В данном разделе сайта священники, философы, богословы, православные святые размышляют о любви как о высшей премудрости, главном предназначении человека. Статьи следует вдумчиво и критически оценивать. Даже отцы, которых Церковь однозначно признала святыми, не имели единой точки зрения по некоторым вопросам. Например, возможно ли Спасение вне церкви? Один из источников наших трагедий — расщепление христианской культуры: ученый мир отверг Бога как гипотезу, в которой он не нуждается, а церковь отвергла науку как занятие не благочестивое. Поверхностное знание отдаляет нас от религии, основательное — опять возвращает к ней.

Самый грешный человек в истории человечества Те, кто знаком с христианством, замечали такую особенность: святые ощущали себя самыми грешными людьми. Особенно те святые, которые специализировались на глубинном исследовании человеческой природы. И более того, они считали такое состояние и подобные чувства крайне желательными для человека. 4 февраля 2018

Я научу тебя молиться, и ты будешь благодарен мне всю жизнь Одним из нюансов, который важно понимать: бессознательный (не поддающийся сознательному решению его изменить) образ Бога у человека выстраивается, во многом, из опыта общения с родителями в первые годы жизни. Родители, не умеющие любить, передают ребенку образ Бога, который жестокий, несправедливый, сверхтребовательный, отсутствующий, равнодушный и так далее (выберите свой вариант). Впоследствии, от такого Бога человеку в здравом уме хочется держаться подальше. 24 декабря 2017

Мы играли вам на свирели, а вы не плясали Психологическое толкование на Евангелие от Матфея. глава 11:16. Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, 17. говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. 7 января 2017

Святые. Документальные кадры. Наши современники Живые легенды современного мира. На кадрах видео вы увидите людей, которые являются героями книги "Несвятые святые" . В том числе, старцы, обладавшие даром чудотворства и прозорливости. 25 сентября 2017

Держи ум свой во аде и не отчаивайся О том, почему человеку очень полезно совершить путешествие в свой внутренний ад. Важность познания своего личного внутреннего ада подчеркивается как в трудах психологов, разрабатывающих глубинную психологию, так и в трудах многих подвижников Православия. 2 июля 2017

Путешествие в глубины психики человека Путешествие к глубине себя обещает быть очень интересным, помогает стать самим собой, познать настоящие чувства, достигнуть полного умиротворения и неземной радости. Почему же далеко не все отваживаются на это путешествие? И что нас может ждать на этом пути? 27 февраля 2017

Любовь, которая решает все проблемы Кому из нас не хотелось бы, чтобы в мире правила любовь и только любовь? Что же нужно сделать для этого и где найти ту самую любовь, настоящую и правильную, которая исцелит все душевные раны и позволит жить всей полнотой человеческой жизни, в радости, творчестве, вдохновении и счастье? Любовь, которая решает все проблемы и дает ответы на все вопросы. 10 октября 2016

Блаженны нищие духом. Верно ли это с точки зрения психологии? Что такое блаженство? Это состояние, к которому стремится любой человек. Оно предусматривает состояние повышенной комфортности, удовлетворения и ощущения полноты жизни. Нам интересно, что говорит одна из самых авторитетных книг в истории человечества о том, как достичь этого состояния. 6 мая 2016

Литераторы о религии и Боге А. Чехов (1860-1904): «Человек или должен быть верующим, или ищущим веры, иначе он пустой человек». 6 ноября 2015

Логические доказательства бытия Бога Путь веры начинается не с логических построений. Он начинается с опыта встречи с Тем, кто создал человека. Впрочем, логическое мышление — один из неотъемлемых человеческих способов познавать окружающий мир. Поэтому существуют и логические объяснения всего. Тут как с любовью: сначала я сердцем чувствую, что люблю, а затем уже могу пытаться логически объяснить, почему же так произошло. 10 июня 2015

Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в рай? Всем знакома эта фраза, так ведь? И многие делают из нее ошибочный вывод, что богатому невозможно войти в Царство Небесное. Как обычно это бывает, дело в контексте, в котором была сказана фраза. Сейчас я дам отрывок из объяснения, которое все расставит на свои места, как и расставило на свои места все в голове у меня. 4 декабря 2014

Если Вы редко причащаетесь, потому что считаете себя недостойными 6 мая 2014

Что самое отвратительное в христианстве?

Любовь (христианская добродетель)

18 апреля 2014

Не бойтесь неудач 2 апреля 2014

Что-то с Богом не в порядке? 3 января 2014

Жизнь души после смерти. А.И. Осипов 26 июля 2013

Ответы на часто задаваемые вопросы о смерти и загробной жизни 30 июня 2013

Загробная жизнь. Какая жизнь нас ждет после жизни в этом мире 12 июня 2013 года

Двойственное отношение к смерти в Православии. Митрополит Антоний Сурожский 9 июня 2013 года

Так что же произошло между Христом и Иудой? 27 марта 2013 года

Признак здравия души – умение видеть свои грехи. А.И. Осипов 14 апреля 2012 года

Вопросы, в которых психология уступает место религии 9 сентября 2011 года

Верующие ученые о Боге и религии 26 февраля 2011 года

Не нам решать, каким должен быть Бог. Диакон Кураев. 21 июля 2010 года

Музыка в храме 19 июня 2010 года

Размышления о чудесах. Александр Шмеман 27 января 2010 года

Душа после смерти. А.И. Осипов 14 апреля 2009 года.

Увидеть свою тьму, чтобы пойти к свету 28 июля 2008 года.

Интимная близость мужчины и женщины 29 марта 2008 года.

Несколько интересных высказываний о любви 7 октября 2007 года.

Святитель Николай Сербский. Сто слов о Божественной любви 6 июня 2007 года.

Будут прощены все грехи… 23 февраля 2007 года.

Смотрите так же не менее актуальные и интересные материалы из архива статей раздела "Православие о любви" за 2003 год и 2004 год2005-2006 годы Митрополит Сурожский Антоний: "Какого Бога нам искать? Бога Живого! …Ищущие сегодня, молодые или не очень, христиане или нехристиане ищут образ Бога, который не вполне совпадает с образом Бога, который предлагает катехизис. Скажу честно: я благодарю Господа за то, что молодежь ищет Бога, который не такой узкий, незначительный, как тот образ, который мы им предлагаем. Это верно не только на уровне катехизиса, на минимальном уровне, когда мы довольствуемся тем, что воспитываем блеющих овец, но и на более глубоком уровне. В четвертом веке святой Григорий Богослов говорил, что когда мы собрали из Священного Писания, из Предания и опыта Церкви все, что можно знать о Боге и выстроили все это в целостный образ, то, как бы он ни был прекрасен, мы построили идол, потому что, стоит нам создать образ Божий и сказать: "Посмотри, вот твой Бог", мы превращаем Бога Живого, динамичного, непостижимого, бесконечного глубокого Бога в нечто ограниченное, имеющего человеческий масштаб. Все, что мы знаем о Боге, принадлежит вчерашнему дню, не сегодняшнему и не завтрашнему. Я хочу сказать этим, что не могу поставить перед собой все, что я на данный момент знаю о Боге, чтобы поклоняться Ему: это — прошлое, это грань между моим настоящим и моим будущим. Бог, перед Которым я встаю в поклонении и молитве, этот Тот Бог, знание Которого привело меня к Нему, но стою я перед Богом, мне еще неведомым. Мне не надо оборачиваться назад и вглядываться еще и еще в мои воспоминания о Боге: я ищу встречи с Богом, каков бы Он ни был, я стою перед тайной Бога, а не перед знанием о Нем, с трудом приобретенным за прошедшие века".

Как ни дороги нам члены нашей семьи; как ни дорого в мире все то, что нас восхищает и волнует: природа, музыка, литература, мысль, — мы наконец вдруг понимаем, что за всем этим стоит одна Любовь, одна высшая Любовь. Бог есть Любовь, и это — основа всего. Союз религии и науки можно уподобить союзу любви и разума. Любовь и разум всегда существуют в жизни рядом, вместе, они соседствуют, но при господстве любви. Любовь не постигается разумом, но разум нуждается в просветлении любовью. Человек может иногда оказаться в ситуации конфликта любви и разума. Нетрудно найти в нашей жизни такие примеры. Богословие говорит человеку не о том, каков он есть в своей эмпирической данности, но о том, каким Бог его задумал и что Бог от него ждет. © Поздняков Василий Александрович, Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви.

Разбивка страниц настоящей электронной статьи сделана по: прот. Александр Шмеман, Собрание статей 1947—1983, Москва. Русский путь, 2009

прот. Александр Шмеман

О ХРИСТИАНСКОЙ ЛЮБВИ *

Мы так привыкли к словосочетанию «христианская любовь», мы столько раз слышали проповеди о ней и призывы к ней, что нам трудно бывает постичь вечную новизну, необычность того, что заключено в этих словах. На новизну эту указывает Сам Господь в Своей прощальной беседе с учениками: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13:34). (Здесь и далее курсив в цитатах принадлежит автору.) Но ведь о любви, о ценности и высоте любви мир знал и до Христа, и разве не в Ветхом Завете находим мы те две заповеди — о любви к Богу (Втор. 6:5) и о любви к ближнему (Лев. 19:18), про которые Господь сказал, что на них утверждаются закон и пророки (Мф. 22:40)? И в чем же тогда новизна этой заповеди, новизна, притом не только в момент произнесения этих слов Спасителем, но и для всех времен, для всех людей, новизна, которая никогда не перестает быть новизной?

Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить один из основных признаков христианской любви, как он указан в Евангелии: «любите врагов ваших» (Лк. 6:27). Помним ли мы, что слова эти заключают в себе не иное что, как неслыханное требование любви к тем, кого мы как раз не любим? И потому они не перестают потрясать, пугать и, главное, судить нас. Правда, именно потому, что заповедь эта неслыханно нова, мы часто подменяем ее нашим лукавым, человеческим истолкованием ее — мы говорим о терпении, об уважении к чужому мнению, о незлопамятстве и прощении. Но как бы ни были сами по себе велики все эти добродетели, даже совокупность их не есть еще любовь. И новую заповедь, возвещенную в Евангелии, мы поэтому все время подменяем старой — любовью к тем, кого мы уже и так по-человечески любим, любовью к родным, к друзьям, к единомышленникам. Но мы забываем при этом, что про эту — только природную, человеческую — любовь в Евангелии сказано: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37) и «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот »сможет быть Моим учеником» (Лк. 14:26). А если прийти ко Христу и означает исполнение Его заповедей, то, очевидно, христианская любовь не только есть простое усиление, распространение и «увенчание» любви природной, но коренным образом от нее отличается и даже противопоставляется ей. Она есть действительно новая любовь, подобной которой нет в этом мире.

* Канадский православный календарь на 1955 год. Торонто.

Но как же возможно исполнение этой заповеди? Как полюбить тех, кого не любишь, — не только врагов в прямом смысле слова, но и просто чужих, далеких, «не имеющих к нам отношения» людей, всех тех, с кем ежечасно нас сталкивает жизнь?

Ответить можно только одно. Да, эта заповедь была бы чудовищной и невозможной, если бы христианство состояло только в заповеди о любви. Но христианство есть не заповедь только, но и откровение и дар любви. И только потому любовь и заповедана, что она — до заповеди — дарована нам.

Только «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). Только Бог любит той любовью, о которой говорится в Евангелии. Человек не может так любить, потому что эта любовь есть Сам Бог, Его Божественная природа. И только в Боговоплощении, в соединении Бога и человека, то есть в Иисусе Христе, Сыне Божием и Сыне Человеческом, эта любовь Самого Бога, лучше же сказать — Сам Бог любовь явлены и дарованы людям. В том новизна христианской любви, что в Новом Завете человек призван любить Божественной любовью, ставшей любовью Богочеловеческой, любовью Христовой. Не в заповеди новизна христианской любви, а в том, что стало возможно исполнение заповеди. В соединении со Христом в Церкви, через Таинства Крещения и Причащения Телу и Крови Его, мы получаем в дар Его любовь, причащаемся Его любви, и она живет и любит в нас. «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:5), и Христом заповедано нам пребывать в Нем и в Его любви: «пребудьте во Мне, и Я в вас ибо без Меня не можете делать ничего пребудьте в любви Моей» (Ин. 15:4—5,9). Пребыть во Христе — это значит быть в Церкви, которая есть жизнь Христова, сообщенная и дарованная людям, и которая поэтому живет любовью Христовой, пребывает в Его любви. Любовь Христова есть начало, содержание и цель жизни Церкви. Она есть, по существу, единственный — ибо все остальные объемлющий — признак Церкви: «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.

Любовь и отношения с точки зрения Православия

13:35). В любви—святость Церкви, потомучто она «излилась в сердца наши Духом Святым». В любви — апостольство Церкви, потому что она всегда и всюду есть все тот же единый апостольский союз — «союзом любви связуемый». И «если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:1—3). А потому только любовь всем этим признакам Церкви — святости, единству и апостольству — сообщает действительность и значимость.

Но Церковь есть союз любви не только в том смысле, что в ней все любят друг друга, но прежде всего в том, что через эту любовь всех друг к другу она являет миру Христа и Его любовь, свидетельствует о Нем, любит мир и спасает его любовью Христовой. Она любит во Христе — это значит, что в Церкви Сам Христос любит мир и в нем «каждого из братьев сих меньших» (Мф. 25:40). В Церкви каждый таинственно получает силу всех любить «любовью Иисуса Христа» (Флп. 1:8) и быть носителем этой любви в мире.

Этот дар любви преподается в литургии, которая есть Таинство любви. Мы должны понять, что в Церковь, на литургию мы идем за любовью, за той новой Богочеловеческой любовью Самого Христа, которая даруется нам, когда мы собраны во имя Его. В церковь мы идем, чтобы Божественная любовь снова и снова «излилась в сердца наши», чтобы снова и снова «облечься в любовь» (Кол. 3:14), чтобы всегда, составляя Тело Христово, вечно пребывать в любви Христа и ее являть миру. Через литургическое собрание исполняется Церковь, совершается наше приобщение ко Христу, к Его жизни, к Его любви, и составляем «мы многие — одно тело» (Рим. 12:5).

Но мы, слабые и грешные, можем только захотеть этой любви, приготовить себя к ее приятию. В древности поссорившиеся должны были помириться и простить друг друга прежде, чем принять участие в литургии. Все человеческое должно быть исполнено, чтобы Бог мог воцариться в душе. Но только спросим себя: идем ли мы к литургии за этой любовью Христовой, идем ли мы так, алчущие и жаждущие не утешения и помощи, а огня, сжигающего все наши слабости, всю нашу ограниченность и нищету и озаряющего нас новой любовью? Или боимся, что эта любовь действительно ослабит нашу ненависть к врагам, все наши «принципиальные» осуждения, расхождения и разделения? Не хотим ли мы слишком часто мира с теми, с кем мы уже в мире, любви к тем, кого мы уже любим, самоутверждения и самооправдания? Но если так, то мы и не получаем этого дара, позволяющего действительно обновить и вечно обновлять нашу жизнь, мы не выходим за пределы себя и не имеем действительного участия в Церкви. Не забудем, что возглас «возлюбим друг друга» есть начальное действие литургии верных, евхаристического священнодействия. Ибо литургия есть Таинство Нового Завета, Царства любви и мира. И только получив эту любовь, мы можем творить воспоминание Христа, быть причастниками Плоти и Крови, чаять Царства Божьего и жизни будущего века.

«Достигайте любви», — говорит апостол (1 Кор. 14:1). И где достичь ее, какие в том Таинстве, в котором Сам Господь соединяет нас в Своей любви?

Страница сгенерирована за 0.31 секунд !

Что такое любовь

Общение и знакомства: Знакомства и соц. сети — Каталог христианских сайтов. Ссылки на христианские сайты. — Маранафа

Страницы: 1 | 2 | 3

Каталог христианских сайтов — Общение и знакомства: Знакомства и соц. сети

Сайт Знакомств для Адвентистов Седьмого Дня
Сайт знакомств AdventistContact.ru. Здесь Вы найдете любовь, общение, поиск своей половинки или просто друга!
Подробное описание и адрес сайта
  Христианская молитвенная социальная сеть
Приглашаем вас принять участие в развитии христианской молитвенной социальной сети
Подробное описание и адрес сайта
Любовь во Христе
Сайт Любовь во Христе — это ресурс, специально созданный для поиска и создания серьзных отношений между христианами всех конфессий и деноминаций. На нашем сайте вы найдете теплое отношение,христианскую поддержку и много-много друзей. LoveInChrist.ru это сайт где действительно можно встретить свою судьбу от Господа!
Подробное описание и адрес сайта
  Cоциальная сеть — З Богом!
Общение и знакомства для христиан.
Подробное описание и адрес сайта
Христианские знакомства в Латвии
Межконфессиональные христианские знакомства в Латвии!
Подробное описание и адрес сайта
Agape — настоящая любовь
Agape настоящая любовь. Как правильно строить отношения между парнем и девушкой. Выражение сознательного решение о благорасположенности и почтении к человеку.

Православие о психологии и любви; духовенство о любви.

Жерственная любовь, отдающая все и ничего не требуя в замен.
Подробное описание и адрес сайта

Christ Love: сайт знакомств
Новый сайт христианских знакомств. Встретить любовь и построить христианскую семью, найти братьев и сестер во Христе здесь несложно.
Подробное описание и адрес сайта
Портал Христианского Общения
Здесь общается христианская молодежь со всего мира
Подробное описание и адрес сайта
Lovers — Христианский диалог влюбленных о любви относительно
Двое в едва уцелевшей от смерча машине поставлены этим на грань бытия, с которой как ниоткуда видны пути жизни, смерти, любви — Мечта о спутнице, кому я так поведать бы мог Философию формы — Система экстраординарного догматического мировоззрения, новое старое христианство
Подробное описание и адрес сайта
Христианская служба знакомств "Одинокое сердце"
Знакомства для всех верующих вне зависимости от конфессиональной принадлежности. Добро пожаловать!
Подробное описание и адрес сайта

Страницы: 1 | 2 | 3

Христианское понимание любви.

Христианство принесло в мир новое понимание любви, чуть ли не во всем противоположное античному пониманию. Главным средоточием любви христианство признает Бога. Ни античный, ни иудейский мир не ведали такого рода любви. Античных богов почитали, поклонялись им, приносили жертвы, но не любили кого-то из них как Единого, совершеннейшего Бога, как личность. Иудейская же религия признавала нормой отношения человека к Богу страх.
Новый завет объявил любовь главным законом во взаимоотношениях человека и Бога. Любовь, в отличие от поклонения и страха, – отношение взаимное. По христианским представлениям, Бог любит людей, и свою любовь Он вполне проявил, послав в мир Своего Сына. "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него", – сказано в Евангелии от Иоанна (Ин 3, 16-17). "… Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас…" (Рим 5, 8). О новом отношении христианина к Богу свидетельствуют и такие слова Иисуса, обращенные к людям: "Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам". "Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего" (Ин 15, 14-15).
Другая важнейшая особенность христианского понимания любви состоит в требовании любить "ближнего". А понятие ближнего, относившееся в Ветхом завете только к "сынам Израиля", Иисус распространяет на всех людей независимо от их принадлежности к тому или иному народу. На прощальной беседе с учениками ("тайной вечере") Иисус не раз упоминает, как бы давая завещание перед разлукой, о долге братской любви: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин 13, 34-35).
Согласно Новому завету любовь к ближнему является необходимым условием любви к Богу, ступенью к Нему. "…Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" (1 Ин 4, 20). Любовь к ближним включает в себя прежде всего любовь к родственникам, детям, женам. Апостол Павел призывает: "Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее…" (Еф 5, 25).

Почему возникает неразделенная любовь?

Однако любовь к ближним, даже к родным, не должна заслонять главного – любви к Богу. Иисус говорит своим ученикам: "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня" (Мф 10, 34-38).
Любовь должна занимать в душе христианина место более высокое, чем даже вера. Об этом писал коринфянам апостол Павел: "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы" (1 Кор 13, 1-3).
Утверждая любовь как высшую христианскую добродетель, апостол Иоанн взывал к людям: "Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога… Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь" (1 Ин 4, 7-8).
Христианский идеал любви оказал огромное влияние на мировоззрение европейцев, хотя в течение двух тысячелетий не превратился в повседневную норму для всех, а так и остался идеалом. Этот идеал в дальнейшем стал основой для появления нового типа любви – любви личности к личности, которую в современном мире называют "настоящей любовью".

Бог есть любовь

Согласно христианской вере, величайшая добродетель есть любовь (1 Кор. 13.13).

«Любовь есть исполнение закона»

Господня (Рим. 13.10), ибо Сам Бог есть любовь.

Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.

Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего. И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё.

Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх; потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.

(1 Ин. 4.11-19)

Из этих вдохновенных слов возлюбленного ученика Христова, ап. Иоанна, видно, что причастие человека к Богу, как и вся его духовная жизнь, сосредоточены в любви. Там, где нет любви, — нет Бога и нет духовной жизни, а где есть любовь — там Бог и праведность.

Любовь, по словам ап. Павла, есть первый и величайший «плод Духа» (Гал. 5.22),

«потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам»

(Рим. 5.5). И во всём духовном Предании Церкви цель жизни, как «стяжания Духа Святого», наиболее полно выражена в любви (св. Макарий Египетский, IV в., «Духовные слова»; преп. Серафим Саровский, XIX в., «Беседа с Мотовиловым»). Более того, сам Дух Святой отождествляется святыми с Божественной любовью, что засвидетельствовано св. Симеоном Новым Богословом (XI в., «Слово 53»):

О святая любовь! (т. е. Святой Дух Божий) …Кто не возлюбил тебя, тот не сподобится вкусить благ Владыки нашего, коих сладости без тебя никто не может опытом дознать… Но кто тебя постиг, или кого ты постигла, о том не может быть никакого сомнения, успех его верен. Ибо ты — конец закона, ты, объемлющая меня, согревающая меня и воспламеняющая сердце мое к безмерному возлюблению Бога и братьев моих. Ты наставница Пророков, сшественница Апостолов, сила мучеников, вдохновение Отцов и учителей, совершенство всех святых и самого меня успособление к настоящему служению.

Бог, Который есть любовь, входит в единство с человеком через Сына Своей любви в Духе любви.

Жизнь в этой любви и есть духовная жизнь человека.

Существуют три определения любви. Первое: агапе, что означает деланье добра ради ближнего. Именно такой в первую очередь должна быть любовь людей, ибо она является сущностью бытия Бога, Сам «Бог есть агапе».

Второе определение любви — эрос, означает любовь ради единства с другим. Если эротическая любовь свободна от греховных страстей, она может быть совершенно чистым стремлением к единству с другой личностью, включая Бога. Все духовные писатели настаивали, что именно такая любовь должна существовать между Богом и человеком, и, в свою очередь, быть образцом эротической любви между мужем и женой в этом мире. Именно так они объясняли ветхозаветную Песнь Песней, как поэтический образ любви Бога к человеку и человека к Богу (Филон Александрийский, Григорий Нисский, Бернард Клервосский, Иоанн от Креста, Ричард Роль и др.). Более того, пророки даже использовали образ эротической любви, объясняя отношение Бога к Израилю, а апостол Павел использует этот образ для объяснения любви Христа к Церкви (Еф.

Христианская любовь

6). Таким образом, в Священном Писании единство человека с Господом в Царстве Божьем раскрывается обычно в образе эроса.

…Наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых.

(Откр. 19.7-8)

Третий тип любви — это дружба, фил

и

я. Она также должна в свою очередь присутствовать между Богом и человеком. У человека нет большего друга, чем Бог, Который Сам хочет быть другом человека.

И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим.

(Исх. 33.11)

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами; ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего.

(Ин. 15.13-15)

Итак, любовь-добро, любовь-единство и любовь-дружба — все три они должны присутствовать в отношениях между Богом и человеком и между людьми.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *