Глава 10

Православие в Литве

Литовские князья, как уже говорилось, отличались веротерпимостью и часто исповедовали двоеверие.

Любопытный казус произошел в 1324 году. За несколько месяцев до этого, чтобы заключить договор с рижским архиепископом, Великий князь Литовский Гедемин написал папе римскому, что желает вступить в лоно католической церкви. Договор был заключен. И вот в ноябре 1324 г. прибыли папские послы. И тут Гедемин разыграл из себя простачка, мол, французские монахи Бертольд и Генрих, служившие ему переводчиками, неправильно поняли князя. «Я этого не приказывал писать, – сказал Гедемин. – Если же брат Бертольд написал, то пусть ответственность падет на его голову. Если когда-либо имел я намерение креститься, то пусть меня сам дьявол крестит! Я действительно говорил, как написано в грамоте, что буду почитать папу как отца, но я сказал это потому, что папа старше меня; всех стариков, и папу, и рижского архиепископа, и других, я почитаю как отцов; сверстников своих я люблю как братьев, тех же, кто моложе меня, я готов любить как сыновей. Я говорил действительно, что дозволю христианам молиться по обычаю их веры, Русинам по их обычаю и Полякам по своему; сами же мы будем молиться Богу по нашему обычаю. Все мы ведь почитаем Бога». В подтверждение своих слов Гедемин велел казнить обоих монахов.

Литовский же народ долго был привержен своим языческим богам. Литва стала последним европейским государством, принявшим христианство. Так, жмудины (племена, жившие на территории Ковенской губернии) официально приняли христианство (католичество) в 1415 г.

Присоединение русских земель литовскими князьями имело и обратный эффект – русское проникновение в этническую Литву. Так, в Вильно с XIII века существовал так называемый «русский конец» (нынешний район улицы Аушрос Варту), возводились одна за другой русские церкви. К середине XIV века имелись богатые русские торговые ряды на Великой улице (между нынешней Субачяус и Свято-Троицким монастырем). В 1366 г. по неизвестной причине они были разграблены и сожжены, но к 1375 г. специальным разрешением Ольгерда восстановлены. Естественно, в Литву проникало и православие.

Нет данных, свидетельствующих о том, что литовские воины (то есть этнические литовцы) в захваченных русских княжествах пытались хоть кого-нибудь обратить в язычество. Литовцы спокойно смотрели на русских воинов в дружине Ольгерда и даже на православных священников, приезжавших с княжнами Рюриковнами – женами литовских князей.

Но новообращенным в православие литовцам зачатую приходилось худо. Так, в 1347 г. было казнено три дружинника Ольгерда – Антоний, Иоанн и Евстафий. Правда, с католиками обращались еще хуже. Вот, например, в 60-х гг. XIV века один из литовских бояр Гаштольдов женился в Кракове на некой Анне Бучацкой, обратился в католичество и при переезде в Вильно с супругой-полькой завез и монахов-францисканцев. Они поселились в центре города, в здании, где позже разместился дворец вильнюсских католических епископов, на нынешней Кафедральной площади. Католики явно неудачно выбрали место жительства (а может, и нарочно!) рядом с языческим капищем Пяркунаса. В 1368 г. толпа литовцев растерзала всех 14 монахов. Их трупы прибили к крестам и пустили вниз по реке на плотах со словами: «Пришли с Запада и ступайте на Запад».

Еще при Гедемине была построена первая православная церковь в Вильно. Она была деревянной. Первым же каменным православным храмом в Вильно стала Пятницкая церковь, построенная в 1345 г. А на месте казни трех православных мучеников в 1349–1353 гг. по приказу Юлиании Тверской, второй жены Ольгерда, был основан Свято-Троицкий монастырь. Монастырь этот в 1609 г. был захвачен униатами и лишь в 1839 г. волей императора Николая I возвращен православной церкви. Сами же мощи убитых Иоанна, Антония и Евстафия были позже захоронены в Свято-духовном монастыре в Вильно. Замечу, что первый католический храм в Литве – костел Святого Станислава в Вильно – был построен лишь в 1387 г. по приказу Ягайло.

В какой пропорции находились православные и католики в этнической Литве в 1400–1450 гг., сказать трудно. Но то, что православных было много, следует из самого литовского языка.

Вот что пишет профессор Дмитрий Петрович Огицкий: «Слово knyga (книга), конечно, не религиозный термин, но и оно пришло в Литву, несомненно, вместе с христианством, едва ли нужно уточнять с каким.

Вербное воскресенье у литовцев по сей день называется Verbu sekmadienis, или просто Vеrba, хотя литовское название самого дерева ничего общего с этим словом не имеет. Источник и фон заимствования очевидны.

К группе современных литовских слов, имеющих православно-русское происхождение, лингвисты относят слова: Velika (Пасха), Kalаdos (Рождество Христово; белорусск.: каляда, коляды), Krikаtas (Крещение), krikаtynos (крестины), kumas (кум). По-видимому, сюда же надо отнести rojas (рай).

Любопытно, что некоторые из таких слов сохраняют сейчас в литовском языке свое древнее русское значение, которое они со временем утратили или несколько видоизменили у себя на родине.

К таким словам прежде всего относится слово bajnyjcia (церковь). Сейчас никто из русских не назовет христианского храма «божницей». Между тем в глубокую старину так именно называли наши предки свои святыни. «Володимир поиде к божници к святому Спасу на вечернюю» (Ипатьевская летопись). «Приближися к дверем божничным» (Житие блаженного Андрея, Христа ради юродивого). «Исписаша божницю Антонову» (Новгородская Первая летопись). «А крест достоить целовати всем, кто лазить в божницю». «Принесуть в божницю (кутью)». «Лзе ли им в божнице быти?» «В божнице ставати» (Вопрошание Кириково).

То же самое касается литовских слов gavenia (пост), gaveti (поститься). Сейчас у нас словом «говение» обозначается подготовка к Причащению. В древней Руси значение этого слова было более узким и полностью совпадающим с его значением в современном литовском языке: «Пришедше в Петрово говенье» (Псковская летопись); «В лето 6910 во великое говение месяца марта» (Супрасльская летопись). Такое же первоначальное значение этого слова в русском языке подтверждается производными от него «заговляться», «разговляться», имеющими прямое отношение только к посту.

Наличие еще и сейчас в литовском языке таких слов, после свыше трехсот лет интенсивных влияний на Литву польского Запада, говорит о том, что православные влияния в языческой Литве отнюдь не были чем-то поверхностным, эпизодическим, неглубоким.

Если мы обратимся к памятникам литовского языка XVI, XVII, XVIII вв. (к сожалению, более ранних нет), то найдем там значительно больше подтверждений вышесказанному. В литовской речи сохранялись тогда еще такие слова, как Trajce (Троица), pravadai (проводы, радоница), viera (вера), zokonas (закон), griechas (грех), grieshnykas (грешник), neshcestyvas (нечестивый), kodyti (кадить), minychas (монах), prysega, prysiega (присяга), prisiegoti (присягать). Bajytis (божиться), swodba (свадьба), biesas (бес), gromata (грамота), dijakas (писец), nedila (неделя и в смысле «воскресенье», и в смысле «едмица»). Семидневная неделя пришла в быт литовцев вместе с христианством. Вплоть до XVIII века дни недели у литовцев носили такие названия: paldienikas, utarnikas, sereda, cietviergas, petnicia, subota».

Историк русской церкви В.А. Беднов писал, что «князья Гедемин и Ольгерд были женаты на русских княжнах (у первого – Ольга и Ева, у второго – Мария Витебская и Иулиания Тверская). Из семи сыновей Гедемина (1316–1341) четыре (Наримонт, Любарт, Кориат и Евнут) были крещены в православие; православными были и все двенадцать сыновей Ольгерда (1345–1377)».

Другой вопрос, что ряд литовских князей после Кревской унии с Польшей 1385 г. приняли католичество. Но тут следует сказать, что веру литовские князья меняли исключительно чтобы добиться тех или иных политических выгод. Что же касается удельных князей Гедеминовичей, сидевших по русским городам, то они практически все были православными. В XIV–XV веках в русской Литве появляются лишь отдельные католики.

Несколько иная ситуация сложилась в Червонной Руси на Волыни, захваченной поляками. В 1340 г. польский король Казимир Великий, воспользовавшись смертью правившего с 1336 г. Червонной Русью князя Болеслава Мазовецкого (родственника последнего галицкого Рюриковича Юрия II), занял своими войсками эту русскую область и приобщил ее к короне польской. Казимир пожаловал Червонной Руси полное самоуправление, удержал в ней все прежние законы и учреждения, весь выработанный здесь веками общественный строй и полную свободу исповедания по обряду восточной церкви.

В Густинской летописи под 6848 годом (1340 г.) говорится, что жители Львова сдались Казимиру Великому, «варуючи себе, абы в старожитной вере никто им николи ничого не чинил, еже Казимер обеща им… А потом сей Казимер крол, собрав сейм, на нем же рускую землю на поветы и воеводства раздели, и шляхту рускую единою волностю з полскими волностями совокупи и увтерди».

Важно отметить, что и тогда, вплоть до Сигизмунда III, инициатива гонений на православных всегда исходила из Рима и его агентов в Польше и Великом княжестве Литовском, а польские короли и великие князья литовские вынуждены были лишь подчиняться. Властители прекрасно понимали, что, разжигая меконфессиональную рознь и оскорбляя значительную часть своих подданных, они подрывают свое могущество.

Папа Бенедикт XII, узнав от самого Казимира Великого о подчинении Руси и о том, что король клятвенно обещал русскому населению во всем защищать его и хранить при его обрядах, правах и обычаях, 29 июня 1341 г. пишет краковскому епископу, чтобы тот освободил Казимира от данной им клятвы и тем самым дал ему возможность действовать свободно по отношению к православному населению Галицкой Руси.

Как видно из буллы папы Климента VI (от 14 марта 1351 г.), Казимир Великий, сообщая ему о подчинении русских областей, предлагал открыть здесь латинскую митрополию с семью епископскими кафедрами. Кафедры эти действительно основываются в Перемышле, Галиче, Холме и Владимире, но, за отсутствием в русских областях католиков, назначаемые на них епископы являлись только поминальными, епископами без паствы – и проживали в звании суффраганов при других, иногда в Германии и даже в Англии, кафедрах.

По свидетельству одного францисканца, в 1372 г. в Галицкой Руси не было ни кафедральных, ни приходских церквей, не было даже священников (католических), и среди массы неверных и схизматиков можно было найти лишь немного католиков. Но в 70-х гг. XIV века благодаря деятельности Владислава Ольгердовича, правившего Галицкой Русью с 1372 по 1379 г., католичество получает здесь прочную организацию. Деятельность его в этом отношении была настолько энергичной и полезной для католичества, что папа Григорий XI отзывался о нем с большой похвалой и в своей булле от 3 марта 1375 г. называет его «dux zelo christianae religionis inductus», то есть «прекрасным праведным католиком».

В 1370 г. Казимир Великий потребовал от константинопольского патриарха Филофея, чтобы тот дал для Галича особого митрополита на том основании, что Галич якобы «был престолом митрополии от века веков». Кандидатом в галицкие митрополиты польский король выставил какого-то южнорусского епископа Антония. В случае неисполнения патриархом его требований король грозил «крестить русских в латинскую веру». Филофей исполнил требование Казимира и, назначив Антония Галицкого митрополитом, временно подчинил его ведению и епархии Холмскую, Туровскую, Перемышльскую и Владимирскую.

Но вернемся к Литовской Руси, тут, повторяю, католиков было крайне мало.

В Городельском акте 1400 года, подтверждающем соединение польских и литовских земель, содержится дискриминация православных бояр и панов по сравнению с католиками. Однако русские историки несколько преувеличивают это. Так, православным панам не будут предоставляться гербы. Далее говорится, что в должности воевод и наместников «не будут выбираемы те, которые не исповедывают католической веры и не подчиняются святой римской церкви». Тут уже ограничение очень серьезное, если бы речь не шла только о двух городах Великого княжества Литовского – Вильно и Троки. Спору нет, города столичные и должности там престижные. Но в целом на Литовской Руси Городельский акт никак не отразился. Тем более что властями сей акт неоднократно нарушался. Причем, подчеркиваю, речь шла о Русской Литве.

А в Польше имели место отдельные эксцессы. Так, в 1412 г. король Владислав II (Ягайло) отнял в Перемышле прекрасную кафедральную церковь Святого Иоанна Крестителя, издавна принадлежавшую православным (построена еще Володарем Ростиславичем), и передал ее латинскому епископу: при этом были выброшены имевшиеся при ней гробы православных.

А вот в Великом княжестве Литовском тот же Ягайло 15 октября 1432 г. дал Гродненскому съезду литовских панов особый привилей, которым предоставлялось русским князьям, боярам и шляхте утешаться и пользоваться теми же самыми милостями, свободами, привилегиями и выгодами, которыми владеют и пользуются и литовские князья, бояре и шляхта, причем литовцы могут приобщать к полученным от поляков гербам и русских. Иначе говоря, по этому привилею православная шляхта Великого княжества Литовского получала теперь то же, что предоставлено было литовской шляхте католического исповедания предыдущими привилеями Ягайло.

А через две недели, 30 октября, тот же Ягайло распространяет права и вольности польской шляхты на духовенство, князей, панов и шляхту Луцкой земли (на Волыни) без различия вероисповедания как на католиков, так и православных.

Я боюсь наскучить читателю перечислением всевозможных привилеев, выдаваемых шляхте и духовенству польскими королями и великими князьями литовскими, но именно в борьбе за привилегии и состоял тогда конфликт между конфессиями. Князья, папы и ксендзы стремились получить как можно больше привилегий от государства, а православные князья, паны и попы старались получить не меньше, чем католики.

2 мая 1447 г., вскоре после принятия польской короны, Казимир дал (в Вильно) привилей «литовскому, русскому и жмудскому духовенству, дворянству, рыцарям, шляхте, боярам и местичам». Этот привилей замечателен тем, что им предоставлялись «прелатом, княжатом, рытерем, шляхтичам, боярам, местичом» Литовско-русского государства все те права, вольности и «твердости», какие имеют «прелати, княжата, рытери, шляхтичи, бояре, местичи коруны Полское», то есть население литовско-русских земель уравнивалось в правах и положении своем с населением коронных земель.

В начале 1499 г. киевский митрополит Иосиф предоставил Великому князю Литовскому Александру «свиток прав великого князя Ярослава Володимеровича», то есть церковный устав Ярослава Мудрого. В этом уставе говорилось о невмешательстве светских лиц и властей в суды духовные и в церковные дела и доходы, так как «вси тые дела духовные в моц митрополита Киевского» и подведомственных ему епископов.

20 марта 1499 г. великий князь особым привилеем подтвердил этот свиток. По этому привилею «мает митрополит Иосиф и по нем будущие митрополиты» и все епископы Киевской митрополии «судити и рядити, и все дела духовные справовати, хрестиянство греческого закону, подле тех прав, выпису того свитка Ярославля, на вечные часы». Все князья и паны «римского закона как духовные, так и светские», воеводы, старосты, наместники «как римского, так и греческого закона», все должностные лица городских управлений (в том числе и там, где есть или будет Магдебургское право) не должны чинить «кривды» церкви божией, митрополиту и епископам, а равно и вмешиваться «в доходы церковные и во все справы и суда их духовные», ибо заведование всеми ими, как и распоряжение людьми церковными, принадлежит митрополиту и епископам.

В городах, где введено было Магдебургское право (в Великом княжестве Литовском), православные мещане не отличались юридически от своих собратьев – католиков: жалованные грамоты короля городам на получение этого права требовали, чтобы половина радцев, избираемых мещанами, исповедовала латинство, другая – православие; один бургомистр – католик, другой – православный. Грамоты Полоцку (1510 г.), Минску, Новогрудку (1511 г.), Бресту (1511 г.) и другие подтверждают это.

Великие князья литовские и польские короли периодически раздавали новые имения православным иерархам. Так, Александр (теперь уже польский король) в 1504 г. дал епископу смоленскому Иосифу Солтану три имения в Бельзском уезде.

Как писал В.А. Беднов: «При возникавших часто недоразумениях, вследствие злоупотреблений правом патроната между епархиальными владыками и богатыми помещиками – патронами, Александр принимал сторону епископов. Так, Пинские князья Иван и Федор Ивановичи Ярославичи начали „новины вводити“ самостоятельно, без согласия и благословения своего епископа Туровско-Пинского владыки Вассиана, не только строили по городам и волостям церкви, но и назначали священников и распоряжались ими. Епископ жаловался на них князю, и последний запретил Ярославичам делать указанные своеволия, а всем обывателям Туровской епархии предписал, чтобы впредь никто не осмеливался, под опасением штрафа в три тысячи литовских коп, без воли и благословения владыки „церквей и монастырей закладати и будовати“, и вмешиваться вообще в церковные дела».

Однако тот же Беднов постоянно критикует польских королей и великих князей литовских за притеснения православной церкви.

Православие в Литве

В чем же состояли эти притеснения? Ну, во-первых, в покровительстве католическому духовенству, в строительстве католических храмов, в создании монастырей и т. д. А во-вторых, в стремлении иметь в своих землях независимого от Москвы митрополита.

На самом же деле православные владыки в Литовской Руси с XIV века и до середины XVII века имели куда больше прав и привилегий, чем их коллеги в Московской Руси. А вот что касается симонии, то тут трудно сказать, кто держал пальму первенства – московские или литовские иерархи. Вот один характерный пример. В 1398 г. православный луцкий епископ Иоанн пообещал Владиславу II (Ягайло) 200 гривен и 30 коней, если король поможет ему получить галицкую митрополию.

Православные иерархи в Польше и Литве фактически стали полунезависимыми феодальными властителями (удельными князьями). Они владели десятками замков, имели свои частные армии, в том числе с артиллерией. При этом в отличие от светских магнатов они имели судебный иммунитет, то есть могли быть осуждены лишь судом православного митрополита.

ORTHODOXY.LT

Quick overview

Siteaero.com provides with the skinny on orthodoxy.lt. Our servers hunt down information about orthodoxy.lt just for you. Including orthodoxy.lt IP 88.119.151.170, Hosting Information Lithuania and Random Statistics, like revenue estimations $7.989 / day, estimated worth $10633.38 and plenty of other goodies.

Литва православная

You may want to know that certain key words pop up, yep orthodoxy.lt is all about: июля, виленско, епархия, епархии, литовская yep; июля is written 18 times (density of 3.7), виленско is written 12 times (density of 2.47), епархия is written 8 times (density of 1.65), епархии is written 8 times (density of 1.65), литовская is written 7 times (density of 1.44).

The website is frequented by 2663 visits per day, and this website is W3c Not Valid. Just for the record, orthodoxy.lt is not affiliated to us in any way. Orthodoxy.lt holds the 375520th position (delta: -79638) in the global traffic ranking. The countries in which Orthodoxy.lt is most popular are Lithuania. The average loadtime for Orthodoxy.lt is 0.925233 seconds.

General Information

Виленско-Литовская епархия

Description: Православная Церковь в Литве

Keywords: виленско, литовская, епархия, православная, церковь, литве, orthodoxy, orthodoxy, епархия, новости

Categories: World/Russian

Extended Data

Domain name: Orthodoxy.lt Alexa Rank: #375,520.00 -> visit alexa
World Rank: 375520th Rank delta: -79638
Website History: show website in the past Estimate Value: $10633.38
Site Creation: 2013-01-29 Estimate Income Per Day: $7.989
Website IP: 88.119.151.170 Estimate Visits Per Day: 2663
Hosting Country: Lithuania W3c Valid: Not Valid

Keyword density

Number Keyword Count Density
1 июля 18 3.7%
2 виленско 12 2.47%
3 епархия 8 1.65%
4 епархии 8 1.65%
5 литовская 7 1.44%
6 ужусаляй 6 1.23%
7 иннокентий 6 1.23%
8 виленский 6 1.23%
9 памяти 5 1.03%
10 петра 5 1.03%
11 литовский 5 1.03%
12 митрополит 5 1.03%
13 святых 5 1.03%
14 литовской 5 1.03%
15 богослужение 5 1.03%
16 orthodoxy 5 1.03%
17 православная 5 1.03%
18 церковь 5 1.03%
19 событий 4 0.82%
20 посетил 4 0.82%
21 любви 4 0.82%

Page speed

Header Size 1078 KB
Request size 82 KB
Total time 0.925233 seconds
Lookup time 0.060505 seconds
Connect time 0.194997 seconds
Pretransfer time 0.195056 seconds
Size download 134416 KB
Speed download 145278 seconds
Download content length -1 KB

Site geolocation

Country Name Lithuania
Country Code LT
Country Code3 LTU
Region 65
City Vilnius
Postal Code 01001
Latitude 54.683300018311
Longitude 25.316699981689
Dma Code 0
Area Code 0

DNS information

HOST CLASS TYPE TTL DATA
orthodoxy.lt IN A 900 ip: 88.119.151.170
orthodoxy.lt IN NS 900 target: u1.domreg.lt
orthodoxy.lt IN NS 900 target: u3.domreg.lt
orthodoxy.lt IN NS 900 target: u4.domreg.lt
orthodoxy.lt IN NS 900 target: u2.domreg.lt
orthodoxy.lt IN SOA 60 mname: u1.domreg.lt
rname: hostmaster.domreg.lt
serial: 1501841480
refresh: 1800
retry: 900
expire: 1209600
minimum-ttl: 60
orthodoxy.lt IN MX 3600 pri: 0
target: orthodoxy-lt.mail.protection.outlook.com
orthodoxy.lt IN TXT 900 txt: MS=ms42631134
entries: MS=ms42631134
orthodoxy.lt IN TXT 900 txt: v=spf1 include:spf.protection.outlook.com -all
entries: v=spf1 include:spf.protection.outlook.com -all
orthodoxy.lt IN TXT 900 txt: google-site-verification=QY_l2hh-EyGvwM0ApGj3cVwIAOhBc6rmyENcHAy7UeY
entries: google-site-verification=QY_l2hh-EyGvwM0ApGj3cVwIAOhBc6rmyENcHAy7UeY

Networks ranges

From — to Netname Country Admin Tech Status
0.0.0.0 — 255.255.255.255 IANA-BLK EU # Country field is actually a DUMY-RIPE DUMY-RIPE ALLOCATED UNSPEC
88.118.0.0 — 88.119.255.255 LT-LIETUVOS-20051024 LT DUMY-RIPE DUMY-RIPE ALLOCATED PA
88.119.150.0 — 88.119.151.255 LIETUVOS-TELEKOMAS LT DUMY-RIPE DUMY-RIPE ASSIGNED PA
77.0.0.0 — 95.255.255.255 EU-ZZ-80-93 EU DUMY-RIPE DUMY-RIPE ALLOCATED UNSPEC

Domain Spelling

frthodoxy , xrthodoxy , Oithodoxy , Ojthodoxy , Olthodoxy , Oqthodoxy , Orahodoxy , Orohodoxy , Orthodoxy , Ortqodoxy , Ortuodoxy , Ortvodoxy , Orthadoxy , Orthmdoxy , Orthpdoxy , Orthwdoxy , Orthoaoxy , Orthoioxy , Orthojoxy , Orthoroxy , Orthosoxy , Orthoxoxy , Orthodfxy , Orthodsxy , Orthodtxy , Orthodvxy , Orthodoby , Orthodody , Orthodoiy , Orthodoky , Orthodouy , Orthodovy , Orthodoxd , Orthodoxe , Orthodoxi , Orthodoxj , Orthodoxl , Orthodoxm , Orthodoxt , Orthoodxy , jOrthodoxy , lOrthodoxy , Oarthodoxy , Ohrthodoxy , Oprthodoxy , Osrthodoxy , Ourthodoxy , Ovrthodoxy , Orbthodoxy , Orhthodoxy , Orjthodoxy , Ormthodoxy , Orythodoxy , Ortnhodoxy , Ortvhodoxy , Orthbodoxy , Orthkodoxy , Orthlodoxy , Orthnodoxy , Orthoadoxy , Orthogdoxy , Orthoidoxy , Orthodboxy , Orthodsoxy , Orthodtoxy , Orthodokxy , Orthodosxy , Orthodotxy , Orthodoxgy , Orthodoxiy , Orthodoxjy , Orthodoxqy , Orthodoxzy , Orthodoxya , Orthodoxyr

Mistake written

םראיםגםסט, щкерщвщчн, خقفاخيخءغ, дишгдадйщ, ortgosowy, orthodoxz, ορτηοδοωυ, םראיםגםסטץךא, щкерщвщчнюде, خقفاخيخءغومف, дишгдадйщлвш, ortgosowy;kt, orthodoxz.lt, ορτηοδοωυλτ

Other sites hosted on: 88.119.151.170

Categories

Колцов Владимир Борисович: другие произведения.

Расписание: Православные храмы Литвы

Активный туризм:

  ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ ЛИТВЫ   Их свет на паломника      -Не устрашайся — хотя бы ты падал каждый день и отходил от путей Божиих,    стой мужественно, и Ангел, тебя охраняющий, почтит твое терпение.   Иоанн Лествичник      Вразуми, Господи.   Сожалею, что мною так мало сделано для Церкви, а ведь с каждым храмом Вильнюса всегда было связано какое — нибудь знаменательное событие из жизни нашей семьи.   В Никольской "Перенесенной" церкви, два поколения окрестил один и тот же священник батюшка Максимилиан, и самое первое, что припомнил из детства — это блестящую купель этого храма. В пещерном, Виленских мучеников, когда там еще покоились их нетленные мощи, после первой исповеди впервые Причастили Христовых Тайн. И всегда бабушка Мария Ивановна Навроцкая приезжая с Украины понянчить нас внуков, первым делом вела в Свято-Духов монастырь и к Островоротной иконе Богородицы, и припадая перед Святынями на колени, что-то просила у Бога.    В Пречистенском соборе и Тракайской церкви Рождества Богородицы, венчалились самые близкие. Романовская церковь всегда по дороге и в ней многолетней певчей была мамина старая подруга Зинаида Иосифовна Пухальская. Из Евфросиньевской церкви, в последний путь провожали несколько поколений нашего рода, а возле церквей — святой Варвары на Пушкиновке и монастырской Марии Магдалины прошло детство. Возле Свято-Духова монастыря учился в 3 средней школе, а Знаменская — спасла. Построенная в ознаменования Спасения после крушения, она одним своим видом в холодный январь 1991 года у Верховного Совета, согревавала нас с сыновьями подростками — пусть высятся рядом баррикады, горят костры и кто-то сбросил медали и ордена на землю, пусть оказались за границей и даже если наступает Конец Света — вот он рядом Корабль Спасения и спасибо Ему.   В определенный период "строительства коммунизма", вере дедов не давали угаснуть поучения и беседы Клавдии Федоровны Карпаевой и Феодосии Егоровны Сурковой, делившимися своим жизненным опытом благодаря которому создающиеся новые молодые семьи, в нашем роду были оцерковлены.   Стыдно, но только после того в Ново-Вильне поклонился иконе над входом в незнакомую церквушку первоверхоаных апостолов Петра и Павла, понял как много рядом не виденного. Наступал 2000 год Рождества Христова и может это знаменательное событие и побудило еще больше узнать о наших церквах, выдающихся митрополитах, настоятелях, клире и прихожанах, нового душеполезного и интересного и поехать по нашим православным храмам Литвы, все дальше и дальше отъезжая от Вильнюса, по небольшой нашей стране, от одной церкви к другой, из путешественника незаметно привращаясь в паломника.   В нашем крае много православных святынь — сохранилась "глухая обитель" стардца провидеца батюшки Николая Гурьянова, есть церьковь освещенная в честь "Псковского пустынножителя Никандра", в которую настоятелем назначен потерявший слух, бывший военврач. В одном нашем городе до революции попечителем церкви был премьер-министр России, а в другом настоятелем стал бывший генерал Российской Армии. Наверно промыслительно, что Векшняйский храм в честь святого Сергия Радонежского в годы войны принял на сохранение под свои своды мощи Новгородских святых из Софийского собора.    Всеми православными почитаемы пострадавшие за веру в 1347 году и причисленные к лику святых, Виленские мученики Антоний , Иоанн и Евстафий, но не след забывать, что в нашем крае , когда-то общим для всех в 1690 был предан мучениям младенец Гавриил Заблудовский, позже причисленный к лику святых и и еще стоит в Друскининкай заколоченный за ветхостью храм освещенный в честь этого небесного заступника маленьких детей…   Трудно перадать состояние души, когда в поездках после долгого пути, блужданий и поисков, наконец где-нибудь в далике за деревьями мелькнет долгожданная маковка с православным крестом, ведь не знал как будет выглядеть церковь к которой был путь. И такой трепет охватывал, вот он какой Храм !   Спасибо настоятелям всех приходов, церковным старостам и ключницам, в любое время молча открывавшим двери и разрешавшим приложится к святыням, помолится в одиночестве и поставить свечу. Это так непередаваемо, когда на паперти осознаешь — храм открывается для тебя одного.   По церквям Каунаской крепости водил Владимир Орлов из Православного Братства Литвы, потом подготовивший бескорысно макет издания. О приходах Расейняй и Кедайняй много услышал от настоятеля Анатолия Мурашова, приславшего затем и свои записи о приходах. Секретарь Епархии священник Виталий Кариковас предоставил перечень действовавших церквей, когда не быыло еще книг о православных храмах Литвы ни сайта Епардии. Настоятели и прихожане много рассказывали о жизни своих приходов и о соседних церквях, и всегда приглашали с дороги на трапезу. Иногда сельские батюшки передавали меня друг другу" из рук в руки", перезваниваясь между собой и тогда меня ждали. Из Михнова от батюшки Леонида всегда привозил много подаренных им книг и не забыть вкуса домашнего хлеба сразу трех видов, которй отведал за горячим обедом в общине "Михновского Понтиевского прихода".После обретения Литвой независимости, на море приехали семьей только тогда,когда на взморье стали строить православные храмы в Паланге и Клайпеде , а приглашение в гости школьного товарища Григория Гусаченко из Висагинаса, тоже всегда было желанным — в этом городе можно помолится в новом храме Иоанна Крестителя и строящемся во имя великомученика Пантелиимона. И где получить благодать от икон еще пахнущих свежими красками, они писанны иконописцем Ольгой Кириченко, первой предоставившей место моим фотографиям церквей на своем сайте, пока два года шла подготовка к изданию.   Из Паневежаса до Гегабрастай, два раза прошел с Крестным ходом, неся с участниками по очереди Тихвинскую икону Богородицы,а в первый Ход еще и помогая везти детскую коляску с годовалой паломницей Елизаветой, проделавшей в ней весь путь в сорок два километра.    Иногда пожилые женщины — "белые платочки", прихожанки из не обласканых вниманием сельских храмов, предлагали забрать старые фотографии, документы и даже грамоту священика подписанную Владыкой Алексием I — это было трогательно, но ничего не взял. Как и положил на место, диковенный квадратный старый ржавый гвоздь, найденный на пепелище сгоревшей церкви в честь иконы Божьей Матери "Всех скорбящих Радость" 1878 года, в Шауляй.   Наслушавшись впечатлений и рассказов, просили свозить к некоторым церквям родные и близкие, и это было большой отрадой, а в некоторые дальние приходы ездил даже со старыми школьными друзьями.   Вызывало недоумение, что так много ничейных забытых солдатских церквей, построенных по подписке "нижними чинами" русской Императорской армии, полегшими в окопах империалистической Первой мировой и на Гражданской войне, или рассеяных революцией по свету. К сожалению довелось увидеть и некоторые Божьи дома разрушающимися, обедневшими и малочисленными, но хочется верить, что выстояв в трудные времена войн и гонений они возродятся, если не забудем и передадим детям, написанное сто лет назад на стене одного из них :   "Азъ есмь дверь; Мною аще кто внидетъ, спасется".   Приношу извинения клиру и прихожанам, что в должной мере не отобразил красоту церквей и за возможные допущенные ошибки или неточности в предыдущих изданиях, это от желания быстрей рассказать об увиденном и помочь кому-нибудь, найти дорогу в Храм.   Храни Господи всех священнослужителей и добрых людей, стараниями которых Православные храмах Литвы были сохранены , досмотрены и ухоженны, и низкий поклон им за это.    Этим людям и посвещены эти заметки паломника.      ***      Как- то из окна вагона поезда С.Петербург-Вильнюс, успел разглядеть в пригороде — в Ново-Вильне вдалике незнакомую церквушку. Всегда думал что знаю свой родной город в котором родился и вырос и мог мыслено бродить по его старым улицам и переулкам заходя в сорок его церквей, костелов, капличек и часовенок, но эту, к своему стыду раньше не примечал. В ближайшее воскресенье, городской полупустой автобус Nr.4 забрал меня с остоновки у базара Гале, и уже через 15 минут приостановился на Коялавичус, рядом с деревянной вытянутой и немного необычной по архитектуре для Европейской столицы, церковью в честь апостолов Петра и Павла.У паперти стояло несколько детских колясок, чего раньше мне не доводилось видеть у других храмов города и внутри народу было не протолкнутся. К причастию стояло много молодых родителей с малютками и в благоговейной тишине чувствовалась какая-то доверительная, семейная обстановка , где все друг друга много лет хорошо знают и пришли на службу большими семьями в несколько поколений.    Хозяйка свечного ящика доверительно сообщила : " Через несколько лет столетний юбилей и ищем спонсора." Этот район нашего города пролетарский, и хоть церковь прихожанам уже и мала, Ангел стоящий возле нее наверно ликует, в отличии от Ангела стоящего у церкви святой Екатерины, в респектабельном районе Жверинасе и видимой из окон нового Российского посольства.   Когда через несколько месяцев приехал сфотографировать храм, и пришлось на хозпостройку залесть в чьем-то дворе напротив, был застигнут в таком щекотливом положении неожидано подъехавшими хозяевами. Вылезшие из машины несколько крепних мужчин "подозрительного вида", увидев фотоаппарат и оценив ситуацию наперебой по русски заговорили :   — "А, церкву нашу фотографируешь."   — "Ничего-ничего не слезай",и даже какая-то гордость улавливалась в фразе " церкву нашу ", из уст этих простых людей.   Церковь в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, возведена в 1908 году на средства железнодорожников-путейцев как временная, однако с тех пор службы в ней не прерывались никогда…      ***      Когда простым мирянам разрешили пользоваться библиотекой монастыря, священник Феoдор Кишкун убедительно посоветовал воспользоваться этим правом. К сожалению через некоторое время я перестал встречать этого батюшку, с лучистой улыбкой, часто проводившего в будний день свои молитвы к Богу монастырском храме Святого Духа, где-нибудь в уголке на коленях оперевшись локтями на скамью. Поэтому когда я узнал , что православные жители Шальчининкай во главе с настоятелем священником Феoдором возводят в своем городке церковь во имя святителя Патриарха Тихона ,то я не мог не навестить священника так много сдедавшего для меня , и пройти мимо возведения немногочисленным приходом, нового дома для Бога.   В первый мой приезд в этот небольшой сельский городок по Лидскому шоссе на границе с Белорусией, я застал c уже завершенным строительством здания церкви. Рядом с ним распологались коллективные сады и мне показалось, архитектурой оно немного напоминало соседние дачные домики. На паперти скромного строения, с маленьким куполком над входом, сидел пожилой человек с палочкой, как оказалось староста, все свои средства и силы отдавший этому строительству и перенесший недавно микроинсульт. Пройдя в притвор, нельзя было не заметить ящики с рассадой помидоров занимавшие все свободное пространство, и всего несколько шагов по импровизированной аранжерее приводят в сам Храм. В будний день Великого поста, батюшка служил Литургию в присуствии множества молящихся,но в основном это были молодые женщины с детьми, наверно декретные отпускницы. Паства отца Федора сплоченная и в ней много энергичной молодежи, и эти счастливые люди уже молились под сенью церкви, построенной своими руками.   Позже из приходского листка узнал, что православная община зарегестрированна 10 июня 1996 года и что делу строительства материально помогли правительства Литвы и Беларусии.

Литва между патриотизмом и Православием

Копию этого приходского литка с просьбой о помощи строительству храма и банковскими реквизитами для благотворителей вместе с фотографией церкви я послал на имя российского премьер-министра Михаила Касьянова, мне хотелось чтоб и правительство России внесло посильную помощь этому делу.   Банковские реквизиты из справки для благотворителей:   Lietuva, Šalčininkai, ŪKIO BANKAS, Banko kodas 260 101 444 A/S: LT 701 910         ***      Мне очень давно хотелось посетить маленькую деревеньку Микнишкес, в которой сохранилась единственное в Литве место, для желающих жить миром во Христе — Михновскую православную общину, но я не знал как ее найти, ее нет на топографических картах. Наконец решив "что язык до Киева доведет", a местные попутчики подскажут,в будний майский день из Вильнюса выехал на Лидское шоссе на Тургеляй, деревенька находится где-то там. За поселком Яшунай приостановился подвезти махнувшего рукой пожилого селянина с котомками, и несколько километров, которые он собирался одолеть пешком, мы проехали вместе. Разговорились, в этих местах говорят по русски, и я порадовался за старого человека узнав, что недавно ему вернули национализированную советской властью отцовскую землю. B этих местах землю возвращают с трудом, и уже и для Совета Европы не секрет, что почему-то только в Вильнюсском крае заселеном поляками, русскими и белорусами существет эта проблема, хочется думать не национальная. Землевладелец, по утрам пешком приносящий молоко со своей фермы на продажу в близлежаний городок, он пригласил летом приезжать в его лес по грибы,а когда же я стал расспрашивать о дороге на Микнишкес, мне невзначай был преподал и урок топоминики:   -"Этую деревню, мы тута завсегда назывили Михнова,- поправил меня он.-За Тургелями, объезжайте слева площадь перед костелом и в километрах четырех справа за речушкои, уже будет видны ихняя церква и земли ихней обшины", здесь еще сохранились названия деревень, как называли их его предки, на местном говоре. — "Мы тутейши"- отвечают месные жители, если спросить их кто они, от слова тут.    К старой дворянской усадьбе построенной 1850 году, подъехал через дальнее поле со стороны кладбища, над оградой из вековых деревьев, на макушках которых примостилось много гнезд и кружилось с десяток белых аистов.Позже мне рассказали,что один из них был со сломаной ногой выхожен одной из девушек общины, осенью он улетел со всеми на юг, а на следующий год, его вернувшегося все узнали по белой повязочке с шинкой на ноге.   Из калитки вышла молодая женщина в длиннй юбке,а на голове ее был повязан платок так, как носила его еще моя бабушка и когда мы разминулись на тропе, миновав меня она перекрестилась.   Я понял, что приехал в иной мир.      Свое родовое имение Мереч-Михновское, русские дворяне Корецкие в 1920 году сами отдали православной общине, благополучно просуществовашей и в период первой независимости Литвы, и в советские годы вплодь до начала 60 годов как безпартийный колхоз. Здесь и по сей день живут одним общим хозяйством по обработке земли, с молитвами во славу Божью и по заповеди "от каждого по способностям, каждому — по потребностям". Вдохновителем и духовником этого уникального сообщества поначалу был священник о.Понтий Рупышев (1877-1939) и община дала епархии уже пять священников — Константина Авдея, Леонида Гайдукевича, Георгия Гайдукевича, Иоанна Ковалева и Вениамина Савщица. В 1940 году рядом с церковью в честь иконы Божьей Матери "Всех скорбящих Радость", построенной 1915 году, возвели второй храм-часовенку в честь св. Иоанна Кронштадского, каменную и необычную по форме. В ней усыпальница о.Понтия Рупышева, бывшего флагманского священника минной дивизии Балтийского Императорского флота, основателя и духовника этого "Понтиевского прихода".    Затем духовником Михновской православной общины на полвека стал ее воспитанник, священник Константин Авдей, земледелец, пчеловод и селекционер , старанием которого правительство Литовской Республики в 1991 приняло решение об отмене советских постановлений об аннексии земли и предоставило православному приходу возможность вести хозяйство по своему усмотрению.      У ограды, через дорогу, несколько женщин в таких же платках "на глаза" садили под лопату картошку, в ровные лунки — борозды, отчерченные трехзубой деревянной высокой бороной, которую тянули парни. Случайно в эти места, в стороне от дорог не забредешь, наверно поэтому одна из работавших подошла ко мне.   -"Вы к нам в гости, идемте я провожу Вас к священнику на благословение",-и мы прошли через старое кладбище к церкви "Всех скорьбящих радосте" , и еше через минуту, смиренно сложив руки лодочкой, склоняю голову перед широким крестным знамением отца Иоанна. Тронуло, как священник перед входом в церковь, как простой мирянин снял камилавку и перекрестился,как оказалось он вырос в этой общине при этой церкви.Это была маленькая, когда-то домовая церковь, справа икона "Всех скорьбящих радость", слева "Спорительница хлебов" с летящей над спелой пшеницей Божьей Матерью, поставил свечи перед образами и попросил их зажечь на Литургии.   К часовне освещенной в честь праведного Иоанна Кронштатского, стоящей рядом, подошел уже в сопровождении батюшки Леонида.Он ввел меня и в этот храм , где усыпальница отца Понтия Рупышева, который как верят михновцы, молитвами к Господу и Матери Божьей "не оставляет их сиротами" и к которому они приходят после каждой Литургии.   Из книги "Не оставлю вас сиротами: Жизнеописание и благодатные мысли протоиерея Понтия Рупышева":   "…Во время богослужения народ не помещался в храме и стоял во дворе. Причастников всегда было много, доходило до семисот человек, не считая детей. Сила батюшкиной молитвы была неописуема человеческим словом. Это нужно было самому пережить, чтобы понять. Особенно это чувствовалось за богослужением в приходах, когда не одна тысяча сердец подчинялась этой вдохновенной молитве. Храм наполнялся верующими так, что нельзя было поднять руки для крестного знамения. Люди как бы лежали друг на друге так тесно, что и двинуть плечом было невозможно. Сплошная стена людей доходила чуть ли не до самих Царских врат. На солее оставалось узкое свободное место для прохода батюшки со Св. Дарами, и этот проход оставался лишь благодаря впереди стоящим, часто в два ряда, мужчинам, которые едва сдерживали волнующуюся толпу верующих. Толпа колыхалась из стороны в сторону, раздавались крики, плач и просьбы пропустить вперед, всякий хотел стать поближе, чтобы видеть батюшку и слышать его голос, и счастливы были сумевшие занять место впереди.   …Когда раздавался возглас на Литургию, все затихало в храме, все обращалось в молитву и, затаив дыхание, толпа верующих ловила тихие слова батюшкиной молитвы и каждое его движение. Голос батюшки был тихий и слабый, но благодаря поразительной дикции был слышен почти всем. Батюшка горячо молился за народ. Чувствовалось, что он неотступно и дерзновенно чего-то просит у Господа для верующих, иногда тихие слезы катились по его щекам. Молитва длилась долго, и делалась все горячее и горячее, и точно огнем обжигала сердца молящихся, все знали и понимали, что это за них батюшка молится. И вот наступал всегда такой момент, когда чувствовалось, что эта горячая и дерзновенная молитва услышана, и Господь дает просимое.          Настоятель храмов отец Леонид, после того как приложился к Евангелию на усыпальнице основателя прихода, расспросил меня как оказался в их отдаленных местах, а потом и сам много рассказал о истории храмов и общины при них. Батюшка Леонид стал одним из вдохновителей дальнейшего моего паломничества по православным святыням Литвы и в каждый приезд сюда, посмотрев новые фотографии дальних церквей,он потом дарил помного хороших новых книг, приговаривая- "Pаз Вы так интересуетесь, читайте на здоровье, Вам будет это интересно ."   Многие церкви нашего края позже обездил по много раз, но в этоти храмы, по которым женщины с такими просвлетвленными ликами ходят сняв обувь, мне всегда хотелось вернутся снова и снова. Сюда же, где священники живут среди людей, прямо из типографии со всем запакованным тиражем, привез в подарок общине и первую книгу с заметками "по Православным храмам Литвы", зная как искренне здесь порадуются за завершенное в конце-концов издание.

Техподдержка: Петриенко Павел.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *