Содержание

Сохранение и управление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени.

Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…»

На состояние здоровья детей оказывают существенное влияние, как неблагоприятные социальные факторы, так и экологические, демографические, климатические условия, а именно:

  • наследственность
  • неблагоприятная экологическая обстановка
  • электронно-лучевое и «метало-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов)

Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка-дошкольника оказывают отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению.

Например, нарушение осанки сочетаются с нарушением работы многих органов и систем растущего организма. Дети при этом, как правило, страдают плохим зрением, заболеваниями органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У них обычно отмечается повышенная утомляемость и плохое самочувствие.

Почему у современного ребенка развиваются нарушения осанки?

Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания в неонатальном и более позднем периоде развития ребенка, связанные с ограничением двигательной активности. Все это отрицательно сказывается на состоянии скелетных мышц и позвоночника. Многое зависит от наследственности, но не в том смысле, что дети наследуют от родителей уже искривленный позвоночник. Нет, обычно дети рождаются с нормальным позвоночником, однако очень часто перенимают от родителей привычки неправильно сидеть, стоять и ходить, а также вынужденные неудобные позы, например, при чтении или письме. Перегружает позвоночник избыточный вес.

Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденно сидящего человека, с небольшими естественными изгибами позвоночника: в шейном и поясничном отделах вперед, в грудном и крестцовом – назад. В Толковом словаре В.И. Даля записано: «Под осанкой разумеют стройность, величавость, приличие и красоту». Развивая это определение, необходимо дополнить и «основу здоровья».

При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно и симметрично, плечи развернуты, ноги прямые. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях.

Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника.

Наиболее частыми нарушениями осанки у детей дошкольного возраста являются отстающие лопатки, сведенные плечи, ассиметрия надплечий, сутуловатость.

При вялой осанке голова опущена, грудь уплощена, плечи сведены, лопатки отстают от спины, ноги слегка согнуты в коленях. При сутуловатости голова выдвинута вперед, плечи сильно сведены, живот выпячен. Для лордической осанки характерен увеличенный прогиб поясничного отдела позвоночника, для кифотической – увеличение глубины как шейного, так и поясничного изгибов (спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен).

Большая часть этих нарушений носит чисто функциональный характер и связана в основном с нарушение симметрии мышечного тонуса (слабость мышечного тонуса). Причинами этих функциональных нарушений осанки могут быть общая ослабленность организма, нерациональная организация режима, нарушение зрения, понижение слуха, недостаточность общего физического развития и слабая двигательная активность. К гораздо более серьезным нарушения относится сколиоз, в основе которого лежит боковое искривление позвоночника со скручиванием (торсией) позвоночника.

Важно как можно раньше начать профилактику дефектов или коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища. Самые лучшие средства для профилактики нарушений осанки: движение во всех видах, подвижные игры на воздухе, утренняя гимнастика, закаливание, достаточное освещение и правильно подобранная мебель, постоянное наблюдение за позой ребенка во время игры, занятий, специальные комплексы упражнений.

Профилактика и устранение нарушений осанки – процесс длительный, требующий от ребенка осознанного отношения и активного участия.

В основу использования специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение её дефектов, должны быть положены следующие принципы: индивидуально-дифференцированный подход каждому ребенку и постепенное нарастание трудности выполнения физических упражнений. При подборе и использовании упражнений необходимо учитывать уровень физического развития, состояние здоровья каждого ребенка и в соответствии с этим правильной осанки применяются специальные упражнения.

Общие методические рекомендации

Очень важно убедить детей заниматься систематически специальными упражнениями. Растущий организм ребенка еще не сформирован, поэтому необходимо следить за тем, чтобы занятия не вызывали перенапряжения. Если ребенок неустойчив в какой-то позе, лучше всего выйти из нее, отдохнуть и перейти к другому упражнению. Ослабленные дети могут пробовать выполнять позы по выбору. Начинающим не стоит перенапрягаться, чтобы скорее достичь выполнения позы. Важно, чтобы прошло хотя бы 2 часа после еды перед началом занятия. Желательно не смешивать энергичные упражнения и игры с практикой. Комплекс рассчитан на 2 дня: первый день – упражнения в положении стоя, второй день – упражнения в положении лежа.

Ходьба

Ходьба с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах, ходьба по бревну, скамейке и спрыгивание.

Упражнения, выполняемые в положении стоя

  1. Поза горы

Основная стойка – встать твердо и прямо как гора. Все позы стоя, описанные ниже, начинаются именно в этой стойке с опущенными руками.

Техника. Встать прямо, соединив стопы так, чтобы пятки и большие пальцы ног соприкасались. Живот втянут, грудь вперед, шею держать прямо. Нельзя переносить вес тела только на пятки или на пальцы, а следует равномерно распределять между ними.

Эффект упражнения. Формируется правильная осанка, умение управлять своими движениями.

  1. Выпад вперед, руки вверх

Техника. Из основной стойки поднять руки вверх, сложив ладони вместе. Сделать глубокий выпад вперед правой ногой, голову поднять и смотреть на сложенные руки. Угол в коленном суставе правой ноги составляет примерно 900, левая нога – прямая. Держать позу 20-30 секунд. Дыхание свободное. Вернуться в исходное положение и выполнить упражнение с выпадом левой ногой.

Эффект упражнения. Укрепляются мышцы спины, ног, плеч.

  1. Выпад в сторону

Техника. Из основной стойки развести руки в стороны. Сделать глубокий выпад в сторону правой ногой. Туловище держать прямо. Угол в коленном суставе правой ноги составляет примерно 900, левая нога – прямая. Держать позу 20-30 секунд. Дыхание свободное. Вернуться в исходное положение и выполнить упражнение с выпадом левой ногой.

Эффект упражнения. Укрепляются мышцы спины, плеч. Способствует профилактике нарушений осанки.

  1. Растяжка спины

Техника. Встать в основную стойку. Соединить ладони за спиной. Поднять ладони вверх на уровне лопаток. Ноги расставить шире плеч. Нагнуть туловище вперед к колену правой ноги. Сохранять позу 20-30 секунд, дыхание нормальное. Вернуться в основную стойку, убрав руки со спины. Если не удается сложить кисти рук за спиной, можно захватить запястье и совершать указанные движения.

Эффект упражнения. Укрепляются мышцы ног и спины, увеличивается подвижность в плечевом поясе.

  1. Поза треугольника

Техника. Из основной стойки прыжком расставить ноги шире плеч. Руки поднять в стороны на уровне плеч, ладони вниз. Повернуть правую и левую стопу вправо, левая нога вытянута. Наклонить туловище вправо, коснуться правой ладонью правой лодыжки, можно положить ладонь на пол. Вытянуть левую руку вверх. Сохранять позу 30-40 секунд, дыхание глубокое, ровное. Возвратиться в исходную позицию. Выполнить упражнение в другую сторону.

Эффект упражнения. Увеличивается подвижность в тазобедренных суставах и позвоночном столбе, расширяется грудная клетка.

  1. Поза «руки за спину»

Техника. Из основной стойки завести руки за спину и соединить ладони вместе. Прогнуться назад и держать позу 20-30 секунд. Возвратиться в исходную позицию.

Эффект упражнения. Улучшается гибкость позвоночника. Развиваются мышцы, определяющие красивую прямую осанку.

  1. Поза «ласточки»

Техника. Из основной стойки наклониться вперед. Вытянуть правую ногу параллельно полу, руки вытянуть вперед. Руки, туловище и левая нога составляют прямую линию. Удерживать позу 20-30 секунд, возвратиться в исходное положение. Повторить упражнение с подниманием левой ноги.

Эффект упражнения. Активно тренируются мышцы спины, задней поверхности бедра, плечевого пояса.

Упражнения, выполняемые в положении лежа

Освоив упражнения, выполняемые в положении стоя, можно перейти к выполнению следующего комплекса из исходного положения лежа на спине или на животе. Для выполнения упражнения можно использовать любые коврики или подстилки. Закончив любое упражнение, нужно отдохнуть в течение 1-2 минет в положении лежа (поза 5). Комплекс завершается расслаблением лежа в течение 3-5 минут.

  1. Поза «наклон вперед сидя»

Техника. Лечь на спину, ноги вместе. Медленно сесть, наклониться вперед, стараясь коснуться руками стоп. Наклониться вперед как можно ниже и ухватиться за ноги. Опустить голову и расслабиться в этом положении. Удерживать позу около 20 секунд. Выйти из позы, сесть прямо, затем опустить спину на пол. Руки вдоль туловища ладонями вверх. Ноги слегка развести врозь. Расслабиться.

Эффект упражнения. Поза благотворно влияет на мышцы спины, икры ног и на область живота.

Поза «лодки» (прогибание назад)

Техника. Лечь животом на пол. Руки отведены назад. Поднять одновременно голову, грудь, ноги как можно выше. Ни ладони, ни ребра не должны касаться пола, на полу только живот. Оставаться в таком положении 10-15 секунд при нормальном дыхании.

Эффект упражнения. Корректируются нарушения осанки, позвоночник становится эластичным, тренируются мышцы таза.

  1. Поза «кобры»

Техника. Лечь на живот, ноги вместе. Положить кисти рук на пол на уровне плеч ладонями вниз. Медленно подняться вверх и максимально прогнуться, не отрывая нижнюю часть живота от пола. Смотреть вверх. Сохранять позу около 20 секунд, дышать нормально. После этого медленно опустить на пол вначале грудь, а затем голову.

Эффект упражнения. Благотворное влияние на мышцы спины. Укрепляется позвоночник.

  1. Поза «лука»

Техника. Лечь на живот, ноги держать вместе. Согнуть ноги в коленях и ухватиться за лодыжки. Руки держать выпрямленными. Постарайтесь ноги и стопы держать вместе. Медленно поднимать голени. Постарайтесь прогнуться назад так, чтобы живот лишь касался пола. Смотреть вверх. Держать позу около 10 секунд. Медленно опуститься в исходное положение. Расслабить все тело.

Эффект упражнения. Благотворное влияние на все тело, особенно на позвоночник и живот.

  1. Поза для расслабления мышц лежа

Техника. Лечь на спину, раздвинув стопы примерно на 40 см. Голова затылком касается пола. Руки положить ладонями вверх и отодвинуть их от туловища. Закрыть глаза и расслабиться. Дышать глубоко, постепенно замедляя дыхание. Оставаться в этом положении 3-5 минут

Эффект упражнения. Эта поза полезна для расслабления всего тела.

Заключение

Очень важно, чтобы ослабленный ребенок прочно усвоил корригирующие упражнения. Впоследствии он сможет выполнять их самостоятельно, и не механически, а осмысленно. Это в несколько раз повысит эффективность занятий, поскольку в этом случае к технике подключается умственная работа, ребенок прислушивается к своим ощущениям.

ЗОНА ОСОБОГО ВНИМАНИЯ – ПОЗВОНОЧНИК

Позвоночник – это сложнейшая конструкция. Позвонки составляют его основу, межпозвонковые хрящи, суставы позвоночных отростков и связочный аппарат скрепляют позвонки между собой.

Позвоночник – это:

  • жесткий стержень, который поддерживает туловище; голову и пояс верхних конечностей;
  • надежная опора всех рычагов из костей и мышц;
  • прочный «защитный футляр” спинного мозга;
  • гибкая цепь, которая позволяет туловищу сгибаться и поворачиваться;
  • эластичная рессора, которая гасит удары и толчки и удерживает равновесие тела.

Позвоночник должен быть подвижен, устойчив и достаточно крепок.

Он вынужден приспосабливаться к различным условиям жизни: к неудобной мебели, сиденью автомобиля, к работе за прилавком или станком, к тяжелым сумкам и торможению автобуса в час пик. Мышцы, окружающие позвоночник, обеспечивают две его противоположные функции – подвижность и стабильность. Подвижность в каждом межпозвоночном суставе по отдельности невелика, но позвоночник в целом достаточно гибкая система. Координация работы мышц обеспечивает гармоничные движения позвоночника. Главную роль в сохранении вертикальной позы играют мышцы спины, выпрямляющие позвоночник и подвздошно-поясничные мышцы. Для стабильности позвоночника очень важны давление в грудной и брюшной полостях. Мышцы брюшного пресса имеют не меньшее значение для удержания осанки и защиты позвонков от смещения и травм, чем мышцы спины. Мышечная тяга вырабатывает изгибы позвоночника, стимулирует его нормальное развитие. Хорошо развитый мышечный корсет способен защитить позвоночник от травмирующих нагрузок.

Нарушение мышечного тонуса происходит при любых неполадках в позвоночнике. Слабость мышечного корсета, неравномерный тонус мышц неизбежно связаны с усилением или уплощением физиологических изгибов позвоночника либо его боковым искривлением.

Между «просто” нарушениями осанки и болезнями позвоночника нет четкой границы. Две наиболее распространенные «напасти”, связанные с позвоночником, — нарушения осанки и остеохондроз – это две стороны одной медали, звенья одной цепи.

Осанка

Определение осанки: привычная поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. В более широком понимании осанка – это и положение тела в различных статических позах, и особенности работы мышц при ходьбе и при выполнении различных движений. Осанка зависит от формы позвоночника.

У новорожденного позвоночник имеет форму равномерной дуги. Формирование первого изгиба – шейного лордоза – начинается после рождения ребенка, когда малыш поднимает голову. Второй изгиб – грудной кифоз – начинает формироваться, когда ребенок садится и ползает на четвереньках. Когда ребенок начинает стоять и ходить, формируется третий изгиб – поясничный лордоз, и, начиная с трех – четырех лет, образуется арочная форма костей стопы.

В дошкольном и младшем школьном возрасте осанка у детей неустойчива, с возрастом она продолжает формироваться и приобретает индивидуальные особенности. Больше всего вредят позвоночнику ребенка плохое физическое развитие и невнимательное отношение родителей к формированию правильной осанки

Нарушения осанки сами по себе не являются болезнью, но они создают условия для заболеваний не только позвоночника, но и внутренних органов. Плохая осанка – это или проявление болезни, или состояние предболезни. Главная опасность нарушений осанки состоит в том, что при этом ничего не болит до тех пор, пока не начнутся дегенеративные изменения в межпозвоночных дисках (остеохондроз).

Плохая осанка снижает запас прочности организма: сердце бьется в тесной грудной клетке, впалая грудь и повернутые вперед плечи не дают расправиться легким, а выпяченный живот нарушает нормальное положение органов брюшной полости. Уменьшение физиологических изгибов позвоночника (плоская спина) в сочетании с плоскостопием, приводит к постоянным микротравмам головного мозга и повышенной утомляемости, головным болям нарушениям памяти и внимания.

Чаще всего плохая осанка сочетается с плохим развитием мышц и сниженным общим тонусом организма, с нарушенным из-за неправильного положения головы кровоснабжением головного мозга, слабым зрением.

Типично «детские” болезни позвоночника – юношеский кифоз и сколиоз – считаются системными ( то есть общими) заболеваниями, которые часто сопровождаются нарушениями обмена веществ.

Хорошая осанка

При правильной осанке все части тела расположены симметрично относительно позвоночника, нет поворотов таза и позвонков в горизонтальной плоскости и изгибов позвоночника или косого расположения таза – во фронтальной, остистые отростки позвонков расположены по средней линии спины. Проекция центра тяжести тела при хорошей осанке находится в пределах площади опоры, образованной стопами, примерно на линии, соединяющей передние края лодыжек.

Правильная осанка у дошкольника, школьника, а также у юноши и девушки в период полового созревания различаются.

Нормальная осанка дошкольника

Грудная клетка симметрична, плечи не выступают к переди, лопатки слегка выступают назад, живот выдается вперед, ноги выпрямлены, намечается поясничный лордоз. Остистые отростки позвонков расположены по средней линии спины.

Нормальная осанка школьника

Плечи расположены горизонтально, лопатки прижаты к спине ( не выступают). Физиологические изгибы позвоночника выражены умеренно. Выпячивание живота уменьшается, но передняя поверхность брюшной стенки расположена кпереди от грудной клетки. Правая и левая половина туловища при осмотре спереди и сзади симметричны.Сагиттальная плоскость делит тело на правую и левую половины. В этой плоскости происходит сгибание (наклон вперед) и разгибание (наклон назад).

Нормальная осанка юноши и девушки

Остистые отростки расположены по средней линии, ноги выпрямлены, надплечья опущены и находятся на одном уровне. Лопатки прижаты к спине. Грудная клетка симметрична, молочные железы у девушек и соски у юношей симметричны и находятся на одном уровне. Треугольники талии (просветы между руками и туловищем) хорошо заметны и симметричны. Живот плоский, втянут по отношению к грудной клетке. Физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, у девушек подчеркнут поясничный лордоз, у юношей – грудной кифоз.

У здоровых, гармонично развитых людей юношеская осанка сохраняется до глубокой старости.

Правильная осанка и типичные варианты ее нарушений:

Сагиттальная плоскость делит тело на правую и левую половины. В этой плоскости происходит сгибание (наклон вперед) и разгибание (наклон назад).

Тест на правильность осанки в сагиттальной плоскости – встать спиной к стене без плинтуса. Затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки должны касаться стены, расстояние между стеной и телом в районе шейного и поясничного лордозов примерно – 2-3 пальца.

Фронтальная плоскость делит тело на переднюю и заднюю стороны. Во фронтальной плоскости происходят наклоны туловища вбок. Искривление позвоночника во фронтальной плоскости и асимметрия правой и левой частей тела – явный признак патологии опорно-двигательного аппарата Нарушения осанки во фронтальной плоскости часто сочетаются с косым положением таза.

В горизонтальной плоскости происходит вращение позвонков при поворотах туловища. Скручивание позвоночника в горизонтальной плоскости – отличительный признак сколиоза.

Нарушение осанки в сагиттальной плоскости

Сутуловатость. Грудной кифоз увеличен, его вершина находится в верхней части грудного отдела. Поясничный лордоз сглажен. Плечи опущены и сведены вперед, лопатки не прилегают к спине (крыловидные лопатки).

Круглая спина. Кифоз равномерно увеличен на всем протяжении грудного отдела, поясничный лордоз несколько сглажен, голова наклонена вперед, плечи опущены и сведены вперед, лопатки не прилегают к спине. Для круглой спины характерны впалая грудная клетка и плоские ягодицы. Из-за укорочения грудных мышц ребенок не может поднять полностью руки вверх.

Кругло–вогнутая спина. Все изгибы позвоночника увеличены, голова, шея, надплечья наклонены вперед, живот выступает и свисает. Колени максимально разогнут, чтобы удержать центр тяжести в пределах опорной поверхности. Мышцы живота, спины, задней поверхности бедер и ягодиц растянуты и истончены. Из-за дряблости брюшного пресса возможно опущение внутренних органов.

Плоская спина. Все изгибы позвоночника сглажены, поясничный лордоз выражен слабо и смещен кверху. Нижняя часть живота выдается вперед. Скелетная мускулатура плохо развита, мышцы туловища и спины утончены. Плоская спина является следствием функциональной неполноценности мускулатуры. При плоской спине чаще, чем при других нарушениях осанки, развивается сколиоз и другие дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника. При такой осанке чаще происходят компрессионные переломы.

Плоско–вогнутая спина. Грудной кифоз уменьшен, поясничный лордоз немножко увеличен. Таз как бы сдвинут назад и опрокинут вперед, из-за чего ягодицы отставлены назад, а живот выступает вперед и отвисает книзу. Грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены.

Нарушения осанки во фронтальной плоскости

Для них характерно дугообразное смещение линии остистых отростков позвонков в сторону от средней линии спины. Такие нарушения осанки трудно отличить от ранних стадий развития сколиоза.

В отличии от сколиоза, при функциональном нарушении осанки во фронтальной плоскости искривление позвоночника и асимметрия правой и левой сторон тела исчезают при разгрузке мышц в положении лежа.

Главное отличие сколиоза от «просто” нарушений осанки во фронтальной плоскости – скручивание позвоночника вокруг своей оси. Позвонки расположены, как ступени винтовой лестницы.

Небольшая асимметрия тела есть у каждого, но если нарушения осанки во фронтальной плоскости заметно выражены, пора идти к врачу.

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ

Давайте поговорим о том, что делать, чтобы осанка не портилась, а позвоночник оставался здоровым.

В первые годы жизни ребенка полноценное питание, массаж и физкультура необходимы и для здоровья, и для нормального формирования позвоночника. Регулярные визиты к врачу позволят своевременно выявить те нарушения опорно-двигательного аппарата, которые проявляются тогда, когда осанки как таковой еще не существует. Профилактика рахита и плоскостопия, закаливание – этого на первых порах достаточно для нормального физического развития

Что еще необходимо ребенку – так это с первых недель жизни. подружиться с хорошим невропатологом. Более или менее выраженная перинатальная энцефалопатия сейчас есть практически у каждого новорожденного и часто требует длительного лечения.

Если малыш относительно здоров, то примерно до трех лет его позвоночник обычно развивается нормально. Здоровый ребенок должен много двигаться, из-за особенностей детской нервной системы и мышц поддерживать неподвижную позу ему труднее, чем бегать, прыгать, вертеться и скакать.

В положении сидя или стоя, особенно, если находиться в одной и той же позе приходится дольше нескольких минут, ребенок » обвисает ”,вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвоночные диски, и начинается формирование неправильного двигательного стереотипа и плохой осанки. Небольшая, но регулярная физическая нагрузка (плавание, домашние тренажеры, больше подвижных игр и поменьше телевизора, ежедневная физкультура) – необходимые условия нормального развития опорно-двигательного аппарата.

Без соблюдения элементарных правил плохая осанка гарантирована практически каждому школьнику. С первого дня в школе позвоночник ребенка начинает испытывать повышенные нагрузки. Старинных удобных парт теперь не делают, и школьники от первого до одиннадцатого класса сидят на стульях и за столами, рассчитанными на пятиклассника среднего роста. На ситуацию в школе мы повлиять не можем.

А как должно быть организованно рабочее место школьника дома?

  • Глубина сиденья стула должна быть чуть меньше расстояния от крестца до подколенной ямки.
  • Чтобы сидеть было еще удобнее, на уровне вершины поясничного лордоза к спинке стула следует прикрепить небольшой мягкий валик.
  • Столешница должна находиться на уровне солнечного сплетения При этом чуть расставленные локти свободно опираются на нее, разгружая шейный отдел позвоночника от веса рук, а поверхность тетради находится на оптимальном расстоянии от глаз – 30 – 35 см.
  • Купить дорогой, но удобный стул на винтах и шарнирах, у которого вы сможете подогнать и высоту сиденья, и его глубину, и наклон спинки.
  • Под ноги поставить скамеечку такой высоты, чтобы они не болтались в воздухе и не поднимались кверху.
  • Книги желательно ставить на пюпитр на расстоянии вытянутой руки от глаз.
  • Научите ребенка сидеть прямо, с равномерной опорой на обе ноги и ягодицы.
  • Время от времени ребенок должен менять позу. Через каждые 30 – 45 мин занятий следует встать и подвигаться 5-10 минут.
  • Следите, чтобы у ребенка не возникала привычка сидя класть ногу на ногу, подворачивать одну ногу под себя, убирать со стола и свешивать нерабочую руку, сидеть боком к столу.

А что еще можно сделать для профилактики нарушений осанки и болезней позвоночника?

  • Полноценно питаться
  • Спать на ровной кровати с жестким основанием и мягким матрасом, с невысокой желательно специальной ортопедической подушкой.
  • После уроков школьнику, нужно полежать не меньше часа, чтобы мышцы расслабились и отдохнули.
  • Нельзя носить сумку, даже легкую, на плече: плечо при этом постоянно приходиться держать поднятым. Нельзя носить портфель в одной и той же руке.
  • Ребенку необходимо побольше двигаться и хотя бы по 20-30 минут в день заниматься физкультурой.

Самое – самое главное средство профилактики – это выработка навыков правильной осанки.

Специалист: Травматолог-ортопед
Описание заболевания
Симптомы
Жалобы
Причины
Диагностика
Лечение
Профилактика
Нарушение осанки – это деформация позвоночника, который может быть изогнут во фронтальной (спереди назад) или сагиттальной (вбок) плоскостях.
Нарушение осанки лечит в зависимости от преобладающей симптоматики педиатр, детский невролог, вертебролог, массажист, мануальный терапевт, физиотерапевт. Наилучшего результата удается добиться при комплексном подходе.

О заболевании

Частота деформаций позвоночника растет пропорционально возрасту. Если у дошкольников это заболевание встречается у 17% детей, то в средних классах частота выявляемости уже более 30%, а в старших – более чем 65% случаев.
Само по себе нарушение осанки ни жизни, ни здоровью не угрожает. При соответствующем лечении анатомию позвоночника можно восстановить. Однако изменения осанки способствуют снижению подвижности грудной клетки и диафрагмы, а это предпосылка формирования многих болезней.
При нарушенной осанке снижаются амортизационные возможности позвоночника, страдают многие органы. Позвоночный столб – костная основа, к которой «крепятся» различные структуры человеческого организма, и любое изменение анатомических соотношений неизбежно сказывается на здоровье.
Неправильная осанка – первый шаг на пути формирования сколиоза, межпозвоночных грыж и других вертебрологических расстройств.
Детские травматологи выделяют следующие деформации в сагиттальной плоскости:

  • плоская спина – сглаживание всех физиологических изгибов;
  • плоско-вогнутая спина – поясничный изгиб увеличен, шейный сглажен, в шейном отделе кифоз (искривление позвоночника в передне-заднем направлении);
  • сутуловатость – грудной кифоз увеличен, поясничный изгиб сглажен;
  • круглая спина (кифотическая осанка) – грудной кифоз увеличен, поясничного изгиба практически нет;
  • кругло-вогнутая спина (кифолордотическая осанка) – шейный и поясничный изгибы резко увеличены.

Деформация во фронтальной плоскости – это сколиотическая осанка, искривление вбок. От настоящего сколиоза такое нарушение отличается тем, что лежа все изгибы выравниваются.
По тяжести различают следующие степени:

  • незначительная деформация, которую ребенок может корректировать сам при направленном внимании;
  • деформация выражена сильнее, но распрямляется в положении лежа или при подъеме за подмышки;
  • деформация сохраняется в лежачем положении и при подъеме.

Симптомы нарушения осанки

На внешний вид ребенка обращают внимание окружающие взрослые. Наличие деформации можно определить даже при беглом взгляде. Может быть выступание грудной клетки, головы и плеч вперед, избыточный угол наклона таза, плоские ягодицы, отклонение вертикальной оси вбок.
При сколиотической осанке деформация напоминает дугу, голова наклонена в сторону, плечи, лопатки и соски находятся на разных уровнях.

Жалобы на нарушения осанки

На первой стадии дети практически ни на что не жалуются. В более тяжелых стадиях может беспокоить головная боль, боль в спине, утомляемость, снижение зрения.
Длительно существующие деформации изменяют работу сердца, легких, пищеварительной системы. Если грудь плоская, то снижается дыхательная способность легких, отчего развивается кислородная недостаточность, изменяется метаболизм. Дети выглядят более вялыми по сравнению со сверстниками, часто болеют респираторными инфекциями, бронхитами, воспалением легких, предрасположены к туберкулезу.
Из-за ненормального поясничного изгиба ослабевают мышцы брюшного пресса, опускается желудок и кишечник, возникают запоры.

Причины нарушения осанки

Причины бывают врожденные и приобретенные.
Врожденные изменения возникают вследствие отклонений внутриутробного развития или травмы плода в родах. Это позвонки клиновидной формы, соединительно-тканная дисплазия, вывих атланта (1-го шейного позвонка), миотонические синдромы (кривошея и подобные). На долю врожденных отклонений приходится не более 10% всех поражений.
Подавляющее большинство причин нарушения осанки – приобретенные. Предрасполагающий фактор – астеническая конституция. Провоцируют деформации осанки такие факторы, как низкая физическая активность, тяжелый портфель (особенно в сочетании с привычкой носить в одной руке), недостаточная освещенность учебного места, из-за чего тело ребенка длительно находится в нефизиологическом положении.
Не способствует формированию правильной осанки и некоторые действия родителей, которые жаждут, чтобы ребенок сел или пошел раньше положенного природой срока. Стремление «научить» сидеть или ходить ребенка, позвоночник которого еще не созрел для этого, ничем хорошим не заканчивается.
Страдает позвоночник при тяжелых системных заболеваниях: полиомиелите, туберкулезе, плоскостопии, последствиях травм, укорочении одной ноги. Мешает формированию правильной осанки плохое зрение и слух (близорукость, косоглазие, тугоухость), когда ребенок вынужден приближаться к источнику звука или изображению, удерживая спину в вынужденном положении практически постоянно. Неправильная осанка бывает также у детей с дефицитом или избытком массы тела, когда мышцы не имеют возможности нормально развиваться.

Диагностика нарушения осанки

При подозрении на нарушение осанки необходима консультация детского ортопеда-травматолога или вертебролога.
Во время осмотра врач обращает внимание на такие критерии:

  • положение лопаток (при заболевании находятся на разных уровнях, неодинаково отстоят от позвоночника);
  • отклонение остистых отростков от средней линии;
  • асимметрия ягодичных складок;
  • уровень подколенных ямок;
  • форма грудной клетки (выпуклая или вогнутая);
  • симметричность ребер.

Врач обязательно проводит тест Адамса – осматривает положение костей при наклоне туловища вперед.
Для уточнения деформаций (количественное определение изгибов, углов и дуг) назначаются инструментальные методы: рентгенография, МРТ или СКТ.

Лечение нарушения осанки

Нарушения осанки у детей носят функциональный (обратимый) характер, поэтому лечебные мероприятия проводятся в двух направлениях: создание крепкого мышечного корсета и обучение рациональным двигательным стереотипам.
Используются (в разных соотношениях по ситуации) следующие методы:

  • ЛФК под руководством инструктора, в том числе кинезитерапия;
  • массаж общий и ортопедический;
  • мануальная терапия;
  • водолечение;
  • лечебное плавание;
  • занятия на лечебных тренажерах;
  • ультрафиолетовое облучение;
  • электростимуляция мышц;
  • лечение магнитными полями, в том числе индуктотермия;
  • грязевое лечение (пелоидотерапия);
  • талассотерапия – лечение продуктами моря (водоросли, морская вода);
  • ношение ортопедического корсета, который изготавливается по индивидуальным меркам.

В самом крайнем случае, когда возможности консервативного лечения исчерпаны, применяется хирургическая коррекция.

Профилактика нарушения осанки

Лучшая профилактика – подходящее по возрасту спальное место с ортопедическим матрасом и подушкой, одежда и обувь на устойчивой подошве, ношение рюкзака вместо портфеля, достаточное освещение учебного места.
Ребенок в обязательном порядке должен быть проконсультирован офтальмологом и ЛОР-врачом, а выявленные нарушения скорректированы.
Детей с неправильной осанкой должен наблюдать детский ортопед, рекомендации которого следует неукоснительно выполнять. Необходима достаточная физическая активность, спортивные занятия, игры с физической нагрузкой.
Специалисты клиники «СМ-Доктор» проведут профилактический осмотр ребенка любого возраста, подскажут все необходимые меры для коррекции осанки. В центре применяются инновационные методики диагностики и лечения. Обращайтесь к лучшим специалистам, которые знают, как сделать осанку вашего ребенка идеально ровной!

Врачи:

Детская клиника м.Марьина РощаДетская клиника м.ВойковскаяДетская клиника м.ТекстильщикиДетская клиника м.Молодежная Детская клиника м.Чертановская Детская клиника в г.Солнечногорск, ул. Красная

Ровная осанка – это не только красота и грациозность, но и здоровый позвоночник. Нарушение осанки является не просто эстетической проблемой, но и причиной возникновения болей в спине, которая будет доставлять постоянный дискомфорт и неудобство в обычной жизни. Если вы чувствуете, что начали сутулиться и хотите поработать над выпрямлением спины, то предлагаем вам отличный комплекс упражнений для исправления осанки.

Правильная осанка: основные правила

Правильная осанка – это способность поддерживать спину прямо в непринужденном состоянии. Если поддержка прямой спины сопровождается дополнительными усилиями или напряжением в позвоночном отделе, то скорее всего можно говорить о нарушении осанки (или сутулости).

На сегодняшний день, когда малоактивный образ жизни для большинства людей стал практически нормой, искривление позвоночника является особенно распространенной проблемой как для детей, так и для взрослых. Сутулость может стать причиной многих различных заболеваний, и если не заниматься упражнениями для исправления осанки, то это чревато серьезными проблемами.

Нарушение осанки и сутулость могут спровоцировать:

  • Острую боль в спине
  • Хроническую усталость
  • Межпозвоночную грыжу и протрузии
  • Остеохондроз
  • Нарушение кровообращение
  • Сдавливание внутренних органов
  • Головокружение и общее недомогание

Кроме того, при неправильной осанке страдает ваш внешний вид, нарушается походка, выпячивается живот и впадает грудь. Поэтому и с точки зрения здоровья, и с эстетической точки зрения сутулость имеет крайне негативные последствия. Однако есть и хорошая новость. Регулярное выполнение упражнений для осанки поможет выпрямить позвоночник, минимизировать сутулость и убрать боли в спине.

10 правил для сохранения осанки

Прежде чем перейти к упражнениями для осанки, давайте остановимся на основных правилах, которые помогут вам поддерживать позвоночник в здоровом состоянии.

  1. За правильной осанкой нужно следить постоянно – когда вы ходите, когда вы сидите, когда вы стоите. Обращайте внимание на положение тела: плечи расправлены и опущены, грудь смотрит вперед, позвоночник выпрямлен, живот подтянут. При ходьбе старайтесь не смотреть под ноги.
  2. Для сохранения правильной осанки нужен крепкий мышечный корсет. Помимо выполнения упражнений, которые предлагаются ниже, рекомендуем также работать над мышцами пресса и спины.
  3. Отличной профилактикой искривления позвоночника является ходьба с книгой на голове. Удержать книгу можно только с выпрямленной спиной, поэтому это является хорошим упражнением для осанки.
  4. Обязательно делайте перерывы в работе для разминки спины и всего тела в целом. Рекомендуем посмотреть: Упражнения для офисной гимнастики.
  5. При наклонах (например, во время физической работы) не округляйте спину и не сутультесь. Если не получается наклониться с прямой спиной, то лучше согните колени. При переносе тяжестей распределяйте вес на обе руки, недопустимо носить сумку только с одной стороны.
  6. Выбирайте удобную повседневную обувь. Каблуки дают серьезную нагрузку на позвоночник и также провоцируют нарушение осанки.
  7. Малоподвижный образ жизни является источником многих проблем, в том числе и нарушений функциональности позвоночника. Старайтесь больше двигаться ежедневно. Можете посмотреть нашу низкоударную интервальную тренировку для новичков.
  8. Для профилактики заболевания спины и нарушений осанки рекомендуется спать на жестком матрасе. Также можно приобрести ортопедический матрас.
  9. Ортопедический бандаж для осанки лучше покупать только после консультации с врачом. Иначе вы рискуете из-за бандажа закрепить неправильное положение спины, а не исправить ее.
  10. Многие из нас проводят очень много времени в сидячем положении, поэтому правильная посадка за столом играет важнейшую роль в сохранении осанки.

Топ-30 упражнений для исправления осанки

Если вы хотите исправить свою осанку, то достаточно 20-30 минут ежедневных занятий, чтобы уже через месяц вы заметили положительные изменения в грудном отделе позвоночника. Сделайте фотографии вашей спины до и после, и сравните результаты спустя месяц регулярных тренировок. Сутулость поддается коррекции, если регулярно выполнять упражнения для осанки! При острых и хронических заболеваниях лучше дополнительно проконсультироваться с врачом перед тренировкой.

Выполняйте упражнение 10-20 раз, если оно выполняется на счет, либо в течение 30-60 секунд, если оно статическое. Не забудьте повторить каждое упражнение на правую и левую сторону. Следите за своими ощущениями и старайтесь регулировать продолжительность упражнения на свое усмотрение. В течение занятия после каждого напряженного упражнения расслабляйтесь в позе ребенка. Это сбалансирует тренировку и поможет избежать перегрузок.

Низкий выпад

Примите позу глубокого выпада, выпрямите спину и поднимите руки вверх. Тянитесь руками вверх, почувствуйте вытяжение в позвоночнике. Задержитесь в этом положении и поменяйте сторону.

Сколько выполнять: 30-60 секунд на каждую сторону

Наклон с руками за спиной

Встаньте прямо и отведите руки назад за спину. Сомкните ладони вместе, скрещивая пальцы между собой. Наклоните корпус и поднимите руки вверх, отводя их как можно дальше вперед. Выполняйте это упражнение для осанки, раскрывая плечи и грудной отдел. Спина не должна округляться, поэтому можно не опускать корпус слишком низко, достаточно до параллели с полом.

Сколько выполнять: 2 подхода по 30-60 секунд

Опора на стену

Встаньте к стене, наклонитесь и упритесь в нее ладонями так, чтобы руки были параллельно полу. Старайтесь наклоняться как можно ниже, при этом сохраняя спину прямой. Это упражнение для осанки также полезно для раскрытия плечевых суставов.

Сколько выполнять: 2 подхода по 30-60 секунд

Руки в замок сидя

Сядьте в упрощенную позу лотоса, сложив ноги вместе около таза. Поднимите левую руку и заведите ее за спину, сгибая в локте. Правую руку также заведите за спину так, чтобы локоть был на уровне талии. Сомкните ладони вместе в замок, выпрямляя спину и сводя лопатки. Если не получается сомкнуть ладони вместе, просто тяните пальцы правой и левой руки друг к другу.

Сколько выполнять: 2 подхода по 30 секунд на каждую сторону

Кошка

Опуститесь на четвереньки, ладонями упритесь в пол. На вдохе прогнитесь в спине, задержитесь на 5-10 секунд и на выдохе округлите спину. Движение должно осуществляться за счет прогиба в грудном и поясничном отделе. Не прогибайтесь только в пояснице, чтобы не травмировать ее.

Сколько выполнять: 15-20 повторений

Подъем рук и ног в положении стола

Оставаясь в том же положении на четвереньках, поднимите вверх противоположную руку и ногу так, чтобы вместе с корпусом они образовывали прямую линию. Тянитесь ладонями вперед, а стопой назад, при этом поднимая их максимально вверх. Задержитесь в этом положении на 30-40 секунд и поменяйте стороны. Это упражнение для осанки и укрепления мышечного корсета также поможет вам улучшить баланс и равновесие.

Сколько выполнять: 2-3 подхода по 30-40 секунд на каждую сторону

Захват ноги в положении стола

Из положения с поднятой рукой и ногой, которое описано в предыдущем упражнении, захватите ладонями стопу и задержитесь в этом положении, прогибаясь в спине. Старайтесь делать прогиб не только в поясничном, но и грудном отделе позвоночника. Не разворачивайте корпус, тазовые косточки смотрят вперед. Захват должен осуществляться за счет отведенной руки, прогиба в позвоночнике и подъема ноги.

Сколько выполнять: 2-3 подхода по 30 секунд на каждую сторону

Скручивание в положении стола

Для выполнения этого упражнения для осанки останьтесь в положении стола. Оторвите левую руку от пола и поднимите ее вертикально вверх. Разверните корпус, расправляя плечи, раскрывая грудной отдел и сводя лопатки вместе. Почувствуйте приятное вытяжение в позвоночнике. Выполняйте упражнение на правую и левую сторону.

Сколько выполнять: 2-3 подхода по 30 секунд на каждую сторону

Поза игольного ушка

Останьтесь стоять в позе стола. Просуньте правую руку между левыми рукой и ногой, опуская ее на пол. Голову положите на пол правой стороной. Почувствуйте вытяжение в позвоночнике, раскрывайте плечевые суставы.

Сколько выполнять: 30-60 секунд на каждую сторону

Поза сфинкса

Сфинкс – это одно из лучших упражнений для исправления осанки. Лягте животом на пол, затем приподнимите корпус и упритесь в пол предплечьями. Движение осуществляется за счет прогиба в позвоночнике, почувствуйте приятное напряжение в спине.

Сколько выполнять: 2 подхода по 30-60 секунд

Упражнения для гибкости спины

Поза собаки мордой вверх

Останьтесь лежать на животе, ладони располагаются под плечами. Оттолкнитесь руками от пола, поднимая верхнюю часть тела и вытягиваясь макушкой головы вверх. Руки полностью выпрямлены. Ноги не касаются пола, вся нагрузка приходится на ладони и стопы.

Сколько выполнять: 2 подхода по 30-60 секунд

Если вам тяжело оставаться в позе собаки мордой вверх, то можете опустить ноги на коврик. Это будет не менее эффективным упражнением для осанки и улучшения гибкости позвоночника.

Пловец

Пловец – это упражнение, которое не только улучшит вашу осанку, но и укрепит мышечный корсет. Лежа на спине поднимите противоположную руку и ногу максимально вверх, задерживаясь в верхнем положении на несколько секунд. Следите за тем, чтобы грудь, живот и таз оставались на полу. Не напрягайте шею во время подъема рук, она должна оставаться расслабленной и свободной. Отрывайте колени от пола, ноги остаются прямыми. Если вам тяжело выполнять это упражнение в динамике, то поднимайте разноименные руки и ноги, возвращаясь в исходное положение.

Сколько выполнять: 15 повторений на каждую сторону

Подъем корпуса с разведенными руками

Лягте на животе и разведите руки в стороны, согнув их в локте. Оторвите грудь от пола, руки оставьте разведенными, живот лежит на полу. Не запрокидывайте голову и не напрягайте шею. Это упражнение для осанки невероятно полезно и эффективно. По возможности практикуйте его как можно чаще.

Сколько выполнять: 20-25 повторений

Подъем корпуса с руками за головой

Это еще одно полезное упражнения для улучшения осанки, которое тоже выполняется лежа на животе. Скрестите пальцы за головой и поднимите верхнюю часть туловища вверх. Не давите руками на голову и не напрягайте шею. Живот должен быть подтянут, тяните пупок к позвоночнику.

Сколько выполнять: 20-25 повторений

Лодочка

Лежа на животе, поднимите грудную клетку и ноги вверх. Руки сцеплены сзади в замке, лопатки сведены между собой, ноги скрещены. Корпус и бедра тянутся вверх, но живот и таз остаются на полу. Лодочка – достаточно сложное упражнение для осанки. Вы можете упростить его, если не будете поднимать ноги вверх, а ограничитесь подъемом верхней части тела.

Сколько выполнять: 2-3 подхода по 20-40 секунд

Складка

Сядьте на ягодицы, ноги вытянуты перед собой. Наклоните корпус, стараясь положить живот на бедра. Вытягивайте позвоночник, спина должна быть абсолютно прямой. Схватитесь за стопы или положите руки на голени. Начинающие могут немного согнуть колени, поскольку в этом упражнении для осанки нам важно вытянуть позвоночник, а не растянуть подколенные сухожилия и бицепс бедра.

Сколько выполнять: 1-2 минуты

Если у вас хорошая растяжка, то можете полностью опустить корпус на бедра. Но опять же очень важно, чтобы спина не была сутулой. Не наклоняйтесь к ногам, если вам приходится напрягать позвоночник.

Поза лука

И еще одно непростое, но очень полезное упражнение для осанки. Поднимите верхнюю часть туловища и отведите руки назад, захватив ладонями стопы. Колени, грудь, живот оторваны от пола, лопатки сведены вместе, руки прямые, таз остается на полу.

Сколько выполнять: 3-4 подхода по 20-30 секунд

Если вам пока тяжело удерживать позу лука, то примите позу лягушки. Для этого лежа на животе подтяните стопы к ягодицам, отрывая плечи от пола. Постепенно старайтесь сильнее прогибаться в спине, принимая позу лука.

Поза щенка

Встаньте на четвереньки, отставьте ладони немного подальше вперед. Опустите грудную клетку на пол, подбородок в идеале должен коснуться пола. Вытягивайте позвоночник, прогибайтесь в спине, раскрывайте плечевые суставы и грудную клетку.

Сколько выполнять: 1-2 минуты

Планка на предплечьях

Планка на предплечьях является одним из самых эффективных упражнений для укрепления мышечного корсета. И оно также очень полезно для улучшения осанки. Примите статическую позу с опорой на предплечья и носочки так, чтобы тело образовывало прямую линию. Следите, чтобы спина была ровной (не прогибалась и не выгибалась), живот и колени подтянуты, таз не уходит вверх или вниз.

Сколько выполнять: 2-3 подхода по 20-40 секунд

Планка на руках

И еще один вариант статического упражнения для осанки и мышечного корсета – это планка на руках. Принцип выполнения похож с предыдущим упражнением, только в этом упражнении вы упираетесь в пол ладонями. Тело остается подтянутым и образует прямую линию от макушки и до пяток.

Сколько выполнять: 2-3 подхода по 20-40 секунд

Собака мордой вниз

Примите положение собаки мордой вниз. Для этого из положения планки поднимите ягодицы вверх так, чтобы спина и ноги образовали горку. На что обратить внимание в этом положении? Позвоночник остается прямым, руки, шея и спина образуют прямую линию. Старайтесь тянуться копчиком вверх и делать угол между корпусом и ногами более острым.

Сколько выполнять: 1-2 минуты

Если вам не хватает гибкости в спине или подколенных сухожилиях, то присогните ноги в коленях, пятки можно оторвать от пола.

Поза верблюда

Встаньте на колени. Прогнитесь в спине, отводя плечи назад. Постарайтесь дотянуться руками до стоп и положить ладони на них. Движение должно осуществляться за счет прогиба в спине, а не за счет запрокидывания головы. Вытягивайте позвоночник по всей длине, прогибаясь и в грудном, и в поясничном отделах позвоночника.

Сколько выполнять: 2-3 подхода по 30-40 секунд

Если вам пока не позволяет гибкость дотянуться ладонями до стоп, то уменьшите прогиб, положив руки на ягодицы.

Поза перевернутого стола

Это упражнение полезно и для осанки, и для упругого пресса. Сядьте на коврик, ноги вытянуты перед собой, ладони расположены на полу рядом с ягодицами, руки прямые. Запрокиньте голову назад и поднимите туловище параллельно полу. Опирайтесь на руки и согнутые в коленях ноги. Следите за тем, чтобы стопы не отрывались от пола, а голова удерживалась на одной линии с позвоночником.

Сколько выполнять: 2-3 подхода по 20-40 секунд

Поза полумоста

Поза полумоста является эффективным упражнением не только для осанки, но и для ягодиц. Лягте на спину, ноги согните в коленях и поднимите таз максимально вверх. Упирайтесь стопами, руками, шеей и головой в пол.

Сколько выполнять: 2-3 подхода по 20-40 секунд

Поза моста

Затем, если есть возможность, примите положение моста. Упритесь ладонями в пол и поднимите таз выше. Руки полностью выпрямлены, при этом ладони и стопы находятся достаточно близко между собой. Распределяйте прогиб по всему позвоночному отделу, для этого старайтесь тянуться грудью вперед, а тазом вверх.

Сколько выполнять: 2-3 подхода по 20-30 секунд

Как встать на мостик

Скручивание для спины набок

Лягте на спину, левая нога согнута, правая нога выпрямлена, левая рука откинута в сторону. Перекиньте левую ногу через правую, скручиваясь в спине так, чтобы лопатки оставались на полу. Почувствуйте растяжение в позвоночнике. Задержитесь в таком положении 1-2 минуты и повторите на другую сторону.

Сколько выполнять: 1-2 минуты на каждую сторону

Скручивание для спины в сторону

Лягте на живот, правая рука отведена в сторону, правая нога выпрямлена. Заведите левую ногу за правую, поворачивая корпус и переместившись на бок. Левой рукой удерживайте положение. Плечо правой руки полностью лежит на полу. Задержитесь в таком положении 1-2 минуты и повторите на другую сторону.

Сколько выполнять: 1-2 минуты на каждую сторону

Скручивание для спины на боку

Из предыдущей позы в положении на боку схватите рукой стопу одноименной ноги. Сводите лопатки вместе, растягивая позвоночник. Раскрывайте плечи и грудной отдел.

Сколько выполнять: 1-2 минуты на каждую сторону

Поза ребенка

Как мы уже сказали вначале, после каждого упражнения (планки, прогибы, скручивания) можно возвращаться к позе ребенка, чтобы расслабить спину и сбросить напряжение. Для выполнения позы ребенка встаньте на колени, вытяните руки и лягте животом на ноги.

Сколько выполнять: 1-2 минуты на каждую сторону

Для пользы спины можно повернуться сначала в одну сторону, потом в другую и затем в центр.

Поза лежа на подушках

Закончите тренировку позой, которая очень полезна для позвоночника и улучшения осанки. Для этого подложите подушки под колени и под спину так, чтобы в спине образовался прогиб. Полежите в таком положение 5-10 минут.

Сколько выполнять: 2-3 минуты

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Корзаков В.Н. 1 1 РОО «Спортивно-оздоровительный центр каратэ (киокусинкай)» по Челябинской области На сегодняшний день выявлено много факторов, формирующих и влияющих на формирование правильной осанки у подростков в возрасте 12-15 лет. Учеба в школе неразрывно связана с формированием правильной осанки у подростков. В книге педагога Банкрофта «Осанка школьника» обозначается привычка держать тело в положении стоя. Она включает в себя правильное формирование опорно-двигательного аппарата в вертикальном положении. Также в книге «Осанка школьника» отмечена необходимость формирования правильной осанки для правильного формирования позвоночного столба, груди, плеч и других сегментов тела, а также формирования их правильного отношения друг к другу. В статье приведены самые распространенные факторы, влияющие на развитие и формирование осанки и опорно-двигательного аппарата у подростков в возрасте 12-15 лет, занимающихся каратэ киокусинкай. Данные были собраны методом опроса детей, занимающихся каратэ киокусинкай, и их родителей. В результате была сформирована таблица распространенности факторов, в большей степени влияющих на формирование осанки и опорно-двигательного аппарата подростков, проведены расчеты с выявлением абсолютного и процентного соотношения по влиянию каждого фактора на каждого подростка в частности. 175 KB сколиоз подростки занятия каратэ осанка нарушение осанки факторы 1. Белоусова Н.А. Особенности морфофункциональных показателей подростков препубертатного периода, страдающих сколиозом на начальных этапах // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 6 (52). – С. 20-23. 2. Бехнам Г. Оздоровительная технология при нарушении осанки у детей 7-8 лет : дис. … канд. пед. наук. – М., 2004. – 137 c. 3. Егоров Г.Г. Асимметрическая нагрузка при занятиях спортом как фактор, способствующий развитию сколиоза и нарушению осанки // Теория и практика физической культуры. – 1972. – № 9. – С. 68-69. 4. Корзаков В.Н., Быков В.С. Воздействие средств тренировки на подвижность позвоночника детей 12-15 лет в процессе занятий каратэ кёкусинкай // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9795. 5. Корзаков В.Н. Направленное воздействие на развитие мышечного корсета в процессе занятий каратэ кёкусинкай у подростков 12-15 лет со сколиозом первой степени // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2013. – № 9 (103). – С. 75-79. 6. Профилактика сколиоза . – Режим доступа: www.osteopat-amur.ru/page/profilaktika-skolioza.html. 7. Рукавишникова С.К. Методика коррекции функциональных нарушений позвоночника у студенток использованием средств пилатеса // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2010. – № 11 (69). 8. Самоконтроль при занятиях ЛФК. Сколиоз . – Режим доступа: www.med.orel.ru/skol.htm.

Осанка – это не только привычное положение человека в покое и в движении, но и признак состояния здоровья, гармоничного развития опорно-двигательного аппарата, то есть осанка – понятие комплексное .

Опорно-двигательный аппарат подростка, в частности осанка, является результатом двигательной активности. Сохранение при определённых условиях правильной позы человека достигается за счёт её постоянной коррекции и правильного напряжениями мышц тела подростка с нарушением опорно-двигательного аппарата в возрасте 12-15 лет. Формирование правильной осанки у подростков в возрасте 12-15 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата, занимающихся каратэ киокусинкай, достигается путем укрепления мышечной системы, её разносторонней физической и физиологической тренировкой по методике специально подобранных упражнений разной сложности каратэ киокусинкай, разработанной Корзаковым В.Н.

Малоподвижный режим учеников средних классов в возрасте 12-15 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата, которые чаще проводят свое время за партой в школе и дома за столом, выполняя домашнее задание, переходят от класса к классу с сутулой спиной из-за большого веса своего портфеля (рюкзака, торбы), выпирающими лопатками, вытянутой шеей с наклонённой головой вперед, и другие деформации, получаемые различными факторами, влияющими на формирование осанки и опорно-двигательного аппарата подростка в возрасте 12-15 лет, приводят к нарушению осанки и опорно-двигательного аппарата подростка в возрасте 12-15 лет .

Нарушение осанки может формироваться при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а возможно формирование ее нарушений на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера: соединительнотканная дисплазия позвоночника и крупных суставов, остеохондропатия, рахит, родовые травмы, аномалии развития позвоночника и др. В 90-95% случаев нарушения осанки являются приобретенными, чаще всего встречаются у подростков астенического телосложения .

К факторам, определяющим осанку у подростков в возрасте 12-15 лет, занимающихся каратэ киокусинкай, относятся:

  • неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы (например: длительное пребывание подростка в неправильном положении тела, в результате чего происходит образование привычки нахождения тела подростка в неправильном положении);
  • недостаточная физическая (двигательная) активность и нерациональное увлечение однообразными упражнениями;
  • вследствие недостаточной чувствительности рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника;
  • неразвитость мышц, удерживающих вертикальное положение позвоночника;
  • неправильно подобранная одежда для подростков в возрасте 12-15 лет;
  • малая освещенность рабочего места и несоответствие высоты мебели росту подростка и др. .

Из таблицы видно, что при сравнении распространенности неблагоприятных факторов, определяющих нарушения осанки, среди подростков в возрасте 12-15 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата и подростков без нарушений опорно-двигательного аппарата было выявлено несколько достоверных различий.

Распространенность фактора «неоптимальные условия для выполнения домашнего задания (освещенность и эргономичность рабочего места)» была достоверно выше у подростков, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата; также среди подростков с нарушениями ОДА достоверно чаще встречался неблагоприятный фактор «высокий вес школьного портфеля (рюкзака, торбы)».

Фактор нарушений опорно-двигательного аппарата из-за наследственности среди подростков в возрасте 12-15 лет с нарушениями распространен достоверно больше, чем среди подростков, не имеющих нарушений опорно-двигательного аппарата .

Распространенность факторов, влияющих на подвижность позвоночника, определялась методом опроса (как устного, так и анкетирования, результаты были занесены в дело подростка) родителей занимающихся каратэ киокусинкай подростков в возрасте 12-15 лет.

Распространенность факторов, определяющих нарушение осанки у подростков в возрасте 12-15 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата и без них

Факторы

Оценка

Нарушения ОДА, n=40

Без нарушений ОДА, n=8

абс.

%

абс.

%

Физическое

развитие

среднее

72,5

75,0

выше среднего

7,5

12,5

ниже среднего

20,0

12,5

Развитие

мышечной

системы

среднее

55,0

62,5

выше среднего

7,5

25,0

ниже среднего

37,5

12,5

Масса тела

норма

85,0

87,5

недостаточность

5,0

0,0

избыточность

10,0

12,5

Асимметрия таза, нижних конечностей, плечевого пояса

22,5

0,00

Посещаемость

уроков

физкультуры

полная

80,0

62,5

частичная

12,5

37,5

не посещает

7,5

0,0

Условия дома для выполнения д/з

оптимальные

27,5

87,5

неоптимальные

72,5

12,5

Выполнение утренней гигиенической гимнастики

регулярное

15,0

25,0

от случая к сл.

22,5

37,5

не делает

62,5

37,5

Посещают

спорт. секции

87,5

75,0

учреждения дополнительного образования

22,5

12,5

Режим труда и

отдыха

оптимальные

55,0

62,5

неоптимальные

45,0

37,5

Вес портфеля

допустимый

47,5

87,5

высокий

52,5

12,5

Питание подростка

дома

полноценное

85,0

87,5

неполноценное

15,0

12,5

Хронические заболевания

15,0

25,0

Родовые травмы

5,0

0,0

Наследственность нарушений ОДА

87,5

0,0

К внутренним факторам, определяющим осанку у подростков в возрасте 12-15 лет, занимающихся каратэ киокусинкай с нарушением опорно-двигательного аппарата, относятся:

1. Строение скелета.

Состояние костного аппарата и соединительных структур, отсутствие нарушений в их строении и функциях определяют правильную осанку. И, наоборот, некоторое нарушение фактора (например, уплощение и ухудшение эластичности межпозвоночных дисков, растяжение связок, избыточная либо ограниченная подвижность в суставах) может явиться причиной серьёзных дефектов осанки.

2. Тонические и фазотонические свойства мышц, фиксирующих позу, и корреляционные соотношения в их развитии.

В поддержании правильной осанки и вертикального положения тела принимает участие более трехсот мышц одновременно. Поэтому становление и совершенствование осанки во многом зависит от развития определенных групп мышц, обеспечивающих фиксирования позы подростка, а также от уровня развития статической выносливости. Общая слабость мышц или их неправильное развитие часто является причиной функциональных нарушений осанки.

3. Рефлекторные механизмы поддержания позы и общая регуляция её высшими отделами центральной нервной системы (ЦНС).

В формировании осанки участвуют врождённые механизмы установочных и других рефлексов, основу выработки правильной осанки составляет осознанно приобретаемый навык фиксированной позы подростка.

4. Состояние анализаторов (зрительных и слуховых восприятий).

Нарушение зрительного или слухового восприятия часто сопровождается нарушением осанки. По данным Е.И. Ливадо и Г.Г. Демирчогляна, дети и подростки, имеющие нарушение зрения, также имеют и нарушения в опорно-двигательном аппарате.

5. Психоэмоциональное состояние.

Осанка определяется взаиморасположением частей тела подростка в отдельности – головы, пояса, верхних и нижних конечностей, а также зависит от положения общего центра тяжести, наклона таза, выраженности изгибов позвоночника, положения линии остистых отростков, формы грудной клетки, живота, ног.

Все части тела, как звенья единой цепочки, располагаются так, чтобы обеспечить телу подростка вертикально ровное положение без особого напряжения мышц и создать благоприятные условия для нормального функционирования систем организма в различных положениях подростка в возрасте 12-15 лет, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата .

В положении стоя голова подростка удерживается разгибателями головы против момента её силы тяжести. Так как из-за шейного изгиба вперёд (лордоз) вес головы направлен на сгибание шейного отдела позвоночного столба, удерживающую работу совершают мышцы шеи. Удержание головы даже при незначительном опускании её вперёд рефлекторно способствует увеличению грудного изгиба назад (кифоза). Удержание головы при незначительном сгибании шейного отдела позвоночного столба способствует уменьшению грудного кифоза. Положение головы вызывает рефлексы позы, которые создаются тоническими рефлексами спинного, продолговатого мозга и мозжечка. Нарушение равновесия головы и плохое или неправильное развитие мышц шейного отдела сказывается на кровоснабжении мозга. Если неправильное положение головы становится привычным, то изменяется тоническое напряжение не только мышц шейного отдела, но и других отделов подростка, таких как мышцы спинного отдела и ног, вследствие чего происходит нарушение осанки и опорно-двигательного аппарата подроста .

Верхний плечевой пояс может быть выведен вперёд и лопатки отведены от позвоночного столба, что также связано с усилением грудного кифоза. Это способствует изменению не только изгибов позвоночного столба, но и конфигурации верхней части туловища. Связки и мышцы спины растягиваются, вследствие чего не обеспечивают максимальное разгибание позвоночного столба, что отражается на глубине вдоха и приводит к уменьшению дыхательной экскурсии грудной клетки.

Положение головы и верхнего плечевого пояса оказывает влияние на осанку подростка механически, влияние оказывает и рефлекторное распределение тяги мышц. Изгибы позвоночного столба значительно зависят от веса расположенных выше отделов туловища, а также головы и верхних конечностей. Мышцы своим напряжением противодействуют моментам сил тяжести, уменьшают изгибы. Изгибы позвоночника также зависят и от ниже расположенных частей тела.

В зависимости от тяги мышц таз подростка, опираясь на тазобедренные суставы (сгибателей и разгибателей этих суставов), в большей или меньшей может наклоняться, поворачиваясь вокруг поперечной оси; при этом увеличиваются или уменьшаются изгибы позвоночного столба. Чем больше наклон таза вперёд, тем глубже поясничный лордоз, брюшная стенка при этом растянута, что может способствовать опущению органов брюшной полости. Сильный наклон таза назад выпрямляет все изгибы позвоночника, что снижает рессорные свойства и подвижность позвоночника (особенно в поясничном отделе) и отрицательно сказывается на состоянии спинного и головного мозга. Положение таза особенно зависит от равномерной тяги ягодичных мышц, а также мышц передней и задней поверхности бёдер.

Hа осанку влияет и наклон голени, разгибание в голеностопных суставах: при меньшем наклоне голени таз выводится назад и увеличивает свой наклон, при большем – наоборот.

Правильное положение тела является следствием равномерной мышечной тяги и взаимотонуса мышц плечевого пояса, шеи, спины, живота, таза и задней поверхности бёдер. Особую роль в изменении осанки играют состояние позвоночного столба и положение таза, также имеет значение то, какой у подростка вес и рост, степень развитости мускулатуры и др.

Поскольку между формой и функцией организма существует взаимосвязь, правильная и красивая осанка определяет правильное физическое развитие и нормальное физическое и психическое состояние человека.

При правильной осанке и правильно развитом опорно-двигательном аппарате голова и туловище расположены по одной вертикальной линии, тело фиксировано без особых напряжений, части тела симметричны относительно позвоночного столба. Плечи развёрнуты, слегка опущены и находятся на одном уровне, линия надплечий горизонтальна. Лопатки прижаты к спине, расположены на одном расстоянии от позвоночного столба, их углы находятся на одной горизонтальной линии. Физиологические изгибы позвоночника нормально выражены (примерно равномерно), отсутствуют боковые искривления. Грудная клетка развёрнута, слегка выпуклая, симметрична относительно средней линии. Живот подтянут, брюшная стенка вертикальна, пупок находится на передней срединной линии. Треугольники талии симметричны. Угол наклона таза находится в пределах от 35° до 55°. Ноги имеют одинаковую длину, разогнуты в коленных и тазобедренных суставах; смыкание бёдер, голеней и пяток происходит без напряжения мышц, с небольшим просветом ниже коленей и над внутренним лодыжками; внутренние части стоп не касаются пола. Мышцы правой и левой, передней и задней сторон туловища характеризуются гармоничным развитием.

При оценке состояния осанки учитывают признаки, характеризующие положение основных звеньев тела относительно вертикали, профиль позвоночного столба и величины его изгибов, угол наклона таза (по показателям тазомера), привычное положение стоп. Для нормальной осанки по этим признакам характерны: близость к вертикали продольных осей основных звеньев тела, соразмерность изгибов позвоночного столба в переднезаднем направлении и отсутствие его боковых искривлений, сравнительно небольшой угол наклона таза .

При благоприятных условиях осанка такого типа формируется и стабилизируется уже в первые возрастные периоды развития индивида, но не остаётся неизменной.

Выводы

Анализ распространенности неблагоприятных факторов показывает, что они значительно влияют на нарушения осанки у подростков в возрасте 12-15 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата, значительное влияние оказывают оптимальность рабочего места подростка дома, вес школьного портфеля, а также наследственность нарушений ОДА.

При воздействии благоприятных условий на подростка в возрасте 12-15 лет с нарушением осанки и опорно-двигательного аппарата осанка стабилизируется.

Существует мнение, что «индивидуальная» осанка передаётся по наследству; опыт и наблюдения убеждают, что доминирующую роль играют воспитание и систематическое воздействие физических упражнений. Занятия спортом и каратэ киокусинкай (упражнениями разной сложности) способствуют правильной статической и динамической нагрузке на позвоночник, следовательно, и формированию правильной осанки .

Библиографическая ссылка

Корзаков В.Н. ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ ОСАНКИ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ПОДРОСТКОВ В ВОЗРАСТЕ 12-15 ЛЕТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ КАРАТЭ КИОКУСИНКАЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26198 (дата обращения: 25.09.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *