Содержание

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. История, смысл и традиции праздника Преображения.

ГлавнаяСтатьи18 Августа 2018

Преображение Господне, или, по-народному, «Яблочный Спас» — православный праздник, который верующие отмечают 19 августа. В этот день мы вспоминаем евангельское событие, когда апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели Господа Иисуса Христа преображенным — во всей Божественной, вечной славе. Мы расскажем об истории, смысле и традициях праздника Преображения.

Что такое Преображение

Преображение (греч. метаморфосис, лат. Transfiguratio) буквально переводится как «превращение в другой вид» или «изменение формы». Полное название праздника — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Это один из так называемых двунадесятых праздников, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Преображение — Господский праздник.

События Преображения описаны в Евангелиях, о них пишут все евангелисты, кроме апостола Иоанна. Во время молитвы на горе Фавор три ученика Иисуса Христа — Петр, Иаков и Иоанн — увидели, как Учитель преобразился: По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:1-2).

На Руси этот праздник получил народное название «Яблочный Спас». Дело в том, что в Израиле и Греции день Преображения приходился на пору созревания винограда. Христиане приносили душистые гроздья в храм — для благословения и в знак благодарности Богу. В странах, где виноград не растет, например, в большей части России, вместо него стали освящать яблоки. Существует специальная молитва «На освящение начаток овощей (плодов)».

Когда празднуется Преображение Господне

Православные христиане празднуют Преображение 19 августа по новому стилю (6 августа по старому стилю).

События Преображения Господня

Мы читаем о Преображении в трех Евангелиях, оно не описано только в Евангелии от Иоанна.

Как сообщают апостолы-евангелисты, события Преображения произошли через шесть дней после того, как Христос в беседе о кресте и Царствии Божием произнес: «…истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк 9:1). Спаситель взял с собой трех учеников — Петра, Иакова и Иоанна — и отправился на гору, чтобы помолиться. Пока Христос молился, учеников, уставших за день, сморил сон. Но потом чудо разбудило их — Учитель «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф 17:2). Перед Спасителем явились пророки Моисей и Илия и говорили с Ним. Как пишет апостол Лука, беседа шла «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк 9:31), то есть о предстоящем распятии на кресте. Апостол Петр, пораженный величием Господа, воскликнул: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк 9:5). После этих слов появилось светлое облако и накрыло всех своей тенью.

Преображение Господне

Из недр облака раздался голос Бога-Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте (Мф 17:5). После этого чудесного события Христос и ученики сошли с горы. Спаситель запретил апостолам открывать кому бы то ни было тайну Преображения, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк 9:9).

Фавор — Гора Преображения

Фавор — это гора высотой 588 метров, расположенная в Израиле, в 9 километрах к юго-востоку от города Назарета. По преданию, именно на горе Фавор апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели чудесное Преображение Господне. В настоящее время на вершине горы действуют два монастыря, православный и католический.

История празднования Преображения Господня

Традиция праздновать Преображение Господне существовала уже в IV веке, а, скорее всего, и раньше. Именно в IV веке равноапостольная императрица Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения. Кроме того, мы читаем об этом празднике в поучениях святых Ефрема Сирина и Иоанна Златоуста. Из VII века до нас дошло слово на Преображение Господне святого Андрея Критского.

Икона Преображения

Преображение Господне — икона из Праздничного ряда православного иконостаса. Уже в VI веке сюжет иконы стал каноническим. Христа изображают в центре, по обеим сторонам от Него стоят пророки Моисей и Илия. Причем Моисей на иконе чаще всего юн, а Илия стар. Чуть ниже мы видим павших ниц апостолов. Белые одежды Спасителя сияют, свет лучится от лика и всей Его фигуры. Иконописцы изображают Христа в ореоле круглой или овальной формы.

Богослужение Преображения Господня

У праздника Преображения есть один день предпразднства (5 августа) и семь дней попразднства (с 7 по 13 августа). Отдание праздника совершают в храмах 13 августа.

Народное название Преображения Господня «Яблочный Спас» напоминает нам о древней традиции освящать в этот день плоды. В Израиле и южных христианских странах, например, Греции, ко времени праздника как раз поспевал виноград. Гроздья винограда, а еще колосья, люди несли в храм для благословения и в знак благодарности Богу.

На русских землях виноград рос далеко не везде, поэтому традиция трансформировалась — стали освящать яблоки. Существует специальная молитва — «На освящение начаток овощей (плодов)».

Молитвы Преображения Господня

Тропарь Преображения Господня

глас 7

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Перевод:

Преобразился Ты на горе, Христе Боже, показав ученикам Твоим славу Твою, насколько это было для них возможно. Да воссияет и нам, грешным, свет Твой вечный, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!

Кондак Преображения Господня

глас 7

На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Перевод:

На горе преобразился Ты, и, насколько могли вместить ученики Твои, они славу Твою, Христе Боже, созерцали, чтобы, когда Тебя увидят распинаемым, уразумели, что Твое страдание – добровольное и миру возвестили, что Ты – воистину Отчее сияние.

Величание Преображения Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное Преображение.

Перевод

Величаем Тебя, Податель жизни Христе, и почитаем пречистой плоти Твоей преславное преображение.

Преображение Господне является одним из самых главных праздников церковного календаря. Этот день всегда выпадает на Успенский пост, поэтому празднование проходит скромно.

Успенский пост начался 14 августа и продлится до самого Успения — до 28 числа этого же месяца. Преображение тоже имеет непереходящую дату — 19 августа. Этот день в народе называется Яблочным Спасом.

История праздника Преображение Господне 19 августа

Иисус Христос и его ученики находились рядом с горой Фавор, когда Мессия решил пойти помолиться на эту гору. Он взял с собой Петра, Иоанна Богослова и Иакова Старшего. Во время молитвы апостолы были ослеплены ярчайшим светом, который начал исходить от тела Христова.

Далее апостолы увидели двух святых пророков — Илью и Моисея. Они передали Иисусу, что Ему суждено быть распятым на кресте. Они поведали, как все должно случиться и почему. Далее сам Господь обратился к апостолам. Они услышали голос, который сказал им: «Это и есть Мой Сын. Следуйте за ним, слушайте его, ибо в нем моя сила».

Когда чудесное свечение завершилось, а Илья и Моисей покинули гору, словно ничего и не было, Иисус Христос сказал ученикам, что им строго запрещено говорить об увиденном, но лишь до тех пор, пока Он не воскреснет из мертвых. Это событие и легло в основу одного из самых главных праздников христианства.

Что до Яблочного Спаса, то так называют народную интерпретацию праздника 19 августа, информирует Therussiantimes. В этот день до прихода христианства на русскую землю люди праздновали сбор урожая, особенно яблок. До сих пор этот праздник некоторые называют Спасом, чтобы отдать дань памяти древним традициям.

Традиции праздника Преображения

В этот день принято освящать яблоки и делиться ими с нуждающимися. Множество людей занимается сбором урожая и уборкой территории. Это будет воскресенье, поэтому можно спокойно посвятить себя домашним делам. Конечно, если у вас нет дачи или огорода, лучше сходить в церковь и помолиться. Можно прочитать молитвы дома. Вот одна из таких молитв:

«Пресвятой Отец наш, Господь и Сотворитель всего сущего. Вдохни в нас любовь к жизни и дай нам свет свой животворящий, чтобы мы смогли увидеть в этой жизни всё самое лучшее. Дай нам цель великую, как дал Ты своему Сыну — Иисусу Христу, яко без цели идти по жизни невозможно. Храни нас грешных от помутнения разума и от безверия. Дай нам увидеть свет в словах Твоих и в словах Христа, как ты дал это сделать апостолам. Позволь нам обрести покой на Небесах и Счастье на Земле. Аминь».

В этот день все молитвы и все действия должны быть направлены на всеобщее счастье. Не стоит забывать о том, что это день Успенского поста. Соблюдающим этот пост важно помнить о запретах на мясо и другую запрещенную пищу. Ограничения снимаются на рыбу и вино. В 2018 году эта традиция останется неизменной.

Данный праздник является двунадесятым, то есть одним из 12 самых важных. Постарайтесь посетить праздничную литургию и по возможности причаститься. Это хороший день для преподнесения подарков вашим близким и для того, чтобы попросить прощения у тех, кого вы могли случайно обидеть в прошлом.

Преображение Господне: что нельзя делать

Дурной приметой в праздник Преображения Господня считалось находится в дурном настроении, а тем более – портить его другим людям. День стоило проводить в тихой радости, вспоминая и говоря только хорошее и позитивное.

В этот праздник нельзя:

  • работать "ради корысти", в том числе и по дому, например, шить ("Кто на Спаса шьет – до конца дней слезы льет"), стирать, убирать – подробнее читайте в нашем материале Священник объяснил, почему в воскресенье и на православные праздники нельзя работать;
  • громко разговаривать и шумно веселиться;
  • ссориться и ругаться;
  • желать кому-либо зла – все дурное, что желается другому человеку, вернется к тому, что нажелал;
  • так как начинается Успенский пост, то вступают в силу запреты в еде – подробнее читайте в нашем материале Успенский пост-2018: что нельзя делать в эти дни – от питания до свадьбы.

Небольшое уточнение о работе в праздник Преображения Господня: под исключение подпадает готовка праздничных блюд. О том, что пекут на Яблочный спас, читайте в нашем материале Когда и как праздновать Яблочный спас-2018. Кроме того, дозволялись работы в саду: всей семьей собирали урожай. По народной традиции, урожай, оставшийся после Яблочного спаса, уже не приносит пользы здоровью.

Что касается поста, то 19 августа – это единственный день, когда дозволяется рыба и морепродукты, а также немного вина.

Икона Преображения Господня

По традиции на иконе Преображения Господня изображается целый ряд лиц и сюжетов. Основой иконографии праздника является рассказ о преображении Христа на горе Фавор.

Центром иконы является Иисус Христос, стоящий на горе в Своей преображенной Божественной славе. Белизна одежд Христа подчеркивается мандорлой – темным овалом или кругом. В этой композиции есть и символический смысл – Господь изображается как просфора на дискосе во время Божественной литургии.

По сторонам от Христа пишутся пророки Моисей и Илия, на других типах икон также добавляются фигуры ангелов и архангелов. Символический смысл изображения пророков – образы священника и диакона, сослужащих Господу во время Литургии.

В срединной части иконы, по сторонам от горы, изображаются два отдельных сюжета: справа – Христос восходит на Фавор с учениками, слева – сходит с ними с горы после Своего преображения. В нижней части образа пишутся апостолы, павшие лицами вниз у подножия горы.

Этот сюжет также основан на свидетельстве Евангелия: услышав глас Бога Отца с неба и увидев Христа во славе, бывшие с Ним ученики – Петр, Иаков и Иоанн – пали ниц. На некоторых иконах апостол Петр может иметь радостное выражение лица в соответствии с его словами: «Равви! хорошо нам здесь быть».

На иконе также могут быть изображены фигуры пророка Моисея, восстающего из гроба, и пророка Илии, парящего на облаке. В таком случае Моисей символизирует мир умерших, а Илия – мир живых, свидетелей преображения Сына Божия (ведь в Ветхом Завете сказано, что Илия не умер, а был живым взят на небо).

Молитва в праздник Преображения Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа

"Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его!

Преображение Господне – большой праздник с особым смыслом

Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти. Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество. Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков".

Яблочный Спас 2018: все приметы на 19 августа

  • Какая погода на Яблочный Спас – такой будет и осень.
  • Пчелы слетаются на мед – к достатку в доме.
  • Если при посеве озимой пшеницы дует северный ветер, то колосья уродятся крупные.
  • Чистое безоблачное небо на Преображение – к морозной зиме.
  • Если в этот день листья на деревьях пожелтели – ждут скорые холода.
  • Много скворцов на деревьях – к суровому январю.
  • Считается, что если погода в этот праздник сухая и жаркая, то осень будет такая же. А вот если будет дождь, то и осень будет дождливая и холодная.

Слова на Преображение Господне и Успение Пресвятой Богородицы

Святитель Андрей Критский (+ 740):

«Услышите меня все те, которые, посредством уничижения Слова, избавились от неразумия, вознесли ум свой от земли и научились мыслить о горнем, — поелику я предлагаю вам обильную духовную трапезу словес, — и вместе с Словом пойдем ныне на высокую гору Преображения, совлекши вещественную и темную одежду жизни и облекшись в одежду, сотканную свыше и сияющую лучами разумных добродетелей. И Самому Христу, Который есть чистый всего Начаток и Пресущественное Слово Отца, Который ради нас сошел с неба и по человеколюбию воспринял нашу немощную плоть, угодно, чтобы мы совершили с Ним это восхождение, поелику мы и жизнью, и словом облечены уже в белые одежды и окрылены чистыми помышлениями Духа. И это ясно из того, что Он, взявши с Собою избранных из апостолов, как уже более близких к Нему по своим свойствам, возвел их на гору высокую. С какой целью Он совершает это и чему желает научить? Он намерен показать необычайную славу и величие Своего Божественного естества, в которое, немного прежде — таинственно, а теперь более ясно — посредством Своего Преображения, Он изменил и природу, некогда услышавшую: „земля еси, и в землю отидеши“ (Быт. 3:19). Ныне мы и празднуем это, то есть: обожествление нашей природы, ее превращение в лучшее бытие и восхождение из естественного состояния в сверхъестественное. Этому дивятся ангелы и это прославляют архангелы; этому радуются и все разумные примерные чины, являя тем самое действительное и неложное свидетельство Божия человеколюбия, беспредельное и безграничное море коего невозможно и обнять умозрением. Это теперь и мы желаем прославить, но достойно исполнить не можем. Но, поелику Богу любезно то, что совершается сообразно с нашими силами, то и не следует нам уклоняться от своего намерения и малодушествовать».

Церковные Ведомости. СПб.: Синодальная Типография, 1899. С. 1217.

Священномученик Фаддей (Успенский) (+1937):

«Привлекл еси любовию мя, Спасе, и пременил еси Божественным Твоим желанием; но попали огнем невещественным грехи моя, и насытитися Твоея пищи сподоби, да обое играя величаю, Блаже, величия Твоя»?

Преображение Господне

Можем ли и мы о своих молитвах и слушании песнопений праздника здесь в храме сказать то же, что сказал апостол Петр на горе Фаворе: «Добро есть нам зде быти» (Мф.17:4)? Без сомнения, только немногие могут сказать о себе что-либо подобное. Состояние же духа большинства не подобно ли состоянию апостолов до того времени, как осиял их на Фаворе свет Божества Христова? Апостолы «лучшие» были «отягчены сном» во время молитвы Господа, в то время, когда началось чудное изменение вида преобразившегося Господа; так и из нас многие, вспоминая это чудесное событие здесь в церкви, не были ли отягчены духовным сном и леностью? Апостолы, отягченные сном, потом совершенно отогнали его, а некоторые из нас успели ли сделать это хотя бы до самого окончания службы? Поэтому-то святая Церковь старается возбудить нас от подобного сна: «Востаните, ленивии, иже всегда низу поникшии в землю, души моея помыслы, возмитеся и возвыситеся на высоту Божественнаго восхождения. Притецем к Петру и к Зеведеевым и вкупе с оними Фаворскую гору достигнем, да видим с ними славу Бога нашего».

Отчего же объял многих из нас духовный сон и леность? Оттого, прежде всего, что многие совсем не разумеют или очень мало разумеют значение Преображения Господня, как и апостолы не сразу уразумели это значение: им Господь даже запретил говорить о Своем Божественном Преображении, «дондеже Сын Человеческий из мертвых воскреснет» (Мф. 17:9). Зачем преобразился Господь? Для того, чтобы «показать ученикам Своим славу Свою». Но почему Он показал ее именно пред страданиями? Для того, чтобы научить апостолов и всех нас, что путь к небесной Божественной славе лежит чрез страдания, для того, чтобы ученики Христовы, если уже предстоит пострадать вскоре Христу, «уразумели бы, что Его страдание вольное» для спасения мира. Между тем этого-то и не могли долго уразуметь апостолы. Божество Христово они уже исповедовали ясно: еще незадолго до Преображения Господь ублажил Петра за исповедание Божества Своего Учителя: «Ты еси Христос, Сын Бога живаго» (Мф. 16:16), но когда Господь после этого исповедания начал говорить о предстоящих Ему страданиях, тот же Петр начал прекословить: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:22), и Господь увидел в этом прекословии искушение сатаны: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:23). И долго еще ученики Христовы не могли уразуметь необходимости и значения страданий своего Божественного Учителя: когда шел Господь после Преображения в Иерусалим на страдания, ученики Его «ужасались и, следуя за Ним, были в страхе» (Мк. 10:32) они боялись предстоящих страданий. Вот почему явившиеся на Фаворе Господу Моисей и Илия говорили с Ним «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31), то есть о предстоящих Ему страданиях, ведущих к небесной Божественной славе.

Итак, напечатлеем ныне в своих мыслях и сердцах истинный путь духовного преображения нашей жизни, указанный преобразившимся Господом. Пусть не можем мы сразу последовать указанным Им путем. Но смотрите, как милостив Господь: с обличением ли и гневом встречает Он лучших учеников Своих, отягченных сном во время величайшего события земной Его жизни? Нет, Он возбуждает их светом Божества Своего. Будем молить Его, чтобы милостив был Он и к нашим немощам, чтобы и нашу духовную леность отгонял «воссиянием света Своего присносущного» в душах наших, пока сделаемся способными последовать Ему в подвигах духовных и в терпении посылаемых нам страданий. Святые апостолы не сразу преобразились духовно, но носили сначала долго «тело смирения» (Флп. 3:21), «мертвость Господа Иисуса» в своем теле (2 Кор. 4:10), были «умерщвляемы ради Него всякий день» (Рим. 8:36; Пс. 43:23), то есть несли страдания ради Христа непрестанно, и уже чрез это только тело смирения их, то есть уничиженное страданиями, «преображалось в тот же образ Христов от славы в славу» (2 Кор. 3:18). Так и наша душа пусть привлекается не одними радостями земными, или, по слову церковной песни, «уныния раждающыя печали на земли» (т. е. попечениями земными), но гораздо более «радостью Духа Святого» (1 Фес. 1:6; Рим. 14:17), которая вселяется в душу, «последовавшую ко еже от земли преложению Божественнаго жития» (к вышеземному Божественному житию), то есть очищаемую постепенно от страстей земных молитвою, воздержанием и прочими подвигами духовными, равно как терпеливым несением страданий жизни, какие посылает каждому на долю Господь. Аминь».

Олонецкие Епархиальные Ведомости № 16, 1906. С. 586.

Праведный Алексий Мечев (+1923):

«Матерь Божия прожила на земле 60 лет. Она с нетерпением ожидала перейти от земли на небо, к Сыну и Богу, и об этом усердно молила Его. Господь услышал молитвы Своей Матери, и за три дня до исхода Ее известил Ее об этом. В день отшествия Своего Преблагословенная пожелала видеть апостолов: и все они, кроме Фомы, принесены были из разных стран мира на облаках к дому Ее. Здесь собрались и все знавшие Ее. Скорбели и плакали о разлуке с Нею. Она утешала всех и уверяла, что не забудет их, что успешнее станет молить за них Бога и просить им милостей и спасения у Него. В самый час кончины земной жизни Своей Пресвятая Дева убрала горницу Свою, засветила множество светильников, воскурила фимиам, возлегла на одр Свой и преставилась: явился Спаситель с Ангелами, принял Святую душу Ее и принес на место Своей славы, в райские селения. Апостолы взяли тело Богоматери, с пением и молитвами положили в пещеру в саду Гефсиманском. Через три дня пришел и апостол Фома в Иерусалим; он, узнав о случившемся, плакал и скорбел. Чтобы успокоить его, апостолы решились показать ему тело Божией Матери, но когда открыли пещеру, она оказалась пустою, — в ней нашли только ризы Пресвятой. Это удивило всех. Начали молиться, чтобы узнать, что случилось, вечером того дня Матерь Божия явилась на воздухе с ангелами и сказала недоумевающим: „Радуйтесь! Я здесь и не перестану молиться за мир христианский“.

Такова была, други, славная кончина Божией Матери. На какие же думы наводит нас с вами история настоящего праздника? Не задается ли и каждый из нас такими вопросами: какова же будет наша кончина? Явится ли к нам тайный вестник, чтобы возвестить нам о нашей смерти? Или, может быть, смерть настигнет нас как тать, нежданно. Тиха ли будет наша кончина или, быть может, в страшных муках и ужасе кончится наша жизнь? Да, други, „кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти“ (Пс. 88:49). Неприятна мысль о смерти, мрачен и ужасен факт ее. Однако же ни устранить, ни избежать ее мы не в состоянии. Смерть есть общий, неизбежный жребий. Что же делать нам в таком случае? Забываться ли постоянно в круговороте наших житейских дел и постоянно думать о ней, о смерти? Было бы слишком легкомысленно и неосмотрительно с нашей стороны, постоянно слыша о смерти и видя ее жатву, не думать о ней так, как следует истинному христианину. Не будем страшиться смерти. Она страшна только для неверующих, а для нас, христиан, — светлая дверь в жизнь блаженную, вечную. Будем только чаще вспоминать о ней.

Сколько не живи на этом белом свете, а умереть, перейти в другую, вечную жизнь все-таки придется. Но вот вопрос — готовимся ли мы к будущей жизни? Не обременила ли нас слишком земная жизнь? Пусть каждый из нас даст себе отчет в этом, а теперь расскажем в наше назидание следующую притчу и приложим ее к себе. „Житель некоего большого города имел собственный свой дом, но до известного срока, по обстоятельствам не мог в него перейти, а потому он проживал на квартире, и хотя очень хорошо знал, что должно оставить ее, но, несмотря на это ничего не жалел на устройство своей квартиры, о том только и думал, как бы и чем ее украсить и обогатить, а о своем собственном доме вовсе забыл, а если иногда и приходила ему о нем мысль, то, по необходимому ослеплению, отгонял от себя это напоминание. Что же из этого вышло? Когда настало время (а настало оно вдруг и неожиданно) оставить квартиру и перебраться в свой дом, то он оказался не приютом, а вертепом, ибо брошен был без всякого внимания, завелись в нем отвратительные нечистоты, змеи и всякого рода гады, и принужден был несчастный домовладелец войти в такой оскверненный дом, но, что всего неприятнее, — это то, что ему даже не дозволено было ни очистить дом, ни изгнать из него поселившихся в нем пресмыкающихся животных. Итак, из великолепной квартиры беспечный домовладелец перешел на бесконечное житье в свой дом. Без сомнения, и жалел и тужил он о своем безумии, и упрекал и даже проклинал себя, ‑ но все это было гласом вопиющего в пустыне — время упущено безвозвратно и сделать ничего было уже невозможно. Смысл притчи ясен: домовладелец — каждый из нас, квартира — греховный этот мир, собственный дом — вечность“.

Господи! По молитвам Пречистая Твоея Матери дай нам грешным к привязанным к благам мира сего постоянную память последнего часа нашей жизни и той великой минуты, когда мы должны будем предстать пред лицо Твое, чтобы дать строгий отчет о всей нашей земной жизни. Аминь».

Произнесено 28.08.1914 г.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *