в первой половине 80-х годов застойные явления в стали перерастать в предкризисные. хотя рост национального дохода имел положительное сальдо, однако темпы его прироста подошли к уровню прироста населения страны, что означало стагнацию, преддверие кризиса. в ноябре 1982 года на 76-м году жизни скончался генеральный секретарь цк кпсс л.и.брежнев, занимавший этот пост с 1964 года (с 1964 по 1966 г. — первый секретарь цк кпсс). сменивший его ю.в.андропов, бывший председатель комитета государственной безопасности (кгб), сделал попытку укрепить и трудовую дисциплину, обновить кадры. за пятнадцать месяцев его руководства было сменено 18 союзных министров, 37 первых секретарей обкомов. несколько оживилась , повысилась дисциплина. однако попытка усилить командные рычаги не смогла оказать должного воздействия.

после смерти ю.в.андропова 6 февраля 1984 года генеральным секретарем был избран 73-летний к.у.черненко, который спустя год скончался, не внеся ничего заметного в политику государства. в марте 1985 года на пост руководителя партии был избран 54-летний секретарь цк по сельскому хозяйству м.с.горбачев, с именем которого связан новый этап в жизни советского государства, получивший название «перестройки» и положивший начало глубоким, коренным изменениям всего состояния советского и российского общества.

период «перестройки» можно разделить на два этапа: 1) 1985-1988 гг. — попытка добиться «ускорения» социально развития на основе сохранения административно-командной системы .2) 1989-1991 гг.- реформа политической системы общества при отказе коммунистической партии от руководящей роли, введение элементов рыночной .

к середине 1991 года ситуация ознаменовалась глубоким политическим кризисом, попыткой введения чрезвычайного положения в стране («путч» августа 1991 роспуском кпсс и вступлением государства в новый период.

1. содержание «перестройки».

в начале 1985 года новое руководство партии выбрало курс на радикальную реформу . в основу политики была положена концепция «ускорения социально- развития страны». выдвинутая апрельским (1985 г.) пленумом цк кпсс и закрепленная xxvii съездом партии (март — апрель 1986 реформа нашла свое выражение в «основных направлениях и социального развития на 1986 — 1990 годы и на период до 2000 года.»

под ускорением понималось повышение темпов роста. так, за 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в два раза при удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в 2,3 — 2,5 раза. стратегия «ускорения» была основана на всемерной интенсификации производства на базе научно-технического прогресса, структурной перестройки , эффективных форм , организации и стимулирования труда.

чтобы быстрее получить желаемый результат, были усилены волевые рычаги, проведен ряд «кампаний». основными из них были: антиалкогольная кампания, борьба с нетрудовыми , введение госприемки, активизация человеческого фактора и др. в конце мая 1985 года, то есть спустя два месяца после избрания м.с.горбачева генеральным секретарем цк кпсс, была объявлена решительная борьба с пьянством, результаты которой должны были сказаться на значительном повышении производительности труда и укрепить трудовую дисциплину. в ряде мест ликвидировались винно-водочные заводы, виноградники. в итоге антиалкогольной кампании производство винно-водочных изделий значительно сократилось. так, если в 1980 году выпускалось 295 млн. декалитров водки и 323 млн. декалитров вина, то в 1985 году — 238 и 265, а в 1988 — 142 и 179 соответственно. жители стали изготовлять самогон из сахара, которого в 1984 году было произведено 160 млн. декалитров. 5 (*)

вместо повышения производительности труда борьба с пьянством вызвала нежелательные явления, а именно: — была подорвана база южных винодельческих районов, например, нагорного карабаха в азербайджане, молдавии и др; — увеличились потери рабочего времени в силу того, что возникли большие очереди за алкогольными напитками; — участились случаи отравления людей от самодельных и технических спиртосодержащих жидкостей; — значительно сократились поступления в доходную часть бюджета, возникли перебои с выплатой заработной платы, правительство начало денежную эмиссию.

впервые после войны был включен денежный станок.

в результате подобного рода кампаний государственный финансово-кредитный механизм оказался , кризисные проявления стали возрастать. общие показатели народнохозяйственной деятельности продолжали оставаться низкими:

«Pagan» перенаправляется сюда. Для использования в других целях, см языческий (значения) .

Романтизированное изображение с 1887 показывает два римских женщина , предлагая жертву к богине .

Язычество (от классического латинского pāgānus «сельский, деревенский», позже «гражданский») — термин, впервые использованный в четвертом веке ранними христианами для людей в Римской империи, которые практиковали политеизм . Это произошло либо потому, что они были все более сельскими и провинциальными по сравнению с христианским населением, либо потому, что они не были milites Christi (солдаты Христа). Альтернативные термины в христианских текстах для одной и той же группы были эллин , нееврей , и язычник . Ритуальные жертвоприношения были неотъемлемой частью древней греко-римской религии и считались показателем того, был ли человек язычником или христианином.

Язычество изначально было уничижительным и уничижительным термином для обозначения политеизма, подразумевающего его неполноценность. Язычество широко ассоциировалось с «религией крестьянства». В средние века и после него термин язычество применялся к любой незнакомой религии , и этот термин предполагал веру в ложного бога (ов). Большинство современных религий языческих существующего сегодня (Modern или неоязычество ) выражает мировоззрение , которое пантеистическое , многобожие или анимистическим ; но некоторые из них монотеистичны .

Обсуждается происхождение применения термина язычество к политеизму. В 19 веке язычество было принято как самописец членами различных художественных групп, вдохновленных древним миром . В 20-м веке он стал применяться как самоописатель практиками современного язычества , неоязыческих движений и политеистических реконструкторов . Современные языческие традиции часто включают верования или практики, такие как поклонение природе , которые отличаются от таковых в крупнейших мировых религиях.

Современные знания о старых языческих религиях поступают из нескольких источников, включая записи антропологических полевых исследований , свидетельства археологических артефактов и исторические отчеты древних писателей о культурах, известных до классической античности .

Последнее время, на просторах социальных сетей часто приходиться сталкиваться с представителями, как они сами себя называют, старой веры, языческой веры… Если же рассмотреть эти религиозные течения через призму истории, то очень легко убедиться, что все эти течения можно назвать одним словом «неоязычество». То есть, от того древнерусского язычества остались лишь названия и термины. Учение язычников, каким бы правдоподобным оно не казалось, создаётся под влиянием христианства. Когда своих прорывных идей нет, приходиться подражать.
Если вы откроете Новый завет, да и прочие раннехристианские книги, то увидите одну характерную черту. Там нет критики язычества как такового. Да есть отдельные замечания по поводу некоторых нестроений в церкви, связанных с языческим менталитетом новообращённых верующих. Почему? Да потому что критиковать, по существу, нечего. Язычество это народная вера, которая отражала некоторые законы духовной жизни, о которых можно было узнать через естественное откровение. Естественное откровение это жизненный опыт от которого не убежишь.
Ибо, что можно знать о Боге, явно для них,
потому что Бог явил им.
Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество,
от создания мира через рассматривание творений видимы,
так что они безответны. Рим 1.20
Христос, да и апостолы, иногда похваляет веру язычников. У-у-у, там в Новом завете много примеров, я цитировать не буду, Самарянка, Сотник Корнилий, проповедь в Ареопаге…
Что порицает христианство у язычников? Обычаи, стремления, нравы, идолопоклонство, но никак не веру. В отличии кстати от иудейской среды. В иудаизме Иисус критикует именно веру иудеев. Вот чего бойся. У иудеев оказывается вера не правильная.
Что же у язычников неправильно в стремлениях? Да тоже, что и у всего грешного человечества. Похоть очей — приятно для глаз. Похоть плоти — хочу всего и много. И гордость житейская — будете как боги.
Дела плоти известны;
они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев,
распри, разногласия, ереси,
ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Гал 5.19
На мой взгляд, причина по которой возник конфликт между христианством и язычеством, на начальном этапе, это мощь христианского вероучения. Не духовная мощь, а интеллектуальная. Язычникам нечего было возразить против Евангелия. Сработал комплекс неполноценности. Поэтому языческий мир окрысился против христианства и начались гонения. Физическое насилие это результат бессилия. Во времена апостолов христиане не имели никакой силовой поддержки и не навязывали своё мировоззрение силой. Это началось после, когда политики вынуждены были принять сторону побеждающей стороны. А потом они уже приручили и направили христианскую религию в нужное им русло. Именно это и создало необходимость реформирования языческих верований. Результат — возникновение Ислама, написание Корана и Бахагават Гиты. До этого, язычники не очень то заботились о написании своих религиозных книг. Да и писать туда было особенно нечего. Стишки друг другу пересказывали.
Сегодня, по сути, между «языческим» и христианским миром происходит нечто подобное. Язычники по прежнему клевещут на христианство. Язычество не стало книжной религией, потому что ничего по настоящему умного написать в эти книги нечего. Всё самое умное у христианства.
Душа человека, по природе, язычница. Все стремления человека и его поведение, с самого раннего детства, как правило, это поведение язычника. В свете этого становится вообще не понятно, зачем нужно язычество? Культивировать человеческие страсти? Ну а что ещё даёт языческое мировоззрение?
У язычников нет идеала, нет примера для подражания, нет авторитетов. Куда стремится? Жить в гармонии с миром и самим собой, может и атеист. Вести здоровый образ жизни? Повторюсь, никакого древнерусского язычества нет. Есть неоязычество.
Все новоиспеченные язычники говорят о необходимости что-то возрождать. А что возрождать? Зачем возрождать то, что ушло в историю, то что не выдержало и не выдерживает конкуренции? Я знаю, зачем это нужно «волхвам»? Им бабло нужно, новые адепты, желательно безмозглые и богатые.
Родноверие, а точнее членопочитание самая распространённая ветвь неоязычества. Поклонение фалосу, под прикрытием монотеистического благочестивого учения. Было бы смешно, если бы не было так грустно. О каком возрождении нравственности в стране можно говорить, если объектом для почитания является фалическая скульптура Род?
что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. Иуд 1.10
Семья это конечно хорошо, особенно если она многодетная. Но главное для родновера это его род, его маленькая нация, его секта. В основе всего этого лежит эгоизм, вражда, конкуренция.
Как вы думаете, сможет ли Россия существовать как единое многонациональное государство, если русские люди станут Родноверами?
Россия это единственная страна в мире, которая возникла благодаря христианству. Это самая большая страна в мире. Не было бы на Руси христианства, не было бы и России.
Язычество, как традиционная религия, сохранилось, на территории России, у малых народов севера. Не надо ничего выдумывать, съездите туда и посмотрите. Почему сохранилось? Потому что это религия , благодаря которой человек выживает в суровых климатических условиях. Теперь вы понимаете разницу, между традиционным язычеством и вымышленным?
Современный неоязычник это прежде всего человек, который не хочет бороться со своими страстьми и похотьми. Современный язычник это человек, которому не нужны религиозные табу. Современный язычник это человек, которому нужен небесный покровитель, который будет крышевать своего адепта за умеренную плату и более ни к чему не будет его обязывать. Знаменитые язычники современности это юморист Михаил Задорнов и боксёр Александр Поветкин.

Tags: Язычество, родноверие

26 сентября (13 сентября по старому стилю) православная церковь чтит память священномученика Корнилия Сотника (звание воинского начальника в римском войске, командовал сотней солдат).

Святой Корнилий был родом из Кесарии Палестинской и проживал в I веке. Язычник по рождению, Корнилий отличался благочестием и, сам того не осознавая, вел жизнь, соответствующую христианской морали и ценностям.

В житии описано, как Корнилию во время молитвы явился Ангел Божий и сообщил, что его молитвы услышаны и приняты Богом, и повелел послать людей в Иоппию за Симоном, называемым Петром: «Он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой».

Корнилий тотчас исполнил просьбу. Когда апостол Петр в сопровождении посланных пришел в дом Корнилия, то был с большой радостью и почетом принят хозяином и его родственниками. Петр начал проповедь о жизни и деяниях Спасителя, после чего Корнилий уверовал во Христа и крестился вместе со своими родственниками. Он был первым из язычников, принявшим Крещение.

Бывший сотник оставил мирскую жизнь и отправился с апостолом Петром проповедовать Евангелие. Как сказано в житии, бывший язычник «ревностно трудился, проповедуя о Христе». Согласно церковному преданию, Корнилий был рукоположен Петром в епископа Кесарии Палестинской и позже направлен в город Скепсию, где было сильно идолопоклонство.

Зайдя в языческий храм, он стал молиться Богу. И тут началось землетрясение, в результате которого храм был разрушен. После данного события князь и все жители города приняли христианство. Этим Корнилий и стал известен во всем мире.

До своего последнего дня святой неустанно заботился о духовном просвещении своих последователей. Святой скончался в глубокой старости и был погребен неподалеку от разрушенного им языческого храма.

В народе имя святого Корнилия было крепко связано со словом «корень». Поэтому христианский подвижник считался покровителем всех овощей-корнеплодов, а праздник назвали Корнильем.

В этот день крестьяне собирали корнеплоды: морковь, брюкву, свеклу, картофель, редьку. Перед уборкой огорода обязательно молились, обращаясь к святому Корнилию. А кто не успел завершить все огородные работы, мог лишиться урожая в будущем году.

Из собранных овощей готовили разнообразные блюда. В особом почете у крестьян была редька. Хозяйки соревновались в мастерстве приготовления блюд из этого овоща: ее резали на салат, парили, варили, сушили. Также соком редьки лечили простудные хвори.

На Корнилия не гуляли свадьбы и не сватались, так как считали, что брак будет несчастным. Нельзя в этот день гадать с зеркалом – случится большое несчастье. А если девушке не нравился парень, она не выносила ему тыкву, а кормила блюдом из редьки.

21.02.2014 11674 просмотра Дарья Косинцева

«Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».

По статистике, около 40% людей, которые считают себя православными, не верят в Бога. То есть православный атеизм – обычное явление. Православное язычество тоже довольно распространено, но его с помощью опросов выявить сложнее. Под термином «православие» сейчас скрываются два абсолютно разных явления: православное христианство и православное язычество. Последнее ничуть не менее распространено, чем первое. Во времена СССР, когда православие было гонимо, такого явления, как православное язычество, представить было нельзя. Все язычники дружно поклонялись Вождю Революции. После краха союза у жаждущих создать себе кумира появился большой выбор. Среди многочисленных вариантов было и православие, воспринятое и развитое в совершенно особом духе. Вот несколько принципиальных черт этого удивительного явления, которые мне показались самыми вопиющими.»

• Добро должно быть с кулаками

Это святое и твердое убеждение православных язычников. Не будем даже приводить цитаты Евангелия, утверждающие противоположное, иначе придется переписать пол-Евангелия. Отметим другое – в общем-то, это очень древняя основа дохристианской нравственности и законности. Вариациями являются утверждения вроде «цель оправдывает средства», «кто победил – тот и прав», ну и собственно «око за око, зуб за зуб», чему Христос противопоставляет свое «подставь левую щеку». Крайний вариант такого языческого понимания добра можно например, увидеть, в самых примитивных языческих мифах, например, мифах сибирских народов, где смачно описывается, как добрый персонаж, победив злого, вытаскивает из него кишки и отпиливает половые органы. В отличие от христианства, где Бог ясно говорит, что «моя сила совершается в немощи», православные язычники всегда рады помочь божьему воцарению при помощи силы. О всемогуществе Бога тут речи не идет – без православных он ведь со злом не разберется! В этом плане католичество, конечно, обскакало православие: чего стоят одни крестовые походы. Может быть, за счет этого современным православным так хочется быть воинами христовыми. Тяга к созданию «православного воинства» по образцу рыцарских орденов породило моду на православное казачество.

• Ненависть к врагам

С принятием насилия тесно связана такая черта православного язычества, как ненависть к врагам – первейшая доблесть для языческого мировоззрения, но недопустимая по Христу: «И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф. 5:47)

Вот, например, мой показательный диалог с руководителем одного из миссионерских (!!!) отделов РПЦ.

А.: Вы о ЧЕМ хотите услышать?

Дарья: Эх… Ну вот ведь если я начну говорить, что мне трудно поверить в святость Александра Невского, ведь это ж ни к чему хорошему не приведет… Поэтому я и пишу что-то там на задворках интернета, и не лезу особо в чужой монастырь.

А.: А почему не можете?)))

Дарья: Не, лучше не стоит 🙂 Я ж говорю — ни к чему хорошему не приведет 🙂

А.: Ну Вы же верите в то, что Бог будучи Единым по-существу, Троичен в Лицах? (с точки зрения логики — это абсурд). Я думаю в сравнении с этим, поверить в святость Александра Невского не составляет труда. А что, собственно Вас смущает в Александре Невском?

Дарья: Верю, конечно! Тут же не в логике дело. В Александре смущает нарушение христовых принципов. Но мы жеш говориле об этом.

А.: Ну например — каких принципов? У меня память плохая)))

Дарья: Ну там, людей убивал и призывал это делать.

А.: А кого он лично убил и когда призывал «Убивать людей»!

Дарья: Он был военноначальником, хотя может я чего не знаю, и он призывал своих воинов обнимать и целовать противников на поле боя.

А.: Он же был не сумасшедший! Вы ж тоже своих недругов не целуете!

Дарья: Ну тогда Христос был сумасшедший. В этом логике — на 100%. В этом как бы и оригинальность учения.

А.: Не богохульничайте! Вы вот своих недругов не целуете. Вы сумасшедшая? Или жестокая?

Дарья: Я стараюсь, и иду в направлении этого сумасшествия. Мудрость мира есть безумие перед Богом. И да, конечно, Христос призывал целовать своих недругов, думаю, цитаты не нужны. Так что в этой логике он был вполне сумасшедший.

На наивные призывы вернуться в христианскому пониманию борьбы я постоянно слышу обвинения в «толстовстве», и вообще получаю острейшую реакцию. Что, в общем-то, закономерно. Ведь мир ненавидит настоящее христианство, как и обещано Христом. Только вот граница проходит отнюдь не между геями и православными, как кажется, а как раз между православными и псевдоправославными: «Он (Христос) учил тому, как очистить, как преобразить сердца человеческие, как сделать их храмами Духа Святого, как сделать их вместилищами любви Божественной. За это возненавидел Его мир, ибо мир этого не хочет, хочет совсем другого. Мир руководствуется не заповедями Христа, а законом борьбы, законом, который исповедует мир: «В борьбе обретешь ты право твое»»

• Кесарю – Божье

Православное казачье воинство отличается тем, что хочет равно служить богу и государству, что прямо запрещено Божьим словом. Помесь христианской и государственной атрибутики, христианской и военной, радикальный патриотизм всех видов и оттенков – все это прямые черты ереси царебожия, «опричного мистицизма». Да чего там далеко ходить, процитируем обновленный «символ веры»: «Верую, Господи, в Православное Царское Саможержавие, Духом Святым клятвенно утвержденное на вечные времена освященным Собором и русским народом для мира и благоденствия нашего отечества и для спасения души, как учили о том же и все святые угодники Божии русские последних веков. Аминь». Взамен Царствия Божия предлагается русская державность, понимание которой может дойти до того, что Сталин – великий православный самодержец. У православных язычников не укладывается в голове, что необходимо выбрать, кем быть – гражданином земли или гражданином неба. Гонимыми на земле, как и заповедовал Христос, или наоборот – полноправными хозяевами на земле.Церковь в этой логике воспринимается, по сути, как часть часть аппарата земного царства, своего роде «комитет по нравственности». А царь – богопомазанник, как в языческой традиции, где родословную Царя возводили к богам.

• Гордость

Это самое прекрасное и вкусное в языческом православии: гордость – смертный грех, воспринимаемый как доблесть, тоже в полном соответствии с языческой традицией: православные язычники гордятся родиной, народом, верой православной. Если бы верой нельзя было гордиться, они бы и не были православными – а были бы, например, комсомольцами. Но обстоятельства сложились иначе.

• «Патриотичное национальное православие»: поклонение традиции и ритуалам

Тут я позволю себе привести большую цитату из статьи Сергея Худиева:»В Южной Корее много христиан, чуть меньше — буддистов, но обе эти религии пришлые, «импортные». Местным является корейский шаманизм — шаманы (или, часто, шаманки) должны привлечь добрых духов и отогнать злых, склонить духовный мир посодействовать успеху в делах, здоровью и процветанию, исправной работе механизмов и счастью в личной жизни. Несмотря на то, что Южная Корея — высокоразвитое технологическое общество, шаманы не сидят без работы, совершая обряды благословения домов, машин и офисов.

Большинство Японцев называют себя неверующими — однако почти все они участвуют в ритуалах Шинто (Синтоизма), поклонения духам природы, мест, или выдающихся предков. Культ носит сильный националистический оттенок, и в императорской Японии он был государственным. Участие в его обрядах — способ пережить и подчеркнуть свою «японскость», свою гордую верность национальной традиции.

Запрос общества к Церкви — это шаманизм и немного шинто. Мне доводилось слышать горькие жалобы священников, что их воспринимают именно как шаманов, «белых магов». Люди полагают, что священнодействия должны обеспечить исправность машины, удачу в делах и победу нашей сборной. Они не хотят слышать слово Божия, не хотят понять, кто такой Христос и зачем Он пришёл, не хотят переменить свою жизнь — их запросы мог бы с большим успехом удовлетворить шаман, чем священник. Другой запрос — на национальную идентичность. Церковь — единственный институт, связывающий нас с нашими предками, стержень, основа русского мира. Что же, национальное чувство само по себе не дурно. В Божием замысле мы связаны с нашими семьями, нашими согражданами, нашими предками и потомками. Но главное в Церкви — совсем не это».

Статья Сергея Худиева озаглавлена «Неприлично скромные запросы». Действительно, запрос псевдоправославных – это запрос на православие как на разновидность «родноверия» вроде япоского шинто.

Какое уж тут самосовершенствование и обретение Царства Божия, и уж тем более «второе рождение» в крещении: в православии вместо этого упорна ищется опора для уже существующего мировоззрения, в том числе суеверий и комплексов. Христианство – учение вообще революционное, чтобы принять тему о любви к врагам, нужно пережить большой внутренний переворот. Но православные язычники ищут совсем другого: для них православное родноверие с его обращенностью в прошлое, это реализация старсти к консервации, комплекс человека в футляре. Естественно, для такого использования православное христианство приходится сильно обкорнать до православного язычества, убрав из него всякие неудобные неязыческие штуки вроде космополитизма (и «уранополитизма») и непротивления злу.

• Четкое отделение жизненного и «священного»

Так как православие для православного язычника – это только инструмент, а никакой не центр существования, то, соответственно, собственно вере отдается очень небольшое гетто, эдакий «красный уголок». Священное – это в храме, на алтаре, на крестном ходе. По принципу «принес жертву и свободен». В жизни следовать Евангелию – ну нет! Я же жертву уже принес, откупился! Точно также неприемлема мысль от том, что «Дух дышит где хочет», «Дух святой, который везде есть и все исполняет». У язычников святой дух только по расписанию. Сколько вы готовы отдать Христу – в Евангелии.

• Нелюбовь к Христу

Христос вообще сомнительная личность. Его так и норовят признать своим всякие хиппи, социалисты, дауншифтеры, непротивленцы, свободолюбцы и прочие личности сомнительных духовных качеств. Да и вообще Христос еврей и тунеядец. Вообще не похож на патриотичный национальный идеал на голубоглазого крепыша-богатыря. Вместо слов Христа христианские язычники с удовольствием цитируют людей отменно патриотичных и национальных: православных князей и благословляющих их на битвы архиеереев. Им очень мешает, что основателем христианской религии был бездомный иудей Иисус, а не Владимир Красно Солнышко, огнем и мечаом несущий истину разрозненным племенам. Поэтому они как могут вытесняют Христа из своего сознания, всячески обкладывают его позолотой и «символами», только бы лишний раз не допустить мысли о реальном Христе без позолоты. Ведь они, по завету Великого Инквизитора, и без него прекрасно устроились, и если бы они внезапно пришел второй раз в том же виде, он бы явно нарушил царственное благолепие.

• Поклонение форме и атрибутам

Ненависть а другим формам. Христиане с понимание относятся к инославию – то есть другим формам поклонения Христу, потому что их объединяет главное – личность Христа. Но так как личность Христа и его принципы является для православных язычников вещью не только незначительной, но и малоприятной, то другие формы христианства им гораздо более чужды, чем местное язычество.

• Близость и симпатия к собственно языческим традициям

Сегодня языческое славянское родноверие возрождается, противопоставляя себя как исконная религия христианству. Но христианские язычники изо всех сил стараются это противоречие снять и усидеть на двух стульях. В языческом варианте православие так мало отличается от славянского родноверия, что того и гляди – сольются в едином потоке. Внутренне у всех православных язычников есть крепкая уверенность в том, что православие от язычества отличается только фомой культа. Православие – это такое русское язычество. В конечном итоге это может привести к такому парадоксальному результату, с которым столкнулась я, когда псевдоправославный и язычник заявляли, что у них одно сакральное. Вроде как «Я Перуну поклоняюсь, ты Христу – будем дружить». А какая, собственно, разница? Каждому, как говорится, по потребностям.

Закончить этот обзор хотелось бы гениальным отрывком из тест Дмитрия Быкова, потому что поэзия всегда убедительнее прозы:

Ни обкурившись, ни упившись в хлам, я не могу понять такого Бога. Его склоняют по таким углам, куда и черту лазить — чести много. За Бога тут нацист, «нашист», масон, специалист по чарам и по чакрам, Михайлов Стас и радио «Шансон», весь криминал и — страшно молвить — Чаплин, носители таких кромешных пург, что прихожане в страхе обмирают. Такому Богу нравится Хирург. Ему приносят в жертву Pussy Riot. Он любит дураков, а к умным строг. Он к милосердью вовсе не пригоден. Я не хочу кощунства: это Бог, но, вероятно, Велес или Один, а может, Марс, античный бог войны, а может быть, иной давнишний идол, которому с рожденья все должны, хотя никто в глаза его не ви дел. Он хочет жертв. Он любит ратный строй. Он требует смириться и ужаться. Внутри он исключительно пустой, но выглядит загадочно ужасно. Мы все пред ним не стоим ничего, он скучный бог кочевников и ханов — воинственное с понтом божество, какому служат Дугин и Проханов. Он кулаки от ярости грызет, он сам себя сжирает понемногу — и раз его друзьям пока везет, он с ними, да. Не с нами же, ей-Богу.

Наш Бог не так везуч, не так хитер. Ему милее байкера, без спору, крадущийся по Крымску волонтер, приравненный сегодня к мародеру. Кощунниц он наказывает сам. Он сходит к тем, что Бога не искали. Он не заходит в тот бетонный храм, где молятся бетонной вертикали.

Возможность же все это наблюдать, как человеку в мире бестиарном, — единственная, в общем, благодать, доступная в России христианам.

UPD 1: вот, нашла прекрасное на ту же тему: «Нужно понимать, что в любом российском православном храме мы обнаруживаем одновременно две религии — самое настоящее христианство и самое настоящее язычество. Христиане веруют в искупление грехов кровью Христа и делают все, что положено делать вокруг этого и в связи с этим. По их собственным данным, христиан в храме три человека из каждых двухсот (1,5%), плюс сами священники.

Язычники тоже всё делают, как им положено. Они экстатичны: о, в храме моя душа воспаряет и я себя чувствую, будто в небесах. Они изучают обряд и ритуал нужных жертвоприношений: свечку ни в коем случае не ставь левой рукой, а когда поставила и отходишь, спиной не поворачивайся, и обязательно скажи вот какие слова… Они находятся в полезном общении с огромным пантеоном малых богов: если зуб болит, ставь свечку святой Ксении, а если муж пьет, то Богородице Неупиваемая Чаша, а чтобы моряк не потонул, святому Андрею свечку ставь и так далее».

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *