Слова «нака­нуне» и «в канун» в опре­де­лен­ной рече­вой ситу­а­ции, назы­ва­ю­щей день перед зна­чи­тель­ным собы­ти­ем или общим празд­ни­ком, могут быть сино­ни­ма­ми.

Чтобы сде­лать выбор в упо­треб­ле­нии рас­смат­ри­ва­е­мых слов, опре­де­лим их лек­си­че­ское зна­че­ние и рас­смот­рим отли­чия.

Употребление слова «накануне»

Накануне мы дого­во­ри­лись с ним об этой встре­че.

Слово «нака­нуне» зави­сит от глагола- ска­зу­е­мо­го «дого­во­ри­лись» и отве­ча­ет на вопрос: когда?

По этим грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам уста­но­вим, что это сло­во явля­ет­ся наре­чи­ем. Оно име­ет зна­че­ние «в преды­ду­щий день», «неза­дол­го».

Поинтересуемся, как пра­виль­но писать сло­во «нака­нуне» или «на кануне».

Если рас­смат­ри­ва­е­мое сло­во упо­треб­ля­ет­ся в паре с суще­стви­тель­ным в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа, то оно явля­ет­ся слу­жеб­ной частью речи — про­из­вод­ным отна­реч­ным пред­ло­гом, напри­мер:

Накануне Нового года все спе­шат в мага­зи­ны за елоч­ны­ми укра­ше­ни­я­ми и подар­ка­ми.

Этот пред­лог име­ет вре­мен­ное зна­че­ние «перед чем-либо», «неза­дол­го».

Слово «в канун»

Слово «канун» при­шло из гре­че­ско­го язы­ка, а точ­нее из рели­ги­оз­ных тек­стов. Оно обо­зна­ча­ет день, непо­сред­ствен­но пред­ше­ству­ю­щий какому-либо цер­ков­но­му празд­ни­ку, а так­же чин бого­слу­же­ния, совер­ша­е­мый в этот день.

В канун Рождества Христова насту­пил сочель­ник.

Кроме того, в обыч­ной речи сло­во «в канун» сино­ни­мич­но наре­чию «нака­нуне», так как обо­зна­ча­ет вре­мен­ной пери­од, непо­сред­ствен­но пред­ше­ству­ю­щий какому-либо зна­чи­тель­но­му собы­тию.

Сравните:

Накануне Рождества гото­вят сочи­во.

В канун Рождества гото­вят сочи­во.

Словарь сино­ни­мов ука­зы­ва­ет, что суще­стви­тель­но­му «в канун» сино­ни­мич­ны сло­ва и выра­же­ния:

  • вче­ра,
  • вче­рась,
  • вче­раш­не­го дня,
  • за день до,
  • нака­нуне.

Так что сде­ла­ем вывод, что рас­смат­ри­ва­е­мые сло­ва в опре­де­лен­ном кон­тек­сте, гово­ря­щем о пред­две­рии зна­чи­тель­но­го собы­тия или обще­на­род­но­го празд­ни­ка, явля­ют­ся сино­ни­ма­ми.

Но в то же вре­мя сло­во «нака­нуне», у кото­ро­го отме­ча­ет­ся зна­че­ние «неза­дол­го», может назы­вать более раз­мы­тые вре­мен­ные гра­ни­цы про­ис­хо­дя­ще­го, чем сло­во «в канун», кото­рое обо­зна­ча­ет пред­ше­ству­ю­щий день перед каким-либо собы­ти­ем. Выбор этих слов зави­сит от кон­крет­ной рече­вой ситу­а­ции, от того, какой вре­мен­ной отре­зок хочет обо­зна­чить гово­ря­щий перед наступ­ле­ни­ем зна­чи­тель­но­го собы­тия или празд­ни­ка.

Отметим, что в обы­ден­ной речи чаще исполь­зу­ет­ся сло­во «нака­нуне».

Воскресение Христово – центр жизни христианина не только в течение 40 дней пасхального периода, но и каждый день всего года. Лучшее доказательство тому приводит великий русский язык, ведь только в нем еженедельная Малая Пасха получила название «воскресенье».

Действительно, в основных европейских языках этот день называется совсем по-другому. Sunday, Sontag – «день солнца» в английском и немецком, Dimanche, Domenica – «Господень» («День Господень») – во французском, испанском и других языках романской группы, как и в греческом – Kiriaki. Именно так называли его первые христиане – День Господень – день, когда Господь воскрес, когда мы собираемся вместе и совершаем Евхаристию.

Место воскресной службы в недельном круге православного богослужения можно сравнить с местом Воскресения Христова в жизни каждого христианина. По слову апостола Павла, без Воскресения «тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14). И воскресная служба, конечно же, занимает в богослужении исключительное положение. Как Пасха — это вершина всего года, центр года, ни с чем не сравнимый праздник, так воскресная служба является началом и вершиной недельного круга православного церковного богослужения. В этот день воскрес Господь наш Иисус Христос, в этот день Церковью установлено совершать литургию – драгоценную диадему, которой венчается весь круг суточного богослужения. Воскресный день вновь говорит нам о победе Господа в великий день Его Воскресения; в тот же день совершается Евхаристия, и таким образом он также напоминает о будущем возвращении Господа на землю со славой.

Сегодня в православных храмах вне времени Великого поста Божественная литургия может совершаться каждый день. За два тысячелетия христианской традиции Церковь прославила тысячи святых, имена которых мы можем найти на каждый день церковного календаря, и именно в их память теперь мы каждый день можем совершать литургию. Первые христиане совершали литургию только в День Господень – в воскресенье, и огромная важность этой традиции неоднократно подчёркивается в творениях святых отцов.

Святой Василий Великий называл воскресенье «истоком дней», «ровесником света». Святой Григорий Палама так говорит о воскресенье: «В этот день произошло воскресение Иисуса Христа, которое по своей сути является восьмым воскресением в истории человечества. Три воскрешения совершились в Ветхом Завете и четыре воскрешения в Новом Завете».

Воскресный день — это малая Пасха, которую мы имеем счастье праздновать каждую неделю, которая нас не покидает целый год. Вспоминается нам и преподобный Серафим Саровский, который праздновал Пасху каждый день. Пасхальная радость никогда не оставляла его. Приходивших к нему людей он каждый день года приветствовал словами «Христос воскресе, радость моя!».

Почему я иду в храм в воскресенье?

Некоторые из нас нередко пренебрегают возможностью вновь прославить Воскресение Христа, придя на службу в воскресный день, забывая, что по церковным правилам нарушитель этой заповеди сам изгоняет себя из Церкви Христовой. Согласно восьмидесятому правилу VI Вселенского Собора, мирянин, который не будет на воскресной литургии три раза подряд, отлучается от церковного общения. Это правило показывает, насколько значима воскресная литургия в жизни христианина.

Во время литургии человек соединяется со Христом, Господь наполняет собой всё наше естество, дарит нам силы, необходимые для жизни. Поэтому не страх перед наказанием должен побуждать нас быть на воскресной службе, а опасение за свою жизнь и ее духовное качество.

Весь закон Божий сводится к двум заповедям: любви к Богу и любви к ближнему (Мф. 22, 37-40). Но разве можно эти заповеди исполнить без посещения храма? Если мы любим человека, то разве не стремимся чаще встречаться с ним? Разве можно представить себе, чтобы влюбленные избегали встреч друг с другом? Так и человек, любящий Бога, стремится к Нему.

Храм – это место, назначенное Самим Богом для нашей встречи с Ним, а Божественная литургия – время, когда Господь освящает нас. Но мало того, что в храме Господь защищает нас и дает нам силы, Он еще и учит нас. Ведь все богослужение – это истинное училище Божьей любви. За литургией мы слышим Его слово и слова Его учеников, мы вспоминаем Его чудесные дела, узнаем о будущем. Перед нашими глазами проходят подвиги мучеников, победы подвижников, мужество царей и священников. Мы узнаем о таинственной природе Бога, о том спасении, которое дал нам Христос. Тут мы радуемся светлому Христову воскресению. Часто нам кажется, что все вокруг ужасно, страшно и безнадежно, но воскресная служба говорит нам о нашей Надежде.

Воскресная служба – лучшее средство против тех бесчисленных депрессий и печалей, которые обитают в «сером быте». Это – сверкающая радуга Божьего завета среди туманов всеобщей суеты. И это та малая Пасха, которая так необходима всем нам.

Дмитрий Антошков,
студент 1-го курса
Минской Духовной Семинарии

Просмотрено: 0 раз.

Пасха – самый главный и торжественный христианский праздник. В этот день православные верующие отмечают Воскресение Господа на третий день после его страданий и смерти.

Пасху празднуют каждый год в разное время, от этого дня зависят и другие подвижные праздники, такие как Вербное воскресенье, Вознесение Господне, праздник Святой Троицы и другие.

В этом году православные верующие отмечают Светлое Христово Воскресение 19 апреля.

© CC BY 2.0 / Tatters Пасхальные куличи и крашеные яйца

История праздника

В эпоху раннего христианства праздник Пасхи существовал уже при апостолах. Первоначально он был посвящен воспоминанию смерти Иисуса Христа и совершался в день приготовления евреями пасхального агнца. С самого начала существования христианской церкви праздник Пасхи был главным.

Общины первых христиан праздновали Пасху в разное время – одни вместе с иудеями, а другие в первое воскресенье после иудеев. Постепенно различие в пасхальных традициях становилось все более заметным. На Первом Вселенском Соборе в Никее, созванном в 325 году, было решено праздновать Пасху в один день. © Sputnik / Константин Чалабов Освящение пасхальных куличей и яиц в Великую субботу

С того времени все поместные Церкви стали отмечать праздник в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия. Если же в это воскресенье выпадает Пасха иудейская, то христиане переносят празднование на следующее воскресенье, поскольку еще в правилах святых апостолов христианам запрещено праздновать Пасху вместе с иудеями.

Только в V веке название Пасха стало общепринятым для обозначения собственно праздника Воскресения Христова.

Церковь празднует Пасху 40 дней – столько же, сколько Христос провел времени вместе с учениками после Своего Воскресения. Первую неделю Пасхи называют Светлой или Пасхальной седмицей.

© Sputnik / Стрингер Пасхальное богослужение в Киево-Печерской лавре, архивное фото

Традиции православной Пасхи

Пасхе предшествует Великий пост – самый долгий в году. Пасхальная служба начинается в полночь с субботы на воскресенье, вся она исполнена духовной радости и ликования.

В праздник Пасхи начинается разговление после длительного Великого поста. Главными атрибутами праздничного стола являются крашеные яйца, кулич и пасха (сладкое блюдо из творога с изюмом). Крашеное яйцо – символ мира, обагренного кровью Иисуса Христа и через это возрождающегося к новой жизни. Кулич (высокий хлеб из сдобного теста) – символ тела Господнего, к которому должны причащаться верующие. Вся пасхальная еда освящается в церкви накануне – в Страстную субботу.

© Flickr / Saint-Petersburg Theological Academy Пасхальные богослужения в храме Двенадцати апостолов, Санкт-Петербург, архивное фото

С Пасхи до Вознесения Господня во время служб нет коленопреклоненных молитв и земных поклонов.

В этом году с учетом эпидемии коронавируса многие прихожане не смогут лично посетить храмы в день Пасхи. В связи с этим Святейший Патриарх Московского и всея Руси Кирилл благословил верующих на самостоятельное освещение пасх, яиц и куличей. Для этого перед пасхальной трапезой следует трижды пропеть тропарь Пасхи, а затем окропить еду освященной водой (если она есть) со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». © CC0 / Рixabay Пасхальный кулич и крашеные яйца

С праздником Пасхи связано много традиций, ритуалов и обычаев. Это и зажжение Благодатного огня, символизирующего свет в гробе Господа, который означал его воскрешение, и традиция помогать убогим и нищим, делясь одеждой и едой в этот день, чтобы и они могли присоединиться к празднованию Пасхи. Этот день принято встречать в чистой или новой одежде, потому что она символизирует начало новой жизни.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *