Особенности проведения отпевания в крематории

Читая текст молебна, люди надеяться, что Господь их услышит. Процедура отпевания в здании крематория считается значимой составляющей печального обряда. Чтобы пройти его с достоинством, недостаточно зажечь свечу на кладбище. Подготовку к процессу начинают с причащения усопшего.

Перед доставкой тела в крематорий родными усопшего заранее оформляются определенные бумаги для похорон. Нужно получить свидетельство о смерти. В морг следует предоставить одежду для отпевания. Необходимо согласовать дату для вывоза трупа. Когда тело выдадут, нужно доставить его в здание, где и определиться с видом кремации: общая, персональная. Это зависит от финансовых возможностей, – индивидуальная стоит дороже.


Подготовка усопшего к отпеванию

Отметим, что возможен отказ в осуществлении обряда по причине отсутствия нужных документов:

  • паспорт;
  • свидетельство о смерти;
  • подтверждение оплаты услуги.

До окончания богослужения гроб в крематории не закрывают. Погребение и обряд отпевания по законам храма нужно осуществлять на 3 день после гибели. Труп укрывают белоснежным саваном, а голову картонным венком, это знак прохождения жизненного пути с достоинством и честью. Процесс перехода в загробный мир – ритуал, который необходимо провести грамотно.

Прощаясь с умершим человеком, родственники подходят к нему и целуют икону на груди. В случае закрытого гроба касаются губами креста на крышке.

Для мольбы в крематории нужно поминать и отпевать покойного. В этом участвуют те, кто любил усопшего и хочет, чтобы он получил вечное спокойствие.

Читать молебен в крематории можно своими словами, но предпочтительнее, чтобы это делал священнослужитель, хотя молиться вместе действеннее. Запрещено отпевать неверующих, некрещенных, атеистов и людей, совершивших суицид. Священники говорят, что служба не гарантирует попадание умершего в рай и отпущение его грехов.

Нуждаетесь в совете специалиста? Получите консультацию эксперта онлайн.
Задайте свой вопрос прямо сейчас! Задать бесплатный вопрос Посмотреть все вопросы

Процедуру отпевания в здании крематория осуществляет церковный отец. Церемония представляет проводы покойного в иную жизнь. Основа – молебен, читаемый священнослужителем. Библия описывает обряд как «проследование мертвое». Процедура выполняется один раз, когда человека кремируют. Если умерший не был отпет до сожжения, можно сделать это после.

Подготовка и проведение отпевания в крематории:

  1. После сообщения о гибели, родственникам покойного следует прийти в церковь и договориться со священнослужителем об отпевании. В храмах проходят православные ритуалы.
  2. По прибытии ритуальной машины к крематорию ответственный отправляется в администрацию с документами, чтобы внести в регистрационную книжку подтверждение смерти и получить свидетельство.
  3. Далее гроб вносят в зал и размещают портрет покойного, венки, крышку и сам гроб до приглашения родственников в помещение.
  4. Включают траурную музыку и зовут родственников в помещение, а потом остальных присутствующих на процедуре отпевания.

После завершения траурной записи в крематории ответственное лицо встает у изголовья гроба и начинает обряд, произнеся одно короткое слово. Во время церемонии все участники держат в руках зажженную свечу.


Чтение молитвы священником

После подготовки тела к отпеванию священник в крематории должен прочесть молитву Псалтири, успокаивающую родных покойного и служащую поддержкой для души, которой нужно расстаться с телом. Церемония складывается из многочисленных песнопений, сообщающих об участи человека за несоблюдение правил Создателя. Несмотря на большое число грешных поступков, священник просит Бога простить умершего и почтить его Царства Небесного.

В завершении церемонии после чтения Апостола и Евангелия священнослужитель начинает читать позволительный молебен отпевания. Эта молитва освобождает покойника от тяготивших его грешных деяний, в которых он раскаялся либо не смог исповедовать их.

После умершего провожают в загробную жизнь, совершается прощание в крематории.

Как религия относится к отпеванию перед кремацией

читать еще:

  • Как часто можно заказывать панахиду
  • Последовательность заупокойной литии

Священники неоднозначно относятся к крематориям. Русская Православная Церковь заявила, что сожжение не перечит церковным традициям, но до сих пор большая часть богобоязненных выбирают классическое захоронение с отпеванием в храме.

Сожжение человека в крематории – это метод ликвидации трупа и превращения его в горсть пепла. В древности практиковали сжигание на кострах. Услуга становится все востребование. Есть религии, которые отвергают такой ритуал даже с отпеванием. Процедура сожжения длится около двух часов. Многие выбирают обряд по причине имеющихся плюсов:

  1. Церковь благосклонно смотрит на сожжение тела с целью облегчения посещения кладбища. Нерелигиозное общество предпочитают крематории по причине финансовых соображений. У родных могут быть материальные трудности, чтобы организовать классическое погребение. Подбирают обычный гроб для быстрого сожжения. Не нужно покупать место на кладбище, при желании оставить урну с прахом дома.
  2. За могильным участком нужно ухаживать, в отличие от урны, размещаемой в колумбарии.
  3. Погибшему может быть малоприятно представление тления трупа под землей. Он просит в завещании совершить отпевание перед кремацией. Родные люди осуществляют его просьбу.
  4. Исходя из религиозных суждений.

Чтобы определить отношение Православной церкви к отпеванию перед услугой в крематории, нужно понять сам процесс. Это сжигание тела покойника в печи с высокой температурой, чтобы от трупа остался пепел, который помещают в урну для погребения. Ее хоронят на кладбище, держат дома либо рассеивают прах.

Еще издавна предки выбирали предание огню скончавшихся, полагалось, что душа переселялась в новое тело, старое можно сжечь после отпевания. С кремирования сняли запрет с приходом христианской веры. Но остались религии и конфессии, у которых процедура запрещена:

  • мусульмане;
  • иудеи;
  • православные верующие.

Нации по-разному относятся к обряду. У евреев сжигание покойников запрещается. В иудейском понимании тело человека одолжили ему для проживания на нашей планете, обращаться с ним нужно бережно.

Мусульмане считают сожжение тела в крематории нарушением законов Аллаха.

Церковь отрицательно относится к сожжению, однако не запрещает его, захоронения в землю засоряют источники воды и природу. В России есть услуга отпевания в крематории. Но всевозможные вмешательства в самостоятельное разложение тела и придаче его земле считается нарушением христианских традиций. Ответственность за проступок возлагается на членов семьи, на людей, рекомендовавших услугу.

Процедура отпевания в крематории разрешается религией при необходимости данной церемонии. Участок земли на кладбище стоит недешево и не у всех есть финансовая возможность для покупки. Экономичнее выйдет сожжение тела и погребение урны. Это не препятствует переходу в загробную жизнь.

Храм идет навстречу членам семьи и не отказывает в проведении поминальной службы для усопшего. Деяние не является грешным. Священники говорят, что сжигание препятствует воскрешению. Но для христианской веры – неестественна процедура разложения. Поминать умершего на литургиях и панихидах можно при выборе любого вида захоронения. Церковь разрешает это делать, отпевание и кремация совместимы, но советует хоронить усопших их на кладбище классическим методом.

Смерть – одно из самых страшных событий в жизни каждого человека. Многие говорят о том, что можно исправить любую ошибку до тех пор, пока еще ты жив. Данное событие приносит немало горя родным и близким тех, кто покидает нас. У разных народов есть свои традиции обряда погребения. Христианство также сформировало свои традиции. Но в современном мире есть определенные реалии, которые диктуют свои условия. Так как цены на традиционное захоронения достаточно высоки, а также количество мест не так уж велико, то распространенно такое явление как кремация. Что говорит церковь о том, можно ли кремировать православного человека?

Что значит кремировать

Данной процедурой называют сожжение трупов в специальных печах. В основном его проводят перед погребением. После кремации прах помещают в специальную погребальную урну, после чего она может быть захоронена различным путем.

Первые воспоминания о кремации были зафиксированы еще в эпоху древнего палеолита. В Европе кремация была широко распространена в Древней Греции. Затем она перенеслась в Древний Рим.

В христианстве кремацию считали признаком язычества. Именно поэтому погребение в землю получило большое распространение. До 18 века кремация была запрещена в Европе под угрозой смертной казни. Со временем количество смертей росло и городским властям было сложно справляться с числом умерших. Начали появляться братские захоронения перед домами.

Такие кладбища вызывали эпидемии и смертность росла. После открытия микроорганизмов было определенно, что это является источником опасности для людей. Именно поэтому вспомнили о кремации. Только эту процедуру необходимо было проводить таки образом, чтобы не оскорбить усопшего или его родственников. Обычные костры не подходили, а потому начали строить крематории.

Погребение после отпевания

На вопрос, можно ли кремировать православного христианина после отпевания можно положительно ответить. Церковь разрешает проводить все обряды после смерти перед сожжением тела. Именно поэтому можно не задумываться о том, что православные погребальные обряды не будут проведены.

По поводу способа погребения есть как минимум два различных толкования:

  • Одни рассматривают сжигание тела как веру в мир неба, куда душа с помощью огня перемещается вместо захоронения в землю.
  • Вторые же говорят, что погребение мертвого тела в землю имеет отношение к языческим обрядам. Тем самым христиане, которые приходят на могилы, чтобы почтить память усопших, также взяты из язычества.

Какой способ захоронения выбрать зависит от желания умершего или его родственников. Но необходимо помнить, что важнее всего будет та память, которую Вы будете хранить в своем сердце о них.

Господь всегда с Вами!

Богородичное правило — это очень сильная молитва! Богородичное правило — это очень сильная молитва! Если вам тяжело на сердце, случились какие-либо неприятности, читайте Богородичное правило, и все разрешится, проверено неоднократно. Пресвятая Богородица никогда не оставит в беде тех, кто призывает ее на помощь. Главное — Ð… Тебе плохо живется? Тебе плохо живется? – Купи козу. Есть такой еврейский анекдот. Пришел к раввину «страдалец», жалуется: «Господи, помилуй. Хатка маленькая, куча детей, старуха-мама на руках, дышать нечем, жить негде…» – «А ты козу купи», – говорит раввин. – «Какую козу?» – «Настоящую! КотораÑ… ЭКЗАМЕН С АНГЕЛОМ ХРАНИТЕЛЕМ. Мне хотелось бы рассказать одну историю. Случилась она с одним, хорошо мне знакомым студентом. Учился он неплохо, но ему особо не давалась высшая математика. И вот в конце второго курса ему никак не удавалось сдать «вышку». Он заваливал экзамен за экзаменом. Когда ему был прÐ… Мир Перевернулся… ДРУЗЬЯ, НАЖМИТЕ «ПОДЕЛИТЬСЯ», ПУСТЬ ПОБОЛЬШЕ ЛЮДЕЙ узнают об этом!Одна женщина забеременела во второй раз. В принципе, один взрослый ребенок у нее уже был, карьера шла в гору, да и возраст не молодёжный… В итоге решила она прервать беременность. Записалась к врачу на прием …

Никита Филатов

  • Часть 1. Хоронить нельзя кремировать: цена вопроса
  • Часть 2. Хоронить нельзя кремировать: из истории кремации в России

Протоиерей Владислав Цыпин: «Я бы советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием земле»

– Отец Владислав, почему Русская Православная Церковь не одобряет кремацию?

– Негативное отношение Русской Православной Церкви к кремации объясняется, прежде всего, тем, что такой способ погребения расходится с церковной традицией. Здесь есть еще и некая богословская проблема, потому что подобный способ погребения не соответствует христианскому учению о Воскресении из мертвых. Не в том, конечно, дело, что Господь не в силах воскресить кремированных. Но со стороны человеческого сообщества ожидается уважительное отношение к останкам усопшего.

– Насколько категорична Русская Православная Церковь в вопросе допустимости кремации?

– Церковь не воспрещает категорически кремацию под угрозой отлучения от Причастия тех близких, которые решили не предавать земле, а кремировать останки своих родных. Дело в том, что бывают разные обстоятельства. Бывают затруднения. Например, в Японии. Это, конечно, случай не для России, но в Японии тоже есть православные люди, принадлежащие к Русской Православной Церкви. А там законодательно запрещено предавать тело земле. Там есть единственный способ, если так можно выразиться, погребения – это кремация. Только этот способ разрешен законами страны.

– Каковы, на ваш взгляд, причины роста популярности кремации сегодня в России?

– Я думаю, что есть общая причина. Она связана с тем, что оставляются и забываются традиции. Ведь в советское время как верующих, так и неверующих все-таки хоронили, как правило, традиционным способом, то есть предавали земле. Хотя, естественно, существовала кремация. Она рекламировалась. Традиции сегодня оставляются. Играет свою роль урбанизация. Сельских жителей, которые обычно наиболее привержены традициям, становится всё меньше. Если 50 лет назад городских жителей была половина, то сейчас связь с деревней значительного большинства соотечественников уже относительная, отдаленная. Уже дедушки, бабушки во втором, третьем поколении – горожане. Но, с другой стороны, казалось бы, восстановление нормальной церковной жизни должно было бы вытеснить кремацию. Тем не менее, мы наблюдаем то, что наблюдаем.

– Отец Владислав, какие могут быть контраргументы, которые позволили бы человеку не принимать поспешного решения кремировать своего родственника?

– Прежде всего, необходимо напоминать о церковном учении, о телесном воскресении из мертвых и о церковных традициях и обрядах. О том, что подобный способ погребения хотя Церковью и допускается, в том смысле, что не подвергается прещениям: не отказывают в отпевании тем, кто сам захотел, чтобы его кремировали, – но, тем не менее, Церковь не благословляет такой способ погребения. Мы можем обращаться к церковной и православной совести.

– Часто сторонники кремации в России приводят в пример цивилизованную Европу с чистыми ухоженными и аккуратными кладбищами, где нет места грустным воспоминаниям. Многие не хотят думать о плохом на кладбище…

Чем кладбище чище и опрятнее, тем, конечно, лучше. Но это не значит, что кладбище не должно быть местом напоминания о смерти, о бренности человеческой жизни, о вечности. Оно призвано как раз быть местом напоминания о самом важном. Кто-то из русских мыслителей начала XX века сказал, что кладбище – это школа философии.

Это все-таки разные вещи. Да, в самом деле, и дороги, и тротуары во многих западных городах (я бы не сказал, что во всех, например Южная Италия совсем не такая уж чистая) аккуратнее, чище и опрятнее, особенно в Северной и Центральной Европе. Так же и кладбища там чище и опрятнее. Но я не думаю, что там преобладает кремация. Я думаю, что всё еще и там чаще предают земле останки усопших. Кремация совсем не связана с чистотой и опрятностью кладбищ. Каким бы чистым и опрятным ни было кладбище, оно всё равно должно оставаться напоминанием о смертности человека и вечности.

– Как можно отнестись к позиции человека, который поддерживает кремацию исключительно в силу финансовых соображений?

– Если это человек нерелигиозный, то что ему можно сказать?! Только то, что в этом случае он еще и наплевательски относится к традициям. Все-таки безрелигиозные люди способны традиции уважать. Если он человек церковный, то всё, о чем мы уже говорили, должно быть для него авторитетно и убедительно.

Протоиерей Владислав Цыпин на 1 этаже СДС. Фото: Авдей Правдолюбов / Православие.Ru

– Отец Владислав, возможно, сейчас ваши слова слышат наши читатели, потерявшие своего близкого и родного человека, но которые не могут сделать выбор между традиционными похоронами и кремацией. Что бы вы посоветовали людям, которые оказались в такой непростой ситуации?

– Я бы им советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием тела земле традиционным способом погребения. И напомнил бы о том, что они долг имеют перед своими близкими усопшими. И этот долг все-таки более всего относится к заботе о спасении своих близких и усопших. Конечно, мы вовсе не утверждаем, что оно, спасение, недоступно тем, кого кремировали. Вовсе не так. Но мы со своей стороны должны сделать всё возможное, чтобы церковные нормы, церковные традиции были соблюдены.

– Бывают случаи, когда уже повзрослевшие и воцерковленные христиане узнают, что кого-то из родственников кремировали. И многие начинают переживать по этому поводу. Они беспокоятся о посмертной участи близких. Как можно их успокоить?

– Им не стоит беспокоиться, потому что вообще всякое обращение назад, сожаления о том, что надо было сделать что-то иначе, чем было сделано, непродуктивно. Они должны только усиленномолиться о своих близких усопших. На них не лежит вины, если против их воли так поступили с ними. А если они сами этого захотели… Ну что ж, это были греховные мысль и дело. Надо молиться Богу о прощении грехов.

В ногу со временем?

Идеологи большевизма сегодня могли бы стоя аплодировать тем данным, которые обнародовал господин Павел Кодыш, президент Союза похоронных организаций и крематориев России. Еще раз процитируем его комментарий «Русской службе новостей»: «В Москве и Санкт-Петербурге кремируют 60% умерших». Сегодня нет транспарантов, призывающих к кремации, никто в обязательном порядке с высокой трибуны не принуждает сжигать тело после смерти.

Единственная сдерживающая сила, открыто выступающая против строительства новых крематориев, – Русская Православная Церковь. Так, митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин в июле 2015 года направил главе Удмуртской Республики Александру Соловьеву обращение о недопустимости строительства крематория в Ижевске:

«С глубокой скорбью я воспринял известие о строительстве в Ижевске крематория. Это не мое личное беспокойство, а беспокойство всех православных жителей Удмуртской Республики», – отметил митрополит Викторин.

Тем, кто полагает, что Церковь должна пойти на уступки в данном вопросе, напомним слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по этому поводу:

«Конечно, речь здесь идет только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого. Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, выглядит как отказ от веры во всеобщее Воскресение. Конечно, многие, кто верит во всеобщее Воскресение, по практическим соображениям все-таки кремируют усопших. В случае кончины близкого вам человека вы сможете его отпеть, но если есть у вас возможность убедить его не настаивать на кремации, то попытайтесь сделать это!».

Приведем слова из официального документа «О христианском погребении усопших», который был утвержден Священным Синодом РПЦ 5 мая 2015 года:

«Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20: 13). “Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле”, – писал раннехристианский автор Марк Минуций Феликс».

Русская Православная Церковь и сегодня считает кремацию явлением нежелательным и не одобряет ее.

Отношение к кремации в РПЦЗ

Знаменитое кладбище Пер-Лашез в Париже

Любой человек, который ознакомится с итоговым документом Архиерейского Собора РПЦЗ, увидит, что решения Синода принципиальны и не допускают различных толкований. Документ отличает бескомпромиссность относительно кремации тел усопших.

«Сторонники кремации – атеисты и враги Церкви. Греческая и Сербская Церкви также отреагировали отрицательно на эту практику. Кремация тел умерших противоречит тому, что было установлено в христианской Церкви с самого начала», – говорится в документе.

«На основании всех рассмотренных фактов Архиерейский Собор запрещает чадам Русской Православной Церкви Заграницей сжигать тела умерших в крематориях. Священники обязаны объяснять своим прихожанам нехристианский характер таких похорон. Они не должны служить церковную панихиду по тем, чьи тела предназначены для кремации. Имена таких умерших христиан могут поминаться только на Проскомидии».

В документе детально рассмотрен вопрос о том, как могут относиться христиане к воле родственника, который захотел, чтобы после смерти его кремировали:

«Может случиться, что какой-нибудь верующий православный по своему невежеству завещает близким родственникам кремировать свое тело и затем умирает, не получив благословения и не раскаявшись в своем намерении… Если близкие обещали покойному кремировать его тело, то они могут быть освобождены Церковью от этого неблагоразумного обещания путем установленной для таких случаев молитвы. Душа покойного после смерти, видя глупость своего желания кремации тела, будет только благодарна своим близким за такое решение».

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей на сессии от 20 августа / 2 сентября 1932 года по вопросу о кремации тел усопших решил: «Принципиально сожжение тел православных христиан в крематориях не разрешается ввиду того, что этот обычай вводится безбожниками и врагами Церкви. Во всех частных затруднительных случаях предоставить решение епархиальному архиерею».

Отношение к кремации Элладской Православной Церкви

Священный Синод Элладской Православной Церкви в октябре 2014 года заявил, что Церковь не будет отпевать тех, кто завещал себя кремировать. Также Церковь почитает своим долгом уведомить клир и благочестивый народ о тех канонических последствиях, которые несет кремация тел усопших.

  • Кремация не согласуется с практикой и Преданием Церкви по богословским, каноническим и антропологическим причинам.
  • Для того чтобы не впасть в богословское и каноническое заблуждение, необходимо уважение религиозных убеждений и уточнение собственной воли умершего, а не соблюдение воли его близких.

Если установлен факт, что умерший разрешил кремацию своего тела, то последование отпеваниянад ним не совершается.

Почему сожжение – поругание?

Некоторые православные продолжают искренне сомневаться и недоумевать, что плохого в сожжении тел, ведь душа несравненно важнее плоти. К примеру, вот комментарий Анны, нашей читательницы, возмущенной тем, что кремацию ставят под сомнение:

«Кажется, что всё сводится только к мнению священников о том, что к сосуду жизни нужно относиться благоговейно. А сжечь тело – это разве поругание? Ведь и старые рваные книги сжигают, и даже иконы, совсем вышедшие из употребления. В чем тут осквернение? По-моему, это все “оцеживание комара и глотание верблюда”».

Святитель Николай (Велимирович)

На эти вопросы можно ответить словами святителя Николая Сербского:

«Вы спрашиваете меня: почему христианская Церковь возмущается сжиганием умерших? Во-первых, потому, что она считает это насилием. Сербы до сегодняшнего дня ужасаются преступлению Синан-паши, который сжег мертвое тело святого Саввы на Врачаре. Сжигают ли люди мертвых лошадей, собак, кошек или обезьян? Я не слышал об этом, но видел, как их закапывают. Зачем же тогда совершать насилие над мертвыми телами людей – повелителей всего животного мира на земле? Да разве сжигание павших животных, особенно в больших городах, может служить оправданием сжигания умерших людей?

Во-вторых, потому, что этот языческий и варварский обычай был вытеснен из Европы христианской культурой почти 2000 лет назад. Кто желает обновить этот обычай, тот хочет привнести не нечто культурное, современное, новое, а наоборот, вернуть давно отжившее старье. В Америке я видел могилы великих президентов: Вильсона, Рузвельта, Линкольна и многих других знаменитых людей. Никто из них не сожжен».

Старец Паисий Святогорец об отношении к останкам

Сложно найти высказывания святых отцов первых веков христианства о кремации в силу того, что в то время писали, что называется, «на злобу дня»: темы их трудов касались вопросов появления различного рода ересей и лжеучений, споры же о кремации усопших тогда еще не приобрели такого размаха, который мы наблюдаем сегодня. Но мы можем узнать, что думали уважаемые современные духоносные старцы, многие из которых прославлены в лике святых.

Афонскому старцу Паисию Святогорцу рассказали о том, что в Греции «из соображений гигиены и для экономии земных площадей» собираются сжигать мертвых. Его ответ был прост и понятен:

Преподобный Паисий Святогорец

«Из соображений гигиены? Да ты только послушай! И не стыдно им такое говорить? То, что всю атмосферу загадили, так это ничего, а косточки им, видите ли, помешали! А насчет «экономии земли»… Неужели нельзя в целой Греции со всеми ее лесами найти место для кладбищ? Как же так: для мусора находят столько места, а для священных останков не находят. Земли, что ли, дефицит? А сколько мощей святых может быть на кладбищах? Об этом они не подумали?

В Европе сжигают мертвых не потому, что их негде хоронить, но потому, что кремацию считают делом прогрессивным. Вместо того, чтобы вырубить какой-нибудь лесок и освободить место для мертвых, скорее освободят место от них самих, сжигая и превращая их в золу. Мертвых сжигают потому, что нигилисты хотят разложить всё – включая человека. Они хотят сделать так, чтобы не осталось ничего, что напоминало бы человеку о его родителях, о его дедах, о жизни его предков. Они хотят оторвать людей от Священного Предания, хотят заставить их позабыть о жизни вечной и привязать к жизни этой временной».

Вместо эпилога

Недавно я специально зашел на Донское кладбище. Посмотрел закрытый колумбарий. Он находится слева от храма преподобного Серафима Саровского. В здании было совсем тихо. Из живых людей никого не увидел. Поймал себя на мысли, что я вообще не привык к тому, что вот так может выглядеть могила: розовая стена, пластмассовые цветы, которые никогда не потеряют своей формы, а на высоте трех метров табличка с фамилией и именем. И таких табличек сотни. Обратил внимание на новую стенку: что-то наподобие массивного стеллажа со стеклянными дверцами. Видимо, новый, поскольку многие ячейки пока пустуют. Мне они напомнили – прошу простить меня за такое, может быть, неуместное сравнение – ячейки в супермаркете, куда можно поставить сумку. Это был мой первый поход в колумбарий. И надеюсь, что последний.

Колумбарий

Что такое кремирование и как оно проводится?

Кремирование или кремация – процесс сожжения тела покойного в крематории. При этом учитываются такие моменты как:

  1. возраст и вес человека;
  2. его состояние здоровья, наличие вредных привычек, особенности питания и то, какие лекарства он принимал;
  3. сколько времени прошло с момента смерти.

Все эти факты влияют на условия, которые нужно создать в печи, чтобы процесс сгорания прошел легче и быстрее. Обычно процедура длится около двух часов. Но может потребоваться больше времени, если человек болел, страдал алкоголизмом или наркоманией или принимал какие-либо лекарства.

Сам процесс захоронения отличается от обычного только тем, что усопшего сжигают, а не закапывают. Перед кремацией проводится прощальная церемония. Гроб для этого заказывается из натуральных материалов (никакого цинка, синтетики и пластмассы).

На похороны можно приносить цветы, но в гроб их класть нельзя. Вообще исключается все, что мешает быстрому воспламенению и сгоранию тела.

В конце кремации, родственникам отдается урна с оставшимся прахом. Обычно, ее закапывают на кладбище, выкапывая для этого могилу. Если есть возможность, урну помещают в Стену Скорби. Если покойный указал в завещании хранить ее в доме, то родственники обязаны так поступить.

Можно ли кремировать усопших православных христиан?

Ранее кремация считалась языческой традицией. Поэтому вплоть до 18 века была запрещена. Нарушителям этого закона грозила смертная казнь. Позднее смертность людей сильно возросла, мест на кладбище хватало не всем. Нередко хоронили покойников в общей братской могиле, прямо перед жилыми домами.

Такие захоронения являлись источником распространения различных болезней. Начинались эпидемии, и умирало еще большее количество людей. В связи с этим стали проводить кремацию, началось строительство крематориев.

В православной традиции не принято сжигать тело усопшего. Однако это не запрещено. Церковь в настоящее время относится к кремации терпимо. Священник может провести все необходимые обряды перед погребением такого вида.

Официального запрета на кремацию в православии нет, поскольку в Библии не указано точно, как должен быть погребен человек. В ней сказано лишь то, что перед тем, как его похоронить, необходимо прочитать молитву об усопшем.

Неоднозначно отношение к кремации усопших только потому, что ранее считали сожжение тела – признаком неуважения к покойному. Люди думали даже, что это может причинить ему боль. Эта традиция до сих пор трактуется по-разному:

  • Есть мнение, что при сожжении тела, душа очищается и отправляется прямо на Небеса.
  • Согласно другой теории, кремация, как и обычное погребение людей, относится к язычеству. Поэтому она никак не нарушает Законов Церкви.

Грех это или нет по мнению священников?

Кремация официально разрешена в христианстве. Однако многие священники против такого погребения.

  • Митрополит Кирилл из Смоленска не причисляет кремацию к традиции православия, которой присуща вера в воскресение из мертвых. При сожжении тела эта вера теряет смысл.

    Да, если его закапывают в землю, оно подвергается разложению. Но это постепенный процесс, а кремация – мгновенный. Придать тело огню – значит отказаться от спасения, которое может даровать Господь. А также это отказ от веры в него. Поэтому при возможности стоит избегать кремирования.

  • Диакон Кураев считает, что Господь Бог способен воскресить из мертвых человека в любом случае, как бы он не был погребен. Но все же традиционные похороны более человечны и гуманны, чем кремация. Для покойного похороны не имеют никакого значения, но они небезразличны его родным и близким, которых может ранить сам факт уничтожения тела любимого человека.
  • Протоиерей Владислав Цыпин считает, что кремировать усопшего – значит, проявить неуважение к нему. Но все же он уточняет, что церковь не против такого способа погребения.
  • Такого же мнения придерживаются и другие священники – Игумен Федор, Патриарх Всея Руси Кирилл, Профессор Духовной Академии протодиакон Андрей. Все они говорят о необходимости относиться к телу покойного с уважением, сохранять веру в спасительную силу Господа и смягчать скорбь близких путем проведения традиционных похорон.

Далее видео с мнением священников о кремации:

Что лучше – кремация или обычное погребение? Каждый человек должен сам ответить на этот вопрос и, если это ему принципиально важно, указать свое решение в завещании. Если смерть произошла внезапно, его должны принять родственники.

Нелегкий выбор: кремация или погребение?

Автор Юрий Носовский 17.12.2012 12:36

Можно ли кремировать умерших православным христианам — или же их тела надлежит предавать земле исключительно традиционным способом? Вскоре этот вопрос снова станет предметом обсуждения в руководящих органах РПЦ. Но независимо от принятого решения вряд ли он будет прояснен окончательно — есть множество нюаaнсов, да и жизнь вносит свои коррективы.

Могильщиков выведут из тени

Отношение Церкви к кремированию умерших христиан для многих остается загадкой. Однозначный ответ на нее, возможно, даст форум Межсоборного присутствия РПЦ — о том, что кремация станет одной из его ключевых тем, на днях сообщил РИА Новости заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов).

«Это тема актуальная. Я знаю, что многих православных верующих смущает сам факт кремирования тел. Считается, что это такая нетрадиционная для христианства форма погребения», — сказал о. Савва. Заодно он отметил, что сегодня у Русской православной церкви нет жестко сформулированного отношения к кремации, официально высказанного и полностью исчерпывающего эту тему.

Читайте также: Мытарства: сквозь тернии — в рай?

Действительно, мало какой вопрос имеет столь сложное к себе отношение со стороны Церкви, как предание тел усопших огню. С одной стороны, казалось бы, все ясно — умерших положено погребать на кладбище в освященной земле с выполнением всех положенных обрядов. А последние, в свою очередь, жестко завязаны именно на традиционной практике предания тел земле. Об этом много говорится в соответствующих чинопоследованиях.

Вот некоторые наиболее характерные цитаты из текста отпевания, из которых ясно следует, что тело должно предаваться земле: «И тако вземше мощи отходим ко гробу последующим всем людем, предыдущем же священником… И полагаются мощи во гроб. Архиерей же, или священник, вземь перст лопатою, крестовидно мечет сверху мощей глаголя: Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней… и тако покрывают, яко обычно гроб».

На всякий случай, уточним — под «мощами» в данном случае подразумеваются не мощи святых, а просто мертвое тело. Однако в разговорном русском языке это термин превратился в архаизм — сегодня его употребляют как обозначение для останков прославленного Богом подвижника, упуская эпитет, указывающий на его святость.

Еще отрывки из того же чина отпевания:

«Земля еси и в землю отыдеши» (Это уже цитата из Библии, 3 главы Бытия, стих 12), «земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем». «Приидите убо, целуйте бывшаго вмале с нами, предается бо гробу, камением покрыватся, во тму вселяется, с мертвым погребается». «Видяще предлежаща мертва образ восприимем вси конечнаго часа: сей бо отходит, яко трава посечеся, вретищем повиваем, землею покрываем».

Таким образом, богослужебная практика Православия просто не предусматривает погребения специально сожженного тела — тела погибших на пожаре хоронят обычным чином.

Однозначно отрицательное отношение к кремированию покойников и у официальных лиц РПЦ. Вот, например, слова заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерея Всеволода Чаплина: «Мы негативно относимся к кремации. Конечно, если родственники просят об отпевании покойного перед кремированием, служители Церкви им не отказывают. Но люди, исповедующие православие, должны уважать умерших и не допускать разрушения тела, созданного Богом».

А вот хрестоматийное мнение и самого Патриарха Кирилла в его бытность председателем Отдела внешних церковных сношений в сане митрополита Калининградского и Смоленского. В ответ на вопрос жены смертельно больного он сказал следующее:

«…Кремация находится вне православной традиции. Мы верим, что в конце истории произойдет воскресение мертвых по образу Воскресения Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом. Если мы допускаем кремацию, то тем самым как бы символически отказываемся от этой веры. Конечно, речь здесь идет только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого. Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, выглядит как отказ от веры во всеобщее Воскресение. Конечно, многие, кто верит во всеобщее Воскресение, по практическим соображениям все-таки кремируют усопших. В случае кончины вашего мужа вы сможете его отпеть, но если есть у вас возможность убедить его не настаивать на кремации, то попытайтесь сделать это!».

Читайте также: Возможно ли телевидение без соблазнов?

В богословской литературе можно встретить еще и такой довод — сожжение тела усопшего является тяжким грехом — поруганием храма Божия: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор. 3:16-17).

Нередко вспоминается, что в России победоносное шествие крематориев началось вскоре после победы большевиков. Их позиция, кстати, была довольно двусмысленной: забальзамированные тела Ленина и Сталина — чем не попытка искусственно создать «нетленные мощи»?

Однако посмертное поклонение было привилегией умерших вождей Компартии — остальным же предписывалось превращение в пепел. Последнее даже пользовалось своеобразной господдержкой: заслуженных деятелей партии и государстве хоронили в нише в Кремлевской стене, куда могла поместиться только небольшая урна с прахом покойного.

С другой стороны, один из вождей ВКП(б) Лев Троцкий откровенно провозглашал крематории «кафедрой безбожия», а кремацию — антирелигиозным актом. Видимо потому, что, как это не прискорбно, понимал суть враждебной ему религии куда лучше, чем многие нынешние «индифферентные» верующие.

Действительно, отношение к телам умерших в христианстве (да и в иудаизме, и в исламе тоже) очень трепетное. В индуизме и буддизме тело считается «темницей для души». А душу надо побыстрее освободить для последующего перевоплощения или для нирваны и прочих чисто духовных состояний блаженства. Зато Библия говорит о грядущем Воскресении мертвых, каждого — в своем теле, пусть и наделенном Богом нетлением и вечностью.

Интересно заметить, что в весьма рациональном Израиле при его невероятной густонаселенности до сих пор нет ни одного крематория. Они не нужны ни иудеям, ни арабам — оба народа, несмотря на заклятую вражду во многом другом, в отношении к погребению усопших сходятся на 100 процентов.

Таким образом, сознательное желание уничтожить свое тело после смерти сразу наталкивает на мысль — а действительно ли такой человек верит в Бога Священного Писания? Конечно, ситуации бывают разные. Дороговизна традиционного погребения на кладбищах, особенно в крупных городах, «кладбищенская мафия», делающая его неподъемным для небогатых граждан — это, увы, тоже печальная реальность.

Читайте также: Крематорий оштрафован за вред природе

Еще одним важным моментом является желание семей похоронить всех родственников рядом для лучшей организации поминальных дней, да и просто для почитания дорогих людей. Но если рыть новую могилу рядом со старой на одном участке кладбищенские предписания зачастую не разрешают, то «подхоронить» урну с прахом новопреставленного к старым могилам вполне возможно.

В таких случаях даже самые ригористичные священнослужители обычно не слишком критикуют кремацию усопших. Правда, как справедливо заметил один батюшка, нелогичным выглядят ссылки на «бедность», якобы помешавшую организовать традиционного погребение покойника — и последующая установка ему же сверхдорогого памятника. Себя и священника обмануть ведь несложно — а с Богом такое не пройдет…

Выходит, что отношение Православия к кремации вроде как ясно, но это отношение официально нигде не регламентировано. Ну нет ни одного Канона, который бы прямо запрещал сожжение тел покойников перед погребением!

Каноны ведь, как и другие заповеди, являются, среди прочего, констатацией того или иного греха в среде верующих, и вызваны необходимостью регламентировать их поведение. А ни первым христианам, ни их потомках в Византии и «варварских королевствах» Европы в голову не приходило сжигать тела своих усопших сродников.

Ну, а когда кремация появилась в Европе, тогда Церковь была уже слишком разобщена, чтобы сформулировать общие и обязательные для всех новые каноны.

Поэтому большинство самых пламенных речей священнослужителей с критикой «новомодных веяний» обычно заканчиваются выхолащивающими суть всего сказанного концовками — «как бы умерший православный не был похоронен, его все равно можно отпевать, поминать, и его загробная участь зависит не от способа погребения, а только лишь от Суда Божьего». Что, кстати, тоже совершенно правильно.

И при всем уважении к решению работников Патриархии «жестко сформулировать отношение Церкви к кремации», маловероятно, что из этого выйдет что-то дельное. Хотя бы потому, что Межсоборное присутствие — это не слишком авторитетный орган, осуществляющий лишь совещательные функции — что-то вроде Общественной палаты, которую политики порой цитируют, но законы принимают все-таки в Госдуме.

И пока соответствующее решение не примет Архиерейский или Поместный Собор, все прочее в лучшем случае будут принимать к сведению. И выполнять лишь тогда, когда оно совпадет с личными убеждением верующего или священника.

Читайте также: На Урале устроили «распродажу» захоронений

Но может, оно и к лучшему. В конце концов, приведенные в этой статье мнения авторитетных иерархов известны уже давно. И тех, кто их не хочет выполнять, вряд ли напугают какие-то прещения. Опять же, среди последних вряд ли будет отлучение или запрет на поминовение — таких жестких мер ныне не предпринимают даже в отношении больших грешников.

Ну, а сложности с обеспечением «правильного» погребения усопшему христианину должны провоцировать не столько официальные запреты Церкви, но и принятие мер, которые облегчают этот процесс. А это уже задача не церковных институтов, а и власти, и всего общества.

Читайте самое актуальное в рубрике «Религия»

Добрый день. Люди умирают не только сегодня, но и всю историю существования человечества. Соответственно, погосты и некрополи существовали всегда. Православная традиция трепетно и бережно относится к телу покойного человека, поскольку тело создано по образу Божьему и будет участвовать в воскресении. Конечно, любому православному верующему христианину желательно предавать своих ближних земле и, по возможности, оставить подобный завет и о самом себе.

С другой стороны, строгого и однозначного решения о недопустимости кремации в православии нет. Это означает, что кремированный человек не лишается возможности спасения, его точно так же можно отпевать, поминать в храме, заказывая заупокойные богослужения. Родственники, принявшие решение о кремации покойного, так же не несут никаких «наказаний» (если можно так выразиться) от Церкви. Поэтому кремация допустима, но, все же, нежелательна. Конечно, современный мир накладывает серьезный отпечаток на традиции, и не считаться с этим мы не можем. К примеру, в Японии на законодательном уровне закреплена необходимость кремирования тел умерших. Означает ли это то, что все японские православные христиане лишаются спасения или несут еще какие-либо духовные потери из-за кремирования? Очевидно, что нет. Но в нашей традиции, когда мы имеем возможность сохранить в целости свои тела и предать их земле — лучше поступать именно так.

Многие считают, что тело должно быть предано земле, при этом опираясь на стих: «…Доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Бытие 3:19).

В Библии нет чёткого предписания хоронить умерших тем или иным способом и нет запрета на использование кремации. Действительно, Библия говорит, что после смерти тело человека превращается в прах, но ободряющей надеждой христианина является воскресение всех умерших в Господе. Библия говорит, что это событие произойдёт при Втором пришествии
Иисуса Христа. Какой бы степени тления не было подвержено тело умершего, при воскресении каждый получит новое нетленное тело, которое уже никогда не будет умирать: «Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Коринфянам 15:52, 53).

Каким образом тело превратится после смерти в прах, в принципе, не имеет большого значения. При любом способе погребения человек после смерти превращается в прах: при погребении в землю этот процесс происходит медленно, при кремации — быстро. Но конечный результат одинаков. Напоминая нам об этом, Слово Божье говорит не о способе погребения, а о бренности человеческой жизни. Господь хочет, чтобы, размышляя о смерти, мы обрели веру в Спасителя и, вмеcте с ней, вечную жизнь.

Говоря о кремации, нужно также вспомнить христианских мучеников, которые были сожжены на кострах инквизиции. Тела этих людей будут восстановлены Господом для жизни в Царствии Божьем. Священное Писание конкретно говорит, что даже тела тех людей, которые были утоплены в море и съедены рыбами, будут восстановлены: «Тогда отдало море мёртвых, бывших в нём» (Откровение 20:13). Тот, Кто сотворил человека, может воскресить любое тело и из любого состояния восстановить его к жизни.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *