Слайд 1

Урок 9 Православное учение о человеке

Слайд 2

В православии очень тесно связаны размышления о Боге и о человеке. Человек верит в Бога. А во что верит Сам Бог? Христиане считают, что Бог верит в человека. Бог доверяет человеку и потому дает ему свободу и огромные возможности для роста.

Слайд 3

Итак, разрешите вас познакомить. У каждого из вас есть свое тело. И есть своя бессмертная душа. Тело ходит, бегает , ест. Душа думает, верит, любит. Они должны научиться жить вместе.

Слайд 4

Слово «душа» произошло от слова «дышать».

Слайд 5

Бог сам свободен – и людям Он подарил свободу. Бог есть любовь – и людям Он подарил любовь. Бог есть разум – и людям Он подарил способность мыслить. Бог есть Творец – и людям Он подарил способность творить. Разум, свобода, любовь, творчество у христиан называется образ Бога в человеке.

Слайд 6

У нашей души есть удивительное свойство. Душа становится тем богаче, чем больше она отдает другим людям. Тот, кто сделал добро другому человеку , сам стал добрее и радостнее. И добрее стал тот, кому он помог. И добрее стал весь мир!

Слайд 7

Где бы сердце вам жить не велело- В шумном свете иль в сельской тиши, Расточайте без счета и смело Вы сокровища вашей души. Не ищите, не ждите возврата, Не смущайтесь насмешкою злой. Человечество все же богато Лишь порукой добра круговой.

Слайд 8

Страшнее всего, если человек теряет самого себя. Не волос , и не зуб, и даже не руку, а именно самого себя. Болезни души могут нарастать. Если же человек раз за разом поступает против своей совести, то он становится бездушным. Но не отчаивайтесь, Бог рядом и нам оставлено покаяние.

Слайд 9

Хорошо,когда на душе хорошо.

Слайд 10

Душа обязана трудиться.

Слайд 13

Презентацию подготовила Дронова С. М. — учитель ОРКСЭ МКОУ » Ахлебининская СОШ»

Слайд 1

Тема урока : «Православное учение о человеке.» ГБОУ школа № 483 Учитель начальных классов Лаврентьева М.Г.

Слайд 2

Цель урока : осмысление христианского представления о человеке: душе человека как его сущности.

Слайд 3

Оборудование урока: Слайды Тетрадь Учебник «Основы православной культуры» А.В . Кураев Песнопение «С нами БОГ»

Слайд 4

Опорные понятия: ТЕЛО ДУША СВОБОДА ЛЮБОВЬ РАЗУМ ТВОРЧЕСТВО Внутренний мир человека

Слайд 5

Ход урока: — Выберите слова, которые обозначают предметы и явления, близкие душе: Рубрика «Сначала размышляем сами»

Слайд 6

е да тихая песня журчание ручья отчий дом шелест листьев телевизор шумные подростки в автобусе ссора материнская ласка компьютер

Слайд 7

— Объясните следующие выражения: «чистая душа» «падшая душа»

Слайд 8

Детская душа

Слайд 9

Душа монахини

Слайд 12

Кто сотворил мир и человека?

Слайд 13

Из Библии «Сотворение человека» «И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так…»

Слайд 14

Душа – дух, дышать, дыхание. Есть дыхание – есть жизнь. Нет дыхания – нет жизни. Душа человека

Слайд 15

Боль в душе

Слайд 16

Душа становится богаче, когда она больше отдаё т. Доброта

Слайд 17

Душа обязана трудиться

Слайд 19

Бог сам свободен – и людям Он подарил свободу. Свобода

Слайд 20

Бог есть любовь –и людям Он подарил любовь. Любовь

Слайд 21

Разум. Думающий человек Бог есть разум – и людям Он подарил способность мыслить.

Слайд 22

Бог есть Творец – и людям Он подарил способность творить. Творчество

Слайд 23

Внутренний мир человека . — Бог Сам свободен – и людям Он подарил свободу . — Бог есть Любовь – и людям Он подарил л юбовь . — Бог есть разум – и людям Он подарил способность мыслить . — Бог есть Творец – и людям Он подарил способность творить .

Слайд 24

Образ БОГА в человеке разум любовь свобода творчество

Слайд 25

Где бы сердце вам жить не велело – В шумном свете иль в сельской тиши, Расточайте без счёта и смело Не ищите, не ждите возврата, Не смущайтесь насмешкою злой. Человечество всё же богато Лишь порукой добра круговой.

Слайд 26

Православная молитва: «Душе моя, душе моя, восстани , что спиши!»

Слайд 27

Подумай о душе Человек становится выше, оттого , что тянется вверх Подумай о душе

Слайд 28

Крещение Младенец сначала учится владеть своим телом, а потом всю жизнь учится жить в мире со своей душой и совестью.

Слайд 29

— Болела ли у тебя когда-нибудь душа? Смог ли ты понять, чем была вызвана эта боль? — Вспомни любимых тобою людей. Вспомни, как они проявляли по отношению к тебе и к другим людям душевную теплоту или какой стойкой была их душа, когда проявляли душевную твёрдость? — Как ты думаешь, откуда душа человека знает, как надо поступать правильно, по совести?

Слайд 30

Вопросы и задания . … Есть в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть, но можно почувствовать? … Как вы понимаете выражение «Внутренний мир человека»? … Как Библия рассказывает о происхождении души человека? … Как вы думаете, какие мысли надо отгонять от себя и почему?

МБОУ «Знаменская средняя школа»

Конспект урока

по ОРКСЭ

Тема: «Православное учение о человеке»

Подготовила учитель

начальных классов

первой квалификационной

категории Карпова

Анна Александровна

2016-2017 учебный год

Предмет: Основы православной культуры. А.Кураев.

Тема урока: Православное учение о человеке.

Цели: Формировать у младших школьников представление о человеке, как о создании духовном, наделённом внутренним миром, ценностями и идеалами.

Задачи:

Обучающая – познакомить с понятиями душа, тело человека, внутренний мир человека, узнать о христианском понимании взаимоотношения души и тела человека; выявить какие качества души составляют внутренний мир человека.

Развивающая –

развивать навыки коллективной работы, умения размышлять, формулировать и высказывать свои мысли и суждения, закреплять умение составлять кластер, презентовать свои работы.

Воспитывающая – воспитание таких качеств как доброта, отзывчивость, бескорыстие, трудолюбие, толерантности; понять, что душа становится тем богаче, чем больше она отдаёт себя другим людям.

ПРОГНОЗИИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: -узнать о православном учении о человеке; осмыслить понятия «душа», «внутренний мир человека», «образ Бога в человеке».

Готовность участвовать в диалоге, признавать возможность существования различных точек зрения и право иметь свою точку зрения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Оборудование: Учебник по ОРКСЭ А.Кураева, карточки для работы в группах и парах, компьютер, презентация, словари: В.Даль, Ожегов.

Формы работы: фронтальная работа, групповая работа, работа в парах, индивидуальная

Методы: словесные, наглядные, практические

Ход урока:

1 Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Проверим подготовку к уроку.

Руки на месте?

Ноги на месте?

Локти у края?

Спина прямая?

А как настроение? Посмотрите друг на друга и подарите улыбку.

Установка на урок: Я настоящий ученик, я всё смогу и у меня всё получится.

2 Проверка домашнего задания.

Учитель: На прошлом уроке мы говорили о Пасхе.

-Что такое Пасха? (в переводе с древнееврейского языка означает «переход», «избавление»)

-Как по другому называют Пасху? (Воскресение Христово)

-Что означает Воскресение? (Воскресение – обновление жизни).

Учитель: Дома вы готовили поздравительные пасхальные открытки с поздравлениями. Продемонстрируйте что у вас получилось. (Составляем выставку-проект «Поздравительная пасхальная открытка»).

Все ребята отлично справились с этим заданием.

3.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Ребята, давайте ещё раз повторим всё, что мы с вами открыли нового на уроках ОРКСЭ. А для этого проведём блиц-опрос «Основы православия».

Блиц-опрос «Основы православия»

-Кто такие христиане? (Люди, которые приняли учение Христа).

-Что значит быть православным человеком? (Умеющий правильно славить Бога).

Что значит слово «молиться»? (Обращаться к Богу с просьбой).

Как по другому называют Библию? (Книга книг).

-Какое богатство православные христиане считают самым истинным и вечным? (Это богатство-добро)

-Для чего, по убеждению христиан , Бог стал человеком? (Бог любил людей и решил стать человеком.)

Учитель: Что означает слово ЧЕЛОВЕК?

Обратимся к толковому словарю. Толковый словарь Ожегова – ЧЕЛОВЕК –живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда .

Учитель: Мы знаем, что человек это живое существо. Какие живые существа ещё живут в окружающем нас мире? (животные) Скажите, чем человек отличается от животных.

Дети: ЧЕЛОВЕК – обладает даром речи и мысли.

Послушайте стихотворение.

Где-то там, внутри у человека,

Есть Душа, хорошая душа,

Ей средь шума атомного века

Всё трудней становится дышать.

«Берегите Жизнь!» — Такую фразу

Можно каждый день читать и слушать,

Но на сколько легче стало сразу

Если б люди вспомнили про душу.

— Что хотел сказать автор этих строк?

(Вспомните о душе).

В чём же главное отличие человека от животных?

(У человека есть душа).

Учитель: На уроках окружающего мира мы с вами тоже говорили о человеке.

— Как мы характеризовали человека? (Как живой организм).

— Сегодня у нас урок Основы православной культуры. Как вы думаете о чём мы будем говорить на уроке?

(О человеке в православии).

— Назовите тему нашего урока.

Слайд. (Православное учение о человеке).

Работа с учебником. Стр. 32. Прочитайте первый абзац.

Что вы узнали?

(Человек верит в Бога. А Бог верит в человека.)

Что даёт Бог человеку? (Бог даёт человеку свободу)

Учитель: Бог мог бы создать человека с определёнными качествами. Но он не сделал этого. Он дал человеку свободу выбора.

— Что вложил Бог в человека для этого?

( Бог вложил в человека возможности для роста. )

-Почему этот рост нельзя измерить в сантиметрах?

(Потому что здесь имеется в виду рост человеческой души. Он не измеряется в сантиметрах)

3.Постановка проблемы.

Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

(Какие возможности вложил Бог в человека?)

Слайд. Чем Бог одарил человека?

Работа в парах.

Учитель:

У вас на столах лежать фигурки человечков и сердечки – символ души. Попробуйте написать , что может делать человек как живой организм. Иными словами , что может делать ТЕЛО человека, а что делает ДУША.

Если вы испытываете затруднения воспользуйтесь карточками помощницами.

КАРТОЧКА:

Бегает, ходит, ест, сидит, думает, мечтает, любит, растёт, болеет, переживает.

Учитель: У вас ещё остались слова. Куда вы их отнесёте?

Слайд2.

Бегает, ходит, ест, сидит, думает, мечтает, любит, растёт, болеет, переживает.

Проверка работы в группах.

Учитель:

-Какое слово у вас вызвало затруднение? (болеет).

-Что может болеть? (Может болеть тело. Может болеть душа)

-Как может болеть тело, а как душа?

-Что ещё вы бы хотели узнать сегодня на уроке? (О том, что, значит, болит душа)

Слайд. Когда болит душа.

Учитель: Читает отрывок из Библии. (Рубрика «Это интересно»).

-Что говорит Бог о сотворении человека?

(Сотворим человека по образу Нашему, т.е. по образу Божьему)

Что бы вы ещё хотели узнать?

(Что значит по образу Божьему?)

Слайд. Что такое образ Божий в человеке?

4. Получение нового знания.

Учитель: Давайте обратимся к толковому словарю и что есть ДУША. В.Даль.

ДУША –душевные и духовные качества человека, совесть, внутреннее чувство и прочие.

Работа с учебником. Стр. 33. 3 абзац.

— От какого слова произошло слово ДУША?

(Слово ДУША произошло от слова ДЫХАНИЕ)

Учитель: Именно душа делает человека человеком.

-Чем одарил Бог человека?

(Бог сам свободен – и людям Он подарил свободу.

Бог есть любовь – и людям он подарил любовь.

Бог есть разум и людям Он подарил способность мыслить.

Бог есть Творец – и людям Он подарил способность творить.)

-Повторим дары Бога человеку.

Слайд.

Свобода

Любовь

Разум

Творчество.

Учитель: как ещё можно назвать дары Бога человеку?

(Дары Бога человеку составляют внутренний мир человека).

-У христиан: разум, свобода, любовь, творчество называются образом Бога в человеке.

Учитель: Наша душа вбирает в себя с и множество впечатлений. Сама она порождает много различных желаний и чувств.

— Но все ли они хороши?

(Примеры детей).

Учитель:

У нашей души есть удивительное свойство. Душа становится тем богаче, чем больше она отдаёт другим людям.

Тот, кто сделал добро другому человеку, и сам стал добрее и радостнее. И добрее стал тот, кому он помог. И добрее стал весь мир.

(Вспомнил примеры из литературы. Снежная королева. Дикие лебеди. Х.К. Андерсен.)

Учитель: Более 100лет назад одной монахиней из Московского Новодевичьего монастыря было написано такое стихотворение:

Где бы сердце вам жить не велело –

В шумном свете иль в сельской тиши,

Расточайте без счёта и смело

Вы сокровища вашей души.

Не ищите, не ждите возврата,

Не смущайтесь насмешкою злой,

Человечество всё же богато

Лишь порукой добра круговой.

Учитель: Что означают слова «порукой добра вековой»?

(Добро идёт по кругу. Ты делаешь добро и тебе делают добро. )

5. Физкультминутка. «Проведём эстафету доброты. Возьмёмся за руки и передадим частичку своей доброты друг другу. И, наконец, доброта вернулась ко мне. Но я чувствую, что её стало больше, так как каждый из вас добавил к ней частичку своей доброты. Пусть же она вас не покидает и греет!»

6. Продолжение работы. Беседа «Болезни души»

Учитель: Часто всматриваясь в лица окружающих нас людей мы можем определить мысли, чувства, настроения.

Поработаем в группах. Определите свойство души отражает иллюстрация. (Каждая группа получает набор картинок, где можно увидеть на лицах гнев, злость, раздражительность , любовь, радость, печаль, жестокость и т.д.)

Ответы детей.

Учитель: Какие свойства души не являются хорошими? (Жестокость, раздражительность, злость, ненависть, жадность, воровство).

Рассмотрим иллюстрации в учебнике. В Васнецов «Иван Грозный», А.Дайнека. Автопортрет.

Слайд.

Вывод: Выявлены болезни души.

Учитель: Болезнь души начинается с мысли. Если человек примет плохую мысль, болезнь начнёт в нём развиваться, а если он её отгонит – он будет от неё защищён. А бороться с болезнью – это работа над собой.

Как можно бороться с такой болезнью?

Дети: Если ты жадный – делись с другими, если ты любишь брать чужое – сдержись и наоборот отдай своё, если любишь злиться – больше улыбайся и старайся стать добрым.

Работа с учебником. Стр . 34-35. Самостоятельное чтение «Подумай о душе».

Учитель:

-От чего слабеет душа? (От ненависти, зависти, предательства, раздражительности )

— Как говорят христиане о потерянной вещи?

(Бог дал – Бог взял!)

-Как ещё можно сказать о потерянной вещи?

(«Пусть эта вещь достанется тому, кому она нужнее, чем мне!»)

-Во что превратится в этом случае потеря?

(В этом случае потеря превратится в подарок и на душе станет легко).

— Каким становится человек, поступивший против совести?

(Бездушным).

-Что это значит?

(Злой, равнодушный, малодушный, жестокий).

Учитель: Что означают такие качества человека как малодушие, равнодушие, бездушие, мёртвая душа?

Давайте попробуем найти соответствие. Высказать своё предположение.

Работа в группах. 1 задание.

«Подберите правильное толкование к слову»

Найти пару и соединить стрелочкой.

Малодушие –так говорят о человеке, не способном ни на что доброе.

Равнодушие – если человек пропускает в душу зло, в ней остаётся мало места для добра.

Бездушие – чем больше зла в душе, тем более человек не чувствует боль других людей.

Мёртвая душа – человек со злой душой творит зло и его уже не мучает совесть.

Работа в группах. 2 задание.

Учитель: Подберите к данным словам антонимы и прочитайте чем можно вылечить болезни души.

Раздражительность –

Жадность –

Ложь –

Зависть –

Жестокость –

Ненависть –

(Слова-помощники: милосердие, любовь, правда, дружба, радость, щедрость, спокойствие).

Проверка работы в группах.

7. Просмотр видеоролика «Калека». Светлана Копылова.

Учитель: У человека может быть здоровое тело, но больная душа. Но иногда всё наоборот. Тело может иметь уродливый вид, а душа большая, щедрая, здоровая.

Впечатления детей.

Учитель: Мы выяснили, что у человека есть видимое тело и невидимая душа. Друг без друга они обойтись не могут. Наклейте сердечко на фигурку человека. Тело и душа – неразлучны.

8. ИТОГ.

Учитель: Подводя итог нашей работы, составим синквейн «Душа».

-Главное понятие нашего урока. (Душа).

-Какая душа нам ближе? (Щедрая, добрая, богатая, здоровая,

красивая ,большая).

-Что делает добрая душа?

(Радуется, творит, страдает, защищает, помогает, бережёт и т.д.)

-Составьте предложение, выражающее ваше отношение к теме урока. Как человек должен относиться к своей душе?

(Человек должен заботиться о душе. Душа самое ценное, что есть у человека. Душа обязана трудиться. Думать о душе. И т.д.)

Слайд.

Учитель: Мы

-Что в нашем мире есть такое, что нельзя потрогать и увидеть, но можно почувствовать? (Это душа).

-Какие свойства человеческой души составляют внутренний мир человека? (Любовь, разум, свобода, творчество).

Учитель: Как вы думаете почему, чем больше отдаёшь, тем богаче душа?

-Всё, что мы отдаём, возвращается вновь –

Возвращается вера, надежда, любовь,

Возвращается помощь, поддержка участие,

Возвращается радостью, мудростью, счастьем…

9. Рефлексия.

Выскажем свои эмоции, чувства, мысли, дополнив данные высказывания.

Я сегодня узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Мне запомнилось…

Мне захотелось…

Оказывается, что…

Родителям я хотел бы рассказать, что…

10. Домашнее задание. 1. Выполнить задание 3 и 4 из вставки «Вопросы и задания»

2. Подобрать пословицы о душе.

Учитель: Возьмите своих человечков и составьте из них на доске большой хоровод сердец.

Учитель: Спасибо всем за урок.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *