О них рассказал священник Живко Панев, клирик македонского происхождения, совершающий служение в Париже

ПАРИЖ. Выступая на Второй международной конференции, посвященной влиянию цифровых технологий на православное пастырское душепопечение, которая проходит с 18 по 21 июня 2018 года в Православной академии Крита в Колимвари (Греция), священник Живко Панев, клирик македонского происхождения, совершающий служение в Париже, рассказал о современном положении Православия во Франции, сообщает сайт Orthodoxie.com.

По словам Живко Панева, присутствие православных во Франции в основном связано с несколькими волнами эмиграции из традиционно православных стран, таких как Россия, Греция, Сербия, Румыния, Болгария и страны Ближнего Востока. Сегодня, по разным оценкам, численность православных христиан во Франции составляет от 500 000 до 700 000 человек.

Православие во Франции организовано следующим образом:

— 273 прихода,

— 27 монастырей,

— 3 богословские школы,

Православные во Франции имеют:

— 7 журналов,

— 6 издательств,

— 2 телевизионные программы: France 2 и KTO,

— 8 двухнедельных и ежемесячных радиопередачу, выпускаемых совместно с государственными, католическими или протестантскими радиостанциями,

— 7 информационных и новостных сайтов,

— 23 движения и благотворительные организации.

Православные приходы во Франции сгруппированы в 9 юрисдикций: Русская Православная Церковь, Константинопольский Патриархат, Антиохийский Патриархат, Грузинская Православная Церковь, Болгарская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Румынская Православная Церковь, а также Российский экзархат Константинопольского Патриархата и Русская Православная Церковь Заграницей.

Кроме того, все канонические православные епископы самоорганизованы в структуру под названием Ассамблея французских православных епископов (AEOF), созданную в 1967 году для координации и принятия совместных действий, она также является органом, которые представляет интересы православных перед лицом французских гражданских властей.

Православное духовенство насчитывает в своих рядах во Франции около 330 священников и диаконов, из которых большинство женатые. Кроме того, большинство клириков «имеют отдельную профессиональную карьеру», т.е.

Путешествие в Париж. Православные святыни во Франции

помимо своего служения осуществляют светскую профессиональную деятельность.

«Можно сказать, что православные приходы стараются сохранить традиции своих стран, но также предлагают место для новообращенных верующих», — отмечает Живко Панев. В рамках национальных диаспоральных юрисдикций созданы французские приходы, но в настоящее время они существуют в условияхочень ограниченных ресурсов и исключительно благодаря пожертвованиям верующих. Тем не менее, французский язык все чаще используется в литургической практике традиционных приходов. Кроме того, никакие православные приходы не получают субсидий со стороны государства или региональных и муниципальных властей в силу очень строгого следования принципу отделения Церкви от государства в соответствии с законом от 1905 года.

Говоря о положении дел во французском православном интернете по состоянию на 2017 год, священник Живко Панев отметил, что присутствие православных Франции в интернете является явно недостаточным.

По его словам, имеют собственные интернет-сайты:

Только 38% приходов (103 из 273)

Только 40% монастырей (11 из 27)

Только 28% журналов (2 из 7)

67% издательств (4 из 6)

61% движений и благотворительных организаций (14 из 23).

Сами веб-сайты в основном создаются на добровольные пожертвования прихожан ими же самими, построены на бесплатных или общих платформах и состоят в основном из устаревших и старых технологий и контента, включая статические страницы без мультимедийного или интерактивного контента, без аудио- или видео-подкастов, без учетных записей в социальных сетях, веб-страницы, которые не поддерживают мобильность. Содержимое сайтов в основном ограничено общей информацией, такой как адрес, часы работы и тому подобное. Обычно у них нет никакой редакционной политики, и их обновления нечасты и редки. «Мы можем с полным основанием говорить о том, что православные сайты во Франции все еще застряли в ХХ веке!», — констатирует Живко Панев.

«Для того, чтобы улучшить ситуацию, мы должны не только повысить осведомленность в кругах ответственных епископов и приходов, но и получить их готовность на самом деле инвестировать ресурсы (людские и финансовые) для реализации православного интернета XXI века. К сожалению, мы все еще не видим сильных сигналов в этом направлении», — резюмирует священнослужитель.

«Однако теперь у нас есть эффективный план роста, который поможет нам достичь точки, в которой мы сможем встретиться с нашим видением православного интернета в целом. Представление, к которому мы стремимся, — это внедрение раннехристианской методологии, основанной на трех уровнях включения:

— привлекать и вещать, что соответствует раннехристианской концепции Керигмы (κήρυγμα),

— воспитывать и обучать, что соответствует раннехристианскому Дидахе или Дидаскалии (Διδαχή Αποστόλων),

— Создать сообщество посредством дальнейшего участия, что соответствует Воцерковлению (ecclesiation) и построению реальной общины в Церкви.

Леснинская женская обитель Пресвятой Богородицы

О Свято-Богородицком Леснинском женском монастыре, ныне стоящим на земле Нормандии, лучше не скажешь, чем в альбоме «Русская Православная Церковь Заграницей. 1918–1968» под редакцией графа А. А. Соллогуба, издательства Русской Духовной Миссии в Иерусалиме РПЦЗ:
«Среди тех драгоценных святынь, которыми обладает Русское Зарубежье, имеется одна из русских жемчужин — строительница всепобеждающей русской православной культуры — Леснинский женский монастырь, находящийся во Франции… В составе монастыря имеется около 50 русских монахинь, большинство которых в возрасте от 60 до 85 лет. Каждая из них в отдельности, в материальном отношении, беспомощная нищая, а все они вместе составляют славу русской жизни, знаменем которой является находящаяся среди них Чудотворная Леснинская Икона Божией Матери.

Леснинский монастырь своей историей может объяснить, как чудесным образом создавалась Россия, как легко мы могли избежать ужасов русской революции, какой прекрасной, благополучной, могучей и великой могла и должна была бы быть русская жизнь, какое призвание возложено Промыслом на нашу великую страну, какой путь нашего возрождения после перенесенных тяжелых испытаний, единственная причина которых заключается в нашем всеобщем отступничестве от заветов Святой Руси».
История обители началась с обретения иконы Божией Матери в XVII веке на землях Российской империи, ныне — Польши, за рекой Буг в селе Лесна, стоящим над речкой Белка, Яновского уезда Седлецкой губернии.

Леснинская икона Божией Матери (foto )

В полдень воскресенья 14 сентября 1683 года русские леснинские пастухи Александр Стельмащук и Мирон Макарук пригнали скот к сельской околице, где были окопы, земляные укрепления, помнящие крестоносцев. Вокруг тянулись густые леса, куда и на этот раз забрела часть стада. Стельмащук пошел в чащу за отставшей скотиной. Как вдруг в ветвях грушового дерева он увидел сияние.

Пастух пригляделся — дивной красоты икона светилась над ним! Божия Матерь в ослепительном венце прижимала к себе правой рукой Младенца Иисуса, в левой Богоматерь держала книгу, а над нею витал Дух Святый в виде голубя. Их изображение, вырезанное рельефом на темно-красном овальном камне, победоносно лучилось сквозь желтеющую осеннюю листву груши, и Стельмащук пал на колени с молитвой…

Александра внезапно обуял страх, он вскочил и побежал к Мирону.

Страничка паломника. Рассказы о святых местах.

Вместе они вернулись к дереву с иконой, а потом поспешили в Лесну, чтобы рассказать о чуде односельчанам. Всем миром жители пошли с ними в лес, где сняли икону с ветвей. Сначала образ находился в доме родственника Мирона — крестьянина Семена Макарука, потом икону Богоматери перенесли в русскую церковь села Буковичи, расположенного в двух верстах от Лесны.

Явленная икона начала привлекать в Буковичском православном храме богомольцев: от нее стали свершаться чудотворения. Множество паломников стекалось на поклонение иконе, Пречистая Богородица не оставляла прибегавших к Ее святому образу, исцеляя от болезней, врачуя душевные раны.

Латинское духовенство позавидовало славе русской святыни и насильно отняло икону у Буковичского священника отца Василия. Католики назначили комиссию, которая эту икону Богородицы признала чудесно явившейся в Лесне и чудотворной. В селе Лесна латиняне поместили ее в свой костел.

Минул XVII век, в XVIII столетии католический орден паулинов возвел в Лесне новый большой костел, куда перенесли чудотворную икону Божией матери, когда-то явленную православному пастуху Стельмащуку. В XIX веке паулины нераздельно царили в этом краю, имея монастырь. Но в 1863 году их представители за участие в польском восстании были удалены из своего католического монастыря, а в 1875 году Леснинский костел власти передали православным, и в нем была учреждена женская община. Чудотворная икона Богоматери, обретенная православными 200 лет назад, как бы сама вернула себе прежних хозяев.

Бывший костел в Лесне перестроили в православный храм, 31 мая 1881 года его освящал архиепископ Варшавский Леонтий, который по внутреннему побуждению напророчил, что храм перерастет в монастырь, накануне на литии. Архиерей тогда при благословлении хлебов произнес вместо: «Во святем ХРАМЕ сем», — слова:
— И умножи сия во святей ОБИТЕЛИ сей.

Свято-Богородицкий Леснинский женский монастырь -духовная цитадель (foto Нуне Барсегян)

По ходатайству владыки Леонтия Свято-Богородицкая женская обитель и была учреждена здесь в 1885 году. 19 октября 1885 года прибыла из Москвы в Лесну первая настоятельница обители графиня Евгения Борисовна Ефимовская, в монашестве — Екатерина. Ей было 35 лет и выросла она в глубоко благочестивой семье. В 19 лет графиня Ефимовская блестяще сдала экзамен по русской литературе при Московском университете, собираясь стать учительницей. Девушка была знакома со многими писателями, сблизилась с семьей Аксаковых, являясь славянофилкой. Евгения вместе с другим своим единомышленником С. А. Рачинским много сил отдала народной школе, где в преподавании делала упор на Закон Божий и историю Церкви.

Прежде чем постричься в монахини Ефимовская была светской учительницей в Велико-Будищском монастыре на Полтавщине. Все время ее не оставляла мысль о создании новой обители, где можно было бы плодотворно воплощать в жизнь свои идеалы. На такое свое будущее Евгения получила благословение в Оптинской пустыни у старца Амвросия.

Ефимовская углубилась в изучение богословских наук, которым она и раньше отдавала много времени. По этим вопросам она вела обширную переписку с выдающимися иерархами: архиепископом Леонтием, архиепископом Амвросием, митрополитом Антонием Вадковским, епископом Антонием Храповицким. Результатом явился труд Ефимовской «О диакониссах», ряд богословских брошюр, в которых, например, была статья «Монастырь и христиан¬ский аскетизм». По данной проблеме Евгения Борисовна опиралась на точку зрения св. Иоанна Кронштадтского, наставлявшего ее в это время. Духовная писательница подчеркивала: побольше дела, поменьше самолюбования и возни с собой.

Таким образом, богослов, церковная писательница Ефимовская, строгая постница и молитвенница, приняла монашеский постриг и стала матушкой Екатериной. В Лесну она прибыла с пятью сестрами и двумя девочками-сиротами. А 26 августа 1889 года женская община обители была преобразована в Леснинский Свято-Богородицкий общежительный монастырь, где инокиня Екатерина стала игуменьей.

В Леснинском монастыре, Франция. Митроп. Виталий и Архиеп.Серафим (Дулгов) (foto )

Непросто приходилось вести общину, где священником был отец Матвей. Подвижник, не щадящий ни себя, ни других, он начинал службы в четыре часа утра и требовал присутствия на них всех сестер. Если храм был не готов к богослужению, батюшка молча уходил, вовсе не совершая службы. Поэтому матушка Екатерина бывала в церкви с трех часов. Игуменья сама несла черную работу, убирая храм, она и на клиросе пела, и канонаршила, а больше всего неустанно добивалась, чтобы росла община. Это был первый в России женский монастырь деятельного монашества, драгоценно светя в крае, где главными являлись католичество и униатство.

За тридцать лет Леснинская обитель сделалась центром православия всего Забужья. Отсюда назначались настоятельницами в другие монастыри ближайшие помощницы матушки Екатерины. Сестры в Лесне были разных способностей, но особенно здесь ценились интеллигентные девушки, способные обучать детей. Из десяти учительниц монастыря девять являлись своими насельницами. Они учили грамоте до четырехсот девочек, из которых 250 были ученицами девятилетней церковно-учительской школы, приготовлявшей учительниц для церковно-приходских школ, а остальные — ремесленной и сельскохозяйственной.

За уход, прокормление и обучение детей монастырь не брал ничего. Самые маленькие жили вместе, а подросшие мальчики отправлялись в приют версты за две от монастыря, откуда приходили на церковные службы и некоторые работы. Мальчишки учились сапожному, столярному, кузнечному и слесарному делу, девочки шили, ткали. Летом ребята ездили домой к родным. Леснинская обитель традиционно славилась своим пением. Здешняя церковно-учительская школа обращала особое внимание на обучение управлением церковным хором, ее выпускницы — народные учительницы ценились и как регентши.

Всем больничным делом монастыря, врачебным, фельдшерским, аптекарским, заведовали сами сестры. В громадной леснинской больнице была отличная операционная, отдельные палаты для инфекционных больных, особенно с кожными болезнями, которыми страдали местные ребятишки; в лазарете постоянно действовали 60 коек. Помимо своих, больница ежегодно принимала несколько тысяч посторонних амбулаторных пациентов без оплаты, бесплатно выдавая им и лекарства. В монастырском саду для удешевления снадобий разводили лечебные травы, собирали и дикорастущие, чтобы приготовлять медикаменты подручными средствами. Имелась при обители и богадельня для престарелых женщин.

В.Черкасов – Георгиевский
Посвящается 125-летию со дня рождения
и 75-летию кончины Главнокомандующего Русской Армией
генерала барона Петра Николаевича Врангеля
(15.08.1878 — 25.04.1928)

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *