Фестивалем Православной музыки отметили Светлый праздник Пасхи музыканты Новосибирской филармонии. 8 апреля они подарили своим слушателям сразу несколько концертов цикла «Сибирские пасхальные вечера», которые впервые проходят в городе при поддержке Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви.

Концерты, которые будут идти до 15 апреля, начались в Пасхальное Воскресенье. Этот праздничный день музыканты начали традиционным благотворительным концертом в здании вокзала «Новосибирск-Главный». Перед слушателями выступили Новосибирская хоровая капелла (художественный руководитель и главный дирижёр – народный артист России Игорь Юдин) и Фольклорный ансамбль «Рождество» (художественный руководитель – заслуженный деятель искусств России Ольга Гурина).

Традиция благотворительных концертов на вокзале в Пасхальное Воскресенья остается незыблемой на протяжении уже почти 20 лет: и все эти году неизменным участником этих необычных выступлений является Новосибирская хоровая капелла и её художественный руководитель, дирижёр Игорь Юдин.

— Ставший доброй традицией благотворительный Пасхальный концерт призван приобщать к истинной русской культуре широкий круг слушателей, — отмечает художественный руководитель Новосибирской хоровой капеллы Игорь Юдин. — Поэтому на благотворительном концерте звучит и духовная музыка русских композиторов, и русские народные песни.

Музыканты капеллы представили разнообразную программу: в ней прозвучали образцы русского партесного концерта (сочинения русского композитора XVIII века Дмитрия Бортнянского), хорал «Отче Наш» Петра Ильича Чайковского. Невероятно сильно и проникновенно капелла исполнила такие русские народные песни, как «Ах, ты степь широкая…», «Сронила колечко», «Жило двенадцать разбойников…» и другие.

Не обошли вниманием музыканты и любимые многими популярные песни, такие как «Русское поле» Френкеля, «Выйду ночью в поле с конём…» Матвиенко, «Весна идёт…» Дунаевского и другие.

В финале концерта под сводами вокзала грянуло мощное «Славься» Михаила Глинки.

В этот же день, 8 апреля, в 18.00 на круглой сцене Государственного концертного зала им. Каца выступил Фольклорный ансамбль «Рождество» (художественный руководитель – заслуженный деятель искусств России Ольга Гурина). В программе «Пасха красная» прозвучали обрядовая музыка весенних праздников и народные пасхальные песнопения.

А в 20 часов на сцене Государственного концертного зала им. А.М. Каца состоялся концерт «Празднуем Пасху Господню!» На одной сцене с Новосибирской хоровой капеллой выступили еще два певческих коллектива: Хор Храма в честь иконы «Знамения Абалацкая» (регент Александр Росляков) и Академический хор «АХ НЭТИ» ассоциации выпускников НГТУ-НЭТИ (художественный руководитель и главный дирижер — заслуженный артист России Александр Париман).

В концерте прозвучала духовная музыка русских композиторов: это и концерты Дмитрия Бортнянского «Да воскреснет Бог» и «Тебе, Бога, хвалим», Пасхальные тропари, Стихиры Пасхи Византийского распева, а также сочинения Архангельского, Чеснокова, Рахманинова, Свиридова, Мурова, Шнитке, а также русские народные песни.

14 апреля в фестиваль «Сибирские пасхальные сезоны» продолжит еще один праздник хоровой музыки: на сцене Государственного концертного зала им. Каца зазвучит «Пасхальное Хоровое Вече Сибири». Эта программа станет кульминацией фестиваля: на сцене выступят восемь хоров и ансамблей из Новосибирска, Барнаула, Кемерова.

А 15 апреля завершится фестиваль «Сибирские пасхальные вечера» концертом «Встречайте, встречайте Пасху Господню!» На сцене Камерного зала филармонии в 18.00 выступит Ансамбль «Маркелловы голоса» (художественный руководитель – заслуженный работник культуры и искусств Новосибирской области Игорь Тюваев).

В программе прозвучат древнерусские пасхальные песнопения, духовные стихи, духовная музыка современных композиторов и фольклор.

В концерте принимает участие фольклорный театр «БалаганЪ», который был создан в 2011 году и ныне функционирует на базе Института культуры и молодежной политики (ИКиМП) Новосибирского государственного педагогического университета.

«Пора уже становиться настоящей, «взрослой» православной и читать Святых Отцов, а не детские сказки», — говорила я себе, стоя в храмовой лавке. Передо мной стоял выбор — купить «Поучения аввы Дорофея» или роман Джорджа Макдональда «Донал Грант». Деньги были только на одну книгу.

Роман Джорджа Макдональда, духовного учителя Льюиса! Льюиса! Человека, который говорит о Боге через литературу, да так, что при чтении реально ощущаешь Божье Присутствие! Но авва Дорофей… это — классика. Это — твердая пища в вере. Каждый порядочный православный должен его прочесть и … жить по нему, наверно? Но прочесть точно должен.

И вот я выхожу из храма и сразу утыкаюсь в «Донала Гранта». Мне очень стыдно и виновато за выбор, сделанный мной. Кажется, что я предала Православие. Но спустя 10 минут читаю размышления главного героя о том, как ему жить после невзаимной любви — проблема, актуальная для меня в тот момент — и понимаю, что эту книгу я купила не зря.

Мы не монахи, нас волнуют отношения с противоположным полом, выбор профессии, обращение с деньгами, семейная жизнь, отношения с другими людьми. И если мы христиане, мы должны выстраивать все это в свете веры во Христа и Евангелия. Практически ничего из этого не волновало древних монахов, кроме разве отношений с другими людьми. Но отношения в монашеской общине отличаются от отношений с друзьями или отношений на работе. А значит, и здесь нам трудно будет найти подходящий совет.

Однако, найти совет мало. Пример действует лучше, чем наставление. История больше трогает, чем совет. Именно поэтому из Евангелия в первую очередь запоминаются притчи. Христианская художественная литература хороша тем, что дает нам примеры христианской жизни более близкие к нам, чем жизнеописания отцов пустыни. Герои любят, ненавидят, страдают, завидуют, тщеславятся, раскаиваются в обстоятельствах, похожих на наши. И поэтому, кроме удовольствия от чтения художественной литературы, мы можем чему-то у них действительно научиться. Вот мой личный топ-5 христианской литературы.

Джордж Макдональд
«Донал Грант»

Второй роман из дилогии «Поэт и бедняк». Донал Грант, главный герой, после того, как его любимая девушка выходит замуж за его друга, уходит из родительского дома искать свое место в мире. Он находит это место, а также новую любовь. В комплекте замок с привидениями, поиски потерянной комнаты и похищение героини.

Попутно становится понятно, что:

  • смирение ≠ униженности и безгласности,
  • прощение ≠ попустительству и примирению,
  • забота о других ≠ сплетни о них,
  • послушание Богу и другому человеку ≠ бездумному подчинению.

Макдональд писал свои романы из-за невозможности проповедовать с кафедры. Поэтому он очень много говорит о Боге. О Боге милостивом, справедливом и невыразимо прекрасном. Многие из его рассуждений еретичны с точки зрения протестантизма, но верны с точки зрения православия.

Арчибальд Кронин
«Ключи царства»

Если Макдональд — проповедник и романтик, то Кронин — художник и реалист. Он родился в семье протестанта и католички, учился в иезуитском колледже и 13 лет работал врачом. Эти факты его биографии так или иначе нашли отражение в повести «Ключи Царства».

Священник Фрэнсис Чисхолм — сын католика и протестантки и не выносит религиозную нетерпимость, ведь она стала причиной смерти его родителей. Закончив семинарию, он серьезно относится к своему призванию и старается служить Богу и людям — сначала в шахтерском поселке в Шотландии, а потом и в Китае. Трудности, одиночество и неудачи преследуют его, и благодаря им видны его вера и смирение. У него нет ярких свершений, и миссионерствует он скорей через дружбу и уважение, чем через проповедь.

Книга учит нас отличать подлинное золото веры, любви и служения от блестящих подделок, ставит вопросы об оправдании и осуждении войны с точки зрения христианства и может быть большим утешением для каждого, кто чувствует себя одиноким в своем служении.

Луиза Мэй Олкотт
«Маленькие женщины»
Книга для семейного чтения

Свою самую известную книгу Луиза Мэй Олкотт написала в 34 года, по просьбе знакомого издателя, заказавшего «книгу для девочек».

В Америке идет Гражданская война, отец-священник вдали от дома служит капелланом, а мать воспитывает четырех дочерей, списанных с сестер писательницы и неё самой. Девочки дружат с соседским мальчиком, ставят спектакли, катаются на коньках, ходят в гости, работают и зарабатывают на жизнь.

И вся эта повседневность пронизана светом Евангелия, желания стать как можно лучше и добрее, борьбой со своими недостатками. В этом девочкам помогают мать и отец, поддерживая их собственным примером.

Николай Лесков
Рассказы о праведниках

В 1883 году в письме Лесков пишет о русской жизни: «Нет ни умов, ни характеров и ни тени достоинства… С чем же идти в жизнь этому стаду, и вдобавок еще самомнящему стаду?».

Не ограничиваясь осуждением, он начинает искать живые примеры праведности, находит и делает из них цикл рассказов о праведниках.

Рассказы основаны на реальных историях.

К.С.Льюис
Пока мы лиц не обрели

Кажется, что Льюис писал в основном сказки и фантастику. Но есть у него малоизвестное произведение, которое, хоть и основано на мифе, можно назвать реалистическим. Это его последний роман «Пока мы лиц не обрели”.

Главная героиня, некрасивая царская дочь Оруаль, рассказывает о том, как боги отняли у нее сестру и всех, кого она любила. Страница за страницей сочувствуешь ей и укоряешь богов. И вдруг в последний момент видишь ту же историю глазами богов… или Бога. И это совсем другая история.

Основываясь на древнегреческом мифе об Амуре и Психее, Льюис говорит о покаянии, о том, что мешает нам встретить Бога, о настоящей любви и о подделке под любовь. Хороший шанс взглянуть на себя со стороны и измениться.

Конечно, все сказанное выше не означает, что надо забросить отцов Церкви подальше и читать только романы. Ими накоплен колоссальный опыт, и его тоже надо осваивать. Но на это нужны годы, а жить по-христиански надо уже сегодня. Поэтому мне больше не стыдно, что я купила в христианской лавке роман вместо классики аскетики. И тогда, и сейчас роман для меня актуальней.

Кстати, авву Дорофея я потом тоже купила.

Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Автор статьи: Татьяна Зайцева (Пашковская)

Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Богослов, поэт, нарративный практик.

  • Сегодня о музыке, церковной и светской — книги и лекции о ней и записи музыки, которые есть у нас в медиатеке

    Писание и Святые отцы: зачем нужна музыка

    Псалмопевец поет: «Пойте Богу нашему, пойте, пойте Царю нашему, пойте. Ибо Царь всей земли – Бог, пойте разумно!».

    «Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его. Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его. Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных. Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия».

    Григорий Нисский учил: «музыка есть ни что иное, как призыв к более возвышенному образу жизни, наставляющий тех, кто предан добродетели, не допускать в своих нравах ничего немузыкального, нестройного, несозвучного, не натягивать струн сверх должного, чтобы они не порвались от ненужного напряжения, но также и не ослаблять их в нарушающих меру удовольствиях: ведь если душа расслаблена подобными состояниями, она становится глухой и теряет благозвучность. Вообще музыка наставляет натягивать и отпускать струны в должное время, наблюдая за тем, чтобы наш образ жизни неуклонно сохранял правильную мелодию и ритм, избегая как чрезмерной распущенности, так и излишней напряженности».

    Иоанн Златоуст: «ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет ее, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигать полного презрения к житейским предметам, как согласная мелодия и управляемое ритмом божественное песнопение».

    Философия музыки

    «Конец времени композиторов» Владимира Мартынова — философская книга о музыке. Название отсылает к основной теме современной мысли — «смерти…»: автора, Бога и пр., то есть конца метанарративов, преодоления метафизики. Мартынов — выдающийся современный композитор; понятно, почему «композиторство» стало для него главным «примером» — но именно примером: после выхода книги он не раз «ворчал», что дело не в «композиторстве», что ему, наверное, надо было написать книги «Конец времени романистов», «Конец времени живописцев» и т. д., чтобы его наконец поняли.
    Итак, книга посвящена «концу…» как главной теме современности — но раскрыта она весьма нетривиально: конец может означать начало; смерть композиторства не означает смерть музыки. Мартынов — христианский голос в постмодернистской мысли.

    Предлагаем его же «’’Музыкальную антропологию’’ и другие лекции и интервью». Мартынов читает курс «Музыкальная антропология» в МГУ, хотя конкретно эти лекции были прочитаны в Воронеже. По ссылке — несколько других лекций и интервью.

    «Беседы, исследования, размышления» Арво Пярта — другого выдающегося современного православного композитора. В этой книге собранны его речи, беседы с ним, статьи о его творчестве.

    Статья великого богослова Владимира Лосского «Богословские основы церковного пения».

    «Бог после метафизики» Мануссакиса — здесь проводиться попытка разобрать, как Бог является зрению, слуху и осязанию. В части, посвященной слуху, Мануссакис много говорит о музыке.

    Эти книги, кажется, сможет освоить и читатель, далекий от музыки и философии — чего не скажешь о работах Лосева:
    — «Музыка как предмет логики» — фундаментальный труд с итоговой формулой: «музыка — это Число во Времени»,
    — «О музыкальном ощущении любви и природы», «Два мироощущения из впечатлений после «Травиаты”», «Очерк о музыке», «Философский комментарий к драмам Рихарда Вагнера», «Мировоззрение Скрябина».
    Все эти работы объединены в сборнике «Форма-Стиль-Выражение».

    «Русские ночи» Одоевского. Одоевский — один из немногих русских мыслителей, писавших о музыке. В этом его романе можно много найти размышлений о музыке — как и в художественной форме, так и в чисто философской.

    Богослужебная музыка

    Об истории богослужебного пения прекрасно писал композитор и философ Владимир Мартынов — в своих книгах: «История богослужебного пения» и «Культура, иконосфере и богослужебное пение Московской Руси».

    В книге Бычкова «Эстетика Отцов Церкви» в главе «Ритм» — много интересного о святоотеческом отношении к музыке. В книге того же автора «Русская средневековая эстетика» в главе»Становление наук о искусствах» помимо прочего вы узнаете о русском среденевековом понимании музыки, как и почему оно ушло в прошлое и что его заменило.

    «Богослужебное пение Русской Православной Церкви» Гарднера — классический, фундаментальный труд, без коего невозможно себе представить изучение её предмета. Хотя книга написана в середине XX века, её полнота и обстоятельность никем не превзойдены.

    Специально к нашей подборке недавно добавили три моногарфии о музыкальной культуре Древней Руси —Владышевской, Мещериной и Кутузова.

    Лекция «Очерк истории древнерусского церковного пения». Вероника Григорьева рассказывает о византийских и южнославянских истоках древнерусского церковного пения и этапах его становления. Лектор демонстрирует древние памятники с богослужебными текстами, начиная с наиболее ранних — сохранившихся до наших дней книг XI века, по которым можно проследить эволюцию источников церковного пения.

    «О церковном пении» Сергей Фуделя — небольшой текст о богословии церковного пения, проникнутый беспокойством об обмирщении церковной мызыки.

    «Церковная музыка» — глава из книги Илариона (Алфеева) «Православие»: о богослужебном пении и колокольном звоне.

    Встреча с Иулианией (Денисовой) — регентом и автором множества песнопений.

    Понятно, что с богослужебным пением связаны гимнографы — хотя это скорее рубрика «литература», а не «музыка». Вот три книги о них: «Церковные песнетворцы» Петровской, «Господу помолимся. Размышления о церковной поэзии и молитвах» Чистякова, «Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви» Гумилевского.

    Классическая музыка и немного рока

    Великолпеный лекционный курс игумена Петра (Мещеринова) «История музыки»: от возникновения западноевропейской музыки до Генделя. Большинство лекций посвящено Баху. Баху же посвящена отдельная лекция отца Петра «Богословие в звуках».

    Баху так же посвящена статья Оливье Клемана.

    «Песнь восхождения» — программа радио «София», посвященная музыке. Чтение самой разной литературы, связанной с музыкой, обсуждения, музыкальные произведения, рассказы о композиторах и музыкантах.

    В программе «Библейский сюжет» было много выпусков посвященных композиторам:
    — Россини
    — Лист
    — Верди
    — Бетховен
    — Глинка
    — Григ
    — Берлиоз
    — Вивальди
    — Дебюсси
    — Рахманинов
    — Брамс
    — Шуман
    — Мендельсон
    — Стравинский
    — Мусоргский
    — Гайдн
    — Гендель
    — Бриттен

    На тему «Православие/рок» читайте: Петра (Мещеринова) «О Церкви, культуре и рок-музыке». Также можете посмотреть весьма и весьма спорную, но интересную лекцию рок-музыканта Сергея Калугина «Рок-музыка: в поисках Бога».

    Музыкальная часть медиатеки Предания.ру

    И — собственно музыка, наш музыкальный архив, хранимый и пополняемый нашими музыкальными редакторами Вадимом и Светланой Пиктами:

    — Богослужебное пение
    — Колокольные звоны
    — Песнопения поместных церквей
    — Классическая музыка
    — Авторская песня
    — Эстрадная песня
    — Этно, фольклор, народная музыка
    — Духовные канты, стихи, песни, романсы
    — Современная вокальная и инструментальная музыка
    — Для детей

    Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

    Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

    Автор статьи: Владимир Шалларь

    Редактор медиатеки «Предание.Ру»

    • Иоганн Себастьян Бах, автор более чем 1000 сочинений, скончался 31 июля 1750 года в возрасте 65 лет от последствий неудачной глазной операции. Композитор был похоронен за пределами Лейпцига на кладбище церкви Св. Иоанна. Безутешная вдова Анна Магдалена, оставшаяся без кормильца, не нашла денег на памятник. Но последним знаком ее любви стал дубовый гроб, на покупку которого она все-таки решилась.
      Благодаря этому гробу останки Баха могли быть идентифицированы 144 года спустя и перезахоронены — сначала в церкви Св. Николая, затем в церкви Св. Фомы, где и покоятся по сей день.

      Иоганн Себастьян Бах, портрет Элиаса Готлоба Хаусмана

      Доброжелательный титан
      Слепок черепа Баха, сделанный после эксгумации, позволил осуществить в 2008 году довольно убедительную реконструкцию лица композитора. Ее авторы — антрополог Каролин Уилкинсон и скульптор Джэнис Эткен.Обе дамы работали по поручению университета шотландского города Данди. По заверениям Уилкинсон и Эткен, им удалось восстановить облик Баха почти с 80-процентной точностью: большие серые глаза, густые брови, крупный нос, несколько выдающаяся вперед челюсть.

      Цвет глаз, форма губ и выражение доброжелательности скорее являются плодом фантазии, пусть и небеспочвенной. При реконструкции ориентиром служили не только портрет кисти Элиаса Готлоба Хаусмана (Elias Gottlob Haussmann), но и свидетельства сыновей Баха о благодушном, хоть и крутом, нраве отца, о его любви к веселому обществу и хорошей беседе.

      Причины угрюмости Бетховена

      Посмертная маска Бетховена

      Останки Бетховена после смерти композитора также не оставили в покое. Не прошло и сорока лет со времени похорон в 1827 году, как череп эксгумировали, измерили и сфотографировали. Еще двадцать лет спустя состоялась повторная эксгумация останков композитора, и снова с благой целью: они были перенесены на центральное кладбище Вены.
      К этому времени череп был настолько ветхим, что сделать с него слепок не представлялось возможным. Несколько фрагментов костей оказались «лишними». В 2005 году они позволили провести анализ, доказавший, что Бетховен умер от отравления свинцом, от которого страдал, по всей видимости, уже с 13-летнего возраста. Этим объясняются и его ранняя глухота, и другие недуги, постоянно терзавшие композитора и служившие, по всей видимости, причиной его легендарной угрюмости.
      Неуловимый гений Моцарт
      Бренные останки Моцарта тоже не избежали повышенного внимания. Композитор скончался в 1791 году в Вене в возрасте всего 35 лет и был похоронен на кладбище Св. Марка — кстати, вовсе не в «общей могиле с бродягами и нищими», как утверждают иные путеводители. Другое дело, что вдова не позаботилась поставить на могиле мужа хотя бы деревянный крест, и когда 18 лет спустя решила ее отыскать, полагаться пришлось исключительно на смутные воспоминания могильщика.

      Вольфганг Амадей Моцарт

      Столь же непроверяемой является и легенда о том, как могильщик Йозеф Ротмайер (Joseph Rothmayer) передал череп Моцарта граверу Якобу Хиртлю (Jacob Hyrtl). Точнее, можно считать достоверным то, что поклонник Моцарта Хиртль получил от кладбищенского служителя некий череп, но вот в добросовестности Ротмайера приходится сомневаться — так же, как и в его бескорыстности. Череп, сохранявшийся Хиртлем как святыня, в 1902 году попал в собрание Моцартеума.
      В 2006 году была предпринята попытка проверить его подлинность. Для этого были эксгумированы два женских скелета из семейного склепа Моцартов. Предполагалось, что речь идет о бабушке и кузине композитора, но точно это тоже не было известно. Анализ ДНК показал, что эти трое вообще не находились ни в каких родственных связях между собой. Таким образом, на сегодняшний день так и не ясно, является ли череп Моцарта подлинным.
      Однако яркий образ Моцарта можно создать по свидетельствам его современников, прижизненным изображениям и собственным письмам композитора. Его рост составлял от 155 до 160 сантиметров, он был хрупкого телосложения с лицом, изрытым оспой. Многим действовали на нервы «неспокойные манеры» гения. Он был «маленьким, быстрым, подвижным», по описанию немецкого поэта и писателя Людвига Тика (Ludwig Tieck), Моцарт и в зрелые годы ни минуты не мог усидеть на месте. Это дает ученым основания предположить, что композитор страдал от гиперкинетического синдрома (синдром дефицита внимания). Тот же Тик пишет о «больших выразительных глазах» и обаянии Вольфганга Амадея.
      Анастасия Буцко
      Редактор: Виктория Зарянка

      [ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *