Епископ Лидский и Сморгонский Порфирий

Доклад епископа Лидского и Сморгонского Порфирия, Председателя Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата на XXV Международных Рождественских образовательных чтениях. Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. 26–27 января 2017 года)

Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, досточтимые отцы игумены, матушки игумении, братия и сестры!

Тема, которая заявлена в названии моего доклада, весьма обширна, но я постараюсь в пределах времени, определенного регламентом собрания, лаконично дать ответ на вопрос: каким образом, под каким углом история святости людей праведных пересекалась с историей Русской Православной Церкви в XX веке, с историей нашего народа.

Во все времена в лоне Церкви появляются подвижники, достигшие совершенства в Духе Святом. В священной истории Ветхого Завета на примере еврейского народа мы видим, что Господь посылал народу своих праведников и пророков особенно тогда, когда наступали тяжелые времена, чтобы люди, видя добродетельную жизнь посланников Божиих, отходили от греха и укреплялись в вере. XX век в истории нашего Отечества был отмечен жестокими гонениями на Церковь Христову, и в этом же XX веке в нашей Церкви был явлен сонм святых и подвижников благочестия – людей большого мужества и самопожертвования, которые с помощью Божией, несмотря ни на какие препятствия, шли к Свету, одерживали победу над грехом и преображали не только свою душу, но, во многом, и свое время, свою страну, стойко исповедовали свою веру, являлись носителями и выразителями церковного предания и подлинной христианской жизни.

Первосвятители и архипастыри, пресвитеры и диаконы, монашествующие и миряне – вся полнота Русской Православной Церкви представлена в лике святых и подвижников благочестия в истории нашей Церкви в XX веке. Обратимся к их жизнеописаниям.

В 1917 году поставляется Божией рукой на Патриарший престол Первосвятитель Тихон, чтобы взойти на свою Голгофу и стать святым Патриархом-мучеником. Он был первым Патриархом Русской Церкви после 217-летнего перерыва. По этому поводу сам Патриарх Тихон писал следующее: «Прав­да, пат­ри­ар­ше­ство вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся на Ру­си в гроз­ные дни, сре­ди ог­ня и ору­дий­ной смер­то­нос­ной паль­бы. Вероятно, и са­мо оно при­нуж­де­но бу­дет не раз при­бе­гать к ме­рам запрещения для вра­зум­ле­ния непо­кор­ных и для вос­ста­нов­ле­ния по­ряд­ка церков­но­го. Но как в древ­но­сти про­ро­ку Илии явил­ся Гос­подь не в бу­ре, не в тру­се, не в огне, а в про­хла­де, в ве­я­нии ти­хо­го ве­тер­ка, так и ныне на на­ши ма­ло­душ­ные уко­ры: «Гос­по­ди, сы­ны Рос­сий­ские оста­ви­ли за­вет Твой, разруши­ли Твои жерт­вен­ни­ки, стреля­ли по хра­мо­вым и кремлев­ским святыням, из­би­ва­ли свя­щен­ни­ков Твоих”, – слы­шит­ся ти­хое ве­я­ние сло­вес Тво­их: «Еще семь ты­сящ му­жей не пре­кло­ни­ли ко­ле­на пред совре­мен­ным ваа­лом и не из­ме­ни­ли Бо­гу истинному”. И Гос­подь как бы го­во­рит мне так: «Иди и разы­щи тех, ра­ди коих еще по­ка сто­ит и дер­жит­ся Рус­ская зем­ля. Но не остав­ляй и за­блуд­ших овец, об­ре­чен­ных на по­ги­бель, на за­кла­ние, овец, по­ис­ти­не жал­ких”» .

В январе 1918 года в московской газете «Фонарь» журналист Коровин рассказывал о том, как брал интервью у Патриарха Тихона.

– Ваше Святейшество, – спросил он, – в лекции комиссара по вероисповедательным делам Шпицберга было сказано, что после свержения царя и буржуазии предстоит последний поход – против Бога. <…>

Патриарх пожал плечами… и пророчески сказал:

– Не так легко свергнуть Царя Небесного, как царя земного .

Несмотря на то, что епископство в те времена, как и в древности при гонениях, сулило голгофские страдания, в Русской Православной Церкви находились очень мужественные души, которые сознательно и осмысленно на это шли.

Вскоре после прихода к власти большевиков, в январе 1918 года, был издан Декрет об отделении Церкви от государства, который, среди прочих мер, лишал Церковь прав юридического лица и предусматривал конфискацию всего церковного имущества. Финансирование из казны всех церковных учреждений, в том числе и Учебного Комитета при Священном Синоде, прекратилось. В 1918 году Учебный Комитет был закрыт, и Петр Федорович Полянский прибыл в Москву, где принял участие в деяниях Поместного Собора, состоя в его секретариате. В 1920 году Патриарх Московский и всея России Тихон предложил священномученику Петру принять постриг, священство и епископство и стать ему помощником в делах церковного управления. Предложение это было сделано в пору кровавых гонений на Церковь, когда замучены были уже многие священнослужители и более десяти архиереев. И священномученик Петр отнесся к призыву Первосвятителя как к призыву свыше, от Бога. Поведав брату и родным о предложении Святейшего Патриарха, он сказал: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то я буду предателем Церкви, но когда соглашусь, – я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор» . Так, в 58-летнем возрасте он выбрал стезю, которая, по его же словам, оказавшимся пророческими, возвела его на Голгофу. «Русская церковная история, – писал он, – едва ли знает такое исключительно трудное время для управления Церковью, как время в годы настоящей революции» . Его деятельность вызывала крайнее недовольство гонителей Церкви. В ГПУ был выработан план по устранению Митрополита Петра и учинению нового раскола.

25 марта 1944 года митрополит Алексий (Симанский) был вызван в Совет по делам Русской Православной Церкви для беседы по поводу деятельности архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Архиепископ Лука привлекал к служению по частным домам заштатное духовенство, активизировал проповедническую деятельность, что вызывало острое недовольство Совета. О своей деятельности он скажет: «При виде кощунственных карнавалов и издевательств над Господом нашим Иисусом Христом мое сердце громко кричало: «Не могу молчать!” И я чувствовал, что мой долг – защищать проповедью оскорбляемого Спасителя нашего и восхвалять Его безмерное милосердие к роду человеческому» .

Свое важное место в жизни нашей Церкви в XX занимало монашество. Практически все обители были закрыты, однако большинство монашествующих остались верными своим монашеским обетам. Некоторые монашествующие были причастны к судьбоносным событиям в жизни Церкви.

Преподобный Алексий Зосимовский был насельником и духовником Смоленской Зосимовой пустыни, располагавшейся недалеко от Троице-Сергиевой Лавры. Старчество стало главным делом его монашеской жизни. За советом к нему приезжали государственные деятели, епископы и архимандриты, священники и простые монахи, военные, врачи, чиновники, учителя, профессора и студенты, рабочие и крестьяне. Через подвижника и затворника старца Алексия Зосимовского, который из послушания участвовал в Поместном соборе, была открыта воля Божия русскому народу относительно кандидатуры новоизбранного патриарха. Описывается это так: «Из алтаря вышел старец о. Алексий в черной монашеской мантии, подошел к иконе Богоматери и начал молиться, кладя земные поклоны.<…> Молился старец долго. Затем встал с колен, вынул из ковчега записку и передал ее митрополиту. Тот прочел и передал протодиакону. И вот протодиакон своим знаменитым на всю Москву могучим басом медленно начал провозглашать многолетие. Напряжение в храме достигло высшей точки. «Патриарху Московскому и всея России Тихону!” – раздалось на весь храм, и хор грянул многолетие» .

Незадолго до революции, летом 1909 года в Сергиевой Лавре состоялся монашеский съезд, и старец Алексий был среди его участников. Его голос имел там большое значение, с его духовным опытом считались, и все с почтением прислушивались к его словам. Много внимания съезд уделил вопросам старчества. Вот что написал иеромонах Серафим (Звездинский) об этом событии: «Много утешения получил на монашеском съезде, беседуя со многими препо­добными старцами. На съезде особенно властно, горячо, убежденно говорил отец Алексий Зосимовский, большая часть постановлений была сделана прямо-таки под его непосредственным влиянием. Блаженны очи мои, видевшие сие, и уши, слышавшие мудрые, глубокие речи старцев» .

В июле 1930 года Рязанский отдел ОГПУ сообщил своему руководству в Москве, что в селе «Срезнево Шиловского района 11 июня по случаю престольного праздника имел место массовый наплыв богомольцев – всего около восьми тысяч человек. Такое большое скопление, как выяснено, объясняется тем, что в селе Срезнево служит в качестве священника некто Филарет. <…> Окружным отделом ОГПУ принят ряд срочных мер к парализации деятельности Филарета» . Так рапортовали своему начальству сотрудники Рязанского ОГПУ об иеромонахе Филарете (Пряхине), впоследствии преподобномученике, насельнике Спасской Пронской Пустыни, который, несмотря на закрытие монастыря, хранил монастырский обычай: со списком чудотворной иконы Божией Матери «Споручницы грешных» ходил по селам. А на приходе, где он служил, был установлен день празднования этой иконы, когда туда стекалось до восьми тысяч богомольцев .

Священнический и диаконский чин в годы гонений на Церковь представлен замечательными священниками и диаконами, неутомимыми тружениками и исповедниками.

Великим утешением и духовной поддержкой в первой половине XX века для москвичей и не только стал протоиерей Алексий Мечёв, настоятель храма святителя Николая в Кленниках. Батюшка имел благодатный дар прозорливости, многим оказывал молитвенную помощь, предстательствуя за них перед Господом и принося избавление от трудностей и бед, за что неоднократно его вызывали на собеседование в ГПУ, запрещали принимать народ.

Когда умерла жена отца Алексия, и он пребывал в глубокой печали, его посетил отец Иоанн Кронштадтский. На вопрос отца Алексия: «Вы пришли разделить со мной мое горе?» – отец Иоанн ответил: «Не горе твое я пришел разделить, а радость: тебя посещает Господь, будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя – и тогда увидишь, что твое несчастье мало, незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет». По выражению одного из духовных чад отца Алексия, «верным и несменяемым стражем стал он у скорбного сердца человеческого» в это трудное для всех время .

Протодиакон Николай Тохтуев, впоследствии священномученик, на предложение сотрудничать с органами НКВД дал письменный ответ, в котором между прочим написал: «Что вы от меня требуете, то я сделать не могу. – Это мое последнее и окончательное решение. Большинство из нас идет на такое решение, чтобы спасти себя, а ближнего своего погубить, – мне же такая жизнь не нужна. Я хочу быть чистым перед Богом и людьми, ибо, когда совесть чиста, то человек бывает спокойный, а когда не чиста, то он не может нигде найти себе покоя» .

Многие благочестивые миряне, преодолевая страх смерти, проявили себя в те тяжелые времена как верные чада Православной Церкви, ревностно отстаивая право верующих исповедовать свою веру.

В день выборов в Верховный Совет 12 декабря 1937 года Иван Алексеевич Чернов, благочестивый мирянин, а впоследствии мученик, придя на избирательный участок, вместе с бюллетенем опустил в урну письмо на имя кандидата в депутаты от их района, в котором между прочим было написано следующее: «Мы, граждане Советской республики, считаем себя свободными гражданами по сталинской конституции. Можем свободно выявлять свои нужды от лица верующих в Бога и Святую Церковь. Посодействуйте за нас, дайте нам молиться Богу за весь мир и за Вас, чтобы нам под Вашим руководством проводить тихую жизнь и ходить в церковь молиться Богу, где мы ощущаем отраду души. <…> Вот что нам дороже всего земного богатства, всё на земле временно, а за гробом вечно» .

За это письмо Иван Чернов был приговорен к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, где он скончался от голода в лазарете.

История Русской Православной Церкви XX века и нашей страны очень поучительна. Сегодня собрано, обработано и систематизировано огромное количество свидетельств о том, через что прошла наша Церковь в XX веке. В каждом событии, в каждом жизнеописании того или иного новомученика или исповедника засвидетельствована определенная истина, определенный урок, имеющий большое значение для нас сегодня.

История их святости в истории нашей Церкви XX века подобна несокрушимому фундаменту, который возвел глава Церкви – Христос для того, чтобы Церковь выстояла, несмотря на огненные испытания. Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается, – говорится в книге Притчей (Притч. 11:11).

На протяжении всей истории человечества идет непрерывная борьба за человеческие души в разных масштабах и на разных полях боя: от личной жизни человека до таких государственных систем, при которых ведется контроль над всеми сферами жизни общества, и все, что связано с Богом и Его Святой Церковью, целенаправленно вытесняется. Эпоха мученичества, исповедания веры и верности Христу начинается тогда, когда мир сей открыто начинает воевать против Христа и Его Церкви.

Грубое давление, тюремное заключение, угрозы смерти, массовые репрессии, изощренные действия, направленные на раскол Церкви, стремление к полному ее уничтожению, периоды затишья и новые гонения… Русская Православная Церковь должна была выстоять в условиях все более ожесточающихся преследований. И она выстояла. Святые и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX века, известные нам и не известные, имена которых знает один Господь, которые противостояли безбожному засилию, каждый на своем месте, добросовестно и со страхом Божиим совершая свое служение, – явили необычайное мужество, мудрость, выносливость и стойкость в вере, тем самым засвидетельствовав непреложную евангельскую истину: Церковь Христова – не от мира сего, а Главой ее является Сам Господь, Который сказал: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18).

Русская Православная Церковь. XX век. М., 2015. С. 87.

Жития новомучеников и исповедников российских XX века. Февраль. Сост. игум. Дамаскин (Орловский). Тверь, 2005. С. 395.

Там же.

Жития новомучеников и исповедников российских XX века. Май. Сост. игум. Дамаскин (Орловский). Тверь, 2007. С. 47.

Жития новомучеников и исповедников российских XX века. Март. Сост. игум. Дамаскин (Орловский). Тверь, 2006. С. 260.

Очень часто можно услышать фразу о том, что «святыми не рождаются, ими становятся». Авторы этого выражения с одной стороны абсолютно правы, но с другой стороны я с ними полностью не согласен. Если внимательно прочитать жизнеописания большинства святых людей, то можно отметить тот факт, что они уже с раннего детства тянулись к Богу, пытались познать Божественные истины, внимательно изучали Закон Божий, читали много душеполезной литературы. Возникает множество вопросов, например, почему преподобный Сергий Радонежский еще в утробе матери закричал на Божественной Литургии, если дело обстоит именно так, как утверждает вышеизложенное выражение? Или почему Николай Угодник, будучи грудным ребенком, не сосал молока у матери в среду и пятницу? Или почему Пресвятая Богородица в детстве посетила преподобного Серафима Саровского и излечила его от смертельного недуга, ведь миллионы детей страдают смертельными заболеваниями, но мало кого из них посещали святые люди и излечивали от болезни? Никто не умоляет собственных заслуг по работе над собой святых людей, но если нет призвания Бога, человек может поститься, совершать множество духовных подвигов, жить по Евангельским заповедям, но не достигнет той духовной высоты, которой достигли святые люди. Ярким примером святости являются жизнеописания преподобных старцев, изложенные в данной книге, которые хоть и были Божьими избранниками, но совершили колоссальные подвиги ради Бога, за что и снискали прославления не только на Небе, но и на земле.
Мне эту книгу подарили на день рождения, зная, что я собираю духовную литературу. Лет семь назад, когда я только знакомился с православными книгами, я эту книгу, наверное, купил бы, несмотря на такую цену, но сейчас, когда жития большинства святых, изложенных в ней, у меня есть отдельными подробными изданиями, я не стал бы ее приобретать. Но эта книга не стала пылиться у меня на книжной полке, я ее прочитал, и в целом она произвела на меня благостное впечатление. Со страниц книги я познакомился со многими святыми людьми, о которых узнал именно из нее, некоторые подробности жизни уже знакомых преподобных старцев стали для меня открытием, а о некоторых я не узнал ничего нового. Не знаю, чем руководствовались авторы этой книги, выбирая того или иного подвижника для помещения его жития в книгу, но процентов на девяносто я с этим выбором согласен, хотя поместил бы еще несколько жизнеописаний в книгу, но я понимаю, что одно издание не может включить в себя жития всех заметных праведников, родившихся в нашей стране. Жизнеописания святых людей тоже получились разноплановыми: некоторые из них содержат довольно скудную информацию об их жизни, некоторые более широко и глубоко освящены, но ценность книги заключается в том, что авторы попытались отобразить жизнь святых людей разных поколений, начиная с Древней Руси и заканчивая двадцатым веком, поэтому и получился такой контраст, ведь всем известно, что сведения о жизни святых более древнего времени не может быть подробным в силу того, что время идет, информация теряется, а современные старцы жили среди нас, еще свежи воспоминания об их жизни. Кроме жизнеописания святых людей, в книге приведены и самые яркие наставления, советы и высказывания этих праведных мужей, правда не каждое житие совмещено с этими поучениями, так как не каждый святой праведник оставил после себя письменные духовные труды или духовные переписки. Эти наставления позволяют глубже понять православную веру в целом, ее нравственные и духовные законы, что, несомненно, полезно для нашего духовного развития.
Если вы решите приобрести данную книгу, то, прежде всего, перед вами возникнет вопрос, а стоит ли книга своей довольно большой цены? Если вы хотите иметь в одном издании жития большинства известных святых, не вдаваясь в более глубокое и подробное жизнеописание святых людей, то книга стоит этих затрат, к тому же не стоит забывать о хорошем оформлении книги, о ее формате. Если же вы любите читать отдельные подробные книги о каждом святом человеке, то книга может не произвести на вас должного впечатления. Оценка книги 9/10.

Просмотры: 4 314

9 декабря Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ провел в Москве круглый стол с участием администраторов крупнейших православных сообществ во «ВКонтакте».

Встречу провели глава отдела Владимир Легойда и его заместитель Вахтанг Кипшидзе.

Как сообщается, «в рамках мероприятия обсуждались актуальные вопросы взаимодействия администраторов православных сообществ, перспективы расширения сотрудничества с Русской Православной Церковью, а также проблемы мошенничества и недобросовестной рекламы в социальных сетях.

По итогам круглого стола было принято решение об учреждении Совета администраторов православных сообществ при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ».

Любопытно, что встреча проводилась при поддержке германского Фонда Конрада Аденауэра.

На встрече присутствовали админы следующих групп:

«Верую. Православие» (почти 1 млн 807 тыс. подписчиков) — основной контент группы — елейные картины на духовную тему и цитаты святых отцов, старцев, священников и проч.;

«Православные» (почти 173 тыс. подписчиков) — практически клон «Верую. Православие» с подобным же контентом;

«Мудрые советы святых православных старцев» (82 тыс. подписчиков) — еще один цитатническо-елейный клон «о Русских православных традициях и ценностях, семье и патриотизме».

«Дети в счастливой семье» (134 тыс. подписчиков) — основан по благословению киевского протоиерея. Контент более разнообразен, в основном посвящен православному воспитанию.

Как и у всех подобных православных мегагрупп, основная цель существования — предложение публиковать рекламу на своих страницах, в 2017 году это стоило так: «Размещаем рекламу. Один час держим в топе, через сутки удаляем. Стоимость поста — 300 руб. Есть скидки».

«Православная психология» (240 тыс. подписчиков) — о себе (здесь и далее в цитатах сохраняем орфографию оригиналов):

«…Да, существует Христианская Психология и такая, о которой ни Фрейды, ни прочие даже и не ведали и не знали.

Психология — это наука о душе, и если мы обратимся к Святым Отцам, то поражаемся глубочайшему понимаю того, что происходит в душе человеческой.

Безудержный рост душевных заболеваний в двадцатом веке порожден не только стрессами и научно-техническим прогрессом с его «информационной перегрузкой», но отходом людей от Бога и греховной жизнью.

Поэтому только та психотерапевтическая помощь будет действенной, которая обратит человека ко Христу и, под руководством священника или верующего врача, побудит его каяться и исправлять свою жизнь. В этом случае слово врача или духовника будет подкрепляться благодатной силой Божией, способной уврачевать самую тяжелую душевную болезнь».

«Святые отцы» (107 тыс. подписчиков) — гостей встречает такая «шапка»:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Благодарим магазин www.Pleer.ru за поддержку!

Цифровая и бытовая техника с лучшей доставкой!

Как скажешь: «Вси святии, молите Бога о мне!» — так все святые воскликнут на небе: «Господи, помилуй!» — и будет тебе приобретение. преп. Нектарий Оптинский».

Верхняя закрепленная запись — цитата протоиерея Андрея Ткачева.

Помимо разных цитат, в группе регулярно собирают деньги: на лечение детей (перепосты разных фондов), на записочки в храмы, на строительство и ремонт церквей.

«Православная семья» (70 тыс. подписчиков) — «шапка» группы:

«Благодарим магазин www.Pleer.ru за поддержку!

Цифровая и бытовая техника с лучшей доставкой!

Страница о православной семье. Советы и наставления святых отцов, старцев, изречения из Святого Писания помогут вам вести благочестивую и счастливую семейную жизнь».

Регулярные цитаты из протоиереев Дмитрия Смирнова и Андрея Ткачева, семейства Кормухиных («Сорок Сороков»), с «Царьграда», «Бесогона» Никиты Михалкова, «разоблачения» проекта закона о семейном насилии, реклама «православных» платьев.

«Святая Русь» (почти 241 тыс. подписчиков) — админы группы о себе:

«МЫ, ПРАВОСЛАВНЫЕ, ВЫСТУПАЕМ ЗА:

1) Возрождение Православной веры и лидирующее ее место в Российском государстве

2) Возрождение Православной Империи, в которую будут входить территории Русского мира

4) Воссоединение русского народа (великороссов, малороссов, белорусов)

5) Запрет абортов

6) Запрет пропаганды западных ценностей в информационном пространстве (свободного секса, движения чайлд фри, феминизма, гомосексуализма и тд)

7) Возрождение института семьи и других русских ценностей

…В НАШЕЙ ГРУППЕ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

1. ПРОПАГАНДА ВЗГЛЯДОВ И ИДЕЙ, НЕ ПРИЗНАЮЩИХСЯ СОБОРАМИ ЦЕРКВИ ВСЕХ УРОВНЕЙ, ЧУЖДЫХ УЧЕНИЮ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

2. ОСУЖДЕНИЕ ПОМЕСТНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ ЛЮБОЙ ПРИЗНАННОЙ ЮРИСДИКЦИИ; ОСУЖДЕНИЕ КАНОНИЗИРОВАННЫХ СВЯТЫХ.

…3. ОСУЖДЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА, НЕ ОСУЖДЕННЫХ ЦЕРКОВЬЮ СОГЛАСНО УСТАНОВЛЕННЫМ ПОРЯДКАМ.

…4. ОСКОРБЛЕНИЕ РОССИИ И ЕЕ СОЮЗНИКОВ, ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПРОТИВ ВЛАСТИ РФ

…6. ЗАПРЕЩЕНА ПРОПАГАНДА НАЦИЗМА, ФАШИЗМА, РУСОФОБИИ, СЕПАРАТИЗМА, РАЗЛИЧНЫХ СЕКТ, ЯЗЫЧЕСТВА , САТАНИЗМА, СИОНИЗМА, ЛИБЕРАЛИЗМА, ЗАПАДНЫХ ЦЕННОСТЕЙ (разврат, феминизм, гомосексуализм, движения типа Чайлд Фри и т.д.), УРАНОПОЛИТИЗМА и ДРУГИХ ЕРЕСЕЙ»;

«Православная держава» (63 тыс. подписчиков) — подзаголовок группы: «Москва — Третий Рим, а четвертому не бывать!»

Закрепленная запись, восхваляющая старца Илия (Ноздрина) и отказ от лечения:

«— Помню, Борис Корчевников попросил как-то батюшку Илия за девочку. Ей диагностировали онкологию. Уже лечили в Германии. Оперировали, сделали забор стволовых клеток, проводили курсы химиотерапии… Но положительной динамики не наблюдалось. Немецкие врачи решили еще предпринять попытку, подсадив стволовые клетки отца, стали было советоваться с американскими коллегами, а те их отговаривают: «Бесперспективно. Один-два процента пациентов выживают…»

И вот родители этой девочки звонят: мол, попасть к отцу Илию — для нас «последняя надежда»… А батюшка тогда был в разъездах, его было просто не застать. Но чувствую, у них такая неотступная мольба. «Мы все-таки вылетаем!..» — ставят перед фактом. Это они из Германии с самой девочкой собрались ехать. «Как Господь управит», — только и проговорил я им. А что еще им ответить?

И вот они, смотрю, подъезжают, а тут и батюшка вдруг откуда ни возьмись появляется!

Помню, стоим: схиархимандрит Илий, мама, сама эта девочка и я. Мама — к батюшке, кратко изложив обстоятельства: «Делать нам еще операцию?»

«А знаете, что?!! — вдруг говорит старец, до этого стоявший молча, склонившись и явно молившийся. — Ничего не делайте! Ничего. Молитесь Божией Матери! Она прямо здесь!» — и поворачивается так, что обращается всем своим существом к Богородице, Стоящей, оказывается, между мамой девочки и мною…

Во мне просто душа перевернулась! Я очень явно ощутил присутствие Божией Матери. Это не передать, в какой трепет и радость вдруг окунается твоя душа.

«Молитесь Ей!» — уже краем уха слышу, как батюшка повторяет…

Они послушались старца, началось улучшение. Недавно снова звонили. Девочка не исцелилась полностью, но это была та самая «положительная динамика», которой не давало никакое самое дорогостоящее лечение.

А главное — это опыт молитвы. Батюшка развернул их сердечные устремления от себя как «последней надежды» — Не надейтеся на князи, на сыны человеческия (Пс. 145: 3)… — к Самой Владычице Неба и Земли. А в опыте молитвы ведь исцеляются наши души, это важнее.

Юрий Владимирович Гуменный, директор завода электроизделий, — о старце Илии (Ноздрине)».

На странице регулярное перепосты со «Святой Руси».

На встрече в синодальном отделе присутствовали также админы групп «Сравнительное религиоведение», «Православные аудиокниги», «Истинные ценности» («Православный муж», «Православная жена» — последние три группы под одним руководством).

Вот с такими православными гигантами миссии в соцсетях РПЦ по пути. Остается только пожелать: скатертью дорога и совет да любовь.

Иллюстрация: картина Васи Ложкина

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *