В миссионерский состав входят 15 вагонов, в которых направляются на родину праведного Иоанна Кронштадтского в село Суру 400 членов Иоанновской семьи со всего мира: из России, Пакистана, США, Австралии, всего – из 22 стран. На перроне железнодорожного вокзала гостей встречали митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил и представители местной администрации.

— Сегодняшнее событие навсегда останется в нашей памяти. Ведь сегодня мы, как говорится в Божественной литургии: «Горе имеем сердца…», благодаря вашему приезду с этим крестным ходом, — сказал, приветствуя членов Иоанновской семьи, митрополит Даниил. – Наш земляк, отец Иоанн Кронштадтский писал, что в земной жизни есть богаты и бедные, и задача богатых – это не только наслаждаться жизнью, а в первую очередь помогать неимущим. Также бывает и в духовной жизни.

25 летие прославления Иоанна Кронштадтского

Бедные, говорит святой Иоанн Кронштадтский – это мы, люди, живущие на земле. И мы обращаемся к богатым – а это святые угодники Божии. И сегодня мы собрались здесь, чтобы обратиться к одному из самых духовно богатых людей, во всей России и за ее пределами. Сегодня отец Иоанн в наших молитвах с нами, на нашей земле. И мы должны знать, как он приобрел свое главное богатство – Царствие Небесное. Когда-то будущий митрополит Вениамин (Федченков) задал ему вопрос: «Батюшка, откуда вы черпаете такую силу и благодать?» и отец Иоанн ему ответил: «Из нашего богослужения и молитвы». Везде, где проходил по нашей епархии ваш крестный ход мы видим огромный подъем духа, и сердце радуется вашему прибытию. Никогда наша северная земля в новейшей истории не видела такого количества священнослужителей, собравшихся одновременно на молитву. Мы возносим горячие молитвы за нашу страну, за наше единение в Боге, в нашей вере, вокруг наших святынь!

От имени участников крестного хода к собравшимся обратился его главный организатор и вдохновитель, председатель фонда «Великий пастырь Иоанн Кронштадтский», протоиерей Николай Беляев.

— Я искренне благодарен руководству города и всем кто участвовал в организации встречи.

Очень теплый и грандиозный прием мы встречаем в Архангельске, — сказал отец Николай. – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословляя два года назад праздновать этот юбилей, благословил и провести миссионерский крестный ход по территории Северо-запада нашей страны, с участием всех членов Иоанновской семьи, всех храмов, всех приходов, монастырей, общин, школ, гимназий, названных именем святого Иоанна Кронштадтского в России и во всем мире. И я сегодня могу сказать, что на призыв приехать на родину нашего батюшки откликнулись представители 22 стран со всех континентов. И, наверное, архангельская земля действительно еще не видела такого соцветия священнослужителей. Мы можем сказать: «Приспе день свелаго торжества! Град Архангельский радуйся и с ним весь Сурская ликоствуй!» Мы начинали наш крестный ход от места упокоения батюшки Иоанна, от Иоанновского монастыря на Карповке, затем побывали в Кронштадте – месте его служения. И сегодня с большим торжеством движемся по архангельской земле, и везде русские люди со слезами радости встречают нас. Мы надеемся, что в их сердцах надолго останется память об этом событии.

Сегодня торжества продолжатся в Суре.

Духовенство храма

Главная » Духовенство храма

Протоиерей Иоанн Паюл

Протоиерей Иоанн Паюл родился 11 июня 1976 года в селе Солдатка Белгородской области в семье священнослужителя. В 1993 году окончил среднюю школу №9 города Бельцы республики Молдова. В этом же году поступил в Минскую духовную семинарию.

По окончании в 1997 году поступил в Московскую духовную академию.

В 2001 году окончил Московскую духовную академию, успешно защитив кандидатскую диссертацию на тему «Славянские ученики преподобного Паисия XVIII — начало XIX веков».

ИОАННОВСКАЯ СЕМЬЯ МОЛИТСЯ О МИРЕ НА ДОНБАССЕ

Был направлен Учебным Комитетом при Священном Синоде Русской Православной Церкви в Калужскую духовную семинарию в распоряжение Высокопреосвященнейшего архиепископа (ныне митрополита) Калужского и Боровского Климента.

По его благословению был назначен преподавателем Калужской духовной семинарии и Калужского духовного училища следующих предметов: «Догматическое богословие», «Сравнительное богословие», с 2002г. «Церковное право».

В 2001 году поступил в филиал Аспирантуры Московской духовной академии при Отделе внешних церковных связей.

21 июля 2002 года вступил в брак с Анной Юрьевной Костяевой.

15 сентября 2002 года в праздник иконы Калужской Божией Матери был рукоположен архиепископом (ныне митрополитом) Калужским и Боровским Климентом в сан диакона.

4 декабря 2002 года в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы Высокопреосвященнейшим Климентом, архиепископом (ныне митрополитом) Калужским и Боровским был рукоположен в сан пресвитера и назначен клириком Свято-Георгиевского Собора.

10 февраля 2003 года указом Высокопреосвященнейшего Климента, архиепископа (ныне митрополита) Калужского и Боровского, назначен клириком Свято-Никольского храма г. Калуги. В этом же году окончил филиал Аспирантуры МДА при ОВЦС, защитив  работу на тему «Святая чаша на Литургии Преждеосвященных Даров».

К празднику Святой Пасхи в 2003 году награжден наперсным крестом.

В 2005 году распоряжением Высокопреосвященнейшего Климента, митрополита Калужского и Боровского назначен благочинным храмов г. Калуги.

2006 году был награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени. С 2006 года по 2011 год состоял членом епархиального Суда Калужской епархии.

К празднику Святой Пасхи в 2007 году был возведен в сан протоиерея.

В 2010 году вошел в Координационный совет по воспитанию детей и молодежи при правительстве Калужской области.

В 2011 году распоряжением Высокопреосвященнейшего Климента, митрополита Калужского и Боровского назначен председателем Общего собрания Калужского православного педагогического общества.

В 2012 году к празднику Святой Пасхи награжден палицей.

15 августа 2012 года указом Высокопреосвященнейшего Климента, митрополита Калужского и Боровского назначен настоятелем Свято-Никольского храма г. Калуги.

Протоиерей Иоанн Паюл является ректором Калужского духовного училища, преподавателем Калужской духовной семинарии, преподавателем вечерней богословской школы при Калужской епархии, председателем общего Собрания Калужского православного педагогического общества и членом Совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи при правительстве Калужской области.

Протоиерей Василий Ефремов

Протоиерей Василий Ефремов родился 16 мая 1985 года.

В 2002 году закончил Православную гимназию Калуги.

В 2002 поступил в Калужскую Духовную семинарию.

В 2007 году закончил обучение. Во время учебы в семинарии нес послушание иподиакона у викарного владыки архиепископа Георгия.

В 2004 году женился и 6/19 декабря этого же года митрополитом Калужским и Боровским был рукоположен в сан диакона.

12/25 декабря 2005 года рукоположен в сан пресвитера и назначен штатным клириком в Свято-Никольский храм Калуги.

4 ноября 2006 года был награжден набедренником.

4 апреля 2009 года был награжден камилавкой.

17 апреля 2011 года награжден наперсным крестом.

С 2010 года осуществляет консультативный прием граждан в ЗАГСе по вопросам крещения и венчания.

С 2011 по 2012 год входил в группу по каноническим вопросам и занимался приемом граждан, чьи родственники покончили жизнь самоубийством.

С 2011 года проводит огласительные беседы в храме.

С 2012 года проводит занятия в воскресной школе.

Иерей Василий Ефремов несет послушание в Епархиальном управлении и осуществляет прием граждан по каноническим вопросам, а так же является духовником сестричества в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы при Спасо-Преображенском Воротынском монастыре.

Иерей Андрей Семенов

Иерей Андрей Степанович Семенов родился 12 июня 1964 года.

Учился в средней школе №7 Калуги, в СГПТУ-18, КАТУ ДОСААФ, МГТУ ИМ. Н.Э.Баумана.

В 1988 году венчался в храме в честь преподобного Сергия Радонежского в городе Ливны Орловской области.

С 1993 по 2009 годы служил в Вооруженных силах России.

В 2005 году поступил на заочное отделение Калужской духовной семинарии. В 2010 году – закончил.

С 2005 года проходил послушание алтарника, пономаря в храме Святителя Николая в городе Калуге.

В 2010 году был рукоположен архиепископом Георгием, по благословлению владыки Климента, в сан диакона к храму Святителя Николая в Калуге.

В 2012 году Митрополитом Калужским и Боровским Климентом был рукоположен в сан пресвитера к храму в честь Казанской иконы Божией Матери в деревне Григоровское Перемышльского района Калужской области.

В 2017 году Митрополитом Калужским и Боровским Климентом, главой Калужской митрополии, удостоен правом ношения камилавки.

Иерей Илья Комягин родился 23 июля 1977 года в городе Алма-Ате, КазССР.

Иерей Илья Комягин

В 1994 году окончил 11 классов средней школы №51.

В 2007 году закончил Алма-Атинское епархиальное духовное училище и был принят в штат педагогов Церковно-приходской школы при Свято-Никольском Соборе г. Алма-Аты.

В 2012 году окончил Калужскую духовную семинарию, с защитой диплома.

В 2013 году в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, в городе Мещовске, Калужской области, по благословению Митрополита Калужского и Боровского Климента рукоположен епископом Людиновским викарием Калужской епархии Никитой в сан диакона.

В 2014 году в день праздника Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня в г. Медыни Калужской области, рукоположен Митрополитом Калужским и Боровским Климентом в сан пресвитера к Свято-Никольскому храму в Калуге.

В 2017 году Митрополитом Калужским и Боровским Климентом, главой Калужской митрополии, удостоен правом ношения набедренника.

Иерей Илия Комягин несет послушание духовника Православной гимназии города Калуги.

Иерей Николай Жерздев

Иерей Николай Жерздев родился 21 мая 1993 года в городе Богородицке, Тульской области.

С младшего школьного возраста и до поступления в Калужскую духовную семинарию, в 2010 году, был паномарем в Успенском храме города Богородицка.

С 2011 по 2012 годы проходил срочную службу во Внутренних Войсках МВД РФ.

С I по V курс семинарии  нес послушание иподиакона Митрополита Климента.

В сентябре 2015 года венчан на Валерии Иконниковой — студентке I курса психологического факультета КГУ.

19 декабря того же года, в день памяти Святителя Николая, рукоположен митрополитом Климентом в сан диакона.

Проходил диаконское служение в храме Иоанна Предтечи города Калуги.

24 апреля 2016 года в Вербное Воскресение, митрополитом Калужским и Боровским Климентом, рукоположен в священнический сан, назначен штатным клириком Никольского храма Калуги.

Протодьякон Владимир Карельский

Протодьякон Владимир Карельский.
Родился в 1956 году.

Штатным клириком Свято-Никольского храма назначен в  2000 году.

Диакон Владимир Куракин

Диакон Владимир Куракин  родился в г. Вятские Поляны Кировской области 23 апреля 1980 года.

В 1997 году закончил среднюю школу №4 города Вятские Поляны.

С 1998 по 2003 годы обучался в Удмуртском государственном университете, по окончании которого присвоена квалификация: специалист в области культурологии. Работал в музеях города Ижевск и Сергиев Пасад.

В 2008 году поступил в Калужскую Духовную Семинарию.

В 2013 году закончил семинарию с защитой диплома. Нес послушание в храме св.Пророка Иоанна Предтечи.

24 апреля 2016 года в неделю 6-ю Великого поста, ваий, в праздник Входа Господня в Иерусалим митрополитом Калужским и Боровским Климентом рукоположен в сан диакона.

Назначен штатным клириком Никольского храма Калуги.

Диакон Олег Прохоров

Диакон Олег Прохоров родился 25 июля 1995 года в с. Бояновичи Калужской области.
В 2013 году окончил Бояновичскую среднюю школу.
В том же году поступил в Калужскую Духовную семинарию на очное отделение.
24 сентября 2017 году вступил в брак с Узун Василисой Васильевной.
19 декабря того же года был рукоположен в сан диакона митрополитом Калужским и Боровским Климентом.
До диаконской хиротонии нёс послушание старшего иподиакона у епископа Козельского и Людиновского Никиты.

Иоанновское братство

8 сентября 1909 г. начала свою работу новая организация — "Иоанновское братство". Ее создатели ставили себе целью увековечение памяти о. Иоанна, в первую очередь составление его жития и учреждение благотворительных организаций, названных его именем. Как и ранее иоанниты, "Братство" не поддерживало ни одно из учреждений, открытых самим о. Иоанном, будь то Дом Трудолюбия или монастыри. Связь "Братства" с ультраправыми политическими организациями очевидна. Так, статья 4 Устава организации гласила: "В составе Братства могут пребывать Православные русские люди, свято блюдущие присягу на верность Помазаннику Божию Императору и Самодержцу Всероссийскому и отвергающие лжеучения материалистов, социалистов, революционеров и масонов"{775}. Именно потому, что МВД решило считать "Братство" прежде всего организацией политического и консервативного толка (как и "Союз Михаила Архангела"), а о. Иоанна — скорее филантропом, нежели религиозной фигурой, оно одобрило тот факт, что "Братство" зиждется на светских основаниях{776}. Однако стоило Николаю Большакову и другим известным иоаннитам вступить в ряды "Братства", как и Синод, и полиция стали следить за деятельностью организации более пристально.

На поверку обнаружилось, что "Братство", вопреки требованиям Устава, не учреждает ни одной образовательной или благотворительной организации, а преследует главным образом религиозные цели. Согласно данным полицейского расследования, в период с 20 сентября по 1 октября в "Братстве" должны были читаться еженедельные лекции с такими названиями: "О Суде Божьем", "О соблазне и переходе в другую веру" и тому подобные. Более того, во время собраний "Братства" регулярно читались антисектантские проповеди, в которых обличались баптисты, пашковцы и Фредерик Уильям Фаррар, английский религиозный писатель тех лет, однако защищались иоанниты. Как только петербургским властям, отвечающим за функционирование обществ, стало известно об этом "отклонении от первоначально заявленной цели организации", они приказали закрыть "Братство"{777}.

Сумерки иоаннитов

Кроме того что в 1908 г. на миссионерском съезде в Киеве иоаннитов объявили сектой, а в 1909 г. закрыли "Братство", их постигли и другие неудачи. 2 января 1910 г. скоропостижно скончался Николай Большаков. Было создано Общество памяти отца Иоанна с недвусмысленной целью — охранить его "светлое имя и деяния" от злодеяний иоаннитов. Полиция продолжала караулить любое проявление активности со стороны иоаннитов, утверждая, в частности, что следы их деятельности обнаружены в Санкт-Петербургском гарнизоне. Создавалось ощущение, что движение иоаннитов выдыхается{778}.

Однако дело обстояло иначе. В 1909–1913 гг. поток людей, распродававших свое имущество и уходивших жить в иоаннитские общины, возглавляемые местными "пророками", не иссякал{779}. Поступали сведения, что иоаннитские проповедники обнаруживались в таких далеко отстоящих друг от друга регионах, как Вологда, Владимир, Пятигорск, Кисловодск, Самара, Саратов и Минск{780}. Теперь, после смерти о. Иоанна, их проповеди стали как никогда разнородными. Одни предсказывали, что Николая II скоро убьют и что вместо него воцарится Антихрист в обличье Льва Толстого (или Сергея Витте){781}. Другие настаивали на публичных дебатах с Толстым; третьи проповедовали запрет на брак и мясную пищу, но при этом выступали за свободную любовь{782}. Крестьянин Федор Лободин при помощи книги под названием "Толкование Евангелия", которую, по его словам, благословил о. Иоанн, исцелял и изгонял нечистую силу из воронежских крестьян{783}. Вместо о. Иоанна появились новые "иисусы" — Чурсиков в Петрограде, Колосков в Москве, Стефан Подгорный на Украине{784}. Было создано общество трезвости, члены которого назвались "Ивановскими братцами"{785}. Деятельность иоаннитов была столь разнообразна, что некоторые газеты выдвинули следующую гипотезу: ивановские братцы, иоанниты, баптисты и адвентисты стремились сформировать антиправославный фронт, направленный главным образом против православных миссионеров{786}.

Власти по-прежнему пребывали в замешательстве. Когда местные чиновники запросили центральные органы, какие меры следует предпринимать в отношении иоаннитов, то получили удивительное количество противоречивых указаний. К примеру, в записке от 28 марта 1910 г. чиновники Департамента духовных дел и иностранных исповеданий, отвечая на запрос губернатора Томской губернии, как действовать в отношении недавно обнаруженных иоаннитов, порекомендовали ему:

"Т. н. иоанниты, поскольку таковые до настоящего времени изучены, не сформировались до сего времени в какую либо секту с отличным от Православной Церкви догматическим или каноническим вероучением… являются, насколько удалось выяснить, лишь своего рода благочестивою организацией, преследующей цели нравственного самоусовершенствования и вдающейся отчасти в экзальтацию. Поэтому к данному явлению на местах надлежит относиться не с религиозной, но исключительно с общегражданской точки зрения"{787}.

В 1911 г. в аналогичной ситуации гофмейстер двора ответил Тобольскому губернатору не менее изворотливо, указывая, что иоанниты — не секта, а благочестивая группа людей, единственная цель которых — прославление о. Иоанна. Он добавлял, что после принятия нового закона в 1906 г. прежний закон о цензуре считается аннулированным и что издания иоаннитов нельзя преследовать на этом основании{788}.

Возможно ли, чтобы мнения представителей МВД и Императорского двора настолько отличались от точки зрения, выраженной Синодом и постановлением 1908 г.? Очевидно, того факта, что Синод одобрил решение Всероссийского миссионерского съезда, прошедшего в Киеве в 1908 г., оказалось недостаточно. 12 апреля 1912 г. собралось специальное заседание Синода, посвященное исключительно проблеме иоаннитов. Теперь иоаннитство официально признали сектой, подобной хлыстам; Киселева, Пустошкин, Назарий и Жеденов были призваны к ответу; для православных были подготовлены специальные разъяснительные заявления{789}. Однако иоаннитам удалось оставить по себе столь сильное впечатление, что даже их православные недоброжелатели отчасти переняли их риторику. Так, в опубликованном в 1912 г. памфлете сказано: "Эти проклятые о. Иоанном и, чрез него (курсив мой. — Н.К.), Самим Богом еретики иоанниты…"{790}

И хотя после 1990 г.

Иоанновская семья молится о мире на Донбассе

начинается молчаливая реабилитация иоаннитов (путем включения их литературы в общий религиозный дискурс эпохи), на закате Российской империи они однозначно воспринимались как угроза и для о. Иоанна, и для православия в целом.

В итоге можно заключить, что иоанниты — одно из многочисленных и популярных религиозных движений, стремившихся вернуть "истинную" веру и пробудить людей перед лицом неминуемого конца света{791}. В контексте России конца XIX — начала XX в. они представляли собой часть более широкой националистической, ультраправой реакции на модернизацию и секуляризацию. Характерным их отличием от других сект, которые также ожидали наступления тысячелетнего царства Христа, было то внимание, которое уделяло им общество, поскольку иоанниты претендовали на роль "истинных" последователей о. Иоанна. Действия иоаннитов, таким образом, неизбежно отражались не только на самом пастыре, но и на всем православии, что в итоге внесло свою лепту в общий кризис идентичности Православной церкви самодержавной России.

Глава 7
ПРАВОСЛАВНАЯ ПОЛИТИКА, САМОДЕРЖАВИЕ И РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ

Наделение о. Иоанна свойствами "заступника" повлияло на него не только духовно, но и политически, ибо его слава совпала по времени с подъемом революционного движения. Цареубийство 1881 г. и революционные события 1905–1907 гг. привели к тому, что о. Иоанн оказался одним из апологетов "Православной России" — начиная с 1880-х годов пророческий аспект его служения вышел на первый план. Его приходом фактически стала вся Российская империя. Его пастырские обязанности превратились в политические. Он начал активно отстаивать существующий политический и религиозный строй и направил все силы на отражение угроз, исходящих, по его мнению, от Льва Толстого и от радикальной интеллигенции. Знаменательный факт поддержки пастырем ультраправых стал его клеймом на долгие десятилетия, затмив другие аспекты его биографии вплоть до конца XX в. Более того, поскольку о. Иоанна считали святым, своим поведением он провоцировал многих россиян задаться вопросом, подразумевает ли приверженность православию и православным святым также и приверженность самодержавию. Обнажились противоречия между сторонниками отделения Церкви от государства и теми, кто по-прежнему отстаивал византийский идеал симфонии духовной и светской властей. Острее стала ощущаться пропасть между светским и религиозным, а также между человеческим и Божественным правом. Принимая решения, имеющие далеко идущие последствия для православия, о. Иоанн в каждой альтернативе избирал исключительно второй вариант.

Міровоззрение о. Иоанна всецело определялось его представлениями о том, какой должна быть Россия. Его взгляды включали в себя несколько характерных черт: истинная жизнь христианина — на небесах, а не на земле, все люди равны перед Господом, а міръ (по крайней мере, Россия, крупнейшая православная страна) должен управляться по православным принципам. Эта концепция христианского миропорядка определила социальные и политические взгляды пастыря.

Татьяна Садовникова

В эту, по сути первую в моей жизни, командировку я напросилась сама, когда узнала маршрут крестного хода. Позвонила главному редактору и прямо сказала, что очень хочу поехать. «Веди дневник», – сказал отец Максим и благословил в путь.

Иоанновская семья

Под Иоанновской семьей понимаются храмы, монастыри, часовни, гимназии, приюты, братства, сестричества, благотворительные фонды, общества и иные православные организации, посвященные святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Родилась Иоанновская семья в 2009 году, когда весь православный мир торжественно праздновал 100-летие со дня кончины отца Иоанна. В связи с этой юбилейной датой приход Иоанновского монастыря Санкт-Петербурга 1–2 ноября 2009 года организовал и провел Праздник «Прииди и виждь», на который прибыли представители 81 епархии России и Зарубежья.

Именно тогда были найдены формы общения иоанновских приходов друг с другом и запланированы мероприятия, направленные на прославление трудов отца Иоанна Кронштадтского. В частности, проведение в 2015 году железнодорожного крестного хода на малую родину отца Иоанна – в село Сура.

Для реализации этого проекта был создан благотворительный фонд «Великий пастырь Иоанн Кронштадтский». Этот фонд и Иоанновский монастырь Санкт-Петербурга стали официальными организаторами международных юбилейных торжеств «Благодарная Россия – Великому пастырю», участницей которых мне посчастливилось быть.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский – великий русский пастырь, вся жизнь которого, прожитая в самоотверженном священническом подвиге, оставила в сердцах миллионов русских людей любовь и благодарность к нему за его молитвы, за бесчисленные исцеления, за сострадание и любовь к каждому страждущему, за чудеса возрождения человеческих душ и за то, что он сделал и делает для русской земли и для каждого из нас.

Как входит в нашу жизнь тот или иной святой –‎ у каждого своя история. В моем случае батюшка, если можно так сказать, пригласил меня к себе в гости, показал места своего рождения, жизненных подвигов и упокоения. И я очень ему за это благодарна. И вроде я не из Иоанновской семьи, но душой своей прилепилась к ней навсегда.

10 июня, среда

В поезде спала хорошо. Беруши не понадобились. Проводница Василина принесла завтрак – горячую овсяную кашку. Приятная неожиданность! Впервые еду с таким комфортом. Оставшуюся еду (булочки, масло, сырок) забрала с мыслью отдать бездомным. В 8.30 поезд прибыл на Московский вокзал. Солнце, но ветер холодный. На мосту через реку Карповку встретила бродягу. Прошла мимо, сделав вид, что не вижу его. Потом опомнилась, догнала и отдала еду из поезда.

У ресепшена гостиницы, где организаторами был забронирован номер, волонтеры выдали карту гостя, бейдж и программу мероприятий. Заселившись, пошла завтракать, но в ресторан не пустили, так как я забыла карту гостя в номере. «Ну и ладно, в поезде же позавтракала», – утешала себя, поднимаясь в номер. Но уже через минуту спускалась на лифте в ресторан.

На 15.00 запланирован праздничный молебен в Иоанновском монастыре. Посадка в автобусы. Волонтеры группы ВСП (встреча – сопровождение – проводы) просят гостей садиться в автобус, номер которого указан на обороте бейджа. У меня оборотная сторона пустая. Разрешили сесть в №8. В автобусе два волонтера, Антон и Владимир. Всех волонтеров группы ВСП называют ангелами – так их назвал отец Николай Беляев, старший священник Иоанновского монастыря, душа и центр оргкомитета. Без него многое бы не состоялось. Наши ангелы – внимательные и добродушные.

Перед молебном – общая фотография Иоанновской семьи: около 360 человек из 22 стран мира. После молебна – в усыпальницу святого праведного Иоанна Кронштадтского, на выходе – подарки от сестер обители.

В 18.00 – праздничный вечер в Народном доме (так здание называлось во времена отца Иоанна, ныне это петербургский театр «Мюзик-Холл»). Показ фильма «Именем Иоанна Кронштадтского». Фильм о жизни православных организаций, носящих имя Иоанна Кронштадтского, в России, Америке, Германии, Чили, Пакистане, Иране и других странах. Всем советую смотреть (http://pravprihod.ru/includes/periodics/celebration/2015/0618/000027758/detail.shtml). В конце вечера – памятные подарки. Возвращение в отель. Поздний ужин. Белая ночь.

11 июня, четверг

В 7.30 подъем. Колонной едем в Кронштадт, где в течение 53 лет отец Иоанн служил в Андреевском соборе и куда к нему ехала и шла вся Россия. А кто не мог приехать, почтой присылал просьбы о помощи. Корреспонденции было так много, что пришлось открыть специальное почтовое отделение.

Проезжаем место, где стоял Андреевский собор. Его большевики снесли полностью и устроили здесь фонтан. Люди назвали его святым и приходили набирать воду. Поняв свою идеологическую ошибку, устроители уничтожили фонтан и поставили памятник Ленину. В 2000 году его «попросили» и поставили памятный камень с надписью: «Пусть сей камень вопиет к нашим сердцам о поруганной святыне».

Подъезжаем к Морскому собору, главному храму российского флота, который задуман был как храм-памятник всем когда-либо погибшим морякам. 1 сентября 1902 года отец Иоанн Кронштадтский в присутствии вице-адмирала С. О. Макарова служил молебен перед началом его строительства. До освящения собора батюшка не дожил. Собор поражает своими размерами, внешней и внутренней отделкой.

Хорошо все-таки, что сегодня здесь отслужили Божественную Литургию, а не молебен, как планировалось изначально. Много моряков в парадной форме – красавцы!

После литургии – общая фотография на фоне Морского собора и сразу же крестный ход до Владимирского собора. От мощного пения отцов внутри все вибрирует: «Святый праведный отче наш Ио-а-нне, моли Бо-о-га о на-а-а-с!». Идем стройными рядами. Ощущаю себя маленькой песчинкой, но причастной к чему-то необъятному, незыблемому, вечному.

Праздничный обед в Кронштадтском дворце молодежи. Подкрепившись, небольшими группами посещаем музей-квартиру Иоанна Кронштадтского. Квартира была выкуплена у жильцов в 1977 году. Повезло же кому-то, интересно, как им здесь жилось? Заботами отца Геннадия Беловолова, директора музея, обстановка кабинета в основном подлинная. Слева от письменного стола – большой образ Божией Матери «Благодатное Небо». Отец Геннадий рассказал, что в 1900 году отец Иоанн неожиданно благословил своего духовного сына Мордвинова, владельца усадьбы Ваулово, сделать список с этой иконы, которая находилась и находится в Архангельском соборе Московского Кремля, и поместил ее в Вауловский скит. Летом 1908 года, за полгода до своей кончины, отец Иоанн приехал в этот скит и сорок дней служил литургию пред иконой «Благодатное Небо». Когда сотрудники музея узнали, что святитель Херсонский Иннокентий называл Севастополь южным Крондштадтом, и что Иоанн Кронштадтский жертвовал большие суммы на Инкерманский монастырь, они решили от музея-квартиры преподнести монастырю именно эту икону. Отец Орест, настоятель монастыря, приехал вчера с делегацией правительства Крыма. Сегодня на самолете они повезут икону в Крым. Празднование в честь этой иконы совершается 18 марта – знаменательная дата для Крыма, день присоединения к России. А день основания современного Севастополя совпадает с днем памяти Иоанна Кронштадтского.

Поезд отправился в 21.00. В составе 15 вагонов: один вагон-храм, один СВ, три купе и 10 плацкартных. Народу в поезде – около пятисот человек. По пути запланировано шесть остановок. Волонтеров, которые сопровождают гостей в поезде, называют архангелами. И ангелы, и архангелы – прихожане Иоанновского монастыря и духовные чада отца Николая Беляева.

Вечерние молитвы по радиосвязи.

12 июня, пятница

В 9.00 – утренние молитвы по радио. Завтрак. Молебны в вагоне-храме – по расписанию, наш вагон приходит в 17.15. На станциях Коноша, Няндома и Плесецкая – торжественные встречи с караваями и песнями. Везде служим молебны Иоанну Кронштадтскому. В молебнах участвуют пассажиры тех вагонов, которые остановились напротив здания станции. Все остальные выстраиваются с иконами вдоль своих вагонов и поют тропарь, кондак, величание. В нашем вагоне едет известный бард – священник Сергий Киселев из Киева. Его гитара собирает любителей петь.

В 17.15 – в храм на молебен с акафистом. После молебна владыка Роман сказал: «Нас вон как много едет, а встречать выходит сами видите, сколько. А отец Иоанн Кронштадтский один ехал, и тысячами народ выходил его встречать».

В 18.06 приезжаем к станции Обозерская. Техническая остановка. Вышла прогуляться. Вижу группу людей, священника в облачении, которые тихо стоят возле часовни недалеко от перрона. Мимо меня проходит батюшка и разговаривает по телефону: «Владыка, тут местный священник с прихожанами. Охрана их не пускает на перрон. Благословите послужить молебен». Собираемся у часовни и служим молебен. Архангел Ирина проявляет инициативу, и отцы жертвуют на строительство храма. Митрополиту Сергию Барнаульскому и Алтайскому вручают веточку сирени, которая еще даже не распустилась. Поражает вера местного священника. Ведь шансов у них никаких не было. Но все равно собираются, священник облачается, выносят аналой, Евангелие и ждут. И не посрамил Господь их ожиданий. Хороший для меня урок.

21.40 – Архангельск. Холодно. Комары – гиганты. Несмотря на поздний час, встречающих много. Молебен. Приветствия архиепископа Даниила, мэра В. М. Павленко и временно исполняющего обязанности губернатора И. А. Орлова переводят на английский. В ответном слове отец Николай Беляев сказал, что «Архангельская земля не видала такого соцветия священнослужителей, которые прибыли не только из России, но и со всех континентов. Говоря церковным языком, сегодня, можно сказать, приспе день светлого торжества, град Архангельский радуется и с ним весь Сурская ликовствует». Северный русский хор просим спеть еще и еще. Поют, несмотря на холодный ветер. Спрашиваю двух студенток:

– Девушки, у вас тут когда лето бывает?

– В мае было.

– Бедные.

– Это вы в Суре будете бедные…

13 июня, суббота

Проснулась в два часа ночи. Над линией горизонта – половина солнца и полнеба в красно-желтых тонах. Интересно, это закат или рассвет.

6.10 – Карпогоры – конечная станция Северной железной дороги. Много местных волонтеров предлагают помочь поднести вещи к автобусам. Четкая организация. На пазиках выдвигаемся в сторону Суры. Говорят, ехать часа два. Немного трясет. В лесу виднеется белый мох. Переправа на паромах через реку Пинегу. Местные волонтеры быстро нашли мою фамилию в списках и проводили до детского сада – места моего проживания. На длинной холодной веранде в ряд двадцать раскладушек со спальниками для отцов. На входной двери плакат: «Вы входите в помещение, где находятся дети. Входите с открытой душой и добрым сердцем!». В нашей группе большая печка и девять раскладушек. Тепло. Оставляю вещи и возвращаюсь к школе, где уже собрался народ. От Успенского собора к Никольскому идем крестным ходом по Прошпекту, как называл эту улицу Иоанн Кронштадтский. Это единственная прямая улица. Начинаем идти под солнцем, заканчиваем – под ливнем. Волонтеры в дождевиках, мы под зонтами, а отцы под камилавками. Льет как из ведра, но никто не расходится. Звучат приветственные речи, местный поэт читает стихи. Наконец, закончились стихи и речи. Ливень – тоже. Отцы расходятся сушиться. Перед обедом у меня отобрали талон на питание, выданный в поезде, как сказали, по ошибке. Пошла в палатку, где кормят волонтеров.

Архангельская епархия

С радостью согласились покормить меня. Отходя в сторону, попала под руку повару, и грибы с картошкой оказались у меня на голове. Разревелась. Пришло в голову: «от Меня это было». Всенощное бдение в Никольском соборе. Стихиры «Земле Русская…» отцы спели вяло, чувствуется, устали. Вместо кафизм – акафист святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Некоторым гостям посчастливилось попариться в русской бане.

Ночь очень светлая.

14 июня, воскресенье.

Всех святых, в Земле российской просиявших. Прославление Иоанна Кронштадтского

Ранняя литургия в Никольском соборе. Народу – полный храм, в притворе – не протолкнуться, даже на улице стоят. Много батюшек исповедует. Почти все причащаемся. Поздняя литургия в Успенском соборе с участием Святейшего патриарха Кирилла и сослужащих архиереев. Много приезжих из Архангельской области и близлежащих деревень. Дети снуют туда-сюда. Все хотят видеть патриарха. Интересно, найдется ли в российской глубинке еще село, в которое дважды приезжал послужить патриарх всея Руси (первый раз – патриарх Алексий II в 1992 году)? После литургии – чаепитие для всех. Столы накрыты прямо за собором. Прекрасно организовано – никакой давки, и все сыты и довольны. Волонтеры Архангельской области четыре часа стоят шеренгой напротив собора. Стойкие. Их жгло солнце, поливал дождь, но лица у всех радостные. Общая фотография Иоанновской семьи с патриархом. Затем общая фотография всех волонтеров с патриархом. Священник Джон Танвиер (он же отец Иоанн) из Пакистана рассказывал, как нелегко живется его православной общине в мусульманской стране. После того как его супруга приняла православие, ее уволили с работы. Отец Иоанн пытается строить братские отношения со всеми, иначе не выжить. Они поздравляют мусульман с их праздниками, приносят торты. Так же поступают мусульмане на Рождество Христово и Пасху. На закладку храма отец Иоанн пригласил соседей: мусульман, протестантов, католиков – и попросил их что-то сделать на каждом углу. И поскольку они в этом участвовали, они дали обет охранять это здание. А еще мусульмане выкопали ему бесплатно колодец.

В 16.00 на Никольской площади – концерт лучших творческих коллективов Пинежского района. Молодежь зажигает! Северный русский народный хор снова радует.

В 20.00 – отъезд из Суры. Переправа через Пинегу. Заезд в Верколу, в музей писателя Федора Абрамова. Лития на могиле. Комары – просто звери!

15 июня, понедельник

Обратный путь в Санкт-Петербург. На Обозерской – снова внеплановый молебен. В этот раз они еще и стол накрыли с чаем и домашними плюшками. Отец Сергий принес гитару и спел им две песни. Объявление по радио: «Возле Успенского храма найдена белая куртка. Она висела на заборе без хозяина». Хорошо, что не вместе с хозяином.

16 июня, вторник

В 6.00 прибыли в Санкт-Петербург. Солнечно. После обеда поехала на Смоленское кладбище к блаженной Ксении Петербургской. Народу много, но очередь идет быстро. Молебен постояла. Затем пошла через кладбище в часовню святителя Спиридона Тримифунтского на молебен с акафистом. Народу битком, несмотря на будний день. В отель за вещами. Ужин. Ладожский вокзал. Хочется подольше сохранить это особое настроение, благодатное. Наверное, долго еще буду вспоминать этот крестный ход. 

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *