Здоровый образ жизни и занятия спортом становятся модным увлечением современных людей. Сидячая работа, малоподвижный образ жизни, вредная пища привели к тому, что даже молодые люди стали страдать от заболеваний, которые раньше встречались только у стариков.

Поэтому многие, кто хочет сохранить здоровье на всю жизнь, решают искоренять вредные привычки. Но всегда ли спорт и забота о своем теле идут на пользу христианину? Что говорит православие о здоровом образе жизни? Попробуем разобраться.

Какая польза от спорта для христианина

Очень часто в православной среде, особенно среди недавно уверовавших людей, бытует мнение, что любые занятия спортом — это культ тела. Человек считает, что любое совершенствование свое тела является греховным, поскольку тело — это тлен, и заботиться надо только лишь о здравии своей души.

Это заблуждение основано на преувеличении: действительно, православному христианину не пристало стремиться во что бы то ни стало иметь идеальную фигуру, а все силы тратить на укрепление здоровья и продление жизни. Но, с другой стороны, тело — это сосуд души, и оно тоже нуждается в любви и заботе.

Конечно же, для любого православного христианина главная цель — спасение души. И крепкое здоровье (если не делать его главной заботой всей жизни) может очень помочь в этом деле. Физически крепкому и выносливому человеку легче стоять на долгих службах, легче совершать поклоны и молитвенные правила. Здоровый человек может позволить себе тратить много сил на помощь ближним, его активность можно использовать для миссионерской и просветительской деятельности.

Любое дело в жизни важно совершать с Господом в сердце, и спорт — не исключение. Если человек не ставит цель накачать красивые мышцы, чтоб потом соблазнять ими всех вокруг — спорт пойдет только на пользу.

Еще один огромный плюс занятий спортом — тренировка терпения и силы воли. Как невозможно без усилий добиться результатов физических упражнений, так невозможно и в духовной жизни чего-либо достичь без терпения и упорства. А эти качества личности как нельзя лучше взращиваются регулярными тренировками.

Система здорового образа жизни не только не противоречит православным канонам, но даже помогает их выполнять. Каноны в широком понимании направлены на искоренение основных грехов и страстей. С другой стороны, все грехи и страсти негативно сказываются на здоровье человека.

К примеру, чревоугодие вызывает массу проблем со здоровьем, но не меньше вредит и душе. Итак, любой грех, любая страсть действует и на духовном уровне, и на физическом. Очищая душу, человек облегчает и функционирование организма. Но есть и обратная закономерность — укрепление тела можно использовать как путь для укрепления духа.

Каким спортом можно заниматься православному христианину

По словам апостола Павла, верующему человеку все позволительно, но не все полезно. Для того, чтобы занятия спортом принесли пользу, нужно сразу исключить направления, связанные с оккультными или другими антихристианскими учениями. В первую очередь, это йога, различные виды восточных гимнастик, где тесно соединяются физические и духовные практики.

Если человек не является профессиональным спортсменом, а хочет заниматься исключительно для собственного здоровья, отлично подойдут занятия лечебной физкультурой, групповые фитнес-тренинги, тренажерный зал.

Очень полезно приобщаться к физической культуре всей семьей — это не только объединяет, но и оздоравливает всех членов семьи. Если есть маленькие дети, отлично подойдут командные увлечения — лыжи, коньки или ролики, велосипед.

Выбор того или иного направления — дело очень индивидуальное, и нужно учитывать как физическую форму и подготовку, так и духовное состояние человека.

Практические советы по организации здорового образа жизни для православных

Здоровый образ жизни включает в себя не только физическую нагрузку. Это целый комплекс мероприятий по оздоровлению и поддержанию организма в хорошей форме. И первое, с чего надо начинать — это питание.

О вреде чревоугодия православие говорит очень много, поэтому духовных препятствий для выстраивания полезного рациона нет. Православный человек, соблюдающий посты, со временем привыкает ограничивать себя в пище и ему гораздо легче будет отказать себе в чем-либо запретном.

Многие верующие говорят, что для начала им было достаточно просто соблюдать все посты и постные дни, согласно уставу церкви, и они очень быстро начинали чувствовать улучшение своего здоровья.

Животная пища необходима человеку, как источник незаменимых питательных веществ, однако, ее избыток так же вреден, как и недостаток. Временное ограничение такой пищи очищает организм, помогает бороться с лишним весом. С духовной точки зрения, пост — необходимый инструмент духовного роста и борьбы со страстями.

Многие современные тренера говорят о вреде поста для тех, у кого повышены физические нагрузки. Это обусловлено тем, что для эффективной мышечной работы требуется большое количество аминокислот, которые содержатся в пище животного происхождения (в основном, в мясе). Поэтому не следует во время поста ставить себе какие-то серьезные спортивные цели. Лучше их перенести на дни мясоеда, а в пост давать щадящие нагрузки.

Кроме развития силы воли, пост помогает очистить рацион от вредной еды. Большинство колбас, кондитерских изделий, майонезов, полуфабрикатов является не только вредной, но и непостной пищей.

Церковь и спорт

Исключая на время пищу животного происхождения, человек автоматически оздоравливает свой рацион. Временный отказ от мяса не будет вреден для здорового человека, а вот польза от исключения вредных продуктов очевидна.

Для того чтобы не впасть в крайность и не сделать здоровый образ жизни кумиром, нужно внимательно следить за своей внутренней духовной жизнью. Православный человек должен постоянно задавать себе вопрос «Зачем я это делаю?». Если ответ уходит в плоскость тщеславия, гордыни, если личные достижения выставляются на всеобщее обозрение с целью получения похвалы — нужно пересмотреть подходы к ЗОЖ.

Практически, если человек ведет внимательную духовную жизнь и регулярно посещает храм, у него не должен сформироваться перекос в сторону заботы о своем теле. Духовная жизнь требует много усилий и времени, и верующий человек должен, прежде всего, удовлетворять духовные потребности.

В жизненной иерархии христианина Бог всегда должен быть на первом месте, поэтому, если стоит выбор, куда отправиться — в храм или на тренировку — христианин всегда выберет храм. Но при этом никто не запрещает ему так выстроить график занятий, чтобы они не попадали в одно время с церковными богослужениями.

Телесное и духовное в человеке тесно взаимосвязано, и глупо считать, что влияние на тело не сказывается на душе. И, напротив, очищая себя духовно, мы укрепляем себя и физически.

Администратор

До недавнего времени спорт в нашей стране был вне Церкви. Советское безбожное государство не поощряло религию. Однако в настоящее время все больше спортсменов приходит к Вере, и сейчас уже встают вопросы о том, какого святого избирать покровителем того или иного вида спорта, который, разумеется, не противоречит заповедям Божиим.

В нашей стране очень хорошо развиты различные виды борьбы. Это в первую очередь старейший вид – греко-римская борьба, которая истоками уходит в древний Рим и Грецию, а так же более современные виды: спортивное и боевое самбо, вольная борьба, дзюдо, рукопашный бой.

Борьба – благородный вид спорта, который готовит мужчину к исполнению главного его долга – защите Веры и Отечества. Церковь благословляет мальчиков заниматься этим видом спорта.

Сегодня Православная Церковь чтит память святого мученика Нестора. Он служил в дружине святого великомученика Димитрия, воеводы Солунского.

Регистрация

В те времена, как впрочем и сейчас, воины непременно должны были владеть приемами какого-либо единоборства. Святой Нестор занимался борьбой. Житие не уточняет, каким видом борьбы он занимался, однако, памятуя о том, что в Греции была развита борьба, которая сейчас называется греко-римской, можно с большой долей вероятности предположить, что он упражнялся именно в этом виде спорта.

Святой Нестор жил в 306 году и был христианином. Однажды в Солунь приехал царь-язычник, который стал принуждать христиан отречься от своей Веры. Тех, кто не соглашался это сделать, он заставлял бороться со своим любимым борцом Лием, как сейчас скажут — супертяжеловесом. Вокруг арены были воткнуты копья лезвием вверх и побежденные сбрасывались на эти копья. Тогда святой Нестор вызвался побороться с Лием и победил его, сбросив на копья, за что был обезглавлен. Такова вкратце жизнь и подвиг покровителя борцов.

Но элементы греко-римской борьбы входят и в другие виды состязаний. По данной причине и борцы других стилей могут считать святого мученика Нестора своим покровителем.

В Оптиной Пустыни среди братии есть бывшие спортсмены-борцы, занимавшиеся "на гражданке" вольной борьбой, греко-римской борьбой, самбо, боксом.

Всех их поздравляю с праздником святого Нестора,  покровителя православных борцов!

Для многих поместных церквей уже стало традицией организовывать летние христианские лагеря, куда приглашают как верующую, так и неверующую молодежь. Перед их организаторами неизменно возникает вопрос, как построить лагерную программу. И, по примеру пионерлагерей, важное место обычно уделяется и спортивным мероприятиям. Однако механический перенос мирской спортивной программы в христианские лагеря по ряду причин не приемлем. Как быть? Каково вообще отношение Библии к спорту и к участию христиан в соревнованиях, о чем все чаще сообщают нам христианские СМИ? Попробуем разобраться в этом сложном явлении.

* * *

Выслушаем мнение профессора Московской духовной академии А. Осипова. Я не могу согласиться со многими его взглядами, как то: "христианство — это и есть православие", "помолиться на икону" или рассуждениями о мытарствах души после смерти. Но его взгляды на спорт заслуживают внимания. В одной из своих лекций на тему Христианство и культура он говорит:
"Посмотрите на соревнования. Когда каждый живет только одним — победить во что бы то ни стало, т.е. когда в человеке воспитывается подчас прямое чувство тщеславия. Отсюда неприязнь к сопернику. Смотрите, как в борьбе: кто кого победит. Какое чувство у побежденного к победителю? Почти не приходится сомневаться.
… Я считаю, что в том виде, в котором сейчас проходят многие соревнования, т.е. спорт как соревнование, — да, они порождают и разжигают страсти: американский футбол или т.н. "кошачьи бои".
… Мы говорим, что это крайности, скажут многие, но далеко не все. На эти бои собираются, на спортивных аренах что происходит? Основная масса людей заражена этим.
… Страсти. Это, конечно, христианство осуждает… Никто не говорит против того, чтобы были физические упражнения, какие-то соревнования, не связанные с накалом страстей… Развитие культа спорта, независимо от вида спорта, … уже печальное явление нашей цивилизации. Я ничего не вижу в этом, если мы открыто и честно скажем: мы не можем принять этих вещей. Они безнравственны. У христианства есть критерий. Почему же молодежи не поиграть в тот же волейбол или футбол, есть же городки, я это понимаю. Почему бы нет? Но надо быть очень внимательным к тому, чтобы не превратить это в культ, в страсть. Тогда это плохо."

Таков взгляд православного человека.

Посмотрим также на это явление изнутри. Как достигаются спортивные результаты? Не имея возможности расспросить об этом у чемпионов, чье слово имеет гораздо больший вес, прибегну к своему более чем скромному спортивный опыту.

Я рос худым и слабым ребенком. И когда на физкультуре впервые пришлось бежать кросс, безнадежно отстал и чуть не умер, так колотилось мое сердце. Мне это очень не понравилось и я занялся физкультурой. И уже в 7-м классе на спор приседал на одной ноге 50 раз, в 9-м получил школьную грамоту за подтягивание. На первом курсе университета — 3-й разряд по гимнастике. Со второго увлекся горным туризмом, стал инструктором, перворазрядником, членом Федерации горного туризма Киевского городского совета по туризму. Еще один первый разряд был по спортивному ориентированию. Достижения более чем скромные, если смотреть с Олимпа.
  Все эти годы, многократно участвуя в соревнованиях, я видел, как достигаются результаты в т.н. любительском спорте: через честолюбие и тщеславие, желание лидировать и прославиться, регулярно подогреваемое тренером. Эти стимулы тем более присущи спорту профессиональному. Высокие результаты достигаются, кроме того, крайним напряжением физических и душевных сил, мобилизацией воли спортсмена к победе, полной самоотдачей результату. Но и этого мало. В ход идет допинг, помощь экстрасенсов, нетрадиционные способы "завести" организм. Не чужды спортсменам стремление к деньгам и славе.

При серьезных занятиях спортом, кроме того, неизбежен риск перегрузок и травматизм, а в экстремальных видах — и гибели спортсмена. После достижения максимально возможных результатов и ухода со спортивной арены следует снижение нагрузок и резкая перемена образа жизни, душевная депрессия. Такова неизбежная сторона чемпионской медали.

Для чего же приносятся все эти жертвы? Оправданы ли они? Какие цели достигаются в социальном и личном плане?

С моей личной точки зрения профессиональный или любительский соревновательный спорт для христианина абсолютно не приемлем. Слишком высокая цена платится за слишком ничтожные результаты. Христос говорит: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" (Мф.11.29). Спорт же воспитывает лидерство и другие, противоположные смирению качества.

Христос показывает пример полной самоотдачи на служение Богу: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь" (Мф.22:37-38). Спортивная победа так же требует самоотдачи. Итак, "изберите себе ныне, кому служить" (И.Нав.24:15).

Соревнования любого рода также предполагают награду победителя, сильнейшего по плоти.

Православный блог

Писание же учит, что Дух Божий пребывает как раз в плоти немощной, ибо сильная плоть находится в постоянном искушении превозношения и самонадеянности, что граничит не с благословением, а с проклятием (Иер.17:5). Апостол Павел пишет, что Сила Божия совершается в немощи (2Кор.12:9). Поэтому христианским воспитателям следует задумываться о чувствах побежденных и исключать соревновательность как мирской педагогический прием.

Приемлемы ли с точки зрения христианской морали зрелищность и спортивные шоу? Нет. Участвуют ли христиане в зрелищах? Первые христиане участвовали в них, развлекая римлян своими страданиями на аренах за исповедание веры во Христа. Как же разительно переменилось христианство за две тысячи лет, когда спортсмены-христиане считают возможным добровольно развлекать ту же толпу! Современные императоры так же предусмотрительно заботятся о том, чтобы цены на хлеб и водку для народа были приемлемы. А современные амфитеатры по-прежнему жаждут зрелищ и пива.
— Какая там команда сегодня выступает?- слышится на трибунах,- Христианская, говорите? Это ж за них Бог играть будет? Ой, как интересно! Посмотрим… Ну, будьмо!
  Воистину, "Сын Человеческий, прийдя, найдет ли веру на земле?" (Лк.18:8)

Культ человеческого тела и олимпийские игры были очень хорошо знакомы апостолу Павлу, который проповедовал Христа в Греции. В письме к Тимофею он писал: "Упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей. Слово сие верно и всякого принятия достойно" (1Тим.4:7-9). Видим, что апостол называет телесные упражнения не бесполезными или греховным, но — мало полезными. Здесь речь идет о физической культуре, которая существенно отличается от спорта соревновательного.
"Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии" (1Кор.6:19-20). Итак, мы должны оказывать телу всего лишь разумное попечение. Крайности известного православию затворничества с самобичеванием или пудовыми веригами на теле так же неразумны, как и многочисленные культы тела, исповедующие "здоровый дух — в здоровом теле". Например Порфирия Иванова, кстати, умершего от простуды.

Человек, созданный для возделывания земли, прежде в поте лица выращивавший хлеб, стал цивилизованным. И его тело часто страдает от недостатка физической нагрузки. Малоподвижный образ жизни, гиподинамия, стала бичом цивилизации. Итак, принудительная физическая нагрузка для городского жителя сегодня совершенно необходима. Это и есть, собственно, та культура тела, без которой организм не может функционировать, а тело ребенка — нормально развиваться. К сожалению, давно уже не звучат с наших репродукторов бодрые призывы начать утреннюю или производственную гимнастику. Все меньше соотечественников можно увидеть бегающими по утрам. Да и просто выбирающихся из городских квартир на природу. Христианские лагеря могут с успехом восполнить этот недостаток двигательной активности городской молодежи.

Необходимо учитывать еще один аспект. В жизни христиан не должно быть праздности. Между тем, занятия спортом христианской молодежи могут выглядеть очень странно на фоне нужды окружающих их людей. Возможно, поблизости есть полезное дело, требующее той же физической нагрузки. Тогда физическая сила не будет потрачена впустую, а окружающие вместо соблазна получат благословение. Активный труд во славу Божию для нуждающихся в нем должен быть гораздо предпочтительней спортивных мероприятий. "Поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия" (Еф.5:15-17).

Если говорить о возможной программе физической подготовки в летних христианских лагерях, то я бы выделил обязательную физзарядку, водные процедуры — закаливание организма, кросс, индивидуальную гимнастику. Особо подчеркну практическое значение походов и путешествий. Навыков выживания и умения наладить быт в полевых условиях, преодоления сложных маршрутов, требующих терпения, выносливости, умения ладить между собой для достижения конечной цели. Подобные навыки могут также пригодиться для возможной миссионерской деятельности.

Успешная реализация этих программ возможна при раздельном подходе (отдельные лагеря для юношей и девушек, начиная с 12-14 лет), что тем более актуально, если мы приглашаем молодежь неверующую. Если мы практикуем раздельное расположение на богослужебных собраниях в наших церквях, то, разрешая нашей молодежи общаться так, как это делается в миру, не лицемерим ли мы? Ведь при занятиях спортом, купании и прочих массовых мероприятиях вид открытой плоти провоцирует у подростков появление греховных мыслей и желаний, способных разжигать похоти. Или христианская молодежь имеет иммунитет против диавольских козней?

В заключение хотелось бы обратить внимание на один прекрасный пример: "При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить" (Бытие,24:63). Столь полезное занятие, как поразмыслить наедине с природой, могло бы тоже с успехом реализовываться в христианских лагерях. Так же, как и рассматривание Божиих творений, что не менее полезно и назидательно (Рим.1:20). В рамках летнего лагеря для этого требуется не так уж много усилий.

25 мая 2003 г

Материалы сайта по теме Путешествия:

Николай Мещеряков. Рассказы бывалого туриста
Виталий Филин. В горы со страховкой
Дыхни-Ауш, экстремальный туризм
Зимнее восхождение на г. Народа
Дневник лыжного похода, восхождение на г. Народа, рисунки
Сельский туризм
Практические навыки выживания для миссионеров



Поисковые запросы в 2015 г:

где находится Бог • ряст фото • Володимир Великий • тюльпан Шренка • Библия бесплатно Украина • сон трава • Раав Библия • старые христианские песни • гвоздика бузька • конец света по Библии • заказать Библию бесплатно • Библия о смерти • гомеопатия и христианство • Библия скачать • Валаам пророк

Поисковые запросы 2011 г:

смысл жизни • летние христианские лагеря • Мигія • Південний Буг • адвентисты • Гранітно-степове Побужжя • свидетели иеговы • мытарства • Чернобыль • Раймер mp3




Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *