А что же касается, собственно, заявления о том, что на Руси издавна женщины были с мужчинами, а мужчины с женщинами. Вот тут я хочу поправить госпожу Исинбаеву и многих вообще защитников православных ценностей, потому что как раз Русь в этом отношении отличалась очень неправильной репутацией на Западе. И, вот, исключительно все западные путешественники – Герберштейн, Олеарий и Маржерет, то есть все, кто приезжали в Россию в XVI-XVII веке – отмечали необыкновенное распространение гомосексуализма на Руси по сравнению с Западной Европой, где за это наказывали.
Оказывается РПЦ раньше практиковала заключение браков между гомосексуалистами
Более того, даже в сказании о Борисе и Глебе… То есть обратите внимание, речь идет о российском святом, убитом его единокровным братом Святополком Окаянным. И вот в этом сказании упоминается любимый отрок родом угрин именем Георгий, которого Борис любил «паче меры» и который, собственно, после смерти своего, как бы это сказать, друга бросился ему на тело и пришлось прикончить и любимого Георгия. То есть это проникло у нас даже в жития.
Более того, собственно, аналогичная ситуация была, видимо, вообще во всей Православной церкви, потому что я напомню, что в ней, в восточной церкви в отличие от западной существовал институт, который назывался «адельфопоэзис», или «адельфопоэя». Братотворение.
Это очень странный, я бы сказала, церковный обряд, при котором двое мужчин в церкви в присутствии всей общности сочетались навечно узами. Причем, так сказать, как бы сказать, некоторые части обряда, я бы сказала так, понравились современным геям (то, что говорилось).
И, вот, когда йельский историк Джон Босвелл в своей книге (она называлась «Однополые союзы в досовременной Европе») написал, что, собственно, речь идет о содомском браке, то поднялся дикий хай. Ну как же, ну, оскорбили святое. Но даже самые жесткие критики вынуждены были, все-таки, признать, что институт адельфопоэзиса часто использовался для этого самого дела. Не говоря уже о том, что покровителями этого института считались 2 святых, Сергей и Вакх. Это было 2 римских воина, легионера, которые жили во времена императора Галерия или, может быть, не жили и претерпели мученическую смерть. И, в общем, в житие святых этих как-то так, довольно явственно из него следует, что эти двое были любовниками. Что после того, как один из них был умучен, он как раз явился своему возлюбленному и сказал, что «Парень, ну, мы будем жить дальше вечно на небесах».
То есть, конечно, еще раз повторяю, сейчас мне будет очень много возражений, что адельфопоэзис – это духовный союз, это совсем не то. Но у меня такой нескромный вопрос: вот, если это духовный союз, почему сейчас церковь православная в Храме Христа Спасителя не связывает мужчин узами адельфопоэзиса? Что такое случилось с обрядом, почему он сдох?
И, конечно, один из очевидных ответов ко всем этим странностям заключается в том, что, на самом деле, в христианской церкви резко отрицательное отношение к гомосексуализму возникло гораздо позднее, чем нам кажется. То есть если вы Оказывается РПЦ раньше практиковала заключение браков между гомосексуалистамипосмотрите канонические евангелия (все 4 канонических евангелия – я сейчас не имею в виду Послание Апостола Павла, где как раз геи очень ругаются), то вы заметите, что там не содержится никаких отрицательных высказываний Христа по поводу однополой любви. Хотя, у него была масса случаев. И имеется, по крайней мере, одно место, где косвенно содержится ее одобрение — это Евангелие от Луки, когда к Христу приходит центурион и говорит, что «у меня заболел слуга, не можешь ли ты его вылечить?» На что Христос отвечает, что «Когда ты вернешься, слуга будет уже здоров».
В греческой версии, естественно, используется слово «мальчик». Ну, слово «мальчик» используется, конечно, в разных контекстах, да? Мы тоже говорим «Мальчик, запряги». Но, как бы, учитывая тоску этого римского центуриона и обычаи, принятые в то время, и там сам факт, что центурион вряд ли будет обращаться к лидеру чужеземного культа по поводу своего слуги, который ему совсем не дорог, а скорее будет обращаться по поводу человека, который ему очень дорог. Вот, как бы, естественно, возникает предположение, что центурион-то просил за близкого ему человека, а не просто за какое-то перекати-поле.
То есть обращаю ваше внимание, что в самих канонических 4-х евангелиях не содержится никаких осуждений гомосексуализма. Есть разные не канонические евангелия, в частности, секретное Евангелие от Марка, которое, якобы, является более расширенной версией Евангелия от Марка, в которой утверждается, что воскресший Лазарь был любовником Иисуса Христа, что, естественно, не является доказательством того, что Христос был геем, как пытаются доказать некоторые геи (типа, потом церковь все это вымарала), а является доказательством того, что ранняя христианская церковь была более широка и в ней там масса рассказов, масса нарративных версий соседствовали. И они, видимо, как, опять же, показывает история святых Вакха и Сергия, не исчезали довольно долго. Более того, они не исчезали. Скорее всего, в том или ином виде они… Тем более, что они продолжали некоторые традиции, имевшиеся у германских племен касательно отношений с воинами. Они, видимо, не исчезали в том или ином виде до XI-XII века, когда снова началась достаточно жесткая реакция в церковной среде, причем, именно в западной. И окончательно они, судя по всему, исчезли только в XIV веке, когда начался сначала страшный голод, а потом чума. И весь западный христианский мир был охвачен абсолютным психозом. Тогда как раз под горячую руку попали евреи, которые чуму и расплодили. Под горячую руку попали ведьмы и под горячую руку попали гомосексуалисты. Вот, все они стали считаться источниками чумы. Вот, судя по всему, в восточной церкви это было, как бы, гораздо мягче.

Я вот думаю что гомосексуалисты РФ догадаются потребовать возвращения РПЦ к историческим корням — к растоптанным после царя Петра духовным скрепам, и в частности потребуют вынуть из нафталина этот исконный ритуал РПЦ — адельфопоэзис.
В противном случае РПЦ должна предать анафеме патриархов, которые практиковали этот адельфопоэзис. А среди них есть и высокочтимый РПЦ и причисленный к лику святых Филипп II — митрополит Московский и всея Руси с 1566 по 1568 год, известный обличением опричных злодейств царя Ивана Грозного.
Но РПЦ разумеется засунет язык в задницу и не станет обличать Филиппа и восстанавливать адельфопоэзис.
Хотя могла бы и выкрутиться — повенчать адельфопоэзисом Путина и Медведева.
С другой стороны — везде в мире есть секс у клерикалов и тот же Папа Римский официально признал педерастическое лобби в Ватикане. А в РПЦ секса нет и Гундяеев ни разу не обмолвился об этой проблеме. Что можно понимать и как крышевание РПЦ пидоров в рясах.
Что есть так то правда. Возьмем например назначение к нам в Пермь Никона, про которого даже Кураев сказал …когда в России проявился довольно неожиданный консенсус даже властных элит против нарастания гомосексуальных претензий, наш Синод вдруг делает такой супертолерантный жест.
В этом смысле адельфопоэзис и сейчас практикуется в РПЦ, только по совковому — из-под прилавка, по блату, для особо приближенных к Гундяеву.

Храм Христа Спасителя

Русская Православная Церковь (или Московский Патриархат), автокефальная поместная Церковь

  • Официальный сайт:
  • Каноническая территория: большинство б. СССР (Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Эстония), Китай, Япония, Монголия; в «диаспоре» наиболее представлена в Германии, США, Франции, также действует в других странах Западной Европы, Северной Америки, Южной Америки, Азии и в Новой Зеландии; на канонической территории других поместных Церквей ведает рядом представительств и иных учреждений
  • Богослужебный язык: основной церковнославянский, в Молдавии молдавский (румынский), в Японии японский, в Китае китайский, в ряде канонических уделов и приходов иные языки народов б. СССР; в «диаспоре» также английский, испанский, французский, многие другие языки мира
  • Календарь: юлианский
  • Кафедральный собор: Христа Спасителя в г. Москве (патриаршая резиденция в Московском Данилове монастыре)
  • Предстоятель: Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси
  • Место в диптихе: 5
  • Состав: 438 архиереев; 311 епархий; 40 514 клириков (35 677 пресвитеров, 4 837 диаконов — 2019) ; 38 649 храмов (или иных помещений, в которых совершается Божественная литургия, без учёта 977 приходов дальнего зарубежья — 2019) ; 1012 монастырей (на канонической территории 972 (474 муж., 498 жен.); в дальнем зарубежье 40 — 2019) ; 55 высших духовных школ (5 академий, 50 семинарий — 2019) ; ок. 180 млн. членов (2017)

Каноническое устройство

Русская Православная Церковь при уважении и соблюдении существующих в каждом государстве законов осуществляет свою деятельность на основе:

  • Священного Писания и Священного Предания
  • канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов
  • постановлений своих Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода и Указов Патриарха Московского и всея Руси
  • Устава Русской Православной Церкви (последние поправки были внесены в 2017 году)

Русская Православная Церковь зарегистрирована в качестве юридического лица в Российской Федерации как централизованная религиозная организация. Московская Патриархия и иные канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории Российской Федерации, регистрируются в качестве юридических лиц как централизованные или местные религиозные организации. Канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории иных государств, могут быть зарегистрированы в качестве юридических лиц в соответствии с существующими в каждой стране законами.

Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с патриархом Московским и всея Руси.

Устройство канонической территории Русской Православной Церкви с 9 июля 2019 г.

Епархии

См. список в ст. Епархии Русской Православной Церкви

Исторический очерк

См. ст. История Русской Православной Церкви

Предстоятели

    • ранее см. Киевская митрополия Константинопольской Православной Церкви
  • Свт. Иона (наречённый митрополит с 1442/1443, рукоположен Собором русских епископов 15 декабря 1448, + 31 марта 1461)

Московские и всея Руси митрополиты

Патриархи Московские и всея Руси

Исторические титулы предстоятеля

  • митрополит града Москвы и всеа Русии (? — 1589 )
  • патриарх града Москвы и всеа Русии или града Москвы и Великого Росийского царствия (упом. май 1589 )
  • патриарх Московский и всеа Росии (краткий титул, для полного добавляется: «и всех северных стран», упом. 1690 )
  • архиепископ Московский и всея России и всех Северных стран патриарх (упом. 1700)
  • патриарх Московский и всея России (1917 — упом. 1925)
  • патриарх Московский и всея Руси (с 1943)

Статистика

Выборка. Подробнее см. Статистика Русской Православной Церкви

Учебные заведения

Система духовного образования Русской Православной Церкви включает общецерковную аспирантуру; ряд высших церковных учебных заведений — духовных академий, университетов и институтов; развитую двухступенчатую сеть профессиональных учебных заведений состоящую из духовных семинарий и духовных училищ. Подробнее см. Учебные заведения Русской Православной Церкви

Ставропигии

Кроме Московской епархии (городской и областной), в прямом архиерейском ведении патриарха Московского и всея Руси состоит разветвленная сеть ставропигиальных учреждений — монастырей, благочиний (как объединенных в особые управления, так и отдельных), духовной миссии, подворий и представительств, отдельных приходов. Подробнее см. ст. Патриаршая область Русской Православной Церкви.

См. также

  • Синодальные учреждения Русской Православной Церкви
  • Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви
  • Православные СМИ

Использованные материалы

  • Список предстоятелей:

«Внутренняя жизнь и внешняя деятельность Русской Православной Церкви с 2009 года по 2019 год», официальный сайт Русской Православной Церкви, 29 января 2019,

«»Об исповедании православной веры при богоборческом строе и о значении нашей свободы сегодня». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Священного Синода Румынской Православной Церкви», официальный сайт Русской Православной Церкви, 28 октября 2017,

Указана дата интронизации а в скобках дата избрания.

Поставлен Лжедмитрием после ссылки святителя Иова, впоследствии впал в униатство, ныне не считается Церковью законным.

В Уложенной грамоте о патриаршестве в России.

В Уложенной грамоте о патриаршестве в России. Первая версия встречается много раз, вторая — однажды.

Духовное завещание патриарха Иоакима, 1690,

Чудецкий, П., «Опыт исторического исследования о числе монастырей русских, закрытых в XVIII и XIX вв.,» ТКДА, 1877, № 4, 73.

По данным выставки «Преодоление. Русская Церковь и Советская власть» организованной Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом зимой 2012/13 годов в Музее современной истории России. См. виртуальный тур на сайте ПСТГУ,

Статистика на 1 декабря 1907 года. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и двух иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин, Москва, 1908, сс. IX-X

«»Об исповедании православной веры при богоборческом строе и о значении нашей свободы сегодня». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Священного Синода Румынской Православной Церкви», официальный сайт Русской Православной Церкви, 28 октября 2017, , со ссылкой на ст. «Русская Церковь при Патриаршем Местоблюстителе митр. Петре (1925-1936)», Русская Православная Церковь, М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 1997, с. 145.

«»Об исповедании православной веры при богоборческом строе и о значении нашей свободы сегодня». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Священного Синода Румынской Православной Церкви», официальный сайт Русской Православной Церкви, 28 октября 2017, , со ссылкой на ст. «Русская Церковь при Патриаршем Местоблюстителе митр. Сергии (1936-1943)», Русская Православная Церковь, М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 1997, с. 149.

До присоединения к СССР Прибалтики, Западных Белоруссии и Украины, а также Бессарабии. По данным Галкин, А. К., «Указы и определения Московской Патриархии об архиереях с начала Великой Отечественной войны до Собора 1943 г.,» Вестник Церковной истории, Москва, 2008, №2(10),

Данные оглашенные к Поместному Собору 1988 года. Из доклада местоблюстителя патриаршего престола митрополита Смоленского Кирилла на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 27 января 2009 года,

По сведениям, оглашенным патриархом Алексием II на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года,

В России, странах СНГ и Прибалтике. Сведения по 8 епархиям дальнего зарубежья не используются кроме кол-ва епархий и архиеереев.

Членская страница на сайте Всемирного совета церквей, обновление от 1 мая 2009,

Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2016 года —

Автокефальные и автономные православные церкви

Автокефальные церкви

Четыре древних православных церкви: Царьград | Александрия | Антиохия | Иерусалим
Русь | Грузия | Сербия | Румыния | Болгария | Кипр | Греция | Польша | Албания | Чехия и словакия | США и Канада*

Автономные церкви

Синай | Финляндия | Эстония* | Япония* | Китай* | Украина* | Македония *

* — статус церкви не признан какими-либо независимыми православными церквями.

Канонические церкви подразделяются на два вида: автокефальные и автономные церкви. Такие церкви имеет собственное самоуправление, отличие же состоит в том, что предстоятели автономных церквей утверждаются управляющим органом матери-церкви.

Такие церкви существуют в полном каноническом согласии с другими церквами при отсутствии явного письменного соглашения, какие из церквей признавать автономными, а какие автокефальными. Однако, есть церкви, канонический статус которых был признаны не всеми независимыми церквами, в частности, большинство из дочерних к РПЦ церквей не были признаны некоторыми древними церквами. У всех церквей существует так называемый список поминовения, в который заносятся предстоятели признанных ею церквей.

Автокефальные церкви

  • Вселенский Константинопольский патриархат
  • Александрийский патриархат
  • Антиохийский патриархат
  • Иерусалимский патриархат
  • Московский патриархат
  • Сербский патриархат
  • Румынский патриархат
  • Болгарский патриархат
  • Грузинский патриархат
  • Кипрская православная церковь
  • Греческая православная церковь
  • Польская православная церковь
  • Албанская православная церковь
  • Чехословацкая православная церковь
  • Православная церковь Америки (автокефалия признали только РПЦ, БПЦ, ГПЦ, ППЦ, ЧПЦ)

Автономные церкви

  • Синайская православная церковь ИП
  • Финская православная церковь КП
  • Эстонская православная церковь КП (автономию признала только КПЦ)
  • Японская православная церковь МП (автономию признала только РПЦ)
  • Китайская православная церковь МП (автономию признала только РПЦ)
  • Украинская православная церковь МП (автономию признала только РПЦ)
  • Охридская архиепископия СП (автономию признала только СПЦ)

Ранее независимые церкви

Сии церкви ранее были либо автокефальными, либо автономными, но в настоящее время исчезли или стали неправославными.

  • Карфагенская церковь
  • Латвийская церковь
  • Литовская церковь
  • Римская церковь

Непризнанные независимые церкви

Следующие церкви непризнаны основными церквами в качестве независимых или канонических.

  • Украинская православная церковь Киевского патриархата
  • Белорусская православная автокефальная церковь
  • Македонская православная церковь
  • Черногорская православная церковь
  • Украинская автокефальная православная церковь

Следует заметить, что в диптихах РПЦ и других дочерних церквей, ранжир четырёх, следующих за Московским патриархом, церквей отличается. За московский патриархом следует грузинский, затем сербский, румынский и, наконец, болгарский.

Смотри также

  • Автокефалия
  • Автономия
  • Список патриархов

В связи с конфликтом РПЦ и Константинополя по украинскому вопросу лексикон чиновников, СМИ и граждан обогатился множеством церковных терминов. «Ъ” разобрался в их происхождении и значении.

Что нужно знать о расколе православной церкви на Украине

Автокефалия (от др.-греч. — «самовозглавление») — церковный статус, предполагающий административную независимость поместной церкви (см. ниже) от прочих церквей. В современном понимании обозначает поместную православную церковь с собственной территорией, на которой не действуют иные поместные церкви. Автокефальную церковь возглавляет епископ, имеющий сан патриарха, архиепископа или митрополита. Сегодня существует 14 общепризнанных автокефальных православных церквей и 1 признаваемая Московским патриархатом (Православная церковь в Америке).

Автономная церковь (от греч. — «самозаконие») — статус поместной церкви, дающий право на самостоятельность в вопросах внутрицерковного управления от той или иной автокефальной церкви, в которую автономная церковь ранее входила в качестве экзархата или епархии. Автокефальная церковь, к которой относится автономия, в данном случае называется кириархальной церковью. Она утверждает устав автономии и предоставляет ей миро (см. ниже). Глава кириархальной церкви назначает главу автономной церкви. Имя последнего поминается во всех храмах после имени предстоятеля кириархальной церкви. Глава автономной церкви подсуден судебным инстанциям кириархальной церкви.

Анафема (от греч. — «отлучение») — высшее церковное наказание за особо тяжкие прегрешения. Выражается в отлучении христианина от общения с единоверцами и участия в церковных таинствах. Причиной для предания анафеме, как правило, служат измена православию, ересь и раскольническая деятельность.

В современной истории России по решению патриарха Московского и всея Руси и Священного синода анафеме были преданы:

  • Cоздатель Апостольской православной церкви, бывший священник и депутат Госдумы первого созыва Глеб Якунин (1997).
  • Предстоятель неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата, самопровозглашенный патриарх Киевский и всея Руси Украины Филарет, в миру — Михаил Денисенко (1997).
  • Журналист Олег Дементьев с формулировкой «в связи с непрекращающейся гнусной клеветой и сатанинской ложью в адрес насельниц Спасо-Елеазаровского монастыря» за статью о злоупотреблениях настоятельницей обители в Псковской области своими полномочиями (2009).

Всеправославный собор (официальное название — Святой и Великий собор Православной церкви) — собрание глав и представителей 10 из 14 признанных поместных православных церквей в Колимвари (Крит, Греция) в июле 2016 года. Должен был стать первым Великим собором с VIII века. В последние недели перед Собором от участия в нем отказались четыре поместные церкви, включая РПЦ. Священный синод последней постановил, что «состоявшийся на Крите Собор не может рассматриваться как Всеправославный, а принятые на нем документы — как выражающие общеправославный консенсус». Среди прочих тем делегаты Собора обсудили вопрос предоставления церковной автономии, подписав документ, по которому церковь, желающая получить автономию, может обрести новый статус только по решению автокефальной церкви, к которой относится. Последняя уведомляет о появлении новой автономии Вселенский патриархат (см. ниже).

Вселенский собор — собрания епископата христианской церкви, призванные принять решения догматического, церковно-политического и судебно-дисциплинарного характера. Православная церковь признает семь Вселенских соборов за историю христианской веры, последним из которых стал II Никейский собор (787 год). В ходе собрания обсуждался вопрос об иконоборчестве. В результате было принято решение: если Иисус Христос был человеком, имеют право на существование и иконы с его изображением.

Вселенский патриархат или Константинопольская автокефальная церковь — исторически первая «по чести» среди других автокефальных православных церквей из-за своего расположения в Константинополе — Новом Риме. Представители РПЦ отмечают: если ранее Константинопольский патриархат и имел некие почетные права и широкие полномочия, распространяя свое влияние на другие поместные церкви, в современном мире Вселенский патриархат лишь упоминается первым в диптихе (списке имен, поминаемых в литургии) и обладает одинаковыми правами с иными автокефальными церквями.

Предстоятель — архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский патриарх: с октября 1991 года Варфоломей I (в миру — Димитриос Архондонис).

Диптих (от др.-греч. — «двустворчатый, состоящий из двух дощечек») — упорядоченный список автокефальных православных церквей и последовательность поминовения их предстоятелей во время богослужений. Диптих Русской православной церкви до конфликта 2018 года выглядел так:

  1. Константинопольская
  2. Александрийская
  3. Антиохийская
  4. Иерусалимская
  5. Русская
  6. Грузинская
  7. Сербская
  8. Румынская
  9. Болгарская
  10. Кипрская
  11. Элладская
  12. Албанская
  13. Польская
  14. Чешских земель и Словакии
  15. Православная церковь в Америке

Евхаристическое общение («полное сопричастие») — принцип единства автокефальных православных церквей в единой Вселенской православной церкви. Священники автокефальных церквей, находящихся в евхаристическом общении, имеют возможность совместно отправлять религиозные обряды и таинства — совершать Евхаристию и причащаться из одной чаши. Прихожане могут причащаться и участвовать в таинствах и богослужении в любой православной церкви, находящейся в евхаристическом общении с их родной церковью.

Епитимья (от др.-греч. — «наказание, кара», лат. poenitentia) — это добровольное исполнение верующим тех или иных исправительных действий. Это может быть длительный пост, продолжительная молитва, отлучение из церковных таинств и другое. В православии считается «врачеванием духовным» и накладывается лишь на тех, кто упорствует в каком-либо грехе. Степень и продолжительность епитимьи остается на усмотрении священнослужителя, но зависит от тяжести греха и искренности раскаяния. Епитимья, состоящая в отлучении от совершения церковных таинств, налагается православными священниками на еретиков и раскольников, пока те не откажутся от своих заблуждений. Также под такое наказание попадают кровосмесники (12 лет), прелюбодеи (от 9 до 15 лет), убийцы (до 25 лет), мужеложцы (до 15 лет), скотоложцы (до 15 лет или на всю жизнь), клятвопреступники (до 10 лет), эзотерики (до 25 лет), гробокопатели (на 10 лет).

Каноническая территория — понятие, введенное Русской православной церковью в 1990-х годах. Означает территорию, закрепленную за любой общепризнанной (канонической) автокефальной православной церковью, в границах которой любая деятельность других поместных церквей не допускается и воспринимается как недружественная. Обоснование привязывается к церковным канонам, запрещающим епископу служить вне пределов своей епархии.

Миро (от др.-греч. — «ароматное масло») — ароматическое масло, приготовленное специальным образом, используемое в церковных таинствах. В православии освященное миро используется в таинстве миропомазания тела человека, освящении нового храма. Ранее использовалось при помазании царя на царство. Хранится в специальном сосуде — мирнице — на престоле. Русская православная церковь считает, что исключительное право мироварения принадлежит автокефальным церквям. Константинопольский (Вселенский) патриархат полагает мироварение своей исключительной прерогативой в сослужении представителей поместных православных церквей. Автономные церкви не имеют права самостоятельного мироварения. Миро они получают от своей автокефальной церкви.

Поместная православная церковь — автокефальная или автономная церковь, имеющая юрисдикцию на собственной территории, называемой канонической, в пределах одного или нескольких государств. Сейчас существует 20 поместных православных церквей — 15 автокефальных и 5 автономных.

Прещение — в русской православной традиции исторически закрепившийся термин для обозначений любого рода дисциплинарных наказаний, предусмотренных церковным правом (см. ниже). Самые тяжкие прещения — анафема (для прихожан) и извержение из сана (для священнослужителей).

Ставропигия (от греч. — от «крест» + «устанавливать, водружать») — самый высокий статус для монастырей, лавр, братств, соборов или духовных школ в православии. Дает независимость каждому из перечисленных учреждений от епархии, в которой они находится, переводя в подчинение непосредственно главе автокефальной церкви или Священному синоду.

В России два ставропигиальных собора:

  • Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (Троице-Сергиева лавра),
  • Морской Никольский собор в Кронштадте,
  • а также 28 ставропигальных монастырей.

За границей:

  • Восемь ставропигальных (патриарших) приходов, среди них — церковь покрова пресвятой Богородицы в Дюссельдорфе, собор Александра Невского в Таллине и другие.

Томос — указ главы поместной православной церкви по важным вопросам церковного устройства. Подобным указом, к примеру, узаконивается предоставление церквам автономии от «материнской» церкви или автокефалии.

Хиротония (от др.-греч. — «голосование поднятием рук») — рукоположение или посвящение в духовный сан, наделение человека Святыми дарами (тело и кровь Христа в виде хлеба и вина) и правом совершать церковные таинства и отправлять обряды. По мнению представителей РПЦ, направленным в Киев в сентябре экзархам Константинополя поручено легитимизировать раскольников через повторное рукоположение.

Церковное право — система правовых норм, сложившаяся на протяжении истории христианства, регулирующая внутреннее устройство церкви, а также ее взаимоотношения с государством. Канонический корпус Русской православной церкви состоит из шести частей:

  • Правила Святых Апостолов;
  • Церковные каноны Вселенских соборов;
  • Каноны важнейших Поместных соборов;
  • Определения остальных Поместных соборов, не отмененные впоследствии;
  • Правила тринадцати Святых отцов;
  • Практика внутренних и внешних церковных отношений в разные эпохи и в разных государствах.

В 1839 году в России была опубликована Книга правил, включившая в себя основные нормы канонического права. Ею руководствуется и современная РПЦ.

Церковный раскол или схизма (от др.-греч.— «расщепление, раскол, распря, разделение») — нарушение единения христианской церкви, не связанное с искажением учения о догматах и таинствах, а по обрядовым, календарным или юрисдикционным мотивам. Зачинщики и последователи раскола называются раскольниками, идеи раскола или суждения в его поддержку именуются схизматическими идеями и суждениями. Самая известная схизма в истории — Великий раскол христианской церкви на католическую и православную (1054 год). Самым известным расколом в РПЦ стали последствия реформ патриарха Никона и появление старообрядцев (1666 год). Церковным расколом называют и разрыв евхаристических отношений между Московским и Константинопольским патриархатами из-за вопроса о предоставлении автокефалии Украинской православной церкви Киевского патриархата (2018 год).

Экзарх — управляющий крупной и обособленной церковной областью — экзархатом, наделенный определенной самостоятельностью. В состав экзархата могут входить несколько епархий, архипастыри которых подчинены экзарху.

Экзархат (от греч. — «внешняя власть») — административно-территориальная церковная единица, находящаяся за границей государства, в котором расположена основная церковь. Также экзархат может быть создан специально для окормления верующих в особых условиях. Управляется экзархом основной церкви. К примеру, каноническим подразделением Московского патриархата выступает Белорусский экзархат, охватывающий территорию Белоруссии.

Анна Поваго

Объединительный собор украинских православных церквей состоится в декабре 2018 года.

Как сообщает пресс-служба Вселенского патриархата, Константинополь подтверждает свое решение предоставить томос об автокефалии православной церкви в Украине.

Точная дата будет названа в ходе заседания Синода Вселенского патриархата 27-29 ноября этого года.

Ранее в Сети распространилась информация о проведении объединительного собора 22 ноября. Представитель Украинской православной церкви Киевского патриархата Евстратий Зоря призвал людей не верить анонимным «объявлениям» о дате проведения собора

Пиарится ли Порошенко на создании единой поместной церкви? Комментарий представителя УПЦ КП

11 октября Синод Константинопольского патриархата принял историческое решение об отмене акта о временной передаче Московскому патриархату Киевской митрополии, создании в Киеве стравропигии и признание каноническими предстоятелей УПЦ КП и УАПЦ, что является важной вехой на пути предоставления автокефалии Украинской церкви.

По словам предстоятеля УПЦ КП Филарета, томос будет получен после избрания предстоятеля патриархата на объединительном соборе.

Редактор: Ирина Кутелева-Коваленко[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *