Содержание
Погребение происходит по прошествии трёх дней после смерти священнослужителя. Чин погребения влияет на то, каким обрядам следуют при захоронении. Существует 2 чина погребения: для монахов и для священников. У каждого чина свои особенности.
Как омывают и одевают священников при погребении
Омовение умерших священников и архиереев проходит по одному чину. Сначала три священнослужителя отирают усопшего крестообразными движениями влажной губкой, после чего тело окутывают полотном. Затем тело обмазывают елеем с помощью губки и облачают в богослужебное одеяние. После укладывания тела в уготованный гроб, лик покрывают воздухом, в правую руку кладут крест, в левую – Евангелие.
Лицо закрывают воздухом
Традиция погребения христианина с закрытым лицом началась еще с захоронения Иисуса Христа, лицо которого было закрыто сударем. Сударь – платок для отирания пота с лица. Эта традиция как подражание дошла до наших дней с той лишь разницей, что у священников лик покрывают воздухом (литургический плат) в знак того, что он был совершитель Тайн Божиих, а у послушников, в знак добровольного ухода из мира, лицо покрывается особым укроем (Св. К. Никольский. Учебный устав богослужения. Том III, с.154.). Эти традиции указаны в Большом требнике Петра Могилы. Есть и другое объяснение того, почему священников хоронят с закрытым лицом: оно обращено в эти минуты к Всевышнему, и поэтому скрыто от людей.
Когда читаются литургические тексты
Чтения молитв, канона и пение происходит в следующем порядке:
- при омовении;
- сразу после облачения;
- перед началом похоронной процессии;
- при вынесении гроба из храма.
Для усопшего православного мирянина поется «Господи помилуй», «Трисвятое» и читается канон «Последование по исходу души от тела». При погребении православного священника предусмотрен иной канон.
Как провожают покойного – молитвы, колокольный звон, песнопения
При перенесении тела священника в церковь и к могиле перед гробом несут Священное Писание, крест и хоругви. Сопровождает шествие заупокойный колокольный звон, так как представляет крестный ход. Каждый храм начинает бить в колокола, когда рядом с ним проходит шествие. Перед храмом процессия останавливается, чтобы провести заупокойную литию. Во время переноса усопшего помимо литии звучат вступительные стихи канона «Помощник и покровитель”. В церкви около гроба по четырём сторонам расставляют четыре подсвечника. Тело усопшего священника несут священнослужители.
Завершение чтений и песен
В финальной части чина священники поют стихиры — гимнографические песнопения, приуроченные к определенному церковному событию или празднеству. Тексты стихир на стиховне состоят из восьми частей, называемый гласами, каждая из которых делится на отрывки из псалмов. Каждый отрывок гласа предваряется определенным стихом: например, перед первым отрывком гласа всегда идет Псалом 141:8: «Изведи из темницы душу мою, исповедатися Имене Твоему.» На похоронах священника читают по три отрывка из каждого гласа. В конце читают разрешительную молитву, после чего свернутый свиток с ее текстом вкладывают в руку усопшего.
Погребальный перезвон
Похороны священнослужителей сопровождаются особым погребальным перезвоном, который меняется на разных этапах траурного обряда. Когда процессия с телом движется к могиле идет одиночный перезвон колоколов. Когда начинается отпевание и читают отрывки из Евангелия, количество ударов колокола соответствуют номеру зачитываемого отрывка псалма. При внесении тела в церковь и опускании его в могилу звонарь устраивает трезвон: сильный звон нескольких колоколов, состоящий из 3-х тактов.
Особенности похорон священнослужителей
Помимо перечисленных правил погребения, существуют и более тонкие нюансы. Например, почивших запрещено хоронить и даже класть ордена и награды, – не важно, церковные они или мирские. Во гроб покойного иерея не кладётся потир. Кроме того, священнослужители, которые получили запрет на служение при жизни, могут быть облачены в свои богослужебные одеяния на похоронах лишь при условии, что это разрешит архиерей.
Возможно, вам будет интересно:
- Храмы на кладбищах Москвы
- Родительская суббота – все дни поминовения в православном календаре
- Что делать с иконой из гроба после похорон
Священников и епископов одевают сначала в обычные его одежды, потом и во все священнические одеяния, архиерея облачают в архиерейские одежды. Лицо усопшего закрывают воздухом — вышитым платом, которым обычно покрывают Священные Дары во время литургии, в знак того, что он был совершителем Тайн Божьих и особенно Святых Тайн Тела и Крови Христовых. Этот воздух не бывает затем в употреблении, он опускается с умершим в землю. В руки, как архиерею, так и священнику, вкладывается Евангелие в знак того, что они возвещали людям учение Евангелия. Кроме Евангелия, в руки архиерея и священника обычно влагается также и Крест — символ спасения живых и мертвых.
При погребении архиерея гроб с его телом после выноса из церкви обносят вокруг храма и на каждой стороне совершают краткую литию. Тело умершего иерея обычно обносят вокруг того храма, в котором он служил в последнее время жизни. При сопровождении усопшего из храма до могилы не поется «Святый Боже…», но ирмосы Великого канона: «Помощник и Покровитель…». В погребальной процессии перед гробом почившего архиерея или священника несут хоругви, Крест и Евангелие, и бывает особый погребальный перезвон. При шествии к могиле бывает перезвон такой же, как при выносе Креста 14 сентября, 1 августа, в Крестопоклонную неделю и при выносе плащаницы в Великую субботу. Ударяют по разу в каждый колокол и перебирают таким образом колокола до двух-трех раз; затем одновременно ударяют во все колокола вместе один раз. При чтении Евангелия на отпевании удары в колокол бывают по счету Евангелий. По внесении тела в храм, а также по прочтении разрешительной молитвы и после погружения гроба с телом в могилу бывает трезвон.
По почившему 5 декабря 2008 года Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя круглосуточно совершаются заупокойные богослужения.
Гроб с телом Святейшего Патриарха был доставлен в Храм Христа Спасителя 6 декабря. Вечером того же дня после всенощного бдения, Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил панихиду в сослужении постоянных членов Священного Синода.
7 декабря Местоблюститель Патриаршего престола в сослужении членов Священного Синода Русской Православной Церкви и других архиереев совершил в Храме Христа Спасителя заупокойную Литургию и панихиду у гроба Святейшего Патриарха Алексия. Вечером в Храме Христа Спасителя начался Парастас – великая панихида. Богослужение возглавлял митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
8 декабря в 9:00 владыка Ювеналий совершил заупокойную Божественную литургию в сослужении викариев Московской епархии.
8 декабря в 17:00 в Храме Христа Спасителя был совершен Парастас.
9 декабря в 8.00 состоялась Литургия, после которой начнется отпевание Святейшего Патриарха Алексия. В богослужении принимают участие Предстоятели и иерархи Поместных Православных Церквей и собор архиереев Русской Православной Церкви. В начале каждого часа совершается лития, на которой поют хоры Угрешской и Перервинской духовных семинарий.
Литии по почившему Патриарху совершаются всеми желающими архиереями в любое время между указанными богослужениями.
Духовенство всех благочиний города Москвы распределено для круглосуточного чтения Евангелия, которое совершается у гроба Святейшего Патриарха Алексия в периоды между богослужениями.
Подготовка тела к погребению в морге Санкт-Петербурга
Компания «Камнетес» предоставляет полный комплекс услуг по подготовке тела в морге к захоронению. Специалисты нашего ритуального агентства берут на себя все заботы по организации захоронения усопшего человека, отпевания в церкви и поминок в кафе или ресторане.
Комплексная услуга подготовки тела в морге
Предоставление услуги по подготовке тела к погребению предусматривает:
- омовение тела покойника;
- бальзамирование (если требуется);
- бритье, стрижку и укладку волос, гримирование, нанесение на лицо макияжа;
- облачение покойника в одежду;
- вложение тела усопшего в гроб.
В услугу по подготовке тела к погребению также входит организация соответствующих вероисповеданию умершего человека обрядов.
Мытье и облачение тела
В процессе подготовки тела умершего к захоронению сотрудники морга омывают покойника. После этого на умершего человека одевают приобретенную в ритуальном бюро или предоставленную родственниками одежду.
Бальзамирование тела
Если требуется, то в процессе подготовки тела в морге к захоронению проводится бальзамирование. Есть четыре вида бальзамирования:
- Простое — уколы специальных препаратов в брюшную полость и Обкалывание определенных частей тела покойного специальными препаратами.
- Комбинированное бальзамирование в процессе подготовки тела в морге — в конечности покойника препараты вводятся через сосуды, отдельно обрабатываются специальными составами полости и органы.
- Сосудистое бальзамирование. В процессе подготовки тела умершего препараты вводятся через сосуды. Это самый эффективный способ бальзамирования тела, но он проводится до того, как при вскрытии повреждаются ключевые артерии организма.
Бритье, стрижка и грим
После бритья лица покойника опытные специалисты морга подстригают и укладывают волосы на голове. В процессе предоставления услуги по подготовке тела к погребению, если требуется, восстанавливаются утраченные при травме части тел. После этого лицо усопшего человека гримируется.
ПОГРЕБЕНИЕ — (погребальный обряд), комплекс ритуалов, сопровождающих смерть человека, один из жизненного цикла обрядов.
Как всякий переходный обряд, погребение проходит три стадии: подготовка погребения, собственно погребение и послепогребальные — поминальные обряды (поминки). Подготовка погребения включает: прижизненное приготовление к смерти, заготовку места погребения, погребального инвентаря и тому подобного; сегрегацию — ограничение контактов с покойным и участниками погребения; приготовление тела умершего к погребению (омовение, бальзамирование, облачение в особую одежду и тому подобное), бдение при нём и другие обряды.
Выбор способа собственного погребения зависит от представлений данной культуры о природной стихии, в наибольшей степени связанной со смертью и миром духов, — земле, огне, воде, пустыне, лесе и тому подобное. Наиболее распространённая форма погребения — подземное погребение в могиле (похороны, трупоположение, ингумация), известно с периода Мустье. Могилой может служить также пещера (скальное погребение), древесное дупло и тому подобная полая ёмкость; в ритуале с ней часто ассоциируется печь. С неолита распространяется погребение в форме трупосожжения (кремации); остатки кремации могут захоранивать в землю, развеивать по воздуху, помещать в урну погребальную и тому подобное. Существуют также наземные (в том числе покойников могут оставлять в пустыне, лесу, тундре, а также в собственном доме, который родственники покидают) и воздушные (на помосте, дереве и тому подобном; сравнить также описание ниже воздушных погребений в зороастризме) погребения; после того как тело истлеет, кости могут перезахоранивать (вторичные погребения) в могиле (смотреть, например, Наус), воде и тому подобном. Вторичные погребения иногда совершаются и при подземном погребении. Возможны погребения в водной стихии (на плоту, в лодке и тому подобном). Для погребения могут сооружать гробницу, тело помещать в гроб, керамический сосуд, корзину, лодку, колёсную повозку, сани и тому подобное; место подземного погребения отмечать надгробием. Погребение обычно сопровождается молитвами, плачем, хвалебными или обращёнными к покойному речами (например, античные эпитафии), а также праздником с торжественной процессией, жертвоприношением (людей, животных, пищи, вещей), пиром, исполнением эпоса, танцами, театрализованными представлениями (иногда с «участием» самого покойника, представленного своим ритуальным заместителем), спортивными и военными играми (смотреть, например, Гладиаторы). Сложность и богатство погребений зависят от статуса умершего (наиболее почётный ритуал совершался при погребении вождей, правителей и тому подобных, наименее почётный — при погребении детей).
Основное содержание погребального обряда — представление о покойнике как о представителе иного мира и божестве (смотреть также Предков культ), одновременно благодетельном (в том числе обеспечивающем плодородие; смотреть в статье Плодородия культ) и опасном для живых. Цель погребения одновременно и установить контакт с умершим (покойника «кормят», приглашают «в гости» и тому подобное), и предотвратить его (покойника связывают, придавливают камнями, пронзают копьём, обезглавливают и тому подобное; погребальный инвентарь ломают, участники погребения проходят ритуальное очищение, вещи покойного уничтожаются и так далее). Также и тело покойного стремятся и уничтожить (например, путём сожжения), удалить либо изолировать в могиле, и сохранить — целиком (в виде мумии), частично (например, только голову, — смотреть в статье Черепов культ) либо воссоздать его облик (в форме портрета, маски, моделировки глиной лица на черепе, антропоморфных саркофага, урны, надгробия и тому подобное). Религиозно-магическое отношение к умершим отражается также в обряде эндоканнибализма (смотреть в статье Каннибализм), использовании частей тела умершего или его вещей как апотропеев (оберегов) и другого. От правильного исполнения погребения зависит судьба умершего в загробном мире; в противном случае он может мстить живым. Участь покойника понимается как трудное и опасное путешествие (отсюда значение для погребения средств передвижения), погребальный обряд должен обеспечить его и предотвратить «возвращение» покойника к живым.
Погребение имитируется в некоторых элементах других обрядов жизненного цикла (особенно свадьбы, родильных обрядов) и календарных обрядов (например, «похороны» Карнавала, Масленицы и тому подобное).
Отец Юрий и отец Александр (справа) во время паломничества по святым местам
Отец Юрий и отец Александр (справа) во время паломничества по святым местам
По православному обычаю священников хоронят с закрытым лицом. Но родители отца Александра очень хотели в последний раз взглянуть на сына, и их просьбу уважили. Наверное, присутствовавшие запомнят это до конца своих дней. Его лицо было полностью изувечено: разбиты виски, щеки, губы, глаз.
Из заключения судебно-медицинской экспертизы следовало, что смерть отца Александра наступила в результате переохлаждения. Следствие по делу еще не закончено. Но у родных и близких покойного есть сомнения в том, что дело будет расследовано надлежащим образом.
Как утверждают свидетели, в последний раз отца Александра видели в обществе сотрудника прокуратуры, судьи и начальника погранотряда. В тот роковой вечер 25 декабря прошлого года они оказались за одним столиком в кафе. Что случилось потом, никто из оставшихся в живых вспомнить почему-то не может. Даже то, как попали домой.
Сегодня у прихожан, людей, знавших покойного, больше вопросов, чем ответов. Похоже, то же самое можно сказать и о следствии. А чем плотнее окутывающая его тайна, тем больше возникает домыслов и порой совсем нелепых слухов. Люди как люди — судачат, говорят даже, что убили его ради золотого креста. Вот только креста такого у отца Александра не было — не успел дослужиться до столь высокого «знака отличия».
Отец Александр, в миру Александр Носадчук, вырос в Житомире. Родители не были людьми религиозными, и то, что он пришел в Церковь, было его личным выбором. Определился он довольно рано. В 14 лет пошел послушником в церковь святого Михаила, возродившуюся, кстати, лишь в 1992 году — до того там размещался кукольный театр. Земляки запомнили его добрым, отзывчивым и жизнерадостным человеком.
Знания, продемонстрированные им при поступлении в Киевскую духовную семинарию, позволили экзаменаторам зачислить абитуриента сразу на второй курс. Не обделил его Бог и другими талантами: в годы учебы он был хористом в академическом храме святого Иоанна Богослова. Говорят, у него был чудесный голос.
В 1997 году Александр поступил в Киевскую духовную академию, которую должен был закончить в этом году. В мае того же года он женился. Вскоре был рукоположен сначала в сан дьякона, а затем священника. Преподавал в Житомирской духовной школе. Последние несколько месяцев отец Александр нигде не служил, вел послушание священнослужителя в духовной школе.
По словам начальника райотдела, уголовное дело по факту было возбуждено в тот же день, когда опознали труп. Кроме того, родные погибшего будут признаны потерпевшими, потому что «другого выхода тут нет». На вопрос о том, не оказывается ли давление на следствие в связи с тем, что перед смертью видели отца Александра в обществе не последних в области должностных лиц, он ответил: «Нет. Пока что нет никакого давления. Вы понимаете, что если мы проводили обыски у этих должностных лиц, то никакого давления не оказывается». Каков их статус и есть ли вообще по делу подозреваемые, начальник райотдела ответить отказался, сославшись на тайну следствия и отметив, что версий происшедшего много.
Мы предлагаем вниманию читателей рассказ священника — отца Юрия, который был не просто другом покойного, а крестным отцом его дочери. Но главное — именно с ним отец Александр пришел в тот злополучный вечер в кафе.
Отец Юрий:
— Отец Александр был одним из самых близких моих друзей. В десять часов 25 декабря мы с ним должны были встретиться на утреннике, в котором принимала участие его дочь — моя крестница Марина. Он не пришел на этот утренник. Обычно мы с ним каждый день созванивались и всегда знали планы друг друга. До вечера ни мне, ни родителям не было известно, где он.
26 декабря около 12 часов дня я узнал о том, что за городской чертой нашли труп. Это был отец Александр.
В час дня я был в Житомирском райотделе, где мне предъявили его фотографию. И началось в милиции «промывание мозгов», которое длилось с часу дня до часу ночи. Начиная с разных дурацких реплик и заканчивая угрозой закрыть на трое суток, обещаниями испортить карьеру. Давили на психику, обращались не как с человеком, а как с последней сволочью. Манера общения у них такая, что попавшему туда не позавидуешь — ни виновному, ни, тем более, не виноватому. Я теперь на всю жизнь запомню, что такое родная милиция. Сотрудник райотдела мне прямо говорил: ты его убил, вы были «голубыми», я тебе сейчас фотографии покажу и свидетелей приведу. Утверждали, что я чего-то не договариваю, что они все знают, что сделали обыск. Обыск действительно сделали — на квартире, где я уже год не живу. Такого рода беседы продолжались в течение двух недель. Меня вызывали почти каждый день. А потом все затихло.
— Расскажите о том вечере, когда вы видели отца Александра в последний раз.
— 24 декабря, перед тем, как разъехаться по домам, мы решили зайти выпить кофе и обсудить наши планы в связи с утренником, который должен был состояться в Марининых яслях на следующий день. Собирались купить пленку, чтобы снять представление.
Мы зашли в кафе и увидели там знакомого — сотрудника прокуратуры, который пригласил нас присоединиться к своей компании. Кроме него, там был судья Королевского района Житомира и начальник местного погранотряда. Мы познакомились, пообщались. В 10 часов кафе закрывалось, и нас попросили выйти, что мы и сделали. Я попрощался со всеми, сел в такси и уехал к себе на квартиру. При мне их дальнейшие планы на этот вечер не обсуждались.
Таким образом, отец Александр остался в кругу людей, представляющих закон и обязанных его блюсти. Но никто из них впоследствии даже не смог припомнить, что было дальше в тот вечер. То, вроде бы, все попрощались и разошлись, то — еще куда-то пошли все вместе. Никто толком не помнит, где еще был в тот вечер и как попал к себе домой. В общем, трое ничего не помнят, а четвертого нашли мертвым.
В тот же вечер, примерно в половине одиннадцатого, то есть через полчаса после того как я уехал, отец Александр позвонил мне по мобильному телефону, сказал, что они еще не расстались. Они повинны в смерти отца Александра или кто-то другой, но возникает вопрос — за что?
Отец Александра Владимир пытался, так сказать, частным образом узнать правду. Ему стало известно, что компания была в другом кафе до двух часов ночи. Во всяком случае, в том заведении этих людей опознали по фотографиям, подтвердили, что они были там.
— То есть это неофициальная информация?
— Да, хотя, вроде бы, и милиция уже там была. При отце покойного допрашивали пограничника. Его попросили принести одежду, в которой он был в тот вечер. Тот предъявил пальто, хотя в кафе, я точно помню, пограничник был в бушлате.
Уже прошло полтора месяца, но каких-то новых данных у меня нет. Тайна следствия.
— К вам у милиции сегодня есть вопросы?
— Когда я собирался ехать домой, в Бердичев, спросил у следователя разрешения. Он сказал, что я не являюсь ни подозреваемым, ни обвиняемым, поэтому могу ехать.
— Известно ли вам, есть ли по делу подозреваемые и каков статус тех троих?
— Мне это неизвестно.
— Почему у родных покойного и у вас возникли сомнения в том, что следствие старается установить истину?
— Например, насколько мне известно со слов юристов, в подобном случае обязаны были провести подробнейшую экспертизу тела, установить по возможности все подробности происшедшего. Насколько я знаю, ничего подобного сделано не было. Во всяком случае, у родителей отца Александра на руках есть только заключение о том, что смерть наступила в результате переохлаждения. И все.
В морг он поступил как неопознанное лицо, хотя всегда имел при себе документы, удостоверяющие личность. Их при нем не обнаружили. Кроме того, носки были в крови. То есть, не исключено, что били его не на улице, а где-то на квартире. Несмотря на то, что он был полностью одет, на нем не было нижнего белья. Руки целы, без синяков. Одна ладонь черная, впечатление такое, будто он держался за что-то грязное, ржавое. Может, он схватился за что-то, когда его выбросили на окраине города.
— Вы хорошо знали отца Александра. Как вы думаете, он стал бы защищаться, если бы имел такую возможность?
— Думаю, да. Это не грех.
— Ну а пил он?
— Я на этот вопрос всегда отвечаю словами, кажется, Богдана Хмельницкого — не пьют или больные, или не крещенные. Ни к тем, ни к другим он не относился и мог поддержать компанию.
— Но не до беспамятства?
— Конечно, нет.
— Как восприняли происшедшее с отцом Александром прихожане?
— Они скорбят о нем, о том, что так рано оборвалась земная жизнь человека, сознательно посвятившего себя Церкви, много делавшего для людей. Отец Александр приложил много усилий для создания воскресных школ. Неоднократно с сиротами совершал паломничество в Киев.
— Почему он пришел в Церковь?
— Просто он, как и каждый человек, задумался о том, что такое смерть и что происходит после нее. Мы говорим в таких случаях — Господь привел.
— Что он любил?
— Больше всего отец Александр любил церковное пение. У него был хороший голос. При Житомирском духовном училище он организовал квартет из ребят, далеких от музыки и нотной грамоты. Но когда они поют, это вызывает восхищение. С ними не тягаться даже некоторым монастырским хорам. Отец Александр сам писал для них музыку, хотя и не имел музыкального образования, был самоучкой — Господь дал талант. Этот хор действует и поныне. Когда они поют, всегда вспоминаешь о нем.
Насколько мне известно, за годы независимости впервые убит священник, во всяком случае, в Житомирской области. Причем не просто, скажем, сбит машиной или в связи с тем, что он, например, занимался каким-то бизнесом. Ему, как я понимаю, нанесли ряд целенаправленных ударов по голове. Отпевали отца Александра в кафедральном соборе Житомира. Отслуживал службу епископ Житомирский и Овруцкий. Областное телевидение собиралось пустить это в эфир. Но все как-то откладывалось, а потом в милиции сказали, что не имеют права показывать это по местному телевидению. Непонятно, на каком основании, — никто ведь не собирался говорить о том, что его убили.
Любая смерть — это трагедия, особенно, если она так неожиданна. Но ужаснее всего, когда совершенно диким образом избитого человека вывозят на окраину города и оставляют там умирать. Все это просто не укладывается в голове. Но так попустил Господь.
Мы были друзьями четыре года. Отец Александр всегда находил во мне поддержку. И нет мне покоя, потому что в тот момент, когда я был нужен ему больше всего, меня не оказалось рядом.
* * *
Люди верующие, а не просто причисляющие себя к таковым, склонны более философски воспринимать даже такие трагедии. Поскольку уверены, что наша земная жизнь — всего лишь прелюдия к другой. Тем же, чьи нечастые молитвы начинаются словами: «Господи, если ты есть…», труднее смиренно воспринять безвременный уход молодого человека, оставившего на этом свете 22-летнюю вдову, горячо любимую трехлетнюю дочь, безутешных мать и отца. И поэтому кажется очень важным, чтобы зло было наказано, хотя бы в отдельно взятом конкретном случае.
У автора этих строк нет оснований не доверять словам милицейского чиновника. Я вполне допускаю, что давления на следствие действительно нет. Правда, зачастую в подобных случаях бывает достаточно, так сказать, «самоцензуры», поэтому ни у кого и не возникает потребности прибегать к телефонному праву. Известно ведь, что рядовые граждане и за значительно меньшие провалы в памяти подвергаются в милиции шоковой терапии. От заключения под стражу до применения испытанных «физметодов», пагубно влияющих на почки, но безотказно восстанавливающих функцию памяти. Улучшая ее концентрацию до такой степени, что люди припоминают за собой то, чего, пока не оказались в РОВД, и в мыслях не было. Остается надеяться, что житомирская милиция гуманнее своих коллег из других регионов и что ее человеколюбие не носит сугубо избирательный характер.
[ad01]