Традиции православной семьи или как создать православную семью

Лучший свадебный инстаграм

Современное общество поделено на людей верующих и атеистов, на истинных христиан, живущих по законам церкви и чтящим Бога и людей, далеких от Веры, прозябающих в мирской суете. Из поколения в поколение передаются семейные духовные ценности, но многие семьи только начинают свой Православный путь с самого начала, потеряв преемственность за почти вековое гонение Церкви. Как создать православную семью в современном обществе и сохранить традиции православной семьи, этот вопрос задают себе многие истинно верующие христиане, стремящиеся создать из семьи — Малую Церковь.

Брак по православным обычаям

Русская православная семья подразумевает союз крещеных мужчины и женщины, благословленных Церковью, и живущих по законам Православной веры. Жених и невеста, испытывающие влюбленность друг к другу, постепенно приходят ко взаимной любви во Христе. Одной из важнейших целей православной семьи, является цель, сохранения честного непорочного брака, заключающаяся в избежание похоти, плотских утех и прелюбодеяния. Неоспоримая мудрость христианского брака заключается в том, что муж и жена не оказывают давления и не ограничивают свободу действий друг друга, то есть такой брак построен на абсолютном доверии мужа и жены. И это доверие, и уверенность друг в друге закреплена благословением Божиим на брак.

Как воспитывают детей в православной семье?

В православной семье зачастую много детей и каждый ребенок любим. Воспитание детей в православной семье основано на любви и доверии друг к другу. Старшие помогают родителям воспитывать младших, при этом извлекая опыт для своей будущей семейной жизни, а младшие берут с них пример. Дети, будучи крещенными в старшем возрасте труднее принимают Церковь, чем дети, крещенные в младенчестве. Малыши живут и растут с чувством Веры, прививаемым им родителями. Совместные молитвы поддерживают традиции русской православной семьи, сплачивают ее и позволяют детям привыкнуть к тому, что нельзя жить, не разговаривая с Богом. Дети в православной семье впервые в своей жизни сталкиваются с подчинением авторитету отца и матери, и этот опыт является важнейшим на нелегком жизненном пути, смягченный любовью к властвующему и требующему подчинения человеку. Выполняя указания родителей и соблюдая запреты, ребенок обретает внутреннюю свободу, осознавая, что авторитет старшего человека не призван ломать его характер, унижать или порабощать. Принимая наказание не как кару, а как указание ребенок учится жить правильно. В православной семье родители должны научиться сдерживать и подавлять свой гнев, не раздражаться, и уметь наказывать с любовью.

Видя, как родители по-христиански любят его, ребенок перенимает опыт, который пригодится ему в будущем в вопросе как создать православную семью, создать в ней атмосферу стремления к Богу, т.е. утвердить высказывание «семья – Малая Церковь».

Неизменные традиции православной семьи

Сохраняя традиции православной семьи, мы становимся частичкой тела Церкви и передаем из поколения в поколение национальные особенности Русской Православной Церкви.

Традиции православного воспитания — Ольга Киселева

Поведение каждого члена православной семьи в быту, в застольях, праздниках должно нести религиозный характер с сохранением духовных ценностей. Трудно представить себе христианскую семью без традиций и обычаев, переданных по наследству прадедами. Культура патриотической верности и национального чувства воспитывалась в семье, имея в своей основе особое отношение к почитанию предков и отеческих могил. Главной целью православной семьи на сегодняшний день, как и во все времена, остается сохранение и передача и поколения в поколение духовных и религиозных ценностей.

На нашем сайте посетители могут узнать действительно ли в ближайшем будущем состоится свадьба Джастина Бибера и Селены Гомес, узнать как прошла свадьба Надежды Михалковой и Резо Гигинеишвили в Грузии, а также посмотреть фото свадьбы Дженсена Эклза и Деннил Харрис.

НОВОСТИ

 

АНО СПО «Православная семья» с 2003 года осуществляет социально-психологическую поддержку населения по благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, духовником организации является протоиерей Павел Гумеров, настоятель храма Св. блгв. князей Петра и Февронии в Марьино. читать подробнее >>>

Основные задачи нашей работы: оказание квалифицированной психологической помощи, популяризация и поддержка традиционных семейных ценностей, профилактика разводов, просветительская деятельность.

Сила Центра «Православная семья» — в объединение людей, которые хотят общаться в среде единомышленников, реализовать христианскую и человеческую потребность в помощи ближним.

Деятельность Центра:

● Семейный телефон доверия — бесплатная, анонимная и квалифицированная психологическая помощь

(495) 926-30-60 – пн.-пт.

Исследовательская работа "Православные традиции в современной семье"

с 10 до 19
● Индивидуальные и семейные психологические консультации.
● Группы общения:
    — «Как найти свою половинку» — занятия по добрачным отношениям.
● Оздоровительные группы и занятия:
— территория здоровья,
— школа для будущих родителей,
— биоакустическая коррекция.
● Лекторий «Семейная школа» — для тех, кто хочет создать и сохранить семью.
● «Куклотерапия» — занятия с детьми по авторской методике И.Я.Медведевой и Т.Л.Шишовой.
● Воскресная гостиная «Поговорим по душам» — встречи со священниками и другими интересными людьми.
● Экскурсионно-паломнические поездки по России и рабочие поездки в монастыри.

125009, Москва, ул. Тверская, д. 6, стр.6., на территории подворья Саввино-Сторожевского монастыря.

8 (495) 727-11-90; телефон доверия(495) 926-30-60

e-mail: pravsemya@yandex.ru

  

Архив новостей:   │  2017г  │  2016г   │  2015г   │  2014г   │  2013г   │  2012г   │  2011г   │  2010г   │   2009г   │

Главное меню

Православный проект помог найти семью для сироты

21.06.2017

Вологодская епархия в партнерстве с областным департаментом социальной защиты населения и при поддержке грантового конкурса «Православная инициатива» четыре месяца работала над проектом «Хочу в семью».

В его рамках были созданы и размещены в интернете семнадцать видеоанкет «Дети-сироты ищут православную семью».

Традиции православной семейной трапезы

Героями роликов стали дети-сироты трудно устраиваемых в семью категорий: подростки и старшие школьники, а также братья и сестры, которых нельзя разлучать. Ребята рассказывают о себе, своих увлечениях, достижениях, надеждах, планах на будущее, о своем желании найти новую, любящую семью, обрести родной дом. С любовью о детях говорят их воспитатели, психологи, специалисты вологодских центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Все ребята, ставшие участниками проекта, в той или иной мере интересуются Православием. Кто-то уже давно посещает воскресную школу находящегося рядом храма, ходит на богослужения, исповедуется и причащается, кто-то занимается в православных кружках, организованных в самих учреждениях, участвует в паломнических поездках по святым местам, работает в летний период в монастыре. Некоторые только начинают познавать азы православной культуры, но вовсе не против того, чтобы жить и воспитываться в православной замещающей семье. В съемках двух роликов приняли участие приемные мамы – православные верующие, которые поделились опытом воспитания приемного ребенка и высказали слова поддержки будущим замещающим родителям.

Каждая видеоанкета содержит информацию о формах семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и контактные телефоны.

Руководство и сотрудники центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, а также священники епархии оказывали содействие в подготовке и проведении съемок как в самих учреждениях, так и в храмах епархии. Сотрудники Департамента социальной защиты населения области – партнера Вологодской епархии в реализации проекта – оказывали безвозмездную организационную, консультационную, информационную помощь при создании и размещении видеороликов.

Приступая к проекту, его организаторы и исполнители надеялись, что герои видеоанкет привлекут внимание верующих людей, и это поможет им обрести новую семью или хотя бы наставника – взрослого человека, который поддержит ребенка в его духовно-нравственном становлении, расширит его социальные контакты, даст новый опыт общения, повысит уверенность в себе. И действительно, весной произошло радостное для всех организаторов проекта событие: один из героев видеоанкет, двенадцатилетний Даниил, был взят в приемную православную семью.

Видеоролик о Данииле, созданный Вологодской епархией, помог будущим приемным родителям заочно узнать ребенка, расположил их к мальчику. В результате очного знакомства и последующего развития доверительных отношений мальчик был устроен в замещающую семью, поэтому видеоанкета о Данииле была удалена из числа доступных для просмотра.

Как сообщает сайт Вологодской митрополии, проект «Хочу в семью» завершен, однако для расширения круга потенциальных замещающих родителей из числа православных прихожан продолжается продвижение созданных видеоанкет на специализированные информационные площадки, содействующие семейному устройству детей-сирот.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Телеграмм

Праздник сам по себе есть событие радостное, то событие, которого дожидаются, к которому готовятся, предвкушают. Предвкушают и само это действо и то, что оно с собой принесет.

Религиозные, и в частности православные праздники рассказывают о нашей церковной истории, раскрывают церковные мифы, это праздники наполняющие душу радостью и умиротворением. Через эту радость праздника ребенок приобщается к христианской культуре и календарю, учится соизмерять с ним события своей жизни. Впитывает вместе с атмосферой праздника и подготовки к нему христианские ценности и то чувства приобщенности к чему-то очень важному и большому.

IIОсобенности семейного уклада православной семьи

Религиозные обычаи семьи, встреча Рождества Христова, Крещение или Пасха, праздник Троицы или Великий пост — все это не проходит бесследно для духовной жизни ребенка. Из всего этого накапливается в душе запас святых впечатлений, радостных и чистых переживаний, составляющих фундамент будущей сознательной религиозной жизни. В позднейшие годы, в моменты опасных, критических внутренних переломов, эти переживания, этот религиозный опыт становится надежной опорой и ориентиром. В душе и сознании ребенка укрепляется чувство, что он не только часть православной семьи, но и часть Православной Церкви, с которой он связан органически и навсегда и которая является его духовной питательницей и воспитательницей. Сознающий себя членом Церкви никогда не будет чувствовать себя одиноким в мире, так как он живет в постоянном общении с Христом.

Главным элементом церковного праздника является богослужение — встреча и общение с Богом.

И, конечно ребенок должен знать, по мере его возможностей, что это за праздник, в честь какого события он празднуется, что он собой знаменует. Это нужно для того, чтобы ребенок осознавал что происходит, для чего это и как это связано с ним лично.

Именно семья — самая близкая и дорогая для ребенка среда, через которую он собственно и воспринимает мир — может помочь ребенку в его приобщении к общей радости и что очень важно его сосредоточение на самом себе, своих чувствах и своих событиях.

Если мы сегодня научим детей отмечать церковные праздники, то эти праздники войдут в жизнь всех последующих поколений россиян.

А можем научить каждый день воспринимать с радостью. По церковному календарю каждый день отмечается день какого — либо святого, священный праздник или праздник чудотворной иконы.

В православном календаре России выделяют 12 Двунадесятых праздников: Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение, Благовещение Богородицы, Троица, Воздвижение Креста и другие. Также существуют Великие праздники, такие как Покров Богородицы, Рождество Иоанна Предтечи, Обрезание Господне.

Наверх…

Семья в светской и христианской культурах

1. Семья и брак.

2. Типы семей в современном обществе.

3. Функции семьи.

4. Нравственные нормы брака и семейного воспитания в светской и

христианской культурах.

5. Народные традиции русской православной семьи.

6. Воспитательный потенциал семьи.

Источники

1. Библия: Ветхий Завет и Новый Завет.

2. Измайлова, А.Б. Русская народная педагогика: воспитание ребёнка

младенческого возраста: монография. – Владимир, 2001. – 547 с.

3. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.

– 232 с.

4. Ничипоров, Б. В. Введение в христианскую психологию. – М., 1994.-

— 192 с.

5. Православная педагогика в России: Учебное пособие … — Владимир,

1998. – 202 с.

6. Рогачёва, Е.Ю., Даведьянова, Н.С. Педагогика межнационального

общения: уч. пособие… — Владимир, 2009. – 132 с.

***************

Семья и брак.

В процессе изучения семейной педагогики особое значение приобретает изучение семьи, являющейся одним из социальных институтов формирования личности ребёнка.

Семья –это основная ячейка общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества.

Семья– это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Внутри семьи различают 2 вида отношений: супружество (брачные отношения между мужем и женой) и родство (родственные отношения родителей и детей, между детьми, родственниками).

Брак– это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования (обычаи, религия, табу, право, мораль)сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни. Цель брака – создание семьи и рождение детей, поэтому брак устанавливает супружеские и родительские права и обязанности.

Брак и семья возникли в разные исторические периоды (сначала – брак, а затем – семья). Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку объединяет не только супругов, но и их детей и родственников (или просто близких им людей) (Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М., 1999. – С.22-25).

В истории человечества семья прошла несколько этапов своего становления и развития: от первобытного (полуживотного) состояния с неупорядоченными половыми связями, через возникновение брачных отношений между полами к групповому браку, затем к полигамии, а в позднепервобытной общине – к моногамному парному браку. Парный брак знаменовал начало домашне-семейного воспитания, которым занимались родители и другие члены рода. Возникла хозяйственная ячейка из мужа, жены и детей, но основным кормильцем постепенно становится мужчина. Поэтому половые отношения стали регулироваться не только социальными, но и экономическими факторами, так как жена и дети не могли обойтись без мужа и отца. Верность жены обеспечивалась её подчинением власти мужа (патриархальный уклад). Постепенно менялся и сам характер брака: его целью стало создание семьи, содержание и воспитание детей. Семья усиливала чувство личной ответственности взрослых за воспитание детей, укрепляла новые оценочные категории: авторитет родителей, супружеский долг, честь семьи.

На Руси переход к семье, состоящей из супругов и детей, завершился в 8 – 9 веках. Семья была многодетной, что гарантировало её хозяйственную надёжность. Дом и семья становились начальной школой для детей, своеобразной «домашней академией», где учили трудиться, заботиться друг о друге, передавали «по наследству» мальчику отцовскую, а девочке – материнскую профессию, а заодно и их мировоззрение, стереотипы поведения, готовили к выполнению родительских функций.

Моногамия оказалась устойчивой формой семьи. Это объясняется не только социально-экономическими достижениями человечества, но и моралью и нравственным развитием людей, ростом их эстетической культуры, усилением роли религии, поддерживающей святость брака: «Браки заключаются на небесах».

Итак, по мере развития общества на стабилизацию брачно-семейных отношений всё большее влияние оказывают не внешние факторы (социальный контроль, общественное мнение, законы, экономическая зависимость и подчинённость женщин), а внутренние факторы (чувство любви, долга, взаимная заинтересованность членов семьи в сохранении и поддержании семейного единства).

2. Типы семей в современном обществе.

Существуют разные классификации семей. В данную лекцию включена типология, представленная в учебнике Т.А.Куликовой «Семейная педагогика и домашнее воспитание».

Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу.

1. Самым древним типом семьи, который прошёл многовековую проверку в историческом опыте человечества, является патриархальная (традиционная) семья. Как правило, это большая по численности и крепкая семья, где в одном «гнезде» проживают разные поколения родственников. В такой семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. Эти семьи сохранились, главным образом, в сельской местности, малых городах, в среде священнослужителей и глубоко верующих людей.

2. В индустриальном и постиндустриальном обществе большого размаха достиг процесс нуклеаризации (от слова «нуклеар» — ядро) и сегментации семьи. Нуклеарные семьи состоят из родителей и детей (до вступления детей в брак). Среди них различают двухпоколенные и трёхпоколенные семьи. Последние носят вынужденный характер, поскольку из-за отсутствия собственного жилья молодая семья не может отделиться от родительской (где проживают ещё бабушки и дедушки). В нуклеарных семьях наблюдается тесное содружество супругов (уважение, взаимопомощь, открытое проявление заботы), но часто возникает ослабление эмоциональных связей между молодыми супругами и их родителями, снижается возможность оказания взаимопомощи, передачи жизненного опыта (в том числе – педагогического).

Православная семья: российские традиции

В последние десятилетия растёт число малых семей. Среди них – «пустые гнёзда» (супруги, дети которых «вылетели из гнезда», а также неполные семьи, возникшие в результате развода или смерти одного из супругов. Это печальная примета нашего времени, где одинокий родитель (чаще мать) воспитывает ребёнка (детей).

4. Такова же структура материнской (внебрачной) семьи, где мать не состояла в браке с отцом своего ребёнка. Здесь уместно напомнить о печальной статистике «внебрачной» рождаемости в России: каждый 5 – 6-ой ребёнок появляется у незамужней мамы. Речь идёт либо о девушках 15-16 лет, не способных ни содержать, ни воспитывать ребёнка, либо о зрелых женщинах около 40 лет, сознательно решивших «родить для себя». Ежегодно более полумиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются с одним родителем в результате развода. В России каждый третий ребёнок воспитывается в неполной или материнской семье.

5. Сегодня значительную популярность приобрёл так называемый «гражданский брак». С точки зрения традиционных религий, подобное партнёрство является грехом, явным нарушением Божьих заповедей. В просторечии его называют фактическим браком, или «сексуальным сожительством».Психологи ввели более мягкий термин – «промежуточная семья», так как она в любой момент может принять какую-то окончательную форму: либо распадётся, либо будет закреплена документально (часто «под давлением» беременности). В такой семье трудно строить долгосрочные планы. Мужчина и женщина, годами проживая по одной крышей, остаются при этом «он» и «она», тогда как супружеское «мы» обладает совсем иным качеством ощущения самих себя и жизни вообще. В России более 7 % супругов живут в незарегистрированном браке. Что же лежит в основе такого партнёрства «двух независимостей»? Оказывается, вовсе не соображения типа «мы ещё молоды для брака, надо материально встать на ноги». По данным социологических исследований, в фактическом браке чаще живут те пары, которые уже достигли или уверенно подходят к приличному достатку. Скорее всего, это – проявление крайней степени гедонизма, эгоизма, безответственности, желания подстраховаться удобной подножкой, с которой можно при случае соскочить.

Функции семьи.

Семья – специфический социальный институт, первичная ячейка общества, в которой переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждой личности в отдельности.Под функциями семьипонимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право, нормы морали, реальная помощь государства. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи меняются. В настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи, но многие исследователи единодушны в определении следующих функций:

1) репродуктивная (функция продолжения рода) – это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода. На уровень рождаемости оказывают влияние такие факторы, как социально-экономическая стабильность в стране, благосостояние семьи, её обеспеченность жильём и работой, социально-культурные нормы, национальные и религиозные традиции, образование и здоровье супругов, отношения между ними, помощь со стороны родственников, профессиональная деятельность и характер занятости женщины, место жительства. Учёные вывели несколько закономерностей: рождаемость ниже в городе, чем в селе, падает с ростом достатка, образования и обеспеченности жильём. При более благоприятных условиях в семье проявляются эгоистические тенденции супругов («пожить для себя»), и они переключаются с деторождения на домашнее хозяйство, учёбу, потребление, досуг, творчество. Сегодня остро стоит вопрос о количестве детей и их физическом и психическом здоровье. Существуют разные мировоззренческие подходы к решению этого вопроса: светский или религиозный. На практических занятиях мы специально рассмотрим эти проблемы, в том числе проблемы «планирование семьи» и «демографическая ситуация в России»;

2) духовная (ценностная) функция– функция выстраивания системы ценностей супругов и их детей, которая и определяет стиль жизни, выбор целей и способы их достижений. В ходе семейного воспитания родители прививают ребёнку понимание того, что в жизни есть высший смысл. Для христианина – это Господь Бог – наш Творец, Промыслитель, Искупитель, Спаситель и Судия. Для неверующего человека – это совокупность высших нравственных и эстетических культурных ценностей;

3)хозяйственно-бытовая функция обеспечивает многообразные экономические и организационные потребности семьи;

4) социокультурная и досуговая функцияимеет целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных культурных потребностей семьи. Под досугом понимается внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. В русском языке слово «досуг» появилось в 15 веке, произошло от глагола «досягать» и буквально означало время, когда можно чего-то достичь. Сегодня, кроме традиционных форм досуга, появились такие формы, как общение в сети Интернет, разного рода игровые клубы, занятия экстремальными видами спорта и др. К сожалению, некоторые формы досуга наносят ощутимый вред физическому, психическому и нравственному здоровью семьи или отдельных её членов;

5) эмоционально-психологическая функцияимеет целью установление гуманных взаимоотношений, атмосферы доверительности, дружбы и любви, защищённости, которая располагает всех членов семьи выразить своё эмоциональное состояние, высказать сомнения, поделиться и радостью, и горем, получить совет и наставление, ощутить сострадание, участие, помощь. Оптимистический настрой, шутка, юмор придают семейной атмосфере радостную окраску, благоприятную для повышения жизненного тонуса, преодоления невзгод и неудач;

6) воспитательная функция– важнейшая функция, заключающаяся в духовном воспроизводстве человечества. В семье дети и взрослые влияют друг на друга. В этом деле особенно велика моральная ответственность родителей, передающих детям свой жизненный опыт.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *