Византийское право, история которого насчитывает более тысячи лет, представляет собой уникальное явление для средневековой Европы. Оно характеризуется относительно высокой степенью стабильности, внутренней цельности, а также способностью приспосабливаться к меняющимся социально-экономическим и политическим условиям.

Эти качества права в Византии определялись рядом исторических факторов, среди которых особое значение имели традиционно сильная центральная императорская власть, римское правовое наследие, византийская христианская церковь. Эти факторы оказывали интегрирующее влияние на право, придавали ему свойства системности. Уже на ранних этапах развития государства в Византии сложилась своеобразная правовая система, которая выросла непосредственно из римского права, но испытала на себе влияние специфических переходных к феодализму отношений в обществе, отличавшемся большой социальной и этнической пестротой. Под влиянием времени и чисто местных условий, в частности разнообразных правовых обычаев, римские правовые институты постепенно эволюционировали. Но принципиальные основы римского права и правовой культуры не были подорваны и не подверглись коренным изменениям, чему в немалой степени способствовало длительное сохранение в Византии рабовладельческого уклада. Прямая преемственность римского и византийского права нашла свое отражение в использовании императорского законодательства в качестве основного источника права. Относительная стабильность политической системы Византии способствовала тому, что именно здесь были предприняты первые попытки кодификации императорских конституций, а затем и римского права в целом. Так, первым официальным сводом римских законов был составленный в 438 году Кодекс византийского императора Феодосия (Codex Theodosianus), в который вошли все императорские конституции со времени правления Константина (с 312 года). Тем самым в Византии утратило силу более раннее римское законодательство, не включенное в этот сборник. В IV-VI вв. в Византии наблюдается высокий уровень развития правовой мысли, складываются самостоятельные юридические школы (наиболее известные — в Бейруте и Константинополе). Среди юристов бейрутской школы, которые преподавательскую работу сочетали с участием в императорских кодификационных работах, особенно прославились Домнин, Скилиаций, Кирилл, Патрикий и др. Византийские юристы были не просто хранителями античных правовых и культурных традиций. Они адаптировали римское право применительно к новым потребностям общества, внося при этом изменения и вставки (интерполяции) в классические тексты римских юристов. Таким образом подготавливалась почва для проведения крупномасштабных кодификационных работ. Не случайно именно в Византии, как уже указывалось, в середине VI в. под руководством выдающегося юриста Трибониана была осуществлена всеобъемлющая систематизация римского права, итогом которой явился Свод законов Юстиниана (Corpus juris civilis). Эта кодификация вплоть до XI в. оставалась не только важнейшим источником действующего права Византии, но и была тем фундаментом, на котором окончательно сформировалась ее правовая система. Свод законов Юстиниана, являясь в своей основе переложением римского права, отразил и некоторые специфически византийские черты. Они обнаруживаются в ряде интерполяций в тексте Дигест, еще в большей степени в Кодексе и особенно в Новеллах Юстиниана. Эта последняя часть свода, выполненная не на латыни, а на греческом языке и включавшая около 160 конституций (новелл) самого Юстиниана, в значительной степени отражала своеобразные условия византийского общества того времени. Хотя в кодификации Юстиниана наметился известный поворот в сторону классического римского права, в ней в полной мере проявились тенденции, свойственные постклассическому периоду и получившие дальнейшее развитие на последующих этапах истории византийского права. Эти тенденции нашли свое выражение прежде всего в известном упрощении и «вульгаризации» римского права под влиянием позднеэллинистического (так называемого греко-восточного) права. Византийские юристы в отличие от своих классических предшественников, избегавших дефиниций и использовавших казуистический стиль изложения, стремились нередко к упрощениям, к прояснению терминов, к выработке простых и понятных определений. Так, в заключительной (50-й) книге Дигест введены специальные титулы (16 и 17), где дается толкование слов и основных понятий. Определение терминов было особенно употребительным в учебной литературе, в том числе в Институциях Юстиниана. Особой популярностью в это время пользовалась работа Кирилла Старшего «О дефинициях». На формирование византийской правовой системы значительное влияние оказали и правовые обычаи, особенно распространенные в восточных провинциях. Обычное право с присущим ему примитивизмом подрывало логическую стройность системы римского права, искажало ряд его институтов, но внесло в него жизненно важную струю, отразившую развитие новых общественных отношений: общинных и феодальных. Из позднегреческого права в Свод законов Юстиниана перешел такой институт, как эмфитевзис, новые формы усыновления и эмансипации подвластных лиц и т.д. Под влиянием восточного права было введено письменное делопроизводство и судопроизводство, что повлекло за собой отмену старой системы исков и утверждение экстраординарного (либеллярного) процесса. Ряд интерполяций, внесенных в Свод законов Юстиниана, проистекал не из юридической практики, а отражал распространенные в Византии идейные течения (платонизм, стоицизм, христианство). Особенно заметным в кодификации Юстиниана было влияние христианства. Так, Институции и Кодекс непосредственно открывались обращением императора к Христу, а в самих законодательных актах содержались многочисленные ссылки на священные книги. Некоторые правовые институты начинают трактоваться в чисто религиозном духе, так, брак уже рассматривается как «божественная связь» (nexum divinum). Под воздействием христианства в рационалистическую схему римского права вносятся и некоторые этические конструкции. Так, Юстиниан в Дигестах наряду с понятием права (jus) использует традиционное понятие «правосудие» (justitia), но толкует последнее как «справедливость», причем в духе христианской морали. Он включает в свод законов конструкцию естественного права (jus naturale), но трактует ее не в том смысле, как ее понимали классические юристы III в., а как право, установленное божественным провидением. Основные направления переработки классического римского права, нашедшие свое отражение в многочисленных интерполяциях, в кодификации Юстиниана, получили более полное развитие в последующей истории византийского права. В византийских судах применение кодификации Юстиниана наталкивалось на большие трудности. Ряд ее положений устаревал, но главное — она была слишком сложной и недоступной для населения империи. В связи с этим в VI-VII вв. для практических целей византийскими юристами составлялись упрощенные комментарии к законодательству Юстиниана на греческом языке в виде парафраз (пересказов), индексов (указателей), схолий (учебных примечаний). Широкую известность получили Парафразы Институций Юстиниана, составленные на греческом языке для студентов-юристов Феофаном, а также Схолии Стефана, включавшие знаменитый Индекс к Дигестам Юстиниана. Византийские юристы на основании извлечений из кодификации Юстиниана составляли и практические сборники, содержавшие перечни и образцы договоров, формуляры исков и т.п. В это же время в Византии был принят ряд новых императорских законов, где под влиянием развивающихся общинных порядков все чаще воспринимались нормы обычного права. Таким образом проявилась одна из характерных тенденций развития византийской правовой системы, а именно стремление императорской власти консолидировать все право в писаном законе.

Возникновение Византийской империи

Византийская империя выделилась в отдельное государство в 395 году, когда Римская империя была разделена на две части. Император единого государства Феодосий I поделил земли между двумя сыновьями. Западная Римская империя исчезла под нашествием варваров с политической карты мира примерно через восемьдесят лет после этого. Византия превратилась в единственную преемницу культуры и достижений цивилизации Древнего Рима. Она продолжала существовать и процветать тысячу лет, охватив период поздней античности и эпоху средних веков.

Замечание 1

Термин «Византийская империя» появилось после падения Восточной Римской империи. Западноевропейские историки стали так называть это государство по древнему названию города Константинополя. На его месте находился древний город Византий. Когда император Константин I в 330 году перенёс столицу империи и свою резиденцию на это место, то первоначально переименовал город Византий и дал ему название «Новый Рим». Новое имя не прижилось, утвердилось название от имени императора – Константинополь. Жители Византии считали себя римлянами, на греческом языке это звучало – ромеями. Свою державу византийцы называли Римской (по-гречески — ромейской) империей. Западные учёные именовали государство «империей греков», так как среди населения преобладало эллинизированное население, говорящее на греческом языке.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Византийская империя 470 руб.
  • Реферат Византийская империя 260 руб.
  • Контрольная работа Византийская империя 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Изначально Византийская империя формировалась как многонациональное государство:

  • греки и сирийцы,
  • египтяне и евреи,
  • грузины и армяне,
  • иллирийцы и фракийцы,
  • даки и копты,

а также множество других народов заселяли территорию государства.

Современники называли Византию «страной городов». Их насчитывалось несколько сотен. Иерархию городов возглавляли Константинополь, Александрия и Антиохия. В каждом городе проживало от двух до трёх сотен тысяч жителей. Столица располагалась на перекрёстке морских и сухопутных путей, соединяющих восток и запад, Европу и Азию. Византийское государство торговало с далёким Китаем и Индией, с королевствами Западной и Восточной Европы.

Великое переселение народов мало изменило ритм жизни Ромейской империи. Хитрые и дальновидные константинопольские монархи дипломатическим путём перенаправили варваров на западные территории. Под их напором Западная Европа превратилась в руины, в это время Византия расцвела и окрепла.

Политическое устройство Византии

Государственное устройство Византии представляло собой монархию. Власть сосредотачивалась в руках монарха – василевса. Императора считался недосягаем, он был лишь «ниже Бога и следующим после Бога». Ему починялась христианская церковь, называющая василевса защитником. Она добивалась для него от верующих богоравных почестей. Обращаться к монарху можно были только стоя на коленях. Изображения императора приравнивались к иконам.

При этом священной византийцы считали лишь должность императора, а не самого человека. Василевс не мог передать власть по наследству, нового императора избирала армия, синклит (сенат)и народом. За тысячелетие Византийского царства трон занимали 109 персон, среди которых были солдаты, крестьяне и конюхи. Лишь 34 императора умерли свой смертью. Остальные вынуждены были отречься от престола или погибали от рук заговорщиков.

Значение Византии

Византийская империя стала своеобразным соединительным звеном между античностью и новой историей. Недаром её называют «золотым мостом». Наступление «тёмных веков» раннего средневековья могло погубить все достижения Древнего Рима. Византия же смогла их сохранить. Сбереженное наследство античной культуры византийцы соединили с достижениями христианства, распространили среди соседних народов и передали потомкам.

В систему источников византийского права входят:

  • — Кодекс Феодосия (438 г.) и «Свод гражданского права» Юстиниана (529—534 гг.) — итог кодификации римского права;
  • — императорские указы (новеллы) формулировали нормы права и определяли структуру и компетенцию центральных и местных органов власти и управления;
  • — Эклога (726 или 738—739 гг.) , основанный на нормах свода Юстиниана, в состав которого вошли только актуальные нормы права, не противоречащие новеллам;
  • — номоканоны (сборники церковного и светского права), а также постановления Вселенских соборов и патриарха, являвшиеся источниками церковного права, которое играло особую роль в праве Византии;
  • — Земледельческий закон (вторая половина VIII в.), регулировавший общинные земельные отношения;

Военный закон (вторая половина VIII в.) регулировал ответственность военнослужащих за совершение воинских преступлений;

  • — Морской закон (вторая половина VIII в.), определявший правовые нормы, регулирующие права и обязанности судовладельца, меру его ответственности, размер заработной платы членов экипажа;
  • — Прохирон («Ручная книга законов», 879 г.) — краткое изложение гражданских, уголовных, процессуальных норм права, а также канонического права для применения в судах;
  • — Ревизия древних законов (884 г.) — актуальные нормы свода Юстиниана, для использования в судебной практике;
  • — Эпанагога (884—886 гг.) — новое руководство для судей, представлявшее собой Прохирон с учетом «Ревизии древних законов» и новелл Василия I;
  • — Базилики1 («Царские законы») (888—889 гг.), содержание которых заключалось в изменении норм свода Юстиниана;
  • — Хрисовулы («золотопечатные грамоты») — торжественные грамоты византийского императора; в форме хрисовул публиковались законы, государственные договоры с иностранными державами, важнейшие императорские пожалования;
  • — Шестикнижие3 (1345 г.) — частная кодификация судьи Арменопула, содержащая нормы гражданского и уголовного права Византии и имевшая широкое распространение.

Вещные права. Широкое распространение среди византийской аристократии получило частное землевладение (бенефиций), которое позже стало феодальной формой землевладения.

Из римского права были сохранены институты собственности, сервитутов, залога, наследственной аренды. В IX—X вв. появилось владение под условием военной службы — ирония, первоначально дававшееся пожизненно, а впоследствии перешедшее в разряд наследственной собственности. Прониар обладал судебной и административной властью.

Брачно-семейное право регулировалось нормами православного церковного права. Брак был моногамным: лицо, состоящее в браке, не могло заключить новый до расторжения предыдущего, браки между родственниками запрещались. По своду Юстиниана нельзя было вступать в брак кровным родственникам. Эклога не разрешала сочетаться браком «родителям с детьми, братьям с сестрами и их детям, двоюродным братьям и их детям, отчиму с падчерицей, свекру со снохой (с женой брата), равно

и отцу и сыну с матерью и дочерью и двум братьям с двумя сестрами». В Ирохироне запрет вступать в брак между собой установлен для кровных родственников до пятой степени включительно, в Базиликах — до шестой степени, а с 1166 г. — до седьмой степени кровного родства . За нарушение запрета виновных в кровосмешении казнили путем отсечения головы. Препятствием к заключению брака являлось и духовное родство; запрещалось вступление в брак крестному с его крестной дочерью и ее матерью, за нарушение полагалось отсечение носа, как и за прелюбодеяние.

Заключению брака предшествовало обручение по особому церковному обряду, которое могло быть расторгнуто в следующих случаях:

  • — стойкого нежелания обрученных;
  • — заключения брака без согласия родителей и опекунов;
  • — нахождения в кровном родстве обрученных;
  • — развратного поведения жениха или невесты;
  • — осуждения в качестве преступника жениха или невесты;
  • — безвестного отсутствия не менее трех лет;
  • — тяжкой болезни, продолжавшейся не менее двух лет;
  • — сумасшествия;
  • — ухода в монастырь.

В Новеллах было установлено два вида обручения: гражданское (могло заключаться с семилетнего возраста) и церковное (торжественный обряд только над лицами, достигшими брачного возраста). С XI в. юридически было уравнено церковное обручение и брак, при этом дети, рожденные у обручившихся, были равны в правах с детьми, рожденными в браке.

Венчание (не более трех раз) признавалось единственной формой брака, условиями которого были: достижение брачного возраста (для невесты — 12 лет, для жениха — 14 лет; в Экоге 13 и 15 лет соответственно); взаимное согласие жениха и невесты, их родителей или опекунов; отсутствие других брачных уз, а также кровного родства или свойства. В церковном праве был установлен и верхний возрастной предел для вступления в брак: для вдов — в 60 лет, для мужчин — в 70 лет.

Развод мог произойти только но судебному решению в соответствии с определенными обстоятельствами, к числу которых могли быть отнесены:

  • — обвинение в совершении государственного преступления;
  • — покушение на жизнь супруга;
  • — аборт;
  • — прелюбодеяние;
  • — недостойное поведение жены («участие в пирах с посторонними мужчинами, отлучка на ночь из дома; посещение женой без ведома мужа публичного зрелища»).
  • 4

Жена могла развестись в случаях, когда ее муж бездоказательно обвинил ее в измене или пытался свести ее с другим.

В сфере имущественных отношений между супругами следует отметить факт сохранения приданого и предбрачных подарков, которые супруги не имели права отчуждать за некоторыми исключительными случаями (например, для приобретения нового имущества, которое может дать более крупный доход). Муж имел право пользования доходами с имущества, входившего в состав приданого жены, но совершение любых сделок с ним было запрещено, жена могла продать свое приданое только при необходимости уплаты долгов, пропитания мужа и ее кровных родственников.

Наследственное право. Наследование по закону было строго регламентировано, были определены четыре очереди, причем ближняя исключала дальнейшую:

  • — сыновья и дочери, внуки;
  • — отец и мать;
  • — братья и сестры;
  • — вдова наследодателя, причем она могла наследовать только 1 /2 часть наследственной массы, а остальное имущество передавалось в государственную казну.

Если родственников не было, то выморочное имущество также переходило государству.

В Византии разрешалось наследование по завещанию, оформление которого было законодательно закреплено: обязательная письменная форма и присутствие свидетелей, подтверждавших волю наследодателя своими подписями. Запрещалось составлять завещание до достижения 14 лет, глухонемому, слабоумному, находившемуся в пьяном виде или под опекой за расточительство, осужденному за преступление и перешедшему в другую веру. Завещательная воля не распространялась на обязательную долю детей и родителей (фалкидион), а также на приданое и подарки, сделанные мужем жене. Недостойными наследниками признавались обвиняемые в оскорбительном поведении по отношению к завещателю, в совершении преступления, в позорном поведении и отступники от православия.

Уголовное право. Возраст уголовной ответственности наступал с семи лет.

Систематика преступлений и наказаний включала:

  • — государственные преступления (измена, заговоры против императора; другие действия, направленные против государства и царя) карались смертной казнью через сожжение;
  • — религиозные преступления (вероотступничество, переход в ислам или иудаизм, святотатство над мертвыми, колдовство) карались смертной казнью через отсечение головы или повешение; нарушение клятвы и лжесвидетельство — вырыванием языка;
  • — преступления против личности (убийство, побои, истязания, клевета, продажа свободных в рабство). В зависимости от тяжести одного и того же преступления назначались различные наказания, так, убийство каралось отрубанием головы, а убийство родственников — сожжением. За нанесение телесных повреждений по принципу талиона применялись членовредительские наказания;
  • — преступления против собственности (кража, грабеж, разбой, поджог и неосторожное обращение с чужим имуществом). При этом кража и грабеж карались штрафом в двойной или четверной цене похищенного имущества соответственно, а за разбой следовало сажание на кол;
  • — преступления против нравственности и семьи (прелюбодеяние, кровосмешение, изнасилование, растление малолетних, мужеложество, скотоложество, многобрачие, насильственный брак, похищение женщины). В зависимости от отношения к этим преступлениям в обществе наказание могло быть в виде смертной казни, членовредительства с изгнанием или острижением.

Дополнительно к основному наказанию назначалась конфискация имущества для государственных преступников, еретиков, если их дети не были православными, замужней женщины за связь со своим рабом.

Судебный процесс. В византийском праве, так же как и в странах канонического католического права по уголовным делам, применялся инквизиционный процесс, основой которого были: презумпция виновности, применение пытки при допросе, тайность процесса и обязательность записи судебной процедуры.

В процессе использовались свидетельские показания, но, в отличие от гражданских дел (применялся принцип состязательности), где свидетели приглашались в судебное присутствие сторонами, в уголовном их присутствие было обязательным по вызову судебных органов. Свидетельские показания не признавались достоверными, если они делались женщиной, несовершеннолетним, слабоумным, слугой, глухим, обвиняемым в подлоге, еретиком или евреем против православного.

Специфика и этапы политико-правового развития Византии

Византийское государство возникло в 395 г. в результате раздела императором Феодосием I единой Римской империи на две части: Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю – Византию. Название государства происходит от древней мегарской колонии Византий, на месте которой римский император Константин Великий в 330 г. основал новый город Константинополь. Византию именовали «христианской империей ромеев», а подданные Восточной Римской империи считали себя ромеями, т.е. римлянами, державу – ромейской, императора – василевсом, являющимся продолжателем традиций римских императоров.

Византийская империя превратилась в мировую державу, в состав которой до начала арабских завоеваний (VII в.) входили обширные территории: Балканский полуостров, Малая Азия, Месопотамия, Сирия, Палестина, Египет, часть Армении, острова Крит, Родос, Кипр. На этих землях жили греки, даки, фракийцы, иллирийцы, армяне, грузины, сирийцы, евреи, эллинизированные малоазийские племена и др. Грекам принадлежало, однако, главенствующее положение, а греческий язык был наиболее распространенным. В борьбе с арабскими и славянскими нашествиями (вторая половина VII в.) территория империи сократилась вдвое. Византия стала намного однороднее по национальному составу и превратилась в греко-славянское государство. Его экономической основой было свободное крестьянство, а земля находилась в распоряжении крестьянской общины.

Развитие средневекового византийского государства и права имело существенные отличия но сравнению с Западной Римской империей и феодальными монархиями Западной Европы. Специфика государственно-правового развития была обусловлена влиянием как внешних, так и внутренних факторов.

Во-первых, запаздывающий характер формирования феодального государства и права в Византии: законченные черты институты централизованной феодальной монархии в Византии приобретают лишь в IX–XI вв. Это было связано с тем, что кризис рабовладельческого хозяйства в богатых восточных провинциях Римской империи ощущался менее остро, чем в Западной Римской империи. Обособление в отдельное государство восточных провинций способствовало экономическому подъему и концентрации материальных и военных ресурсов. В результате развития производительных сил мелкое самостоятельное хозяйство стало наиболее выгодной формой земледельческого и ремесленного производства. Эта экономическая тенденция к укреплению и распространению индивидуального хозяйства пробивала себе дорогу на Востоке с бо́льшим успехом, чем на Западе. Она выразилась в массовом переводе рабов на пекулий и в городе, и в деревне. К тому же рабский труд играл меньшую роль в сельском хозяйстве восточных провинций по сравнению с западными. Главными производителями были колоны и свободные общинники. Большинство колонов было прикреплено к земле и несло повинности в пользу государства и своих господ, а свободные крестьяне жили соседскими общинами («митрокомиями») и были связаны круговой порукой в уплате налогов фиску (казне).

Во-вторых, государство в Византии было сверхцентрализованным: сильная императорская власть, централизованный бюрократический аппарат и религиозное единство в лице православия имели решающее значения для сохранения целостности, экономического прогресса и обеспечения преемственности власти на протяжении одиннадцати веков ее существования. Огромные размеры территории, потребность в устойчивых экономических связях между областями и провинциями, бесконечные набеги варваров обусловили существование сильной самодержавной власти императора в течение всей политико-правовой истории Византии. Византийская автократия (самодержавие) опиралась на поддержку православной церкви и многочисленных народов империи, сплотившихся в борьбе против внешних врагов. Для отражения внешней угрозы в провинциях гражданская и военная власть была сосредоточена в руках генерал-губернаторов (стратегов). Разделение труда в масштабах империи, хозяйственная специализация областей и провинций, бурное развитие ремесла и торговли объективно требовали создания устойчивых экономических связей, товарно-денежных отношений, которые могли быть гарантированы лишь сильной императорской властью. Государство активно вмешивалось в экономическую жизнь, регулируя ее с помощью громоздкого бюрократического аппарата.

Его содержание дорого обходилось подданным империи: их облагали новыми налогами, нещадно эксплуатировали. Для подавления народных восстаний и волнений также было необходимо сильное государство.

В целях обеспечения внешней безопасности, поддержания гражданского мира и стабильного экономического благополучия постоянно совершенствовались государственный аппарат, армия, карательные органы. Это позволило Византии, в отличие от Западной Римской империи, покоренной варварами, обеспечить защиту своих границ от внешних вторжений руками самих варваров (они составляли основную часть наемного войска) и благодаря помощи союзных племен. Волны варварских нашествий не смогли разрушить существующий порядок и систему хозяйствования и лишь способствовали постоянному совершенствованию системы управления империей.

В-третьих, византийское государство представляет собой специфическую форму неограниченной монархии – автократию (самодержавие). Византийская автократия не может быть отнесена ни к восточным деспотиям, ни к феодальным монархиям в Западной Европе, она представляет, в известном смысле, синтез обеих авторитарных систем правления. Длительное время развитие государственных и правовых учреждений Византийской империи осуществлялось путем рецепции (заимствования) политических институтов, системы управления и законодательства Римской империи. Западная политическая традиция предполагает теологическую и правовую легитимацию власти императора. Несмотря на указания о божественном характере императорской власти, она до IX в. была не наследственной, а выборной. В восточной политической традиции заимствуются сакральность персоны императора и неограниченный характер самодержавной власти.

Но для византийской автократии характерна более высокая степень жестокости и насилия в реализации интересов господствующего класса, сочетающаяся с лицемерием и обманом. Одним из существенных отличий самодержавной власти византийского императора является опора на православную веру как на важнейшее средство легитимации своей власти. В теории «согласия и единомыслия» император рассматривался в качестве «верховного государя и священника», способного устанавливать основы христианской веры. В отличие от западного феодализма, где церковь боролась за политическую гегемонию, в Византии церковь была встроена в государственную власть в качестве элемента механизма духовного подавления масс и опоры императорской власти. В этом смысле византийское государство относится к идеократическим, где одним из важных источников самодержавной власти является идея, единая идеология, способная интегрировать население вокруг правителя. Таковой выступала концепция самодержавной власти.

История средневекового византийского государства и права насчитывает свыше тысячи лет – с 395 г. до завоевания столицы Византии – Константинополя турками в 1453 г. Политико-правовая история Византийской империи отличается от развития феодального государства и права в Западной Европе и с точки зрения эволюции форм устройства государственной власти подразделяется на три этапа.

  • 1. Ранневизантийская автократия (IV–VII вв.). На этом этапе византийское государство сохраняло основные черты позднеримской империи: громоздкий военно-бюрократический аппарат, законодательство, местное управление. Государственный строй данного этапа – военно-бюрократическая монархия рабовладельческого тина, в которой власть императора объявлялась божественной и носила самодержавный характер. Однако всесилие императорской власти на практике было ограничено сохранением некоторых политических традиций римской республиканской государственности: выборности императора, сената, оппозицией политических партий знати. Режим рабовладельческой автократии не был устойчивым: во-первых, происходил переход от рабовладения к феодально-сословному строю, а во-вторых, в результате набегов варвары (славяне), селились на землях империи и возрождали старинные общинные порядки, несовместимые с рабовладением.
  • 2. Классическая феодальная автократия (VII–XII вв.). На этом этапе происходило интенсивное формирование феодальных порядков, а централизованное государство приобретает черты совершенного самодержавия. Императорская власть достигает наивысшего расцвета, она опирается на поддержку православной церкви и кодифицированное законодательство.
  • 3. Феодальная раздробленность и распад единого государства (XIII–XV вв.). Поздневизантийская феодальная автократия характеризуется упадком императорской власти и ростом политического влияния полунезависимых феодальных княжеств, частыми междоусобными войнами. Это привело к гибели Византийской империи, которая была завоевана турками в 1453 г.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *