Испания — страна корриды, мужественных тореадоров, успешных спортсменов, продолжительной сиесты и вкусного вина. А часто ли наши соотечественники рассматривают ее как место православного паломничества? Вряд ли, ведь это католическая страна, о ее святынях мы ничего не знаем, да и вообще — есть ли там хотя бы православные храмы? Оказывается, есть. И для трудолюбивого и внимательного паломника Испания приготовила множество открытий.

Наш корреспондент беседует о православных святынях солнечной Испании с настоятелем прихода в честь Рождества Христова в Мадриде священником Андреем Кордочкиным. Отец Андрей родился в Ленинграде. В 1994–1995 годах учился в Ampleforth College (Великобритания), а в 1995–1998 годах — на богословском факультете Оксфордского университета. Докторскую степень получил в 2003 году в Даремском университете. В декабре 2001 года был рукоположен Митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне — Патриарх Московский и всея Руси) в сан диакона, а на Рождество Христово 2002 года — в сан иерея. В 2003 году прибыл на служение в Мадрид.

— Отец Андрей, какое отношение складывается в католической Испании к Православию?

— Если говорить о государственной власти, то отношение очень доброе. Об этом можно судить хотя бы даже потому, что в Мадриде была выделена земля для строительства храма не только для Русской Православной Церкви, но и для общины Румынской Православной Церкви. Что касается Католической Церкви в Испании, то в принципе отношения у нас тоже очень хорошие.

Католическая Церковь в Испании живет немного в иной атмосфере, чем в других европейских странах, так как Испания — это страна, в которой никогда не было реформации и революции, за исключением периода гражданской войны 1936–1939 годов. Это означает, что практически никто и никогда не пытался поколебать авторитет Католической Церкви.

Процесс секуляризации общества начался в последние 10–15 лет, и многие католики не привыкли к тому, что кроме Католической Церкви в религиозной жизни Испании появляется кто-то еще. Отчасти это объясняется и тем, что Испания на протяжении XX века жила довольно закрытой жизнью и сюда никогда не было такой массовой эмиграции из других стран, как во Францию или в США. Поэтому у многих представление о Православии довольно приблизительное.

Но, в общем и целом, отношения с католиками у нас добрые. Нам регулярно предоставляют храмы для богослужений в других городах, там, где у нас нет своих помещений. Перед святынями неразделенной Церкви, например мощами древних святых, нам всегда дозволяется совершать молебны. За последние 8 лет не было случая, чтобы мы просили католиков о возможности совершить молебен перед какой-либо святыней или Литургию в храме и нам отказали. Причем эта помощь оказывается просто, по-братски, никогда от нас не требовали ничего взамен.

— Существуют ли в Испании православные монастыри и храмы?

— Православные общины в Испании есть, но очень часто для богослужения они используют приспособленные помещения. Нужно иметь в виду, что если в России люди привыкли к тому, что богослужения совершаются в храмах, то в Западной Европе для священника и для его общины возможность молиться в православном храме в том виде, в каком мы все его себе представляем, достаточно редкая привилегия. Как правило, очень многие общины в Западной Европе зависят или от гостеприимства католиков и протестантов, или вынуждены просто арендовать какие-то помещения, которые изначально совершенно не предназначены для богослужений, и обустраивать их для храма.

Церковь, как храмовое здание, существует только в одном месте — в городе Алтея, недалеко от Аликанте. Там некоторое время назад был построен деревянный храм во имя святого Архангела Михаила. В самом Мадриде есть греческий православный храм, построенный еще около 40 лет назад, который до последнего времени являлся единственным православным храмом не только в Мадриде, но и во всей Испании. В настоящее время наша община ведет строительство храма.

Больше в данный момент ничего нет. Хотя православных людей очень много, но поскольку они приехали в страну совсем недавно, еще, видимо, прошло недостаточно времени для того, чтобы обосноваться и заняться храмостроительством. К примеру, Румынская Православная Церковь в Испании насчитывает около 50 приходов с постоянно служащими священниками, но при этом ни у одного из них нет своего храма. Это объясняется тем, что все эти люди приехали по большей части не больше 10 лет назад и, конечно, их материальное положение также не позволяет начать строительство. Но сейчас у них тоже строится храм в Мадриде, еще один храм почти достроен недалеко от Альмерии, на юге Испании.

— А существуют ли в Испании общехристианские святыни, в том числе почитаемые и православными?

— Конечно, и довольно много. Наверное, самая известная из них — это мощи апостола Иакова Зеведеева, которые хранятся в городе Сантьяго-де-Компостела на северо-западе Испании. Это место, которое традиционно является центром для паломничества не только католиков, но и христиан других конфессий. Православные люди, живущие в Испании и Португалии, продолжают традицию пешего паломничества в Сантьяго-де-Компостела. Паломники проходят путь в 100 километров, а многие и больше, совершая на протяжении месяца путешествие от французской границы.

На севере Испании, в области Астурия, которая никогда не была завоевана арабами, в кафедральном соборе города Овьедо хранится сударь — плат, который лежал на лице Спасителя после Его погребения. Его упоминает евангелист Иоанн. Характерно то, что в России очень многие знают о Туринской плащанице, которая находится в Италии, но в то же время существует определенный скепсис, связанный и с ее происхождением, и с тем, что в Средние века она надолго пропадала.

А история сударя, который хранится в Овьедо, напрямую прослеживается гораздо раньше IX века, потому что уже в IX веке в Овьедо был построен храм, в котором этот сударь пребывал. Сударь представляет собой кусок льняной ткани с явными следами крови. Согласно хронологии, описанной епископом Овьедо Пелагием, ткань хранилась в Иерусалиме до 614 года, времени завоевания города персидским шахом Хозроем. Сударь чудом удалось спасти и отправить в Александрию, откуда впоследствии его через Африку переправили в Севилью под покровительство епископа Толедо, а далее через Толедо в Овьедо. В настоящее время сударь хранится в драгоценной раке в Святых палатах кафедрального собора Овьедо. Сударь выносится на поклонение три дня в году: в Великую, или Страстную, Пятницу, 14 и 21 сентября.

Кроме того, существуют мощи древних святых неразделенной Церкви. Имена некоторых из них можно встретить в наших святцах, имена других — нет, но мы исходим из того, что если святые почитались в древности неразделенной Церковью, то сейчас едва ли у нас есть какие-то основания пересматривать их почитание. К этим святым относятся, прежде всего, мученики эпохи Римской империи. Когда Испания была римской провинцией, то, конечно же, гонения на христиан совершались и в Испании тоже.

Из святых этого времени можно выделить мученицу Евлалию Барселонскую, которая попала в наши святцы благодаря тому, что святитель Димитрий Ростовский довольно много работал с западными житиями святых. Хотя, конечно, он не мог обработать весь корпус литературы, описывающей жития древних святых.

Мощи Святой Евлалии Барселонской, память которой празднуется 4 сентября, пребывают в кафедральном соборе города Барселоны. Я думаю, что немногие русские люди, приезжающие в Барселону, осознают, насколько великая святыня здесь находится.

Есть и другие святые, менее известные. Например, недалеко от Мадрида, в древней столице Испании городе Толедо пребывают мощи святой Леокадии, мученицы Толедской, которая пострадала приблизительно в то же время, что и святая Евлалия, в начале IV века. Затем были подвижники, монахи, епископы, чья жизнь относится уже к более позднему периоду — к V–VI векам. Последний этап относится к той эпохе, когда Испания была завоевана арабами — в конце VIII века и в IX веке было много святых, которые приняли мученическую кончину во время арабского завоевания.

Об этих святых, к сожалению, очень мало в России известно, но у меня есть надежда заняться с помощью моих друзей-филологов переводом с латыни всех древних материалов, которые описывают их мученический и монашеский подвиг для того, чтобы жития могли быть изданы в России отдельной книгой. Более того, в России сейчас постепенно появляется интерес к древним святым неразделенной Церкви, и совсем недавно Священным Синодом была установлена память всех святых, просиявших на Британских островах. В России о них известно, может быть, больше, чем в Испании, так как в России существует традиционный интерес к кельтскому миру. Тем не менее я не теряю надежды, что когда мы сможем провести какую-то подготовительную работу, тогда уже общецерковно будет установлено почитание древних святых Испании первого тысячелетия.

— Скажите, Вы с вашими прихожанами совершаете паломничества в Россию?

— В Россию в паломничество мы не ездим. Во-первых, потому что это довольно дорого, а во-вторых, потому что те люди, которые приезжают из России или Украины, могут посетить эти святыни, когда они ездят в Россию в отпуск. Поэтому обычно мы совершаем паломничества именно по Испании для того, чтобы люди могли ощутить, что Православие — это не только та религиозная традиция, которую они привезли с собой 5 или 10 лет назад, но это и традиция неразделенной Церкви первого тысячелетия, которая существует и в Испании.

Поэтому мы стараемся хотя бы раз в году совершать большое паломничество по стране. В этом году оно было посвящено теме монашеских пещерных храмов V–VI веков, которые сохранились на севере Испании.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Мы всегда стараемся совершить Литургию в древних храмах, которые относятся к эпохе неразделенной Церкви и были построены до XI века. Затем в католическом монастыре Санто-Торибио де Льебана, в Кантабрии, что на севере Испании, мы совершали поклонение части Животворящего Креста Господня, которая здесь хранится с древности.

У нас достаточно широкая география таких паломничеств. И поскольку из-за арабского завоевания большая часть значимых святынь находится на севере Испании, мы чаще ездим на север, чем на юг, так как на юге христианская культура была практически полностью уничтожена и почти никаких святынь не сохранилось.

Беседовала Наталия Бондаренко

Православное Заволжье

Паломнические поездки в Испанию и Португалию. Овьедо. Церковь Санта Мария дель Наранко

Паломнические поездки в Испанию и Португалию. Леон. Базилика св. Исидора

Паломнические поездки в Испанию и Португалию. Асторга. Готический собор

Паломнические поездки в Испанию и Португалию. Понферрада. Крепость тамплиеров

Паломнические поездки в Испанию и Португалию. Собор в Сантьяго де Компостелло

Паломнические поездки в Испанию и Португалию. Церковь в г. Брага

Паломнические поездки в Испанию и Португалию. Университет Саламанки

Паломнические поездки в Испанию и Португалию. Саламанка. Церковь Сан-Мартин

Паломнические поездки в Испанию и Португалию. Лиссабон. Кафедральный собор

Паломнические поездки в Испанию и Португалию. Лиссабон.

Православные храмы в католической Испании

Замок св. Георгия

Паломнические поездки в Испанию и Португалию. Лиссабон. Монастырь Жеронимуш

Паломнические поездки в Испанию и Португалию. Лиссабон. Памятник Первооткрывателям

доплата за одноместное размещение (по желанию)
входы в музеи и сокровищницы
шенгенская виза — 6000 рублей

Программа поездки

1 день Авиаперелет Москва – Мадрид (с пересадкой).
Переезд в отель.
2 день МАДРИД – БУРГОС — ПОТЕС
Переезд в Бургос (250 км) – столицу старой Кастилии. Величественный кафедральный собор.
Переезд в Потес (160 км) через национальный парк – Пикос де Европа. Живописные горные пейзажи. Отель в Потес.
3 день ПОТЕС – ОВЬЕДО — ЛЕОН
Монастырь святого Торибио, основанный в VI веке, и расположенный в живописном ущелье. Паломничество к части Животворящего Креста Господня – самой большой в Испании.
Пешая прогулка к пещере, где подвизался св. Торибио.
Переезд в Овьедо (170 км). Кафедральный собор: паломничество к величайшей святыне христианского мира – Плату (Судариуму), которым было закрыто Лицо Спасителя после снятия с Креста. Дороманские храмы IX в.: Санта Мария дель Наранко, Сан Хулиан де лос Прадос, Сан Мигель де Лино.
Переезд в Леон (120 км). Отель в Леоне.
4 день ЛЕОН – АСТОРГА – ПОНФЕРРАДА – ВИЛЬЯФРАНКА-ДЕЛЬ-БЬЕРСО — САНЬТЬЯГО

Леон. Паломничество в храм святого Исидора Севильского (мощи святого VII в.).
Кафедральный собор. Уникальные средневековые витражи.
Переезд в Асторгу (50 км).
Асторга. Епископский дворец, возведенный по чертежам знаменитого архитектора Антонио Гауди.
Переезд в Понферраду (70 км).
Понферрада (от лат. «железный мост»). Рыцарский замок: выставка древних географических манускриптов.
Переезд в деревушку Вильяфранка-дель-Бьерсо (25 км).
Вильяфранка-дель-Бьерсо. Храм св. Иакова, «Врата Прощения». Так как для пеших паломников далее дорога особенно трудна, многие века считается, что достижение этого храма равнозначно паломничеству в Сантьяго-де-Кампостелло.
Переезд в Сантьяго-де-Кампостелло (200 км) и размещение в отеле.

5 день САНТЬЯГО – БРАГА – ГИМАРАЙНШ — ПОРТО
Паломничество к мощам святого апостола Иакова Зеведеева.
Музей паломников: частица мощей святителя Мартина Брагского (VI в.).
Переезд в Брагу (190 км).
Брага. Паломничество в Кафедральный собор (XI-XVI вв.): поклонение частицам мощей раннехристианских святых, в том числе св. Петра (I в.) – первого епископа Браги. Знаменитая лестница с часовнями в память о Крестном пути Спасителя.
Храм (X-XI вв.) св. Фрутуозо – епископа Браги в VII в.
Храм св. Торквато – епископа Браги, пострадавшего за веру в VIII в. при нашествии мавров. Паломничество к нетленным мощам святого.
Переезд в Гимарайнш (25 км).
Гимарайнш – колыбель португальской нации. Площадь святого Иакова Зеведеева, где останавливался апостол в своем миссионерском пути по Пиренейскому полуострову. Площадь Пресвятой Богородицы «Оливейра», где в XIV в. произошло чудо – зазеленела засохшая олива. Крепость X-XII в. (обзорно), храм Архангела Михаила (XII в.), где был крещен первый король Португалии – Афонсу Энрикеш.
Переезд в Порту (60 км) и размещение в отеле.
6 день ПОРТО
Встреча с настоятелем русского храма в Порту (молебен о путешествующих).
Храм св. Антония (часть мощей св. Климента Римского – I в.). Железнодорожный вокзал Порту – панно с традиционными португальскими изразцами «азулейжуш».
Кафедральный собор: мощи св. вмч. Пантелеймона (под спудом).
Храм св. Петра (часть десницы св. вмч. Пантелеймона).
Отдых на океанском побережье.
Экскурсия (с дегустацией) на фабрику крепленого вина – портвейна, производимого из винограда с берегов реки Дору в Португалии. Отель в Порту.
7 день ПОРТО – САЛАМАНКА – АВИЛА — МАДРИД
Переезд в Саламанку (350 км).
Саламанка. Старинный дом, украшенный ракушками – символом св. ап. Иакова (обзорно). Кафедральный собор Саламанки. Здания знаменитого средневекового университета (обзорно).
Переезд в Авилу (110 км).
Авила. Прекрасно сохранившиеся крепостные стены XI века.
Храм, возведенный на скале, где в 304 году были казнены св. мч. Винсент и его сестры – Сабина и Кристета.
Переезд в Мадрид (110 км) и размещение в отеле.
8 день МАДРИД
Русский православный храм в честь святой равноапостольной Марии Магдалины. Святыни: частицы мощей святых: св. равноапостольной Марии Магдалины, святой равноапостольной царицы Елены, древних испанских святых — мучениц Евлалии Меридской и Леокадии Толедской, а также преподобного Эмилиана отшельника. Знакомство с приходской жизнью.
Храм, где хранится сосуд с кровью св. вмч. Пантелеймона. Каждый год в день памяти святого (27 июля по ст. стилю) засохшая кровь становится жидкой и затем снова затвердевает.
Обзорная экскурсия по Мадриду. Дворцы и площади Испании: Королевский дворец, Площадь Пуэрто дель Соль, рынок Растро, дом Булочника. Новый Мадрид: Ворота Европы, Триумфальная Арка, площадь Испании.
Отель в Мадриде.
9 день Авиаперелет Мадрид – Москва (с пересадкой).

Испания — католическая страна, и другие религии тут всегда плохо приживались. В первой половине ХХ века здесь, в Мадриде и Барселоне, имелось лишь два православных храма: греческий и сербский. Однако здесь никогда не было русских церквей. До недавнего времени.

Зачастую всех эмигрантов объединяет одно: тоска по Родине. Однако хоть они по разным причинам и предпочитают находиться в добровольной «ссылке», все же испытывают сильную потребность построить вокруг себя кусочек родной земли. Немаловажную роль в этом играют и духовные стремления — так, наверное, в каждой стране мира и появляются русские православные храмы. Здесь прихожане получают возможность помолиться в привычной глазу и сердцу церкви, а также объединиться с себе подобными.

Такую духовную потребность испытывала и семья Боцко, в 1995 году переехавшая в Испанию из Ростова-на-Дону. Купив собственную недвижимость на побережье Коста Бланка, уже на следующий год они приобрели земельный участок под строительство и заказали проект храма. Так было положено начало созданию храма Святого Архистратига Михаила и церковной общины, которая на тот момент состояла лишь из одной семьи Боцко.

Православный храм в Алтее

Но только 2007 году состоялось освящение первого в истории Испании Храма Русской Православной Церкви.

† Приходы Русской Православной Церкви в Испании †

Он расположен в одном из самых живописных мест Средиземноморского побережья курортной зоны Коста Бланка — городе Алтея в провинции Аликанте. Служба проводится здесь на русском языке. Церковь Михаила Архангела возведена по всем канонам русских православных храмов , а ее золотые купола радую глаз каждого русского туриста. Теперь этот храм — истинный символ России в Испании .

Храм Архангела Михаила, расписание служб

Храм открыт ежедневно:

понедельник — пятница 10:00-18:00

суббота 10:00-20:00

воскресенье 08:00-18:00

Как добраться до храма в Алтее

Храм Архангела Михаила находится по адресу:

163-й км. дороги № 332, Алтея (около 70 км. от города Аликанте). Его легко заметить по позолоченым куполам.

Официальный сайт:

http://orthodox.es

Вторым русским православным храмом на территории Испании является церковь Рождества Христова в Мадриде. Его строительство находится в заключительной стадии и окончится уже в 2014 году. Храм расположен по адресу: Concejal Francisco José Jiménez Martín, 78 — 1B.

Однако русская православная община Испании не ограничивается двумя официальными церквями, и организовывает приходы без отдельных храмов и домовые храмы. На данный момент приходы существуют в следующих испанских городах: Аликанте, Барселона, Валенсия, Лас-Пальмас-де-Гран-Канария, Мадрид, Марбелья, Пальма-де-Майорка, Севилья, Таррагона, Тенерифе (Техина-де-Изидора), Эльче, Эль-Эхидо и самый крупный — в Торревьехе.

Понравился материал?
Поделитесь им с друзьями.

  

Две тысячи лет назад Иберийский полуостров, как и большая часть Западной Европы, был частью Римской империи, и Испания и Португалия как страны еще не существовали. Весь полуостров постепенно был полностью латинизирован, за исключением двух областей, населенных кельтами и басками. Первые жили на северо-западе страны, в области, известной под названием Галисии, в то время как баски заселили северо-восточную область полуострова — западные Пиренеи.

Христианство пришло на Иберийский полуостров уже в I веке, в апостольскую эпоху.

Первое свидетельство о христианстве в Иберии содержится в Послании к Римлянам, где апостол Павел пишет о желании совершить путешествие в Испанию (Рим. 15. 24, 28). По древнему преданию, апостол действительно побывал в Испании и обошел весь Иберийский полуостров от востока до запада.

Другое предание говорит о проповеди в Испании апостола Иакова Зеведеева, брата св. ап. Иоанна Богослова. Святой Иаков является небесным покровителем Испании. На протяжении веков город Сантьяго де Компостела, где благоговейно сохранялись его мощи, был самым главным центром паломничества в Западной Европе после Рима (Сант-Яго означает «святой Иаков»).

В анналах полуострова упоминаются и другие проповедники. Во-первых, это мужи апостольские — св. Торкват Кадисский, св. Ктесифон Вергский, св. Секунд Авильский, св. Индалеций Уркийский, св. Эсихий Гибралтарский, св. Евфразий Ангухарский, посланные, согласно преданию, проповедовать Евангелие на юге Испании. Большинство из них приняли мученическую смерть. Кроме того, до нас дошло предание о проповеди св. Герунция, епископа Италики близ Севильи в южной Испании, также принявшего мученичество приблизительно в 100 году. И, наконец, нам известно о св. Эпитации, также мученике I века, который был епископом Туя, галисийского города на границе с Португалией. Его брат, св. Василий, был первым епископом Браги.

В числе первых проповедников христианства на Иберийском полуострове были преподобные Ксанфиппа и Поликсения — родные сестры, жившие в Испании во времена святых апостолов.

Впервые о божественном учении Христа Спасителя они услышали от апостола Павла, когда он проповедовал в их стране. Ксанфиппа (старшая из сестер) вместе со своим супругом Провом тогда же приняла христианство. Поликсения оставалась еще язычницей.

Вскоре Поликсению постигли тяжелые испытания. Один бесчестный человек, прельстившись ее необыкновенной красотой, насильно похитил Поликсению и увез ее в Грецию. Но милосердный и всесильный Заступник беззащитных и невинных, Господь сохранил юную девицу невредимой и не попустил исполниться преступным замыслам нечестивого похитителя. Злой умысел нечестивца Господь обратил даже на пользу Поликсении. Во время плавания на корабле в Грецию Поликсения услышала проповедь другого великого ученика Христова — святого апостола Петра, и уверовала во Христа. Благорасположенная к высокому божественному учению Христа Спасителя, с живым доверием обратилась она по прибытии в Грецию к покровительству и защите христиан. Проповедовавший там в то время святой апостол Филипп поручил одному благочестивому семейству скрыть Поликсению от ее преступного похитителя. С большими затруднениями и препятствиями удалось этим добродетельным христианам скрыть Поликсению в греческом городе Патры (римская провинция Ахайя), где большинство жителей в то время было уже обращено в христианство проповедью святого апостола Андрея, первозванного ученика Христа Спасителя.

В Патрах Поликсения, уже подготовленная благовестием святых апостолов Христовых Павла, Петра и Филиппа, и на самой себе испытавшая теперь деятельную благотворительность христиан, – с живою верою в Божественность учения Христа Спасителя приняла христианство и была крещена самим святым апостолом Андреем Первозванным.

Тут же Поликсения была свидетельницей славных чудес, совершенных апостолом Андреем, и его мученической кончины.

Как уже было сказано, благовествование и чудеса апостола Андрея в Патрах обратили ко Христу великое множество язычников, и в том числе брата и жену самого начальника области, проконсула Эгеата. Эгеат, узнав об этом, велел заключить апостола в тюрьму. Но в темницу и вокруг нее собирались верующие для молитвы и слушания слова Божия, и число христиан все увеличивалось. Эгеат призвал к себе Андрея и долго уговаривал его отречься от Христа и совершить жертвоприношение в честь языческих богов. «Как можно, — говорил он, — веровать в человека, который, как злодей, был распят на кресте?» Тщетно святой апостол объяснял ему, что Господь добровольно, из любви к людям, принял страдание; что Он смертью Своей примирил людей с Богом и даровал им вечную жизнь. Правитель не уверовал в спасительную истину и присудил святого Андрея сначала к жестоким истязаниям, а потом обрек его на крестную смерть.

С радостью приветствовал апостол крест, считавшийся у язычников орудием самой позорной казни, но освященный для христианина смертью Христа. «О крест давно любимый! — воскликнул он. — Возьми меня от людей и отдай меня Учителю моему; пусть тобою примет меня Тот, Кто тобою меня спас!»

Чтобы продлить мучения святого апостола, Эгеат велел привязать его ко кресту, а не пригвоздить. Когда апостола Христова вели на место распятия, народ, среди которого была и юная Поликсения, толпился во множестве вокруг него, громко восклицая:

– Чем согрешил этот праведник, этот друг Божий, что его ведут на самую позорную у нас казнь, на которую осуждаются лишь злейшие преступники?

Но святой Андрей успокаивал народ, успевший полюбить апостола за его святую жизнь и спасительное учение, и шел с радостью на место мучения за исповедание Христа.

Не покидали святого Андрея его преданные ученики, в числе которых была также Поликсения, и тогда, когда его распяли и повесили на кресте.

Множество народа толпилось близ невинно распятого святого Андрея, негодуя на решение правителя и восклицая с возрастающим недовольством:

– Напрасно страдает этот святой муж!

Апостол же старался успокоить волнующихся и продолжал учить слову Божию с креста своего:

– Люди, здесь стоящие, – говорил он, – жены и дети, старцы и молодые, рабы и свободные! Послушайте слова моего и не думайте более о суете временной жизни, но смотрите на меня, висящего на кресте ради Христа и уже готового оставить сие тело. Не должно страшиться смерти тем, кои подвергаются ей за истину в сем мире: они достигают блаженного успокоения. Смерть страшна лишь для тех, которые в сей жизни рабы греха, ибо они идут на вечную казнь. Очистите себя, не забывайте моего учения; от всего сердца уверуйте в Отца и Сына и Святаго Духа. Храните заповеди Господа нашего Иисуса Христа и тем явите себя достойными вечного блаженства, которое уготовал Господь любящим Его!

Два дня и две ночи висел на кресте ученик Господень. Несмотря на тяжкие мучения, святой старец, следуя примеру Божественного Учителя, произносил лишь слова любви и прощения. И эта кроткая, но полная жизни и истинной любви проповедь со креста особенно сильно подействовала на юную Поликсению. За несколько суток она пережила целую жизнь, и христианство непоколебимо утвердилось в ней.

Между тем продолжительное страдание святого Андрея до того усилило ропот и негодование народа, что толпа с криком и угрозами окружила жилище правителя, требуя освобождения апостола, уже третий день висевшего на кресте без пищи.

– Напрасно страдает этот кроткий, святой и мирный человек, – говорил народ. – Вот уже более двух суток, как он висит на кресте и не перестает учить нас добру и правде; его должно снять!

Эгеат, устрашившись волнения, согласился на желание народа и сам пошел на место казни, чтобы при себе велеть снять святого Андрея со креста. Первозванный апостол, увидев его, сказал:

– Для чего пришел ты, Эгеат? Если для того, чтобы исповедать веру в Господа Иисуса Христа, то несомненно получишь прощение, если же ты явился для того, чтобы отвязать меня от сего древа, то напрасно ты теперь старался бы о сем, – я уже наслаждаюсь зрением Царя Небесного, уже поклоняюсь Ему, уже стою пред Ним! Но пока еще есть время, позаботься о душе своей и не готовь себе вечных мук.

По повелению правителя, воины хотели было отвязать святого Андрея от креста, но апостол, подняв очи к небу, воскликнул:

– Не допусти, Господи, чтобы меня сняли со креста, даруй мне пострадать за Тебя таким же образом, каким благоизволил пострадать Ты. Не дай поколебаться тем, кои познали и возлюбили Тебя чрез мое благовестие; сохрани их и утверди во святой Твоей вере, чтобы и они прославляли Тебя, истинного Бога; приими и меня с миром!

И действительно, тщетно исполнители казни старались приблизиться к распятому, чтобы отвязать его от креста, – невидимая сила останавливала их. Блестящий свет, более яркий, чем солнечный, совершенно окружил святого Андрея и в продолжение почти получаса скрывал его от предстоящих. Когда же этот свет исчез, оказалось, что святой апостол Андрей уже предал дух свой Богу, и только лицо его сияло небесным светом…

 

Как Воскресение Иисуса Христа сильно подвигло святых апостолов на проповедь Его Божественного учения, так и кончина апостола Андрея плодотворно подействовала на святую Поликсению. Принявшая христианство от такого столпа Христовой Церкви, каким был апостол Андрей, укреплявшаяся в Божественном вероучении Спасителя под его же руководством, – святая Поликсения сама захотела проповедовать Божественное учение Христа Спасителя. И когда она узнала, что посетивший город Патры вскоре после смерти апостола Андрея святой Онисим (апостол от 70-ти) отправляется на проповедь в Испанию, – святая Поликсения с радостью сопутствовала ему на свою родину для благовестнических трудов. Она хотела обратить ко Христу своих соплеменников, еще непросвещенных светом Евангелия.

Возвратившись в Испанию со святым Онисимом и с подругой своей Ревеккой, вместе с нею крещенной, святая Поликсения ревностно предалась деятельному распространению христианства среди своих единоплеменников. Сестра ее Ксанфиппа также присоединилась к ее благовестническим трудам. Сохранилось сказание, что особенно часто они проповедовали в многолюдном городе Толедо.

Всю остальную жизнь свою, почти сорок лет, святая Поликсения посвятила этому великому подвигу, подавая уверовавшим во Христа пример благочестивой жизни. Плодом сего благочестивого апостольского служения ее было то, что весьма многие язычники в Испании были обращены и утверждены ею в христианстве.

Около 109 года по Рождестве Христовом святая Поликсения мирно скончалась, до конца земной жизни сохранив девство. Память ее празднуется Православной Церковью 23 сентября. Память сестры и сподвижницы святой Поликсении — преподобной Ксанфиппы — празднуется в тот же день.

Как писал свт. Иоанн Златоуст, и немощь естества не препятствует женщинам «идти стезею добродетели». «И в супружеской жизни можно быть достойным удивления и благородным», — говорит тот же святитель. Яркий пример этого — жизнь святых благовестниц Ксанфиппы и Поликсении.

 

Примечания:

К мужам апостольским относятся святые, которые были непосредственными учениками апостолов, знали апостолов лично.

 

1. Бахметева А. Н. История Церкви для детей. Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2006.
2. Церковные праздники в 2009 году (по старому и новому стилю). http://bryansk-eparhia.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=183&Itemid=70
3. Житие преподобной Поликсении. http://www.pravoslavie.uz/Jitiya/9/23Polikseniya.htm
4. Иоанн Златоуст, свт. Беседа XXX на Послание к Римлянам // Полное собрание творений святого Иоанна Златоуста в 12 тт. Т. 9. Кн. 2. М.: Православное братство «Радонеж», 2003. (Репринт.) С. 838.
5. Ксанфиппа Толедская – Древо. Открытая православная энциклопедия. http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=7249
6 Поликсения Испанская – Древо. Открытая православная энциклопедия. http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=7248
7. Преподобные Ксанфиппа и Поликсения. http://days.pravoslavie.ru/Life/life1588.htm
8. Святой апостол Андрей Первозванный. http://halkidon2006.orthodoxy.ru/saints2/469st_andrey.htm
9. Филлипс Андрей, священник. Святые Испании.

Святые места Испании одиннадцать мест, которые нужно посетить

Перевод с английского К. А. Писенко. http://www.pravoslavie.ru/put/051216143324.htm

Источники иллюстраций:

1. Православный Церковный календарь. www.days.pravoslavie.ru
2. Икона, иконография, иконопочитание. www.nesusvet.narod.ru

  

А. П. Лопухин. Иоанн Богослов
Житие святых равноапостольных Константина и Елены
Святая мироносица равноапостольная Мария Магдалина
Святая Равноапостольная Нина, просветительница Грузии
Святитель Иоанн Златоуст. О святых двенадцати апостолах (spurium)

 

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *