ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 2001 НИСАН 5761 — 4 (108)

ПЕЙСАХ

Пейсах несравним ни с каким другим еврейским праздником. Вы можете не знать, что такое Швуэс и Суккос, забыть о Рош а-Шона, но Исход из Египта, происшедший более 32 веков назад, и возглавившего его Моше не знать или забыть невозможно. Это вечное достояние всего человечества!

Мы отмечаем день освобождения от рабства, день рождения народа – не сборища людей, а сообщества, объединенного единой целью, единого с Г-сподом целого. Воля Б-га была явлена через Моше, который вывел рабов из опостылевшей страны и донес слово Б-жье до каждого, чтобы он почувствовал себя свободным человеком. Спустя несколько десятилетий народ наш на вечные времена заключил союз с Б-гом, получив Тору. Этот Закон определил развитие цивилизаций и прогресс человечества, нашу с вами жизнь.

Важнейшей частью праздника является чтение Агоды, ибо рассказывать об Исходе – наш святой долг. «Если бы Пресвятой, да будет Он благословен, не вывел отцов наших из Египта, то и мы, и дети наши, и дети наших детей остались бы в рабстве».

Мы избавились от гнета, и приобретя Закон, сохраняем его тысячелетиями, видя в нем символ нашей вечной духовной свободы, непреходящей, не подверженной влиянию фетишей той или иной среды и прихотям диктаторов, свободой, ограниченной одной только волей Б-га.

Вновь и вновь, из века в век, из года в год мы садимся за праздничный сейдер и обращаемся к Всевышнему со словами благодарности за ниспосланные Им милосердие и любовь. Каждой еврейской семье известна эта традиция, духовное наследие наших предков. И в долгие годы тоталитарного коммунистического режима, оторванные от своих корней, люди помнили заповедь – есть в Пейсах опресноки и старались во что бы то ни стало раздобыть к этому празднику мацу. Некоторые даже сами выпекали ее, рискуя жизнью.

Не могу не вспомнить поучительную историю, приключившуюся с рабби Леви-Ицхоком из Бердичева. По окончании праздничного сейдера он, выполнив все заповеди и связанные с ними ритуалы, мысленно проверял себя, припоминал, не забыл ли что, не упустил ли какую-то деталь. И тут услышал внятный, четкий голос, раздавшийся с неба: «Твой сейдер был не лучшим в городе. Хаим-водонос тебя превзошел».

Удивленный и раздосадованный ребе попросил хасидов разыскать водоноса. Несмотря на поздний час они тут же отправились выполнять просьбу наставника. Но водонос Хаим не был известной персоной в таком довольно крупном городе, как Бердичев, и никто не мог указать, где он живет. Наконец выбившиеся из сил хасиды нашли на самой окраине развалюху и постучали в дверь. Хозяйка, открывшая дверь, удивилась визиту посланцев ребе да еще в столь поздний час. А узнав о приглашении, покраснела и сказала только: «Хаим не может говорить с вами сейчас». «Но ребе хочет его видеть», – настаивали посланцы. Не найдя что ответить, женщина подвела гостей к кровати мужа: «Это он. Спит, как видите. Не мудрено, ведь столько выпил. Что ребе хочет от Хаима?..» Ничего не говоря, хасиды кое-как поставили водоноса на ноги, насколько это было возможно, привели его в чувство и доставили к ребе. В присутствии цадика бедный водонос стал приходить в себя и громко возмущаться.

Рабби Леви-Ицхок утихомирил гостя и попросил: «Расскажи про свой сейдер». Хаим разрыдался, но успокоенный словами цадика о благосклонности Г-спода, начал говорить. «Каждое утро я обращаюсь к Б-гу с молитвой и благодарностью, потом выпиваю немного водки и говорю Ему «лехаим”. Но сегодня до меня вдруг дошло, что в Пейсах целую неделю я не смогу пить водку, а потому из-за предстоящего воздержания сказал Б-гу «лехаим” восемь раз на дню. Голова закружилась, я лег я на кровать и заснул. Спал очень крепко и не заметил, как прошло время. Жена много раз пыталась меня растолкать, чтобы отправить в синагогу, но я только переворачивался с боку на бок. «Хаим, – взывала она. – Это же Пейсах! А как же сейдер? У всех евреев праздник как праздник, а у нас?!”

Чувствовал я себя ужасно. Жена сердилась. Приткнулся я к столу и сказал: «Я простой человек, как и мой отец. Безграмотный и не умею общаться с Б-гом. Но про Пейсах знаю одно: Б-г вывел моих предков из Египта, освободив от рабства. А сейчас мы снова в изгнании, и Г-сподь скоро спасет нас опять”. Только сказав это, я заметил, что жена накрыла стол, положила мацу, овощи, яйца, поставила вино. Выпил я вина, немного закусил и снова лег спать. Вот и весь мой сейдер».

Рабби Леви-Ицхок еще раз успокоил Хаима, заверив, что его сейдер был принят Б-гом, и отправил водоноса домой в сопровождении верных хасидов. А когда те вернулись, заметил: «Всего несколько слов сказал водонос, зато от всего сердца, вложил в них все чувства! Вот почему его сейдер так высоко оценил Г-сподь».

Наши помыслы чисты, и мы не только надеемся, но и уверены, что Б-г нас не забывает. И всякий раз, произнося в заключение сейдера «В будущем году в Иерусалиме!», мы выражаем свою уверенность в скором приходе Мошиаха и полном освобождении, которое придет вместе с ним. Кому-то такая убежденность современных евреев может быть непонятна, но у евреев Египта было еще меньше оснований для уверенности в благоприятном окончании Исхода.

Голус, наше изгнание с родной земли, закончится, и единый, неделимый Израиль, наш избранный Б-гом народ, вернется к святому очагу, в Святую Землю. Каждый прожитый день – это очередной шаг к полному освобождению от духовного рабства, любой зависимости.

Как написано в Талмуде, свободен лишь тот, кто учит Тору, живя по ее заповедям. В нашей вере, в единстве с Творцом наша сила. С приходом Мошиаха мы станем по-настоящему свободны. Да будет так уже в этом году!

Главный раввин России Берл Лазар

Если женщина идет по улице с гордо поднятой головой, значит, у нее есть мужчина. Если женщина идет по улице и улыбается, значит у нее будет мужчина.
Так выпьем за женщину, которая улыбается !
Для того, чтобы из мальчика вырос настоящий мужчина, рядом должна быть настоящая женщина.
За настоящих женщин!
Десять лет любовных похождений превращают женщину в развалину. Двадцать лет замужества делают ее похожей на общественное здание.
За женщин, над которыми не властно время !
Девушки-медики пьют до потери пульса.
Девушки-химики — до потери реакции.
Девушки-математики — до бесконечности.
Так выпьем за девушек-физиков, пьющих до потери сопротивления !
Никто не вспоминает о дружбе, если речь идет о любви. Истинный джентльмен не делается другом женщины, если может стать ее любовником.
За истинных джентльменов!
Один неджентльмен, который не знал всех нюансов языка, говорил прямо: «Я бы хотел видеть/иметь вас голой». Истинный джентльмен, зная все нюансы, сначала, конечно же, предложит даме чашечку кофе/бокал вина/фужер шампанского.
За истинных джентльменов!
Мужчины, не разбирающиеся в вине, не могут по достоинству оценить вкус женщины.
За гурманов, ценящих вкус и букет вина!
Когда сказки становятся былью, жены перестают верить в мужские легенды.
За легендарных мужчин, о которых слагают мифы женщины!
Сколько времени нужно бегать за женщиной, чтобы ее догнать? Это знает уставший. Что нужно для того, чтобы понравиться женщине? Это знает только умерший.
Так выпьем за мужчин, которые не умирают от любви потому, что у них открывается второе дыхание!
Автобус нужно обходить спереди, трамвай сзади, а женщину нужно обходить со всех сторон.
За обходительных мужчин !
Любовь молодой женщины как молодое вино — терпкое, невыдержанное, опьяняющее.
Любовь женщины постарше как старое вино — выдержанно, с букетом, опьяняющее.
Так выпьем же за опьяняющую любовь!
Кто как любит?
Повар любит горячо, пожарный — пламенно, фотограф — моментально, кондитер — сладко, часовщик — минутно, адвокат — красноречиво, банщик — жарко, рыбак — хладнокровно, бухгалтер — расчетливо, студент — платонически, спринтер — стремительно, врач — смертельно, сумасшедший — безумно, а дураки, вроде меня, любят крепко и верно.
Так выпьем за любовь!
Один мужчина спрашивает другого:
— Скажи честно, тебе нравятся глупые женщины?
— С чего ты взял? Конечно, нет!
— А плохие хозяйки тебе нравятся? Такие, которые и завтрак приготовить не могут?
— Да нет! А почему ты об этом спрашиваешь?
— Дело в том, что я не могу понять, почему ты пристаешь к моей жене?!
Давайте выпьем за любовь! Любовь слепа!
Один таксист, боясь грабителей, держал у себя в машине лом. Однажды везет он двоих мужчин. В пути один из пассажиров трогает его за плечо:
— Шеф! Закурить не найдется? Таксист, не раздумывая, врезал ему ломом по голове.
— И тебе тоже? — обращается он ко второму.
— Нет, — отвечает тот, — мы одну на двоих покурим!
Курение, как видите, опасно для жизни! Так выпьем же за нас, курильщиков!
Вы, наверное, знаете такую частушку:
«Говорят, что я старуха.
Только мне не верится.
Hу, какая ж я старуха —
Все во мне шевелится!»
И во мне все шевелится, да и в каждом из вас. Предлагаю выпить за нас, за молодых!
Все посетители ночного клуба не перестают удивляться энергии господина лет семидесяти, танцующего с юными леди, а в перерывах заглатывающего крепкие коктейли. Одна из барышень решается задать вопрос:
— Простите, сэр, вы меня восхищаете: ведете себя, как юноша. Неужели возраст не сказывается ни на чем?
— Увы, нет. Вот вчера привел такую, как вы, домой, где-то часа в два ночи. Естественно, сразу легли спать, просыпаюсь около трех и начинаю пристраиваться к гостье, а она бурчит: «Ты же меня только пятнадцать минут назад *ул…» видите, какой склероз.
Так давайте выпьем за то, чтобы нас в старости мучил только склероз!
2.Хорошее вино найти легче, чем повод для того, чтобы его выпить.
Так выпьем за друзей, чей приход уже достаточный повод для того, чтобы выпить.
Пришло время умирать старику. Взмолился он, поднял руки к небу и обратился к Богу:
— Боже, дай пожить хоть чуть-чуть.
— Сколько ты хочешь? — спросил Бог.
— Столько, сколько листьев на этом дереве.
— Это очень много.
— Ну, тогда сколько яблок на этом дереве.
— Это тоже много. Я дам тебе пожить столько, сколько у тебя друзей.
— Нет у меня друзей, — печально сказал старик и дрожащей рукой вытер слезы.
Так выпьем же за друзей. И чтобы их было больше, чем листьев на дереве.

Паслён чёрный в народе имеет такие названия как поздника, позника, бздника, бзднюха.

Небольшое растение до 60 см. в высоту. Цветёт с июня по сентябрь. Первые спелые ягоды появляются в конце июля. Спелые ягоды паслёна имеют чёрный цвет и диаметр до 1 см. Произрастает практически на всей территории России, любит расти в овражках, по берегам речек, влажных склонах холмов. Очень частый спутник в огородах и садах, хотя специально его никто не сажает. Незрелые ягоды имеют зелёный и зеленовато-коричневый цвет и они ядовиты, так как содержат соланин. К моменту созревания ягод содержание соланина сокращается практически до нуля. Поэтому в кулинарии ягоды используются только спелыми.

Кулинарное применение поздники: варенья, кисели, начинка для пирогов, особенно вкусна в варенье с дикими яблоками. Свежие спелые ягоды паслёна довольно вкусны и их можно есть и в сыром виде, тем более в свежем виде оказывают большее лечебное воздействие на организм.

Лечебные свойства ягод поздники: снимают болевые симптомы, имеют слабительное, мочегонное, противовоспалительное, спазматическое воздействие, успокаивают нервную систему, улучшают зрение, имеют положительное влияние при ревматизме, снижают повышенную температуру тела. Широко используется и в официальной медицине в виде различных настоек, мазей и отваров.

Это интересно: свои названия ягода получила из-за того, что раньше растение широко использовалось как слабительное средство. В разных регионах она имела разные написания, но смысл, конечно, получался один. В тамбовском, рязанском, ростовском, донском регионах растение называли как Бзника. В курском и брянском регионе — Бздюка. В орловской и курганской — Бзнюка. В орловском регионе — Бздюква. В воронежском и нижнедонском — Бздю. В Пензе — Бзнига.

6 февраля, день памяти Ксении Блаженной, выдался морозным. Но, несмотря на холодный ветер и низкую температуру, поток желающих приложиться к гробнице почитаемой святой не иссякал. К концу дня часовня Ксении Петербургской больше напоминала оранжерею, так много цветов принесли ей верующие.

Едва ли найдется петербуржец, ни разу не посетивший часовню Ксении. Она помогает всем, даже тем, кто не совсем верит и сомневается в её помощи. Через её заботу и помощь многие пришли в церковь Христову. В народе сложилась традиция писать записочки со своей просьбой и оставлять их в часовне. Люди верят, что Ксения читает каждую из них.

6 февраля состоялось официальное открытие епархиальной больницы в честь Ксении Блаженной, что на Обводном 19. В честь открытия митрополичьими грамотами были награждены благотворители, помогавшие в восстановлении храма и больницы. Пастор душепопечения больницы Альтона Хайнц Паделль, прибывший из Гамбурга, был награжден медалью св. ап. Петра. Община душепопечения с 1999 активно помогает в восстановлении храма и больницы Ксении Петербургской.

О Ксении Блаженной (Ксении Григорьевне Петровой) известно, что она родилась между 1719 и 1730 годами в Петербурге. После смерти мужа она раздала все свое имущество бедным и «принесла Господу в жертву свой разум», желая стать юродивой.

Она жила подаянием и взяла себе имя Ксения, которое означает «странница». У нее обнаружился дар провидения и способность помогать людям в их бедах, особенно в семейных делах.

Когда на Смоленском кладбище строился храм, Ксения Блаженная по ночам приходила к месту строительства и поднимала на леса кирпичи, которые утром с удивлением обнаруживали рабочие.

После смерти Ксении люди становились свидетелями чудес, происходящих на ее могиле: пришедшие сюда излечивались от болезней. Считается, что особенно святая Ксения благоволит к женщинам.

В июне 1988 года Ксения Блаженная была канонизирована, а часовня, воздвигнутая в ее честь на Смоленском кладбище, является одним из мест паломничества православных христиан.

Екатерина Самойленко

Архиепископ Тихвинский Констанин и епископ Петергофский Маркелл
в Смоленском храме на Смоленском кладбище

Молебен в часовне блаженной Ксении

Паломники в очереди к гробнице блаженной Ксении

  • Опресноки Словарь библейских образов
  • Пасха Библейская энциклопедия Брокгауза
  • Опресноки, праздник опресноков архим. Никифор (Бажанов)
  • Полемика между греками и латинянами об опресноках Михаил Чельцов
  • Слово к латинянам об опресноках еп. Николай Мефонский
  • Полемика об опресноках при патриархе Михаиле Кируларии Г.И. Беневич
  • Квасной хлеб и опресноки: к вопросу о богословском смысле раскола 1054 г. John H. Erickson

***

Опре́сноки, или опресно́ки (др.-греч. ἄζυμα; ст.‑слав. опрѣсно́ки) — 1) неквашенный, пресный хлеб; хлеб, приготовленный на основе бездрожжевого теста; 2) хлебные изделия, приготовлявшиеся иудеями на основе бездрожевого теста к празднику опресноков.

***

В связи с чем был установлен праздник опресноков?

Праздник опресноков был установлен в связи с историческими событиями, предшествовавшими и способствовавшими выходу Израильского народа из Египта. Явившись Моисею, Бог направил его в Египет с особенной миссией: вывести Израиль из страны пирамид (Исх.3:2-10).

Несмотря на то, что Моисей, исполняя решение Божье, требовал от фараона, чтобы тот отпустил еврейский народ, фараон не желал этого. И это при том, что ему было сказано Моисеем, что он выступает не сам от себя, а в качестве Божьего посланника.

Для того, чтобы принудить правителя к подчинению, Господь стал насылать на Египет страшные бедствия, одно за другим. О каждом из этих бедствий, впоследствии названных казнями египетскими, Моисей предупреждал фараона заранее. Таким образом, бедствия имели для него значение угрозы.

Казни следовали одна за другой, но несмотря на то, что они наносили серьёзный урон египетскому царству, правитель продолжал упорствовать. Последнее, самое страшное бедствие сломило его сопротивление, и он вынужден был подчиниться Божественному Провидению, вынужден был отпустить еврейский народ. Это последнее бедствие состояло в том, что у египтян погибли первенцы, включая первенца самого фараона и первенцев среди скота (Исх.12:29-31).

Сыны же Израиля были избавлены от гибели своих первенцев. Обстоятельства избавления были связаны с жертвой Богу — пасхальными агнцами, — кровь которых евреи предварительно нанесли на косяки и перекладины дверей своих жилищ (Исх.12:7), и плоть которых, после того, как агнцы были запечены на огне, потреблялась всем обществом Израиля (Исх.12:3-6).

Пасхальные агнцы поедались вместе с горькими травами и пресным хлебом (Исх.12:8). В связи с упомянутыми событиями еврейский народ, покинул Египет, освободился от рабства и сделался свободным. В память об этом Господь утвердил праздник опресноков, одной из обрядовых черт которого стало: вкушать семь дней пресный хлеб (Исх.12:15). При этом в домах евреев не должно было находиться квасного (Исх.12:15).

В чём смысл спора с католиками об опресноках?

Наряду с тем, что Римская церковь, отдаляясь от Православия, позволяла себе искажать догматы Вселенской Церкви, она искажала и традиционные нормы богослужебной практики христиан. Одно из таких искажений относится к использованию в Таинстве Евхаристии опресноков. Есть весомые основания считать, что начало этой практике было положено не ранее чем в X–XI вв.

Чем же римо-католики оправдывают эту практику? На каких основаниях зиждется их убежденность, что Евхаристию нужно совершать не на квасном хлебе, а на опресноках?

В защиту данной идеи представители Римской церкви указывают, главным образом, на два «библейских» основания: 1) на то, что Тайная вечеря будто бы была совершена в первый день опресноков, когда вкушение квасного хлеба не дозволялось законом, и, следовательно, Спаситель, устанавливая Таинство Евхаристии, использовал не квасной хлеб, но пресный, не вскисший; 2) на слова апостола Павла: «Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1Кор.5:8).

Однако оба этих так называемых «основания» не оправдывают практику совершения Евхаристии на опресноках.

Что касается времени совершения Тайной вечери по отношению к ветхозаветной Пасхе, то она, очевидно, состоялась не 14-го, а 13-го Нисана (то есть до праздника ветхозаветной Пасхи (Ин.13:1)), когда опресночные дни ещё не наступили.

Что касается слов апостола Павла об опресноках, их, как следует из контекста речи, следует понимать не буквально, применительно к правилам совершения Таинства Евхаристии в Церкви Христовой, а иносказательно, духовно. В этом выражении он призывает последователей воздержаться от ветхого кваса, призывает их к нравственной чистоте и духовному совершенствованию.

Следует отметить, что потребление иудеями опресноков было связано с ветхозаветным обрядовым законом, а поскольку этот закон был отменен Господом Иисусом Христом, постольку утратила значение законной и обрядовая практика их потребления.

Обратим внимание, что согласно Евангельскому повествованию Мессия, утверждая Таинство Евхаристии на Тайной вечери, использовал квасной хлеб (по-гречески «артос», что в этимологическом отношении указывает на хлеб вскисший, поднявшийся) (Мк.14:22). Такой же квасной хлеб, согласно Писанию, использовали, совершая Таинство Евхаристии, и апостолы (Деян.2:42).

Рассуждения представителей Римской церкви о том, что опресноки приличнее употреблять, так как они служат символом чистоты, не имеет под собой действительной почвы. На это можно возразить, что квасной хлеб соответствует существу Таинства Евхаристии в большей степени: как имевший процесс брожения, он является символом жизни, тогда как опресноки скорее указывают на скорбь и безжизненность.

Согласно замечанию святого Епифания, в древности обыкновение совершать Таинство Тела и Крови на опресноках было свойственно только некоторым еретикам, например, евионеям, которые ложно учили о Христе и во многом придерживались иудейских законов.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *