Проповедь протоиерея Александра Якушечкина в день Преображения Господня (19.08.2020)

Всего-то навсего: репетиция праздничного хора (ВИДЕО)

«Ведь раньше во время эпидемий все в храм шли!» — епископ-вирусолог отвечает на возмущенные комментарии про коронавирус

Святейший Патриарх Кирилл призвал верующих молиться дома, следуя подвигу Марии Египетской (ВИДЕО)

По Божьему промыслу. О возвращении церковных святынь в наш собор

Православный календарь:

Кафедральный Петро-Павловский собор был построен в начале XIX века по просьбе и на средства жителей Симферополя. Православное население растущего города крайне нуждалось в просторном храме: первый православный храм города — маленькая Константино-Еленинская церковь уже не могла вместить всех прихожан.

Первое деревянное здание Петро-Павловского храма освятили в ноябре 1806 года. Через 20 с лишним лет здание заметно обветшало, церковь закрыли, а колокола, церковную утварь, ризницу передали в нововыстроенный кафедральный Александро-Невский собор. В 1860-е годы симферопольцы начали возрождение Петро-Павловского храма. И в августе 1870 года на месте разобранной старой деревянной церкви был освящен построенный по проекту петербургского архитектора К. Лазарева просторный, наполненный светом каменный собор в виде креста, вытянутого с запада на восток, с 12 окнам, устроенными в барабане. Двумя годами раньше — с 1868 года при храме были открыты церковно-приходское попечительство и два училища — мужское и женское. Надо заметить, что Петро-Павловский собор во всем своем величии и красоте, которые мы видим сегодня, после его восстановления, был построен при Правящем Архиерее Таврической епархии Архиепископе Гурии (Карпове), ныне прославленном в лике святых. Святитель Гурий, который управлял Таврической кафедрой с 1867-го по 1882 год, неоднократно совершал в этом соборе богослужения.

В 1937 году Петро-Павловский собор был закрыт и разорен, в нем устроили склад.

Восстановление храма началось в 1980-е годы. Сегодня в нем два придела: в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского и святого преподобного Серафима Саровского.

С 2003 года Петро-Павловскому собору придан статус кафедрального.

В 2004 году здесь произошло чудо — на стекле, за которым стояла икона святителя Николая Чудотворца, проявился его нерукотворный лик. Икона выставлена для поклонения верующих.

23 августа 2008 года в Петро-Павловском кафедральном соборе Симферополя состоялись торжества по поводу прославления в лике святых Архиепископа Таврического Гурия (Карпова). Торжественное прославление в лике святых Архиепископа Гурия возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Мощи святителя пребывали в соборе до 7 июня 2016 года, когда они были перенесены в возрожденный кафедральный Александро-Невский собор, в котором находилась архиерейская кафедра Архиепископа Таврического Гурия (Карпова), и установлены в нижнем храме, освященном в честь святителя Гурия Таврического.

Группа в социальной сети Вконтакте: http://vkontakte.ru/club2068796

Фотографии Собора

Посмотреть Собор на Яндекс.Картах

В апреле мне удалось, по милости Божией, совершить паломническую поездку по православным святыням юго-восточного Крыма. Пригласила меня семья православных гидов-экскурсоводов Малиновских, о которой я рассказала в предыдущей статье. За несколько дней я, конечно, не успела посмотреть все святыни Крыма: их огромное количество. Но увидела все-таки очень многое, и мне хочется поделиться с вами, дорогие читатели Портала «Православие.ру», своими впечатлениями.

Ай-Петри. Фото: Эдуард Гордеев / National Geographic

Я прилетела в только что открывшийся в Симферополе новый просторный аэропорт «Крымская волна». Находиться в нем очень приятно. Это, пожалуй, самый современный и зеленый аэропорт России, построенный с учетом лучшего мирового опыта.

В зале регистрации возвышается самая большая в Европе «зеленая стена», вокруг – островки крымской флоры. В информационной справке я прочитала о наличии в здании аэропорта более 10000 зеленых растений. На четвертом этаже – открытая терраса с видом на горы Чатыр-Даг, это уникальное архитектурное решение, которое не имеет аналогов в России. Поднялась на террасу – вид действительно прекрасный, и дышится в аэропорту легко.

За три дня мы с Сергеем и Викторией посетили множество православных храмов и монастырей.

1. Симферополь, Свято-Троицкий женский монастырь

Первым делом, конечно, решили посмотреть православные святыни самого Симферополя. Свято-Троицкий женский монастырь с прекрасным Свято-Троицким собором находится практически в самом центре Крымской столицы, на улице Одесской, 12. Старинный собор был впервые освящен в 1796-м году и перестроен в 1868-м. С 2003 года здесь действует женский монастырь.

Свято-Троицкий собор

Возле собора

В соборе почивают мощи святого исповедника, архиепископа Луки Крымского (Войно-Ясенецкого), служившего здесь с 1946 по 1961 год. Он был крымчанином по рождению и отдал Крыму последние 15 лет своей жизни. В 2001-м году греческие священнослужители подарили монастырю серебряную раку для мощей святителя.

Рака с мощами священноисповедника Луки Крымского

О своей ссылке владыка говорил коротко: «Куда меня ни пошлют – везде Бог»

Владыка Лука, гениальный хирург и святой человек, перенес множество скорбей, гонений и испытаний. У него умерла жена, оставив сиротами малолетних детей. Его самого преследовали и мучили, отправляли в самую далекую ссылку, за 230 верст дальше Полярного круга, где не жили даже вороны и воробьи, потому что при морозах и свирепых ветрах этого края они замерзали на лету и камнем падали на землю. О своей ссылке владыка говорил коротко: «Куда меня ни пошлют – везде Бог».

Икона святого исповедника архиепископа Луки Крымского

Во всех испытаниях, выпавших на его долю, святитель не терял мужества и веры. Он помогал всем, кто встречался на его жизненном пути, и советовал духовным чадам: «Главное в жизни – всегда делать людям добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое».

Владыка работал на пределе сил, делал по 4–5 операций в сутки, не уходил с работы дотемна. Брал на операционный стол безнадёжных и вырывал их из рук смерти. Исцелил огромное количество людей – нередко тех, от кого отказались другие врачи. Полуслепому от трахомы старику-тунгусу он исправил заворот век пересадкой слизистой оболочки, и результат операции оказался так хорош, что старик по-прежнему стрелял белок, попадая им прямо в глаз. Мальчик, оперированный по поводу крайне запущенного остеомиелита бедра, пришел к владыке совершенно здоровым.

Хирург В. Н. Зиновьева, ученица владыки, вспоминала, что он помнил каждого больного в лицо, знал его фамилию, держал в памяти все подробности операции и послеоперационного периода. Говорил: «Для хирурга не должно быть ‟случая”, а только живой страдающий человек».

В 1946-м году владыка был переведен в Крым архиепископом Симферопольским и Крымским. Он писал по этому поводу: «Это было, несомненно, по воле Божией, ибо здесь я очень нужен. Мне приходится устраивать разоренную епархию». Во время войны города и села Крыма были страшно разрушены, сильно повреждены прекрасные храмы. Владыке пришлось заботиться о 58 крымских приходах. Много трудов положил он для восстановления церквей и возобновления в них богослужения.

И в наши дни известны многочисленные случаи чудесной помощи владыки

В начале 1955 года владыка полностью ослеп, но никто не слыхал от него жалоб или ропота. Он писал: «Я принял как Божию волю быть мне слепым до смерти, и принял спокойно, даже с благодарностью Богу». Как врач, он оставался тонким диагностом и точно определял исход болезни. Местные поликлиники самых тяжелых больных направляли к слепому профессору, архиепископу Луке, чтобы он поставил верный диагноз.

И в наши дни известны многочисленные случаи чудесной помощи владыки. Каждую пятницу в соборе служится молебен, после которого можно приложиться к мощам святителя. На молебне собирается большое количество верующих.

У мощей святителя Луки

На территории монастыря работает музей святителя Луки Крымского, и я смогла увидеть личные вещи владыки, картины, которые написал он сам. Знала, что он был высокого роста, но была поражена большим размером его мантии и ботинок. Экскурсовод подтвердила, что святитель Лука был очень высоким, могучего телосложения, величественным. На этом избраннике Божием почивала такая благодать, что когда он входил в любое помещение, вставали даже неверующие люди.

Музей святителя Луки

В соборе также находится особо чтимая икона Богородицы «Скорбящая», чудесным образом обновившаяся в 1998-м году.

2. Симферополь, собор во имя Святых апостолов Петра и Павла

Совсем рядом со Свято-Троицким монастырем, на улице Октябрьская, 16, находится кафедральный собор во имя Святых апостолов Петра и Павла. По преданию, он выстроен на месте, где стояла в период Крымской кампании 1770 года штабная палатка Суворова.

Свято-Петропавловский кафедральный собор

Среди святынь собора – старинная Иверская икона Божией Матери, частица святых мощей преподобного Ипатия Печерского, чтимая икона святителя Николая Чудотворца, лик которого в 2004-м году чудесным образом отобразился на стекле киота.

Чудесная икона святителя Николая Чудотворца, образ которого проявился на стекле киота

3. Симферополь, храм Святых Равноапостольных Царей Константина и Елены

Рядом с Петропавловским собором, на улице Октябрьская, 8 а, расположен храм Святых Равноапостольных Царей Константина и Елены – бывшая русская полковая церковь, старейший храм в Симферополе. На потолке храма сохранились изображения полковых гербов.

Церковь Святых Царей Константина и Елены

В 1787-м году здесь молилась Екатерина II, приказавшая доставить сюда из Санкт-Петербурга церковную утварь и ризницу.

Памятная доска в честь Екатерины II

4. Симферополь, Свято-Александро-Невский собор

Свято-Александро-Невский собор был построен на месте Суворовского редута, освящен в 1829-м году, разрушен в 1930-м и восстановлен совсем недавно, под патронатом президента РФ В.В.Путина.

Свято-Александро-Невский собор

Здесь почивают мощи архиепископа Таврического и Симферопольского Гурия (Карпова) (1814–1882), просветителя китайцев, прославленного в 2008-м году в лике местночтимых святых.

Архиепископ Таврический и Симферопольский Гурий -просветитель китайцев

Владыка Гурий жил в Китае в качестве миссионера в течение 18 лет и перевел на китайский язык несколько богослужебных книг. Равноапостольные труды владыки привели в Православие сотни китайцев.

Святитель Гурий переводит богослужебные книги для китайцев

В 1900-м году его духовные чада (222 человека) во главе со священником-китайцем, священномучеником Митрофаном, приняли мученическую смерть.

Собор святых мучеников китайских

Владыка Гурий стяжал духовные дары горячей молитвы и прозорливости

Владыка Гурий стяжал духовные дары горячей молитвы, пламенной проповеди и прозорливости. Известны случаи исцелений по его молитвам, а также случаи его чудесных явлений разным лицам. Так, во время Великой Отечественной войны он явился во сне одной благочестивой монахине и сказал, что сохранит свой город от разрушения. И действительно, несмотря на сражения, Симферополь остался практически нетронутым.

Спустя почти 50 лет после погребения тело святителя оставалось нетленным, а из его руки, случайно поврежденной при перенесении гроба, истекла кровь.

Рака с мощами святителя Гурия

5. Симферополь, Часовня Святых Царственных Страстотерпцев

Часовня была построена по инициативе депутата Государственной думы России Натальи Поклонской в 2016-м году.

Часовня Святых Царственных Страстотерпцев

Рядом с часовней – бюст святого Государя Императора Николая Второго, воплощённый в бронзе Андреем Клыковым, сыном прославленного русского скульптора. Совсем недавно в часовне мироточили многие иконы и даже бюст святого Императора Николая II, причем благоухание чувствовалось даже на противоположной стороне улицы.

Бюст святого страстотерпца Государя Императора Николая Второго

6. Бахчисарай, мужской пещерный Свято-Успенский монастырь

Из Симферополя мы отправились в Бахчисарай. Добраться сюда из Симферополя можно на пригородных электричках (около часа), автобусами (около 30 минут) или на автомобиле (15–20 минут). Название «Бахчисарай» переводится с крымско-татарского как «сад-дворец» и было даровано городу, когда он являлся столицей влиятельного Крымского ханства (XV–XVIII век).

Несмотря на то, что в наши дни численность населения Бахчисарая составляет всего около 27000 человек, город до сих пор сохраняет свой неповторимый колорит, напоминающий о давней эпохе Крымского ханства.

Свято-Успенский монастырь

Вблизи Бахчисарая, в одном из самых красивых уголков Крыма, находится древний Свято-Успенский мужской монастырь. С его многовековой историей связано множество преданий. Места эти освящены чудесным явлением иконы Божией Матери.

Свято-Успенский монастырь

С двух сторон обитель окружают отвесные скалы высотой до 140 метров. Сюда приезжали Императоры Александр I и II и Николай I, во времена Крымской войны 1853–1856 гг. на территории монастыря был оборудован госпиталь, где оперировал знаменитый хирург Н.И. Пирогов.

Свято-Успенский монастырь

7. Инкерман, Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь

После Свято-Успенского монастыря мы отправились в Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь – один из древнейших монастырей Крыма. Находится он в Инкермане, пригороде Севастополя. Расстояние от Бахчисарая до Инкермана около 30 километров, время в пути – 45 минут. Часто ходят автобусы Бахчисарай–Севастополь с остановками в Инкермане.

Инкерман. Монастырь святого Климента

Здесь в I веке трудился священномученик Климент, апостол от семидесяти

Здесь в I веке нашей эры трудился священномученик Климент, епископ Римский, апостол от семидесяти, сосланный в Инкерманские каменоломни императором Траяном за проповедь христианства. В 101-м году по приказу императора святого утопили в море, привязав якорь к его шее. По его молитвам совершалось множество чудес, одним из которых было открытие святого источника для облегчения участи каторжан.

Николай II с Августейшим семейством в Инкерманском монастыре

В монастыре построены три пещерных храма, один из них прорублен в скале руками самого святителя Климента. Здесь также есть костница.

Костница

Среди святынь – частица мощей от честной главы священномученика Климента (сама мироточивая глава хранится в Киево-Печерской лавре).

Монастырь святого Климента

Прекрасная природа этих мест, старинные пещеры и сам дух монастыря наполняют душу невыразимым чувством покоя и умиротворения. В свечных лавках продаются самые разнообразные полезные чаи и травяные бальзамы, изготовленные братией обители.

Монастырь святого Климента

Пещерный храм

8. Херсонес, Свято-Владимирский собор

Затем мы отправились в Херсонес. Именно на месте этого древнего городища со временем вырос Севастополь, эти места посещал апостол Андрей Первозванный, здесь принял крещение святой равноапостольный князь Владимир.

Севастополь

В XIX веке здесь был расположен Херсонесский монастырь. Во время первой обороны Севастополя обитель заняли французы, которые отсюда обстреливали русские войска. После войны монастырь был восстановлен, и его украшением стал Свято-Владимирский собор, строительство которого начали в 1861-м году в присутствии Императора Александра II, заложившего первый камень будущего храма.

Свято-Владимирский собор

Возведение собора длилось более 30 лет, деньги на его строительство собирались по подписке со всей России. Толщина стен достигала одного метра, а внутренняя отделка поражала своей роскошью и красотой: мраморные стены и колонны, выложенные мозаикой полы, гранитные лестницы на второй этаж, росписи знаменитых художников. После революции собор превратили в музей, во время войны он сильно пострадал и только в наше время возродился в своем былом величии.

Свято-Владимирский собор

Сейчас Свято-Владимирский собор – второй по величине в Крыму и самый крупный храм Севастополя, его высота 26 метров. Он расположен на территории интереснейшего Национального историко-археологического заповедника «Херсонес-Таврический». Его адрес: ул. Древняя, 1.

Внутри собора

9. Мыс Фиолент, монастырь святого Георгия Победоносца

Здесь, по преданию, греки-моряки были спасены от гибели святым Георгием

Далее мы отправились к мысу Фиолент. От центра Севастополя до мыса расстояние составляет 16 километров, сюда ходят автобусы, троллейбусы и маршрутки. У мыса Фиолент, что по-гречески означает «Божия страна», находится монастырь святого Георгия Победоносца.

Здесь, по преданию, в 891-м году таврические греки-моряки были спасены от верной гибели святым Георгием, который явился им на скале и указал безопасный путь. Когда после шторма они поднялись на скалу, то обнаружили там его икону. Через год моряки вернулись в эти места, чтобы основать здесь монастырь. Сейчас на скале стоит Поклонный Крест.

Поклонный крест на скале

Сюда приезжала Царская Семья, и Царь даже выделил средства на строительство нового храма, но революция помешала осуществлению замысла. Здешние благословенные места посещали Пушкин, Алексей Толстой, Бунин, Чехов, Островский и многие другие писатели и поэты.

Мыс Фиолент монастырь святого Георгия

Это удивительно красивое место. Из монастыря открывается уникальный вид: суровые отвесные скалы всевозможных оттенков – от светлого ракушечника до темной вулканической породы. Яшмовый пляж, посыпка которого изобилует вкраплениями разноцветных минералов, лазурное море, уходящее в бесконечность, благоухание южных цветов, кустарников жасмина и можжевельника – все это непередаваемо прекрасно и утешительно для души, любящей красоту Божьего мира.

Мыс Фиолент

10. Феодосия, Казанский собор

Из Севастополя мы поехали в Феодосию, поскольку это родной город моих друзей – экскурсоводов Малиновских, которые и показали мне святыни юго-восточного Крыма.

Добраться из одного города в другой можно на автомобиле, электричке (адрес ж/д вокзала Севастополя: ул. Вокзальная, д. 1) или автобусе (есть прямые и проходящие, ходят часто, время в пути – от 3 до 6 часов, в зависимости от того, по какой дороге едет автобус: через Симферополь – 194 км, или через Ялту – 249 км, цена билета на автобус Севастополь– Феодосия в 2018-м году – около 400 рублей).

Некоторые путешественники строят весь свой отпуск вокруг маршрута Севастополь – Феодосия и остаются очень довольны.

В Феодосии первым делом мы посетили Казанский кафедральный собор (улица Соборная, 52), который создавался как подворье Топловского женского монастыря, на пожертвования горожан. Много лет его усердным благотворителем был граф Николай Федорович Гейден – он пожертвовал обители свою дачу, на месте которой возник сначала деревянный храм, а в 1907-м году и каменный собор. Строительство храма вела игумения Параскева (ныне прославленная в лике местночтимых святых). После революции собор превратили в склад, в годы войны – в госпиталь. После войны началось его возрождение. Собор посещал святитель Лука, который участвовал в организации его обновления художественными росписями на сюжеты Евангелия и церковным убранством.

Казанский собор

Сейчас это величественный и прекрасный собор с небольшим садом, настоящая жемчужина Феодосии. Здесь есть почитаемая Казанская икона Пресвятой Богородицы, икона «Знамение», являющаяся покровительницей Феодосии, ковчег с мощами многих святых.

В Казанском соборе

12. Феодосия, Иверский храм

Предполагают, что в этом храме молился Афанасий Никитин

Старинный, бывший армянский храм, построенный предположительно в XIV веке, по преданию, на том самом месте, где проповедовал святой апостол Андрей Первозванный. Предполагают, что в этом храме молился путешественник Афанасий Никитин (рядом находится его памятник). Есть также предположение, что фрески храма (сохранившиеся фрагментарно) принадлежат выдающемуся мастеру фресковой живописи Феофану Греку (1340–1405).

Адрес храма – улица Портовая, 16.

Иверский храм

13. Феодосия, Екатерининский храм

Адрес – улица Федько, 95, рядом с автовокзалом и железнодорожной станцией. Нарядный, радующий своим архитектурным обликом храм в русском стиле, прекрасно расписанный внутри, был построен в 1892-м году на средства действительного статского советника, выдающегося ученого своего времени, доктора математических наук, профессора физики Василия Ивановича Лапшина.

Свято-Еактеринский храм

20 лет его настоятелем служил священномученик Андрей Феодосийский (Косовский) (1878–1920). Был аре­сто­ван пря­мо в хра­ме 7 де­каб­ря 1920 го­да, в день па­мя­ти великомуче­ни­цы Ека­те­ри­ны. В честь священномученика во дворе церкви в 1999-м году построен ещё один храм с крестильней и воскресной школой.

Свято-Екатерининский храм

14. Старый Крым, источник святого Великомученика и Целителя Пантелеимона

Расстояние между Феодосией и Старым Крымом составляет примерно 26 километров, проехать его на автомобиле можно за полчаса, автобус с автовокзала с остановками идет около часа, стоимость билета 50 рублей.

Окрестности Старого Крыма богаты источниками, которые используются в лечебных целях, но самый известный из них – источник Святого великомученика Пантелеимона. Улица Свободы ведет к тихой окраине города, грунтовая дорога спускается к реке Чурук-Су, за которой, на невысоком горном склоне, расположены часовня и источник. Любой местный житель легко покажет вам дорогу.

Старый Крым. Источник святого Великомученика и Целителя Пантелеимона

Люди знают об этом источнике с древних времен

Люди знают об этом источнике с древних времен. К нему приезжал с семьей Император Александр II, бывал здесь и князь Потемкин.

В советские времена жительница Старого Крыма Ксения Токарева дважды слышала во сне голос, который наказал ей быть хранительницей святого источника. Она ухаживала за родником с 1958 года до самой своей смерти в 1985-м году. В народе звали Ксению Матушкой.

Вода в источнике необыкновенно вкусная.

15. Грушевка, Судакский район, храм иконы «Знамение»

Недалеко от Старого Крыма по дороге в Топловский монастырь находится маленькое село Грушевка (историческое название Салы). Расстояние между Старым Крымом и Грушевкой – 16 километров, время в пути – 10 минут, ходят автобусы.

Мы, конечно, не смогли проехать мимо села с таким уютным названием, не заглянув в его необычный старинный храм из бутового камня – живое свидетельство многовековой истории Крыма.

Храм в честь иконы Знамение

Предположительно храм был построен армянскими переселенцами в XIV веке, а его алтарная часть, сохранившаяся, как жемчужина в раковине, относится ещё к более раннему периоду – к первым векам христианства. Археологи, которые вели раскопки на месте храма, датируют алтарную часть не позже IV века нашей эры.

Древний храм был разрушен гуннами в IV веке и восстановлен в VIII, причем его строители предусмотрительно вырыли длинные подземные ходы на случай войны в сторону Судака и Старого Крыма, а также на гору Агармыш.

Храм в Грушевке

Каждый гусар, подписав свою фамилию на шапке, подкидывал её, а девушки ловили

В 1475-м году Крым захватили турки, которые в очередной раз разрушили храм. В 1779-м году христиане Крыма, армяне в том числе, были переселены на Дон, и старинное село опустело. После бескровного присоединения Крыма к Российской империи в 1783-м году в селе был расквартирован гусарский полк, командир которого подарил храму икону Божьей матери «Знамение». В 1792-м году храм был перестроен и освящен уже в честь Знаменской иконы.

43 гусара изъявили желание остаться жить в Грушевке после окончания службы, и командир решил выписать им невест из российских губерний. Девушкам, желающим приехать в крымское село, давали вольную, и очень скоро невесты приехали. Они участвовали в «шапочном разборе», поскольку каждый из гусар, подписав свою фамилию на шапке, подкидывал её в воздух, а девушки эти шапки ловили. Интересно, что ни одна из созданных таким образом семей не распалась, и сейчас в Грушевке проживают их потомки, которые помнят, от кого из гусар они ведут свой род.

16. Топловский Троице-Параскевиевский монастырь

Недалеко от Грушевки, в селе Тополевка Белогорского района, мы посетили удивительный монастырь, основанный рядом с греческой деревушкой Топлу (с греческого «место, местность»). О том, как добраться до монастыря, подробно рассказывается на его сайте: http://www.toplovskyi.ru/palomnikam/kak-dobratsya-do-monastyrya/

Прекрасные храмы, три целебных источника (святой Параскевы, великомученика Георгия Победоносца и Трех Святителей), купальня, вкусная бесплатная трапеза, недорогая паломническая гостиница, богатый выбор духовной литературы в книжной лавке, множество целебных чаев и лекарственных трав, чистейший воздух, благоухание лаванды, роз, тюльпанов, тишина и благодать старинного монастыря – все это вызывает сильнейшее желание возвращаться сюда снова и снова.

В Топловском монастыре

По преданию, здесь во II веке приняла мученическую кончину святая Параскева, а на месте усекновения ее главы забил источник. Он и поныне исцеляет страждущих, особенно часто – от глазных болезней.

Мы с радостью искупались в закрытой купели, куда женщины и мужчины заходят по очереди. Для купания здесь и тем и другим благословляется быть в длинных сорочках.

В купальне Топловского монастыря

Сохранилось предание, что святая Параскева по ночам ходит вокруг монастыря и молится

Много веков, когда рядом ещё не было никаких дорог, а источник струился среди густого леса, люди не забывали о нем, настолько целебным он являлся. Паломники тех времен с трудом пробирались сквозь лесные заросли и овраги, молились у родника в надежде получить исцеление и получали его – и это было лучшим свидетельством того, что преподобномученица Параскева не оставляет здешние места своей милостью. Подтверждением этому стало обретение в источнике её иконы. Найденную икону греки взяли с собой при переселении в Приазовье в 1778-м году, и, по преданию, образ спас Мариуполь от холеры.

Сохранилось еще предание, что святая Параскева по ночам, особенно под великие праздники, ходит в монашеском одеянии вокруг монастыря и молится. Молча благословляет она встретившегося ей путника, и, если он болен, исцеляет его своим молитвенным предстательством перед Господом. Когда-то давно злые люди пытались ночью похитить бревна и доски, приготовленные для строительства церкви и монастырских келий, но смогли унести похищенное только до святого источника Параскевы. У родника они замерли и не смогли, несмотря на все усилия и наступление утра, сдвинуться с места.

У источника святой Параскевы

Обитель часто называют монастырем трех Параскев. Вторую Параскеву от рождения звали Константиной, и была она простой сельской девушкой из болгаро-греческой колонии, проживавшей в XIX веке в этих краях. Семейный быт колонистов был суров и патриархален, молодежь держали в строгости. И юную болгарку Константину ждала размеренная и строгая жизнь, но произошло неожиданное: однажды, когда девушка замешивала тесто, она услышала голос, зовущий её по имени.

Видимо, этот Небесный зов был так силен и чудесен, что Константина оставила дом и родителей и ушла в горы. Она поселилась в пещере, среди дикой природы, и вела молитвенную жизнь отшельницы. Крымские горы зимой суровы, и можно только поразиться мужеству хрупкой молодой девушки, которая решилась на такой поступок. После восьми лет жизни в пещере она переселилась к источнику святой Параскевы, выкопала здесь себе землянку и стала молиться, чтобы у родника возвели церковь. Вскоре построили часовню, и к Константине присоединились несколько женщин, образовав небольшую общину.

Мечта болгарской молитвенницы сбылась ещё при её жизни: в 1863-м году у источника построили церковь во имя святой Параскевы, а годом позже основали женский монастырь. Первые годы его существования жизнь монахинь была крайне тяжелой: сестры жили в землянках, построенных собственными руками, и скудно питались, но их усердная молитва не угасала. В конце своей жизни Константина приняла монашеский постриг с именем Параскева. Через 11 лет после основания монастыря, в 1874-м году, она отошла ко Господу и была похоронена на том самом месте, куда ежедневно ходила молиться. Теперь здесь монастырское кладбище.

Третьей Параскевой стала игумения монастыря, Параскева (Родимцева), управлявшая обителью с 1889 года до ее закрытия.

Топловский монастырь

Монастырь рос и процветал. В 1890-м году граф Николай Федорович Гейден стал его усердным благотворителем и жертвовал земельные участки, недвижимость и крупные денежные суммы. Он также пожертвовал обители свои семейные святыни – старинную Казанскую икону Пресвятой Богородицы, украшенную жемчугом и бриллиантами, и крест с мощами Киево-Печерских угодников, доставшийся ему от деда, графа Зубова.

Не могу удержаться и не сказать несколько слов об этом замечательном человеке, генерале от кавалерии, старосте Казанского собора в Феодосии, попечителе многочисленных сиротских учреждений и благотворительных обществ. Это о нем писала вдова Достоевского Анна Григорьевна: «Последнюю ночь перед выносом Псалтирь у гроба читал граф Николай Федорович Гейден, глубокий почитатель таланта Федора Михайловича».

Судьба Гейденов сложилась трагически. Николая Федоровича арестовали большевики, долго томили в тюрьме, пока его не взял на поруки дворник-татарин. В дворницкой Николай Федорович и отошел ко Господу. Его супруга стала свидетельницей расстрела красными их сына, шестнадцатилетнего кадета.

Матушка игумения Параскева трудилась в монастыре 53 года, из них 39 возглавляла обитель. При ней Топловский монастырь пережил духовный подъем и наибольший расцвет всей монашеской жизни. Здесь подвизались около 300 монахинь, инокинь и послушниц, и по количеству сестер это был самый крупный монастырь в Крыму.

Мощи праведной Параскевы — игуменьи дореволюционного монастыря

В начале1920-х Топловская обитель была преобразована в сельхозартель, затем здесь был совхоз «Безбожник», потом – пионерский лагерь «Тополек». Игумении Параскеве пришлось увидеть поругание и разрушение своей обители. И только когда матушка поняла, что существование монастыря уже невозможно ни под каким видом, даже под видом женской сельхозартели, и монахинь разогнали куда глаза глядят, – только тогда она позволила себе отойти ко Господу, оставив свой многолетний пост.

Скончалась игумения Параскева в 1928-м году, 3 декабря (по старому стилю), от паралича сердца, проболев пред этим только полтора часа. Во время краткой предсмертной болезни Господь сподобил её исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин.

Игумения Параскева (Родимцева) прославлена ныне в лике местночтимых святых Симферопольской епархии. В монастыре хранится множество документально подтвержденных свидетельств о её молитвенной помощи.

Архиепископ Симферопольский и Крымский Лука (Войно-Ясенецкий) пытался открыть монастырь в 1946-м году, но власти не позволили ему это сделать, и возрождение обители началось только в 1992-м году. Сейчас здесь два действующих храма (достраивается третий) и множество святынь, в их числе мощи последней настоятельницы обители, праведной Параскевы.

В храме Топловского монастыря

Вот такое путешествие по православным святыням юго-восточного Крыма у меня получилось всего за три дня, а для рассказа обо всех святынях этого края понадобилось бы гораздо более длинное путешествие и толстая книга вместо небольшой статьи. Тем не менее надеюсь, что даже эта краткая информация вдохновит кого-то из паломников. Ангела-Хранителя в дорогу!

Крымские горы

Все святые Крымские, молите Бога о нас!

Собор Крымских святых

Строящийся в Симферополе Свято-Екатерининский храм станет настоящим украшением города. Это будет первое религиозное сооружение крымской столицы, возведенное в византийском стиле. По проекту, здание одномоментно сможет вместить почти тысячу человек, однако на службах люди размещаются гораздо плотнее установленных нормативами площадей, поэтому конструктив уже рассчитан на большее число прихожан. Долгожданный храм возводится по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря под патронатом главы Крыма Сергея Аксёнова, работы ведет группа компаний «Монолит» – именно застройщик выступил основным меценатом проекта.

В выходные во временном здании церкви Святой Великомученицы Екатерины на ул. 60 лет Октября не прекращается поток людей. В воскресенье на службу их приходит так много, что приходится транслировать службу на улице. «Нам очень не хватает храма – большого, вместительного, потому что в воскресные дни, не говоря про большие праздники, нам приходится выставлять специальный монитор и аудиосистему перед входом в храм, чтобы люди, которые не могут вместиться в храм, могли хотя бы здесь слушать службы», – рассказывает настоятель храма иерей Дионисий.

По его словам, церковь сейчас вмещает около 100 человек при очень плотном и, естественно, не самом комфортном размещении. Площадей не хватает и воскресной школе – буквально каждый ее уголок используется под классы. Школу посещают больше 120 детей, здесь ведутся не только занятия, связанные с духовно-нравственным воспитанием детей, подростков и молодежи, но и по многим другим направлениям – английскому языку, всесторонней подготовке к школе для малышей и к экзаменам для старшеклассников. Даже есть студии классического и современного танца, где подростки могут воплотить свой творческий потенциал в интересную форму. «Об этих формах работы говорит святейший Патриарх Кирилл – нужно постоянно искать новые формы работы с подростками, с молодежью, чтобы молодежь через такие формы могла открывать для себя дорогу в храм. Мы показываем, что у каждого свой путь к богу, индивидуальный, уникальный. Человек сам, на личном опыте может в этом убедиться и найти себя», – заверяет настоятель.

Потенциал для развития этих форм у храма огромен, но проблемой были и остаются помещения для занятий с детьми: «Когда параллельно занимаются четыре класса в будние дни, они забиты, а мы хотим еще художественную студию развивать и многое другое, но пока не позволяет помещение. Надеемся, что со строительством главного храма мы будем дальше заниматься организацией административного здания воскресной школы, которое позволит нам удовлетворить все нужды и большие планы на будущее».

Сегодня говорить о больших планах уже можно предметно, но шли к этому моменту 20 лет. Сам приход на улице Залесской в 1998 году разместился в жэке, через 6 лет был выделен участок земли под строительство храма. Несколько лет разрабатывался проект, под него же соорудили фундамент – и работы совсем остановились. К 2015 году, когда приход возглавил отец Дионисий, стало понятно, что без энергичных действий и деятельной поддержки со стороны меценатов территория будущего храма будет деградировать и дальше. Но достаточно лишь раз пообщаться с отцом Дионисием, чтобы убедиться: сидеть и ждать – не в его правилах.

«Два года назад у нас начались переговоры по поводу выбора генподрядчика, и в итоге договорились, что строительство храма будет вестись под патронатом главы Республики Крым Сергея Валерьевича Аксёнова, а основным меценатом стала группа компаний «Монолит». Почти год у нас ушел на проектную документацию, на все остальные согласования и разрешения, и с сентября мы начали активную фазу строительства», – просто описывает он то, как наверстывали время, упущенное из-за нехватки средств.

В процессе поиска решений стало также понятно, что прежний проект не отвечает сегодняшним требованиям – изменилась нормативно-правовая база, значительно увеличилось число прихожан, активно развивается воскресная школа. «Когда мы принимали решение о том, чтобы сделать новые облик и конструктивную часть храма, нам пришлось тот проект оставить – мы привязались к существующему строению, к цокольному этажу и полностью поменяли внешний вид храма. Соответственно, и внутренняя часть изменилась», – объясняет отец Дионисий.

Процесс фактически пришлось начинать не просто с нуля, а с частичного демонтажа. «Мы сразу столкнулись с необходимостью перепроектирования существующего здания и пошли путем реконструкции, чтобы максимально сохранить существующие конструкции. Сложность в том, что проектирование велось давно, и конструкции фундамента, вертикальные несущие конструкции не были рассчитаны на тот конструктив, который на данный момент вложили в этот храм. Мы произвели полный демонтаж первого этажа, усилили фундамент, несущие по цоколю колонны, сейчас уже выбрались на отметку выше нуля и продолжаем строительство вертикальных конструкций», – рассказывает руководитель департамента строительства ГК «Монолит» Данил Волков.

По его словам, проект будет уникальным для Симферополя. «Это первый храм в византийском стиле, подобного проекта у нас в городе нет. Это будет действительно красивое архитектурное сооружение религиозного назначения, – заявляет представитель мецената. – Это второй в городе храм, который имеет два яруса – нижний и верхний храм, что позволит вместить 960 человек».

С ним согласен и отец Дионисий, принимавший участие во всех процессах – разработке и согласовании дизайна-проекта и рабочего проекта, а сейчас ежедневно контролирующий качество исполнения. «Храм будет в русско-византийском стиле, станет украшением не только Симферополя, но и всего Крыма. Высота с крестом составит 42 метра. Верхний храм – в честь святой великомученицы Екатерины, и нижний храм тоже будет действовать: когда владыка благословит, в честь того святого и будет назван», – говорит он.

Сейчас строительство ведется согласно графику производства работ: количество рабочих на объекте достаточное, техника не простаивает. «У храма будет обустроена стоянка для удобства прихожан. Естественно, все будет сделано с учетом комфортной среды. Будет доступ для маломобильных людей, предусмотрены все возможные пандусы, подъемники, проектом предусмотрен лифт в нижний храм для того, чтобы туда также могли попасть маломобильные граждане», – описывает детали проекта представитель ГК «Монолит» Данил Волков.

Отец Дионисий уверен, что совместно удастся построить действительно грандиозное сооружение. «Я практически каждый день здесь нахожусь, слежу за работой, и мне радостно и отрадно, когда работы выполняются качественно. Весь процесс благодаря группе компаний «Монолит» отлажен – это профессионалы, которые знают свое дело, работать с ними одно удовольствие и радость», – говорит настоятель храма.

Кстати, возобновление строительства очень органично вписывается в концепцию работы настоятеля – меценаты и добровольные помощники пришли сами, чувствуя внутреннюю потребность. «Мы даем толчок, а люди самоорганизуются. И это правильно – не заставлять людей что-то делать, а дать им те инструменты, благодаря которым они могут воплощать свои нужды», – поясняет Дионисий.

История

Храм был построен в начале XIX века по просьбе и на средства жителей нового города Симферополя. Несмотря на указ Императрицы Екатерины II «построить в Ак-Мечети приличный храм соборный», разрешение на строительство Святейший Синод выдал лишь в 1801 году после внимательного изучения вопросов: «Сколько жителей в Ак-Мечети, какого они звания, каким приходам принадлежат, причины, побудившие жителей к построению новой церкви, и не кроется ли в этом какая-нибудь неудобность». Христианское население Симферополя крайне нуждалось в просторном храме, так как маленькая Константино-Еленинская церковь не могла уже вместить всех прихожан.

Строительство нового храма началось в 1805 году, все это время прихожане собирали средства. 8 ноября 1806 года новую церковь освятили. Она представляла собой деревянное, прямоугольное здание, с пятигранной апсидой на восточной стороне и возвышающейся над западной стороной колокольней. Восемь столбов делили внутреннее пространство на три нефа, из которых центральный был самый широкий. В храме отсутствовали росписи, главным его украшением являлся иконостас. Колокола для Петропавловской церкви отлили из меди, оставшейся после уничтожения монетного двора Ак-Мечети. Более двадцати лет их звон созывал прихожан на молитвы. За эти годы Петропавловский храм обветшал, и его закрыли. В городе построили новый Александро-Невский собор, куда передали колокола, церковную утварь, ризницу.

В 1866 году симферопольцы решили возродить Петропавловский храм, для чего создали строительный комитет. Проект нового храма разработал петербургский архитектор К. Лазарев. Подсчитали, что для его возведения требуется 55 тысяч рублей: 32 тысячи рублей собрали прихожане, 23 тысячи выделил Синод. Активное участие в сборе денег на строительство храма принял купец Афанасий Иванович Тисов, бывший более 20 лет церковным старостой Петропавловского собора. Для завершения работ он пожертвовал 15 тысяч рублей. После смерти А. И. Тисов был похоронен в левом приделе храма.

Старую деревянную церковь разобрали, и на ее месте 29 июня 1866 года заложили новое здание храма. Прихожане активно участвовали в его строительстве. Подрядными работами руководил К. К. Воронцов, контролировал выполнение работ губернский инженер Грачев, устраивал иконостас мастер Зайцев. В августе 1866 года строительство церкви было завершено, но еще четыре года продолжались отделочные работы. Внешний вид храма изменился: построенный в виде креста, вытянутого с запада на восток, собор значительно расширился, наполнился светом благодаря двенадцати окнам, устроенным в барабане. Особым изяществом отличалась внутренняя отделка храма. Восхищал своей красотой иконостас, выполненный мастером Зайцевым, с иконами византийского стиля.

Наконец все работы были завершены, и 16 августа 1870 года собор вновь распахнул врата для своих прихожан. При храме с 1868 года существовало церковно-приходское попечительство и два училища — мужское и женское.

Благодаря свидетельству епископа Гермогена мы знаем, что в соборе Петра и Павла сохранялась «замечательна древняя икона Пресвятыя Троицы с частию ризы Господней в ковчежце и с частицами мощей св. угодников, изображенных на иконе, в сребропозлащенном кресте, с надписью 1693 год».

У этой святыни — грустная и трогательная история. Во время Крымской войны 1853–1856 годов неизвестный офицер оставил икону в Петропавловской церкви с условием, что по окончании войны вернется за ней, если же нет — она остается в храме. Окончилась война, но никто не пришел за иконой… К сожалению, мы не знаем имени этого офицера, не знаем, когда и как окончил он свой земной путь.

В 1890 году церковный двор обнесли ажурной металлической оградой, в самом дворе посадили деревья и декоративные кустарники. На территории церкви никаких построек не было, а неподалеку, на Петропавловской же улице, находился двор для сторожа. Перед собором устроили небольшую площадь, вымощенную булыжниками. Здесь проходили военные парады, народные гулянья. Территория вокруг Петропавловского храма и площади постепенно застраивалась одно- и двухэтажными домами — по законам церковной архитектуры здания вокруг церкви не должны быть высокими, чтобы собор был хорошо виден со всех сторон.

В 1902–1903 годах молодые художники из Академии художеств расписали купола собора. В самом центре изобразили Господа Саваофа в окружении Небесных Сил. Стены между окнами украсили орнаментом, а по поясу барабана расположили 12 медальонов с изображениями 12 святых апостолов. В последующие два года закончили роспись стен. Выполнить эти работы стало возможным благодаря церковному старосте С. И. Абрикосову, который вложил значительные личные средства.

В 1937 году прекратилось Богослужение в Петропавловском соборе. Разобрали купол и колокольню, в храме устроили склад. А вокруг прилепились стеклоприемный пункт, пивная.

Только в 1980-е годы началось восстановление Петропавловского собора. Автором проекта стала архитектор О. И. Сергеева, а работы выполнялись ЗАО «Крымреставрация». В архивах Синода С. Л. Беловой были найдены проекты, по которым восстановили колокольню и купол храма.

Современный архитектурный облик церкви соединяет элементы разных стилей: классические формы органически сочетаются с элементами древнерусского зодчества. Высокие окна обрамлены белокаменными наличниками. Верхнюю часть здания украшает ступенчатый карниз и закомары, в которых устроены круглые ниши. Венчает церковь световой барабан с куполом «луковичной» формы.

При входе в храм устроена паперть — крыльцо. Каменная лестница ведет к входу, над которым вытянулась к небу стройная колокольня. Главный вход обрамлен тонкими полуколоннами, радуют глаз яркие мозаичные изображения Иисуса Христа, святых Петра и Павла, во имя которых назван храм.

В храме два придела: во имя святого Иоанна Кронштадтского и святого Серафима Саровского.

12 июля 1991 года, в праздник Первоверховных апостолов Петра и Павла, в возродившемся храме вновь была отслужена Божественная литургия. Многие прихожане считают, что сегодняшний храм еще краше, чем был раньше. Все вернулось на круги своя. Нет только в Петропавловском храме древней иконы Пресвятой Троицы, которую сто пятьдесят дет назад принес сюда безвестный офицер, прося сохранить дорогую святыню…

С 2003 года Петропавловскому собору придан статус кафедрального.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *