителей эпохи Просвещения. Далее представлено краткое изложение некоторых мифов и ложных представлений об эпохе Средневековья, которые возникли как результат различных предрассудков.

1. Люди считали, что Земля плоская, и Церковь преподносила эту мысль в качестве доктрины

На самом деле Церковь никогда не учила тому, что Земля плоская, ни в одном периоде Средневековья. Ученые того времени имели хорошее представление о научных аргументах греков, которые доказали, что Земля круглая, и умели пользоваться научными приборами, такими как астролябия, чтобы достаточно точно определять длину окружности. Факт сферической формы Земли был настолько хорошо известен, общепризнан и не примечателен, что, когда Фома Аквинский начинал работу над своим трактатом «Сумма теологии» и хотел выбрать объективную неоспоримую истину, он в качестве примера привел этот самый факт.

И о форме Земли были осведомлены не только грамотные люди — большинство источников свидетельствуют, что все это понимали. Символом земной власти королей, который использовался в церемониях коронаций, была держава: золотая сфера в левой руке короля, которая олицетворяла Землю. Этот символизм не имел бы смысла, если бы не было понятно, что Земля имеет сферическую форму. В собрании проповедей немецких приходских священников XIII века также мельком упоминается, что Земля «круглая, как яблоко» с расчетом на то, что крестьяне, слушающие проповедь, понимают, о чем речь. А популярная в XIV веке английская книга «Приключения Сэра Джона Мандевиля», рассказывает о человеке, который отправился так далеко на восток, что вернулся на родину с ее западной стороны; и книга не объясняет читателю, как это работает.

Распространенное заблуждение в том, что Христофор Колумб открыл истинную форму Земли, и что Церковь выступала против его путешествия, есть не что иное, как современный миф, созданный в 1828 году. Писателю Вашингтону Ирвингу было поручено написать биографию Колумба с указанием, чтобы он представил путешественника как радикального мыслителя, восставшего против предубеждений Старого Света. К сожалению, Ирвинг обнаружил, что Колумб на самом деле глубоко ошибался в размерах Земли и открыл Америку по чистой случайности. Героическая история не складывалась, и поэтому он выдумал идею о том, что Церковь в Средневековье мыслила Землю плоской, и создал этот живучий миф, а его книга стала бестселлером.

Среди собрания крылатых выражений, встречающихся в Интернете, можно часто увидеть предположительное высказывание Фернана Магеллана: «Церковь заявляет, что Земля плоская, но я знаю, что она круглая. Потому что я видел тень Земли на Луне, и я доверяю Тени больше, чем Церкви». Так вот, Магеллан никогда такого не говорил, в частности потому, что Церковь никогда не утверждала, что Земля плоская. Первое использование этой «цитаты» встречается не ранее чем в 1873 году, когда оно было использовано в эссе американского волтерианца (волтерианец — свободомыслящий философ — прим. Newoчём) и агностика Роберта Грина Ингерсолла. Он не указал никакого источника и весьма вероятно, что он просто сам выдумал это высказывание. Несмотря на это, «слова» Магеллана все еще можно встретить в различных сборниках, на футболках и постерах организаций атеистов.

2. Церковь подавляла науку и прогрессивное мышление, сжигала ученых на кострах, и таким образом отбросила нас на сотни лет назад

Миф о том, что Церковь подавляла науку, сжигала или пресекала деятельность ученых, является центральной частью того, что историки, пишущие о науке, называют «столкновением способов мышления». Эта стойкая концепция зародилась еще в эпоху Просвещения, но утвердилась в сознании общественности с помощью двух известных работ XIX века. Сочинения Джона Уильяма Дрейпера «История отношений между католицизмом и наукой» (1874) и Эндрю Диксона Уайта «Борьба религии с наукой» (1896) были весьма популярными и авторитетными книгами, распространившими веру в то, что средневековая Церковь активно подавляла науку. В XX веке историографы науки активно критиковали «положение Уайта-Дрейпера» и отмечали — бóльшая часть приведенных доказательств была крайне неверно истолкована, а в некоторых случаях вообще выдумана.

В эпоху поздней Античности раннее христианство действительно не приветствовало то, что некоторые священнослужители называли «языческим знанием», то есть научные работы греков и их римских преемников. Некоторые проповедовали, что христианину должно сторониться таких работ, ибо они содержат небиблейское знание. В своей знаменитой фразе один из Отцов Церкви, Тертуллиан, саркастически восклицает: «Какое отношение Афины имеют к Иерусалиму?». Но подобные мысли отвергалась другими выдающимися богословами. К примеру, Климент Александрийский утверждал, что если Бог дал евреям особое понимание духовности, он мог дать грекам особое понимание научных вещей. Он предположил, что если евреи взяли и использовали золото египтян в своих целях, то христиане могут и должны использовать мудрость языческих греков как дар Божий. Позже рассуждения Климента встретили поддержку Аврелия Августина, и более поздние христианские мыслители приняли эту идеологию, отмечая, что если космос является творением мыслящего Бога, то он может и должен постигаться в рациональном ключе.

Таким образом натурфилософия, которая в значительной степени основана на работах таких греческих и римских мыслителей, как Аристотель, Гален, Птолемей и Архимед, стала основной частью программы средневековых университетов. На Западе, после распада Римской Империи, многие античные труды были утеряны, но арабским ученым удалось их сохранить. Впоследствии средневековые мыслители не просто изучали дополнения, сделанные арабами, но и пользовались ими, совершая открытия. Средневековые ученые были очарованы оптической наукой, а изобретение очков лишь отчасти является результатом собственных исследований с использованием линз для определения природы света и физиологии зрения. В XIV веке философ Томас Брадвардин и группа мыслителей называвших себя «Оксфордскими калькуляторами» не только впервые сформулировали и доказали теорему о средней скорости, но и первыми начали использовать количественные понятия в физике, закладывая, таким образом, основу для всего, что было достигнуто этой наукой с тех пор.

Все ученые Средневековья не только не преследовались Церковью, но и сами принадлежали к ней. Жан Буридан, Николай Орем, Альбрехт III (Альбрехт Смелый), Альберт Великий, Роберт Гроссетест, Теодорих Фрайбургский, Роджер Бэкон, Тьерри из Шартра, Сильвестр II (Ге́рберт Орилья́кский), Гильом Конхезий, Иоанн Филопон, Джон Пэкхэм, Иоанн Дунс Скот, Вальтер Бурлей, Уильям Хейтсберри, Ричард Суайнсхед, Джон Дамблтон, Николай Кузанский — их не преследовали, не сдерживали и не сжигали на кострах, но знали и почитали за их мудрость и ученость.

Вопреки мифам и распространенным предубеждением, нет ни одного примера, когда в Средние века кто-нибудь был сожжен за что-либо, связанное с наукой, как и нет доказательств преследования какого-либо научного течения средневековой Церковью. Судебный процесс над Галилеем случился намного позже (ученый был современником Декарта) и был намного сильнее связан с политикой Контрреформации и вовлеченными в нее людьми, чем с отношением Церкви к науке.

3. В Средневековье инквизиция сожгла миллионы женщин, посчитав их ведьмами, а само сжигание «ведьм» было в Средние века обычным делом

Строго говоря, «охота на ведьм» вообще не была средневековым явлением. Своего апогея преследования достигли в XVI —XVII веках и практически полностью относились к раннему периоду Нового времени. Что касается большей части Средневековья (т. е. V-XV вв.), то Церковь не только не интересовала охота на так называемых «ведьм», но она еще и учила тому, что ведьм не существует в принципе.

Где-то до XIV века Церковь бранила верящих в ведьм людей и вообще называла подобное глупым крестьянским суеверием. Ряд средневековых кодексов, канонических и мирских, запрещали не столько колдовство, сколько веру в его существование. Однажды священнослужитель вступил в спор с жителями одной деревни, которые искренне верили в слова женщины, утверждавшей, что она ведьма и среди прочего может обратиться в клубы дыма и покинуть закрытую комнату через замочную скважину. Чтобы доказать глупость этого верования, священник закрыл себя в комнате с этой женщиной и ударами палкой вынуждал ее покинуть комнату через замочную скважину. «Ведьма» не сбежала, и жители деревни усвоили урок.

Отношение к ведьмам начало меняться в XIV веке, особенно в разгар эпидемии чумы 1347 — 1350 годов, после которой европейцы стали все больше и больше бояться заговора вредоносных демонических сил, в большинстве своем мнимых. Помимо преследования евреев и запугивания групп еретиков, Церковь стала более серьезно относиться к ковенам ведьм. Кризис наступил в 1484 году, когда Папа Римский Иннокентий VIII опубликовал буллу Summis desiderantes affectibus («Всеми силами души» — прим. Newочём), которая запустила охоту на ведьм, бушевавшую по всей Европе следующие 200 лет.

В начавшиеся преследования ведьм были вовлечены в равной степени католические и протестантские страны. Что интересно, охота на ведьм, кажется, следует географическим линиям Реформации: в католических странах, которым не особо угрожало протестантство, как, например, Италии и Испании, количество «ведьм» было невелико, а вот страны на линии фронта религиозной борьбы того времени, вроде Германии и Франции, испытали на себе всю тяжесть этого явления. То есть, что две страны, где инквизиция была наиболее активна, оказались местами, где связанная с ведьмами истерия была наименьшей. Вопреки мифам, инквизиторы были намного больше обеспокоены еретиками и вновь обратившимися в иудаизм обращенными христианами-евреями, чем какими-то «ведьмами».

В протестантских странах охота на ведьм становилась неистовой вспышкой, когда статус-кво был под угрозой (как, например, охота на ведьм в Салеме, штат Массачусетс), или во время социальной или религиозной нестабильности (как в якобинской Англии или при пуританском режиме Оливера Кромвеля). Несмотря на сильно преувеличенные утверждения о «миллионах женщин», казненных по обвинению в колдовстве, современные историки оценивают реальное количество жертв приблизительно в 60-100 тысяч человек за несколько столетий, и 20% жертв были мужчинами.

Голливуд увековечил миф о «средневековой» охоте на ведьм, и лишь немногие голливудские фильмы, повествующие об этом периоде, способны не поддаться соблазну и не упомянуть ведьм или кого-либо, преследуемого жутким священником за колдовство. И это несмотря на тот факт, что практически весь период этой истерии последовал за Средневековьем, а вера в ведьм считалась суеверной чепухой.

4. Средневековье было периодом грязи и нищеты, люди редко мылись, омерзительно пахли, и у них были гнилые зубы

В действительности средневековые люди всех сословий мылись ежедневно, принимали ванны и ценили чистоту и гигиену. Как и любое поколение до современной системы с горячей проточной водой, они были не так чисты, как мы с вами, но, как наши дедушки и бабушки и их родители, они были в состоянии мыться ежедневно, держать себя в чистоте, ценили ее и не любили людей, которые не мылись или плохо пахли.

Большинство людей в ту эпоху поддерживали себя в чистоте, ежедневно моясь в ваннах с горячей водой. Использование мыла впервые получило широкое распространение в Средние века (греки и римляне не пользовались мылом), и у производителей мыла были свои гильдии в большинстве крупных средневековых городов. Нагревание воды для полной ванны занимало много времени, поэтому домашние ванны не были так распространены, но даже низшие прослойки общества принимали сидячие поясные ванные, когда предоставлялась такая возможность. Аристократия вознесла принятие ванн до высоких уровней роскоши, где такое купание в больших деревянных ваннах с обитыми шелком сиденьями было не только уединенным наслаждением, но и процессом, которым можно поделиться с сексуальными партнерами или даже группами друзей, с вином и едой под рукой, — весьма похоже на современные ванны или джакузи.

Фестиваль Тамплиеров — Средневековый Парад

Общественные бани существовали в большинстве городов, а в мегаполисах они процветали сотнями. Южный берег Темзы был местом сотен «тушенок» (от англ. «stew» — «тушенка», отсюда и название одноименного блюда в английском языке — прим. Newoчём), в которых средневековые лондонцы могли париться в горячей воде, беседовать, играть в шахматы и приставать к проституткам. В Париже таких ванн было даже больше, а в Италии их было столько, что некоторые из них рекламировали себя как обслуживающих исключительно женщин или аристократов, чтобы дворяне случайно не оказались в одной ванне с рабочими или крестьянами.

Мысль о том, что люди Средневековья не мылись, основана на ряде мифов и ложных представлений. Во-первых, XVI век и затем XVIII век (то есть после эпохи Средневековья) стали периодами, когда врачи утверждали, что принимать ванны вредно, и люди старались делать это не слишком часто. Обыватели, для которых «Средние века» начинаются «от XIX века и ранее», сделали допущение, что нерегулярное принятие ванн было распространено и ранее. Во-вторых, христианские моралисты и священники Средневековья действительно предупреждали о вреде чрезмерно частого принятия ванн. Это связано с тем, что эти моралисты предостерегали от чрезмерности во всем — еде, сексе, охоте, танцах и даже в покаянии и религиозной приверженности. Делать из этого вывод, что никто не мылся, совершенно бессмысленно.

И, наконец, общественные бани были тесно связаны с проституцией. Нет сомнения, что многие проститутки предлагали свои услуги в средневековых общественных купальнях, а «тушенки» Лондона и других городов находились недалеко от наиболее известных своими борделями и шлюхами районов. Поэтому моралисты и ругались на общественные купальни, считая их вертепами. Делать вывод, что по этой причине люди не пользовались общественными банями так же глупо, как и заключить, что они не посещали находившиеся поблизости бордели.

Те факты, что средневековая литература воспевает прелести купания, что средневековая церемония посвящения в рыцари включает в себя ароматическую ванну для посвящаемого оруженосца, что аскетичные отшельники гордились отказом от купания в той же степени, как и отказом от других общественных удовольствий, а мылоделы и владельцы купален устраивали шумные торговые представления, свидетельствует о том, что людям нравилось держать себя в чистоте. Археологические раскопки подтверждают абсурдность представления о том, что у них были гнилые зубы. Сахар был дорогой роскошью, а рацион среднестатистического человека был богат овощами, кальцием и сезонными фруктами, поэтому на самом деле средневековые зубы были в отличном состоянии. Более дешевый сахар заполонил рынки Европы только в XVI-XVII веках, что и вызвало эпидемию кариеса и плохого запаха изо рта.

Средневековое французское высказывание демонстрирует, насколько фундаментальным было купание для удовольствий хорошей жизни:

Venari, ludere, lavari, bibere! Hoc est vivere!
(Охотиться, играть, купаться, выпивать! Вот так жизнь надо проживать!)

5. Средневековье — мрачный период относительно технологического прогресса, в котором практически ничего не было создано вплоть до эпохи Возрождения

На самом деле в Средние века было совершено множество открытий, свидетельствующих о технологическом процессе, некоторые из которых стоят в одном ряду с самыми значительными за всю историю человечества. Падение Западной Римской империи в V веке разрушительно сказалось на всей материальной и технологической культуре Европы. Без поддержки империи многие грандиозные инженерные и инфраструктурные проекты, а также многие навыки и приемы, задействованные в монументальных постройках, были потеряны и забыты. Разрыв торговых связей означал, что люди становились более экономически независимыми и производили все необходимое сами. Но это скорее стимулировало внедрение и развитие технологий, чем наоборот.

Технический прогресс помог автономным сельским общинам повысить популярность таких союзов по всей Европе, что привело к разработке хомута, позволяющего осуществлять более эффективные перевозки и пахоту; также появилась подкова, отвальный плуг, благодаря которому стала возможной культивация более тяжелой северо-европейской почвы; водяные и приливно-отливные мельницы стали использоваться повсеместно. В результате этих нововведений многие земли по всей Европе, ни разу не возделанные во время римских завоеваний, стали обрабатываться, благодаря чему Европа стала богаче и плодороднее, чем когда бы то ни было.

Старая мельница на острове Готланд

Водяные мельницы внедрялись повсеместно в масштабах, несравнимых с Римской эпохой. Это привело не только к широкому использованию гидроэнергии, но и к всплеску активной механизации. Ветряная мельница — это новшество средневековой Европы, используемое наряду с водяной не только для помола муки, но и для производства сукна, изготовления кожаных изделий, приведения в движение кузнечных мехов и механического молота. Последние два нововведения послужили причиной производства стали в полупромышленных масштабах и наряду со средневековым изобретением доменной печи и чугуна передовая средневековая технология производства металла далеко ушла от эпохи римских завоеваний.

Ко второй половине Средневековья (1000 — 1500 гг) ветер и гидроэнергия произвели аграрную революцию и превратили христианскую Европу в богатую, густо населенную и постоянно расширяющуюся местность. Средневековые люди начали экспериментировать с различными способами механизации. Когда они заметили, что теплый воздух заставляет печь работать (еще одно изобретение Средних веков), на больших средневековых кухнях на печах устанавливали веер, чтобы он автоматически поворачивал вертел системы передач. Монахи того времени отметили, что использование системы передач, приводимой в движение снижающимся весом, может служить для механического измерения часа времени.

В XIII веке по всей Европе стали появляться механические часы — революционное средневековое изобретение, позволяющее людям следить за временем. Нововведение распространилось стремительно, а миниатюрные настольные часы начали появляться всего через пару десятилетий после изобретения инструмента. Средневековые часы могли бы объединиться с вычислительными устройствами. Чрезвычайно сложный механизм астрономических часов, спроектированных Ричардом из Уоллингфорда, настоятелем монастыря Сент-Олбанс, был настолько запутанным, что потребовалось восемь лет, чтобы изучить полный цикл его вычислений, и это было самое замысловатое устройство такого рода.

Рост количества университетов в Средние века также стимулировал появление некоторых технических новшеств. Ученики, изучающие оптические исследования греческих и арабских ученых, ставили эксперименты над природой света в линзах, и в процессе изобрели очки. Университеты также снабдили рынок книгами и способствовали развитию более дешевых методов книгопечатания. Эксперименты с ксилографией в конце концов привели к изобретению наборного шрифта и еще одному замечательному средневековому новшеству — печатному станку.

Само существование средневековых судоходных технологий означает, что у европейцев впервые появилась возможность доплыть до Америки. Длительные торговые плавания привели к увеличению размера кораблей, хотя старые формы судовых рулей — они были огромные, в форме весла, устанавливались на боковой части корабля — ограничивали максимальный размер судна. В конце XII века корабельные плотники изобрели руль, устанавливаемый на корме с помощью петельного механизма, который позволял строить гораздо более крупные корабли и управлять ими более эффективно.

Выходит, что Средневековье не только не было темным периодом в истории развития технологий, но и сумело дать жизнь многим технологическим изобретениям, таким как очки, механические часы и печатный станок — одним из самых важных открытий всех времен.

6. Средневековая армия представляла собой неорганизованную группу рыцарей в массивных доспехах и толпу крестьян, вооруженную вилами, ведомую на бой, больше напоминающий уличные разборки. Вот почему европейцы во время крестовых походов часто гибли от рук тактически превосходящих их мусульман

Голливуд создал образ средневековой битвы как беспорядочного хаоса, в котором жадные до славы невежественные рыцари управляют полками крестьян. Это представление распространилось благодаря книге сэра Чарльза Омана «Искусство ведения боя в Средние века» (1885). Будучи студентом в Оксфорде, Оман написал эссе, впоследствии выросшее в полноценное произведение и ставшее первой опубликованной книгой автора. Позднее она стала самой читаемой англоязычной книгой, посвященной теме средневековых войн, во многом потому, что была единственной в своем роде вплоть до первой половины 20 века, когда начали проводиться более систематические исследования вопроса.

Исследования Омана очень теряли в весе из-за неблагоприятных факторов времени, в котором работал общее предубеждение, что Средневековье — период темный и малоразвитый по сравнению с античностью, недостаток источников, многим из которых только предстояло быть опубликованными, и тенденция не проверять полученную информацию. В результате Оман изобразил средневековую войну как невежественный бой, без тактики или стратегии, который ведется ради завоевания славы среди рыцарей и благородных мужей. Однако к 1960 годам более современные методы и широкий выбор источников и толкований смогли пролить свет на Средневековье, первоначально благодаря европейским историкам в лице Филиппа Контамина и Дж. Ф. Фербрюггена. Новые исследования буквально произвели революцию в понимании устройства средневековой войны и наглядно продемонстрировали, что пока в большинстве источников внимание акцентировалось на личных действиях рыцарей и дворянства, использование других источников рисовало совершенно иную картину.

Показательный бой

На самом деле подъем рыцарской элиты в X веке означал, что у средневековой Европы появился особый класс профессионально обученных воинов, готовых посвятить жизнь искусству ведения боя. Пока одни завоевывали славу, другие тренировались с самого детства и точно знали, что битву выигрывают организация и тактика. Рыцарей готовили к выступлению в пеших войсках, а дворянство к управлению этими войсками (часто именуемых «лэнсы») на поле боя. Управление осуществлялось при помощи сигналов трубы, флага, а также набора визуальных и вербальных команд.

Разгадка тактики средневекового боя кроется в том, чтобы в сердце армии противника — пехоте — образовалось достаточно брешей и тяжелая пехота могла нанести по ней решающий удар. Этот шаг нужно было тщательно выверить и осуществить, обеспечивая защиту собственной армии, чтобы не дать противнику возможности проделать тот же трюк. В отличие от популярного мнения, средневековая армия состояла в основном из пехоты и конницы, включая элитную тяжелую кавалерию, составляющую меньшинство.

Голливудское представление о средневековой пехоте как о толпе крестьян, вооруженных сельскохозяйственным инвентарем, также ни что иное, как миф. Пехота набиралась из рекрутов в сельской местности, но призванные на службу мужчины или не были обучены, или были плохо экипированы. На землях, где была заявлена всеобщая воинская повинность, всегда были мужчины, готовые в короткий срок подготовиться к войне. Английские лучники, выигравшие битвы при Креси, Пуатье и Азенкуре, были крестьянскими рекрутами, но они были хорошо обучены и очень эффективны в форс-мажорных обстоятельствах.

Власти итальянских городов оставляли один день в неделю на подготовку горожан к выступлению в составе пехоты. В конце концов, многие выбирали военное искусство в качестве профессии, и дворянство часто взимало средства со своих вассалов в счет налогов на военные нужды и использовало эти деньги, чтобы пополнить ряды армии наемными солдатами и людьми, владеющими конкретными видами оружия (например, арбалетчиками или мастерами по осадному оружию).

Решительные битвы часто являли собой огромный риск и могли не увенчаться успехом, даже если ваша армия численно превосходила армию противника. Как результат, практика открытого боя была редкой для Средневековья, и большинство войн представляли собой стратегически выверенные маневры и чаще всего длительные осады. Средневековые зодчие подняли искусство построения крепости на новый уровень: великие замки эпохи крестовых походов, как Керак и Крак де Шевалье, или цепочка массивных построек Эдварда Первого в Уэльсе являют собой шедевры оборонительного проектирования.

Выборгский замок в городе Выборг

Наряду с мифами о средневековой армии, когда чернь, управляемая бездарными идиотами, идет на войну, существовала идея, что крестоносцы проигрывали в схватках с тактически более подготовленными противниками с Ближнего Востока. Анализ битв, проведенных крестоносцами, показывает, что они выиграли чуть больше сражений, чем проиграли, пользуясь тактиками и оружием друг друга, и это была совершенно равная борьба. В реальности же причиной падения государств крестоносцев Утремера послужила нехватка людских ресурсов, а не примитивные навыки ведения боя.

В конце концов, есть мифы о средневековом вооружении. Общее заблуждение заключается в том, что средневековое оружие было таким непомерно тяжелым, что рыцарей приходилось усаживать в седло неким подъемным механизмом, и что рыцарь, сброшенный с коня, не мог самостоятельно встать. Безусловно, только идиот отправился бы на битву и рисковал своей жизнью в броне настолько затрудняющей движение. На поверку средневековые доспехи весили в общей сложности около 20 кг, что составляет почти половину того веса, с которым на фронт отправляется современная пехота. Реконструкторы битв в наши дни любят выполнять акробатические трюки, демонстрируя, каким маневренным и быстрым может быть полностью экипированный воин. Раньше кольчуга весила гораздо больше, но даже в ней тренированный человек был вполне мобильным.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *